Открытый урок в 6 классе
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс) по теме

Бачурин Михаил Иванович

Цвет в произведениях живописи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tsvet_v_proizvedeniyakh_zhivopisi_dlya_interneta.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по изобразительному искусству в 6 классе

Тема урока: «ЦВЕТ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЖИВОПИСИ»

Цель урока: пробуждение духовного потенциала личности, благодаря которому знания нравственных норм перерастают в убеждения.

Задачи: 1. Познакомить с понятиями «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония», с цве-

               товыми отношениями, взаимодействием цветовых пятен, цветовой композицией.

2. Учить находить гармонические цветовые сочетания.

3.  Развивать технику работы с красками.

        4.  Воспитывать художественный вкус, наблюдательность.

        5.  Формировать потребность в самовыражении, в размышлении над известными фактами и

             явлениями.

  1. Создавать условия для раскрытия всех интеллектуальных и духовных возможностей детей

Оборудование: репродукции картин художников  К. А. Коровина «Зимой»; А. И. Куинджи «Ночь на Днепре»; В. И. Сурикова «Боярыня Морозова»; И. Е. Репина «Государственный совет»; репродукции с картин Васнецова; образец педагогического рисунка; таблица «Цветовой круг». Краски. Альбомы. Бумага цветная. Кисти.

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Приветствие.
  3. Сообщение темы урока.
  4. Изучение нового материала.
  5. Игровой момент.
  6. Актуализация знаний учащихся.
  7. Практическая работа.
  8. Итог урока.
  9. Домашнее задание.

                                                                      Содержание урока.

I. Организационный момент.

1. Взаимное приветствие. Проверка отсутствующих и готовность к уроку

П. Приветствие.

 Сегодняшний урок хочется начать с замечательных строк, зовущих к трудолюбию, радости жизни, творчеству. Пусть они станут и вашим девизом:

Не можешь – узнай,

Не знаешь – узнай,

Не бойся тропы отвесной,

Пробуй,

Ищи,

Свершай,

Достигай,

Чтоб жизнь твоя стала песней.

                                                                                            Л. Татьяничева

 III. Сообщение темы урока.

На предыдущих уроках, посвященных рисунку, мы уже говорили о цвете, красках. Но в рисунках цвет был очень скупым, роль его – ограниченной и условной. В живописи же цвет определяет все, здесь он главенствует и расцветает во всю мощь. Надо много знать о цвете, чтобы уметь не просто раскрашивать рисунок, а добиваться того, чтобы предметы выглядели правдиво. Поэтому сегодня на уроке мы продолжим изучать свойства цвета, цветовые отношения, взаимодействия цветовых пятен.

IV. Изучение нового материала.

1.Понятие  о  цветовых отношениях.

Цвет – душа живописи. Действительно, основу художественных средств реалистической живописи составляет цвет в единстве с рисунком и светотенью. Но что подразумевают под цветом в живописи? Может быть, известную нам по опыту окрашенность предметов? Оказывается, нет, а нечто иное, более сложное. Живопись – это не протокольный отчет о наших знаниях, об окраске тех или иных предметов, не раскраска рисунка в соответствии с этими знаниями, а такая художественная передача цветовой обстановки, какой мы воспринимаем ее в конкретных условиях.

Из опыта мы знаем, что огурец зеленый, помидор красный, снег белый. Можем ли мы на картине раскрасить их такими красками? И да, и нет. Зеленый огурец в живописном произведении может фактически оказаться почти серым или синим или даже почти красным (например, в лучах заходящего солнца). Если закрасить снег в картине одной белой краской, впечатления снега не будет, будет просто белое пятно. Это происходит потому, что белый снег имеет тысячи оттенков – розовых, золотистых, голубых и фиолетовых.

Посмотрите, например, как написан снег в картине В. И. Сурикова «Боярыня Морозова».

Как же удается верно передать цветовое многообразие природы, если не копировать «натуральные» цвета предметов? Все решают верно найденные в картине взаимные отношения цветов. Совсем не надо стремиться подобрать краску, совпадающую с окраской предмета. Художнику не надо подходить к предмету с кистью в руках и пробовать на нем подбираемый цвет, чтобы он в точности совпал. Нужно подобрать, найти такой цвет, который на картине, в окружении других цветов, будет убедительно восприниматься как верный и точный, соответствующий натуре. Таким образом, художник изучает не цвета предметов, а их цветовую взаимосвязь. Он может использовать как будто бы несколько иные краски, не совсем соответствующие известной нам натуральной окраске тех или иных предметов. Но он берет их так, что все цветовые пятна внутри картины соотносятся друг с другом так же, как и в натуре. На картине, возможно, все будет несколько темнее или холоднее, чем нам кажется в натуре, но картина все равно будет правдивой, так как в ней будут правильно соблюдены цветовые отношения. Именно правильно взятые цветовые отношения лежат в основе реалистической живописи.

А мог ли художник изобразить летний пейзаж? Боярыню везут на казнь. И художник, сочувствуя духовно- богатой женщине, зимним пейзажем усиливает трагизм происходящего, вызывая жалость и у нас, зрителей.

2.Беседа о  колорите.

На протяжении истории развития мирового искусства сложились разные системы цветопередачи, но все они основаны на системе смешения цветов, согласно которой все цветовое богатство природы возникает в результате смешения семи основных цветов спектра. Но художник пользуется не семью, а большим количеством красок.

Почему? Дело в том, что в живописи важно не только точно передать цвет предмета, но и сделать его элементом новой художественной формы. Художник пользуется цветом в качестве композиционного фактора, применяет его как вспомогательное средство образной характеристики.

Общее цветовое решение картины называется колоритом.

Колорит (лат. color – цвет) – система цветовых сочетаний в произведениях изобразительного искусства. Закономерное сочетание цветов помогает глубже выразить замысел художника, передать его настроение, богатство и красоту окружающего мира, раскрыть внутренний мир персонажа.

Одним из средств передачи является прием валёра (от франц. valeur – буквально цена, ценность) – передача последовательной градации света и тени в пределах какого-либо цвета. Его применение позволяет тоньше и богаче показать предметы в световоздушной среде, достигать особой глубины и богатства колорита, тонкости цветовых отношений и переходов.

Классический образец валёра – картина «Ночь на Днепре» замечательного мастера пейзажа А. И. Куинджи. Главное, исходное свойство колорита – богатство и согласованность цветовых оттенков, передающих многообразные свойства предмета. Исторически сложились две традиции в его трактовке.

Одна происходит от традиций средневекового искусства и основана на применении системы из ограниченного количества цветов. При этом каждый цвет несет и определенную систематическую нагрузку. Например, красный означает мученическую смерть, зеленый – надежду, синий – божественную чистоту. Носителем этой традиции является, например, иконопись.

Для второй характерно стремление как можно ярче, точнее и полнее передать цветовую картину мира с использованием тона, приема валёра и рефлексов. Для обогащения колорита используется также лессировка – нанесение тонких или полупрозрачных слоев краски для достижения нужной интенсивности цвета.

Колорит может быть теплым (преимущественно красные, желтые, оранжевые тона) и холодным (синие, зеленые, фиолетовые).

По характеру цветовых сочетаний колорит может быть спокойным и напряженным, по степени насыщенности и яркости цвета – ярким и блеклым, светлым и теплым.

Создание колорита – настоящее искусство. Не случайно лучшими колористами всегда были Д. Веласкес, Тициан, В. Суриков, И. Левитан. Вот почему И. Крамской говорил: «Художник-колорист в настоящем смысле слова находит на палитре именно тот тон и цвет, какой есть в действительности или какой он большему числу людей кажется».

3.Понятие  о  цветовом тоне.

Звучание и место отдельного цветового тона в колорите произведения зависит от его согласования с другими использованными художником тонами.

Цветовой тон – одна из основных характеристик цвета (наряду с цветонасыщенностью), определяющих его оттенок по отношению к основному цвету спектра и выражающаяся словами «голубой, лиловый, коричневый» и т. д. Различия в названиях красок в первую очередь указывают на цветовой тон (например, изумрудная зелень, лимонная желтизна).

В живописи тоном называют также основной оттенок, обобщающий и подчиняющий себе все цвета произведения и сообщающий колориту цельность. Краски в тональной живописи подбираются с расчетом на объединение цветов общим тоном. В зависимости от преобладания тех или иных цветов и различий в их сочетаниях тон в картине может быть золотистым, серебристым, теплым, холодным.

Во взаимовлияниях тонов большую роль играет принцип цветового равновесия между теплыми и холодными цветами.

Соседство теплого и холодного создает интенсивность звучания живописи. Задача живописца и состоит в том, чтобы улавливать различные цвета в ближних и в отдаленных точках картины.

Обычно цветовой тон тесно связан и с светотенью. Поэтому для верного восприятия цветовых контрастов важно правильно распределять цветовые переходы по пространству картины.

4. Понятие  о локальном  цвете.

     Вначале посмотрим на происхождение названия цветов.

     Багровый и багряный - красную краску иногда оттенки (до коричневого) называли общеславянским словом багр. Багровым называют густой красный цвет, а багряным-чистым.

     Бордовый - произносится от бордо в значении «темно-красный». Заимствовано в ХVIII веке из французского языка, «цвет вина бордо».

     Голубой - цвет назван по цвету шейки голубя.

     Желтый - «желто- блестящий».

     Зеленый - в древнерусском языке было слово зель - «побеги озими». Ему же близки слова злак, зелень.

     Коричневый – коричневый значит цвета корицы.

     Красный – алый цвет, по-видимому, так нравился нашим предкам, что они заменили старославянское наименование чермный на новое- красный, то есть «самый хороший», «прелестный», «красивый». Корень крас-входит в слова, обозначавшие все, радовавшее глаз: красна девица, красный молодец, красно солнышко.

 Понятие локального цвета в цветоведении было введено Леонардо да Винчи в его «Книге живописи».

Локальный цвет – основной и неизменный цвет изображаемых объектов, условный, лишенный оттенков, которые возникают в природе под воздействием освещения, воздушной среды, отражений от окружающих предметов.

Использование этого приема видно на примере пейзажей, включаемых Леонардо да Винчи в свои картины на заднем плане. Локальный цвет отличается статичностью и точным согласованием по цвету с колоритом картины.

5.Понятие  о  цветовой  гармонии.

Важнейшая задача художника, использующего цвет, – найти наиболее эффектные гармонические цветовые сочетания. Взятые цвета могут сочетаться красиво (гармонично) или некрасиво (дисгармонично).

Цветовые гармонии – это комбинации немногочисленных цветов, расположенных в определенном порядке. Рассмотрим примерные схемы гармонических сочетаний цветов:

1)  двухцветная гармония – сочетание противоположных в цветовом круге цветов. Такое сочетание несколько грубовато, контрастно, уместно только в плакате;

2) трехцветная гармония – цветовой круг делится точно на три части. Взяв любой один цвет, находят к нему два других;

3)  четырехцветная гармония – круг делится на четыре части. Из четырехцветной и трехцветной гармонии могут быть взяты не все цвета, а только любые два-три. Их сочетание будет также гармоничным.

Однако не надо забывать, что законы цветовых гармоний относительны. Их применение корректируется множеством конкретных обстоятельств, и они не могут считаться раз и навсегда установленными для всех случаев.

V. Игровой момент.

1. Перед вами находится цветная бумага. Попробуйте найти гармоничные цвета. Двухцветную гармонию и трехцветную гармонию. Определите теплохолодность цветов.

2. Выберите цвет, который вам нравится более всего. Этот цвет характеризует вас на данный момент. Возможно это ваш характер или настроение. Что же он означает?

Красный - возбуждает. Его предпочитают люди активные, шумные, несдержанные, энергичные.

Синий – отражает физиологическую и психологическую потребность, а именно: покой.

Фиолетовый – двоякое значение. С одной стороны-цвет связан с духовным миром, с другой – с инфантильностью (капризами, обидами).

Зеленый – стремление к самоуверенности и к уверенности вообще.

Желтый – предпочитают люди с богатым воображением, они могут строить много планов, но не всегда их реализуют.

Лимонно-желтый - тормозит движущиеся импульсы, контролирует себя, следит за другими и за своим поведением, избегая конфликтов.

Коричневый – пристальное отношение к собственному телу.

Серый – ничего не вызывает.

Черный и белый – завершенность, как конечный пункт яркости, темноты.

VI. Актуализация знаний учащихся.

Предположим, мы задумали нарисовать рисунок осеннего букета. Прежде всего нужно решить: о чем этот рисунок расскажет, какие навеет настроения, то есть ответить на вопрос, зачем он создается.

Здесь придется поразмышлять о многом: будет ли картина радостной или грустной, создаст ли в душе зрителя образ яркой или хмурой осени, поведает ли о роскошных цветах или об осенних листьях и т. д. Как скомпоновать букет? Определить, сколько в нем будет растений и какого цвета? Какова форма каждого в отдельности цветка и форма всего букета? Это сложно. Можно подобрать букет небрежно или же сделать его изысканным. А может быть, увядшие растения окутать мерцанием пасмурного дня, добавить к ним два – три цветка бодрых, свежих, сияющих чистыми, веселыми красками.

Итак, вы составили букет. А теперь нужно решить много других вопросов, связанных с размером и форматом листа бумаги, выбора палитры красок, техники и манеры рисования и т. д.

VII. Практическая работа.

Задание. Выполнить рисунок осеннего букета с разным настроением (работа красками).

Потренируйте мышцы глаз. Выполните круговые движения глазами в одном и затем в другом направлении. Упражнение повторите 4-6 раз.

Во время практической работы учитель делает целевые обходы:

1) контроль организации рабочего места;

2) контроль правильности выполнения приемов работы;

3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

4) контроль объема и качества выполненной работы.

VIII. Итог урока.

 Выставка  работ учащихся.

IX. Домашнее задание:

Выполнить иллюстрации по произведениям А.П.Гайдара.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок 9 класс. Тема урока: «Уравнения, приводимые к квадратным»

Цель: 1.     Проверка знаний учащихся по теме; 2.     Умение решать квадратные уравнения с параметром; 3.     Правильная запись решений....

Разработка открытого урока по классу фортепиано «Работа над полифонией в старших классах»

Трёхголосное полифоническое произведение. И.С. Бах Фуга С-dur....

Открытый урок 8 класс. Тема урока: “Global ecological problems”

Задачей современной школы является обеспечение условий для формирования у обучаемых адекватной современному уровню знаний картины мира и интеграции личности ученика в систему мировой и националь...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Проект открытого урока 9 класса "Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы"

Проект открытого урока «Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы»...

Открытый урок 5 класс. Тема урока :«Present Perfect Tense»

Развитие грамматических навыков употребления времени Present Perfect Tense в различных видах речевой деятельности....

Открытый урок 6 класс. Тема урока: "Черты характера человека".

Сформировать у учащихся знание основной лексики , включающей синонимы и антонимы , основные префиксы,придающие словам отрицательное значение....