Методическая разработка уроков ИЗО
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 8 класс) на тему

Спиричева Светлана Николаевна

Урок ИЗО в 8 классе

на тему: «Купол как символ горения»

 

учитель ИЗО высшей категории:

 Спиричева С.Н.

Агинский район

Забайкальский край

 

Цель обучающая: обучить навыкам моделирования конструкции православного храма.

Цель развивающая: способствовать пониманию эволюции архитектуры.

Цель воспитательная: воспитывать любовь к родной архитектуре; воспитывать чувство коллективизма.

 

Материалы для учителя: слайды с изображением зданий, фрагменты из бумаги для конструкции здания ;

Материалы для учеников: ножницы, клей.

Оборудование: компьютер, проектор, доска.

Форма работы: групповая, коллективная.

 

Зрительный ряд: слайды Парфенона, Колизея, храма Покрова на Нерли, др.храмов.

Музыкальный ряд: песни «Москва златоглавая», «Москва, звонят колокола», «Вечерний звон».

Литературный ряд: стих-е Бодлера «Возведение собора».

 

План урока:

I.                    Вводно-мотивационный момент – 5 мин.

II.                 Операц-содержательный момент – 10 мин.

III.               Рефлексивно-оценочный – 30 мин.

 

Столы стоят по 2,

дети сидят группами по 4 человека.

 

Содержание урока:

 

I.                    Вводно-мотивационный момент.

Здравствуйте, ребята! Все готовы к уроку? Тогда начинаем!

Мы сейчас живем в комфортабельных, благоустроенных жилищах, пользуемся благами цивилизованного мира. Однако, так было не всегда.

 

- С чего же начиналась архитектура? (с камней).

(рисую на доске менгир)

- Это первоэлемент архитектуры. Как он называется? (менгир).

Грубый, необработанный вертикальный камень взбудоражил воображение эстетичных греков, они увидели его практическую выгоду и изобрели … что? (колонну).  (Рисую рядом с камнем колонну).

- Где греки применили колонну? (в храмах).  (Показываю слайд).

 Это Парфенон – храм, посвященный богине Афине. Здесь 8 колонн в ширину и 16 в длину.

- Как мы назовем процесс преобразования, развития другим, более подходящим словом? (эволюция). (Если дети не называют, стараюсь подсказать).

- Какова же эволюция дольмена?  Во что его преобразовали римляне? (рисую на доске дольмен). (Дети должны сказать – в арку).

- Какое здание они построили в Риме с использованием арки? (Колизей).

(показываю слайд).

Наконец, это кромлех (рисую на доске, рядом ставлю знак вопроса).

 

Происходит момент постановки проблемы.

 

II. Операц-содержательный момент

1.

Давайте посмотрим на слайды (показываю постройки всяческого назначения, среди них – храмы).

- Теперь скажите, каким постройкам предшествовал кромлех? (церквям, храмам). Почему? (по форме, назначению).

- Что значил и значит на Руси для людей храм? (главное здание, красивое).

 

(читаю стихотворение И.Бехера).

 

 Возведение собора.

 

Здесь  лёг  его  фундамент,  и  народ                             И зодчий в камне завершил собор.

Стекаться  стал  к  растущему  собору.                         И взял он свет, и камень в свет облек он

Он  камни  клал,  он  вывел  стены,  свод,-                   И, как стеклянный, росписной ковер

Себе  в  них  дал  основу  и  опору.                                Зажглось кругом сиянье пестрых окон!

Из  тёмных  толщ  возник  его  собор,                           И в тьму собора жлынул свет живой,

Стремительный,  он  встал  над  грунтом  косным,      Он камню дал движенье и дыханье,

Он  в  твердь  громады  мощные  простёр,                    И взял он верх над тяжестью и тьмой,

Чтоб  облаком  растаять  светоносным.                         И вновь вознес невиданное зданье.

И  зодчий  рёк: «Бескрылый,  окрылись!                      И встал народ к иному бытию.

Бесформенный,  прекрасным  встань  над  нами!»       Он воплотил себя в своем соборе.

И  камень  встал,  колонной  прянул  ввысь,                 Мечту он в камне воплотил свою,

Оделся  пышно  листьями,  цветами.                              Свои недуги, радости и горе.

 

- Кто строил собор? (народ).

- Давайте и мы с вами построим собор? Всем классом, всем миром!

 

 

2.

На столах лежат фрагменты храма. На первом – стены, на втором – крыша, купол, на третьем – фризы храма. Все части храма отмечены пунктиром.

- Вам понятно, как будем собирать храм? Как детскую игру ЛЕГО!

- Начинаем! (Звучат песни «Москва златоглавая», «Москва, звонят колокола», «Вечерний звон»).

(Дети начинают вырезать, склеивать, украшать, возводить купол).

3.

- Итак, храм готов. Скажите, так какой же элемент нашего храма произошел, возможно, от кромлеха? (купол).

- Почему? (по форме, назначению).

- Кто знает, какой же мы с вами возвели храм?

 

(Смотрим зрит.ряд слайдов русских православных храмов. Дети по внешнему виду определяют храм Покрова на Нерли).

 

Немного рассказываю детям о храме, почему он является жемчужиной.

- Ребята, а зачем на столах свечи? Давайте их зажжем? Что вам напоминает форма свечи? Купол!

Рисую купол рядом с кромлехом.

- Как можно все это объединить? Что несет пламя свечи? Свет! Горение!

- Какого цвета пламя свечи? Желтого! Как и купол!

- Так давайте определим тему нашего урока: (Дети предполагают, я помогаю).

 Наконец, пишу: Купол – как символ горения.

А сейчас давайте оценим труд ваш. Какие возьмем критерии для оценки? (вместе решаем).

 

Критерии:

*ровно вырезанные детали;

*аккуратно склеенные детали;

 

1 стол оценивает 3, 2 стол оценивает 1, 3 стол оценивает 2.

- Имен зодчих (руководителей) средневековых храмов мы не знаем, не положено было. Кто из вас взял на себя функции зодчего? Дети определяют. По виду храма оценивают его работу.

 

Спасибо всем! Конец урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"

Тема «Высшая нервная деятельность.  Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока:  освоение  учащимися знания о вк...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка урока "В зоопарке" методическая разработка по английскому языку (5 класс)

Данный урок основан на учебнике Spotlight 5. Тема урока: В зоопарке . УМК: «Английский в фокусе» (Spotlight- 5) Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс. Тип урока: урок актуализ...