Описание опыта "Метод проектов на уроках изобразительного искусства в 5-6 классах"
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Заболотная Елена Геннадьевна

В данном опыте обозначены пути, которые способствуют оптимизации и повышению эффективности процесса обучения изобразительному искусству в школе, что, в конечном счете, позволяет успешно решать педагогические задачи, стоящие перед учителем.

Цель: Повышение эффективности обучения изобразительному искусству и развитие творческого потенциала личности школьника на основе использования метода проектов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_proektov_na_urokakh_izo_zabolotnaya_eg.doc124.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Справочно-информационные сведения об опыте:

Тема опыта: Использование метода проектов на уроках изобразительного искусства в 5-6 классах как средство активизации творческой деятельности учащихся

Автор опыта: Заболотная Елена Геннадьевна

Должность: учитель изобразительного искусства

Место функционирования опыта: 400094. г. Волгоград, ул им. 51-ой Гвардейской дивизии, 48, МОУ СОШ № 40

Опыт представлен настоящим описанием и приложениями:

Приложение № 1Описание выполнения проекта рукописной книги «Живые страницы»

       Приложение № 2 Описание выполнения проекта «Оформление школьной столовой»

       Приложение № 3 Описание выполнения проекта «Будем с природою дружить!»

       Приложение № 4 Урок-проект «В гостях у сказки»

       Приложение № 5Проект «Забавные рыбки», «Наш веселый урожай»

       Приложение №6Проект «Волшебные узоры»

       Приложение №7 Анкета для учащихся

        Иллюстрации к приложению № 1 : работы учащихся.

Иллюстрации к приложению № 2 : работы учащихся.

Иллюстрации к приложению № 3 : работы учащихся.

Иллюстрации к приложению № 4 : работы учащихся.

II.  Технологические сведения об опыте

Актуальность

           Новый государственный стандарт предусматривает развитие                    художественно-творческих способностей учащихся ,мышление и фантазию и создание условий для их развития .Однако содержание предмета не     способствует реализации данного направления.

Встает задача организации учебных занятий с такой оптимальной структурой, которая превращала бы учебную деятельность в своего рода процесс созидания, творчества, постижения и приобщения к искусству.

Большие возможности в этом отношении, на наш взгляд, открывает метод проектов. Организация изучения предмета «Изобразительное искусство» на основе проектного метода обучения позволяет не только повысить интерес к предмету, но и, что самое главное, выявить творческие задатки личности, ее способности и создать условия для их развития. Именно проектная деятельность школьников формирует у учащихся способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу группах.

Проект-это метод обучения, может применяться на уроках и во внеклассной работе, ориентирован на достижение целей самих учащихся, формирует умения и навыки. Проект-это содержание обучения и форма организации учебного процесса. Проектная деятельность становится альтернативой классно-урочному обучению.

    Актуальность нашего опыта обусловлена тем, что в нем предложен способ  активизации творческой деятельности учащихся путем метода проектов.

Цель и задачи, решаемые в опыте.

В данном опыте обозначены пути, которые способствуют оптимизации и повышению эффективности процесса обучения изобразительному искусству в школе, что, в конечном счете, позволяет успешно решать педагогические задачи, стоящие перед учителем.

Цель: Повышение эффективности обучения изобразительному искусству и развитие творческого потенциала личности школьника на основе использования метода проектов.

Задачи: 

  • Развивать творческий потенциал личности, активность  и художественную инициативу учащихся в совместной проектной деятельности.
  • Формировать у учащихся умение работать в разнообразных группах, выполнять различные роли.
  • Формировать у учащихся качества творчески думающей и легко адаптирующейся в современном социуме личности.
  • Развивать самостоятельность и способность учащихся решать творческие задачи.

                       Формировать практические умения учащихся, направленные     на решение жизненных задач.

Педагогические средства, используемые в опыте

Для достижения поставленных задач, решаемых в опыте, используются следующие педагогические средства:

  1. Метод проектов как основной метод, сочетающий разнообразные приемы и средства обучения, ориентированный на самостоятельную творческую деятельность учащихся, предполагающий интеграцию знаний, умений из различных областей и через проектную деятельность, предусматривающий решение одной или целого ряда проблем. Этот метод органично сочетается с групповым подходом к обучению и технологией «обучения в сотрудничестве». Метод проектов используется для развития творчества, познавательной активности, самостоятельности, построения индивидуальных образовательных маршрутов.
  2. Разнообразные приемы организации деятельности учащихся:
  • художественно-графические приемы – составление простейших схем, таблиц, выполнение эскизов, рисунков, выполнение рабочих листов, технологических карт, создание иллюстрированных словарей,  дизайн буклетов и книг, разработка иллюстраций к знакомым текстам, сказкам и др.;
  • использование мотивирующих метафор, сказок, легенд, историй;
  • создание образовательной ситуации для присвоения и проявления учащимися ролей: художник (живописец, график, скульптор, дизайнер), автор, зритель, экскурсовод, искусствовед, критик;
  • прием проблемного изложения материала – создание проблемной ситуации, решение учебно-познавательных и творческих задач;
  • организация бесед и дискуссий, диалога, полилога;
  • приемы игрового обучения («Художник и зритель», «Расскажи сказку», игра «Ты - художник-иллюстратор», игра «Подбери  иллюстрацию к музыкальному фрагменту», игра «Изобразительное лото».)
  • приемы работы с красками(штамп, набрызгивание, по сырому )
  • приемы работы с бумагой(склеивание, разметка, моделирование)
  • прием стилизации: обобщение, усложнение, упрощение;
  • прием перехода предмета в другую форму;
  • приемы работы с ножницами(вырезание с помощью разметки ,на глаз, по шаблону)

  1. Различные формы учебных занятий:
  • комбинированные уроки с использованием игровых элементов;
  • проблемные уроки;
  • повторительно-обобщающие уроки;
  • нетрадиционные уроки: урок-путешествие, урок-ярмарка, урок-игра, урок-сказка, урок-презентация, урок-конкурс, урок-смотр и т.д.
  1. Различные формы организации деятельности учащихся:
  • индивидуальная работа;
  • фронтальная работа;
  • коллективная работа: в парах, групповая работа, обучение в сотрудничестве.
  1. Многочисленные формы контроля:

Традиционные:

  • устный опрос (в том числе фронтальный);
  • выполнение рисунков;
  • учебные творческие задания.

Нетрадиционные:

  • защита творческих проектов;
  • презентация;
  • ответ-размышление;
  • организация выставок детских работ в школьной галерее;
  • проведение персональной выставки юного автора;
  • создание мультимедийных продуктов.

Последовательность использования педагогических средств

За последние годы в педагогической практике накоплен опыт удачного решения образовательных и развивающих задач за счет проектной деятельности как одного из способов активизации познавательной и творческой активности учащихся. 

Метод проектов, несмотря на свою растущую популярность в школьной практике, понимается многими учителями по-разному. С точки зрения дидактики понятие проекта требует разработку замысла, идеи, детального плана того или иного практического продукта. Учитывается не только разработка идеи, но и условия ее реализации.

В основу метода проектов положена идея, составляющая сущность проекта, его направленность на результат, который может быть получен путем решения практически или теоретически значимой проблемы. Чтобы добиться результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, уметь прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения.

Рассмотрим метод проектов в системе нашей работы при преподавании курса «Изобразительное искусство и художественный труд» в 5-6 классах.

Перед началом работы над проектом мы продумываем следующие моменты:

- определяем типы, возможную тематику, основное содержание, возможные способы и средства выполнения проектов;

- определяем время работы над проектом;

- выясняем, какими знаниями владеют учащиеся до выполнения проекта;

- намечаем, какие знания, умения и навыки должны получить учащиеся в процессе работы над проектом;

- продумываем варианты использования межпредметных связей;

- намечаем график выполнения этапов и методы оценки работы учащихся на каждом из них;

- продумываем организацию работы в группах учащихся и принципы образования групп;

- намечаем варианты итогового представления работ;

- разрабатываем критерии оценки итоговой работы.

Работа над проектом проходит поэтапно.

На подготовительном этапе мы вместе с учащимися проводим поиск и анализ проблем и выбираем темы проектов. Определяется тип каждого проекта. Тематика проектов обычно касается какого-то теоретического вопроса учебной программы (например, древние корни народного искусства; современное выставочное искусство и т.д.), что позволяет углубить знания учеников по конкретному разделу, теме. Тематика может предлагаться и самими учениками, которые ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.

На этом этапе также формируются группы по разработке проекта. Чаще всего мы объединяем в группы учащихся с разным уровнем обученности и неодинаково владеющих практическими навыками. Это позволяет обеспечить взаимопомощь в ходе работы и вовлечь слабоуспевающих учащихся в посильные виды деятельности. Это один из самых важных этапов в успешном выполнении проекта.

Внутри группы необходимо создать атмосферу сотрудничества и взаимопонимания, поэтому состав группы определяется по таким критериям как коммуникабельность, инициативность, работоспособность, интересы, ответственность.  

В основе каждого проекта лежит проблема. Целью проектной деятельности учащихся является поиск способов решения проблемы. Перед началом работы над проектом учащимся предлагается ответить на вопросы, которые помогают им лучше осознать значение того, что им предстоит делать и последовательность работы:

  • почему это важно сделать?
  • зачем мы делаем проект?
  • что мы должны сделать?
  • как это можно сделать?
  • что получится и решает ли это проблему, которая была поставлена?

В ходе такой групповой рефлексии ученики анализируют проблему, выдвигают идеи для ее разрешения, проявляют фантазию и творчество. Группа намечает методы работы и составляет план ее проведения.

Работа на поисково-исследовательском этапе во многом зависит от типа выбранного проекта.

По своей типологии (в соответствии с доминирующим в проекте видом деятельности) проект может быть исследовательским, творческим, информационным, ролево-игровым, практико-ориентированным и т.п. В связи с тем, что предмет «Изобразительное искусство» направлен на развитие человека через освоение пространства художественной культуры, то здесь мы имеем дело чаще всего с творческими и практико-ориентированными вариантами проектной деятельности.

Творческие проекты играют особую роль в приобщении учащихся к творческой деятельности. Они предполагают более свободный и нетрадиционный подход к решению проблемы: использование игровых и сказочных сюжетов, ситуаций; вымышленные фантастические персонажи и образы. Кроме того, в нашей практике творческий проект всегда создается на основе применения знаний и умений по другим предметам:  литературе, музыке, истории, географии, технологии и т.д. (Приложение  № 1). Особо ценным является оригинальность предложенных группой вариантов решения задачи.

Практико-ориентированные проекты отличаются четко обозначенным с самого начала работы результатом деятельности. Этот результат обязательно должен быть ориентирован на социальные интересы самих участников. Практико-ориентированный проект требует четко продуманной структуры, которая может быть представлена в виде сценария; определения роли каждого участника и участия каждого из них в оформлении конечного результата. Поэтому при организации работы над  данным типом проекта мы проводим поэтапные обсуждения, что позволяет координировать и при необходимости корректировать деятельность учащихся.

На наш взгляд, практико-ориентированные проекты не только хорошо применимы при обучении изобразительному искусству, но и востребованы жизнью, так как результаты этих проектов могут быть использованы в школьной практике.   Примерами использования такого типа проекта в нашей школе являются проекты «Оформление школьной столовой» (Приложение № 2), «Будем с природою дружить» (Приложение № 3).

Деятельность учащихся на поисково-исследовательском этапе предполагает работу с различными источниками информации: с учебной и научно-популярной литературой, периодическими изданиями, электронными изданиями и др. Учащиеся, опираясь на собственные знания, анализируют информацию, адаптируют ее к обозначенной проблеме. Создается банк идей и предложений для решения задачи.

Важном моментом на данном этапе работы является выбор наилучшей идеи из всех возможных альтернатив. Определив оптимальный вариант, учащиеся приступают к разработке технологии изготовления проекта: подбираются изобразительные средства, инструменты, краски и другие материалы.

Технологический этап позволяет учащимся проявить все многообразие своих знаний и умений в области изобразительного искусства. На этом этапе учащиеся систематизируют и формируют результаты своей поисковой деятельности в виде эскиза, схемы, модели, макета, чертежа. При этом развиваются умения выполнять схематическое изображение, видеть пространственную перспективу,  рассчитывать размеры, изображать объекты в определенном масштабе.

Когда проект выполняется с целью внедрения, т.е. носит практико-ориентированный характер, то необходимо определить его возможное место расположения. Если проект состоит из нескольких  взаимосвязанных элементов и представляет собой единую художественную композицию, то нужно продумать правильное их расположение в логике первоначального замысла.

Основную часть технологического этапа составляет выполнение проектного задания в натуральную величину из предусмотренных материалов.

Работа строится по типу творческой мастерской, где каждая группа имеет свое рабочее место, необходимые инструменты, материалы и может получить консультацию учителя. В группах каждый из учащихся занимает свою ролевую позицию и действует в соответствии с ней (позиция – лидер; позиция – изобретатель; позиция – мастер; позиция – исполнитель и др.).

В процессе коллективного творчества каждый ученик работает самостоятельно, и в то же время в коллективе детей он ощущает свои индивидуальные возможности и возможности товарищей в осуществлении общественно значимых целей. В коллективной работе у ребят формируются опыт художественно-творческой деятельности, навыки совместного труда, накапливается опыт общения, межличностных отношений, координации совместных действий.

На технологическом этапе особенно востребованными являются умения детей:

  • видеть цветовое богатство окружающего мира и передавать свои впечатления в создаваемых художественных образах;
  • анализировать форму, конструкцию, пространственное расположение, тональные отношения, цвет изображаемых предметов;
  • пользоваться красками и другими графическими материалами;
  • работать в разных техниках, использовать коллажные техники;
  • раскладывать, вырезать детали и изобразительные элементы по шаблонам и выкройкам в натуральную величину на необходимом материале;
  • представлять общий замысел и всю образность композиции вцелом.

Заключительный этап – защита проекта и обсуждение результатов работы.

На заключительном этапе учащиеся представляют свой проект, рассказывают о цели работы, средствах и способах ее выполнения, о том, какие трудности встретились и как они были преодолены, делают выводы о необходимости, полезности и качестве выполненной работы. Рассказывают какие идеи были отвергнуты, какие приняты и почему.

Выбор формы презентации проекта задача достаточно сложная. На этом этапе проявляется в полной мере творчество учащихся. Презентация подготовленных проектов проходит в различных формах: в форме творческого отчета, доклада, мультимедийной презентации, концерта, выставки, круглого стола и др. Форму выбирают сами учащиеся в зависимости от их интересов и возможностей.

На этом этапе важно сконцентрировать внимание учащихся на результатах работы, поэтому учитель в процессе подготовки к защите предлагает ответить на следующие вопросы:

  • Достигнут ли конечный результат?
  • Что могло бы быть сделано по-другому?
  • Достаточными ли знаниями и умениями ты обладал или пришлось чему-то учиться?
  • Создана ли активная команда участников проекта, способная продолжить работу в будущем?
  • Может ли результат проекта быть использован другими?
  • Как улучшить проект?
  • Получено ли удовольствие от своей деятельности?

Это способствует развитию рефлексивных умений школьников и формирует у них адекватную самооценку собственной деятельности.

Процедура оценивания представленных проектов – не менее важный момент. На наш взгляд, должна быть отмечена каждая группа, участвовавшая в выполнении проектов. Поэтому мы стараемся сделать так, чтобы каждый проект победил в какой-либо номинации: «Самый оригинальный проект», «Веселый проект», «Фантастический проект» и др.

В ходе всей работы над проектом на каждом конкретном этапе учащиеся работают под наблюдением и при творческой помощи учителя с промежуточными обсуждениями достигнутого.

На подготовительном этапе чаще всего приходится занимать позицию инициатора, поддерживающего идеи и направляющего учащихся в сторону достижения намеченной цели; на поисково-исследовательском этапе – выполнять роль консультанта-организатора доступа к информационным источникам; на технологическом – роль специалиста, обладающего обширными знаниями и умениями в различных областях; на заключительном – роль эксперта.

В зависимости от педагогической задачи мы используем проект:

  • как вариант проведения итоговых занятий по разделам программы;
  • как метод освоения крупных тем программы, предполагающих интеграцию знаний из разных предметных областей;
  • как большая творческая работа, позволяющая более глубоко освоить предлагаемый программой материал в структуре урочно-внеурочной деятельности.

Проект как вариант проведения итоговых занятий.

Эффективность использования проектной формы для проведения итоговых занятий обусловлена тем, что конечный итог обучения такому предмету, как «Изобразительное искусство», не должен выражаться простой суммой знаний, учащиеся должны почувствовать практическую значимость предмета, научиться пользоваться красками, графическими материалами, использовать коллажные техники, приобрести опыт творческой композиционной работы в разных материалах.

Развивающий характер обучения и воспитания предполагает воспитание в человеке способности образного видения окружающей ежедневной жизни,  развитие у детей изобразительных способностей эстетического восприятия, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления.

Для проекта, используемого как итоговое занятие, могут быть предложены темы, завершающие изучение определенного раздела программы и представленные как итог работы по разделу или же по всему курсу. Так например, завершая изучение раздела «Мир наших вещей. Натюрморт», учащиеся выполняют проект «Оформление школьной столовой» (Приложение № 2); после изучения темы «Виды изобразительного искусства» - проект «Будем с природою дружить» (Приложение № 3).

Формами проведения итоговых (обобщающих занятий) могут быть уроки-праздники, уроки-выставки, уроки-ярмарки, т.е. такие формы занятий, на которых учащиеся представляют итоги коллективной работы над проектом.

Проектная деятельность в ходе освоения курса.

Метод проектов позволяет организовать подлинно творческую самостоятельную деятельность в течение всего учебного времени, отводимого на изучение предмета, используя при этом многообразие методов и форм самостоятельной практической и художественно-творческой работы.

Так в процессе знакомства пятиклассников с народными промыслами на уроках учащимся предлагаются задания на выполнение элементов будущих творческих проектов: «Искусство Хохломы», «Искусство Городца», «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки».

При изучении темы «Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства» наиболее удачным нам представляется опыт проведения урока-творческого проекта «В гостях у сказки», в ходе которого учащиеся создают коллективное панно. Тема проекта тесно связана с применением навыка работы с разными материалами (бумагой, клеем, ножницами, красками, кистями, фольгой) и разными техниками  (оригами, штамповка, аппликация) (Приложение № 4).

Результаты выполненных проектов должны быть осязаемы. Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. Тематика проектов по изобразительному искусству должна определяться не только стремлением пополнить объем знаний, но осознанием школьника себя как части мировой культуры, сотворца художественного произведения (в образе художника, дизайнера, зрителя). То есть проект требует от учащихся не только умения ориентироваться в объеме информации по предмету, но и проявления творческих способностей, наличие воображения, умения синтезировать художественную информацию и придавать конечному продукту проекта художественную форму.

Расширение и углубление знаний в ходе выполнения проекта.

При организации обучения изобразительному искусству по методу проектов не всегда удается решить задачи в рамках урочной системы. Поэтому более эффективной, на наш взгляд, является такая организация обучения, при которой урочные формы дополняются внеурочными (внеклассными) занятиями по предмету (например, занятия в кружке).

Выполнение проекта как дополнительной творческой работы по предмету, не связанной напрямую с прохождением программы, позволяет оценить способности детей к межпредметной интеграции, развить их творческий потенциал.

С этой целью, организуя кружковые занятия, мы практикуем выполнение творческих проектов с использованием  различных природных средств, направленных на формирование у учащихся навыков работы в конкретном материале. Результатами таких проектов являются изделия из нестандартных материалов (из меха, соломы, сухих листьев, веток, плодов хвойных деревьев, ракушек, гипса, соленого теста, ткани и др.)

В ходе кружковой работы нами были реализованы следующие поекты:

  • «Забавные рыбки» (проект из цветного соленого теста);
  • «Наш веселый урожай» (проект из цветного соленого теста);

                                                 (  Приложение № 5)

  • «Волшебные узоры» (орнаментальные композиции из цветной пленки).(Приложение № 6)

Наиболее важными результатами выполненных учащимися проектов являются: освоенные в ходе проектной деятельности знания и умения, развитые личностные качества и способности школьников, реализованный на практике объект проектирования (панно, картина, декоративная композиция, иллюстрированная книга, альбом и др.), оформленное описание проекта (пояснительная записка)).

Результативность опыта

Во многих работах психологов и педагогов присутствует мысль, что творческие способности могут не развиваться, если их специально не «выращивать» и не развивать элементы творчества.

Рост интереса к изучению изобразительного искусства в ходе выполнения творческих проектов, а также диагностика творческой направленности личности позволяют нам сделать вывод об эффективности применяемой нами методики.  

Диагностические исследования проводились у учащихся 5 – 6 классов по двум направлениям: 

1. Исследование мотивационной сферы и направленности личности.

2. Диагностика уровня развития творческих способностей.

Результаты первого направления отображают динамику роста познавательного интереса к изобразительному искусству и активности школьников в ходе выполнения проектных заданий. Выявлены следующие изменения по типам мотивационных структур: ориентация на процесс обучения основам изобразительной грамоты увеличилась за последние три года с 22% до 75%, ориентация на получение профессии, связанной с элементами художественного творчества увеличилась с 19% до 79%.

По второму направлению в качестве показателей развития творческих способностей нами были выделены следующие:

  • интерес к произведениям искусства (его наличие, отсутствие; разная степень проявления);
  • активность учащихся в подготовке проектов и при их защите;
  • уровень выполнения  творческих задач в ходе работы над проектом;
  • свободное использование различных художественных образов для самовыражения, самоутверждения;
  • применение нестандартных способов для решения художественно-творческих задач.

В ходе выполнения творческих проектов у школьников значительно повысился интерес к искусству, к занятиям художественным творчеством, активизировалась самостоятельная деятельность учащихся, наблюдалось стойкое стремление показать свои умения, продемонстрировать свою точку зрения.

В приведенной ниже таблице нами соотнесены личностные изменения, наблюдавшиеся в работе с учащимися и педагогические приемы и средства, которые  способствовали их формированию и развитию.

Критерии личностных изменений

Педагогический инструментарий

1. Интерес к занятиям ИЗО

1. Включение в различные виды деятельности в реальных и моделируемых ситуациях.

2. Система проектных заданий, задач.

3. Организация учебного взаимодействия при выполнении учебной задачи (творческого проекта):

 - распределение ролевых позиций в группе (команде);

 - поддержание рабочей обстановки и интереса к выполнению задания (проекта);

 - оказание необходимой консультативной помощи.

4. Постоянное усложнение требований, увеличение объема знаний и навыков.

5. Организация защиты (презентации) выполненных проектов в форме  смотров-конкурсов, выставок, творческих отчетов и др.

2.Творческий подход к выполнению заданий

3.Сформированность практических навыков

4. Готовность к творческому преобразованию в действительности, к творческому самовыражению

С целью выяснения влияния проектной деятельности на отношение учащихся к урокам изобразительного искусства было проведено анкетирование (Приложение № 7). Анализ анкет показал, что в работе над проектом учащиеся стали «ставить перед собой цели, для достижения которых нужны хорошие знания, умения, навыки»; научились «рассматривать тему с разных точек зрения»; «распределять правильно время»; «помогать одноклассникам выполнять задания, которые вызывают затруднения». Кроме того, учащиеся отмечают, что, оказавшись в одной проектной группе, они сдружились.

По итогам выполнения проектов 74 % учащихся стали выше оценивать свои возможности и способности. 62 % школьников отмечают, что проект был интересен именно потому, что выполнялся самостоятельно, лишь с небольшой помощью учителя.

Таким образом, полученные результаты подтверждают эффективность проектной системы обучения изобразительному искусству.

   

  1. Сведения об условиях использования инновационного педагогического опыта

       Одна из основных проблем повышения качества художественного образования в современной общеобразовательной школе – это развитие и сохранение познавательного интереса к изобразительной деятельности у школьников разных возрастных групп.

      Теоретические исследования в области развития познавательного интереса учащихся  среднего школьного возраста находятся в определенном отрыве от практики, и школьный учитель изобразительного искусства сталкивается, прежде всего, с проблемой недостаточного культурного уровня учащихся, отсутствием у них собственного творческого опыта, интереса к занятиям изобразительным искусством. Особенно очевидным это становится теперь, когда свободное время подрастающего поколения занято отнюдь не выработкой навыков реального изображения окружающего мира, требующих усидчивости, трудолюбия, силы воли и много времени.

Другой важной проблемой является подбор тем, теоретического и практического материала, упражнений к занятиям, которые он должен отработать с детьми на уроке.

       Государственный образовательный стандарт по изобразительному искусству направлен на достижение главной воспитательной цели: «воспитание художественной культуры как способности переживать нравственно-эстетическое содержание произведений изобразительного искусства и воплощать его в собственной художественной деятельности». Но собственная художественная деятельность, то есть детское творчество, должно опираться на познавательный интерес, развитием, которого, и обязан заниматься учитель.

       При каком подходе к преподаванию учителю легко пробудить у детей познавательный интерес и желание немедленно включиться в творческий процесс, чтобы создать свой шедевр, оригинальный, неповторимый, значимый.

Именно построение процесса обучения изобразительному искусству на основе методики проектной деятельности позволяет не только заинтересовать и активизировать учащихся, но и «разбудить» дремлющие творческие задатки личности, а также создать условия для их развития.

       Кроме того, при построении обучения через выполнение творческих проектов возможно реализовать индивидуальный подход к каждому ученику, чтобы скорректировать практические задания для детей с разным уровнем изобразительных способностей, с учетом этапов эволюции их творчества. Надо также контролировать ход работы над проектом: кому-то оказать помощь, кого-то подбодрить, одних – похвалить, другим – сделать замечания. Необходимо успеть просмотреть, проанализировать и оценить детские работы, организовать их защиту или презентацию.

       На всё это отводится 40 минут. На практике при применении проектной методики обучения предполагается использование цикла уроков (3-5 уроков) для подготовки проекта по отдельной теме. При этом вносятся соответствующие изменения в календарно-тематическое планирование.

Важным условием работы над творческим учебным проектом является  наличие у детей различных материалов,  таких как цветная бумага, картон, акварельные и гуашевые краски, пастель, тушь, фломастеры, маркеры, карандаши, кисти, клей, пластилин, глина и прочие принадлежности.

Из выше сказанного следует, что учителя изобразительного искусства при реализации проектной методики обучения сталкиваются с серьёзной проблемой планирования уроков по своему предмету, а также с проблемами определения тематики проектов, их структурирования и практического внедрения учебных проектов в конкретной школе, классе, и эта проблема требует дополнительного исследования и разрешения.

        

Реализация проектной деятельности предполагает специальную подготовку учителя и более тщательную разработку учебных занятий.

От учителя требуется:

  • умение отобрать наиболее интересные и практически значимые темы проектов;
  • умение организовать творческую самостоятельную работу учащихся;
  • переориентация учебно-воспитательной работы по предмету на приоритет разнообразных видов самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет индивидуальных, парных, групповых видов самостоятельной работы поискового, творческого плана.

Методика преподавания изобразительного искусства в общеобразовательных учреждениях в настоящее время развивается очень интенсивно. Много интересных разработок у таких авторов как В.С. Кузин,  Б.М. Неменский, Н.Н. Ростовцев, Т.Я. Шпикалова и др. Ими созданы учебно-методические и наглядные пособия по рисунку, живописи, композиции, народному и декоративно-прикладному искусству. Впервые за многие годы вышли учебники по изобразительному искусству для начальной и средней школы. Однако, метод проектов не нашел отражения в этих изданиях.

Несомненно одно: умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим прежде всего умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Метод проектов на уроках изобразительного искусства и внеурочной деятельности»

Современный ребенок многое должен уметь, чтобы достичь успеха: работать в команде, самостоятельно добывать, анализировать и обрабатывать информацию, выполнять исследовательскую работу, развивать...

Конспект урока изобразительное искусство в 5-м классе по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б.М. Неменского, тема «Конструкция и декор предметов народного быта – русская прялка».

Конспект урока  изобразительное искусство  в 5-м классе по программе  «Изобразительное искусство и художественный труд»  под руководством Б.М. Неменского,  тема «Конструкция и...

Конспект урока изобразительное искусство в 5-м классе по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б.М. Неменского, тема «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки».

Конспект урока изобразительное искусство  в 5-м классе по программе«Изобразительное искусство и художественный труд»под руководством Б.М. Неменского,тема«Образы и мотивы в орнаментах русской...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

«Метод проектов на уроках изобразительного искусства и внеурочной деятельности".

На формирование моего опыта по использованию метода проектов на уроках ИЗО и во внеклассной деятельности, оказали влияние следующие факторы: 1. Произошедшие в последние годы изменения в практике оте...

Метод проекта на уроках изобразительного искусства

В данном материале описывается присенение модота проектов на уроках изобразительного искусства ....

Учебные проекты на уроках изобразительного искусства

Серия проектных уроков по изобразительному искусству, внеурочная проектная деятельность, результатом которой являются продукты готовые к использованию на уроке, в школе, в реальной жизни....