Разработка открытого занятия во 2 классе на тему "Пейзаж"
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо) по теме

  Разработка открытого занятия по изобразительному искусству во 2  классе на  тему : «Пейзаж».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл peyzazh.2kl.docx32.82 КБ

Предварительный просмотр:

                                    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа  № 32»

г. Энгельса Саратовской области

                                   Разработка открытого занятия

по изобразительному искусству

во 2  классе на

Тему : «Пейзаж».

                                                     Выполнила:

учитель высшей

квалификационной

категории.

по ИЗО

Иванова Татьяна Андреевна

МБОУ  « СОШ №32»

                                                     

                                                   2013 г.

               Цели и задачи занятия:

  1. Закрепить знания, умения и навыки, полученные на предыдущих занятиях  изобразительного искусства.
  2. Дать представление  о разнообразие пейзажа. Познакомить с картинами великих пейзажистов .
  3. Продолжать знакомить детей с графикой как видом изобразительного искусства. Развивать элементарные навыки работы с углём.
  4. Познакомить с разнообразием форм и силуэтов деревьев. Продолжать учить изображать деревья. Развивать творческое воображение .
  5. Формировать чувство восхищения родной природой. Воспитывать интерес и любовь к искусству.

          Материалы: формат А3, простой карандаш, уголь, ластик, салфетка.

Мультимедийная установка

          План занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Введение в тему.
  3. Беседа по теме.
  4. Физкультминутка.
  5. Продолжение беседы.
  6. Практическая работа.
  7. Анализ работ.
  8. Итог занятия.

                 

  Ход урока.

Тему нашего занятия вы, ребята, узнаете, внимательно прослушав ,стихотворение и вставите ключевое слово:

Если видишь на картине

Нарисована река,

 Живописные долины

И дремучие леса,

Белокурые берёзки,

Или старый крепкий дуб,

Или вьюга, или ливень,

Или солнечный денёк.

Нарисованным быть может

Или север, или юг.

И любое время года

Мы в картине разглядим.

Не задумываясь, скажем:

Называется пейзажем !

    (слайд-1) А вы знаете, ребята, что слово «Пейзаж» -это французское слово, которое обозначает изображение природной среды.

     Давайте подумаем, а какие природные среды существуют вокруг нас, которые могли бы вдохновить художника на создание пейзажа?

(слайд-2)-Море, может вдохновить художника?  (морской, подводный мир)      художник Иван Константинович Айвазовский показал красоту морской стихии.  Он писал марины  т.е. море воду:  значит, он был художником маринистом. «Девятый вал» - самое прославленное полотно художника.

    (слайд-3) - А, это какой пейзаж? (горы - горный пейзаж)

Российский живописец, театральный художник, археолог, путешественник, писатель, общественный деятель - Николай Константинович Рерих.                  В переводе со скандинавского фамилия Рерих означает богатый славой. Художник написал много горных пейзажей. Николай Рерих написал более 7 тысяч картин, значительную часть которых составляет цикл горных пейзажей Индии, Китая и Монголии. Произведения художника несут особую информацию, излучают энергию и внушают сильные чувства. Говорят, полотна обладают даже целебными свойствами. «Еще при жизни Николая Рериха его картины просили в медицинские учреждения, потому что они несли исцеление». Он написал серию картин горы Гималаи.

     (слайд-4)-Космос – космический пейзаж.

Андрей Константинович Соколов - известный художник космических пейзажей, который впоследствии писал картины о космосе вместе с летчиком-космонавтом- Алексеем Архиповичем Леоновым. Лётчик- космонавт Леонов  является членом Союза Художников живет и работает в Москве.(космонавт-художник)

   (слайд-5)  -А вот пейзаж  одного из талантливейших  русских художников Сергея Арсеньевича Виноградова. (Виноградов учился у Поленова  Василия Дмитриевича вместе с  Левитаном)

-Как он называется, как вы думаете? ( «Деревня»)

-Значит, какой это пейзаж? (деревенский – архитектурный)

Этот пейзаж находится в Саратовском государственном художественном музее имени А.Н. Радищева.

    (слайд-6) -А это, какой пейзаж? (городской)

Фёдор Яковлевич Алексеев в 1800г. написал картину «Красная площадь в Москве». Федор Яковлевич Алексеев является  первым, в истории  русской живописи, мастером  городского пейзажа.

   (слайд-7-8)  - А  ещё пейзажи бывают выдуманными, сказочными, когда художник показывает фантастику или сказку. Например : вот сказочно-былинный пейзаж: «Витязь на распутье» - Виктора Михайловича Васнецова. Васнецов ещё написал: «Алёнушку» к русской сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» ; а так же «Ковер-самолёт»; «Иван царевич на сером волке» и т.д.

Интересно, то что у художника Виктора Васнецова был брат Аполлинарий- тоже художник. И был ещё художник Юрий Алексеевич Васнецов, который состоял в отдаленном родстве с Виктором и Аполлинарием Васнецовыми. И он тоже рисовал по сказкам. Он создал много иллюстраций: «Радуга-дуга», «Кошкин дом», «Ладушки»… Образ сказочного дремучего леса часто появляется в иллюстрациях

Ю. Васнецова. Лес для художника – место действия волшебных сказок. Вы, наверное, помните лес из сказки «Три медведя»:  огромные стволы деревьев и маленькая фигурка девочки сразу вводят нас в атмосферу волшебства. Так и представляешь себя таким же маленьким, и затягивает  в тёмные объятия этот таинственный великан…

     -Нас будет занимать другой пейзаж. Что же будет главным в наших пейзажах, узнаем, отгадав загадку:

  1. (слайд-9) Дом со всех сторон открыт.

Он резною крышей крыт.

Заходи в зелёный дом,

Чудеса увидишь в нём. (лес)

-А в лесу какие деревья растут? Отгадаем загадки.

  1. (слайд-10) Что же это за девица?                  

                       Не швея, не мастерица,

                       Ничего сама не шьет,

                      А в иголках круглый год.  (Ель)

  1. (слайд-11) Кудри в речку опустила

И о чём-то загрустила,

А о чём она грустит,

Никому не говорит.  (Ива)

  1. (слайд-12) Разбежались по опушке

                      в белых платьицах подружки.  (Береза)

  1. (слайд-13) Весной зеленела                           Осень в сад к нам пришла

Летом загорела,                                                 Красный факел зажгла,

Осенью надела                                               Бусы факелом горят,

Красные кораллы.  (Рябина)                       Птицы рядышком галдят. (Рябина)

  1. (слайд-14) У меня длинней иголки,

                      Чем у ёлки.

                      Очень прямо я расту

                      В высоту.

                      Если я не на опушке,

                       Ветви -только на макушке. (Сосна)

  1. (слайд-15) Я из крошки –бочки вылез,

Корешки пустил и вырос.

Стал высок я и могуч.

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок.

Ничего, что плод мой мелок.  (Дуб)

  1. (слайд-16 ) Никто не пугает,

                       А вся дрожит.  (Осина)

-Задумывались ли вы над тем, что деревья очень похожи на людей. Маленькие деревья такие же беззащитные, как дети, а старые деревья похожи на щедрых все знающих стариков. У каждого дерева, как у человека, свой облик, свой характер.

Берёза застенчива и нежна, дуб могуч и кряжист, осина сиротлива и тревожна, клен праздничен и наряден, липа мягка, добра, уютна.

     А ещё, как и люди, деревья бывают маленькие, худенькие, гибкие, тоненькие, большие, толстые, неуклюжие, громадные.

Но есть и существенное отличие между человеком и деревом. Когда человека обижают, он всегда может крикнуть и позвать на помощь, а дерево, даже очень сильное и могучее, не может себя защитить. Но вы, дети, помните всегда о том, что дерево живое и ему тоже бывает больно. И человек не должен обижать деревья хотя бы потому, что без них он сам не сможет существовать: деревья помогают нам дышать, радуют нас своей неповторимой красотой.

   (слайд- 17 )-  Деревья, а в целом лес, и поле, речка и дороги  (родную природу) изображали многие русские пейзажисты: Саврасов, Поленов, Шишкин, Левитан….

-Мы  с вами уже многому научились и знаем, как сделать так, чтобы дом на рисунке стоял близко, а дерево далеко, или изобразить стаю птиц, улетающую вдаль.

Скажите, отличаются ли на рисунке две ёлочки, стоящие близко и далеко, отличаются ли по цвету , по размеру.

Да, отличаются. При этом соблюдаются три правила:

  1. (слайд- 18 )-Правило 1. Все линии, удаляясь от наших глаз, стремятся слиться в точку на линии горизонта.
  2. -Правило 2. Все предметы, удаляясь, от нас, уменьшаются в размерах, пока не превратятся в точку на линии горизонта.
  3. -Правило 3. Все цвета предметов бледнеют и размываются сильнее и сильнее при удалении от наших глаз к линии горизонта.

-А ещё есть такое правило  расшифруйте:

  1. Дальше – меньше
  2. Ближе – больше
  3. Дальше – выше
  4. Ближе – ниже
  5. (слайд-19) А что вы можете сказать  про данный рисунок (При удалении  линий:  вертикальные сходятся и становятся тоньше; горизонтальные- сгущаются и тоже становятся тоньше. Значит, линии по мере удаления  теряют свою толщину( с помощью ослабления нажима).

Сегодня мы тоже попробуем изобразить пейзаж.

Смотрите, ребята, к нам снова в гости кто то пришел. Кто же это?

Да, это Мастер Изображения со своим чемоданчиком для художников. Посмотрим, что же он нам сегодня принес?

Уголек!!! А что вы знаете об этом художественном материале?

Уголек –это сгоревшие веточки кустиков. Уголёк пачкает руки, так как он сыпуч. Угольком можно работать, создавая разные линии: тонкие, толстые. Его можно держать в руке как обычный карандаш с наклоном. А можно располагать к бумаге плашмя и одним движением закрывать большие участки  пятном. Его можно растушевывать (растирать).

Но прежде, чем мы начнём работать угольком, нужно сначала выполнить важный этап работы.

Ой лесные мышки –шалунишки пробежали и запутали все буквы в слове ОЦЯКПИМИОЗ. Это слово обозначает важный этап в работе художника над произведением. И обозначает составление, соединение частей рисунка в единое целое  в определенном порядке. Да это композиция.

(слайд-20)

Чтобы не запутаться в размерах предметов, при рисовании, проводят сначала линию горизонта. У края листа будет крупный и яркий ближний план, а около линии горизонта дальний план, мелкий и бледных цветов.

  1. (слайд-21 )-Посмотрим последовательность выполнения изображения зимнего пейзажа.

Ребята, а вы знаете, что некоторые деревья вырастают из семени. Например, тополь, вязь, ясень. Тополиный пух видели? Вот, представьте себе, что вы тополиный пух с семенем. Встаньте все, пожалуйста.

Физкультминутка.

Ветер подул, вы полетели. Дождик прибил к земле, снег засыпал. Наступила весна, Снег растаял, семечко набухло, проклюнулся росток, и выросло деревце, появились ветки, на ветках еще веточки…

Дует ветер нам в лицо

Закачалось деревцо

Ветерок всё тише, тише

Деревцо всё ниже, ниже

Практическая работа.

Приступаем к работе .

Какова же последовательность работы:

  1. Рисунок простым карандашом.
  2. Обводка угольком
  3. Штриховка и тонировка.

Анализ работ.

Выставка рисунков

Итог занятия:

-Что вы делали? (рисовали пейзаж углем)

-Что вы узнали? (пейзаж можно рисовать в разных материалах, пейзаж –это не только изображение родной природы, но и изображения моря, гор, архитектуры и т. д.

Литература:

http://www.kostyor.ru

www.tretyakovgallery.ru

http://www.liveinternet.ru

http://images.yandex.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого занятия по предмету «Алгебра и начала анализа» с использованием ИКТ Тема: “Вычисление площадей плоских фигур с помощью определенного интеграла”, 11 класс

Данная методическая разработка предназначена для оказания помощи учителям математики, предмет «Алгебра и начала анализа» в организации учебного занятия в 11 классе по теме: «Вычисление площадей ...

Разработка открытого занятия по внеурочной дечтельности, техника "Оригами" во 2 классе "Веселые лягушата"

Данное занятие разработано в соответствии с требованиями ФГОС. В нем вы увидите использование метапредметных связей, эксперимент по теме занятия, а также пошаговое руководство изготовления лягушки в т...

Разработка открытого занятия кружка "Волшебный английский" для 1го класса

Второй год веду кружок английского языка в первых классах. Стало хорошей традицией в конце учебного года проводить открытое мероприятие-концерт, который является демонстрацией знаний, умений, приобрет...

Методическая разработка открытого занятия по баскетболу для 8го класса

Методическая разработка открытого занятия по баскетболу для 8го класса...

Учебно-методические разработки. Открытые занятия по логопедии. Презентации занятий

Коррекционная работа на фонематическом уровне проводится со 2 по 4 классы. Задачей этого раздела является устранение фонематической дислексии, мнестической дислексии, акустической дисграфии и дисграфи...

Методическая разработка открытого занятия "Опора дыхания как здоровье сберегающие технологии на занятиях вокала"

Методическая разработка открытого занятияТема: Опора дыхания как здоровье сберегающие технологии на занятиях вокала. для учащихся и педагогов музыкального направления образовательных учрежде...


 

Комментарии

Разработка открытого занятия по изобразительному искусству во 2 классе на тему : «Пейзаж».