Статья к урокам рисования на тему "Пятно-образ".
статья по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему

Логинова Ольга Васильевна

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Лицей №533 «Образовательный комплекс «Малая Охта»

Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Статья к урокам

на тему:

«Пятно, как образ».

 

6 класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Логинова Ольга Васильевна

Учитель Изобразительного искусства

I категория.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2015 год

 

Статья к урокам

 «Пятно, как образ».

 

                  Быть учителем рисования в общеобразовательной школе замечательно, особенно если администрация школы понимает, что нет второстепенных предметов в обучении. В этом смысле мне невероятно повезло. Для того, чтобы наши ученики хорошо развивались им необходимо познавать окружающий мир, а один из способов познания окружающего мира – это рисование. Любимый вид творчества учащихся на уроках изобразительного искусства – это создание неповторимых пятен в технике монотипия. Эта техника захватывает сразу всех моих учеников, а освоив, они используют её во многих видах тематического творчества. Слово монотипия греческого происхождения: monos –один, tipos –отпечаток, – вид печатной графики, выполненный в нетиражной технике эстампа, сочетает в себе черты графики и живописи. Её применяли многие известные художники: живописец и график Джованни Бенедетто Кастильоне (1610 -1663/65), Уильям Блейк (1757 - 1827), Эдгар Дега, Камиль Писсарро, Анри Матисс, Поль Гоген, Френк Дувенек. В Японии художник О. Касиро. В России Е.С. Кругликова и её ученики. Огромное число современных художников работают в этой технике: Александр Марченко, Александр Дёмышев, Константин Кузема и др. Ещё Леонардо да Винчи писал: «Я не премину поместить среди этих наставлений новоизобретенный способ рассматривания; хоть он и может показаться ничтожным и почти смехотворным, тем не менее, он весьма полезен, чтобы побудить ум к разнообразным изобретениям. Это бывает, если рассматриваешь стены, запачканные разными пятнами, или камни из разной смеси. Если тебе нужно изобрести какую-нибудь местность, ты сможешь там увидеть подобие различных пейзажей, украшенных горами, реками, скалами, деревьями, обширными равнинами, долинами и холмами самым различным образом; кроме того, ты можешь там увидеть разные битвы, быстрые движения странных фигур, выражения лиц, одежды и бесконечно много таких вещей, которые ты сможешь свести к цельной хорошей форме…». Конечно, существуют различные варианты этой техники, но самый доступный способ выполнения монотипии в школе – это работа акварелью (можно тушью, темперой или гуашью). Монотипией все учащиеся, без исключения, занимаются достаточно увлечённо. Вначале урока, я провожу с ребятами игру на ассоциации сочетания цветов, на их влияние друг на друга, показываю близкие по гамме цвета, затем контрастные, мы обсуждаем различные варианты ассоциативных образов, сочетаний:– радость, ожидание, тревога, грусть, нежность т.д. Ребята должны понять и увидеть, что цвет будет выразительней, когда он вступает в содружество с другими цветами. Я показываю слайды с фотографиями и картинами художников, близкие к обсуждаемым образам, обращаю внимание на гармоничные сочетания и согласованность всех цветов, на определённую пропорциональность соотношений. Эжен Делакруа писал: «Первое достоинство картины состоит в том, чтобы быть праздником для глаз». Ну а праздник для глаз, это, прежде всего цветовая гармония и выразительность пятна. Далее, я предлагаю ребятам, по желанию показать свои наборы цветов и предъявить их к обсуждению, тут разворачиваются целые фантазийные образы, картины впечатлений и воспоминаний. Очень помогает музыка на таких уроках, прослушав Клода Дебюсси, Модеста Петровича Мусоргского, Петра Ильича Чайковского, Микалоюса Чюрлёниса, Сергея Васильевича Рахманинова, ученики подбирают, как они чувствуют, нужные сочетания цветов к прослушанным произведениям композиторов. Затем наступает практическая, техническая часть урока, где я показываю несколько способов получения пятен с палитры на лист бумаги. Обращаю внимание на свойство и возможности бумаги, консистенцию и количество краски, фактурность палитры и разнообразие её форм. Если цвет чаще всего ассоциируется с чувствами, то сам силуэт пятна на палитре и бумаге - с объектом или предметом, на это тоже надо особо обратить внимание учеников. Ребятам даю два варианта работы монотипией - с мыльным раствором и чистой водой. Учащиеся, выслушав мои предварительные объяснения, пробуют сами выполнить загадочное пятно различными приёмами, вначале на палитре, выразив красками ей свои определённые чувства, потом накладывают бумагу на палитру, их пятна соприкасаются между собой, сливаются, соприкасаясь с листом бумаги, создают образный строй композиции из пятен. Цвет, тон и сочетание полученных пятен уже диктует нам, как дальше работать с полученным единым пятном-образом. И вот, наконец, когда эта работа проделана – всегда восторг и удивление – ведь всегда что-то получится. Это «что-то» всегда сюрприз и открытие особого мира для себя. Каждый на полученное пятно посмотрит по-своему и увидит свой особенный образ, он ему дорог, ведь это дело его рук. Процесс создания оттиска так увлекает учащихся, что они забывают обо всём, пока в кюветке не заканчивается очень нужная и любимая краска или бумага в папке. Сколько оттисков - столько эмоций, и главное – все пятна-образы неповторимы. Одним хочется просто любоваться своей импровизацией, их завораживают цвета и их оттенки, мелкие прожилки, цветовые переходы, для них образ уже создан, рождён сам по себе. Другим – наоборот, долго не раздумывая, хочется сразу вносить свои уточнения на импровизированный оттиск. Несмотря на то, что композиция в монотипии строится самопроизвольными пятнами обычно в трех тональностях - темная, средняя, светлая, и всё же будущий образ создаётся под влиянием пятна, а не цвета. Для доработки композиции, чаще всего мы используем цветные гелевые ручки, включая к ним чёрный и белый цвет, - они не глушат монотипное пятно, как фломастеры. Гелевыми ручками хорошо имитировать фактуру оттиска, они хорошо дополняют, подчёркивают пятно-образ. Но бывает и такое - висит на магнитиках лист бумаги с оттиском для всеобщего обозрения с пятном небывалой красоты, все восторгаются им, рассматривают его, а доработать его не решаются – лист сам по себе красив, он путеводный образец, вот, к чему надо стремиться. Я рада – мои ученики видят красоту в созданном пятне, видят в пятне образ. Любое пятно чему-то научит, всегда идут какие-то разъяснения, обсуждения, открытия, наступает творческий процесс, и никто не стоит в стороне, скучая. Многие, получив удачные оттиски, дают советы товарищам. Монотипия подкупает своей простотой, учит увидеть цельно образ, но и требует внимательности, терпения, созерцания, усидчивости  и соучастия. Она является одной из ступенек к творчеству, помогает ребятам лучше понять и увидеть, то особенное в пятне-образе, к чему ученик будет в последующих своих работах стремиться достичь обычной традиционной техникой акварелью, тушью, темпарой или гуашью. Эта техника особенно организует ученика в соблюдении последовательности выполнения работы, в логическом мышлении, ассоциативном и пространственном видении, эмоциональном чувстве цвета, тональности и композиции, ведь главная задача современной школы – это раскрытие творческих способностей каждого ученика.

                 Огромное количество ранее полученных эстампов не пропадают даром, они отлично служат ещё и как заготовка для других творческих работ, на других уроках, - это мною тоже предусмотрено. Любое монотипное пятно может служить и фоном неба, города, моря или ещё что в голову придёт. Пейзаж с деревьями всегда получится. Техника выдувания из трубочки кляксы-лужицы по красивому оттиску - беспроигрышный вариант. К такому уроку даю задание понаблюдать за нашими петербургскими реками и их берегами. Продумать композиционное расположение линии берегов, зарисовать или сфотографировать понравившейся пейзаж. Наша школа находится между живописными изгибами рек: Невы, Охты и Оккервиль, можно выбрать любую. Выйдя к берегу, можно получить такое разнообразие береговых мотивов. Обсудив предварительно сделанные на этюдах эскизы, учащиеся, создают почти нерукотворные композиции из клякс. Деревья, кусты и берега появляются путём выдувания. В намеченные места монотипии, накладывается ложечкой тёмная акварельная краска и трубочкой из-под сока пятно выдувается в нужном направлении, образуя стволы и ветви. Извилистые ветви и стволы деревьев вырастают из пятна на бумаге быстро и непринуждённо, а главное - радуют глаз.

                  Всевозможные варианты пятен существуют повсюду в природе, нужно только уметь видеть необычное в обычном. Мы часто любуемся пятном на стене, облаками на небе, кляксами от красок, оставленных кистью, видя в них знакомые, и фантазийные образы – это начало всякому творчеству. Своим ученикам я рассказываю, как школьники прошлых поколений - ученики чернил и ручек, не совсем огорчались кляксам в тетрадях, они даже любили удачные кляксы, потому, что можно было оригинально дорисовать образ, показать другу и удивить его. Современный ученик смешивает краски на бумажной палитре, поработав, выбрасывает её, не замечая, что на ней уже рождается что-то интересное, а тренированный глаз всегда заметит пятно-образ и не пройдёт мимо. Удачные (но отслужившие своё и выброшенные) бумажные палитры висят на стене вместе с другими серьёзными работами учеников, пока образ не найдёт своего создателя. Похожим приёмом пользовался Клод Моне при написании пейзажа. Ги де Мопассан писал: «Я часто следовал за Клодом Моне, когда тот бродил в поисках впечатлений. В те минуты он казался не художником, а настоящим охотником. У него всегда было с собой по 5-6 полотен, которые с удовольствием носили местные дети... Он по очереди брал то одно, то иное полотно в зависимости от меняющихся условий. Иногда художник подолгу ждал подходящих погодных условий. Я видел, как он поймал своим взором переливающийся поток света на белой скале, а затем запечатлел его гаммой желтых тонов в своем пейзаже. Другой раз он взял ливень над морем в свои руки и швырнул его на холст - и в самом деле, это был настоящий дождь, перенесенный на полотно». Брызги, брошенные на холст, Клодом Моне, помогли ему завершить полотно, дождь внёс свою лепту в создании картины. И мои ученики любят брызгать водой на свой пейзаж, если хотят изобразить его дождливым. Брызгают и красками, когда создают цветы или космос в монотипии. Брызги всегда организованны и гармоничны, они передают ритм, характер, эмоции. Многие пробуют создать пятно-образ из брызг, традиционным способом выдувания трубочкой или специальным фломастером. Молодой китайский художник Хуа Тунань тоже создаёт неповторимые пятна-образы брызгами и его произведения вдохновляет моих учеников. Брызгать можно разными кисточками – круглыми и флейцевыми. В такой технике нужно хорошо владеть кистью, контролировать силу набрызга, менять длину и направление кисти. Есть самый простой, но предсказуемый способ брызг – брызги зубной щёткой. Зубная щётка брызгает равномерно, пятна-образы создаются с помощью вырезанного нами трафарета или нужного силуэта. Монотипный пейзаж  можно дорабатывать гуашевыми красками зубной щёткой, если нужно добавить нужную фактуру. Интересное пятно-образ или брызги создаётся солью на невысохшей акварельной краске. Мятой скомканной бумагой, тканью, мотком ниток и другими материалами тоже можно создавать различные цветовые пятна-образы, добиваться нужной текстуры и фактуры. Фантастические и ещё более непредсказуемые пятна-образы достигаются мокрой скомканной калькой-копиркой на бумаге. Для этой работы нужен горячий утюг, воображение и гелевые ручки для доработки родившегося образа.

                  Нетрадиционные способы создания пятна в рисовании, помогают ученикам образно и ассоциативно мыслить, фантазировать, чувствовать контраст, цветовой колорит, композиционный центр, самостоятельно принимать решения, импровизировать, приобщают к искусству и наконец, повышают самооценку и помогают добиться успешных результатов в творчестве.

 

 

 

 

 

 

 

 

Использованная литература:

 

Монотипия из собрания Русского музея, Государственный Русский музей, М. 2011.

 

София Халецкая. Лаптев Б. В. М. 1999.

 

Макарова Е.Г. Преодолеть страх, или искусствотерапия. М. Школа-Пресс, 1996.

 

Неменский Б. М. Мудрость красоты. М. Просвещение. 2001.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pyatno-obraz_-_kopiya.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Лицей №533 «Образовательный комплекс «Малая Охта»

Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга.

Заметки к урокам

на тему:

«Пятно, как образ».

6 класс

Логинова Ольга Васильевна

Учитель Изобразительного искусства

I категория.

2015 год

Заметки к урокам

 «Пятно, как образ».

                  Быть учителем рисования в общеобразовательной школе замечательно, особенно если администрация школы понимает, что нет второстепенных предметов в обучении. В этом смысле мне невероятно повезло. Для того, чтобы наши ученики хорошо развивались им необходимо познавать окружающий мир, а один из способов познания окружающего мира – это рисование. Любимый вид творчества учащихся на уроках изобразительного искусства – это создание неповторимых пятен в технике монотипия. Эта техника захватывает сразу всех моих учеников, а освоив, они используют её во многих видах тематического творчества. Слово монотипия греческого происхождения: monos –один, tipos –отпечаток, – вид печатной графики, выполненный в нетиражной технике эстампа, сочетает в себе черты графики и живописи. Её применяли многие известные художники: живописец и график Джованни Бенедетто Кастильоне (1610 -1663/65), Уильям Блейк (1757 - 1827), Эдгар Дега, Камиль Писсарро, Анри Матисс, Поль Гоген, Френк Дувенек. В Японии художник О. Касиро. В России Е.С. Кругликова и её ученики. Огромное число современных художников работают в этой технике: Александр Марченко, Александр Дёмышев, Константин Кузема и др. Ещё Леонардо да Винчи писал: «Я не премину поместить среди этих наставлений новоизобретенный способ рассматривания; хоть он и может показаться ничтожным и почти смехотворным, тем не менее, он весьма полезен, чтобы побудить ум к разнообразным изобретениям. Это бывает, если рассматриваешь стены, запачканные разными пятнами, или камни из разной смеси. Если тебе нужно изобрести какую-нибудь местность, ты сможешь там увидеть подобие различных пейзажей, украшенных горами, реками, скалами, деревьями, обширными равнинами, долинами и холмами самым различным образом; кроме того, ты можешь там увидеть разные битвы, быстрые движения странных фигур, выражения лиц, одежды и бесконечно много таких вещей, которые ты сможешь свести к цельной хорошей форме…». Конечно, существуют различные варианты этой техники, но самый доступный способ выполнения монотипии в школе – это работа акварелью (можно тушью, темперой или гуашью). Монотипией все учащиеся, без исключения, занимаются достаточно увлечённо. Вначале урока, я провожу с ребятами игру на ассоциации сочетания цветов, на их влияние друг на друга, показываю близкие по гамме цвета, затем контрастные, мы обсуждаем различные варианты ассоциативных образов, сочетаний:– радость, ожидание, тревога, грусть, нежность т.д. Ребята должны понять и увидеть, что цвет будет выразительней, когда он вступает в содружество с другими цветами. Я показываю слайды с фотографиями и картинами художников, близкие к обсуждаемым образам, обращаю внимание на гармоничные сочетания и согласованность всех цветов, на определённую пропорциональность соотношений. Эжен Делакруа писал: «Первое достоинство картины состоит в том, чтобы быть праздником для глаз». Ну а праздник для глаз, это, прежде всего цветовая гармония и выразительность пятна. Далее, я предлагаю ребятам, по желанию показать свои наборы цветов и предъявить их к обсуждению, тут разворачиваются целые фантазийные образы, картины впечатлений и воспоминаний. Очень помогает музыка на таких уроках, прослушав Клода Дебюсси, Модеста Петровича Мусоргского, Петра Ильича Чайковского, Микалоюса Чюрлёниса, Сергея Васильевича Рахманинова, ученики подбирают, как они чувствуют, нужные сочетания цветов к прослушанным произведениям композиторов. Затем наступает практическая, техническая часть урока, где я показываю несколько способов получения пятен с палитры на лист бумаги. Обращаю внимание на свойство и возможности бумаги, консистенцию и количество краски, фактурность палитры и разнообразие её форм. Если цвет чаще всего ассоциируется с чувствами, то сам силуэт пятна на палитре и бумаге - с объектом или предметом, на это тоже надо особо обратить внимание учеников. Ребятам даю два варианта работы монотипией - с мыльным раствором и чистой водой. Учащиеся, выслушав мои предварительные объяснения, пробуют сами выполнить загадочное пятно различными приёмами, вначале на палитре, выразив красками ей свои определённые чувства, потом накладывают бумагу на палитру, их пятна соприкасаются между собой, сливаются, соприкасаясь с листом бумаги, создают образный строй композиции из пятен. Цвет, тон и сочетание полученных пятен уже диктует нам, как дальше работать с полученным единым пятном-образом. И вот, наконец, когда эта работа проделана – всегда восторг и удивление – ведь всегда что-то получится. Это «что-то» всегда сюрприз и открытие особого мира для себя. Каждый на полученное пятно посмотрит по-своему и увидит свой особенный образ, он ему дорог, ведь это дело его рук. Процесс создания оттиска так увлекает учащихся, что они забывают обо всём, пока в кюветке не заканчивается очень нужная и любимая краска или бумага в папке. Сколько оттисков - столько эмоций, и главное – все пятна-образы неповторимы. Одним хочется просто любоваться своей импровизацией, их завораживают цвета и их оттенки, мелкие прожилки, цветовые переходы, для них образ уже создан, рождён сам по себе. Другим – наоборот, долго не раздумывая, хочется сразу вносить свои уточнения на импровизированный оттиск. Несмотря на то, что композиция в монотипии строится самопроизвольными пятнами обычно в трех тональностях - темная, средняя, светлая, и всё же будущий образ создаётся под влиянием пятна, а не цвета. Для доработки композиции, чаще всего мы используем цветные гелевые ручки, включая к ним чёрный и белый цвет, - они не глушат монотипное пятно, как фломастеры. Гелевыми ручками хорошо имитировать фактуру оттиска, они хорошо дополняют, подчёркивают пятно-образ. Но бывает и такое - висит на магнитиках лист бумаги с оттиском для всеобщего обозрения с пятном небывалой красоты, все восторгаются им, рассматривают его, а доработать его не решаются – лист сам по себе красив, он путеводный образец, вот, к чему надо стремиться. Я рада – мои ученики видят красоту в созданном пятне, видят в пятне образ. Любое пятно чему-то научит, всегда идут какие-то разъяснения, обсуждения, открытия, наступает творческий процесс, и никто не стоит в стороне, скучая. Многие, получив удачные оттиски, дают советы товарищам. Монотипия подкупает своей простотой, учит увидеть цельно образ, но и требует внимательности, терпения, созерцания, усидчивости  и соучастия. Она является одной из ступенек к творчеству, помогает ребятам лучше понять и увидеть, то особенное в пятне-образе, к чему ученик будет в последующих своих работах стремиться достичь обычной традиционной техникой акварелью, тушью, темпарой или гуашью. Эта техника особенно организует ученика в соблюдении последовательности выполнения работы, в логическом мышлении, ассоциативном и пространственном видении, эмоциональном чувстве цвета, тональности и композиции, ведь главная задача современной школы – это раскрытие творческих способностей каждого ученика.

                 Огромное количество ранее полученных эстампов не пропадают даром, они отлично служат ещё и как заготовка для других творческих работ, на других уроках, - это мною тоже предусмотрено. Любое монотипное пятно может служить и фоном неба, города, моря или ещё что в голову придёт. Пейзаж с деревьями всегда получится. Техника выдувания из трубочки кляксы-лужицы по красивому оттиску - беспроигрышный вариант. К такому уроку даю задание понаблюдать за нашими петербургскими реками и их берегами. Продумать композиционное расположение линии берегов, зарисовать или сфотографировать понравившейся пейзаж. Наша школа находится между живописными изгибами рек: Невы, Охты и Оккервиль, можно выбрать любую. Выйдя к берегу, можно получить такое разнообразие береговых мотивов. Обсудив предварительно сделанные на этюдах эскизы, учащиеся, создают почти нерукотворные композиции из клякс. Деревья, кусты и берега появляются путём выдувания. В намеченные места монотипии, накладывается ложечкой тёмная акварельная краска и трубочкой из-под сока пятно выдувается в нужном направлении, образуя стволы и ветви. Извилистые ветви и стволы деревьев вырастают из пятна на бумаге быстро и непринуждённо, а главное - радуют глаз.

                  Всевозможные варианты пятен существуют повсюду в природе, нужно только уметь видеть необычное в обычном. Мы часто любуемся пятном на стене, облаками на небе, кляксами от красок, оставленных кистью, видя в них знакомые, и фантазийные образы – это начало всякому творчеству. Своим ученикам я рассказываю, как школьники прошлых поколений - ученики чернил и ручек, не совсем огорчались кляксам в тетрадях, они даже любили удачные кляксы, потому, что можно было оригинально дорисовать образ, показать другу и удивить его. Современный ученик смешивает краски на бумажной палитре, поработав, выбрасывает её, не замечая, что на ней уже рождается что-то интересное, а тренированный глаз всегда заметит пятно-образ и не пройдёт мимо. Удачные (но отслужившие своё и выброшенные) бумажные палитры висят на стене вместе с другими серьёзными работами учеников, пока образ не найдёт своего создателя. Похожим приёмом пользовался Клод Моне при написании пейзажа. Ги де Мопассан писал: «Я часто следовал за Клодом Моне, когда тот бродил в поисках впечатлений. В те минуты он казался не художником, а настоящим охотником. У него всегда было с собой по 5-6 полотен, которые с удовольствием носили местные дети... Он по очереди брал то одно, то иное полотно в зависимости от меняющихся условий. Иногда художник подолгу ждал подходящих погодных условий. Я видел, как он поймал своим взором переливающийся поток света на белой скале, а затем запечатлел его гаммой желтых тонов в своем пейзаже. Другой раз он взял ливень над морем в свои руки и швырнул его на холст - и в самом деле, это был настоящий дождь, перенесенный на полотно». Брызги, брошенные на холст, Клодом Моне, помогли ему завершить полотно, дождь внёс свою лепту в создании картины. И мои ученики любят брызгать водой на свой пейзаж, если хотят изобразить его дождливым. Брызгают и красками, когда создают цветы или космос в монотипии. Брызги всегда организованны и гармоничны, они передают ритм, характер, эмоции. Многие пробуют создать пятно-образ из брызг, традиционным способом выдувания трубочкой или специальным фломастером. Молодой китайский художник Хуа Тунань тоже создаёт неповторимые пятна-образы брызгами и его произведения вдохновляет моих учеников. Брызгать можно разными кисточками – круглыми и флейцевыми. В такой технике нужно хорошо владеть кистью, контролировать силу набрызга, менять длину и направление кисти. Есть самый простой, но предсказуемый способ брызг – брызги зубной щёткой. Зубная щётка брызгает равномерно, пятна-образы создаются с помощью вырезанного нами трафарета или нужного силуэта. Монотипный пейзаж  можно дорабатывать гуашевыми красками зубной щёткой, если нужно добавить нужную фактуру. Интересное пятно-образ или брызги создаётся солью на невысохшей акварельной краске. Мятой скомканной бумагой, тканью, мотком ниток и другими материалами тоже можно создавать различные цветовые пятна-образы, добиваться нужной текстуры и фактуры. Фантастические и ещё более непредсказуемые пятна-образы достигаются мокрой скомканной калькой-копиркой на бумаге. Для этой работы нужен горячий утюг, воображение и гелевые ручки для доработки родившегося образа.

                  Нетрадиционные способы создания пятна в рисовании, помогают ученикам образно и ассоциативно мыслить, фантазировать, чувствовать контраст, цветовой колорит, композиционный центр, самостоятельно принимать решения, импровизировать, приобщают к искусству и наконец, повышают самооценку и помогают добиться успешных результатов в творчестве.

Использованная литература:

Монотипия из собрания Русского музея, Государственный Русский музей, М. 2011.

София Халецкая. Лаптев Б. В. М. 1999.

Макарова Е.Г. Преодолеть страх, или искусствотерапия. М. Школа-Пресс, 1996.

Неменский Б. М. Мудрость красоты. М. Просвещение. 2001.

http://aquareller.com/to/watercolor

http://podg-kursy.ru/master-klassy/monotipiya

http://www.maam.ru/detskijsad/netradicionye-tehniki-risovanija-urok-4-monotipija.html

http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2015/05/19/konspekt-zanyatiya-netraditsionnye-tehnike

http://www.liveinternet.ru/tags/%C1%F0%FB%E7%E3%E8+%EA%F0%E0%F1%EA%E8/

http://www.liveinternet.ru/users/5208689/post294072547/

http://www.liveinternet.ru/community/decor_rospis/post277297549/

http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=519849


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

6 класс ИЗО. Урок 4.ТЕМА УРОКА: «Рисование несложного натюрморта, состоящего из фруктов».

Поурочное  планирование по ИЗО 6  класс для  детей  с  ограниченными  возможностями 8  вида....

Урок рисования в 5 классе "Рисование симметричных форм: насекомые – бабочка, стрекоза, жук»

Урок рисования в 5 классе "Рисование симметричных форм: насекомые – бабочка, стрекоза, жук». Цель: создание условий для изображения симметричных форм насекомых. ознакомление обучающих...