Рабочая программа по ИЗО 8-9 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 8 класс) на тему
Рабочая программа по ИЗО для 8-9 классов разработана на основе программы Б. М. Неменского
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_izo_8-9.docx | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
основного общего образования
по курсу «Изобразительное искусство»
для 8-9 классов
35 часов
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для 8-9 классов разработана на основании: Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по изобразительному искусству; Примерной программы по изобразительному искусству основного общего образования, рекомендованной Министерством образования Российской Федерации; Программы Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд»; с учетом
Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ, Примерного положения о структуре, порядке разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) образовательными учреждениями, расположенными на территории Тульской области и реализующих программы общего образования;
В 8-9 классах на «Изобразительное искусство» отведено Федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации 35 часов, из расчета 1 учебный час в две недели на 2 года обучения. Программа рассчитана на 17 часов в год, исходя из 0,5 часовой нагрузки в неделю в 8 классе, на 18 часов, исходя из 0,5 часовой нагрузки в неделю в 9 классе.
Цели и задачи решаемые при реализации рабочей программы :
- развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
- воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
- освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
- овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
- формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
Обоснование выбора программы.
Содержание программы направлено на приоритетное развитие художественно-творческих способностей учащихся при эмоционально-ценностном отношении к окружающему миру и искусству. Отечественное (русское, национальное) и зарубежное искусство раскрывается перед школьниками как эмоционально-духовный опыт общения человека с миром, как один из способов мышления, познания действительности и творческой деятельности.
Занятия по этой программе способствуют развитию ассоциативности и образности мышления, умению использовать язык различных видов искусства, при восприятии художественных произведений и в самостоятельной творческой деятельности; самоопределению в видах и формах художественного творчества, воспитывают «родственное внимание» к миру, чувство сопереживания к другому человеку.
Результаты обучения
В результате обучения изобразительному искусству, учащиеся получают знания
- об основных видах и жанрах изобразительных (пластических) искусств, выдающихся представителях русского и зарубежного искусства и их основных произведениях;
- наиболее крупных художественных музеях России и мира;
- овладевают основами изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);
- применяют художественно-выразительные средства графики, живописи, скульптуры,
- художественного конструирования в своем творчестве;
- определяют средства выразительности при восприятии произведений; анализируют содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства;
- ориентируются в основных явлениях русского и мирового искусства,
- узнают изученные произведения;
- объясняют роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества;
- эстетически оценивают явления окружающего мира, произведения искусства и высказывании суждений о них;
- используют различные художественные материалы в своем творчестве (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы);
- пользуются средствами художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция) в самостоятельной творческой деятельности: рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Изобразительное искусство» на этапе основного общего образования являются следующие формы образовательного процесса: познавательная деятельность – использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, моделирования и др.); определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого; умение разделять процессы на этапы; выделение характерных причинно-следственных связей; сравнение, сопоставление, классификация по одному или нескольким предложенным основаниям; творческое решение учебных и практических задач: умение искать оригинальное решение; самостоятельное выполнение различных художественно-творческих работ, участие в проектной деятельности; информационно-коммуникативная деятельность: адекватное восприятие художественных произведений и способность передавать его содержание в соответствии с целью учебного задания; умение вступать в общение с произведением искусства и друг с другом по поводу искусства, участвовать в диалоге; выбор и использование адекватных выразительных средств языка и знаковых систем; использование различных источников информации; рефлексивная деятельность: оценивание своих учебных достижений и эмоционального состояния; осознанное определение сферы своих интересов и возможностей; владение умениями совместной деятельности и оценивание своей деятельности с точки зрения эстетических ценностей.
Технологии обучения, используемые на уроках:
- Здоровьесберегающая технология ( технология успешного обучения, метод майевтики, групповое обучение в малых группах, проектная деятельность и т.д.)
- Информационно-коммуникативная технология
Виды и формы контроля
Проверкой знаний, умений и навыков является текущая проверка художественной деятельности в процессе усвоения каждой изучаемой темы. Это творческие работы учащихся, выполненные в различных видах изобразительного искусства.
Планируемый уровень подготовки выпускников основной школы.
Учащиеся должны знать:
- о роли пространственных и синтетических искусств в жизни человека и общества;
- об историческом многообразии художественных культур и о месте отечественной художественной культуры в мировом историко-культурном пространстве;
- об основных направлениях и стилях в искусстве, стилевой и временной принадлежности характерных примеров из наследия мирового искусства;
- о видах пространственных искусств и делении их на три группы в зависимости от разницы в их социальных функциях: изобразительная ( живопись, графика, скульптура), конструктивная (архитектура, дизайн), декоративно-прикладная и об особенностях образного языка каждой группы искусств;
- о характере связей пространственных и синтетических искусств (кино, телевидение, и т.д.), специфике их образного языка;
- об изобразительном искусстве как форме художественного исследования реальности и построения мира в определенной системе ценностей;
- о том, что художественное изображение не является копией действительности, а отражает переживание художником реальности, организованное так, чтобы зритель мог понять мысли и чувства художника;
- о декоративных искусствах как способе организации социально общения и социальной среды;
- о конструктивных искусствах как среде организации окружающей нас среды жизни;
- основные этапы истории развития русского и зарубежного искусства, национальные традиции в изобразительном, декоративно-прикладном искусстве, традиции и новаторство;
- об основных проблемах современного искусства, о выдающихся представителях искусства своей страны и мира, их основные произведения; основные художественные музеи и их роль в сохранении и развитии культуры России и человечества.
Учащиеся должны уметь:
- использовать языки пластических искусств и художественные материалы на доступном возрасту уровне при создании изобразительных, декоративных и конструктивных работ, фотографии и работ в синтетических искусствах;
- работать цветом, тоном, линией, пространством, формой, самостоятельно используя средства художественной грамоты;
- понимать художественно-образный язык пластических и синтетических искусств, обладать опытом восприятия и интерпретации образов художественных произведений;
- творчески относиться к собственной деятельности в различных видах пространственных и синтетических искусств;
- владеть первичными навыками изображения предметного мира (натюрморт, интерьер), природы (пейзаж), фигуры и лица человека;
- высказывать аргументированные суждения о произведении искусства, знать произведения золотого фонда отечественного и зарубежного искусства.
Содержание программы 8 – 9 класс – 35 часов
Синтез искусств (3 час).
Общность жизненных истоков, художественных идей, образного строя произведений различных видов искусств. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества. Общие выразительные средства визуальных искусств: тон, цвет, объем. Общность и специфика восприятия художественного образа в разных видах искусства.
Синтез искусств в архитектуре (10 час).
Виды архитектуры. Эстетическое содержание и выражение общественных идей в художественных образах архитектуры. Выразительные средства архитектуры (композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика объемов, фактура и цвет материалов). Бионика.
Стили в архитектуре (античность, готика, барокко, классицизм).
Связь архитектуры и дизайна (промышленный, рекламный, ландшафтный, дизайн интерьера и др.) в современной культуре. Композиция в дизайне (в объеме и на плоскости).
Опыт творческой деятельности. Зарисовки элементов архитектуры. Выполнение эскизов архитектурных композиций. Создание художественно-декоративных проектов, объединенных единой стилистикой.
Синтез искусств в театре (4 час).
Общие законы восприятия композиции картины и сцены. Сценография. Художники театра (В.М. Васнецов, А.Н. Бенуа, Л.С. Бакст, В.Ф. Рындин, Ф.Ф. Федоровский и др.).
Опыт творческой деятельности. Создание эскиза и макета оформления сцены. Эскизы костюмов.
Изображение в полиграфии (7 час).
Множественность, массовость и общедоступность полиграфического изображения. Формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши, буклеты, открытки и др. Образ – символ – знак. Стилевое единство изображения и текста. Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, фотографическое, компьютерное). Художники книги (Г.Доре, И.Я. Билибин, В.В. Лебедев, В.А. Фаворский, Т.А. Маврина и др.).
Опыт творческой деятельности: проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки, экслибриса, товарного знака, разворота журнала, сайта. Иллюстрирование литературных и музыкальных произведений.
Изображение в фотографии (3 час).
Изображение в фотографии и изобразительном искусстве. Особенности художественной фотографии. Выразительные средства (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.). Художественного образа в фотоискусстве. Фотохудожники (мастера российской, английской, польской, чешской и американской школы и др.).
Опыт творческой деятельности. Создание художественной фотографии, фотоколлажа.
Синтетическая природа экранных искусств (8 час).
Специфика киноизображения: кадр и монтаж. Средства эмоциональной выразительности в фильме (композиция, ритм, свет, цвет, музыка, звук). Документальный, игровой и анимационный фильмы. Фрагменты фильмов (по выбору). Мастера кино (С.М. Эйзенштейн, А.П. Довженко, Г.М. Козинцев, А.А. Тарковский и др.). Компьютерная графика и ее использование в полиграфии, дизайне, архитектурных проектах. Телевизионное изображение, его особенности и возможности.
Опыт творческой деятельности. Создание мультфильма, видеофильма, раскадровки по теме. Выражение в творческой деятельности своего отношения к изображаемому.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 класс
Учебно-тематический план
Тема | Общее кол-во часов | Теория | Практика |
Синтез искусств. Общность и специфика восприятия художественного образа в разных видах искусства. | 3 | 1 | 2 |
Синтез искусств в архитектуре Эстетическое содержание и выражение общественных идей в художественных образах архитектуры | 10 | - | 10 |
Синтез искусств в театре | 4 | - | 4 |
Всего - 17 часов
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Требования к подготовке (компетентности) |
Блок № 1 Синтез искусств. Общность и специфика восприятия художественного образа в разных видах искусства. 3 часа ( теория - 1 час, практика - 2 часа ) | |||
1 | Синтез искусств как фактор усиления эмоционального воздействия.Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества.Композиция – основа построения изображения Фронтальная работа. Беседа | 1час - теория | - знание композиционных законов, по которым строится любое изображение; основ композиции как расположение и построение цветовых лил тональных пятен, линий и объемов в некотором сочетании на плоскости и движении; - умение анализировать композиционное решение работ художников, их пластическое и образное содержание |
2 | Эстетическое формирование архитектурой окружающей среды и выражение общественных идей в художественных образах(композиция,тектоника,масштаб,пропорции,ритм,Пластика,объем,фактура и цвет материалов) Индивидуальная работа. Выполнение серии композиционных упражнений на гармонизацию и зрительный баланс цвето-тоновых массс | 1час -практика | - знание об изобразительной композиционной основе выражения содержания произведения, то есть о пластическом сюжете; - навык анализа композиции, пластического и образного содержания произведения |
3 | Связь архитектуры и дизайна(промышленный,рекламный,ландшафтный,дизайн интерьера и др.) в современной культуре. Индивидуальная работа. Выполнение цвето-тонального композиционного упражнения | 1час - практика | - умение понимать построение образа и композиции; - умение фантазировать и воображать, эмоционально отзываться, ассоциативно мыслить при создании работы; - умение передачи образа не прибегая к конкретному изображению предметов, а только через форму и характер линии, мазка или пятна |
Блок № 2. Синтез искусств в архитектуре Эстетическое содержание и выражение общественных идей в художественных образах архитектуры 10 часов ( практика - 10 ч.) | |||
1 | Синтез искусств в архитектуре .Виды архитектуры(культовая, светская, ландшафтная ,градостроительство) Индивидуальная работа. Выполнение фронтальной композиции зданий | 1час – практика | - знание различий архитектурных композиций по признаку пространственного расположения форм и в зависимости от их восприятия (точки зрения) зрителем; - навык изображения простейших архитектурных композиций, создавая эмоциональный художественный образ |
2 | Художественная культура Древней Руси,ее символичность, обращенность к внутреннему миру человека.Красота и своеобразие архитектуры и живописи Древней Руси. Индивидуальная работа. | 1 час – практика | - знание различий архитектурных композиций по признаку пространственного расположения форм и в зависимости от их восприятия (точки зрения) зрителем; - умение использования выразительного языка при моделировании архитектурного ансамбля; - навык владения формообразованием |
3 | Живопись, графика,скульптура и архитектура России 18-20 вв.Стили и направления в русском изобразительном искусстве и архитектуре нового времени(барокко,классицизм,реализм,символизм,модерн). Индивидуальнаяработа. | 1час - практика | - знание различий архитектурных композиций по признаку пространственного расположения форм и в зависимости от их восприятия (точки зрения) зрителем; - умение конструирования простейших архитектурных композиций, моделированию основных процессов работы архитекторов над художественным образом |
4 | Традиции и новаторство в искусстве.Представление о художественных направлениях в искусстве 20 в.(реализм,модерн,авангард,сюрреализм и проявление постмодернизма). | 1час – практика | - знание роли искусства архитектуры, произведений монументального искусства и мира вещей в жизни общества, в становлении идеалов общества, классов, народов, времен; - знание самых выдающихся архитектурных памятников, произведений монументального искусства Греции и Рима; - умение создания с натуры и по воображению архитектурного образа графическими материалами |
5 | Понимание смысла деятельности художника в современном мире.Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества.Вкус и мода. | 1час - практика | - знание основных художественных стилей; - знание роли искусства архитектуры, произведений монументального искусства в жизни общества; - знание самых выдающихся архитектурных памятников разных народов, произведения монументального искусства разных стран; - умение работать над макетом монументального произведения (витраж) |
6 | Знакомство с основными этапами развития зарубежного искусства(виды,жанры,стили)Синтез изобразительного искусства и архитектуры. Индивидуальная работа. | 1 час - практика | - знание роли искусства архитектуры, произведений монументального искусства и мира вещей в жизни общества, в становлении идеалов общества, классов, народов, времен; - знание образного языка стиля барокко, архитектурных памятников, имена известных зодчих; - навык работы над объемным проектом архитектурных объектов, их частей, фрагментов декора |
7 | Ведущие художественные музеи(Лувр,музеи Ватикана,Прадо,Дрезденская галерея и др.) | 1час - практика | - знание роли искусства архитектуры, произведений монументального искусства и мира вещей в жизни общества, в становлении идеалов общества, классов, народов, времен; - - знание образного языка стиля ампир, архитектурных памятников, имена известных зодчих; - навык работы над зарисовкой архитектурных объектов, их частей, фрагментов декора |
8 | Знакомство с произведениями наиболее ярких представителей зарубежного изобразительного искусства,архитектуры,выявление своеобразия их творчества.(Леонардо да Винчи,Рафаэль Санти,Микеланджело Буанарроти,А.Дюрер, Рембрандт ванн Рейн,Ф.Гойя,К.Моне,П.Сезанн,В.Ван Гог,О.Роден,П.Пикассо,Ш.Э.ле Корбюзье) | 1час - практика | - умение читать в памятниках архитектуры, монументальных видах искусства идею, замысел, обобщенный до символа; - умение конструировать простейшие архитектурные композиции, моделировать основные процессы работы архитектора над художественным образом; - умение работать по воображению над проектом различных архитектурных объектов, их частей, фрагментов декора |
9 | Роль стиля в эстетическом единстве объекта Индивидуальная работа. Проектирование внешней среды: малые архитектурные формы | 1час - практика | - умение при выполнении работы осуществлять целостный подход и согласованность элементов композиции; - знание понятия о творческом процессе как соотношении субъективного и объективного; - навыки по созданию собственных дизайнерских работ |
10 | Композиционные особенности, цветовое планирование и гармония света в интерьере Индивидуальная работа. Проектирование зон квартиры или дома с учетом стилевого единства | 1час - практика | - умение при выполнении работы осуществлять целостный подход и согласованность элементов композиции; - знание понятия о творческом процессе как соотношении субъективного и объективного; - навыки по созданию собственных дизайнерских работ; |
Блок № 3. Синтез искусств в театре 4 часа ( практика - 4 часа ) | |||
1 | Синтез искусств в театре.Совместные действия сценариста,режиссера,художника, актеров в создании художественного образа спектакля. Групповая работа. Выполнение эскиза оформления сценической среды | 1час – практика | - знание сути и задач образной интерпретации в визуально-зрелищных искусствах; - умение самостоятельно определять изобразительный строй сценической интерпретации и её образное решение |
2 | Выражение места действия через деталь Групповая работа. Выполнение макета сценической среды - места действия через деталь | 1час - практика | - умение самостоятельно определять изобразительный строй сценической интерпретации и её образное решение; - навык самостоятельного выполнения творческих заданий и художественных поделок, используя систему основ изобразительной грамоты и добиваясь художественно-образной выразительности |
3 | Общие законы восприятия композиции картины и сцены. Индивидуальная работа. Выполнение эскиза костюма выразительных образов литературных персонажей | 1час – практика | - умение аргументировать собственный поход к художественному решению сценических образов |
4 | Создание эскизов костюмов для спектакля.Художники театра(В.М.Васнецов,А.Н.Бенуа,Л.С.Бакст,В.Ф.Рындин,Ф.Ф.Федоровский и др.) Индивидуальная работа. Выполнение макета костюма выразительных образов литературных персонажей | 1час - практика | - умение выражать свое личное понимание значения костюма различных сценических образов для спектакля; - навык проявления наблюдательности, эрудиции и фантазии при разработке проектов одежды и украшений для определенного образа |
В конце восьмого года обучения учащиеся должны:
знать/понимать
- основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;
- основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);
- выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
- значение изобразительного искусства в художественной культуре;
уметь
- применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;
- анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);
- ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- восприятия и оценки произведений искусства;
- самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).
Средства обучения:
1.Печатные (учебники и учебные пособия, раздаточный материал и т.д.)
2.Электронные образовательные ресурсы (сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии)
3.Аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные )
4. Наглядные плоскостные (плакаты, репродукции, иллюстрации)
5. Демонстрационные (муляжи, макеты, модели демонстрационные)
Список литературы:
- А.С. Питерских, Г. Е. Гуров. Дизайн и архитектура в жизни человека
- П.П. Гнедич. История искусств с древнейших времен
- Л. Волынский. Лицо времени.
- Ю. Солодовников. Человек в мировой художественной культуре
- Е. Каменева. Какого цвета радуга
- А.Д. Алехин. Когда начинается художник
- Ю. Аксенов. Цвет и линия
- А. Воротников. История искусств
- М. Семенова. Мы – россияне
- Н. Костерин. Учебное рисование
- Журналы «Юный художник»
- О. Шматова. Самоучитель по рисованию акварелью
- класс
Учебно – тематический план
Тема | Общее кол-во часов | Теория | Практика |
Изображение в полиграфии | 7 | 1 | 6 |
Изображение в фотографии | 3 | 2 | 1 |
Синтетическая природа экранных искусств | 8 | 3 | 5 |
Всего - 18 часов
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов. | Требования к подготовке (компетентности) |
Блок № 1. Изображение в полиграфии 7 часов ( теория – 1 час, практика - 6 часов ) | |||
1 | Композиция - основа построения изображения Специфика изображения в полиграфии Фронтальная работа. Беседа Индивидуальная работа. Выполнение коллажно-графических работ с разными видами композиций (замкнутой, раскрытой, центровой, свободной и пр. ) | 1час – теория | - знание композиционных законов, по которым строится любое изображение - умение анализа работ художников, композиции, пластического и образного содержания произведения |
2 | Многообразие полиграфического дизайна. Образ - символ - знак. Формы полиграфической продукции: книги, журналы, афиши, плакаты ,буклеты ,открытки и др. Индивидуальная работа. Выполнение эскиза плаката | 1час - практика | - знание особенностей полиграфического дизайна; - умение моделирования дизайна различных видов полиграфической продукции; - умение выполнения принципиального композиционного построения (макетирования) того или иного вида печатной продукции |
3 | Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, фотографическое, компьютерное) Индивидуальная работа. Создание серии комиксов | 1час - практика | - знание этапов получения полиграфического изображения как многостадийного технического процесса; - умение построения образа и композиции в полиграфических изданиях |
4 | Стилевое единство изображения и текста Индивидуальная работа. Выполнение эскиза на композиционное построение полиграфического дизайна афиши | 1час – практика | - знание особенностей полиграфического дизайна; - умение моделирования дизайна различных видов полиграфической продукции |
5 | Множественность, массовость и общедоступность полиграфического изображения Индивидуальная работа. Выполнение эскиза на композиционное построение полиграфического дизайна открытки | 1час – практика | - знание особенностей полиграфического дизайна; - умение моделирования дизайна различных видов полиграфической продукции |
6 | Искусство книги. Изобразительное понимание конфликта, сюжета, содержания Индивидуальная работа. Выполнение конструктивного построения иллюстрации к любимой книге | 1час – практика | - знание особенностей и специфики полиграфического изображения; - умение композиционного построения элементов книжного дизайна |
7 | Искусство книги. Роль цвето-тонового пятна для передачи эмоциональной содержательности изображения. Художники книги(Г. Доре, И.Я.Билибин, В.В.Лебедев, В.А.Фаворский,Т.А. Маврина и др.) Индивидуальная работа. Выполнение иллюстрации к любимой книге в цвете | 1час - практика | - умение выразить свою изобразительную мысль через построение и гармонизацию цветовых пятен, линий, объемов, контрастов; - умение выполнения собственных творческих работ |
Блок № 2. Изображение в фотографии 3 часа ( теория – 2 час, практика - 1 часа ) | |||
1 | Изображение в фотографии и живописи. Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии. Фронтальная работа. Беседа, создание поисковых групп | 1час – теория | - умение анализировать фотопроизведение, исходя из принципов художественности; - умение проведения сравнительного анализа живописного произведения и фотографии |
2 | Выразительные средства в фотоискусстве(композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.) Индивидуальная, групповая работа. Съемочный практикум; выполнение фотоизображений: портрет, натюрморт | 1час – практика | - знание роли и значения света в создании фотоизображения; - знание значения плана изображения, ракурса как художественно-выразительных средств |
3 | Особенности художественной фотографии. Создание художественного образа в фотоискусстве. Фотохудожники-мастера российской и зарубежной школы. Индивидуальная работа. Анализ работ фотожурналистов | 1час - теория | - умение создания собственных композиционных работ; - умение передавать в работе информацию и неподдельность факта |
Блок № 3. Синтетическая природа экранных искусств 8 часов ( теория - 3 часа, практика - 5 часов ) | |||
1 | Мастера кино.(С.М. Эйзенштейн, А.П.Довженко,Г.М.Козинцев,А.А.Тарковский и др.) Фрагменты фильмов(С.М.Эйзенштейн «Броненосец «Потемкин»»,С.П.Урусевский «Летят журавли» и др.) Фронтальная работа. Беседа | 1час – теория | - знание мастеров кино прошлого, стоявших у истоков зарождения экранного искусства ; - знание истинной ценности художественного наследия |
2 | Изобразительная природа экранных искусств. Индивидуальная работа. Изготовление динамической игрушки, состоящей из двух кадров имитирующей киноизображение | 1час – практика | - знание роли синтетических визуальных искусств; - знание о кинозрелище как о творческом процессе |
3 | Специфика киноизображения: кадр и монтаж. Документальный,игровой и анимационный фильмы. Индивидуальная работа. Изготовление короткометражного анимационного фильма | 1час - практика | - знание роли кадра применительно к киноизображению; - знание принципов построения изображения в пространственно-временном развитии; - умение построения видеоряда – «раскадровки» |
4 | Специфика киноизображения. Коллективный процесс творчества в кино(сценарист,режиссер,оператор,художник,актер). Коллективная работа. 1. Создание сценария, изготовление декораций и образов персонажей для короткометражного анимационного фильма 2.Изображение отдельных кадров единого фильма | 1час – практика | - умение моделировать различные проявления человеческой жизни, сочиняя нужные ситуации; - умение самостоятельно определять изобразительный строй сценической интерпретации и её образное решение |
5 | Кинокомпозиция и средства эмоциональной выразительности в фильме (ритм, свет, цвет, звук) Коллективная работа. Создание короткометражного анимационного фильма | 1час - практика | - знание понятия кинокомпозиции, в основе которого лежат те же общие законы композиции, что и в рисунке и фотографии: гармонии и контраста, светотонального баланса масс и объемов, но уже в изобразительно-монтажном построении трехмерного пространства и в динамике временного развития |
6 | Телевизионное изображение, его особенности и возможности Групповая работа. Создание проекта диалога в прямом эфире | 1час – практика | - знание о своеобразии изображения на телеэкране и специфических свойств телевизионного зрелища |
7 | Компьютерная графика и её использование в полиграфии и дизайне ,архитектурных проектах.Общность и специфика восприятия художественного образа в разных видах искусства.Художник-творец-гражданин-выразитель ценностей эпохи. Фронтальная работа. Беседа | 2час - теория | - знание роли изображения в информационном и эстетическом пространстве, в формировании визуальной среды |
В конце девятого года обучения изобразительного искусства ученик должен
знать/понимать
- роль синтетических визуальных искусств, принципы пространственной и временной композиции;
- задачи образной интепритации в визуально-зрелищных искусствах;
- основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);
- значение изобразительного искусства в художественной культуре;
уметь
- анализировать работу художника, композицию, пластическое и образное содержание произведения;
- создавать собственные композиционные работы;
- построить образ и композицию в полиграфических изданиях (книге, журнале и др.); моделировать дизайн различных видов полиграфической продукции; выполнять принципиальное композиционное построение (макетирование) того или иного вида печатной продукции по выбору;
- выполнять и анализировать фотопроизведение, исходя из принципов художественности; применять критерии художественности, композиционной грамотности в своей съёмочной фоторактике;
- построить изображение в пространственно-временном развитии; построить видеоряд - «раскадровку»;
- аргументировано анализировать современные течения в изобразительном искусствеи использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- восприятия и оценки произведений искусства;
- самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).
Список литературы:
- П.П. Гнедич. История искусств с древнейших времен
- Л. Волынский. Лицо времени.
- Ю. Солодовников. Человек в мировой художественной культуре
- Е. Каменева. Какого цвета радуга
- А.Д. Алехин. Когда начинается художник
- Ю. Аксенов. Цвет и линия
- А. Воротников. История искусств
- М. Семенова. Мы – россияне
- Н. Костерин. Учебное рисование
- Журналы «Юный художник»
- О. Шматова. Самоучитель по рисованию акварелью
Средства обучения:
1.Печатные (учебники и учебные пособия, раздаточный материал и т.д.)
2.Электронные образовательные ресурсы (сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии)
3.Аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные)
4.Наглядные плоскостные (плакаты, репродукции, иллюстрации)
5.Демонстрационные (муляжи, макеты, модели демонстрационные)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс
Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...