Рабочая программа по ИЗО 5-9 классы по программе Б.М.Неменского
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Кузнецова Елена Евгеньевна

рабочая программа по изо 5-9 классы по программе Б.М.Неменского

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

           Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-7 классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного  общего образования. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 105 ч для обязательного изучения изобразительного искусства на базовом уровне в 5-7 классах, из расчета 1 ч в неделю. Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Реализация программы обеспечивается нормативными документами:

 Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089) и Федеральным БУП для общеобразовательных учреждений РФ (приказ МО РФ от 09.03.2004 №1312);

  Учебным планом МБОУ «Каменская школа» на 2014-2015 учебный год.   

 Учебниками (включенными в Федеральный перечень):

        Неменский  Б. М. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Учебник для 5 класса. - М.: Просвещение, 2010;

        Неменский  Б. М. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь для 5 класса.  - М.: Просвещение, 2009;

        Неменский  Б. М. Изобразительное искусство в жизни человека. Учебник для 6 класса. - М.: Просвещение, 2010;

        Питерских Л.А., Неменский Б.М. Изобразительное искусство в жизни человека. Дизайн и конструирование. Учебник для 7,8 классов - М.: Просвещение, 2010.

Рабочая программа логически развивает идеи начальной школы, способствует:

  • развитию художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
  • воспитанию культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
  • освоению знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
  • овладению умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
  • формированию устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

Цели:
• эстетически воспитывать школьников, формировать духовную культуру и потребность постоянного общения с искусством

Задачи:
• формировать художественную компетентность зрителя

• развивать способность сопереживать и нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное в жизни и искусстве

• формировать художественную культуры учащихся, знакомить с историей культуры.

 

Место и роль учебного курса изобразительного искусства в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, роль искусства в жизни общества — главный смысловой стержень рабочей для 5-7 классов Программа строится так, чтобы дать школьникам представления о значении искусства в их личностном становлении. Предусматривается широкое привлечение их жизненного опыта, примеров из окружающей действительности. Практическая творческая работа детей на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления учащихся.

Одна из главных целей преподавания искусства — развитие интереса к внутреннему миру человека, способности углубляться в себя как основы развития способности сопереживать и понимать других людей, осознавать свои внутренние переживания в контексте истории культуры.

 Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как познание человеком отношения к природе, обществу, поиску истины. На протяжении обучения в 5 -7 классах школьники знакомятся с выдающимися произведениями живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, дизайна, синтетических искусств, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа, а также знакомство с новыми видами искусства и сложным многоголосием современного искусства.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме с натуры, по памяти и представлению; объемно-пространственное моделирование, проектно-конструктивная деятельность; декоративная работа с различными материалами.  

V класс, или первый год основной школы, посвящен изучению  группы декоративных искусств,  в которых сохраняется наглядный для детей их практический смысл, связь с фольклором, с национальными и народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается присущий детству наивно-декоративный язык изображения и непосредственная образность, игровая атмосфера, присущие как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. Осуществление программы этого года обучения предполагает акцент на местные художественные традиции зодчества.

VI  и VII классы посвящены изучению собственно изобразительного искусства. Здесь формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, мы сталкиваемся с его бесконечной  изменчивостью  в   истории  искусства. В свою  очередь, изучая  изменения  языка  искусства,  изменения как будто бы внешние, мы на самом деле проникаем в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и его культуре.

В рабочей программе реализуется программа Б.М. Неменского, Н.А. Горяевой, Л.А. Неменской, С.А. Питерских под редакцией Б.М. Неменского.

Данная рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного  образовательного стандарта, даёт  распределение учебных часов на изучение тем и разделов учебного предмета с учетом  межпредметных  и  внутри предметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяют минимальный набор видов художественно-творческой деятельности учащихся.

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературы, при прохождении отдельных тем  используются межпредметные связи с биологией (строение растений, животных, пластическая анатомия человека, связи в природе), историей (образ эпохи и стиль в искусстве, выдающиеся события истории - исторический жанр в искусстве), математикой (геометрия), физикой (оптика), технологией (технологии художественной обработки материалов), информатикой (компьютерная графика).

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит на «Изобразительное искусство» в V, VI и VII классах по 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.

Рабочая программа «Изобразительное искусство» рассчитана на 105 учебных часов: 5 класс – 35часов; 6 класс – 35 часов; 7 класс – 35 часов.

Художественно-творческая деятельность учащихся представлена рисованием с натуры натюрморта, деревьев, архитектуры, фигуры человека; рисованием по памяти животных; рисованием по представлению иллюстраций к музыкальным и литературным произведениям, тематическими композициями (графическими, живописными, декоративными), плоским и объемным изображением формы предметов; художественным конструированием посуды, архитектуры, игрушек; конструктивным анализом произведений изобразительного искусства.

Основная форма организации учебного процесса - классно-урочная:

урок ознакомления с новым материалом, урок закрепления изученного, урок применения знаний и умений, урок обобщения и систематизации знаний, урок проверки и коррекции знаний и умений, комбинированный урок, урок-лекция, урок-экскурсия,  урок с дидактической игрой, урок-праздник, видеоурок. 


ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ

(ТЕКУЩЕГО, РУБЕЖНОГО, ИТОГОВОГО)

 

Формы текущего контроля  знаний, умений, навыков (в соответствии с Положением о текущем контроле учащихся в образовательном учреждении) учащихся будут различны: устная, письменная, в виде тестового контроля, изовикторин, изокроссвордов, а также контрольны художественно-практические заданий. В качестве методов диагностики результатов обучения будут использоваться конкурсы, выставки, викторины и др.

 

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

 

1.     Активность участия.

2.     Умение собеседника почувствоввать суть вопроса.

3.     Исренность ответов, их развёрнутость, образность, аргументированность.

4.     Самостоятельность.

5.     Оригинальность суждений.

 

Критерии и система оценки творческих работ.

 

1.     Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

2.     Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

3.     Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления  работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

5 КЛАСС

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

«ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА» 35 часов

Стандарт 5 класса ориентирован на освоение содержания  и языка группы декоративных искусств, наиболее связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека, связь с фольклором и сказкой, с национальными и народными корнями декоративного искусства.

Цель: Изучение народного творчества и традиций преемственности духовной культуры России. Развитие творческих способностей  и совершенствование навыков постижения средств декоративно - прикладного искусства, обогащение  опыта  восприятия и оценки произведений декоративно-прикладного искусства, формирование ценностно-смысловой компетенции.

Тема раздела

Количество часов

1

Декоративные корни народного искусства

10

2

Связь времён в народном искусстве

7

3

Декоративное искусство в современном мире

9

4

Декор, человек, общество, время

9

ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ

5 КЛАССА

Учащиеся должны знать:

               - истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

               - особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов – варьирование традиционных образов, мотивов, сюжетов);

               - семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);

               - несколько народных художественных промыслов России;

Учащиеся должны уметь:

               - пользоваться приёмами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец,  Полохов-Майдан,  Жостово  и др.)

               - различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времён (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Средневековой Европы, Западной Европы 17 века);

               - различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства ( художественное стекло, керамика, ковка, литьё, гобелен, батик и т.д.);

               - выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а так же видеть единство материала, формы и декора.

В процессе практической работы на уроках учащиеся должны:

               - умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;

               - уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);

               - умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традициях народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

               - создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединённые единой стилистикой ( предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определённой эпохи);

               - владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объёма, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций. 

Тематическое   планирование по изобразительному искусству на 2014-2015 учебный год

Программа Б. М. Неменского    5 класс.

Тема

Тип урока

Художестве

иные материалы

Техника исполнения

Наглядные пособия

Практическая работа

Домашнее задание.

Дата              Коррект.

56

1 четверть Древние корни народного искусства

1

2

Орнамент как основа

декоративного

украшения. Виды

орнамента и типы

орнаментальных

композиций.

2ч.

Изучение

нового материала.

Бумага,

акварель

или гуашь,

тетрадь по

искусству

Декоративн ый рисунок

Примеры видов

и тип орнамента

презентация

Создание

орнамента,

запись в тетради

искусства

Подобрать

иллюстративный

материал по

теме урока

3

Древние образы в народном искусстве.

1ч.

Изучение

нового материала.

Картон или

тонированн

ая бумага,

цветные

мелки,

уголь.

Рисунок.

Примеры

древних образов

в надомной

резьбе, на

прялках, посуде,

вышитых

полотенцах.

презентация

Работа над

декоративной

композицией в

орнаментах

народной

, вышивки.

Подобрать

иллюстративный

материал по

теме урока.

4

5

Конструкция, декор

предметов народного

быта и труда.

Изучение

нового материала

Картон,

ножницы,

гуашь,

кисть.

Вырезание из картона

и украшение орнаментал

ьной росписью.

Репродукции

картин,

детские работы.

презентация

Выполнение эскиза прялки.

Подобрать

иллюстративный

материал.

6

Декор русской избы.

1ч.

Изучение

нового материала

Тонированн 1 ая бумага, восковые мелки или

карандаши.

Рисунок.

Элементы декоративного

убранства русских изб. презентация

Работа над

украшением

элементов избы.

Принести русские народные сказки.

7

Внутренний мир русской избы.

                

1ч.

Изучение

нового материала

Бумага,

акварель

или гуашь.

Подмалевок 1

Примеры

интерьеров

крестьянского

жилища, презентация

Выполнить

интерьер

русской избы.

Подобрать

иллюстративный

материал по

теме урока.


8

Народный праздничный костюм.

1ч.

Изучение

нового материала.

Бумага,

ножницы,

клей, ткань,

гуашь,

кисти.

Коллаж.

Репродукции картин, таблицы детские работы.

презентация

Изображение

людей в русском

праздничном

костюме.

Принести все

работы,

выполненные в этой

четверти.

9

Народные праздничные

обряды.(обобщение

темы).

1ч.

Повторение

пройденного

материала.

Проверка ЗУН

Ватман,

гуашь,

кисть,

детские

рисунки,

ножницы,

клей, цветная бумага.

Коллективн ое панно.

Репродукции, детские работы.

Выполнение

коллективного

панно

«Народные

праздничные

обряды».

Посещение музея,

выставочного

зала.

Контрольная работа

Тест (15 минут)

Проверка ЗУН по теме четверти

2 четверть Связь времён в народном искусстве.

10

11

Древние образы в

современных

народных игрушках.

2ч.

Изучение

нового материала.

Глина или пластилин,

стеки, водоэмульс ионная краска, гуашь, кисть.

Лепка и роспись игрушки гуашью.

Таблицы,

детские работы.

презентация

Создание «Дымковской

игрушки» (импровизация

формы).

Подобрать иллюстративный материал по тем

«Хохлома».

12 13

Искусство Хохломы.

Истоки и современное развитие

промысла.

2ч.

Изучение

нового материала

Белая

бумага,

ножницы,

акварель,

кисти.

Вырезание и роспись

Таблицы,

детские работы.

презентация

Работа над проектом-импровизацией по мотивам

росписи

«Хохлома».

(посуда)

Подобрать

иллюстративный

материал по теме

«Городецкая

роспись»

14 15

Искусство Городца.

Истоки и

современное развитие

промысла.

2ч.

Изучение

нового материала.

Тонированн ая под дерево бумага, гуашь, кисть, ножницы.

Вырезание и роспись.

Таблицы.

Детские работы.

презентация

Работа над

проектом -

импровизацией

по мотивам

росписи.

Подобрать иллюстративный

материал.

Подготовиться к

контрольной работе


16

Роль народных

художественных

промыслов в

современной жизни

(обобщение темы).

Контрольная работа

(тест) по теме «Роль

народных

художественных

промыслов в

современной жизни»

1ч.

Повторение пройденного

материала Проверка ЗУН

Тест (15 минут)

Детские работы.

Викторина -

кроссворд по

теме четверти.

Проверка

знаний, умений

и навыков по

данной теме,

выполнение к/р в

форме теста

Подумать, как

украсить дом на

новогодний

праздник.

3 четверть декоративное искусство в современном мире

17 18

Народная

праздничная

одежда. Эскиз

русского народного

костюма.

2ч.

Изучение

нового материала

Тетрадь по искусству

Презентация таблица

Изображение р.н. костюма

Подготовит

сообщение по теме

«Икона А.Рублева

«Троица»

19

Изготовление куклы-берегини в р.н. костюме.

Изучение

нового материала

Бумага

цветная,

белая,

ножницы,

клей

Силуэтная аппликация

презентация

Изображение р.н.костюма

Закончить работу.

20

Эскиз орнамента по мотивам вышивки русского народного костюма

1ч.

Изучение

нового материала.

Бумага.

карандаш,

фломастеры

Эскиз.

Фотографии, репродукции, презентация

Образцы вышивки.

Подбор

иллюстративного

материала.


21

Русский костюм и современная мода

Изучение

нового материала.

Бумага, гуашь, кисть.

1 Декоративн ая работа (зарисовки)

Таблицы, детские

работы.

презентация

Рисование по теме урока

Подобрать

иллюстратргеный

материал.

22 23

Праздничные

народные гулянья.

Коллективная

работа.

1ч.

Изучение

нового материала

Бумага, гуашь, кисть.

Декоративн

ая работа

(зарисовки)

Таблицы, детские

работы.

презентация

Рисование по теме урока

Подобрать

иллюстративный

материал.

24

Народные

промыслы родного

края

2ч.

Изучение

нового материала

Бумага, гуашь, кисть.

Декоративн

ая работа (зарисовки)

Таблицы, детские

работы

презентация

Рисование по теме урока

Подобрать

иллюстративный

материал.

25

Красота земли родной.

1ч.

Урок-обобщение

Выставка работ

4 четверть Декор, человек, общество, время.

26

Зачем людям украшения.

1ч.

Изучение

нового материала.

-

-

Фотографии, репродукции, иллюстрации.

Беседа по теме урока.

Подобрать

иллюстративный

материал.

27 28 29

Декор и положение человека в обществе.

Зч.

Изучение

нового материала.

1. Бумага, гуашь, кисть.

2.Бумага, гуашь, кисть.

Декоративн

ая работа (зарисовки)

Репродукции, детские работы.

1 Украшение

фараона.

2. Создание

эскизов

греческих ваз.

Сбор зрительного материала.

30 31

О чем рассказывают гербы и эмблемы.

2ч.

Изучение

нового материала.

Бумага белая и цветная, ножницы, гуашь, кисть.

Аппликация

с прорисовко

й элементов.

Таблицы, детские работы.

Создание

проекта

собственного

герба или герба

своей семьи,

своей школы.

Подобрать

иллюстративный

материал.


j   32 I   33

Одежда говорит о человеке.

Г2ч~

Изучение

нового материала.

Ватман, цветная бумага, кусочки ткани, клей, Гуашь, кисти.

Коллаж.

'Репродукции, иллюстрации книг.

1   Создание панно «Бал в интерьере дворца».

Подготовиться к

обобщающему

уроку.

34

Роль декоративного искусства в жизни

человека и общества (обобщение темы)

1ч.

Повторение

пройденного

материала.

Проверка ЗУН

Обобщение

темы.

Проверка ЗУН

-

-

Детские работы.

Выставка работ.

Игра-

викторина.

Посещение музея,

выставочного

зала.

Контрольная работа

по теме «Роль ДПИ и.

дизайна в жизни

человека»

Тетрадь по искусству

Тест(15 минут)

Детские работы

Проверка ЗУН

по теме

четверти,

выполнение к/р в

форме теста

6 КЛАСС

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»

 35 часов

Программа «Изобразительное искусство в жизни человека» для 6 класса -  посвящена изучению собственно изобразительного искусства. Здесь формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. В основу тематического деления положен жанровый принцип. Каждый жанр рассматривается в его историческом развитии. Это позволяет видеть изменения картины мира и образа человека, поставить в центр духовные проблемы, подчиняя им изменения  в способах изображения.  При этом выдерживается принцип единства восприятия и созидания. И последовательно обретаются навыки  и практический опыт использования рисунка, цвета, формы, пространства согласно специфике образного строя конкретного вида и жанра изобразительного искусства.

Тема раздела

Количество часов

1

Виды изобразительно искусства и основы их образного языка

10

2

Мир наших вещей

7

3

Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве

10

4

Человек и пространство в изобразительном искусстве

8

ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ 6 КЛАССА

Учащиеся должны знать: 

 

           - о месте и назначении изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни человека;

           - о существовании изобразительного искусства во все времена; должны иметь представление о многообразии образных языков и особенностях видения мира в разные эпохи;

           - о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворении в художественный образ;

           - основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта;

           - ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом отечественном искусстве;

           - особенности творчества и значение русских художников-портретистов, мастеров портрета и натюрморта;

           - основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве;

           - о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей;

 

Учащиеся должны уметь:

 

           - пользоваться красками, несколькими графическими материалами, обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;

           - видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;

           - видеть и использовать в качестве средств выразительности соотношение пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;

           - создавать творческие композиции в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;

           - активно воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства. 

Учащиеся должны быть способны решать следующие жизненно-практические задачи:

• восприятия и оценки произведений искусства;

• самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

Календарно-тематическое планирование

По изобразительному искусству для 6___ класса под руководством Б.М. Неменского

Наименование раздела программы

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню  подготовки обучающихся

Виды контроля. Измерители

Домашнее задание

Дата проведения

план

факт

Виды изобразительного искусства и основы образного языка

Изобразительное искусства в семье пластических искусств

1

Урок новых знаний

Беседа  об искусстве и его видах.

Учащиеся должны знать о месте и значении изобразительных искусств в культуре и жизни человека.

Вопросы  

На усмотрение учителя

Рисунок – основа изобразительного творчества

1

Урок новых знаний

Зарисовки. Наброски с натуры отдельных растений.

Создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры.

Рисунок

Зарисовка колючки

Линия и ее выразительные возможности

1

Урок новых знаний

Выполнение (по представлению) линейных рисунков  трав, которые колышет ветер.

Уметь пользоваться начальными  правилами  линейной.

Рисунок

Зарисовать линейные узоры  травяных  соцветий

Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен

1

Урок повторения

Изображение различных осенних состояний в природе.

Должны знать о взаимосвязи реальной действительности ее художественного изображения в искусстве, ее претворение в художественный образ

Рисунок

Изобразить яркое солнце и тени

Цвет. Основы цветоведения

1

Урок повторения

Фантазийные изображения сказочных царств  ограниченной палитрой  («Царство Снежной Королевы».).

Должны уметь пользоваться красками нужной палитры.

Рисунок

Иллюстрация к сказке «Изумрудный  город»

Цвет в произведениях живописи

1

Урок повторения

Изображение осеннего букета с разным настроением – радостный, грустный, торжественный, тихий .

Видеть и использовать в качестве средств выражения цветовые изображения с натуры.

Рисунок

На усмотрение учителя

Объемные изображения в скульптуре

1

Урок обобщения

Объемные изображения животных в разных материалах.

Владеть первичными навыками объемного изображения в разных материалах.

Лепка  

На усмотрение учителя

Основы языка изображения

1

Урок обобщения

Беседа. Обобщение материала темы.

Знать о существовании изобразительного искусства во все времена.

Рисунок

На усмотрение учителя

Мир наших вещей. Натюрморт

Реальность и фантазия в творчестве художника

1

Урок новых знаний

Беседа «Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека».

Активно воспринимать произведения искусства  и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия. Видеть целостную картину мира.

Доклад

На усмотрение учителя

Изображение предметного мира - натюрморт

1

Урок новых знаний

Работа над натюрмортом из плоских изображений знакомых предметов с акцентом на композицию, ритм

Должны знать о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей

Рисунок

Бумага, клей, ножницы

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира

1

Урок новых знаний

Конструирование из бумаги простых геометрических тел.

Видеть конструктивную форму предмета.

Практическая работа

На усмотрение учителя

Изображение объема на плоскости и линейная перспектива

1

Урок повторения

Изображение конструкций из нескольких геометрических тел (зарисовки).

Уметь пользоваться начальными  правилами  линейной и воздушной перспективы.

Рисунок

На усмотрение учителя

Освещение. Свет и тень

1

Урок обобщения

Изображение геометрических тел из гипса или бумаги с боковым освещением.

Видеть и использовать в качестве средств выражения характер освещения.

Рисунок

Картон, клей ножницы, фактура для наклеик

Натюрморт в графике

1

Урок обобщения

Оттиск аппликации на картоне.

Создавать творческие композиционные работы в разных материалах по воображению.

Практическая  работа

На усмотрение учителя

Цвет в натюрморте

1

Урок повторения

Работа над изображение натюрморта  в заданном эмоциональном состоянии: праздничный, грустный и т.п.

Основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: цвет, форма

Рисунок

Изобразить таинственный натюрморт

Выразительные возможности натюрморта

1

Урок обобщения

Работа над натюрмортом, который можно было бы назвать «Натюрморт – автопортрет»

Особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских мастеров портрета и натюрморта.

Рисунок

На усмотрение учителя

Вглядываясь в человека. Портрет

Образ человека –главная тема искусства

1

Урок новых знаний

Беседа «Изображение человека в искусстве разных эпох. Великие художники - портретисты».

Иметь представление об основных эпохах развития портрета.

Реферат

«Русский портрет XVIII-XIX веков»

Конструкция головы человека и ее пропорции

1

Урок новых знаний

Работа над рисунком или аппликацией – изображение головы с соотнесенными по-разному деталями лица.

Видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций.

 Рисунок

На усмотрение учителя

Изображение головы человека в пространстве

1

Урок новых знаний

Объемное конструктивное изображение головы. Аппликация с дорисовками.

Уметь использовать коллажные  техники

Аппликация с рисунком

Завершение работы

Графический портретный рисунок и выразительность образа человека

1

Урок новых знаний

Набросок с натуры друга или одноклассника.

Знать общие правила построения головы человека.

Рисунок

Зарисовка человека с натуры

Портрет в скульптуре

1

Урок новых знаний

Работа над изображением в скульптурном портрете выбранного литературного героя с ярко выраженным  характером.

Обладать первичными навыками лепки.

Лепка

Сатирические образы человека

1

Урок новых знаний

Изображение сатирических образов литературных героев или дружеские шаржи.

Должны иметь представление о многообразии образных языков искусства  

Рисунок

Завершение работы

Образные возможности освещения в портрете

1

Урок новых знаний

Наблюдения натуры и наброски (пятном) с изображением головы в различном освещении (черная акварель, кисть, бумага).

Основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве : линия, пятно.

Рисунок

На усмотрение учителя

Портрет в живописи

1

Урок повторения

Аналитические зарисовки композиций портретов известных художников.

Должны знать ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета.

Рисунок

На усмотрение учителя

Роль цвета в портрете

1

Урок повторения

Работа над созданием автопортрета или портрета близкого человека

Цветовые отношения при изображении по представлению

Рисунок

Реферат «Лучшие портретисты»

Великие портретисты

1

Урок обобщения

Беседа «Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников»

Знать ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве.

Доклад

На усмотрение учителя

Человек и пространство в изобразительном искусстве

Жанры в изобразительном искусстве

1

Урок повторения

Беседа «Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тематическая картина.»

Учащиеся должны получить творческий опыт  в построении разных жанров, формирование авторской позиции по выбранной теме

Вопросы

Рассмотреть древнеегипетские росписи

Изображение  пространства

1

Урок новых знаний

Беседа о видах перспективы в изобразительном искусстве.

Должны знать о существовании изобразительного искусства в20 веке.

Вопросы

На усмотрение учителя

Правила линейной и воздушной перспективы

1

Урок новых знаний

Изображение уходящей в даль аллеи с соблюдением правил линейной  и воздушной перспективы.

Основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: перспективы.

Рисунок

Завершение работы

Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства

1

Урок обобщения

Работа над изображением большого эпического пейзажа «Дорога в большой мир».

Должны иметь представление о разных художественных материалов.

Рисунок  

Изобразить путь к реке

Пейзаж-настроение. Природа и художник

1

Урок повторения

Создание пейзажа – настроение (изменчивые и яркие цветовые состояния весны, разноцветья и ароматы лета).  

Знать о разных художественных техниках и их значении в создании художественного образа .

Вопросы

На усмотрение учителя

Городской пейзаж

1

Урок обобщения

Создание графической композиции «Мой город».

Должны уметь пользовать несколькими графическими материалами.

Рисунок

На усмотрение учителя

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл

1

Урок обобщения

Беседа обобщение материала учебного года.

Должны понимать изобразительные метафоры  и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.

Рисунок

На усмотрение учителя

Всего

34

7 КЛАСС

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»

35 часов

Цель: формирование художественно-творческой активности учащихся при эмоционально-целостном отношении к окружающему миру и искусству. 

Задачи:

  • дальнейшее формирование художественного вкуса учащихся;
  • развитие художественно-образного мышления, наблюдательности и фантазии;
  • осмысление места изобразительного искусства в жизни общества.
  • формирование художественно-творческой активности.

В материале сохраняется принцип содержательного единства восприятия произведений искусства и практической творческой работы учащихся, а также принцип постепенного нарастания сложности задач и поступенчатого, последовательного приобретения навыков и умений. Изменения языка изображения в истории искусства рассматриваются как выражение ценностного понимания и видения мира. Основное внимание уделяется развитию жанров тематической картины в истории искусства и соответственно углублению композиционного мышления учащихся: представлению о целостности композиции, образных возможностях изобразительного искусства, особенностях его метафорического строя. Учащиеся знакомятся с картинами, составляющими золотой фонд мирового и отечественного искусства

Тема раздела

Количество часов

1

Изображение фигуры человека и образ человека

9

2

Поэзия повседневности

7

3

Великие темы жизни

10

4

Реальность жизни и художественный образ

9

ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ

7 КЛАССА

Учащиеся должны знать:

        - о жанровой системе в изобразительном  искусстве и ее значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а следовательно, и способов его изображения;

        - о роли и истории тематической картины и ее жанровых видах;

        -о процессе работы художника над картиной;

        - о композиции как целостности и образном строе произведения;

        - о поэтической красоте повседневности, раскрываемой в творчестве художников; о роли искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира;

        - о роли искусства в создании памятников в честь о больших исторических событиях; о влиянии образа на понимание событий истории;

        - о роли художественных образов изо в понимании вечных тем жизни, создании культурного контекста между поколениями, между людьми;

        - о роли художественной иллюстрации;

        - наиболее значимый ряд великих произведений  ИЗО  на исторические и библейские темы в отечественном искусстве.

Учащиеся должны уметь:

        - применять на практике первичные навыки изображения пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению;

        - владеть материалами живописи графики и лепки на доступном возрасту уровне;

        - развивать навыки наблюдательности, способности образного видения окружающей жизни;

        - получить творческий опыт в построении тематических композиций;

        - получит навыки соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

• для восприятия и оценки произведений искусства;

• самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).

Календарно-тематическое планирование

По изобразительному искусству для 7 ____ класса под руководством Б.М. Неменского

Наименование раздела программы

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню  подготовки обучающихся

Виды контроля. Измерители

Домашнее задание

Дата проведения

план

факт

1

Изображение фигуры человека и образ человека

Изображение фигуры человека в истории искусств

1

Урок новых знаний

Зарисовки изображения фигуры человека, характерных для древних культур.

Должны получать знания о жанровой системе в ИЗО и ее значения для анализа развития искусства, и способов его изображения

Рисунок

Рассмотреть памятники древнего искусства

2

1

Урок обобщения

Изображение древних шествий, характерных для древних культур (коллективная работа)

Полотно обоев, ножницы, клей

3

Пропорции и строение фигуры человека

1

Урок новых знаний

Зарисовки схемы фигуры человека.

Учащиеся должны получить первичные навыки изображения пропорций и движения человека по представлению

Рисунок

Тонировочная бумага

4

1

Урок новых знаний

Схемы движения человека.

Доклад «Великие мастера Возрождения»

5

Лепка фигуры человека

1

Урок новых знаний

Лепка фигуры человека в движении на сюжетной основе.

Должны научиться владеть материалом лепки  на доступном возрасте уровне

Работа

На усмотрение учителя

6

Набросок фигуры человека с натуры

1

Урок повторения

Наброски с натуры одетой фигуры человека (наброски одноклассников в разных движениях)

Учащиеся должны получить первичные навыки изображения человека с натуры

Рисунок

Нарисовать авто набросок

7

1

Урок повторения

На усмотрение учителя

8

Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве

1

Урок обобщения

Беседа «Духовная красота в искусстве русской иконописи и готическом искусстве Европы»

Знать наиболее значительный ряд великих произведений изобразительного искусства на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве

Доклад

На усмотрение учителя

9

Поэзия повседневности

Поэзия повседневности жизни в искусстве разных народов

1

Урок новых знаний

Изображение учащимися выбранных мотивов из жизни разных народов.

Должны получить знания о поэтической красоте повседневности, раскрываемой в творчестве художника

рисунок

Доклад «Персидская миниатюра»

10

Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры

1

Урок новых знаний

Беседа «Бытовой жанр в искусстве импрессионистов и в искусстве передвижников

Должны получить знания о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах

Реферат

Зарисовка крестьянкой жизни

11

Сюжет и содержание в картине

1

Урок новых знаний

Композиция с сюжетом из своей жизни «Прогулка в парке»

Должны получить знания о роли искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека

Рисунок

Завершение работы

12

Жизнь каждого дня – большая тема искусства

1

Урок повторения

Эскизы из жизни семьи, например: «Семейный вечер», «Поездка к бабушке» и т.д.

Навыки наблюдательности, способность образного виденья окружающей ежедневной жизни, формирующая активность восприятия реальности

Рисунок

На усмотрение учителя

13

1

Урок повторения

Жизнь людей на моей улице: выполнение набросков или зарисовок, например: «Во дворе», «У витрины магазина»

На усмотрение учителя

14

Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре)

1

Урок обобщения

Создание композиции на темы жизни людей своего города в прошлом

Должны знать о компози-ционном построении произведения,  о роли формата, о соотношении целого и детали, о значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле

Рисунок

Реферат об истории города

15

Праздник и карнавал  в изобразительном искусстве (тема празд-ника в бытовом жанре)

1

Урок новых знаний

Создание композиции в техники коллажа на тему праздника

Научить владеть техникой коллажа

Работа

Вырезки из журналов на тему праздника

16

1

На усмотрение учителя

17

Великие темы жизни

Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох

1

Урок новых знаний

Беседа «Исторический и Мифологический жанры в искусстве XVII века»

Должны получить знания о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах

Реферат

Реферат «Развитее исторической и мифологической картины 17 века»

18

Тематическая картина в русском искусстве XIX века

1

Урок новых знаний

Беседа « Великие русские живописцы XIX столетия»

Понимать особую культуростроительную роль русской тематической картины XIX- XX столетий

 Реферат

Реферат на тему: «Русский живописец 19 века»

19

Процесс работы над тематической картиной

1

Урок новых знаний

Беседа « Понятие темы, сюжета и содержания. Реальность жизни и художественный образ»

Эскизы на темы из истории нашей Родины.

Исполнение композиции на тему.

Должны знать о роли эскизов и этюдов. О разнице сюжета и содержания.

Доклад

Тема: «Этапы создания картины»

20

1

Урок повторения

Рисунок

Зрительный материал по теме

21

1

Урок обобщения

Рисунок

На выбор учителя

22

Библейские темы в изобразительном искусстве

1

Урок новых знаний

1.Особый язык изображения  в христианском искусстве Средних веков. Зарисовки.

Должны получить знания о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах (библейские темы в искусстве)

Рисунок

Подготовить зрительный ряд

23

1

Урок повторения

2. Библейские темы в живописи Западной Европы и в русском искусстве. Зарисовки.

Доклад

Тема «Библейские темы в живописи»

24

1

Урок обобщения

3. Создание композиции на библейские темы, например: «Святое семейство», «Рождество».

Рисунок

На усмотрение учителя

25

1

4. Создание композиции на библейские тем, завершение работы

Рисунок

На усмотрение учителя

26

Монументальная скульптура и образ истории народа

1

Урок новых знаний

Создание проекта памятника, исторического события или героя.

Должны знать о роли искусства в создании памятников в честь больших исторических событий

Работа  

Пластилин, картон, стеки

27

1

Урок повторения

Тема: «Искусство второй половины 20 века»

28

Место и роль картины в искусстве XX века

1

Урок новых знаний

Беседа и дискуссия о современном искусстве

Иметь представление о сложном, противоречивом и насыщенном художест-венными событиями пути российского и мирового изобразительного искусства в XX веке

Доклад

На усмотрение учителя

29

Реальность жизни и художествен-ный образ

Художественно исторические проекты

1

Урок обобщения

Практическая художественная работа на тему: «Жизнь в моем городе столетие назад»  

Учащиеся должны получить творческий опыт  в построении тематический композиций, формирование авторской позиции по выбранной теме

Рисунок

На усмотрение учителя

30

Искусство иллюстрации. Слово и изображение

1

Урок обобщения

Выполнить иллюстрацию к литературному произведению

Должны знать о роли художественной иллюстрации

Рисунок

Анализ рисунка

31

Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве

1

Урок обобщения

Конструктивный анализ  произведений изобразительного искусства

Должны знать о роли конструктивного и декоративного начала в живописи, графике и скульптуре.

Вопросы

На усмотрение учителя

32

Зрительное умения и их значение для современного человека

1

Урок обобщения

Глубокий и системный аналитический разбор  произведений изобразительного искусства

Учащиеся должны получить навыки соотношения собственных переживаний с контекстом художественной культуры

Вопросы

Аналитический анализ любого художника

33

История искусства и история человечества. Стиль и направление изобразительного искусства

1

Урок повторения

Анализ произведений с точки зрения принадлежности их стилю, направлению  

Должны знать о роли художественных образов  изобразительного искусства в понимание вечных тем жизни.

Вопросы

На усмотрение учителя

34

Личность художника  и мир его времени в произведениях искусства

1

Урок обобщения

Беседа «Произведения великих художников»

Должны иметь представле-ние о личности художника  и мира его времени в произведениях искусства

Реферат

На усмотрение учителя

Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре

1

Урок обобщения

Беседа «Роль художественного музея в национальной и мировой культуре»

Должны иметь представление о музеях своего города, страны в целом и других западных стран

Реферат

На усмотрение учителя

Всего

35

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Изобразительное искусство

8 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по ИЗО для   класса на основе программы «Изобразительное искусство и художественный труд. 5-9 классы» автора Б.М. Неменского.

Цель: формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями.

Задачи:

- формирование у учащихся нравственно—эстетической отзывчивости на прекрасное в жизни и искусстве;

-формирование художественно-творческой активности;

-овладение    образным    языком    изобразительного    искусства    посредством    формирования художественных знаний, умений и навыков.

Программа разработана как целостная система введения в «Дизайн и архитектура в жизни человека». На базе изученного за предыдущие годы, накопленного теоретического и практического багажа учащиеся этого класса получили представление о сложности современного творческого процесса, о роли искусства и художника в постиндустриальном обществе. Овладение указанной проблематикой обеспечиваются развитием мышления и повышением изобразительной грамотности учащихся, наряду с расширением их художественной эрудиции.

Программой предусматривается широкое привлечение жизненного опыта учащихся, живых примеров из окружающей действительности. Стремление к отражению действительности, своего отношения к ней должно служить источником самостоятельных поисков школьников.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объёме, демонстрация и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, изучение художественного наследия.

Программа рассчитана в соответствии с учебным планом школы на 17 часов: 1час в 2 недели.

Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни.

Формирование художественных знаний, умений и навыков в искусстве и жизни предполагает:

-формирование эстетического вкуса учащихся, понимание ими роли синтетических визуальных

искусств;

-понимание   сути   и   задач   образной   интерпретации   явлений   жизни   в   визуально-зрелищных

искусствах.

-формирование художественно-творческой активности.

Тема раздела

Количество часов

1

Дизайн и архитектура – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств

5

2

Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий.

4

3

Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека

5

4

Человек в зеркале дизайна и архитектуры

4

Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса.

Формирование нравственно- эстетической отзывчивости на прекрасное в искусстве и жизни предполагает:

  • формирование эстетического вкуса учащихся, понимание ими роли синтетических визуальных искусств, развитие у них навыков создания пространственной , временной композиции и понимание ее принципов,
  • понимание сути и задач образной интерпретации явлений жизни в визуально- зрелищных искусствах,
  • формирование художественно- творческой активности.

Учащиеся должны:

  • учиться анализировать работу художника, композицию, пластическое и образное содержание произведения,
  • развивать навыки создания собственных композиционных работ,
  • учиться понимать, как построены образ и композиция в произведениях экранного искусства,
  • познакомиться с элементарной азбукой фотографирования,
  • уметь анализировать фотопроизведение,
  • иметь первичные представления о творческом процессе, соотношении субъективного и объективного в искусстве.

Методическое обеспечение уроков.

  1. Фрагменты фильмов Г.Козинцева, А. Тарковского, Н.Михалкова, Д. Вертова.
  2. Фрагменты фильмов У.Диснея.
  3. СИ. Пономарькова. Декоративное оформительское искусство в школе.- Москва: Просвещение, 1976.
  4. Н.М. Сокольникова. Краткий словарь художественных терминов. -М, 1998.
  5. Школа изобразительного искусства под редакцией А.Н. Пономарева.- М., 1998.
  6. В.В.Шоган. Технология личностно- ориентированного урока.-М.,2003.
  7. Б.М.Неменский. Искусство вокруг нас- Москва: Просвещение, 2003.
  8. Б.М.Неменский. Твоя мастерская.- Москва: Просвещение, 2003.
  9. А.Ф Шембель. Основы рисунка. -М.: Высшая школа, 1994.
  10.  Неменский Б.М. Методическое пособие по изобразительному искусству. Просвещение, 2006 годРабочая учебная программа

Тематическое   планирование по ИЗО на 2014 - 2015учебный год Программа Б. М. Неменского    8 класс.

Тема

Тип урока

Художественные материалы

Техника исполнения

Наглядные пособия

Практическая работа

Домашнее задание.

Дата              Коррект.

| 86

Дизайн и архитектура - конструктивные искусства в ряду пространственных искусств

1

Виды архитектуры.

1ч.

Изучение

нового материала

Тетрадь по искусству

Фотографии

видов

архитектуры

разных стран и

эпох

презентация

Запись в тетради искусства.

Подобрать

иллюстративный

материал.

Подготовить

презентации по теме

«Великие

архитекторы»

2

Прямые линии и

организация

пространства.

1ч.

Изучение

нового материала

Альбом, крандаши

Коллаж.

Учебник

стр.2122

презентация

Выполнение

графических

работ.

Подобрать

иллюстративный

материал.

3

Цвет-элемент

композоционног

о творчества.

Свободные

формы: линия,

пятна

1ч.

Изучение

нового материала

Бумага белая, черная, цветная, клей, ножницы.

Коллаж.

Учебник

стр.23-27

презентация

Создание

графических

зарисовок

Подобрать

иллюстративный

материал по

теме урока.

4

Буква-строка-текст

Изучение

нового материала

Бумага белая,

гуашь, тушь,

кисть.

Зарисовки

Учебник

стр.29-39

презентация

Создание

графических

зарисовок

Подобрать

иллюстративный

материал.

5

Связь

архитектуры и

дизайна.

Комбиниро

ванный

урок

Тетрадь

искусства,

бумага

конструирова 1 ние

Образцы работ

Запись в тетради искусства, эскиз художественно-

Подобрать

иллюстративный

материал.


декоративного проекта.

2 четверть Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий

6

Объект и

пространство. От

плоскостного

изображения к

объёмному.

Соразмерность

пропорции

1ч.

Изучение

нового материала

Цветная бумага. Ножницы, клей

Аппликация

! макетировани

е

Учебник

стр.49-58

презентация

Выполнение художественно-декоративного проекта.

Подобрать

иллюстративный

материал.

7

Архитектура -композиционная организация пространства.

1ч.

Изучение

нового материала

Бумага, гуашь, фломастеры

Декоративная работа

Учебник

стр.54-57

презентация

Проектирование

визитной

карточки,

товарного знака,

экслибриса

Подобрать

иллюстративный

материал

8

Конструкция: часть и целое.

1ч.

Изучение

нового материала

Бумага, гуашь, кисть.

Декоративная работа.

Учебник

стр.59-64

презентация

Макет плаката или открытки.

Подобрать

иллюстративный

материал

9

Вещь: красота и

целесообразност

ь.

1ч.

Изучение

нового материала

Бумага, гуашь, кисть.

Декоративная работа.

Учебник

стр.71-75

презентация

Создание эскиза плаката.

Принести книги, журналы

3 четверть Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека

10

Образно-стилевой язык архитектуры прошлого.

1ч.

Изучение

нового материала

Бумага,

ножницы, клей,

вырезки из

журналов.

Декоративная работа.

Создание обложки книги

Создать

презентации или

сообщения по теме

«Художники книги»

11

Город сегодня и завтра

1ч.

Изучение

нового материала

Тетрадь искусств

Декоративная работа.

- Учебник стр.103-109 презентация

Создание рисунка

Подобрать

иллюстративный

материал


12

Вещь в городе.

1ч.

Изучение

нового материала

Бумага, гуашь, кисть.

Декоративная работа.

- Учебник стр. 117-119 презентация

1  Выставка детских работ

Подобрать

иллюстративный

материал

13

1 Интерьер и вещь в доме.

1   -

Изучение

нового материала

1   Бумага, гуашь, кисть.

1 Декоративная работа.

Учебник стр.120-125 презентация

Создание рисунка

Подобрать

иллюстративный

материал

14

Природа и архитектура.

1ч.

Изучение

нового материала

Бумага, гуашь, кисть.

Декоративная работа.

Учебник стр.127-131 презентация

Создание рисунка

Подобрать

иллюстративный

материал

4 четверть Человек в зеркале дизайна и архитектуры

15

Мой дом - мой образ жизни.

1ч.

Изучение

нового материала

Бумага, гуашь, кисть.

Декоративная работа.

Учебник стр.139-146 презентация

Создание рисунка

Подобрать

иллюстративный

материал

16

Мода, культура и ты.

1ч.

Изучение

нового материала

Бумага, гуашь, кисть.

Декоративная работа.

Учебник стр.155-161 презентация

Создание рисунка

Подобрать

иллюстративный

материал

17

Встречают по одёжке.

1ч.

Изучение

нового материала

Бумага, гуашь, кисть.

Декоративная работа.

Учебник стр. 162-167 презентация

Создание рисунка

Подобрать

иллюстративный

материал

.,    ■

18

Моделируешь

себя-

моделируешь

мир.

1ч.

Урок-обобщение

Бумага, гуашь, кисть.

Декоративная 1 работа.


Изобразительное искусство

9 класс

Пояснительная записка.

Данная рабочая программа «Изобразительное творчество и синтетические искусства (кино, театр, телевидение, фотография)» для 9 класса составлена на основе программы курса «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б.М.Неменского (1-9 классы).- Москва: Просвещение, 2007. В программе на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 9 классе -17 часов, из расчета 0,5 ч. в неделю.

Общая характеристика предмета.

Изучение искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Вклад образовательной области «Искусство» в развитие личности выпускника основной школы заключается в развитии эстетического восприятия мира, в воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и в искусстве, в обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере изобразительного искусство, в сознательном выборе видов художественно-творческой деятельности, в которых подросток может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.

Содержание программы направлено на приоритетное развитие художественно-творческих способностей учащихся при эмоционально-ценностном отношении к окружающему миру и искусству. Отечественное (русское, национальное) и зарубежное искусство раскрывается перед школьниками как эмоционально-духовный опыт общения человека с миром, как один из способов мышления, познания действительности и творческой деятельности. Обучение изобразительному искусству в школе не должно сводиться к технократической, узко технологической стороне. Постижение основ языка художественной выразительности выступает не как самоцель, а как средство создания художественного образа и передачи эмоционального отношения человека к миру.

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературы, при прохождении отдельных тем рекомендуется использовать межпредметные связи с биологией (пластическая анатомия человека), историей (образ эпохи и стиль в искусстве, вьвдающиеся события истории - исторический жанр в искусстве), математикой (геометрия), физикой (оптика), технологией (технологии художественной обработки материалов), информатикой (компьютерная графика).

Тематическое планирование уроков изобразительного искусства в 9 классе представляет собой расширение курса визуально-пластических искусств и осознание их прочной связи с синтетическими искусствами (кино, телевидение и др.). Именно синтетические искусства, непосредственно происходящие от изобразительных, являются сегодня господствующими во всей системе видеокультуры.


Экран- движущая картина. Экранное изображение является прямым развитием мира изобразительных искусств на уровне современных технологий (телевизор, видео, компьютер). В основе развития синтетических искусств лежат все основные виды изобразительных , декоративных, конструктивных искусств. Именно поэтому данный блок в программе лишь после прохождения «первоискуств».

Школа должна обеспечить подростку способность относительно свободно, грамотно ориентироваться во всей этой сложнейшей информации. Иначе он не приобретет способность противостоять этому потоку, отделяя в нем позитивное от негативного.

Еще одной важнейшей причиной, по которой школа должна познакомить учащихся в синтетическими видами искусства, является то, что многие ученики ( а в будущем все) используют в своем быту как фотоаппарат, так и видеокамеру. Однако чаще всего это происходит на чисто техническом, а не на художественном уровне, поэтому вкус, образное мышление подростка не развивается( а иногда и портится).

Цель курса  изобразительного искусства в 9 классе: помочь учащимся получить представлении

- о роли в культуре современного мира визуальных синтетических искусств,

  • о сложности современного творческого процесса в синтетических искусствах,
  • о принципах художественной образности и специфике изображения в фотографии и экранных искусствах,
  • о роли изображения в информационном и эстетическом пространстве, в формировании визуальной среды, -о постоянном взаимодействии пространственных и временных искусств.

Учащиеся должны:

  • освоить элементарную азбуку фотографирования,
  • уметь анализировать фотопроизведение, исходя из принципов художественности, применять критерии художественности, композиционной грамотности в съемочной фотопрактике.

-усвоить принципы киномонтажа в создании художественного образа,

-осознать технологическую цепочку производства видеофильма.

Тема раздела

Количество часов

1

Изобразительный язык и эмоционально-ценностное содержание синтетических искусств

5

2

Эволюция изобразительных искусств и выразительных средств

3

3

Азбука экранного искусства

5

4

Фильм – искусство технологии

4

Характеристика видов контроля качества знаний по изобразительному искусству. Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания в соответствии с учебными планами и учебниками. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатов обучения - умения, навыки и результатов воспитания - мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности.

1.Стартовый контроль в начале года. Он определяет исходный уровень обученности. Практическая работа или тест.

2.Текущий контроль в форме практической работы. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах.

3.Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть после прохождения тем четвертей в форме выставки или теста.

4.Заключительный контроль.

Методы диагностики - конкурс рисунков, итоговая выставка рисунков, проект, викторина, тест

Тематическое   планирование по изобразительному искусству на 2014 - 2015 учебный год

Программа Б. М. Неменского    9 класс

Тема

Тип урока

Художественн ые материалы

Зрительный ряд

Практическая работа

Домашнее задание

1 Дата             Коррект.

96

96

1 четверть. Изобразительный язык и эмоционально-ценностное содержание синтетических искусств.

1

Синтез искусств.

1ч.

Изучение

нового материала

Тетрадь по искусству

Книги, журналы,

фотографии

видеоклипы,

сценографии

спектаклей,

интерьеры зданий,

фрагменты

фильмов.

Беседа, просмотр

презентации, запись в

тетрадь искусства.

Подготовить

сообщения и

презентации по

теме

«Художники

театра»

2

Сценография

1ч.

Изучение

нового материала

Цветная

бумага, картон,

гуашь,

Афиши,

изображения

декораций к

спектаклям

Создание эскиза макета занавеси

Подобрать

иллюстративный

материал

3

Изобразительные средства актёрского

перевоплощения: костюм, грим, маска.

1ч.

Изучение

нового материала

Бумага, гуашь.

Изображение масок, костюмов

Создание актёрской маски

Подобрать

иллюстративный

материал

4

Театр кукол

1ч.

Изучение

нового материала

Бумага, гуашь.

Видеофильмы с кукольным спектаклем

Создание эскиза

кукольного спектакля

или создание кукольного

персонажа

Подготовить

сообщения и

презентации по

теме «Развитие

фотографии. Фотохудожники

5

Театрализованный

показ проделанной

работы.

1ч.

обобщение

2 четверть. Эволюция изобразительных искусств и выразительных средств.

6'

Фотография -

расширение

изобразительных

возможностей

искусства.

1ч.

Изучение

нового материала

Тетрадь по искусству

Демонстрация

съемочных аппаратов и их изображений.

Беседа, просмотр

презентаций по теме,

запись в тетрадь

искусства.

Подобрать

иллюстративный

материал


1  7

Фотография -

искусство светописи.

Натюрморт и пейзаж

- жанровые темы

фотографии.

1ч.

Комбинирова нныйурок

Фотоаппарат, тетрадь по искусству

Фотоработы известных мастеров

Создание фотоколлажа, художественной фотографии.

Подготовить сообщения по

теме

«Современная

съемочная

техника»

8

«Мой

фотоальбом»Выставк

а работ учащихся.

1ч.

Обобщение

3 четверть. Азбука экранного искусства.

9

!   1ч.

10

Сюжет в кино. Сценарий и раскадровка

1ч.

Изучение

нового материала

Тетрадь по искусству

Фрагменты

фильмов Эйзенштейна

Анализ искусства

монтажа по фильмам

С.Эйзенштейна

Подобрать       материал по       известной сказке или рассказу

Г и

Из истории кино.

Киножанры.

Документальный

фильм.

1ч.

Изучение

нового материала

Тетрадь по искусству

Фрагменты

документальных

фильмов

Анализ фильма

Подобрать

материал по

художественном

у фильму

12

Мир и человек на

телеэкране. Репортаж

и интерьвью -

основные

телевизионные

жанры.

1ч.

Изучение

нового материала

Тетрадь по искусству

Фрагменты

интерьвью и

репортажа

Продумать интерьвью с одноклассником

Презентация

«Мой любимый

актёр»

13

Игровой

(художественный)

фильм. Роль звука и

музыки в фильме.

1ч.

Изучение

нового материала

Тетрадь по искусству

Просмотр худ. фильма.

Анализ фильма

Презентация

«Мой любимый

фильм»

4 четверть. Фильм - искусство и технология.

14

Связь искусства с

жизнью каждого

человека

Повторение

Альбом гуашь

Детские работы

Рисование по теме урока

Закончить рисунок


15

Каждый народ Земли - художник

Повторение

Альбом гуашь

Детские работы

Рисование по теме урока

Закончить рисунок

16

Язык и содержание

трёх групп

пластических

искусств. Их виды и

жанры

Повторение

Альбом гуашь

Детские работы

Рисование по теме урока

Закончить рисунок

17

Выставка творческих работ

Повторение

Творческие работы учащихся за год

18

Итоговый урок.

Обобщение


УЧЕБНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС.

Федеральный перечень учебников по предмету «Изобразительное искусство», рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2009-2010 учебный год (Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.12.2009 г. № 822 ).

Учебно-методический комплект под редакцией Б.М.Неменского:

Учебники:

5 класс - Декоративно-прикладное искусство в жизни человека (авт. Горяева Н. А., Островская О. В.);

6 класс -  «Изобразительное искусство в жизни человека» (авт. Неменская Л.А.),

7 класс – «Изобразительное искусство в жизни человека» (авт. Неменская Л.А.),

Отличительная особенность учебников в том, что они не только дают учащимся знания, умения и навыки работы в искусстве, но и раскрывают творческую личность в каждом школьнике, формируют разностороннюю  художественную культуру. Каждый учебник – это новый шаг в познании, которое происходит как через восприятие искусства, так и через практическую деятельность школьника. Учебники ориентированы на личность ребенка, его интересы и возрастные возможности. По каждой теме дается система творческих заданий для развития художественного мышления и воображения школьников.

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.     Б. М. Неменский Методическое пособие 6 класс - М.: «Просвещение», 2010

2.     Б. М. Неменский Программы общеобразовательных учреждений - М.: « Прсвещение», 2010.

3.     МЛ. Порохневская  Поурочные планы по программе Неменского 5 класс - Волгоград, 2003

4.     МЛ. Порохневская  Поурочные планы по программе Неменского 6 класс - Волгоград, 2004

5.     Неменский, Б. М. Бумажная пластика: пособие для учителя. – М.: Министерство образования РСФСР. Научно-исследовательский институт школ, 1990.

6.     Неменский, Б. М., Горяева Н. А., Неменская Л. А. Изобразительное искусство и художественный труд: с краткими методическими рекомендациями. 1–9 классы / под ред. Б. М. Неменского. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – 141 с. – (Программы общеобразовательных учреждений).

7.     О.В Павлова Поурочные планы по программе Неменского 6 класс - Волгоград, 2010

8.     Ростовцев  Н. Н. Методика преподавания ИЗО в школе. - М.: Агар, 1998

Интернет – ресурсы:

1.     Музейные головоломки  http://muzeinie-golovolomki.ru/

2.     Художественная галерея Собрание работ всемирно известных художников  http://gallery.lariel.ru/inc/ui/index.php

3.     Виртуальный музей искусств   http://www.museum-online.ru/

4.     Академия художеств "Бибигон"http://www.bibigon.ru/brand.html?brand_id=184&episode_id=502&=5

5.     Сайт словарь терминов искусства  http://www.artdic.ru/index.htm   

6.     www SCHOOL. ru ООО «Кирилл и Мефодий». История искусства. Методическая поддержка.

7.     http://.schol-collection.edu.ru/ catalog/teacher/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

8.     http://art-rus.narod.ru/main.html - Искусство в школе: научно-методический журнал

9.     http://festival.1september.ru/-  Авторские программы и разработки уроков 

10.   http://.schol-collection.edu.ru/ catalog/rubr - Азбука ИЗО. Музеи мира

11.   http://festival.1september.ru/  - Викторины 

12.   http://www.uchportal.ru/load/149 - Учительский портал

13.   http://www.openclass.ru/node/203070 - Шедевры зарубежных художников

14.   http://art.festival.1september.ru/  - Газета "Искусство" издательского дома "Первое сентября"

15.  http://.draw.demiart.ru - Уроки рисования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 класс МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 класс под редакцией С.И.Львовой

Данная программа составлена на основе программы по русскому языку под редакцией С.И.Львовой, рекомендована Министерством образования РФ.Традиционно программа 5 класса рассчитана на шестичасовую ...

Рабочая программа по ИЗО для 5 класса по программе Б.М.Неменского.

Это хороший методический материал для учителя изобразительного искусства, обучающих детей в 5 классе. Составлена рабочая программа в соответствии со школьным Положением о рабочей программе, где учител...

Рабочая программа по ИЗО для 6 класса по программе Б.М.Неменского.

Это достойный методический материал для учителя изобразительного искусства, который преподаёт уроки ИЗО в 6 классе. Красным шрифтом выделен материал регионального компонента. Желаю успехов!...

Рабочая программа по ИЗО для 7 класса по программе Б.М.Неменского.

Это хороший методический материал для учителя изобразительного искусства. который обучает детей в 7 классе. Желаю успехов!...

Рабочая программа по ИЗО для 8 класса по программе Б.М.Неменского.

Это хороший методический материал для учителей изобразительного искусства, которые обучают детей в 8 классе по программе Б.М.Неменского. Желаю успехов!...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс (по программе Б.М. Неменского)

Настоящая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы общеобразовательных учреж...

Рабочая программа по искусству для 8 класса по программе Б.Неменского

Рабочая программа по   искусству разработана в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования и примерной программой основного общего образова...