Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области "Художественное творчество" на тему: "Русская матрешка".
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо) по теме
В данном материале представлены стилевые особенности украшения матрешек из разных областей России, дана методика росписи декоративных элементов семеновской матрешки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matreshki.doc | 821.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 70
комбинированного вида
Конспект организованной образовательной деятельности
по образовательной области «Художественное творчество»
на тему:
« Русская матрешка»
воспитатель:
Супрунова Светлана Адамовна.
Цель:
- Дать представление о стилевых особенностях украшения матрешек из разных областей России..
Задачи:
- Учить использовать в росписи декоративные элементы семеновской матрешки.
- Развивать творческое воображение, чувтво цвета.
- Совершенствовать технику рисования.
Материалы:
- Шаблоны матрешек, гуашь, кисточки, тычки, ватные палочки.
Дети сидят полукругом на стульчиках, воспитатель напоминает об осанке и предлагает послушать сказку.
«В некотором царстве, в некотором государстве жила-была Марья-Искусница, которая больше всего на свете любила рисовать и путешествовать. Так и на этот раз — решила отправиться Марья-Искусница в далекие края, мир посмотреть да себя показать. Но прежде чем отправиться в далекие страны, решила взять с собой подарок - сувенир, который изготовляют только в России. Долго искала Марья-Искусница такой сувенир и вот, наконец, нашла дивную игрушку. А ну-ка, угадайте, о какой игрушке я говорю».
«Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в горошек,
Упирается рука
В деревянные бока,
А внутри секреты есть,
Может три, а может,шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская...»
Дети: « Матрешка».
Демонстрация матрешки.
Воспитатель:« А сейчас я расскажу о матрешке.
Издавна матрешка была символом семьи — хранительницей домашнего очага (сколько детей в семье, столько и матрешек), поэтому ее дарили на свадьбу невесте с пожеланием иметь много детей. Как вы думаете, почему Марья-Искусница взяла с собой именно матрёшку в свое путешествие? Ведь матрешка произошла от слова матушка, матушка — это родительница, родительница от слова родина, а как называется наша родина? (ответы детей) Наша родина — это Россия. Поэтому матрёшка символизирует нашу Родину-Россию
Большая ли семья у матрешки? Да. Большая и дружная, как семьи на Руси.С давних времен матрешка считалась символом плодородия, богатства и изобилия.Поэтому для ее украшения использовали растительные орнаменты и мотивы, сочные и яркие краски.
В разных уголках нашей Родины делают разных матрешек.
Воспитатель достает по одной матрешке, рассматривает их вместе с детьми, обращая внимание на стилевые особенности разных росписей.
Первая матрешка- семеновская .Ее расписывают в селе Семеново. Семеновские матрешки нарядные, на их одежде много желтых, зеленых, красных цветов, матрешки являются символом изобилия и богатства. Эти матрешки украшены ягодами, похожими на рябину, цветами, листьями. На платке узор только по краям.
Вторая- из села Загорск. Отсюда и название-загорская Они всегда в сарафанах, кофточка на них с вышивкой, на голове платочек, а поверх сарафана фартук. В их украшениях используют краски плодородной земли (коричневые, желтые, черные) в сочетании со светлыми красками. Платок украшен цветами, точками, кружочками. Загорские матрешки- нарядные, модные, они украшены не только узорами, но и бусами.
Третья матрешка- полхов-майданская из села Полхов-Майдан. Они нарядны по-своему, их отличает черная обводка изображения. Украшение матрешек напоминает о цветущем саде, плодородии и красоте земли. Платок украшен яркими цветами или горошками. На фартуке-большие цветы, бутоны, листья. Цветы и листья рисуют кисточками и обводят черными красками.
Сегодня к нам в гости пришли семеновские матрешки. Но посмотрите, что с ними произошло (достает силуэты матрешек). Пошел сильный дождь, матрешки намокли и узоры смыла вода. Что же делать? Поможем им стать прежними? (ответы детей). А посмотрите, как обрадовались матрешки, что вы согласились им помочь, они даже выстроились в хоровод. Давайте и мы с вами встанем в хоровод.
Физкультминутка:
«Матрешки»
Ходим, ходим хороводом
Перед всем честным народом!
Присели, встали, себя показали.
Попрыгали, потопали, в ладоши мы похлопали.
Воспитатель приглашает детей за свои рабочие места.
Воспитатель: «Я приготовила для вас материал, которым вы будете работать: это тычки, кисточки и ватные палочки. Сначала надо украсить платочек, затем фартук. Украшать можно точками, кружочками, листочками. Цветочки можно сделать с помощью тычков и ватных палочек. Ватную палочку нужно держать прямо, за середину. Примокнуть и сразу отпустить. Получается аккуратный кружочек. Если вокруг середины нарисовать тычком несколько кружочков, то получится красивый цветок. Лепестки цветка можно нарисовать и кисточкой, способом примакивания. Листочки также рисуют кисточкой, способом примакивания.
Работу надо выполнять аккуратно, не использовать много элементов. Краски берите яркие, сочные, чтобы матрешка ваша тоже стала символом земли русской».
Дети приступают к работе. Во время рисования воспитатель помогает советом, индивидуальным показом на отдельном листе, направляет на последовательность работы.
После того, как дети закончили рисовать, предложить положить матрешек на подставки и полюбоваться итогом своей работы.
«Возьмите их 2-мя руками и осторожно принесите на подставки. Давайте полюбуемся, какую красоту сделали наши мастера. Нравятся вам матрёшки? (ответы детей). И матрешкам у нас понравилось. Давайте поблагодарим матрешек за то, что они пришли к нам в гости. Матрешки хотели бы остаться у нас в детском саду. Можно? (ответы детей). Когда ваши работы подсохнут мы сделаем выставку матрешек.»
Занятие окончено.Спасибо за ваши старания.
Семеновская матрешка
Загорская матрешка
Полхов - Майданская матрёшка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности по английскому языку в подготовительной группе
Конспект открытого занятия, приученного ко дню космонавтики в старшой и подготовительной группе детского сада....
Конспект организованной образовательной деятельности учителя – логопеда на развитие лексико-грамматического строя тема «Дикие животные»
Конспект занятия в старшей группе для детей с ОНР по теме "Дикие животные"...
Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области речевое развитие во второй младшей группе на тему "Совместное рассказывание сказки "Волк и семеро козлят"
В конспекте представлена интеграция образовательных областей с использованием мультимедийной презентации. Конспект будет полезен воспитателям 2 младшей группы....
Конспект организованной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы «Как щенок нашел друзей»
Конспект занятий может быть полезен не только логопедам, но и воспитателям....
Конспект организованной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы «Платье для куклы Маши»
Данный конспект может применяться на занятиях по развитию речи...
Конспект организованной образовательной деятельности детей с ТНР 4-5 лет на тему " Домашние животные!
Дать представление детям о домашних животных, чем питаются, какую пользу приносят....
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми 4-5 лет по развитию элементарных математических представлений "Поможем Красной шапочке"
Конспкт занятия по математике в средней группе...