Информационно-коммуникационные технологии как условие создания доступной образовательной среды
статья по изобразительному искусству (изо) на тему

Антонова Александра Анатольевна

В статье рассмотрены преимущества и возможности ИКТ- технологий для создания доступной информационно-образовательной среды в предметной области «Искусство. Изобразительное искусство».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon antonova_aa.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Информационно-коммуникационные технологии как условие создания доступной образовательной среды

Если сегодня мы будем учить так,

как учили вчера,

 мы украдем у наших детей завтра

Джон Дьюи

         Современное общество требует наличия творческих профессионалов, создающих новое, стремящихся к развитию и готовых к постоянному обучению. Эти потребности общества находятся в непосредственной  связи с теми требованиями, которые предъявляются к образованию. Поэтому главная задача школы - научить учиться, научить ребенка ориентироваться в новых жизненных ситуациях и обстоятельства, именно это определено в Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения. Для успешной реализации данной задачи предполагается создание доступной образовательной среды как системы влияний и условий формирования личности; это совокупность возможностей для развития личности, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении.  

       Одним из эффективных ресурсов создания доступной образовательной среды может стать формирование динамичной информационно-образовательной среды учебного заведения на основе использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе, что также закреплено в новых Федеральных государственных образовательных стандартах.

В основу использования информационно-коммуникационных технологий в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические идеи Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, С.Л. Рубинштейна, Ю.К. Бабанского,  Н.Ф. Талызиной и др. Отечественные и зарубежные исследования по применению информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе убедительно доказывают возможность и целесообразность использования ИКТ в процессе обучения  (И.Г. Захарова, В.Г. Беспалько, С. Пейперт, Г.К. Селевко и др.), рассматривают психологические аспекты применения компьютера в процессе обучения (Е.И. Виштынецкий, А.О. Кривошеев, Е.С. Полат и др.); роль и место ИКТ в системе гуманитарного обучения (Б.С. Гершунский, И.Г.Захарова и др.). 

          Рассмотрим возможности практического применения ИКТ-технологий в процессе преподавания предмета «Изобразительное искусство». В образовательном процессе ИКТ-технологии можно применить через презентации, которые дают возможность использовать иллюстрации, фотографии, портреты, репродукции картин изучаемых художников. Сочетание рассказа учителя с визуальной демонстрацией позволяет акцентировать внимание учащихся на особо значимых моментах учебного материала. Эффективным инструментом образовательного процесса является создание и использование видеоэкскурсий и видеофрагментов, это помогает наглядно ознакомить обучающихся с мировым культурно-художественным наследием. Например, посетить Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, посмотреть видеофрагмент мастер-классов «Как сделать дымковскую игрушку» или «Как нарисовать человека. Пропорции тела».

Интересным и полезным элементом создания информационной образовательной среды становятся электронные образовательные ресурсы, помогающие провести виртуальные экскурсии по музеям страны и мира, не выходя из класса, например, побывать в Картинной галерее Лувра, прогуляться по залам Эрмитажа, а при изучении творчества И.И. Шишкина можно посетить виртуальный музей в городе Елабуге.  Виртуальные экскурсии по Интернету являются одной из наиболее перспективных форм проведения учебных экскурсий. Требования в виртуальной экскурсии как к организационной форме работы практически не отличаются от требований к проведению реальных традиционных экскурсий. Но характерными признаками виртуальной реальности будут являться следующие: моделирование в реальном масштабе времени; имитация окружающей обстановки с высокой степенью реализма; возможность воздействовать на окружающую обстановку и иметь при этом обратную связь.

Для закрепления пройденного материала можно использовать готовые электронные образовательные ресурсы, например, Проект федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР), созданный Министерством образования и науки РФ. Электронные учебные модули создаются по тематическим элементам учебных предметов и дисциплин. Каждый учебный модуль автономен и представляет собой законченный интерактивный мультимедиа продукт, нацеленный на решение определенной учебной задачи.

         Цифровые ресурсы на уроке изобразительного искусства можно использовать и в качестве инструмента художественной деятельности, используя графический редактор Paint, CorelDraw, Adobe Photoshop для занятий компьютерной графикой (построение геометрического орнамента, рисование пейзажа и т.д.).  Это позволит обучающимся реализовать свои творческие возможности в новом виде изобразительной деятельности.

Интерактивные игры с применением интерактивной доски активизируют процесс изучения, освоения и закрепления учащимися основных терминов, связанных с изобразительным искусством. Для закрепления   учебного материала можно подготовить слайды с устными упражнениями.

Информационно-коммуникативные технологии взаимодействуют с технологией проектной деятельности при подготовке исследовательского проекта с использованием Интернет-ресурсов, защита проекта с презентацией, создание буклетов, брошюр, макетов.

Помимо учебной деятельности применение ИКТ-технологий позволяет разнообразить внеурочную деятельность. Так обучающиеся используют информационные технологии при подготовке к школьным мероприятиям (создание видеороликов, слайд-шоу), могут принимать участие в дистанционных конкурсах рисунков.

Для контроля и оценки результатов обучения можно использовать интерактивные кроссворды, головоломки, тесты, возможности школьного сайта, электронного дневника и электронной почты (контроль выполнения домашних заданий – отслеживание индивидуальной траектории развития обучающихся).

Таким образом, использование ИКТ-технологий позволяет сделать процесс обучения более интересным, ярким и увлекательным за счет богатства мультимедийных возможностей современных компьютеров, эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для обучающихся, организовывать учебно-исследовательскую деятельность, развивая тем самым у школьников творческую и познавательную активность, осуществлять контроль и оценку результатов обучения.

Уровень актуальности и значимости ИКТ-технологий в образовательном процессе высокий, но не следует забывать, что повсеместное проникновение средств ИКТ в образование делает актуальной задачу сохранения здоровья обучающихся в процессе обучения с использованием компьютерной техники и иных средств информатизации, которые могут отрицательно сказаться на здоровье школьников, поскольку работа школьников за компьютером сопряжена с повышенной умственной нагрузкой, нервно-эмоциональным и зрительным напряжением. Поэтому необходимо соблюдать Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях.

В заключение отметим, что с помощью ИКТ-технологий можно формировать доступную образовательную среду, в которой обнаруживается немалый потенциал для повышения качества обучения, разностороннего развития будущего поколения, их открытость для будущей жизни. 

Список использованной литературы

1. Губайдуллин И. А. «Использование информационно-коммуникативных технологий в целях формирования положительной мотивации к обучению на уроках изобразительного искусства и черчения». – www.it-n.ru

2. Кодесникова И.В. Информационно-компьютерные технологии на уроках искусства. – www.festival.1september.ru

3. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие. – М., 2001

4. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. – М., 1994. 

5. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Федеральный государственный образовательный стандарт. URL: http://standart.edu.ru/doc.aspx?DocId=10688


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организационно-педагогические условия создания практикоориентированной образовательной среды

Статья посвящена выявлению условий способствующих созданию или развитию практикоориентированной образовательно среды в ОУ НПО....

Преподавание естественных предметов в условиях создания информационно - образовательной среды учреждения

В статье рассказывается об организации процесса обучения при изучение дисциплин естественнонаучного цикла на основе современных информационно-коммуникационных технологий....

Информационные, коммуникационные, аудиовизуальные, интерактивные технологии как уникальный инструмент создания новой образовательной среды.

По мере информатизации нашего общества, по мере его вхождения в мировое сообщество нарастает потребность в обучении и воспитании детей, способных жить в открытом обществе, умеющих общаться и взаимодей...

Об использовании современных образовательных, информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания облегчает усвоение учебного материла, и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся. Повышает м...

Педсовет №1 2021 год.Качество образования и возможности его повышения как условие создания современной образовательной среды»

Качество образования и возможности его повышения как условие создания современной образовательной среды»Современная школа многообразна и сложна, она непрерывно изменяется. В условиях модернизаци...

Методическая разработка «Новые формы организации внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности как условие создания открытой образовательной среды гимназии» (из опыта работы ГБОУ гимназии №155)

Данная методическая разработка легла в основу работы по интеграции урочной и внеурочной деятельности и созданию открытой образовательной среды гимназии, в ходе которых появилась триада новых спортивны...