Рабочая программа по предмету изобразительное искусство ООО ФГОС
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему

Шевчук Юлия Юрьевна

Программа отражает идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочая программа по ИЗО 5-8 класс99.95 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА № 46 г. ХАБАРОВСКА

РАССМОТРЕНА

на заседании ШМО учителей

 «      »                        2017 г.  протокол  №_____  

Руководитель ШМО: __________ /В.В. Бабичева /

СОГЛАСОВАНА

Зам. директора по УР

                    ________

                                                            УТВЕРЖДЕНА

приказ №_______ от  «____» _______________ 2017 г.

Директор МБОУ СОШ 46 ___________/Михайлов А.Л/

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету  ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ  ИСКУССТВО

ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (ФГОС)

учителя    Шевчук Юлии Юрьевны

на 2017 – 2020 г.

год составления программы – 2017

г. Хабаровск


Пояснительная записка

                Рабочая  программа соответствует положениям федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании Российской Федерации» и федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897, в том числе требованиям к результатам освоения основной образовательной программы, фундаментальному ядру содержания общего образования.

Рабочая  программа составлена на основе: 

-  примерной Основной Образовательной программы  по изобразительному искусству 2015 года.

- устава муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №46

- основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ № 46 (приказ № ___ от ___ 20___г.)

Программа отражает идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся.

Новый взгляд на предмет «Изобразительное искусство», суть которого заключается в том, что искусство в нем рассматривается как особая духовная сфера, концентрирующая в себе колоссальный эстетический, художественный и нравственный мировой опыт.  Как целостность, состоящая из народного искусства и профессионально-художественного,  проявляющихся и живущих по своим законам и находящимся в постоянном взаимодействии.

Цели курса художественного образования

Формирование компетенций в области освоения культурного наследия, умения ориентироваться в различных сферах мировой художественной культуры, формирование у обучающихся целостных представлений об исторических традициях и ценностях русской художественной культуры.

В программе предусмотрена практическая художественно-творческая деятельность, аналитическое восприятие произведений искусства.

Место учебного предмета «Изобразительное искусство» в учебном плане:

Программа разработана в соответствии с учебным планом  для ступени основного общего  образования.

Изобразительное искусство в основной школе изучается с 5 по 8 классы. Общее число учебных часов за 4 года обучения

составляет 136 часов; из них 34 (1ч. в неделю) - в 5 классе, 34 (1ч. в неделю) - в 6 классе, 34 (1ч. в неделю) - в 7 классе,

34 (1ч. в неделю) - в 8 классе.

 Планируемые результаты:

Панируемые результаты

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

Выпускник научится:

характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки); создавать декоративные изображения на основе русских образов

характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки); создавать декоративные изображения на основе русских образов

раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в народном искусстве и в современной жизни;

раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в народном искусстве и в современной жизни;

создавать эскизы декоративного убранства русской избы;

создавать эскизы декоративного убранства русской избы;

создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы;

создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы;

определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народные традиции;

создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народные традиции;

создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов в цветовом решении;

создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов в цветовом решении;

умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора

 (на доступном для данного возраста уровне);

умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);

);

выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;

владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;

;

различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства;

различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства;

различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов других народов России

различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов других народов России

находить общие черты в единстве материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных и современных промыслов

находить общие черты в единстве материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных и современных промыслов

различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов России;

различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов России;

называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных видов искусства

называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных видов искусства

называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных видов искусства

называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных видов искусства

классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значение для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира

классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значение для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира

классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значение для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира

классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значение для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира

объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения

объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения

композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными художественными материалами

композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными художественными материалами

композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными художественными материалами

композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными художественными материалами

композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными художественными материалами

создавать образы, используя все выразительные возможности художественных материалов

создавать образы, используя все выразительные возможности художественных материалов

создавать образы, используя все выразительные возможности художественных материалов

создавать образы, используя все выразительные возможности художественных материалов

создавать образы, используя все выразительные возможности художественных материалов

простым навыкам изображения с помощью пятна и тональных отношений

простым навыкам изображения с помощью пятна и тональных отношений

простым навыкам изображения с помощью пятна и тональных отношений

простым навыкам изображения с помощью пятна и тональных отношений

навыку плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная утварь);

навыку плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная утварь);

изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции

изображать сложную

изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции

создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из геометрических тел

создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из геометрических тел

строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы

строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы

характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство построения объема предметов и глубины пространства

характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство построения объема предметов и глубины пространства

передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в композиции натюрморта

передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в композиции натюрморта

творческому опыту выполнения графического натюрморта и гравюры наклейками на картоне

творческому опыту выполнения графического натюрморта и гравюры наклейками на картоне

выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания

выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания

рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве как выражении различных мировоззренческих смыслов

рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве как выражении различных мировоззренческих смыслов

рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве как выражении различных мировоззренческих смыслов

рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве как выражении различных мировоззренческих смыслов

применять перспективу в практической творческой работе

применять перспективу в практической творческой работе

применять перспективу в практической творческой работе

применять перспективу в практической творческой работе

навыкам изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемого

навыкам изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемого

навыкам изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемого

навыкам изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемого

навыкам изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы

навыкам изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы

навыкам изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы

навыкам изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы

видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе

видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе

навыкам создания пейзажных зарисовок

навыкам создания пейзажных зарисовок

различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная перспектива

различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная перспектива

пользоваться правилами работы на пленэре

пользоваться правилами работы на пленэре

использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и представлений о красоте; осознавать, что колорит является средством эмоциональной выразительности живописного произведения

использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и представлений о красоте; осознавать, что колорит является средством эмоциональной выразительности живописного произведения

использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и представлений о красоте

использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и представлений о красоте

навыкам композиции, наблюдательной перспективы и ритмической организации плоскости изображения

навыкам композиции, наблюдательной перспективы и ритмической организации плоскости изображения

навыкам композиции, наблюдательной перспективы и ритмической организации плоскости изображения

навыкам композиции, наблюдательной перспективы и ритмической организации плоскости изображения

различать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.);

различать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.);

различать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.);

различать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.);

определять композицию как целостный и образный строй произведения, роль формата, выразительное значение размера произведения, соотношение целого и детали, значение каждого фрагмента в его метафорическом смысле

определять композицию как целостный и образный строй произведения, роль формата, выразительное значение размера произведения, соотношение целого и детали, значение каждого фрагмента в его метафорическом смысле

определять композицию как целостный и образный строй произведения, роль формата, выразительное значение размера произведения, соотношение целого и детали, значение каждого фрагмента в его метафорическом смысле

определять композицию как целостный и образный строй произведения, роль формата, выразительное значение размера произведения, соотношение целого и детали, значение каждого фрагмента в его метафорическом смысле

определять композицию как целостный и образный строй произведения, роль формата, выразительное значение размера произведения, соотношение целого и детали, значение каждого фрагмента в его метафорическом смысле

пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники

пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники

пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники

пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники

пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники

различать и характеризовать понятия: эпический пейзаж, романтический пейзаж, пейзаж настроения, пленэр, импрессионизм

различать и характеризовать понятия: эпический пейзаж, романтический пейзаж, пейзаж настроения, пленэр, импрессионизм

различать и характеризовать виды портрета

различать и характеризовать виды портрета

понимать и характеризовать основы изображения головы человека

понимать и характеризовать основы изображения головы человека

пользоваться навыками работы с доступными скульптурными материалами

пользоваться навыками работы с доступными скульптурными материалами

видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению, по памяти

видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению, по памяти

видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и группы предметов

видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и группы предметов

видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и группы предметов

видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и группы предметов

использовать графические материалы в работе над портретом

использовать графические материалы в работе над портретом

использовать образные возможности освещения в портрете

использовать образные возможности освещения в портрете

пользоваться правилами схематического построения головы человека в рисунке

пользоваться правилами схематического построения головы человека в рисунке

называть имена выдающихся русских и зарубежных художников - портретистов и определять их произведения;

называть имена выдающихся русских и зарубежных художников - портретистов и определять их произведения;

называть имена выдающихся русских и зарубежных художников - портретистов и определять их произведения;

навыкам передачи в плоскостном изображении простых движений фигуры человека

навыкам передачи в плоскостном изображении простых движений фигуры человека

навыкам понимания особенностей восприятия скульптурного образа

навыкам понимания особенностей восприятия скульптурного образа

навыкам понимания особенностей восприятия скульптурного образа

навыкам лепки и работы с пластилином или глиной

навыкам лепки и работы с пластилином или глиной

Совершенствовать навыкам лепки и работы с пластилином или глиной

рассуждать (с опорой на восприятие художественных произведений - шедевров изобразительного искусства) об изменчивости образа человека в истории искусства

рассуждать (с опорой на восприятие художественных произведений - шедевров изобразительного искусства) об изменчивости образа человека в истории искусства

рассуждать (с опорой на восприятие художественных произведений - шедевров изобразительного искусства) об изменчивости образа человека в истории искусства

приемам выразительности при работе с натуры над набросками и зарисовками фигуры человека, используя разнообразные графические материалы

приемам выразительности при работе с натуры над набросками и зарисовками фигуры человека, используя разнообразные графические материалы

характеризовать сюжетно-тематическую картину как обобщенный и целостный образ, как результат наблюдений и размышлений художника над жизнью

характеризовать сюжетно-тематическую картину как обобщенный и целостный образ, как результат наблюдений и размышлений художника над жизнью

характеризовать сюжетно-тематическую картину как обобщенный и целостный образ, как результат наблюдений и размышлений художника над жизнью

объяснять понятия «тема», «содержание», «сюжет» в произведениях станковой живописи

объяснять понятия «тема», «содержание», «сюжет» в произведениях станковой живописи

объяснять понятия «тема», «содержание», «сюжет» в произведениях станковой живописи

изобразительным и композиционным навыкам в процессе работы над эскизом

изобразительным и композиционным навыкам в процессе работы над эскизом

изобразительным и композиционным навыкам в процессе работы над эскизом

изобразительным и композиционным навыкам в процессе работы над эскизом

изобразительным и композиционным навыкам в процессе работы над эскизом

узнавать и объяснять понятия «тематическая картина», «станковая живопись»

узнавать и объяснять понятия «тематическая картина», «станковая живопись»

узнавать и объяснять понятия «тематическая картина», «станковая живопись»

перечислять и характеризовать основные жанры сюжетно - тематической картины;

перечислять и характеризовать основные жанры сюжетно - тематической картины;

перечислять и характеризовать основные жанры сюжетно - тематической картины;

узнавать и характеризовать несколько классических произведений и называть имена великих русских мастеров исторической картины;

узнавать и характеризовать несколько классических произведений и называть имена великих русских мастеров исторической картины;

узнавать и характеризовать несколько классических произведений и называть имена великих русских мастеров исторической картины;

характеризовать значение тематической картины XIX века в развитии русской культуры;

характеризовать значение тематической картины XIX века в развитии русской культуры;

характеризовать значение тематической картины XIX века в развитии русской культуры;

рассуждать о значении творчества великих русских художников в создании образа народа, в становлении национального самосознания и образа национальной истории;

рассуждать о значении творчества великих русских художников в создании образа народа, в становлении национального самосознания и образа национальной истории;

называть имена нескольких известных художников объединения «Мир искусства» и их наиболее известные произведения;

называть имена нескольких известных художников объединения «Мир искусства» и их наиболее известные произведения;

творческому опыту по разработке и созданию изобразительного образа на выбранный исторический сюжет;

творческому опыту по разработке и созданию изобразительного образа на выбранный исторический сюжет;

творческому опыту по разработке художественного проекта – разработки композиции на историческую тему;

творческому опыту по разработке художественного проекта – разработки композиции на историческую тему;

творческому опыту создания композиции на основе библейских сюжетов

творческому опыту создания композиции на основе библейских сюжетов

представлениям о великих, вечных темах в искусстве на основе сюжетов из Библии, об их мировоззренческом и нравственном значении в культуре;

представлениям о великих, вечных темах в искусстве на основе сюжетов из Библии, об их мировоззренческом и нравственном значении в культуре;

представлениям о великих, вечных темах в искусстве на основе сюжетов из Библии, об их мировоззренческом и нравственном значении в культуре;

называть имена великих европейских и русских художников, творивших на библейские темы;

называть имена великих европейских и русских художников, творивших на библейские темы;

называть имена великих европейских и русских художников, творивших на библейские темы;

узнавать и характеризовать произведения великих европейских и русских художников на библейские темы;

узнавать и характеризовать произведения великих европейских и русских художников на библейские темы;

узнавать и характеризовать произведения великих европейских и русских художников на библейские темы;

характеризовать роль монументальных памятников в жизни общества;

характеризовать роль монументальных памятников в жизни общества;

характеризовать роль монументальных памятников в жизни общества;

рассуждать об особенностях художественного образа советского народа в годы Великой Отечественной войны;

рассуждать об особенностях художественного образа советского народа в годы Великой Отечественной войны;

рассуждать об особенностях художественного образа советского народа в годы Великой Отечественной войны;

описывать и характеризовать выдающиеся монументальные памятники и ансамбли, посвященные Великой Отечественной войне;

описывать и характеризовать выдающиеся монументальные памятники и ансамбли, посвященные Великой Отечественной войне;

описывать и характеризовать выдающиеся монументальные памятники и ансамбли, посвященные Великой Отечественной войне;

творческому опыту лепки памятника, посвященного значимому историческому событию или историческому герою;

творческому опыту лепки памятника, посвященного значимому историческому событию или историческому герою;

творческому опыту лепки памятника, посвященного значимому историческому событию или историческому герою;

анализировать художественно-выразительные средства произведений изобразительного искусства XX века;

анализировать художественно-выразительные средства произведений изобразительного искусства XX века;

культуре зрительского восприятия;

культуре зрительского восприятия;

культуре зрительского восприятия;

культуре зрительского восприятия;

культуре зрительского восприятия;

характеризовать временные и пространственные искусства

характеризовать временные и пространственные искусства

характеризовать временные и пространственные искусства

характеризовать временные и пространственные искусства

понимать разницу между реальностью и художественным образом

понимать разницу между реальностью и художественным образом

понимать разницу между реальностью и художественным образом

понимать разницу между реальностью и художественным образом

понимать разницу между реальностью и художественным образом

представлениям об искусстве иллюстрации и творчестве известных иллюстраторов книг. И.Я. Билибин. В.А. Милашевский. В.А. Фаворский;

представлениям об искусстве иллюстрации и творчестве известных иллюстраторов книг. И.Я. Билибин. В.А. Милашевский. В.А. Фаворский;

опыту художественного иллюстрирования и навыкам работы графическими материалами;

опыту художественного иллюстрирования и навыкам работы графическими материалами;

собирать необходимый материал для иллюстрирования (характер одежды героев, характер построек и помещений, характерные детали быта и т.д.);

собирать необходимый материал для иллюстрирования (характер одежды героев, характер построек и помещений, характерные детали быта и т.д.);

представлениям об анималистическом жанре изобразительного искусства и творчестве художников-анималистов;

представлениям об анималистическом жанре изобразительного искусства и творчестве художников-анималистов;

опыту художественного творчества по созданию стилизованных образов животных;

опыту художественного творчества по созданию стилизованных образов животных;

систематизировать и характеризовать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна;

систематизировать и характеризовать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна;

распознавать объект и пространство в конструктивных видах искусства;

распознавать объект и пространство в конструктивных видах искусства;

понимать сочетание различных объемов в здании;

понимать сочетание различных объемов в здании;

понимать единство художественного и функционального в вещи, форму и материал;

понимать единство художественного и функционального в вещи, форму и материал;

понимать единство художественного и функционального в вещи, форму и материал;

понимать единство художественного и функционального в вещи, форму и материал;

иметь общее представление и рассказывать об особенностях архитектурно-художественных стилей разных эпох;

иметь общее представление и рассказывать об особенностях архитектурно-художественных стилей разных эпох;

понимать тенденции и перспективы развития современной архитектуры

понимать тенденции и перспективы развития современной архитектуры

различать образно-стилевой язык архитектуры прошлого

различать образно-стилевой язык архитектуры прошлого

различать образно-стилевой язык архитектуры прошлого

характеризовать и различать малые формы архитектуры и дизайна в пространстве городской среды;

характеризовать и различать малые формы архитектуры и дизайна в пространстве городской среды;

понимать плоскостную композицию как возможное схематическое изображение объемов при взгляде на них сверху;

понимать плоскостную композицию как возможное схематическое изображение объемов при взгляде на них сверху

осознавать чертеж как плоскостное изображение объемов, когда точка – вертикаль, круг – цилиндр, шар и т. д.;

осознавать чертеж как плоскостное изображение объемов, когда точка – вертикаль, круг – цилиндр, шар и т. д.;

применять в создаваемых пространственных композициях доминантный объект и вспомогательные соединительные элементы;

применять в создаваемых пространственных композициях доминантный объект и вспомогательные соединительные элементы;

применять навыки формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); применять навыки формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);

применять навыки формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);

создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;

создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;

создавать практические творческие композиции в технике коллажа, дизайн-проектов;

создавать практические творческие композиции в технике коллажа, дизайн-проектов;

получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна, а также о том, какое значение имеет расположение цвета в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта;

получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна, а также о том, какое значение имеет расположение цвета в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта;

приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры;

приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры;

характеризовать основные школы садово-паркового искусства

характеризовать основные школы садово-паркового искусства

характеризовать основные школы садово-паркового искусства

характеризовать основные школы садово-паркового искусства

называть и раскрывать смысл основ искусства флористики

называть и раскрывать смысл основ искусства флористики

понимать основы краткой истории костюма

понимать основы краткой истории костюма

характеризовать и раскрывать смысл композиционно-конструктивных принципов дизайна одежды

характеризовать и раскрывать смысл композиционно-конструктивных принципов дизайна одежды

применять навыки сочинения объемно-пространственной композиции в формировании букета по принципам икэбаны

применять навыки сочинения объемно-пространственной композиции в формировании букета по принципам икэбаны

использовать старые и осваивать новые приемы работы с бумагой, природными материалами в процессе макетирования архитектурно-ландшафтных объектов

использовать старые и осваивать новые приемы работы с бумагой, природными материалами в процессе макетирования архитектурно-ландшафтных объектов

отражать в эскизном проекте дизайна сада образно-архитектурный композиционный замысел

отражать в эскизном проекте дизайна сада образно-архитектурный композиционный замысел

использовать графические навыки и технологии выполнения коллажа в процессе создания эскизов молодежных и исторических комплектов одежды

использовать графические навыки и технологии выполнения коллажа в процессе создания эскизов молодежных и исторических комплектов одежды

узнавать и характеризовать памятники архитектуры Древнего Киева. София Киевская. Фрески. Мозаики

узнавать и характеризовать памятники архитектуры Древнего Киева. София Киевская. Фрески. Мозаики

различать итальянские и русские традиции в архитектуре Московского Кремля. Характеризовать и описывать архитектурные особенности соборов Московского Кремля

различать итальянские и русские традиции в архитектуре Московского Кремля. Характеризовать и описывать архитектурные особенности соборов

различать и характеризовать особенности древнерусской иконописи. Понимать значение иконы «Троица» Андрея Рублева в общественной, духовной и художественной жизни Руси

знать особенности древнерусской иконописи. Понимать значение иконы «Троица» Андрея Рублева в общественной, духовной и художественной жизни Руси

узнавать и описывать памятники шатрового зодчества

узнавать памятники шатрового зодчества

характеризовать особенности церкви Вознесения в селе Коломенском и храма Покрова-на-Рву

характеризовать особенности церкви Вознесения в селе Коломенском и храма Покрова-на-Рву

раскрывать особенности новых иконописных традиций в XVII веке. Отличать по характерным особенностям икону и парсуну

раскрывать особенности новых иконописных традиций в XVII веке. Отличать по характерным особенностям икону и парсуну

работать над проектом (индивидуальным или коллективным), создавая разнообразные творческие композиции в материалах по различным темам

работать над проектом (индивидуальным или коллективным), создавая разнообразные творческие композиции в материалах по различным темам

работать над проектом (индивидуальным или коллективным), создавая разнообразные творческие композиции в материалах по различным темам

работать над проектом (индивидуальным или коллективным), создавая разнообразные творческие композиции в материалах по различным темам

работать над проектом (индивидуальным или коллективным), создавая разнообразные творческие композиции в материалах по различным темам

различать стилевые особенности разных школ архитектуры Древней Руси

иметь общее представление об архитектуре Древней Руси

различать стилевые особенности разных школ архитектуры Древней Руси

создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;

создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;

создавать с натуры и по

работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура); использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства

работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура); использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства

сравнивать, сопоставлять и анализировать произведения живописи Древней Руси

сравнивать, сопоставлять и анализировать произведения живописи Древней Руси

рассуждать о значении художественного образа древнерусской культуры

знать о значении художественного образа древнерусской культуры

рассуждать о значении художественного образа древнерусской культуры

ориентироваться в широком разнообразии стилей и направлений изобразительного искусства и архитектуры XVIII – XIX веков

знать стили и направления изобразительного искусства и архитектуры XVIII – XIX веков

использовать в речи новые термины, связанные со стилями в изобразительном искусстве и архитектуре XVIII – XIX веков

использовать в речи новые термины, связанные со стилями в изобразительном искусстве и архитектуре XVIII – XIX веков

использовать в речи новые термины, связанные со стилями в изобразительном искусстве и архитектуре XVIII – XIX веков

выявлять и называть характерные особенности русской портретной живописи XVIII века;

знать характерные особенности русской портретной живописи XVIII века;

выявлять и называть характерные особенности русской портретной живописи XVIII века;

характеризовать признаки и особенности московского барокко

характеризовать признаки и особенности московского барокко

создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале

создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале

создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале

создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале

создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале

Выпускник получит возможность научиться:

активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.);

активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.);

активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.);

активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.);

активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.);

владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства;

владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства;

владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства;

владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства;

владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства;

различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства;

;

различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства;

различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства;

выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения изобразительного искусства;

выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения изобразительного искусства;

выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения изобразительного искусства;

выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения изобразительного искусства;

понимать специфику изображения в полиграфии;

понимать специфику изображения в полиграфии;

различать формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши и др.);

различать формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши и др.);

различать и характеризовать типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное, фотографическое);

различать и характеризовать типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное, фотографическое);

проектировать обложку книги, рекламы открытки, визитки и др

проектировать обложку книги, рекламы открытки, визитки и др

создавать художественную композицию макета книги, журнала;

создавать художественную композицию макета книги, журнала;

называть имена великих русских живописцев и архитекторов XVIII – XIX веков;

называть имена великих русских живописцев и архитекторов XVIII – XIX веков;

называть имена великих русских живописцев и архитекторов XVIII – XIX веков;

называть имена великих русских живописцев и архитекторов XVIII – XIX веков;

называть и характеризовать произведения изобразительного искусства и архитектуры русских художников XVIII – XIX веков;

называть и характеризовать произведения изобразительного искусства и архитектуры русских художников XVIII – XIX веков;

называть и характеризовать произведения изобразительного искусства и архитектуры русских художников XVIII – XIX веков;

называть и характеризовать произведения изобразительного искусства и архитектуры русских художников XVIII – XIX веков;

называть имена выдающихся русских художников-ваятелей XVIII века и определять скульптурные памятники;

;

называть имена выдающихся русских художников-ваятелей XVIII века и определять скульптурные памятники;

называть имена выдающихся русских художников-ваятелей XVIII века и определять скульптурные памятники;

называть имена выдающихся художников «Товарищества передвижников» и определять их произведения живописи;

называть имена выдающихся художников «Товарищества передвижников» и определять их произведения живописи;

называть имена выдающихся художников «Товарищества передвижников» и определять их произведения живописи;

называть имена выдающихся русских художников-пейзажистов XIX века и определять произведения пейзажной живописи;

называть имена выдающихся русских художников-пейзажистов XIX века и определять произведения пейзажной живописи;

называть имена выдающихся русских художников-пейзажистов XIX века и определять произведения пейзажной живописи;

понимать особенности исторического жанра, определять произведения исторической живописи;

понимать особенности исторического жанра, определять произведения исторической живописи;

понимать особенности исторического жанра, определять произведения исторической живописи;

активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведениям искусства;

активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведениям искусства;

активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведениям искусства;

активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведениям искусства;

активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведениям искусства;

определять «Русский стиль» в архитектуре модерна, называть памятники архитектуры модерна;

определять «Русский стиль» в архитектуре модерна, называть памятники архитектуры модерна;

использовать навыки формообразования, использования объемов в архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;

использовать навыки формообразования, использования объемов в архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;

называть имена выдающихся русских художников-ваятелей второй половины XIX века и определять памятники монументальной скульптуры;

называть имена выдающихся русских художников-ваятелей второй половины XIX века и определять памятники монументальной скульптуры;

называть имена выдающихся русских художников-ваятелей второй половины XIX века и определять памятники монументальной скульптуры;

создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале;

создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале;

создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале;

создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале;

создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале;

узнавать основные художественные направления в искусстве XIX и XX веков;

узнавать основные художественные направления в искусстве XIX и XX веков;

узнавать основные художественные направления в искусстве XIX и XX веков;

узнавать основные художественные направления в искусстве XIX и XX веков;

узнавать, называть основные художественные стили в европейском и русском искусстве и время их развития в истории культуры;

узнавать, называть основные художественные стили в европейском и русском искусстве и время их развития в истории культуры;

узнавать, называть основные художественные стили в европейском и русском искусстве и время их развития в истории культуры;

узнавать, называть основные художественные стили в европейском и русском искусстве и время их развития в истории культуры;

осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы;

осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы;

осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы;

осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы;

осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы;

применять творческий опыт разработки художественного проекта – создания композиции на определенную тему;

применять творческий опыт разработки художественного проекта – создания композиции на определенную тему;

применять творческий опыт разработки художественного проекта – создания композиции на определенную тему;

применять творческий опыт разработки художественного проекта – создания композиции на определенную тему;

применять творческий опыт разработки художественного проекта – создания композиции на определенную тему;

понимать смысл традиций и новаторства в изобразительном искусстве XX века. Модерн. Авангард. Сюрреализм;

понимать смысл традиций и новаторства в изобразительном искусстве XX века. Модерн. Авангард. Сюрреализм;

понимать смысл традиций и новаторства в изобразительном искусстве XX века. Модерн. Авангард. Сюрреализм;

характеризовать стиль модерн в архитектуре. Ф.О. Шехтель. А. Гауди;

характеризовать стиль модерн в архитектуре. Ф.О. Шехтель. А. Гауди;

создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;

создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;

работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);

работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);

использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства;

использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства;

характеризовать крупнейшие художественные музеи мира и России;

характеризовать крупнейшие художественные музеи мира и России;

характеризовать крупнейшие художественные музеи мира и России;

получать представления об особенностях художественных коллекций крупнейших музеев мира;

получать представления об особенностях художественных коллекций крупнейших музеев мира;

получать представления об особенностях художественных коллекций крупнейших музеев мира;

использовать навыки коллективной работы над объемно- пространственной композицией;

использовать навыки коллективной работы над объемно- пространственной композицией;

понимать основы сценографии как вида художественного творчества;

понимать основы сценографии как вида художественного творчества;

понимать роль костюма, маски и грима в искусстве актерского перевоплощения;

понимать роль костюма, маски и грима в искусстве актерского перевоплощения;

называть имена великих актеров российского театра XX века (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский);

называть имена великих актеров российского театра XX века (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский);

различать особенности художественной фотографии;

различать особенности художественной фотографии;

различать выразительные средства художественной фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.);

различать выразительные средства художественной фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.);

понимать изобразительную природу экранных искусств;

понимать изобразительную природу экранных искусств;

характеризовать принципы киномонтажа в создании художественного образа;

;

характеризовать принципы киномонтажа в создании художественного образа;

различать понятия: игровой и документальный фильм;

различать понятия: игровой и документальный фильм;

называть имена мастеров российского кинематографа. С.М. Эйзенштейн. А.А. Тарковский. С.Ф. Бондарчук. Н.С. Михалков;

называть имена мастеров российского кинематографа. С.М. Эйзенштейн. А.А. Тарковский. С.Ф. Бондарчук. Н.С. Михалков;

понимать основы искусства телевидения;

понимать основы искусства телевидения;

понимать различия в творческой работе художника-живописца и сценографа;

понимать различия в творческой работе художника-живописца и сценографа;

применять полученные знания о типах оформления сцены при создании школьного спектакля;

применять полученные знания о типах оформления сцены при создании школьного спектакля;

применять в практике любительского спектакля художественно-творческие умения по созданию костюмов, грима и т. д. для спектакля из доступных материалов;

применять в практике любительского спектакля художественно-творческие умения по созданию костюмов, грима и т. д. для спектакля из доступных материалов;

добиваться в практической работе большей выразительности костюма и его стилевого единства со сценографией спектакля;

добиваться в практической работе большей выразительности костюма и его стилевого единства со сценографией спектакля;

использовать элементарные навыки основ фотосъемки, осознанно осуществлять выбор объекта и точки съемки, ракурса, плана как художественно-выразительных средств фотографии;

использовать элементарные навыки основ фотосъемки, осознанно осуществлять выбор объекта и точки съемки, ракурса, плана как художественно-выразительных средств фотографии;

применять в своей съемочной практике ранее приобретенные знания и навыки композиции, чувства цвета, глубины пространства и т. д.;

применять в своей съемочной практике ранее приобретенные знания и навыки композиции, чувства цвета, глубины пространства и т. д.;

пользоваться компьютерной обработкой фотоснимка при исправлении отдельных недочетов и случайностей;

пользоваться компьютерной обработкой фотоснимка при исправлении отдельных недочетов и случайностей;

понимать и объяснять синтетическую природу фильма;

понимать и объяснять синтетическую природу фильма;

применять первоначальные навыки в создании сценария и замысла фильма;

применять первоначальные навыки в создании сценария и замысла фильма;

применять полученные ранее знания по композиции и построению кадра;

применять полученные ранее знания по композиции и построению кадра;

использовать первоначальные навыки операторской грамоты, техники съемки и компьютерного монтажа;

использовать первоначальные навыки операторской грамоты, техники съемки и компьютерного монтажа;

применять сценарно-режиссерские навыки при построении текстового и изобразительного сюжета, а также звукового ряда своей компьютерной анимации;

применять сценарно-режиссерские навыки при построении текстового и изобразительного сюжета, а также звукового ряда своей компьютерной анимации;

смотреть и анализировать с точки зрения режиссерского, монтажно-операторского искусства фильмы мастеров кино;

смотреть и анализировать с точки зрения режиссерского, монтажно-операторского искусства фильмы мастеров кино;

использовать опыт документальной съемки и тележурналистики для формирования школьного телевидения;

использовать опыт документальной съемки и тележурналистики для формирования школьного телевидения;

реализовывать сценарно-режиссерскую и операторскую грамоту в практике создания видео-этюда.

реализовывать сценарно-режиссерскую и операторскую грамоту в практике создания видео-этюда.

СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                           5 кл.

«Народное художественное творчество – неиссякаемый источник самобытной красоты»

        Древние корни народного искусства. Солярные знаки (декоративное изображение и их условно-символический характер). Древние образы в народном творчестве. Русская изба: единство конструкции и декора. Крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры. Орнамент как основа декоративного украшения. Праздничный народный костюм – целостный художественный образ. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение. Различие национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России. Древние образы в народных игрушках (Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка). Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов (искусство Гжели, Городецкая роспись, Хохлома, Жостово, роспись по металлу, щепа, роспись по лубу и дереву, тиснение и резьба по бересте). Связь времен в народном искусстве. Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства.

СОДЕРЖАНИЕ

6 кл.

«Виды изобразительного искусства и основы образного языка»

Пространственные искусства. Художественные материалы. Жанры в изобразительном искусстве. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. Рисунок – основа изобразительного творчества. Художественный образ. Стилевое единство. Линия, пятно. Ритм. Цвет. Основы цветоведения. Композиция. Натюрморт. Понятие формы. Геометрические тела: куб, шар, цилиндр, конус, призма. Многообразие форм окружающего мира. Изображение объема на плоскости. Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. Пейзаж. Правила построения перспективы. Воздушная перспектива. Пейзаж настроения. Природа и художник. Пейзаж в живописи художников – импрессионистов (К. Моне, А. Сислей). Пейзаж в графике. Работа на пленэре.

«Понимание смысла деятельности художника»

Портрет. Конструкция головы человека и ее основные пропорции. Изображение головы человека в пространстве. Портрет в скульптуре. Графический портретный рисунок. Образные возможности освещения в портрете. Роль цвета в портрете. Великие портретисты прошлого (В.А. Тропинин, И.Е. Репин, И.Н. Крамской, В.А. Серов). Портрет в изобразительном искусстве XX века (К.С. Петров-Водкин, П.Д. Корин).

Изображение фигуры человека и образ человека. Изображение фигуры человека в истории искусства (Леонардо да Винчи, Микеланджело Буанаротти, О. Роден). Пропорции и строение фигуры человека. Лепка фигуры человека. Набросок фигуры человека с натуры. Основы представлений о выражении в образах искусства нравственного поиска человечества (В.М. Васнецов, М.В. Нестеров….)

«Вечные темы и великие исторические события в искусстве»

Сюжет и содержание в картине. Процесс работы над тематической картиной. Библейские сюжеты в мировом изобразительном искусстве (Леонардо да Винчи, Рембрандт, Микеланджело Буанаротти, Рафаэль Санти). Мифологические темы в зарубежном искусстве (С. Боттичелли, Джорджоне, Рафаэль Санти). Русская религиозная живопись XIX века (А.А. Иванов, И.Н. Крамской, В.Д. Поленов). Тематическая картина в русском искусстве XIX века (К.П. Брюллов). Историческая живопись художников объединения «Мир искусства» (А.Н. Бенуа, Е.Е. Лансере, Н.К. Рерих). Исторические картины из жизни моего города (исторический жанр). Праздники и повседневность в изобразительном искусстве (бытовой жанр). Тема Великой Отечественной войны в монументальном искусстве и в живописи. Мемориальные ансамбли. Место и роль картины в искусстве XX века (Ю.И. Пименов, Ф.П. Решетников, В.Н. Бакшеев, Т.Н. Яблонская). Искусство иллюстрации (И.Я. Билибин, В.А. Милашевский, В.А. Фаворский). Анималистический жанр (В.А. Ватагин, Е.И. Чарушин). Образы животных в современных предметах декоративно-прикладного искусства. Стилизация изображения животных.

СОДЕРЖАНИЕ

7 кл.

«Конструктивное искусство: архитектура и дизайн»

Художественный язык конструктивных искусств. Роль искусства в организации предметно – пространственной среды жизни человека. От плоскостного изображения к объемному макету. Здание как сочетание различных объемов. Понятие модуля. Важнейшие архитектурные элементы здания. Вещь как сочетание объемов и как образ времени. Единство художественного и функционального в вещи. Форма и материал. Цвет в архитектуре и дизайне. Архитектурный образ как понятие эпохи (Ш.Э. ле Корбюзье). Тенденции и перспективы развития современной архитектуры. Жилое пространство города (город, микрорайон, улица). Природа и архитектура. Ландшафтный дизайн. Основные школы садово-паркового искусства. Русская усадебная культура XVIII - XIX веков. Искусство флористики. Проектирование пространственной и предметной среды. Дизайн моего сада. История костюма. Композиционно - конструктивные принципы дизайна одежды.

СОДЕРЖАНИЕ

8 КЛ.

«Искусство полиграфии»

Специфика изображения в полиграфии. Формы полиграфической продукции (книги, журналы, плакаты, афиши, открытки, буклеты). Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное фотографическое). Искусство шрифта. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки и др.

«Изображение в синтетических и экранных видах искусства и художественная фотография»

Роль изображения в синтетических искусствах. Театральное искусство и художник. Сценография – особый вид художественного творчества. Костюм, грим и маска. Театральные художники начала XX века (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский). Опыт художественно-творческой деятельности. Создание художественного образа в искусстве фотографии. Особенности художественной фотографии. Выразительные средства фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.). Изображение в фотографии и в живописи. Изобразительная природа экранных искусств. Специфика киноизображения: кадр и монтаж. Кинокомпозиция и средства эмоциональной выразительности в фильме (ритм, свет, цвет, музыка, звук). Документальный, игровой и анимационный фильмы. Коллективный процесс творчества в кино (сценарист, режиссер, оператор, художник, актер). Мастера российского кинематографа (С.М. Эйзенштейн, С.Ф. Бондарчук, А.А. Тарковский, Н.С. Михалков). Телевизионное изображение, его особенности и возможности (видеосюжет, репортаж и др.). Художественно-творческие проекты.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 кл. – 34 ч.

Содержание учебного предмета

к – во часов

Основные виды учебной деятельности обучающихся

«Народное художественное творчество – неиссякаемый источник самобытной красоты» - 34 ч.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

  Древние корни народного искусства:

Солярные знаки (декоративное изображение и их условно-символический характер).

Древние образы в народном творчестве.

 Русская изба: единство конструкции и декора.

 Крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры.

 Орнамент как основа декоративного украшения.

 Праздничный народный костюм – целостный художественный образ.

Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.

 Различие национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России.

Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов.

Древние образы в народных игрушках (Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка).

 Искусство Гжели,

 Городецкая роспись,

Хохлома.

 

Жостово (роспись по металлу).

Щепа, роспись по лубу и дереву,

Тиснение и резьба по бересте).

Связь времен в народном искусстве.

Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства.

Художественно-творческие проекты.

Темы для проектной деятельности

 «Художественная культура и искусство Древней Руси, ее символичность, обращенность к внутреннему миру человека».

«Красота и своеобразие архитектуры Владимиро-Суздальской Руси. Архитектура Великого Новгорода».

«Образный мир древнерусской живописи (Андрей Рублев, Феофан Грек, Дионисий)».

«Архитектура Киевской Руси. Мозаика».

 

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

1 ч.

1 ч.

2 ч

4 ч.

анализировать основы языка декоративно-прикладного искусства;

анализировать смысл знаков и символов декоративно-прикладного искусства;

воспринимать произведения искусства;

участвовать в обсуждении;

выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственного замысла;

создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости;

понимать соотношение целостности и гармонии между человеком и окружающим миром;

изображать графическими средствами реальные и фантастические образы;

использовать декоративные элементы, узоры для украшения реальных и фантастических образов;

моделировать с помощью трансформации природных форм; использовать стилизацию природных форм для создания орнамента;

давать эстетическую оценку произведениям художественной культуры, предметам быта;

различать произведения народных промыслов России и художественных ремесел;

создавать эскизы и модели игрушек;

 

   обосновывать свою точку зрения.

   приводить примеры.

 

  Использовать ресурс интернета для поиска информации.

Грамотно формулировать запросы при поиске в интернете.

Оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию.

 


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

6 кл. – 34 ч.

Содержание учебного предмета

к – во часов  

Основные виды учебной деятельности обучающихся

«Виды изобразительного искусства и основы образного языка» - 16 ч.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Пространственные искусства. Жанры в изобразительном искусстве.

Художественные материалы.

Выразительные возможности изобразительного искусства.

Язык и смысл.

Рисунок – основа изобразительного творчества.

 Художественный образ.

Стилевое единство.

 Линия, пятно.

Ритм. Цвет.

Основы цветоведения.

Композиция.

Натюрморт. Цвет в натюрморте.

Натюрморт в графике.

Понятие формы.

Геометрические тела: куб, шар, цилиндр, конус, призма.

Многообразие форм окружающего мира.

Изображение объема на плоскости. Освещение. Свет и тень.

Пейзаж.

Правила построения линейной перспективы.

Воздушная перспектива.

 Природа и художник. Пейзаж настроения.

Пейзаж в живописи художников – импрессионистов (К. Моне, А. Сислей).

 Пейзаж в графике.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

видеть и понимать многообразие видов и жанров в искусстве, группировать и соотносить их по характеру;

выражать свое отношение к шедеврам русского и мирового искусства (устно/письменно);

воспринимать произведения искусства;

участвовать в обсуждении;

выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственного замысла;

овладеть основами языка живописи, графики;

создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости;

наблюдать природу, различные её состояния в разное время суток;

использовать элементарные правила перспективы для изображения природы, пейзажа;

использовать контраст, композиционный центр, выделять главное;

использовать различные средства живописи, основные и составные, теплые и холодные цвета;

овладеть на практике основами цветоведения;

овладеть приемами работы различными графическими материалами;

изображать графическими средствами реальные образы;

создавать средствами компьютерной графики образы природы (в программе «Paint»);

создавать графическими и живописными средствами композицию пейзажа;

понимать общее и особенное в произведениях искусства;

«Понимание смысла деятельности художника» - 8 ч.

1

2

3

4

5

6

7

8

Портрет. Конструкция головы человека и ее основные пропорции. Изображение головы человека в пространстве. Графический портретный рисунок.

Портрет в скульптуре.

Образные возможности освещения в портрете.

Роль цвета в портрете. Великие портретисты прошлого (В.А. Тропинин, И.Е. Репин, И.Н. Крамской, В.А. Серов).

Портрет в изобразительном искусстве XX века (К.С. Петров-Водкин, П.Д. Корин).

Изображение фигуры человека и образ человека.

Изображение фигуры человека в истории искусства (Леонардо да Винчи, Микеланджело Буанаротти, О. Роден).

Пропорции и строение фигуры человека. Набросок фигуры человека с натуры.

Лепка фигуры человека.

 

 Основы представлений о выражении в образах искусства нравственного поиска человечества (В.М. Васнецов, М.В. Нестеров)

1

1

1

1

1

1

1

1

устанавливать связь соотношения целостности и гармонии между человеком и окружающим миром;

передавать внешний облик человека;

изображать человека;

воспринимать произведения искусства;

выражать свое отношение к шедеврам русского и мирового искусства (устно/письменно);

участвовать в обсуждении;

выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственного замысла;

создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости;

использовать контраст, композиционный центр, выделять главное;

овладеть приемами работы различными графическими материалами;

изображать графическими средствами реальные образы;

создавать средствами компьютерной графики образ человека, (в программе Paint);

изображать в объеме выразительные образы человека;

понимать роль изобразительных искусств в жизни человека;

давать эстетическую оценку произведениям художественной культуры, жизни человека;

«Вечные темы и великие исторические события в искусстве»  - 10 ч.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Сюжет и содержание в картине.

 Процесс работы над тематической картиной.

Тематическая картина в русском искусстве XIX века (К.П. Брюллов).

Библейские сюжеты в мировом изобразительном искусстве (Леонардо да Винчи, Рембрандт, Микеланджело Буанаротти, Рафаэль Санти).

Русская религиозная живопись XIX века (А.А. Иванов, И.Н. Крамской, В.Д. Поленов).

Мифологические темы в зарубежном искусстве (С. Боттичелли, Джорджоне, Рафаэль Санти).

Историческая живопись художников объединения «Мир искусства» (А.Н. Бенуа, Е.Е. Лансере, Н.К. Рерих).

 Исторические картины из жизни моего города (исторический жанр).

Праздники и повседневность в изобразительном искусстве (бытовой жанр).

Тема Великой Отечественной войны в монументальном искусстве и в живописи.

 Мемориальные ансамбли.

Место и роль картины в искусстве XX века (Ю.И. Пименов, Ф.П. Решетников, В.Н. Бакшеев, Т.Н. Яблонская).

 Искусство иллюстрации (И.Я. Билибин, В.А. Милашевский, В.А. Фаворский).

 Анималистический жанр (В.А. Ватагин, Е.И. Чарушин).

Образы животных в современных предметах декоративно-прикладного искусства.

Стилизация изображения животных.

Художественно-творческие проекты.

(вне урочной деятельности)

  1. Российские художественные музеи (Русский музей, Эрмитаж, Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина).

  1. Крупнейшие художественные музеи мира и их роль в культуре (Прадо, Лувр, Дрезденская галерея).

  1. Классицизм в русской портретной живописи XVIII века (И.П. Аргунов, Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский).

  1. Жанровая живопись в произведениях русских художников XIX века (П.А. Федотов).  

  1.  «Товарищество передвижников» (И.Н. Крамской, В.Г. Перов, А.И. Куинджи).  

  1. Тема русского раздолья в пейзажной живописи XIX века (А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, И.И. Левитан, В.Д. Поленов).  

  1.  Монументальная скульптура второй половины XIX века (М.О. Микешин, А.М. Опекушин, М.М. Антокольский).

  1. Изобразительное искусство «бунташного века» (парсуна).

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Составлять  описательный рассказ по картине.

Делать выводы на основе сравнения.

Понимать сюжет и содержание художественного произведения, сопереживать персонажам.

Ценить духовный подвиг реальных подвижников народа.

Понимать творческий диалог зрителя и художника как необходимый компонент  восприятия произведения искусства.

Выбрать сюжет из мифов, легенд и сделать набросок композиции выбранного сюжета.

Различать внутри исторического жанра библейские или историко-религиозные сюжеты, сказочно-былинные и мифологические сюжеты, а также батальный жанр.  

Различать общее и специфичное в понимании праздника в разные эпохи, у разных народов, в разных социальных слоях.

Получить опыт формирования собственной морально-нравственной позиции и ее выражения  при восприятии художественного произведения.  

Осмысливать роль искусства в выявлении и решении социальных проблем.

Знать и различать анималистический жанр в искусстве.

Осознавать межнациональный характер искусства.

Получить опыт работы в коллективе.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

7 кл. – 34 ч.

Содержание учебного предмета

к – во часов

Основные виды учебной деятельности обучающихся

«Конструктивное искусство: архитектура и дизайн» - 34 ч.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

Художественный язык конструктивных искусств.

Роль искусства в организации предметно – пространственной среды жизни человека.

От плоскостного изображения к объемному макету. Здание как сочетание различных объемов.

 Понятие модуля.

Важнейшие архитектурные элементы здания.

 Вещь как сочетание объемов и как образ времени. Единство художественного и функционального в вещи.

 Форма и материал.

Цвет в архитектуре и дизайне. Архитектурный образ как понятие эпохи (Ш.Э. ле Корбюзье).

Тенденции и перспективы развития современной архитектуры.

 

Жилое пространство города (город, микрорайон, улица).

Природа и архитектура.

Ландшафтный дизайн.

Основные школы садово-паркового искусства.

 Русская усадебная культура XVIII - XIX веков.

 Искусство флористики.

Проектирование пространственной и предметной среды.

Дизайн моего сада.

История костюма.

Композиционно - конструктивные принципы дизайна одежды.

 Художественно-творческие проекты.

(вне урочной деятельности)

  1. Изобразительное искусство «бунташного века» (парсуна).

  1. Модерн в русской архитектуре (Ф. Шехтель).

 

  1. Стиль модерн в зарубежной архитектуре (А. Гауди).  

  1. Архитектурные шедевры стиля барокко в Санкт-Петербурге (В.В. Растрелли, А. Ринальди).

  1. Классицизм в русской архитектуре (В.И. Баженов, М.Ф. Казаков).

  1. Русская классическая скульптура XVIII века (Ф.И. Шубин, М.И. Козловский).  

  1. «Русский стиль» в архитектуре модерна (Исторический музей в Москве, Храм Воскресения Христова (Спас на Крови) в г. Санкт - Петербурге).

  1. Соборы Московского Кремля. Шатровая архитектура (церковь Вознесения Христова в селе Коломенском, Храм Покрова на Рву).

  1. Московское барокко.

1

2

2

1

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

воспринимать произведения искусства;

выражать свое отношение к шедеврам русского и мирового искусства (устно/письменно);

участвовать в обсуждении;

понимать общее и особенное в произведениях искусства;

выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственного замысла;

овладеть основами языка художественного конструирования;

создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;

овладеть приемами работы различными материалами;

создавать средствами компьютерной графики архитектурные образы (в программе Paint);

наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать и изображать предметы различной формы;

моделировать с помощью трансформации природных форм;

давать эстетическую оценку архитектурным постройкам в природе и жизни человека;

создавать графическими и живописными средствами композицию пейзажа и постройки;

видеть и понимать многообразие видов и жанров в искусстве, группировать и соотносить их по характеру;

конструировать зданий, транспорта, садово-паркового искусства, зоопарка, детской площадки;

моделировать маску, костюм, макеты;

узнавать характерные черты ярких культур мира (Др. Греция, Япония, Индия, средневековая Европа);

создавать эскизы и модели;


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

8 кл. – 34 ч.

Содержание учебного предмета

к – во часов

Основные виды учебной деятельности обучающихся

«Искусство полиграфии» - 9 ч.

 

1

2

3

4

5

6

Специфика изображения в полиграфии.

Формы полиграфической продукции (книги, журналы, плакаты, афиши, открытки, буклеты).

Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное, фотографическое).

 Искусство шрифта.

 Композиционные основы макетирования в графическом дизайне.

 Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки и др.

1

1

1

3

1

2

овладевать основами языка художественного конструирования;

моделировать с помощью трансформации природных форм;

выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственного замысла;

участвовать в обсуждении;

создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости;

использовать контраст, композиционный центр, выделять главное;

изображать графическими средствами реальные образы;

«Изображение в синтетических и экранных видах искусства и художественная фотография» - 25 ч.

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

Роль изображения в синтетических искусствах. Театральное искусство и художник.

Сценография – особый вид художественного творчества.

Костюм, грим и маска.

Театральные художники начала XX века (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский).

Опыт художественно-творческой деятельности. Создание художественного образа в искусстве фотографии.

 Особенности художественной фотографии.

Выразительные средства фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.).

 Изображение в фотографии и в живописи. Изобразительная природа экранных искусств.

Специфика киноизображения: кадр и монтаж.

 Кинокомпозиция и средства эмоциональной выразительности в фильме (ритм, свет, цвет, музыка, звук).

 Документальный, игровой и анимационный фильмы.

 Коллективный процесс творчества в кино (сценарист, режиссер, оператор, художник, актер).

Мастера российского кинематографа (С.М. Эйзенштейн, С.Ф. Бондарчук, А.А. Тарковский, Н.С. Михалков).

Телевизионное изображение, его особенности и возможности (видеосюжет, репортаж и др.).

Художественно-творческие проекты.

(вне урочной деятельности)

  1. Традиции и новаторство в изобразительном искусстве XX века (модерн, авангард, сюрреализм).  

  1. Российские художественные музеи (Русский музей, Эрмитаж, Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина).

  1. Крупнейшие художественные музеи мира и их роль в культуре (Прадо, Лувр, Дрезденская галерея).

2

2

2

2

2

2

2

1

2

1

2

4

1

понимать роль изобразительных искусств в жизни человека, роль художника в театре;

понимать условность художественного образа;

участвовать в обсуждении;

понимать общее и особенное в произведениях искусства и фотографиях;

воспринимать произведения искусства;

выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственного замысла;

создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости;

использовать контраст, композиционный центр, выделять главное;

понимать соотношение целостности и гармонии между человеком и окружающим миром;

давать эстетическую оценку произведениям художественной культуры и жизни человека;

видеть и понимать многообразие видов и жанров в искусстве, группировать и соотносить их по характеру;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 4 классов базовый уровень, Зайцева Лариса Петровна - учитель изобразительного искусства высшей категории

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 4 классов базовый уровень, Зайцева Лариса Петровна - учитель изобразительного искусства высшей категории...

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5 - 7 классов базовый уровень Разработана Зайцевой Л.П., учителем изобразительного искусства высшей категории

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5 - 7 классов базовый уровень    Разработана   Зайцевой Л.П., учителем изобразительного искусства высшей категории...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету: «Изобразительное искусство» Классы: 5-9 Планирование составлено на основе программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство»

Программа «Изобразительное искусство» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства о...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА УРОВНЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ 5-7 КЛАССОВ (составлена на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством Б. М. Нем

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ПРЕДМЕТУ  ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА УРОВНЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ  5-7  КЛАССОВ(составлена на основе авторской программы «Изобразительное искус...

Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для 5 класса и календарно – тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» для 5 класса

Рабочая программа учебного предмета "Изобразительное искусство" для 5 класса составлена в соответствии с нормативной правовой базой в области образования......

Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для 6 класса и календарно – тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» для 6 класса

Рабочая программа учебного предмета "Изобразительное искусство" для 6 класса составлена в соответствии с нормативной правовой базой в области образования......

Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для 7 класса и календарно – тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» для 7 класса

Рабочая программа учебного предмета "Изобразительное искусство" для 7 класса составлена в соответствии с нормативной правовой базой в области образования......