Урок ИЗО 7 класс
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 7 класс) по теме

Великие темы жизни в творчестве К. Брюллова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon velikie_temy_zhizni_v_tvorchestve_k.bryullova.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Самостоятельная работа №1

Саяпиной Елены Сергеевны МБОУ СОШ №10 Каширский район

ВЕЛИКИЕ ТЕМЫ ЖИЗНИ В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ.

К. БРЮЛЛОВ «ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ПОМПЕИ».

ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ

Предмет: изобразительное искусство. Класс: 7. Раздел: «Великие темы жизни». Урок: №6.

Цель:

  1. Познакомить учащихся с историей создания и художественным замыслом великой картины К. Брюллова «Последний день Помпеи».
  2. Формировать представление о сложном мире исторической картины.
  3. Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую фантазию, навыки ведения дискуссии, публичного выступления.
  4. Воспитывать любовь к искусству, интерес к художественным произведениям и их истории.

Оборудование и материалы:

  1. Репродукции картин:
  • В. Тропинин «Портрет К. Брюллова»;
  • К. Брюллов «Автопортрет»;
  • К. Брюллов «Последний день Помпеи».
  1. Музыкальный ряд:
  • Р. Леонкавалло «Утро»;
  • Дж. Верди. Марш к опере «Аида».
  1. Видеофильм «Античный дворик».

Литературный ряд. Стихотворение А. С. Пушкина «Везувий зев открыл…» (1834 г.),     Стихотворение Евгения Баратынского:

Ход урока

Звучит марш из оперы Дж. Верди «Аида».

Учитель. Сегодня мы будем говорить с вами об одной картине – работе великого русского   художника, познавшего славу при жизни.

Ведущий 1. 11 июня 1836 года в Российской государственной Академии художеств царило необычайное волнение. В круглой зале собрались члены академии и почётные гости, художники и любители живописи. Выставлялась картина. Торжественно гремел оркестр, в зал было просто не пробиться. Дирекция отвела для неё самый большой зал. Ведь она просто громадная: 4,5 на 6,5 метра». (слайд№1 Брюллов К.  «Последний день Помпеи»)

Учитель: Кто знает название картины?

Ведущий 2:И вот сообщили о приезде гостя, и в круглую залу быстро вошёл молодой человек, ниже среднего роста, с гордо посаженной головой. (слайд№2 портрет работы В. Тропинина.).

Учитель: Кто может назвать имя художника?

 Ведущий 2:Это был художник Карл Брюллов, действительный член миланской, флорентийской, болонской академии художеств. Он был в расцвете славы. Поэты посвящали ему стихи.

1-й чтец;( Стихотворение Евгения Баратынского)

Ведущий 1:Так писал о нём и его главной картине Евгений Баратынский.

Под восторженные крики «великого Карла» внесли на руках туда, где висела его картина. Божественные почести, неземной успех! Давайте и мы, еще раз, взглянем на картину.

Звучит «Утро» Р. Леонкавалло. (слайд№3)

Ведущий 2: В картине Карла Брюллова показан день жизни и смерти римского города Помпеи. Это был небольшой, но богатый город в Кампании, области на юге Италии, близ Неаполя. Обитатели Помпеи жили удобно и красиво (слайд№4 показывает фрагмент «Античный дворик»). Убранство каждого жилища богато и разнообразно. Многие дома украшали стенные росписи – фрески (слайд№5 показывает репродукцию картины неизвестного портрета «Портрет девушки»), цветы, картины, в парадных залах были мозаичные полы. (слайд№6) 

Ведущий 1:Так было до того страшного дня августа 79 года, когда вдруг начались подземные толчки. Из фонтанов исчезла вода, опустели колодцы. (слайд№7 «Извержение Везувия» картина норвежского художника Юхана Кристиана Даля ) Утром 24 августа раздался оглушительный грохот, и толчок небывалой силы словно бы взорвал томительный зной. Это было начало катастрофы.

2-й чтец: (читает отрывок из письма Плиния Тациту). (слайд№8 Извержение Везувия в 79 году. Компьютерная модель извержения Везувия.) 

Учитель. Это был отрывок из письма римского писателя Плиния Младшего римскому историку Тациту.

3-й чтец (слайд№9. Портрет А. Пушкина. Читает стихотворение А. Пушкина).

Учитель. Таким предстал этот страшный день воображению нашего поэта А. С. Пушкина.

Ведущий 2. Слой камня и пемзы – окаменевшего пепла – на 1600 лет укрыл город. Летом 1827 года Карл Брюллов побывал на раскопках Помпеи. (слайд №10-13. Фото с мест раскопок). Он увидел лавки и дома с утварью. Не выцвела красная краска надписей, сообщавших о зрелищах, о сдаче помещений. В кабачках на столах остались следы от чаш с вином. Потрясённый этим зрелищем, художник делает первые наброски. Воображение помогло ему увидеть город не мёртвым, а живым, борющимся со смертью. (Показывает слайд№14 «Последний день Помпеи».) 

Ведущий 1:День катастрофы. Непроглядная грозовая чернота нависла над землёй, вдали кроваво-красное зарево, тьму разрывают длинные, острые молнии. И словно бы слышны грохот подземных толчков, треск падающих зданий, крики, стоны, мольбы. Перед лицом смерти открывается суть человеческой души.

Искусствовед. Каждая группа на картине – это своего рода портрет чувств, именно поэтому все герои повёрнуты к зрителю лицом. (слайд№15.По ходу рассказа показывает фрагменты.) 

Вор, крадущий упавшие на землю драгоценности, - воплощение? (слайд№16) корыстолюбия.

Семья, укрывшаяся плащом, ищущая спасения в бегстве? (слайд№17) смятение и страх.

Коленопреклонённая мать с детьми недвижны, они не трогаются с места, предавшись молитве? (слайд№18) вера в милосердие Бога.

Мужественная фигура христианского священника, не знающего сомнений? непоколебимая вера.  А в глубине холста – языческий жрец, убегающий в страхе? гибель старой веры (слайд№19)

Сыновья, несущие на плечах старика-отца? (слайд№20) Самоотверженная любовь.

Юный жених неотрывно глядит в мёртвое лицо невесты? (слайд№21)Также- любовь.

И лишь одна фигура воплощает спокойствие – художник, ловящий отражение трагедии на лицах окружающих. (слайд№22фрагмент автопортрета) Кто это, вам не знакомо это лицо?

Ученики. Это автопортрет.

Учитель:  Как вы думаете, зачем Карл Брюллов вводит в картину автопортрет?

Ученики. Это помогает художнику вжиться в роль очевидца происходившего. Событие он делает фактом биографии.

Искусствовед. (слайд№23 фрагменты с портретом Ю.Самойловой0) На полотне также, трижды изображена графиня Юлия Павловна Самойлова — женщина с кувшином на голове, стоящая на возвышении в левой части полотна; мать, привлекающая к себе дочерей, в левом углу картины; и  разбившаяся насмерть женщина, распростёртая на мостовой и рядом с ней живой ребёнок.

Ведущий. Падающие статуи создают очень сильный эффект в картине. Застывшие в важном спокойствии и словно бы непоколебимые, они на глазах у зрителей начинают своё тяжёлое стремительное падение вниз. В этом движения – огромный драматизм. Кумиры падают… Как вы понимаете эти слова? (Ученики отвечают. Их ответы связаны с современностью.)

Искусствовед. (слайд №23 полностью картина) Задумав написать большой холст, К. Брюллов выбрал один из самых трудных способов его композиционного построения, а именно - свето-теневой и пространственный. Это требовало от художника точно рассчитать эффект от картины на расстоянии и математически точно определить падение света. А еще, чтобы создать впечатление глубокого пространства, ему пришлось обратить самое серьезное внимание на воздушную перспективу.

Учитель: Владелец картины, А.Н. Демидов, был в восторге от шумного успеха "Последнего дня Помпеи". Благодаря его стараниям она была выставлена в Париже в 1834г. Настоящий же триумф ожидал К. Брюллова на родине. Картину привезли в Россию в июле 1834 года. (Вывод делают учащиеся - слушатели) Картина является предметом патриотической гордости и т.п.

Подведение итогов. Выставление оценок На этом наш урок окончен.

    Домашнее задание: подобрать материалы и подготовить сообщение о творчестве художников, работавших в сказочно-былинном жанре, - И. Билибина и В. Васнецова.

Приложение№1

 (отрывки оформлены отдельно как свиток)

Стихотворение Евгения Баратынского:

Искусства мирные трофеи

Ты внёс в отеческую сень.

И был «Последний день Помпеи»

Для русской кисти первый день!

Отрывок из письма Плиния Тациту:

«Дух мой содрогается, о том вспоминая… Мы видели, как море отходит назад; земля содрогнулась, как бы отталкивала его. С другой стороны чёрная страшная туча, которую прорывали в разных местах огненные зигзаги; она разверзалась широкими полосами, похожими на молнии, но большими. Падает пепел, ещё редкий. Я оглядываюсь назад. Густой чёрный туман, потоком расстилающийся по земле, настигал нас. Вокруг наступила ночь, не похожая на безлунную или облачную: так темно бывает только в запертом помещении при потушенных огнях. Слышны были женские вопли, детский писк и крик мужчин, одни окликали родителей, другие детей или жён и старались узнать их по голосам. Одни оплакивали свою гибель, другие – гибель близких, некоторые в стразе перед смертью молились о смерти; многие воздевали руки к богам; большинство объясняло, что нигде и никаких богов нет, и для мира это последняя вечная ночь».

Стихотворение А. Пушкина:

         Везувий зев открыл – дым хлынул клубом, - пламя

Широко развилось, как боевое знамя.

Земля волнуется – с шатнувшихся колонн

Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,

Толпами, стар и млад, под воспаленным прахом,

Под каменным дождём бежит из града вон.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

тема урока: «Сравнение отрезков. Длина отрезка», урок 12. класс: 5 общеобразовательный.программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович А.Г.

Эпиграф к уроку:"Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!»Д. Пойа программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович ...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Методическая разработка урока по химии в 8 классе Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».

Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений  обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре...

Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.

Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...

Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»

Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»...

План урока 9Б класса (Среда 8 апреля) Урок №70 "Поглощение и испускание света атомами ." 9Б класс (гуманитарный профиль)

Ввиду с необходимости дистанционного обучения, в соответствии с программой и планированием учебного материала, разработан подробный план занятий для учащихся гуманитарного профилия 9 класса. Использов...