Технологическая карта урока "Внутренний мир избы"
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Растегаева Людмила Борисовна

Урок изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М. Неменского

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka.doc580.5 КБ
Office presentation icon vnutren_mir_rus_izby_5_kl.ppt1.59 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема  «Внутренний мир русской избы»

ФИО      Растегаева Людмила Борисовна

Должность:   учитель изобразительного искусства

Предмет:     изобразительное искусство

Класс:  5 «А»

Дата проведения:  15.09.2014 г.                                                                                                                                                               Программа «Изобразительное искусство» под редакцией Б.М. Неменского

Тема урока Внутренний мир русской избы

Педагогические технологии:  игровые  технологии, технологии проблемного обучения, ИКТ технология, здоровьесберегающие технологии

Образовательные ресурсы: Медиа презентация «Внутренний мир русской избы», изображение на ватмане  внутреннего пространства русской избы без деталей интерьера, изображения деталей интерьера русской избы (печь, лавка, стол и др.), плакат «Устройство русской печи», иллюстрации с изображениями внутреннего интерьера русской избы.

Оборудование:  Медиа проектор, экран, ноутбук учителя

   Базовый учебник  Изобразительное искусство, Декоративно- прикладное искусство в жизни человека, 5 класс : учеб. Для общеобразоват. учреждений / Н. А. Горяева, О. В. Островская; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2012.

Цель урока: Создать условия для формирования  навыков изображения единого художественного образа внутреннего убранства русской избы.

Задачи урока:

  • Способствовать формированию у учащихся образного представления об организации и мудром устроении внутреннего пространства русской избы;
  • Способствовать воспитанию уважения к традициям и культуре русского народа
  • Способствовать развитию кругозора, наблюдению и воспроизведению увиденного
  • Формировать навыки работы в конкретном материале (акварель, мелки, бумага, кисти).

Планируемые результаты

  • Личностные:
  •  Уважительно относиться к культуре народного искусства;
  •  уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;
  •  уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
  •  уметь обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения                                                                                                                                                                   

  • Предметные:  
  • Понимать специфику образного языка ДПИ. 
  •  Выполнять эскизы внутреннего пространства русской избы. Уметь применять живописные и графические материалы  в творческой работе                                                                                                                                                            Метапредметные:
  • Познавательные УУД:

- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное,       обобщать;

 -стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

  • Регулятивные УУД:

  -планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

 -находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

- рационально строить самостоятельную творческую деятельность,

 -организовать место занятий.

  • Коммуникативные УУД:

  овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы;

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная

Содержание этапа

Содержание взаимодействия с учащимися

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Технологии

1.Самоопределение к деятельности.

Орг. момент.

Здравствуйте, ребята!

 Давайте, проверим вашу готовность у уроку. Какие принадлежности должны лежать у вас на парте?

 

  Организует ситуацию самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности. Управляет ситуацией самооценки.

Выполняет оценку/самооценку готовности по критериям:

-правильность выбора учебных принадлежностей,

-правильность и аккуратность расположения предметов на парте,

-самостоятельность подготовки,

-настрой на урок.

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.

Коммуникативные:

- формирование  умения слушать и слышать.

Личностно-ориентированная

2. Актуализация знаний, мотивация.

 

 Ребята, давайте вспомним, о чем шла речь на предыдущем уроке?

-Изучив убранство русской избы, интересно было бы познакомиться с  внутренним ее миром,  какие предметы интерьера наполняли крестьянский дом?

Как они назывались?

Для чего были нужны?

 Где располагались?

 Организует диалог с обучающимися о

теме прошлого урока

Отвечают на вопрос учителя:

«Убранство русской избы»

Регулятивные:

- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

 Познавательные:

- структурирование знаний;

Личностные:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

Личностно-ориентированная

ИКТ

3. Постановка учебной задачи через создание проблемной ситуации.

 -Давайте мысленно поднимемся на красное (т. е. красивое) резное крыльцо. Пройдя через сени, мы попадаем в жилые помещения дома- мир домашней жизни.

В низенькой светелке с створчатым окном
Светится лампадка в сумраке ночном:
Слабый огонечек то совсем замрет,
То дрожащим светом стены обольет.
Новая светелка чисто прибрана:
В темноте белеет занавес окна;
Пол отструган гладко; ровен потолок;
Печка развальная стала в уголок.
По стенам – укладки с дедовским добром,
Узкая скамейка, крытая ковром,
Крашеные пяльцы с стулом раздвижным 
И кровать резная с пологом цветным.

Л. Мей

-Ребята, перед вами плакат с изображением внутреннего пространства крестьянской избы Кто попробует расставить предметы интерьера на свои места?  

Учитель читает стихотворение

Л. Мея

Учащимся предлагается расставить на  учебном плакате предметы интерьера.

Учитель демонстрирует слайд с изображением интерьера русской избы


 

Учащиеся представляют крестьянский дом.

Учащийся расставляет предметы быта на учебном плакате.

Учащиеся анализируют правильность ответа и приходят к выводу, что из-за того, что чего-то ещё не знаем, и далее – не всё знаем о предметах интерьера избы, их местоположении. Учащиеся формулируют тему и цель урока

Регулятивные:

- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

- оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

Познавательные:

- классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку)

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

Личностно-ориентированная

ИКТ

Технология проблемного обучения

 4. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

  -Ребята, вы разделены на команды. Во время моего объяснения и просмотра презентации  каждый из вас заполняет таблицу, в которую необходимо поместить: названия предметов интерьера, их предназначение и месторасположения в избе. (приложение 1).

Объяснение учителя, демонстрация презентации

Знакомит учащихся с принципами вселенского порядка внутреннего пространства крестьянского дома, с основными предметами интерьера русской избы: печь, лавка, рукомой, стол, сундук, ухват, голбец, коник, полавошники, полати, прялка, ткацкий стан, половики. Знакомство с понятием: «красный угол»

 Учитель демонстрирует презентацию,  Происходит рассматривание иллюстраций. Рассказ о каждом предмете интерьера: предназначение и местоположение в избе.

Участвуют в диалоге. Воспринимают презентацию, рассматривают иллюстрации.  Анализируют новые сведения о предметах интерьера русской избы.  Рассуждают о значении предметов интерьера избы, их конструкции, выявляют характерные особенности.

Учащиеся разбиты на четыре группы. Каждая группа собирает информацию, которая необходима для выполнения следующего задания.

Регулятивные:

 - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

- знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности);

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностно-ориентированная

ИКТ

Технология проблемного обучения

 5. Первичное закрепление нового материала.
 

   - После добытой вами информации, давайте еще раз попробуем правильно расставить предметы интерьера крестьянской избы.

Знакомит обучающихся с правилами игры.

Фиксирует правильность ответов каждой команды.

Подводит итоги.
 

По очереди участники каждой команды воссоздают интерьер избы, расставляя все предметы на учебном плакате.

Каждый ученик принимает участие в коллективной работе, все следят за правильностью выполнения условий игры.

Регулятивные:

 - умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств;

Личностные:

- оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор;

Игровая технология

Физминутка

Быстро встали, улыбнулись, Выше-выше подтянулись. Ну-ка плечи распрямите, Поднимите, опустите. Вправо, влево повернитесь, Рук коленями коснитесь. Сели, встали, сели, встали, И на месте побежали. Учится с тобою молодёжь Развивать и волю, и смекалку.

Упражнения для снятия усталости глаз

Рисуй глазами треугольник Рисуй глазами треугольник. Теперь его переверни

 Вершиной вниз.

 И вновь глазами ты по периметру веди.

 Рисуй восьмерку вертикально. Ты головою не крути,

 А лишь глазами осторожно

 Ты вдоль по линиям води.

 И на бочок ее клади.

Теперь следи горизонтально,

 И в центре ты остановись. Зажмурься крепко, не ленись. Глаза открываем мы, наконец. Зарядка окончилась. Ты – молодец!

Учитель проводит физминутку.

Учащиеся выполняют движения.

Здоровьесбере-

гающая

6. Применение нового знания

Учитель предлагает изобразить фрагмент интерьера избы с основными предметами.

 Рассказывает о последовательности изображения крестьянского интерьера:

1. Варианты композиционного решения крестьянского интерьера: изображение угла фронтальной стены с двумя прилегающими к ней боковыми стенами. 

2. вписать в интерьер (по выбору) печь, лавку и т.п.

3. выполнение в цвете (отработать мазок “бревнышко”, выполнение предметов обстановки и быта)

  Выполняют творческое задание.

Регулятивные:

 - умение адекватно воспринимать оценки;

Познавательные:

- построение логической цепи рассуждений;

Личностные:

- формирование адекватной, позитивной, осознанной самооценки и самопринятия;

Коммуникативные:

- управление поведением партнера (контроль, коррекция, оценка его действий);

- владение монологической и диалогической формами речи родного языка.

Личностно-ориентированная

ИКТ

7. Оценка.

- Давайте посмотрим на работы ваших одноклассников.

-Посмотрите, какие они замечательные!

- Все ли предметы интерьера находятся на своих местах?

-Справились ли вы с заданием?

Показывает лучшие работы, предлагает ответить на вопросы и оценить рисунки. Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников.

Выставка рисунков. (самооценивание) Просмотр и обсуждение выполненных работ.

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

- проявлять активность в деятельности.

Личностно-ориентированная

7. Итог. Рефлексия деятельности.

Ребята, какую оценку вы  поставите себе и почему?

Закончи фразу:

-Я знаю…

 -Я понимаю…

-У меня получилось… -

-Мне было трудно…

 -Для меня было открытием…

 -Мне понравилось…

Проводит рефлексию

Участвуют в диалоге. Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение.

Самооценка.

Регулятивные:

 - оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;

- осуществлять итоговый контроль

Личностные:

- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

- проявлять активность в деятельности.

Здоровьесберегающая

Личностно-ориентированная

 8. Домашнее задание.

  Подберите  сказки, в которых предметы интерьера крестьянской избы являются героями-помощниками

 Дает домашнее задание

   Запись д/з в дневник.

Личностные:

-ценностно-смысловые ориентиры;

-использование нового знания в выполнении домашнего задания задания.

Личностно-ориентированная

Директор МБУ СОШ №47                                                                                                И. В. Прокопченко

Приложение 1

Название предмета интерьера

Местоположение в избе

Предназначение


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Внутренний мир русской избы 5 класс Составитель: Растегаева Людмила Борисовна Учитель ИЗО МБУ СОШ № 47 г. Тольятти

Слайд 2

В низенькой светелке с створчатым окном Светится лампадка в сумраке ночном: Слабый огонечек то совсем замрет, То дрожащим светом стены обольет. Новая светелка чисто прибрана: В темноте белеет занавес окна; Пол отструган гладко; ровен потолок; Печка развальная стала в уголок. По стенам – укладки с дедовским добром, Узкая скамейка, крытая ковром, Крашеные пяльцы с стулом раздвижным И кровать резная с пологом цветным. Л. Мей

Слайд 3

Внутреннее пространство крестьянского дома строилось на единых принципах вселенского порядка : потолок - небо ; матица (средний брус, несущий деревянный потолок)- Млечный Путь на небе; пол — земля; домотканые половики — дорожки, постланные в направлении от двери к передним окнам,— пути-дороги; Подпол - нижний, подземный мир; окно-око — связь с большим миром, белым светом; красный угол- заря.

Слайд 4

Русская печь- основа жизни, главный оберег семьи, семейный очаг. «Печь красна- в доме чудеса!»

Слайд 5

Устройство русской печи полавошники

Слайд 7

Куть - задний женский угол. в избе , место перед печкой.

Слайд 8

Ткацкий стан

Слайд 9

Прялка ставилась на лавку

Слайд 10

Люлька

Слайд 11

Коник- лавка, где мужчина занимался хозяйственными работами.

Слайд 12

Красный угол- самое почетное место, духовный центр дома

Слайд 14

В крестьянской избе. Куликов Иван Семенович

Слайд 16

Дома в северных деревнях

Слайд 17

Варианты композиционного размещения крестьянского интерьера


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока английского языка "Русская изба"

урок английского языка с применением системы контроля и мониторинга качества зниний ProClass....

Технологическая карта урока на тему:"Декор русской избы " 5 класс по ФГОС

Технологическая карта урока на тему:"Декор русской избы " 5 класс по ФГОС...

"Технологическая карта к уроку изобразительного искусства по теме "Изба как модель мироздания"

Технологическая карта урока - это современная форма педагогического взаимодействия учителя и обучающихся. Учителю с многолетним опытом работы в общеобразовательной школе целесообразно использовать эту...

Технологическая карта 5 класс, тема: Декор русской избы

Данная разработка ТК составлена с учетом ФГОС в 5 классе по изобразительному искусству. В ней представлен вариант задания для учащихся по основной программе и детей с ЗПР...

Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе "Убранство русской избы"

Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе "Убранство русской избы"....

Технологическая карта урока изобразительного искусства 5 класс "Внутренний мир русской избы"

Урок изобразительного искусства в 5 классе по теме "Внутренний мир русской избы". Цель урока: Сформировать у учащихся образные представления об организации и мудрости устроения человеком вну...

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме "Подготовка к написанию сочинения-описания помещения горницы старинной северной избы"

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме "Подготовка к написанию сочинения-описания помещения горницы старинной северной избы" разработана в 2022 г. для открытого урока...