Музыкальность народных промыслов
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Зинина Галина Юрьевна

Интегрированный урок изобразительного искусства и музыки

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Технологическая карта интегрированного урока

по изобразительному искусству  и музыке ФГОС второго поколения

 тема «Музыкальность народных промыслов»

Учебный предмет

ИЗО И МУЗЫКА

Класс

5

Тип урока

урок систематизации знаний (интегрированный урок)

Тема урока

Музыкальность народных промыслов

Межпредметные связи

Изобразительное искусство, музыка, МХК, история

Цель урока

Содержательная: Формирование художественного и музыкального вкуса учащихся – умению видеть  и слышать красоту и выразительность образной передачи жизни в игрушках и музыкальных произведениях;

 Деятельностная: Формирование умений ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного, сопоставлять промыслы музыкальным произведениям.

Задачи урока

образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках изо и музыки по темам : Связь времён в народном искусстве и музыки; обобщить материал как систему знаний.

 воспитательные: воспитывать общую культуру, эстетическое восприятие окружающего; создать условия для реальной самооценки учащихся, реализации его как личности.

развивающие: развивать умение классифицировать, выявлять связи, формулировать выводы; развивать коммуникативные навыки при работе в группах, развивать познавательный интерес; развивать умение анализировать:, сопоставлять:, сравнивать.

Основные термины, понятия

Дымково, Гжель, Хохлома, народный промысел, роспись, ярмарка, скоморохи, средства музыкальной выразительности.

Планируемый результат

Личностные

Сформировать:

уважительное отношение к культуре и искусству своей страны

целостное мировоззрение

коммуникативную компетентность в общении со сверстниками

потребность в самостоятельной практической творческой деятельности

умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

Метапредметные

Уметь определять и формулировать цель на уроке, работать по плану, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, высказывать свое предположение (Регулятивные УУД);

уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и слышать партнера (Коммуникативные УУД)

уметь ориентироваться в своей системе  знаний: отличать новое от уже известного, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт,  и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Предметные

Уметь сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам, распознавать и называть игрушки ведущих народных промыслов; сопоставлять музыкальные произведения с народными промыслами;

осваивать характерные для того или иного промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового решения.

Формирование основ музыкальной культуры, художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная работа

Индивидуальная работа

Групповая работа

Учебник для 5 класса Изобразительное искусство. «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека», авторы Н.А.Горяева, О.В.Островская

Учебник для 5 класса Музыка. Авторы Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина 

Для учащихся: шаблоны игрушек, посуды; краски, кисти, баночка

Музыкальный ряд:

1. Н. А. Римский – Корсаков «Пляска скоморохов»  из оперы «Снегурочка»

2. Родион Щедрин «Озорные частушки»

3. Ансамбль ложкарей

4. Ю. Чичкова «Незабудковая гжель» 

5. «Эх, полным полна моя коробочка» русская народная песня

6. «Русские умельцы» В.Темнов, С.Абрамов

Зрительный ряд: выставка народного промысла, таблицы с образцами росписи, компьютерная презентация

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

Организационный

Мотивация учебной деятельности.

Цели:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

установить тематические рамки;

- уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности.

Актуализация знаний Цели:

- Организовать выполнение учащимися пробного учебного действия.

Формирование новых знаний

Цели: 

- Организовать усвоение учащимися нового

способа действия с проговариванием во внешней речи

Открытие новых знаний

Цели:

-организовать усвоение учащимися нового

способа действия с проговариванием во внешней речи.

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках изо и музыки.

Включение в систему знаний и повторений.

Цели:

Организовать дополнение учащимися рассказа учителя по теме урока.

Физминутка

Самостоятельная работа.

Цели:

-организовать выполнение учащимися самостоятельной работы по росписи предметов;

-организовать самопроверку по эталону, самооценку

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цели:

- Зафиксировать новое содержание урока;

- Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

Проверка и помощь учащимся в подготовке к уроку.

Учитель изо и музыки:-Здравствуйте, ребята! Проверьте как организовано ваше рабочее место, всё лишнее уберите с парт.

Учитель изо:

Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старину не вспоминаем,
Забываем мы о ней.
Хоть и более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину.

Россия испокон веков славится своими мастерами, людьми, способными своими руками творить настоящую красоту подобную чуду! Через искусство народных промыслов отслеживается связь настоящего с прошлым. Это искусство характеризуется необычайной ясностью построения форм, выразительностью цвета, глубокой содержательностью. Построение и форму, выразительность и  художественный образ имеет и другое искусство – музыкальное.

 Учитель музыки: Сегодня мы услышим  как звучат народные промыслы России, познакомимся с некоторыми промыслами  и  сопоставим им  музыкальные произведения. Озвучивает тему урока.

Учитель изо: Издавна русский народ славился своим трудолюбием. Об этом и пословицы говорят. А какие вы знаете пословицы о труде?

Учитель изо: И чего только не делали народные умельцы: и посуду, и мебель, и украшения. А чтобы товары не залеживались в сундуках у мастеров, они вывозили  их на продажу. 

Учитель музыки: Послушайте и скажите что же это за место, куда народные умельцы свозили свои изделия?

Учитель музыки: Почему вы так решили?

Правильно. На ярмарках они плясали, пели веселые потешные песни, играли на гуслях и домрах, деревянных ложках и бубнах, на дудках и  волынках. 
Ребята, а что такое ярмарка?

Учитель изо: Предлагаю вам отправиться на праздничную ярмарку. Там и на товар поглядеть можно  и себя показать. Продают свой товар народные умельцы. Некоторые хвалят свой товар словами,

Учитель музыки:  а некоторые музыкой. Послушайте и подумайте, что это за товар?

Учитель музыки: Какой товар хвалит музыка?

Деревянными ложками «щи хлебали». А на праздниках их русский народ использовал как музыкальные инструменты.

Учитель изо: Чем же необычны ложки? Украшены они «золотой росписью».

Все листочки - как листочки,
Здесь же каждый - золотой.
Красоту такую люди
Называют Хохломой.

Хохломой украшалась вся деревянная посуда.

«Золотая» роспись деревянной посуды появилась на Руси в 16 веке на Волге недалеко от Городца.

Откуда пришли к нам эти горящие золотом плошки, туески, игрушки?
Разное рассказывают старики, говорят, будто давным-давно поселился за Волгой весёлый мужичок - умелец; избу поставил, стол да ложку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе кашу пшённую, да птицам пшено не забывал сыпать. Прилетела как-то к его порогу Жар-птица. Он и её угостил, и вдруг Птица-жар прикоснулась своим крылом к чашке. И стала чаша золотой.
 Это, конечно, легенда, сказка, но... сказка-ложь, да в ней намёк.

Вот по золотому фону рассыпались красные ягоды смородины и рябины, изящно легли тонкие стебли и листочки, а здесь цветок необыкновенный с травкой. Эту роспись так и называют- под листок или травка. Травка – главный мотив хохломской росписи.

Обратите внимание на основные элементы травного орнамента, на то, в какой последовательности он выполняется, на ритмичное чередование красных и черных травинок в росписи, на плавность изогнутых линий. Роспись травка создается на серебристом фоне. Кроме растительных узоров мастера любят писать рыб, петухов и птиц.

Этот товар станет украшением в любом  доме. Теперь перейдем к следующим товарам.

Учитель музыки демонстрирует игрушку - свистульку

Тут поют свои частушки
Знаменитые игрушки. 
Расписные индюшата,
Кони, птицы и утята,
Расписные даже хрюшки
В царстве дымковской игрушки!

Учитель изо: А вы знаете, почему такие названия у этих игрушек? Дымковская игрушка так названа потому, что она родилась в слободе Дымково, недалеко от городка Вятка. . Развлечением праздника были глиняные игрушки –свистульки, вылепленная из красной глины, игрушка после обжига окрашивается разведенным на молоке мелом, а по белому фону выполняется роспись яркими жизнерадостными красками. Обратите внимание на основные элементы геометрического орнамента дымковской игрушки (овалы, круги, клетки, полоски, точки) , на то, как они выстраиваются в узор, на яркость красок. В росписи используют желтый, синий, малиново-красный и зелёный, белый в фоне и черный цвета. Яркие цвета дополняют мягкими, приглушёнными: голубым , розовым, коричневым и оранжевым. Эти цвета и составляют палитру игрушек.

Учитель музыки: Назовите произведение, музыкальные краски которого отражают   яркость, пестроту дымковской игрушки?

Используя музыкальную палитру, скажите какие средства музыкальной выразительности использует Р. Щедрин?

Учитель изо:

А вот и другой товар:

Колыбель русской керамики – это деревня Гжель, которая находится в 60 км от Москвы. Своё название деревня получила от слова «жгель», т.е. «жечь» или «обжечь». Здесь располагаются богатейшие залежи глин и издавна жили гончары.  Гжель не всегда была сине-белой.

При царе Алексее Михайловиче выполнялась разноцветная майолика (конец 18 века). После Петра Первого стали делать  бело-голубую керамику. Расписывалась эта посуда по белой обожжённой глине кобальтовой краской черного цвета, а сверху покрывалась глазурью. При обжиге кобальт становился пронзительно синим, а прозрачная полива приобретала блеск.

Давайте рассмотрим современные образы гжели. В ней по- прежнему разливается синь-синева, словно небеса, синяя гладь рек и озер сошла на белизну посуды.

Обратите внимание на основные элементы гжельской росписи. Мастерица набирает краску только на одну сторону кисти и широким круговым движением кладет мазок на поверхность сосуда. Мазки пятна дополняет тонкая решительная линия: прямая, волнистая, спиралевидная, округлая.

Учитель музыки:

Послушайте, как советский композитор Ю. Чичков  ласково, тепло, с любовью рассказывает синюю сказку.

Предлагает поучаствовать физминутке и отдохнуть

Учитель изо:

А теперь давайте посмотрим какие вы  мастера, предлагаю вам украсить предметы соответствующей росписью  и представить их на нашей ярмарке.

Задание мастерам :

  • росписать шаблоны  изделий по мотивам промыслов;
  • подготовить их к выставке на нашей ярмарке;
  • прорекламировать свой товар

Приступайте к работе, во время работы звучит музыка.

Учитель музыки:

Вот и подошел к концу наш ярмарочный день. Давайте еще раз вспомним, что мы сегодня  видели и слышали. Звучат ли народные промыслы? Смогли  мы найти созвучные музыкальные произведения народным промыслам России?

Учитель изо: Назовите  промыслы которые вы сегодня встретили на ярмарке ? (хохлома)  (гжель) (дымковская игрушка)

 Чем  хохломская роспись отличается от гжельской?

Какие особенности у дымковской игрушки?

Назови промысел и созвучное ему произведение?

Учитель музыки: Как богаче и глубже становится наше восприятие народных промыслов, слушая музыку.

Учитель изо:

Красота народных промыслов России воздействует на наши чувства, которые не всегда можно выразить словами. И в музыке, и в изделиях народных промыслов отразилась любовь мастеров к родной земле.

Учитель музыки: Давайте  и мы послушаем  выразим свое отношение к родной земле песней «Русские умельцы»

Благодарим за урок. Вы – молодцы!

Настройка на урок.

Самооценка готовности к уроку. Обучающиеся проверяют правильность расположения школьных принадлежностей.

Осознанно слушают

Учащиеся вспоминают пословицы о труде и зачитывают их.

 

Слушание: «Пляска скоморохов» и отвечают на вопросы;

Ярмарка

Прозвучала «Пляска скоморохов» Н. А. Римского – Корсакова. Скоморохи – артисты, которые веселили народ на ярмарке.

Ярмарка - это праздник, народное гулянье, на котором  продавцы расхваливают свой товар; мастера различных ремесел демонстрируют свои умения и навыки.

Слушание : ансамбль ложкарей.

Ответы детей: деревянные ложки

Осознанно слушают

Отвечают на вопросы  и дополняют

Дополняют рассказ учителя

Участие в беседе

Дети: «Озорные частушки» Р. Щедрина

Слушание: «Озорные частушки» Р. Щедрина.

Отвечают на вопросы

Просматривают изображения изделий из Гжели

Слушание: песня «Незабудковая гжель» Ю. Чичкова.

Смотрят и повторяют действия

Поют  песню «Эх полным полна моя коробочка»

и приступают к росписи предложенных шаблонов

Ученики расписывают товар, потом представляют  свой товар на ярмарке.

Отвечают на вопросы

Исполняют песню «Русские умельцы»

ЛУУД:

Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

Самоконтроль по организации рабочего места

КУУД: планирование учебного сотрудничества с учителями и сверстниками, умение ориентироваться в своей системе  знаний: отличать новое от уже известного.

Умение слушать и понимать речь других.

Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

РУУД: целеполагание, (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно)

ПУУД: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели, структурирование знания,

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (КУУД)

Уметь слушать и слышать  (КУУД)

Уметь внести необходимые дополнения и корректив в способ действия в случае расхождения реального действия и его продукта (РУУД)

Умение владеть монологической формой речи (КУУД)

(КУУД)Уметь формулировать рассказ, поддерживать диалог одноклассников

Предметные УУД распознавать и называть игрушки ведущих народных промыслов; сопоставлять музыкальные произведения с народными промыслами;

Уметь слушать и слышать  (КУУД)

(ЛУУД)

Развитие  познавательного интереса к народному искусству

(ПУУД, общеучебные)

Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще полежит усвоению.  Уметь оценивать правильность выполнения действия на уроке

Поиск и выделение необходимой информации

Предметные УУД распознавать и называть игрушки ведущих народных промыслов; сопоставлять музыкальные произведения с народными промыслами;

Уметь слушать и слышать  (КУУД)

(ЛУУД) Формирование здорового образа жизни

(РУУД) Планирование своих действий  с поставленной задачей

(ЛУУД) Потребность в самостоятельной творческой деятельности

(РУУД) уметь обобщать, анализировать, сравнивать и классифицировать

Рефлексия способов действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

(ПУУД, общеучебные)

Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще полежит усвоению.  Уметь оценивать правильность выполнения действия на уроке

(РУУД)

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Народные промыслы. Народный календарь""

Дополнительная образовательная программа "Народные промыслы. Народный календарь" . Программа "Народные промыслы. Народный календарь» имеет художественно-эстетическую и культурологическую направле...

Сценарий музыкально-познавательной программы "Народные промыслы" студии "Свой стиль"

Сценарий музыкально-познавательной программы "Народные промыслы" студии "Свой стиль"...

«Народные художники (народные промыслы России)» конспект урока 1 класс

Конспект урока по изобразительному искусству в 1 классе (школа 2100) "Народные художники"...

«Народные художники (народные промыслы России)» конспект урока 1 класс

Конспект урока по изобразительному искусству в 1 классе (школа 2100) "Народные художники"...

Музыкальность народных промыслов России

Урок музыки. Тема "Музыкальность народных промыслов России"...

Технологическая карта к уроку изобразительного искусства на тему "Народные промыслы, их истоки и современное развитие. Промыслы нашего края", 5 класс

Тема урокаНародные промыслы, их истоки и современное развитие. Промыслы нашего края.Цель урокаПродолжить ознакомление  учащихся с народными промыслами и промыслами  родного края.Задачи урока...