Проекции вершин, ребер и граней предмета
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 9 класс) на тему

Кивалина Елена Владимировна

Презентация с разработкой на тему "Проекции вершин ,ребер и граней предмета" по предмету "Черчение" для 9 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon Презентация942 КБ
Файл Разработка урока754.81 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Департамент общего и профессионального образования Брянской области МБОУ Белоберезковская СОШ №1 Урок черчения в 9 классе на тему: « ПРОЕКЦИИ ВЕРШИН, РЕБЕР И ГРАНЕЙ ПРЕДМЕТА» Учитель ИЗО и черчения высшей квалификационной категории Кивалина Е. В.

Слайд 2

Проекции вершин, рёбер, граней предмета

Слайд 4

ПЛАН изучения нового материала Познакомимся с понятиями вершин, ребер, граней предмета. Научимся находить и считать их количество; Познакомимся со способом проецирования вершин, ребер и граней предмета на плоскости проекции; Закрепим полученные знания на практике; Запишем домашнее задание.

Слайд 5

ЭЛЕМЕНТЫ ПОВЕРХНОСТИ ПРЕДМЕТА ВЕРШИНА – это точка пересечения двух или более прямых линий, образующих угол. РЕБРО – отрезок соединяющий соседние вершины. ГРАНЬ – это многоугольник, из которого состоит поверхность предмета.

Слайд 6

В А Р О E F T D С V N G Вершин Ребер Граней - 12 - 18 - 8

Слайд 7

Параллельное прямоугольное проецирование точки A a’ h

Слайд 8

а – видимая вершина; ( b ) – невидимая вершина Проекция вершины на плоскость – есть всегда точка (независимо от расположения). Проекция ребра на плоскость – зависит от его расположения. Проекция грани на плоскость – зависит от ее расположения. А В а b Построения проекций вершин ребер и граней предмета а / (b) / b / / а / /

Слайд 9

Вариант 1

Слайд 10

ВАРИАНТ 2

Слайд 11

ЗАДАНИЕ Начертите три вида данной детали Выполните: - проекции вершин А, В, С - проекцию ребра АВ, АС - проекцию выделенной грани

Слайд 13

Домашнее задание 1. п.12 (с. 69-71)- прочитать; 2. Знать элементы поверхности предмета, уметь их проецировать; 3. с. 72, упр. 21 (рис. 87-а)- в тетради; 4 .* с.72, упр.21(рис. 87-б)



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Белоберезковская средняя общеобразовательная школа №1

Трубчевский  район  Брянская область

C:\Users\Андрей\Pictures\2007-04-21 нгшншн\нгшншн 001.jpg        

Разработка урока по черчению на тему:

     

   

                                                                     

                                  Учитель ИЗО и черчения:        

  Кивалина      Елена    

                                                                                                           Владимировна

     

Белая Березка

Тема урока:      « Проекции вершин, ребер и граней предмета»

Цели урока:   познавательные

  • общеучебные:  познакомить с понятиями вершина, ребро, грань; учить проецировать элементы поверхности предмета на плоскости;
  • развивающие: развивать логическое мышление на основе мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения; установление причинно-следственных связей;
  • воспитательные: воспитывать аккуратность и точность при выполнении графических построений , внимательность, усидчивость;

                      коммуникативные

           развитие социальной компетентности:

  • умение слушать и вступать в диалог,                          
  • участие в коллективном обсуждении;

Тип урока: комбинированный.

Методы , приемы  проведения: беседа, объяснение, демонстрация, чтение и выполнение чертежей, упражнения, работа с учебником.

Материальное обеспечение:   таблицы-задания  « Восстанови чертеж!», «Ошибающийся ученик»;  модель детали; таблицы для устных упражнений; карточки-задания; мультимедийное оборудование.

Литература:      1. Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С.

                        Черчение: Учебник для 9 кл. общеобразоват. учрежд.М.:                      

                        Просвещение 2009.

                             2. Ботвинников А.Д., Вышнепольский И.С. Черчение в

                            средней школе:  Пособие для учителя. М.: Просвещение,1989.

                            3.Кузьменко В.И. , КосолаповМ.А. Методика преподавания        

                               черчения. М.,1981

                           4. Воротников И.А. Занимательное черчение:

                               кн. для учащихся сред. шк.М.: Просвещение,1990  

Рекомендации  к  уроку:

                   Метод проекций - тема особая. Она не имеет прямых аналогий в других предметах, изучаемых к тому времени девятиклассниками. Учителю предстоит ввести учащихся в область знания, где с помощью воображаемых лучей происходит процесс воображаемого проецирования элементов поверхности предмета на несколько плоскостей. Справиться с подобной задачей ему поможет очень важная и полезная способность, которую принято называть пространственными  представлениями. Именно эта способность, это свойство человеческого мышления, помогает учащемуся заполнить этот пробел, который возникает перед ним, когда возможности практической реализации самого процесса проецирования с помощью физических средств отсутствуют, но задачу тем не менее можно решить, прибегая к помощи пространственных представлений и воображения. Перед обучающими эти задачи целесообразно ставить так, чтобы они имели реальный характер. Желательно, чтобы точки задавались не как абстрактные понятия, а как конкретные элементы изображаемых предметов. Таким требованиям отвечают вершины предмета. Поэтому упражнения в построении проекций точек целесообразно начать с определения проекций вершин. На этом уроке обучающееся должны получить сведения о видимых и невидимых точках, о проецировании прямых ребер и граней. Своим воспитанникам необходимо помочь уяснить, что каждая точка на чертеже есть проекция какой-либо вершины предмета , либо ребра, перпендикулярного к плоскости проекций. Каждая прямая линия чертежа – это проекция ребра или другой какой-либо линии предмета, либо проекция плоскости, перпендикулярной к плоскости проекций.

                    Задания на построения изображений точек, принадлежащих заданному на чертеже предмету, являются одним из средств, способствующих сознательному усвоению проецирования элементов объекта. В таких заданиях ученику необходимо произвести анализ объекта путем установления однозначного соответствия между заданными на чертеже проекциями точек и элементами поверхности , которым должны эти точки принадлежать. Для получения ответа необходимо:

  1. прочитать чертеж, т.е. получить пространственное представление о геометрической форме объекта;
  2. установить по чертежу, какому элементу поверхности принадлежит точка, одна из проекций которой задана;
  3. выделить этот элемент на том виде, на котором задана проекция точки;
  4. найти этот элемент на всех других видах чертежа, установив характер его изображения на каждом из видов;
  5. достроить на выделенных элементах предмета отсутствующие на чертеже проекции точки с помощью линий проекционной связи;
  6. проверить решение.

Данный урок позволяет осуществлению решения многих задач. Это  закрепление  правил построения чертежей,  развитие приемов сравнения деталей и их чертежей, углубление понятия о проекционной связи между изображениями.

План урока:

  1. Мотивация учебной деятельности.
  1. Организационный момент. Рефлексия.
  2. Актуализация опорных знаний.
  1. Повторение пройденного материала.
  1. Построение проекций предмета.
  2. Виды проецирования. Параллельное, прямоугольное проецирование.
  3. Виды аксонометрических проекций. Изометрия.
  1. Формирование знаний, умений и навыков.
  1. Сообщение темы и целей урока.
  2. Изучение нового материала:

    а) знакомство с элементами поверхности предмета;

    б) повторение метода проецирования;

    в) знакомство с алгоритмом построения проекций вершин, ребер, граней  предмета.

          3.  Здоровьесберегающая пауза. Рефлексия. Решение задачи.

  1. Закрепление изученного материала.
  1. Практическая работа по карточкам. Взаимопроверка.
  2. Игра «Ошибающийся ученик».
  1. Подведение итогов.
  1. Беседа с обучающимися.
  2. Оценивание обучающихся.
  3. Рефлексия.
  1. Домашнее задание.

                                                  Ход урока:

  1. Мотивация учебной деятельности
  1. Организационный момент. Рефлексия.

- Здравствуйте, ребята! Проверьте свое рабочее место, всё ли на месте? Сегодня на уроке вам понадобится: тетрадь, учебник, чертежные инструменты, цветные ручки (3 цветов).

- Порядок на рабочем месте,

В уме порядок уж давно.

Понять графическое построенье

Удастся всем нам все равно!

  1. Актуализация опорных знаний.

 - Ученик по ошибке порвал чертеж, на котором изображены три проекции модели. Попробуйте восстановить взаимное расположение проекций                 ( приложение 1).

  1. Повторение изученного материала.

- Выбрать из представленных наглядных изображений детали ту, которая соответствует данному построению проекции (приложение 2).

C:\Users\Андрей\Pictures\2007-04-24 hghg\hghg 001.jpg

  • Какие плоскости проекций представлены?
  • Какие виды соответствуют данным плоскостям?
  • Какие виды аксонометрических проекций вы знаете?
  • Какой вид аксонометрической проекции соответствует представленному наглядному изображению детали?
  • Какие виды проецирования вы знаете?
  • Какой вид проецирования представлен на данных проекциях?
  • Приведите из жизненной практики пример центрального проецирования.
  • Что значит параллельное прямоугольное проецирование?
  1. Формирование знаний, умений, навыков.

               1. Сообщение темы и целей урока (по презентации).

- Ребята, изображения любых самых простых объектов окружающего нас мира состоят из простейших геометрических элементов: вершин, ребер, граней и кривых поверхностей. Изображение любого предмета сводится к изображению вершин, ребер, граней, кривых поверхностей.

- Открыли тетради. Подписали число и тему урока: «Проекции вершин, ребер, граней предмета».

- Сегодня мы познакомимся с понятиями вершина, ребро, грань предмета. Будем учиться их находить. Познакомимся со способом проецирования вершин, ребер и граней на плоскости ( приложение №3).

            2.  Изучение новой темы.

  1. Знакомство с элементами поверхности предмета (по презентации).

Вершина – это точка пересечения двух и более прямых линий, образующих угол.

Ребро – это отрезок, соединяющий соседние вершины.

Грань – это многоугольник, из которого состоит поверхность предмета.

- Сколько вершин имеет данная деталь?

- Назовите ребра данной детали.

- Назовите выделенную грань.

  1. Повторение метода проецирования. Объяснение нового материала.

-В чем заключается метод проецирования, когда точка  находится в пространстве?

  1. Знакомство с алгоритмом построения  проекций вершин, ребер и граней предмета.
  • Построение видов детали.
  • Построение вершин (на трех видах) видимых и невидимых.
  • Построение ребер.
  • Построение граней.

Объяснение учителя сопровождается чертежом у доски. По выбору предлагается модель детали.

  • Построение видов (ученик).
  • Построение проекций элементов поверхности предмета (учитель).

Ученики выполняют данное задание вместе с учителем в тетради.

        Для закрепления учебного материала учитель еще раз объясняет последовательность построения проекции поверхности предмета по презентации.

  1. Здоровьесберегающая пауза. Рефлексия. Решение задачи.

На дворе у дома лежали бочки и ящики. Пошел дождь. После дождя хозяин решил убрать их в сарай. После бочек и ящиков на земле остались следы. Сколько было бочек и сколько ящиков?  (приложение №4)

  1. Закрепление изученного материала.
  1. Практическая работа по карточкам ( приложение №5).

Взаимопроверка (по презентации).

  1. Игра «Ошибающийся ученик». Найди ошибки  ( по таблице).

- Вы учились строить проекции вершин, ребер, граней предмета, соблюдая все правила построения. Но вот вам передали чертеж, где есть ошибки. Попробуйте теперь себя в роли учителя. Найдите ошибки.

  1. Подведение итогов. Оценивание обучающихся.
  1. Беседа с обучающимися.

– Что нового вы узнали на уроке?

-  Что понравилось,  что заинтересовало вас на  уроке?

-  Какие новые мысли, чувства у вас возникли на уроке? Что у нас на уроке было  особенно удачным, а что не получилось? Почему?

                 -  Добились ли мы поставленных целей?

-  На следующем уроке мы рассмотрим вопрос о проецировании точки , лежащей на поверхности предмета.

2. Рефлексия. Чтение  стихотворения.

  • Появился в расписании замечательный предмет
    Сразу стала жизнь прекрасной и полнее спору нет .
    С чертежами всюду ходим дочертить их недосуг ,
    Всех соседей слезно просим будь то друг или не друг .
  • Но сосед помочь не в силах, с чертежами ходит сам
    Зря соседа мы просили помогать придется нам
    Мы за шрифты дружно сели, не на шутку увлеклись .
    Не страшны теперь ним мели, вверх по курсу понеслись .
  • Трудно было человеку десять тысяч лет назад.
    Не имел он готовален, не имел карандаша,
    Не резинки, не бумаги и не ГОСТов за душой,
    И работал он ногами, голове давал, покой.
  • Хорошо теперь живется человеку на земле
    Чертежи с собою носит он повсюду и везде .
    Превратился в домоседа и не верит в чудеса
    Потому , что он изведал все сверхтайны чертежа .
  • Гордо ты иди по свету, выше голову держи,
    Ведь просвета в жизни нету, коль не сделал чертежи.
    Береги же опыт скромный, пусть хоть маленький, но свой,
    Впереди нас ждет когда-то очень трудный курсовой.

  1. Домашнее задание (дифференцированное).

1. п.12 (с. 69-71)- прочитать;

2. Знать элементы поверхности предмета, уметь их проецировать;

3. с. 72, упр. 21 (рис. 87-а)- в тетради;

4.* с.72, упр.21(рис. 87-б).

                                          ПРИЛОЖЕНИЕ

C:\Users\Андрей\Pictures\2007-04-21 ггг\ггг 001.jpg

        

C:\Users\Андрей\Pictures\2007-04-21 е5не\е5не 001.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАКОЕ НАИБОЛЬШЕЕ ЧИСЛО РЕБЕР МОЖЕТ СОДЕРЖАТЬ ГРАФ, ИМЕЮЩИЙ N ВЕРШИН?

В учебнике  «Информатика и ИКТ» мы прочитали задачу: Какое наибольшее число ребер может содержать граф, имеющий n вершин?Цель исследования: Выявить, обосновать и экспериментально проверить ...

Степень вершины и подсчет числа ребер графа

Урок на тему "Степень вершины и подсчет числа ребер графа" направлен на изучение и первичное закрепление новых знаний. Позволяет сформировать представление о новом материале....

Графы. Степень вершины. Подсчет числа ребер графа

Презентация на тему "Графы. Степень вершины. Подсчет числа ребер графа" предназначена для наглядного представления теоретического материала урока....

Метод проектов. Проекция вершины пирамиды на плоскость основания.

Метод проектов. Проекция вершины пирамиды на плоскость основания.Тип: исследовательский.Учебный предмет: геометрияУчастники: 10 классПродолжительность: краткосрочный (2 урока)Внутри классныйГрупповой:...

Презентация "Проекции вершин, ребер и граней предмета"

Получение проекций вершин, ребер и граней предмета...

Презентация к уроку черчения: Построение проекций точки, лежащей на грани предмета

По начальным условиям, включающим фронтальную проекцию предмета, горизонтальную проекцию предмета и горизонтальную«а»  проекцию точки А, требуется построить фронтальную «а,&raqu...

Урок черчения "Проекции вершин граней и ребер предмета"

Изучение и закрепление  знаний по проецированию вершин, рёбер, граней иточек на поверхности предмета...