Главные вкладки

    Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области "Художественное творчество" на тему: "Русская матрешка".
    план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо) по теме

    Супрунова Светлана Адамовна

    В данном материале представлены стилевые особенности украшения матрешек из разных областей России, дана методика росписи декоративных элементов семеновской матрешки.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon matreshki.doc821.5 КБ

    Предварительный просмотр:

            МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

    УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 70

              комбинированного вида

    Конспект  организованной образовательной деятельности

    по образовательной области «Художественное творчество»

    на тему:

                    « Русская матрешка»

    воспитатель:

    Супрунова Светлана Адамовна.

    Цель:

    •   Дать  представление  о  стилевых особенностях  украшения  матрешек  из   разных  областей  России..

    Задачи:

    •  Учить  использовать  в росписи  декоративные  элементы  семеновской матрешки.
    • Развивать  творческое  воображение, чувтво  цвета.
    • Совершенствовать  технику  рисования.

    Материалы:

    • Шаблоны матрешек, гуашь, кисточки, тычки, ватные палочки.

                                                                 

    Дети сидят полукругом на стульчиках, воспитатель напоминает об осанке и предлагает послушать сказку.

    «В некотором царстве, в некотором  государстве жила-была Марья-Искусница, которая больше всего на свете любила рисовать и путешествовать. Так и на этот раз — решила отправиться Марья-Искусница в далекие края, мир посмотреть да себя показать. Но прежде чем отправиться в далекие страны, решила взять с собой подарок - сувенир, который  изготовляют только в России. Долго искала Марья-Искусница  такой сувенир и вот, наконец, нашла дивную игрушку. А ну-ка, угадайте, о какой игрушке я говорю».

     

    «Алый шелковый платочек,

    Яркий сарафан в горошек,

    Упирается рука

    В деревянные бока,

    А внутри секреты есть,

    Может три, а может,шесть.

    Разрумянилась немножко.

    Это русская...»

    Дети: « Матрешка».

    Демонстрация матрешки.

    Воспитатель:« А сейчас я расскажу о матрешке.  

    Издавна матрешка была символом семьи — хранительницей домашнего очага (сколько детей в семье, столько и матрешек), поэтому ее дарили на свадьбу невесте с пожеланием иметь много детей. Как вы думаете, почему Марья-Искусница взяла с собой именно матрёшку в свое путешествие? Ведь матрешка произошла от слова матушка, матушка  это родительница, родительница от слова родина, а как называется наша родина? (ответы детей) Наша родина — это Россия.  Поэтому матрёшка символизирует нашу Родину-Россию

    Большая ли семья у матрешки? Да. Большая и дружная, как семьи на Руси.С давних времен матрешка считалась символом плодородия, богатства и изобилия.Поэтому для ее украшения использовали растительные орнаменты и мотивы, сочные и яркие краски.

     В разных уголках нашей Родины  делают разных матрешек.

    Воспитатель достает по одной матрешке, рассматривает их вместе с детьми,  обращая внимание на стилевые особенности разных росписей.

    Первая матрешка- семеновская .Ее расписывают в селе Семеново. Семеновские матрешки нарядные, на их одежде много желтых, зеленых, красных цветов, матрешки являются символом изобилия и богатства. Эти матрешки украшены ягодами, похожими на рябину, цветами, листьями. На платке узор только по краям.

    Вторая- из села Загорск. Отсюда и название-загорская Они всегда в сарафанах, кофточка на них с вышивкой, на голове платочек, а поверх сарафана фартук. В их украшениях используют краски плодородной земли (коричневые, желтые, черные) в сочетании со светлыми красками. Платок украшен цветами, точками, кружочками. Загорские матрешки- нарядные, модные, они украшены не только узорами, но и бусами.

    Третья матрешка- полхов-майданская из села Полхов-Майдан. Они нарядны по-своему, их отличает черная обводка изображения. Украшение матрешек напоминает о цветущем саде, плодородии и красоте земли. Платок украшен яркими цветами или горошками. На фартуке-большие цветы, бутоны, листья. Цветы и листья рисуют кисточками и обводят черными красками.

    Сегодня к нам в гости пришли семеновские матрешки. Но посмотрите, что с ними произошло (достает силуэты матрешек). Пошел сильный дождь, матрешки намокли и узоры смыла вода. Что же делать? Поможем им стать прежними? (ответы детей). А посмотрите, как обрадовались матрешки, что вы согласились им помочь, они даже выстроились в хоровод. Давайте и мы с вами встанем в хоровод.

    Физкультминутка:

    «Матрешки»

    Ходим, ходим хороводом

    Перед всем честным народом!

    Присели, встали, себя показали.

    Попрыгали, потопали, в ладоши мы похлопали.

    Воспитатель приглашает детей за свои рабочие места.

    Воспитатель: «Я приготовила для вас материал, которым вы будете работать: это тычки, кисточки и ватные палочки.  Сначала надо украсить платочек, затем фартук. Украшать можно точками, кружочками, листочками. Цветочки можно сделать с помощью тычков и ватных палочек. Ватную палочку нужно держать прямо, за середину. Примокнуть и сразу отпустить. Получается аккуратный кружочек. Если вокруг середины нарисовать тычком несколько кружочков, то получится красивый цветок. Лепестки цветка можно нарисовать и кисточкой, способом примакивания. Листочки также рисуют кисточкой, способом примакивания.

    Работу надо выполнять аккуратно, не использовать много элементов. Краски берите  яркие, сочные, чтобы матрешка ваша тоже стала символом земли русской».

    Дети приступают к работе. Во время рисования воспитатель помогает советом, индивидуальным показом на отдельном листе, направляет на последовательность работы.

    После того, как дети закончили рисовать, предложить положить матрешек на подставки и   полюбоваться итогом своей работы. 

    «Возьмите их 2-мя руками и осторожно принесите на подставки. Давайте полюбуемся, какую красоту сделали наши мастера. Нравятся вам матрёшки? (ответы детей). И матрешкам у нас понравилось. Давайте поблагодарим матрешек за то, что они пришли к нам в гости. Матрешки хотели бы остаться у нас в детском саду. Можно? (ответы детей). Когда ваши работы подсохнут мы сделаем выставку матрешек.»

    Занятие окончено.Спасибо за ваши старания.

            Семеновская матрешка

                   Загорская матрешка

            Полхов - Майданская матрёшка


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Художественное творчество» в подготовительной группе с использованием техники «граттаж» на тему: «Путешествие в морские глубины».

    В материале представлен конспект НОД по Художественному творчеству в подготовительной группе по нетрадиционной технике рисования в стиле "граттаж". Интеграция областей: коммуникация, познание. Введен ...

    Конспект организованной образовательной деятельности по английскому языку в подготовительной группе

    Конспект открытого занятия, приученного ко дню космонавтики в старшой и подготовительной группе детского сада....

    Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области речевое развитие во второй младшей группе на тему "Совместное рассказывание сказки "Волк и семеро козлят"

    В конспекте представлена интеграция образовательных областей с использованием мультимедийной презентации. Конспект будет полезен воспитателям 2 младшей группы....

    Конспект организованной образовательной деятельности детей с ТНР 4-5 лет на тему " Домашние животные!

    Дать представление детям о домашних животных, чем питаются, какую пользу приносят....