Конспект урока «Пасхальная открытка, выполненная в технике аппликацияиз текстильной ленты, канта и тесьмы».
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо) на тему

Кириллова Надежда Александровна

Образовательная программа:
«Арт-Дизайн»
2-й год обучения.

Возраст учащихся 9-10 лет.


Предмет: Изобразительное искусство, декоративно-прикладное искусство, бумажная пластика.
 

Тема занятия: «Пасхальная  открытка», выполненная в технике аппликация из текстильной ленты, канта и тесьмы.

 

Тип занятия: Освоение новой технологии в области декоративно-прикладного искусства и создание работы (открытки) по собственному эскизу.
 

Цель занятия:

•                    Изучить новую технологию работы в технике «аппликация» и , используя собственный эскиз, выполнить декоративную композицию (открытку) из текстильных материалов (текстильной ленты, канта и тесьмы).

•                    Расширить представление о видах и художественных формах декоративно-прикладного искусства
 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Текстовое описание урока.36.11 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

«Пасхальная открытка,

выполненная в технике аппликацияиз

текстильной ленты, канта и тесьмы».

Автор – педагог дополнительного образования

(ИЗО и ДПИ)

Кириллова  Надежда Александровна

ГБОУ ДОД ДДТ Центрального района СПБ

«Фонтанка 32»

Куратор:Архипова Елена Владимировна

2013г.

Оглавление

I.Пояснительная записка:………………………………………………..……2

  1. Актуальность выбранной темы……………………………………….… 3

  2. Педагогическое кредо.  (Краткое описание и целевая направленность     образовательной программы «Арт-дизайн»)…………………………….….4

II.Методическое обоснование урока………………………………………...5

III. Ход урока. (План, презентация, поэтапное описание урока, подведение итогов.)…………………………………………………………………….…..8

IV. Приложение……………………………………………………………....11

V.Библиография……………………………………………………………...12


I.Пояснительная записка

Область декоративно-прикладного искусства  имеет огромное количество направлений и охватывает различные отрасли творческой деятельности человека.В наши дни эта область творчества приобретает особую актуальность. В числе возрастающих культурных потребностей  современного общества намечается стремление к эстетизации своего быта, желание окружить себя не только полезными, но и красивыми вещами.Единство художественной ценности  и его функциональности — именно эти процессы включает в себя область декоративно-прикладного искусства. Художник-прикладник выражает мировосприятие современников, демонстрирует свои эстетические воззрения.

Создание условий для развития творческой индивидуальности обучающегося средствами декоративно-прикладного  искусства- основная цель педагога на занятиях по декоративно-прикладному творчеству .

2.Актуальность выбранной темы

В современном обществе, в условиях возрождения национального самосознания и осознания духовных ценностей народной культуры,возрос интерес как к культурному наследию России , так и к культуре народов своего региона. Решением проблем возрождения и изучения народной культуры с целью включения их в программы по предметам художественного цикла занимаются многие педагоги практики и теоретики. Формирование культурно-исторической памяти в процессе системного, комплексного освоения культуры с привлечением произведений народного творчества- необходимое условие развития личности ребенка и один из актуальных вопросов  методики преподавания изобразительного искусства.

  Российская культура самобытна, богата народными традициями. Их нужно знать и помнить. Именно поэтому в разработанную мной образовательную программу «Арт-Дизайн» включены задания прикладного характера, позволяющие детям познакомиться с культурными аспектами русских традиций, сформировать собственное представление о ее ценности и красоте.


3.Педагогическое кредо.(Краткое описание и целевая направленность     образовательной программы «Арт-дизайн»)

Разработанная мной образовательная программа «Арт-Дизайн» имеет художественно-эстетическую направленность.Программа предлагает двухгодичный  курс обучения детей 7-10-летнего возраста. Она особенна тем, что включает в себя четыре основных вида художественной деятельности,синтезирую графическую, живописную, архитектурную и декоративно-прикладные формы изобразительного творчества. Именно этот синтез разнообразного художественного опыта позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, обеспечивает наиболее гармоничное развитие его духовных качеств и эстетических потребностей.

  Комплектация в группах идет по принципу смежности возрастов: 7-8 лет, 9-10 лет. И хотя учебный курс первого и второго года обучения имеют смежное по задачам программное содержание, темы курса разработаны с тем условием, что будут легко выполнимы для обеих возрастных групп.

  Уровень освоения программы - углубленный.

Цель обучения:

   Гармоничное развитие духовных качеств и эстетических потребностей учащихся. Формирование базы профессиональных знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства.


II. Методическое обоснование урока.

Образовательная программа:
«Арт-Дизайн»
2-й год обучения.

Возраст учащихся 9-10 лет.


Предмет: Изобразительное искусство, декоративно-прикладное искусство, бумажная пластика.

Тема занятия: «Пасхальная  открытка», выполненная в технике аппликация из текстильной ленты, канта и тесьмы.

Тип занятия: Освоение новой технологии в области декоративно-прикладного искусства и создание работы (открытки) по собственному эскизу.

Цель занятия:

  1. Изучить новую технологию работы в технике «аппликация» и , используя собственный эскиз, выполнить декоративную композицию (открытку) из текстильных материалов (текстильной ленты, канта и тесьмы).
  2. Расширить представление о видах и художественных формах декоративно-прикладного искусства


Задачи урока:
1. Образовательные:

  1. Знакомство с традициями декоративного оформления пасхальных яиц.
  2. Освоение новых технологий в работе с текстильными материалами.
  3. Формирование базы профессиональных навыков в работе с художественными материалами.

2. Развивающие:

  1. Развитие мелкой моторики и координации движений.
  2. Развитие творческого воображения, эстетического восприятия.
  3. Развитие творческо-композиционных навыков учащихся, чувства ритма, колорита.

3. Воспитательные:

  1. Воспитывать уважение к народным традициям, воспитывать осознанное понимание исторической и художественной ценности своего культурного наследия.
  2. Формировать устойчивый интерес к изобразительному и декоративно-прикладному искусству, эстетические потребности учащихся.
  3. Побуждать к самостоятельному творческому поиску в решении художественных и учебных задач.


Метод обучения: диалектический, репродуктивный, эвристический.

Приемы преподавателя: беседа,демонстрация презентации «Пасхальная открытка», постановка вопросов.

Приемы обучения: наблюдение, выслушивание, ответы на вопросы, выполнение самостоятельной работы.

Основные термины и понятия:

  1. Декоративно-прикладное искусство- обширный раздел искусства, охватывающий различные виды творчества, которые направлены на создание художественных изделий бытового назначения.

Произведениями декоративно-прикладного искусства могут быть различная утварь, мебель, ткани, украшения.

  1. Эскиз-художественное произведение вспомогательного характера, являющееся подготовительным для более крупной работы и обозначающее ее замысел, основные композиционные средства.
  2. Способ создания рисунка, орнамента посредством нашивания, наклеивания на ткань, бумагу и т.п. кусочков ткани, бумаги и т.п. другого цвета или другой выделки.
  3. Живописное, графическое или скульптурное украшение, состоящее из стилизованного сочетания геометрических, растительных или животных мотивов.

Оборудование для учителя: мультимедийный проектор, компьютер, таблички-карточки с вариантами композиционного решения, готовые варианты открыток, выполненные педагогом.

Оборудование для учащихся: цветной картон, текстильная лента, кант и тесьма, клей (момент «Кристалл»), восковые мелки, бумага формата А4, столы, стулья.


III. Ход урока. (План, презентация, поэтапное описание урока, подведение итогов.)

План урока

1.)Вводная часть.

а) Организационный момент. Эмоциональный настрой. Проверка степени готовности к уроку.

б) Демонстрация презентации «Пасхальная открытка»

2.)Объяснение нового материала. Беседа с учащимися об этапах работы, особенностях технического исполнения.

3.) Практическая работа.

а) Разработка эскиза (2 варианта).

б) Отбор текстильных материалов в соответствии с эскизным решением.

в) Самостоятельная работа учащихся.(Выполнение готового варианта открытки)

4.) Анализ детских работ.

5.)  Подведение итогов.


Ход урока

 1.) Вводная часть.

Педагог: Здравствуйте дети. Тема нашего сегодняшнего занятия- «Пасхальная открытка».

Выбор темы не случаен-через несколько дней мы будем встречать Великий праздник Пасхи. Что вы знаете об этом празднике? Что в нем особенного?

Дети: Это день, когда люди обмениваются крашенными, расписанными яйцами и говорят друг другу «Христос Воскрес»- «Воистину Воскрес» !

 Педагог: Правильно, это праздник всех Христиан. У него есть своя история. Вот послушайте мой рассказ. (Включает презентацию)

2.) Педагог: Давайте приступим к работе.

На ваших столах есть все необходимые материалы: бумага, восковые мелки, картон, принесенные вами текстильные ленты, тесьма, кант, клей и картонные модули в форме яйца. (Каждый названный материал педагог демонстрирует детям)

Итогом нашей работы будет вот такая красивая пасхальная открытка. (Демонстрирует готовые варианты) Ваша главная творческая задача- придумать свой авторский вариант пасхальной открытки.

Работу мы будем выполнять поэтапно.

Первый этап работы-исполнение эскиза. Нам понадобится лист бумаги формата А4, восковые мелки, и вырезанный из картона модуль в форме яйца.

 На вашем листе можно разместить две формы. (Педагог демонстрирует, как это сделать)

 Возьмите мелок и обведите модуль. (Дети выполняют задание)

Посмотрите на экран (На экране таблица с вариантами композиционного решения). Вы видите 6 вариантов композиции. Вы можете выбрать два, из предложенных мною, либо придумать свои собственные. Помните,что итогом урока  будет являться работа, выполненная в технике аппликация из принесенных вами текстильных материалов.

 Обратите внимание на то, что ленты, тесьма и кант отличаются друг от друга  не только по цвету и фактуре, но и ширине. Поэтому на вашем эскизе  полосы тоже будут различны по ширине и цвету.

 В выборе цветового решения  я советую вам  отталкиваться от имеющегося материала.

 Если вспомните, на предыдущих уроках мы говорили с вами  о контрастных и родственных цветах, о теплой и холодной цветовых гаммах.

Посмотрите на принесенные вами тесьму и ленты, и , прежде, чем выбирать цвета для эскизного варианта, мысленно представьте  какие именно восковые мелки вам подойдут,какое колористическое решение будет наиболее красочным и гармоничным.

 После того, как вы нарисуете два эскиза и мы вместе выберем лучший из них, вы сможете  приступить к выполнению оставшейся работы-непосредственному исполнению открытки.

 Основа открытки- картон 2-х цветов. 1 цвет-фон открытки, 2-ой  вырезанный модуль в форме яйца. Именно на «яйцо» будут приклеиваться ленты, тесьма и кант с помощью клея Момент «Кристалл».  Выполнять работу нужно аккуратно! Неряшливо и криво приклеенные элементы будут смотреться не эстетично, поэтому крепить их мы будем к тыльной поверхности «яйца».

(Педагог демонстрирует наглядный материал- выполненный им самим вариант «Пасхального яйца» с тыльной стороны)

  3.) Педагог: Итак, приступаем к практической части нашего урока.
Возьмите восковые мелки и выполните 2 эскизных варианта. (Дети приступают к работе.Педагог следит за ходом работы, дает необходимые рекомендации.)

  Педагог: Ребята, перед вами два эскизных решения. Я предлагаю вам выбрать тот, который кажется вам наиболее выразительным. А теперь приступим к основной работе- непосредственному выполнению открытки.

(Дети под контролем педагога отбирают материал (ленты, тесьму и кант), вырезают из картона модули яйца, аккуратно наклеивают элементы в соответствии с эскизным решением.Педагог помогает тем, кто плохо справляется с техникой наклеивания.)

  4.) Педагог: Итак, ваши пасхальные открытки готовы. А теперь мы организуем маленькую выставку ваших работ. (Все работы ребята выкладывают на стол в ряд.)У вас есть возможность увидеть работы других учеников, оценить качество их исполнения, а возможно и критически оценивать собственную работу. Мне нравятся все работы. Вы хорошо потрудились. Молодцы!

  5.) Подведение итогов.

  Анализ детских работ проводиться по трем направлениям:

  1. Оригинальность, выразительность придуманной композиции.
  2. Выбор колористического решения.
  3. Уровень овладения техническими навыками работы в технике аппликации. (Аккуратность исполнения.)

IV.Приложение

  1. Схемы композиционного решения.
  2. Готовые варианты открыток, выполненные педагогом.
  3. Фрагменты презентации урока. (Цветные ксерокопии с изображением пасхальных яиц и открыток.)
  4. Презентация

(Все файлы размещены на сайте)


V.Библиография

  1. Боголюбов Н.С. МГПИ им. Ленина Развивающее обучение в изобразительном искусстве// Декоративно прикладное искусство в системе эстетического воспитания. Межвузовский сборник научных трудов. - М.: Издательство «Прометей» МПГУ им. Ленина, 1990.

  1. Козлов В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий. -М., 1981

  1. Комарова Т.С. (редакция) Народное искусство .в воспитании детей. Книга для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов, руководителей художественных студий. М.: Изд-во «Российское педагогическое агентство», 1997.

                                                                                     

  1. Кон И.С. Психология ранней юности // Психология подростка. Хрестоматия / Сост.-ль Ю.И. Фролов.- М., 1997.

  1. Коротов В.М. Воспитание как предмет педагогической науки // Развитие личности. — М.: Институт развития личности РАО, 1997.
  2. Левкина Т. Встречаем Пасху. Традиции, рецепты, подарки.-М.: Даръ, 2009.
  3.  Маракулина Я.  Детям об искусстве. Декоративно-прикладное искусстве.-М.: Искусство - XXI век, 2011.

  1. Органова О.Н. Специфика эстетического восприятия. Учебное пособие.-М., 1975

  1. Сиренко В.М. Эстетическое воспитание и народное искусство// Актуальные проблемы формирования личности на материале народной культуры. Межвузовский сборник научных трудов. Шуя. Шуйский пединститут, 1994.
  2. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования: Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 1979. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока с использованием ЭОР по теме "Производство текстильных материалов"

Конспект урока составлен с учетом требований ФГОС основного общего образования. Содержит технологическую карту урока, перечень используемых на данном уроке ЭОР...

Конспект урока "Пасхальные яйца". Презентация

Предлагаю конспект с презентацией кружкового занятия для детей 10-16 лет по теме «Введение в образовательную программу «Роспись по дереву»». Этот урок направлен на формирование у детей интереса к изуч...

Разработка занятия/ урока "Пасхальный сувенир". Яйцо в технике мокрого валяния

Данная работа - конспект занятия, которое было апробировано как мастерская на МО работников дополнительного образования в ДДЮТ Кировкого района Санкт - Петербурга, как  отткрытый урок в 1-ом клас...

Конспект урока по теме: "Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС"

Конспект урока по теме: "Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС"...

План-конспект урока на тему: "Выполнение мережки "раскол""

План-конспект урока на тему: "Выполнение мережки "раскол"" в 8 классе....

Конспект урока ДПИ "Открытка"

Урок ДПИ "Открытка"...

Открытый урок ПМ.01 «Выполнение работ по обработке текстильных изделий из различных материалов». Тема урока: «ВИДЫ ПРОРЕЗНЫХ КАРМАНОВ» от 25.04.2023 г.

Урок профессионального модуля ПМ.01 «Выполнение работ по обработке текстильных изделий из различных материалов» МДК.01.01. «Технология обработки текстильных изделий» на тему: ...