по изобразительному искусству 5 класс ФГОС
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса разработана как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение основных видов пространственных искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства  —   традиционного крестьянского и народных промыслов, и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

  • изобразительная художественная деятельность;
  • декоративная художественная деятельность;
  • конструктивная художественная деятельность.

 

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.

В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kalendarno-tematicheskoe_planirovanie_izo_5_klass.doc202 КБ

Предварительный просмотр:

                         

 Рабочая программа по изобразительному искусству

 для 5 класса

Грачевой Юлии Владимировны,

учителя изобразительного искусства МОУ Чулковской СОШ № 20

                        

Москва 2013

Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса разработана как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение основных видов пространственных искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства  —   традиционного крестьянского и народных промыслов, и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

  • изобразительная художественная деятельность;
  • декоративная художественная деятельность;
  • конструктивная художественная деятельность.

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.

В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Приоритетная цель художественного образования в школе —духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего, ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.

В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

В федеральном базисном учебном плане на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 5 классе основной школы отводится всего 34 часов, занятия (уроки) проводятся 1 раз в неделю.

Планируемые результаты обучения изобразительному искусству

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования ФГОС обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • формирование основ художественной культуры обучающихся как  части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
  • развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
  • освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
  • приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр, кино);
  • приобретение опыта работы различными художественными материалами и разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе, базирующихся на ИКТ ( цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
  • развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
  • осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
  • развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

Кабинет изобразительного искусства должен быть полифункциональным и обеспечивать атмосферу художественной мастерской, выставочного зала, лектория: наличие мольбертов, диапроекторов, магнитной доски, мультимедийного оборудования.

Выбор помещения и его рациональная планировка определяется санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами (СанПиН 2.4.2.178-02).

Специфика урока изобразительного искусства предъявляет особые требования к рабочему месту учителя: оно должно быть укомплектовано техническими средствами, отвечающими современным требованиям художественной педагогики, иметь стационарно смонтированный пульт дистанционного управления. Кабинет оборудуется средством для зашторивания окон с автоматическим и ручным приводом.

Методическое сопровождение предмета «Изобразительное искусство»:

  • учебно-методические комплекты (УМК) по изобразительному искусству (учебники,  рабочие тетради, дидактические материалы);
  • учебно-наглядные пособия;
  • программно-методические материалы: Программы по изобразительному искусству; Методические пособия (рекомендации к проведению уроков изобразительного искусства);
  • хрестоматии литературных произведений к урокам изобразительного искусства;
  • мультимедийное, аудио и видеооборудование.


Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Дата

Тема урока

Решаемая проблема, виды деятельности

Планируемые результаты

(в соответствии с ФГОС)

Изучаемые понятия

Предметные

результаты

УУД:

личностные (Л),

познавательные (П),

регулятивные (Р), коммуникативные(К)

Личностные результаты

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Древние корни народного искусства (8ч)

1

Декоративно-прикладное искусство и человек.

Знакомство учащихся с ДПИ и его местом в жизни человека и общества, со славянской орнаментальной символикой и её историей. Освоение навыков декоративного обобщения в процессе практической творческой работы.

Декоративно-прикладное искусство.

Осознание древних корней, места и значения уникального народного (крестьянского) прикладного искусства в жизни отдельного человека и сообщества людей, территориально связанных между собой.

(Л): доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость.

(П): рассуждать

о содержании рисунков, сделанных другими детьми.

(Р): соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что еще неизвестно; планировать последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

(К): задавать вопросы, слушать собеседника, вести устный диалог; сотрудничать с учителем; умение отстаивать свою точку зрения.

Развитие эстетической потребности в общении с народным декоративно-прикладным искусством. Формирование ответственного отношения к обучению и познанию искусства, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию.

2

Древние образы в народном искусстве.

Создание выразительных декоративно-образных изображений на основе традиционных образов.

Древние образы: древо жизни, мать-земля, конь, птица, солярные знаки. Символика.

Знание и понимание специфики образного языка народного прикладного искусства, семантического значения традиционных образов ( древо жизни, мать-земля, конь, птица, солярные знаки).

(Л): уважительное отношение к народным традициям.

(П): осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников.

(Р): выбирать действие в соответствии с поставленной задачей.

(К): проявлять активность для решения познавательных задач; умение аргументировать свою позицию.

Воспитание патриотических чувств, освоение древних корней искусства своего народа. Развитие творческих способностей, наблюдательности, воображения и фантазии.

3

Убранство русской избы.

Целостность образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженного в его трехчастной структуре и декоре.

Создание эскизов декоративного убранства избы.

Народное искусство, декор, изба, причелины, полотенце, лобовая доска, наличник.

Умение выявлять в произведениях крестьянского прикладного искусства тесную связь утилитарно-функционального и художественно-образного начал, конструктивного, декоративного и изобразительного элементов, формы и декора, использовать эти знания в практической деятельности.

(Л): ценностное отношение к культуре своего края.

(П): рассуждать о характерных признаках  народного жилища, осваивать навыки декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы;

использовать общие приемы решения задачи.

(Р): применять установленные правила в решении задачи.

(К): проявлять активность для решения познавательных задач, задавать вопросы, формулировать свои затруднения

Освоение древних корней искусства своего народа. Воспитание  бережного отношения к рукотворным памятникам старины, осознание себя гражданами России, ответственными за сохранение и спасение культурных ценностей.

4

Внутренний мир русской избы.

Формирование у учащихся образных представлений об организации, мудром устроении человеком внутреннего пространства избы. Создание цветовой композиции внутреннего пространства избы.

Коник, печное пространство, красный угол, матица.

Знание и понимание специфики образного языка народного прикладного искусства, освоение в практических формах работы образного языка произведений крестьянского прикладного искусства.

(Л): самооценка на основе критериев успешной деятельности.

(П): узнавать и называть объекты внутреннего пространства крестьянского дома; использовать общие приемы решения задачи.

(Р): преобразовывать познавательную задачу в практическую.

(К): проявлять активность для решения познавательных задач; оказывать взаимопомощь в сотрудничестве.

Формирование уважительного и доброжелательного отношения к традициям своего народа.

5

Конструкция и декор предметов народного быта Русские прялки.

Знакомство с великим бытовым искусством, которое необыкновенно обогащало жизненный уклад русского крестьянина-земледельца. Изображение и украшение выразительной формы предметов крестьянского быта.

Скопкарь, ковш-черпак, ковш-«конюх», рубель, вальки, прялка (донце, лопасть, городки, серьги, столбик), кудель.

Приобретение опыта выполнения эскизов на основе народной традиции в различных художественных материалах и техниках.

(Л): ценностное отношение к природному миру.

(П): использовать общие приемы решения задач.

(Р): применять установленные правила в решении задачи.

(К): формировать собственную позицию.

Развитие наблюдательности, воображения и фантазии, эмоционально-ценностного отношения к народным мастерам и их творениям.

6

Русская народная вышивка.

Знакомство с особенностями образного языка  народной вышивки, разнообразие трактовок традиционных образов. Создание самостоятельных вариантов орнаментального построения вышивки с опорой на народную традицию. Осваивание навыков декоративного обобщения.

Символика вышивки, главный мотив, орнамент.

Знание и понимание специфики образного языка декоративно-прикладного искусства;

  • особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов (варьирование) традиционных образов, мотивов, сюжетов).

(Л): проявлять уважительное отношение к иному мнению.

(П): выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов, осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения.

(Р): составлять план последовательности действий.

(К): задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.

Уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества.

7

Народный праздничный костюм.

Создание эскиза народного праздничного костюма, его отдельных элементов на примере северорусского или южнорусского костюмов, выражение в форме, в цветовом решении, орнаментике костюма черты национального своеобразия.

Северорусский комплекс одежды (рубаха, сарафан, душегрея, кокошник); южнорусский комплекс (рубаха, понёва, передник, навершник, кика).

Приобретение опыта выполнения эскизов украшения женского праздничного костюма на основе народной традиции в различных художественных материалах и техниках.

(Л): уважительное отношение к народным традициям.

(П): осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения.

(Р): применять установленные правила в решении задачи; сравнивать, сопоставлять украшения костюма и фронтона избы.  

(К): проявлять активность для решения познавательных задач.

Воспитание чувства гордости за свою Родину, освоение древних корней искусства своего народа. Развитие наблюдательности, воображения и фантазии, эмоционально-ценностного отношения к народным мастерам и их творениям.

8

Народные праздничные обряды (обобщение темы).

Подведение итогов накопленным представлениям школьников о своеобразии, уникальности языка и образного строя народного прикладного искусства, о гармонии человека с природой – его колыбелью.

Закрепление знаний эмоционально в живой, непринужденной беседе.

Календарный народный праздник, Масленица, Иванов день, «Горки».

Осознание древних корней, места и значения уникального народного (крестьянского) прикладного искусства в жизни отдельного человека и сообщества людей, территориально связанных между собой; приобретение опыта совместной поисковой деятельности, связанной с изучением древних корней и особенностей крестьянского прикладного искусства.

(Л): характеризовать праздник как важное событие, как синтез всех видов творчества (изобразительного, музыкального, устно-поэтического и т. д.).

(П): понимать и объяснять ценность уникального крестьянского искусства как живой традиции, питающей живительными соками современное декоративно-прикладное искусство.

(Р): участвовать в художественной жизни класса, школы, создавать атмосферу праздничного действа, живого общения и красоты.

(К): проявлять себя в роли знатоков искусства, экскурсоводов, народных мастеров, экспертов.

Воспитание патриотических чувств, чувства гордости за свою Родину, многонациональный народ России, освоение древних корней искусства своего народа. Воспитание бережного отношения к поликультурному наследию нашей страны.

Связь времен в народном искусстве (8 ч)

9

Древние образы в современных

народных  игрушках.

Восприятие и создание художественного образа игрушки в традициях одного из промыслов.

Филимоновские, дымковские, каргопольские народные глиняные игрушки.

Знание ведущих центров художественных промыслов России, их особенностей. Приобретение опыта выполнения моделей игрушки в соответствии с традициями различных народных промыслов глиняной игрушки, передача особенностей формы.

(Л): осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки в традиции одного из промыслов.

(П): выделять и формулировать познавательную цель; проводить сравнение и классификацию; распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов.

(Р): применять установленные правила в решении задачи.

(К): проявлять активность для решения познавательных задач; размышлять, рассуждать об истоках возникновения современной народной игрушки.

Воспитание российской гражданской идентичности, чувства гордости за традиционное искусство своего народа, усвоение традиционных ценностей многонационального народа России. Приобретение представлений об особенностях ведущих центров народных художественных промыслов России, их значение в современной жизни.

10

Древние образы в современных

народных  игрушках.

Освоение характерных для того или иного промысла основных элементов народного орнамента и особенностей цветового строя.

Филимоновские, дымковские, каргопольские народные глиняные игрушки.

Приобретение опыта выполнения моделей игрушки в соответствии с традициями различных народных промыслов глиняной игрушки, передача особенностей формы, традиционной орнаментики и колористики.

(Л): осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов.

(П): сравнивать, оценивать декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам; распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов.

(Р): осваивать характерные для того или иного промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя.

(К):   размышлять, рассуждать об истоках возникновения современной народной игрушки.

Формирование эстетического сознания через освоение особенностей современных художественных промыслов как формы народного творчества, воспроизводящего единство человека с природой, необходимые человечеству ценности. Формирование целостного взгляда на мир народного искусства.

11

Искусство Гжели.

Восприятие   разнообразных скульптурных форм посуды, мелкой пластики, орнаментальные и декоративно-сюжетные композиции росписи, главные отличительные элементы гжельской кистевой росписи. Создание композиции росписи в процессе практической творческой работы.

Промыслы, ремесла, керамика, майолика, фаянс, фарфор, квасник, кумган, «мазок на одну сторону»

Знание ведущих центров художественных промыслов России, их особенностей. Приобретение элементарных навыков декоративной росписи в опоре на существующие традиции в процессе восприятия и практического освоения отдельных элементов Гжели.

(Л):   эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям гжельской керамики.

(П): сравнивать благозвучное сочетание синего и белого в природе и в произведениях Гжели; применять правила и пользоваться инструкцией.

(Р): осваивать приемы гжельского кистевого мазка — «мазка с тенями»; работать по плану.

(К): осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях гжельских мастеров.

Приобретение представлений об особенностях ведущих центров народных художественных промыслов России, их значении в современной жизни. Формирование готовности и способности учащихся к обучению, самообразованию на основе мотивации. Формирование целостного взгляда на мир народного искусства.

12

Городецкая роспись.

Взаимосвязь конструктивного, изобразительного и декоративного элементов в изделиях  городецких мастеров; тесная связь росписи с традициями прошлого и с современной жизнью народа. Создание композиции росписи в традиции Городца.

Розаны, бубенчик, купавка.

Знание ведущих центров художественных промыслов России, их особенностей. Приобретение элементарных навыков декоративной росписи в опоре на существующие традиции в процессе восприятия и практического освоения отдельных элементов Городца.

(Л): эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения городецкого промысла.

(П): выявлять  общность в городецкой и гжельской росписях, определять характерные особенности произведений городецкого промысла.

(Р): осваивать основные приемы кистевой росписи Городца, овладевать декоративными навыками.

(К): осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях городецких  мастеров.

Формирование целостного взгляда на мир народного искусства, эстетического сознания через освоение особенностей современных художественных промыслов как формы народного творчества.

13

Хохлома.

Знакомство с разнообразием растительного орнамента, связь его с образом плодородной земли. Создание композиции травной росписи в единстве с формой, используя основные элементы травного узора.

«Травка», «кудрин», «пряник», роспись «под фон».

Знание ведущих центров художественных промыслов России, их особенностей. Приобретение элементарных навыков декоративной росписи в опоре на существующие традиции в процессе восприятия и практического освоения отдельных элементов Хохломы.

(Л): эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения Хохломы.

(П): иметь представление о видах хохломской росписи («травка», роспись «под фон», «Кудрина»), различать их.

(Р): осваивать основные приемы кистевой росписи Хохломы, овладевать декоративными навыками.

(К): осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях мастеров.

Приобретение представлений об особенностях ведущих центров народных художественных промыслов России, их значении в современной жизни. Формирование готовности и способности учащихся к обучению, самообразованию на основе мотивации. Формирование целостного взгляда на мир народного искусства.

14

Жостово. Роспись по металлу.

Разнообразие форм и размеров подносов, единство формы и композиции цветочной росписи, цветовая гармония фона и изображения, свободная живописно-импровизационная манера письма.

Создание фрагмента жостовской росписи в живописной импровизационной манере в процессе выполнения творческой работы.

Замалевок, тенежка, бликовка,  чертежка, привязка, уборка.

Знание ведущих центров художественных промыслов России, их особенностей. Приобретение элементарных навыков декоративной росписи в опоре на существующие традиции в процессе восприятия и практического освоения отдельных элементов Жостова.

(Л): эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения жостовского промысла.

(П): осознавать единство формы и декора в изделиях мастеров.

(Р): осваивать основные приемы жостовского письма.

(К): соотносить многоцветье цветочной росписи на подносах с красотой цветущих лугов.

Формирование целостного взгляда на мир народного искусства, эстетического сознания через освоение особенностей современных художественных промыслов как формы народного творчества.

15

Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.

Знакомство с резьбой по бересте и росписи по дереву. Создание композиции росписи или ее фрагмент в традиции мезенской росписи.

Мезенская роспись, береста.

Знание ведущих центров художественных промыслов России, их особенностей. Приобретение элементарных навыков декоративной росписи в опоре на существующие традиции в процессе восприятия и практического освоения отдельных элементов Мезенской росписи.

(Л): выражать свое личное отношение, эстетически оценивать изделия мастеров Русского Севера.

(П): различать и называть характерные особенности мезенской деревянной росписи, ее ярко выраженную графическую орнаментику.

(Р): осваивать основные приемы росписи.

(К): объяснять, что значит единство материала, формы и декора в берестяной и деревянной утвари.

Приобретение представлений об особенностях ведущих центров народных художественных промыслов России, их значении в современной жизни. Формирование готовности и способности учащихся к обучению, самообразованию на основе мотивации. Формирование целостного взгляда на мир народного искусства.

16

Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы).

Обобщение знаний о народных промыслах.

Участие в отчете поисковых групп, связанном со сбором и систематизацией художественно-познавательного материала.

Участие в презентации выставочных работ.

Осознание места и значения современных народных художественных промыслов в современной жизни, формирование эмоционально-ценностного отношения к произведениям ведущих центров художественных промыслов России.

(Л): анализировать свои творческие работы и работы своих товарищей, созданные по теме «Связь времен в народном искусстве».

(П): выявлять общее и особенное в произведениях традиционных художественных промыслов.

(Р): различать и называть произведения ведущих центров народных художественных промыслов.

(К): объяснять важность сохранения традиционных художественных промыслов в современных условиях.

Формирование умения вести диалог, обсуждать вопросы, связанные с современными народными промыслами разных регионов России и ближайшего зарубежья, достигая взаимопонимания со сверстниками, сохраняя уважительное отношение друг к другу.

Декор – человек – общество, время (10ч)

17

Зачем людям украшения.

Общие представления о месте и роли декоративно-прикладного искусства в жизни человека и общества. Рассмотрение и обсуждение (анализ) разнообразного зрительного ряда, подобранного по теме; объяснение особенностей  декора костюма людей разного статуса и разных стран.

Костюм.

Умение выявлять образно-смысловую, социальную окрашенность в образном строе произведений декоративно-прикладного искусства как социального знака с положением его хозяина в обществе.

(Л): доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость.

(П): выявлять и объяснять, в чем заключается связь содержания с формой его воплощения в произведениях декоративно-прикладного искусства.

(Р): характеризовать смысл декора не только как украшения, но прежде всего как социального знака, определяющего роль хозяина вещи (носителя, пользователя).

(К): участвовать в диалоге о том, зачем людям украшения, что значит украсить вещь.

Воспитание уважения и интереса к художественной культуре других стран и народов, в частности к классическому декоративно-прикладному искусству – сокровищнице мировой цивилизации.

18

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

Знакомство с костюмом древних египтян с точки зрения его социальной окрашенности, с разнообразием предметов декоративного искусства. Создание эскизов украшений (браслет, ожерелье, алебастровая ваза) по мотивам декоративно-прикладного искусства Древнего Египта.

Знаки-обереги, знаки-символы.

Уметь различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен. Понимать смысл слов: образный строй вещи (ритм, рисунок орнамента, сочетание цветов, композиция) определять роль её хозяина.

(Л): эмоционально воспринимать, различать по характерным признакам произведения декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, давать им эстетическую оценку.

(П): вести поисковую работу (подбор познавательного зрительного материала) по декоративно-прикладному искусству Древнего Египта.

(Р): овладевать навыками декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.

(К): выявлять в произведениях  декоративно-прикладного искусства связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, а также единство материалов, формы и декора.

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми.

19

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

Поиск колористического решения в декоративной работе. Завершение эскизов украшений (браслет, ожерелье, алебастровая ваза) по мотивам декоративно-прикладного искусства Древнего Египта.

Символика цвета.

Умение распознавать по стилистическим особенностям образного строя произведения декоративно-прикладного искусства Древнего Египта.

(Л): эмоционально воспринимать, различать по характерным признакам произведения декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, давать им эстетическую оценку.

(П): вести поисковую работу (подбор познавательного зрительного материала) по декоративно-прикладному искусству Древнего Египта.

(Р): овладевать навыками декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.

(К): выявлять в произведениях  декоративно-прикладного искусства связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, а также единство материалов, формы и декора.

Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и практическую художественно-творческую деятельность.

20

Одежда «говорит» о человеке.

Изучение декоративно-знаковой, социальной роли костюма, закрепление эмоционального интереса к образному, стилевому единству декора одежды, предметов быта, интерьера, относящихся к определенной эпохе.

Стиль эпохи Средневековья.

Расширение представлений о многообразии форм и декора в произведениях классического декоративно-прикладного искусства, художественно-познавательного, культурного кругозора.

(Л): уважительное отношение к народным традициям других стран.

(П): умение воспринимать и терпимо относится к другой точке зрения, другой культуре, другому восприятию мира.

(Р): определять и формулировать цель деятельности на уроке.

(К): высказываться о многообразии форм и декора в одежде народов разных стран и у людей разных сословий.

Воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира искусства.

21

Одежда «говорит» о человеке.

Передача в творческой работе «Бал во дворце» цветом, формой, пластикой линий стилевое единство декоративного решения интерьера, предметов быта и одежды людей.

Стиль эпохи Средневековья.

Приобретение опыта работы над совместным творческим проектом. Умение осознанно применять выразительные средства в коллективной работе.

(Л): самооценка на основе критериев успешной деятельности.

(П): участвовать в индивидуальной, групповой, коллективной формах деятельности, связанной с созданием творческой работы.

(Р): соотносить образный строй одежды с положением ее владельца в обществе.

(К): обсуждать

и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Формирование коммуникативных навыков в процессе сотрудничества с учителем и сверстниками при выполнении коллективной работы.

22

Одежда «говорит» о человеке.

Завершение творческой работы «Бал во дворце».

Приобретение опыта работы над совместным творческим проектом. Умение осознанно применять выразительные средства в коллективной работе.

(Л): самооценка на основе критериев успешной деятельности.

(П): участвовать в индивидуальной, групповой, коллективной формах деятельности, связанной с созданием творческой работы.

(Р): вносить необходимые коррективы после завершения работы.

 (К): вырабатывать совместные решения при работе в коллективе.

Формирование коммуникативных навыков в процессе сотрудничества с учителем и сверстниками при выполнении коллективной работы.

23

О чем рассказывают нам гербы и эмблемы.

Формирование представлений о символическом характере языка герба как отличительного знака, о его составных частях, о символическом значении изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики, о символах и эмблемах в современном обществе.

Геральдика, щитодержатели, щит, шлем, девиз, намет, корона.

Умение выявлять образно-смысловую, социальную окрашенность в образном строе произведений декоративно-прикладного искусства, понимать символический характер языка герба как отличительного знака.

(Л): доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость.

(П): понимать смысловое значение изобразительно-декоративных элементов в гербе родного города, в гербах различных русских городов.

(Р): находить в рассматриваемых гербах связь конструктивного, декоративного и изобразительного элементов.

(К): определять, называть символические элементы герба и использовать их при создании собственного проекта герба.

Формирование активного и заинтересованного отношения к познанию, а также готовности и способности обучающихся к самообразованию на основе мотивации и осознания творчества как созидательной, преобразующий мир деятельности человека.

24

О чем рассказывают нам гербы и эмблемы.

Создание  декоративной   композиции герба (с учетом интересов и увлечений членов своей семьи) или эмблемы, добиваясь лаконичности и обобщенности изображения и цветового решения.

Геральдические и негеральдические фигуры.

Понимать символический характер языка герба как отличительного знака, символическое значение изобразительных элементов.

(Л): самооценка на основе критериев успешной деятельности.

(П): составлять план

и последовательность действий.

(Р): использовать речь для регуляции своего действия.

(К): обсуждать

и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и практическую художественно-творческую деятельность.

25

О чем рассказывают нам гербы и эмблемы.

Завершение декоративной   композиции герба (с учетом интересов и увлечений членов своей семьи) или эмблемы, добиваясь лаконичности и обобщенности изображения и цветового решения.

Символика цвета в гербе.

Понимать символический характер языка герба как отличительного знака, символическое значение изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики.

(Л): самооценка на основе критериев успешной деятельности.

(П): участвовать в индивидуальной деятельности, связанной с созданием творческой работы.

(Р): вносить необходимые коррективы после завершения работы.

(К): обсуждать

и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и практическую художественно-творческую деятельность.

26

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы).

Участие в итоговой игре-викторине с активным привлечением зрительного материала по декоративно- прикладному искусству, в творческих заданиях по обобщению изучаемого материала.

Приобретение опыта совместной поисковой деятельности.  Умение распознавать по стилистическим особенностям образного строя произведения декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы XVII в., систематизировать зрительный материал по художественно-стилистическим и социальным признакам.

(Л): размышлять и вести диалог об особенностях художественного языка классического декоративно-прикладного искусства и его отличии от искусства народного (крестьянского).

(П): выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов; узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности; распознавать и систематизировать зрительный материал по декоративно-прикладному искусству по социально-стилевым признакам.

(Р): соотносить костюм, его образный строй с владельцем; адекватно воспринимать предложения учителей,

товарищей по исправлению допущенных ошибок.

(К): формулировать собственное мнение и позицию; использовать в речи новые художественные термины.

Формирование целостного, социально ориентированного видения предметного мира классического декоративно-прикладного искусства, позволяющего воспринимать предметы, вещи, их эстетические достоинства не обособленно, а в контексте своего времени.

Декоративное искусство в современном мире (8 ч)

27

Современное выставочное искусство.

Формирование представлений о многообразии проявлений современного декоративного искусства, о новом понимании красоты современными художниками.

Керамика, художественное стекло, металл.

Понимание места и значения современного декоративного искусства в жизни человека и общества, знание разнообразных видов современного декоративного творчества, материалов, техник; расширение общекультурного художественно-познавательного кругозора.

(Л): ориентироваться в широком

 разнообразии современного декоративно - прикладного искусства, различать по материалам, технике исполнения художественное стекло, керамику, ковку, литье, гобелен и т. д.

(П): выявлять и называть характерные особенности современного декоративно-прикладного искусства; находить и определять в произведениях декоративно- прикладного искусства связь конструктивного, декоративного и изобразительного видов деятельности, а также неразрывное единство материала, формы и декора.

(Р): овладевать навыками декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.

(К): высказываться по поводу роли выразительных средств и пластического языка материала в построении декоративного образа, использовать в речи новые термины, связанные декоративно-прикладным искусством; объяснять отличия современного декоративно-прикладного искусства от традиционного народного искусства.

Формирование целостной картины мира средствами декоративно-прикладного искусства во всем многообразии его проявлений. Воспитание эмоционально-ценностного, эстетического отношения к современному декоративно-прикладному искусству, уважения к творчеству профессиональных художников, интереса и потребности в общении с произведениями современного искусства и к декоративному творчеству.

28

Современное выставочное искусство.

Формирование представлений о многообразии проявлений современного декоративного искусства, о новом понимании красоты современными художниками.

Гобелен, батик.

Понимание места и значения современного декоративного искусства в жизни человека и общества, знание разнообразных видов современного декоративного творчества, материалов, техник; расширение общекультурного художественно-познавательного кругозора.

(Л): ориентироваться в широком

 разнообразии современного декоративно - прикладного искусства, различать по материалам, технике исполнения художественное стекло, керамику, ковку, литье, гобелен и т. д.

(П): выявлять и называть характерные особенности современного декоративно-прикладного искусства; находить и определять в произведениях декоративно- прикладного искусства связь конструктивного, декоративного и изобразительного видов деятельности, а также неразрывное единство материала, формы и декора.

(Р): овладевать навыками декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.

(К): высказываться по поводу роли выразительных средств и пластического языка материала в построении декоративного образа, использовать в речи новые термины, связанные декоративно-прикладным искусством; объяснять отличия современного декоративно-прикладного искусства от традиционного народного искусства.

Воспитание эмоционально-ценностного, эстетического отношения к современному декоративно-прикладному искусству, уважения к творчеству профессиональных художников, интереса и потребности в общении с произведениями современного искусства и к декоративному творчеству. Формирование целостной картины мира средствами декоративно-прикладного искусства во всем многообразии его проявлений.

29

Ты сам – мастер (панно).

Разработка эскизов коллективных панно по мотивам русских народных сказок в выбранном материале.

Панно.

Приобретение опыта работы над декоративной композицией, связанной с украшением школьных интерьеров. Умение осуществлять работу в определенной последовательности.

(Л): самооценка на основе критериев успешной деятельности.

(П): применять полученную информацию на практике.

(Р): обретение самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к самостоятельным действиям в различных учебных и жизненных ситуациях.

(К): строить монологические высказывания.

Развитие образно-ассоциативного мышления как формы освоения мира, творческих способностей, эстетических чувств, зрительной памяти, фантазии и воображения.

30

Ты сам – мастер (панно).

Коллективная реализация  в конкретном материале разнообразных творческих замыслов.

Осознание богатых возможностей современного пластического языка, а также различий в творчестве художника, работающего в области современного декоративного искусства.

(Л): самооценка на основе критериев успешной деятельности.

(П): применять полученную информацию на практике.

(Р): обретение самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к самостоятельным действиям в различных учебных и жизненных ситуациях.

(К): строить монологические высказывания.

Развитие самостоятельности и навыков сотрудничества  в процессе осуществления  коллективных форм деятельности, связанных с созданием общественно значимого художественного продукта для украшения школьных интерьеров.

31

Ты сам – мастер (ваза).

Индивидуальная реализация  в конкретном материале разнообразных творческих замыслов.

Осознание богатых возможностей современного пластического языка, а также различий в творчестве художника, работающего в области современного декоративного искусства. Умение осуществлять работу в определенной последовательности.

(Л): разрабатывать, создавать эскизы декоративных украшений интерьеров школы; собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вести работу по принципу «от простого — к сложному».

(П): владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств в процессе создания в конкретном материале объемных декоративных композиций.

(Р): пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.

(К): участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ.

Развитие образно-ассоциативного мышления как формы освоения мира, творческих способностей, эстетических чувств, зрительной памяти, фантазии и воображения.

32

Ты сам – мастер (ваза).

Индивидуальная реализация  в конкретном материале разнообразных творческих замыслов.

Осознание богатых возможностей современного пластического языка, а также различий в творчестве художника, работающего в области современного декоративного искусства. Умение осуществлять работу в определенной последовательности.

(Л): разрабатывать, создавать эскизы декоративных украшений интерьеров школы; собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вести работу по принципу «от простого — к сложному».

(П): владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств в процессе создания в конкретном материале объемных декоративных композиций.

(Р): пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.

(К): участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ.

Формирование целостной картины мира средствами декоративно-прикладного искусства во всем многообразии его проявлений.

33

Ты сам – мастер (витраж).

Индивидуальная реализация  в конкретном материале разнообразных творческих замыслов.

Осознание богатых возможностей современного пластического языка, а также различий в творчестве художника, работающего в области современного декоративного искусства. Умение осуществлять работу в определенной последовательности.

(Л): разрабатывать, создавать эскизы декоративных украшений интерьеров школы; собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вести работу по принципу «от простого — к сложному».

(П): владеть практическими навыками выразительного использования формы, цвета в процессе создания в конкретном материале плоскостных декоративных композиций.

(Р): пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.

(К): участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ.

Развитие образно-ассоциативного мышления как формы освоения мира, творческих способностей, эстетических чувств, зрительной памяти, фантазии и воображения.

34

Древние образы в современном декоративном искусстве.

Обобщение знаний по теме «Древние образы в народном искусстве, современное повседневное и выставочное искусство». Итоговая игра-викторина.

Итоговая выставка творческих работ.

Понимание места и значения современного декоративного искусства в жизни человека и общества, знание разнообразных видов современного декоративного творчества, материалов, техник; расширение общекультурного художественно-познавательного кругозора.

(Л): участвовать в итоговой игре-викторине с активным привлечением зрительного материала по декоративно- прикладному искусству, в творческих заданиях по обобщению изучаемого материала.

(П): пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного

обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.

(Р): участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ.

(К): использовать в речи новые художественные термины.

Воспитание эмоционально-ценностного, эстетического отношения к современному декоративно-прикладному искусству, уважения к творчеству профессиональных художников, интереса и потребности в общении с произведениями современного искусства и к декоративному творчеству. Формирование целостной картины мира средствами декоративно-прикладного искусства во всем многообразии его проявлений.


Заключение

В условиях реализации ФГОС очень важно понимать, что в эпоху быстрой смены технологий должна идти речь о формировании принципиально новой системы непрерывного образования, причем ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к обучению.

   Данная программа направлена на формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной. Конечная цель – формирование у школьника самостоятельного видения мира, своего отношения к нему на основе освоения опыта художественной культуры. Любая тема по искусству не просто изучается, а пропускается через чувства ученика в форме личного творческого опыта. Знания и умения связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие ребёнка, формируется его ценностное отношение к миру.

   Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство, как духовную летопись человечества, как выражение человека к природе, обществу, поиск идеалов. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».

Первая часть программы «Древние корни народного искусства» закладывает основы понимания специфики образного языка декоративно – прикладного искусства. Осознание истоков языка народного искусства помогает лучше понять закономерности единства формы и содержания в современном декоративно – прикладном искусстве.

   Тема второй четверти «Связь времён в народном искусстве» логически продолжает первую, вводя учащихся в мир современного народного искусства.

   Третья часть «Декор – человек – общество, время» чрезвычайно важна для понимания самой сути существования декоративно – прикладного искусства, его главной, коммуникативной функции.

Четвёртая четверть посвящена теме «Декоративное искусство в современном мире». Материал этой темы поможет учащимся сориентироваться в области современного декоративного искусства, увидеть на примере конкретных произведений взаимосвязь материала, формы и содержания, а также новое понимание красоты современными художниками.

   Система творческих заданий имеет целью развитие творческих способностей учащихся, осознанное использование знаний образного языка декоративного искусства в процессе воплощения собственного художественного замысла.

   Россия – часть многообразного и целостного мира. Учащиеся шаг за шагом открывают многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты, осваивая при этом культурное богатство своей Родины.

Литература

  • Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство» 5-9 классы.
  • Изобразительное искусство. Рабочие программы.5-9  классы: пособие для учителей общеобразовательных учереждений/Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горячева, А.С. Питерских.-М.: Просвещение,2011.-129с.
  • Изобразительное искусство. 5класс: поурочные планы по программе Б.М. Неменского/авт.-сост.О,В, Свиридова.-Волгоград: Учитель, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: «Связь времён в народном искусстве». Предмет: Изобразительное искусство Класс 5

Методическая разработкапо теме: «Связь времён в народном искусстве».Предмет: Изобразительное искусствоКласс 5Основной целью разработанных уроков по курсу «Декоративно-прикладное искусство в жизни...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету: «Изобразительное искусство» Классы: 5-9 Планирование составлено на основе программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство»

Программа «Изобразительное искусство» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства о...

Технологическая карта урока изобразительного искусства по ФГОС

Планируемые результаты урока:личностные: формирование духовной потребности к изучению культуры своего народа; развитие эстетической сферы учащихся через чувство сопричастности к родным "корням"; форми...

Анализ урока изобразительного искусства по ФГОС

Пробуждение познавательного интереса к предмету. Использование ЭОН. Учащиеся сами определяют границы своих знаний (с помощью словаря) и формулируют направление проблемы (этнокультурной направленности)...

Рабочая программа по предмету изобразительное искусство ООО ФГОС

Программа отражает идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу д...

Технологическая карта урока по изобразительному искусству по ФГОС второго поколения на тему «Древние образы в современных народных игрушках»

Формирование духовно-нравственного развития; воспитание гражданственности и патриотизма, любви к Родине на примере изучения орнамента народной вышивки; привитие интереса к декоративно-прикладному иску...

Рабочая программа по изобразительному искусству по ФГОС 2022-2023 учебный год

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования Саратовской области Администрация Перелюбского муниципального района МБОУ "ООШ с. Смородинка" РАССМОТРЕНО ...