Музыкальность народных промыслов России
план-конспект урока по музыке на тему

Урок музыки. Тема "Музыкальность народных промыслов России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalnost_narodnyh_promyslov_rossii.docx33.26 КБ
Файл promyislyi_1.pptx2 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 Музыкальность народных промыслов России.

  1. Приобщение к национальной культуре как системе общечеловеческих ценностей.
  2. Воспитание патриотических чувств, нравственного отношения к миру через эстетическое развитие.
  3. Развитие познавательного интереса детей к народному искусству.

     4. Воспитывать в детях чувство прекрасного, чувство высокой

                           человеческой духовности, чувство красоты.

 Задачи урока:

  1. Обратить внимание на музыкальность народных промыслов.

2. Сформировать общие представления о народных промыслах.

3. Воспитывать уважение к народным промыслам.

 

По завершении урока учащиеся должны:

·        Знать особенности  хохломской, палехской  росписи, гжели, дымковской игрушки.

·        Уметь находить созвучное музыкальное произведение народному промыслу  .

Методы:

информационный,  объяснительно – иллюстративный.

Формы организации учебной деятельности, применяемые учителем на уроке:

 фронтальная,  индивидуально – самостоятельная

Оборудование урока:

Музыкальный центр, компьютер, проектор, экран.

Программное обеспечение: презентация «Музыкальность нгародных промыслов».            

Этапы урока:    

  • Организационный. 
  • Сообщение темы и цели урока.
  • Актуализация знаний.
  • Изучение  нового  материала на основе полученных ранее.
  • Закрепление  нового  материала.
  • Подведение итогов  урока.

Ход урока:

Вводное слово учителя.

Учитель:

Россия испокон веков славится своими мастерами, людьми, способными своими руками творить настоящую красоту подобную чуду! Через искусство народных промыслов отслеживается связь настоящего с прошлым. Это искусство характеризуется необычайной ясностью построения форм, выразительностью цвета, глубокой содержательностью. Построение и форму, выразительность и  художественный образ имеет и другое искусство – музыкальное.  Сегодня мы услышим  как звучат народные промыслы России, познакомимся с некоторыми промыслами  и  сопоставим им  музыкальные произведения .

Издавна русский народ славился своим трудолюбием. Об этом и пословицы говорят. А какие вы знаете пословицы о труде?

Дети:

Хочешь есть калачи – не сиди на печи.
Рабочие руки – не знают скуки.
Разговорами кашу не сваришь.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Без труда, не выудишь и рыбку из пруда.

Актуализация знаний:

Учитель:

Потрудитесь и вы.

Блиц – турнир по ранее  изученным произведениям. Слайд 2.

1.Назовите автора пьесы «Ноябрь. Тройка» из цикла

 «Времена года»

2.Назовите автора пьесы «Ноябрь. Тройка» из цикла

 «Времена года»

3. Родион Щедрин  «Озорные  ……….».

4. Частушки – это  ….

5. Запрет на миг, и снова льётся

     Живая звонкая струя.

     И солнце ласково смеётся,

     И дышит ласково земля.

     Завидуя самозабвенью

     Неутомимого певца,

     Я у него учусь уменью

     И петь, и радовать сердца….  

Какому  музыкальному произведению адресованы  стихи Оленина?

Формирование новых знаний  на основе полученных ранее:

Учитель:

И чего только не делали народные умельцы: и посуду, и мебель, и украшения. А чтобы товары не залеживались в сундуках у мастеров, они вывозили  их на продажу. Что же это за место, куда народные умельцы свозили свои изделия?

Слушание: «Пляска скоморохов». (1) Слайд 3.

Дети: ярмарка.
Учитель: Почему вы так решили?

Дети: Прозвучала «Пляска скоморохов» Н. А. Римского – Корсакова. Скоморохи – артисты, которые веселили народ на ярмарке.

Слайд 4.

Учитель: 

Правильно. На ярмарках они плясали, пели веселые потешные песни, играли на гуслях и домрах, деревянных ложках и бубнах, на дудках и  волынках. 
Ребята, а что такое ярмарка?

Слайд 5.
Ярмарка - это праздник, народное гулянье, на котором  продавцы расхваливают свой товар; мастера различных ремесел демонстрируют свои умения и навыки. Предлагаю вам отправиться на праздничную ярмарку. Там и на товар поглядеть можно  и себя показать.

Продают свой товар народные умельцы. Некоторые хвалят свой товар словами, а некоторые музыкой.

Послушайте и подумайте, что это за товар?

Слушание : ансамбль ложкарей.(2)

Учитель: Какой товар хвалит музыка? Слайд 6.

Дети: деревянные ложки.

Учитель: Ребята, для чего нужны были деревянные ложки?

Дети: …..

Учитель:

Деревянными ложками «щи хлебали». А на праздниках их русский народ использовал как музыкальные инструменты.

Чем же необычны ложки? Украшены они «золотой росписью».

Все листочки - как листочки,
Здесь же каждый - золотой.
Красоту такую люди
Называют Хохломой.

Хохломой украшалась вся деревянная посуда.

Слайд 7.

«Золотая» роспись деревянной посуды появилась на Руси в 16 веке на Волге недалеко от Городца.

Откуда пришли к нам эти горящие золотом плошки, туески, игрушки?
Разное рассказывают старики, говорят, будто давным-давно поселился за Волгой весёлый мужичок - умелец; избу поставил, стол да ложку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе кашу пшённую, да птицам пшено не забывал сыпать. Прилетела как-то к его порогу Жар-птица. Он и её угостил, и вдруг Птица-жар прикоснулась своим крылом к чашке. И стала чаша золотой.
 Это, конечно, легенда, сказка, но... сказка-ложь, да в ней намёк.

Этот товар станет украшением в любом  доме. Теперь перейдем к следующим товарам.

Слайд 8.

Тут поют свои частушки
Знаменитые игрушки. 
Расписные индюшата,
Кони, птицы и утята,
Расписные даже хрюшки
В царстве дымковской игрушки!

А вы знаете, почему такие названия у этих игрушек? Дымковская игрушка так названа потому, что она родилась в слободе Дымково, недалеко от городка Вятка. Вылепленная из красной глины, игрушка после обжига окрашивается разведенным на молоке мелом. По белому фону выполняется роспись яркими жизнерадостными красками.

Назовите произведение, музыкальные краски которого отражают   яркость, пестроту дымковской игрушки?

Дети: «Озорные частушки» Р. Щедрина.

Учитель:

Используя музыкальную палитру, скажите какие средства музыкальной выразительности использует Р. Щедрин?

Слушание: «Озорные частушки» Р. Щедрина.(3)

Дети: оживлённый темп; громкую динамику; шуточные, жизнерадостные интонации, повторяющиеся несколько раз.

Учитель:

Правильно. Озорная, праздничная музыка Р. Щедрина красочно дополняет образ дымковской игрушки.

А вот и другой товар:

Слайд 9.

Слайд 9.

Колыбель русской керамики – это деревня Гжель, которая находится в 60 км от Москвы. Своё название деревня получила от слова «жгель», т.е. «жечь» или «обжечь». Здесь располагаются богатейшие залежи глин и издавна жили гончары.

Слайд 10.

При царе Алексее Михайловиче выполнялась разноцветная майолика (конец 18 века). После Петра Первого стали делать сине – белую керамику.

Послушайте, как советский композитор Ю. Чичков  ласково, тепло, с любовью рассказывает синюю сказку.

Слушание: песня «Незабудковая гжель» Ю. Чичкова.(4)

А завершает ярмарку  народных промыслов изумительные по красоте и оригинальности художественные предметы миниатюрной лаковой живописи – палехская роспись. Слайд 11.

Палехская миниатюра - вид русской народной миниатюрной живописи на лаковых изделиях (главным образом из папье-маше), возникший в 1923 году в Палехе Ивановской области, ранее крупном центре иконописи.

Палехские миниатюры отличаются большой декоративностью, богатством красок, тончайшей техникой, разнообразием образов и сюжетов (фольклорных, литературных, исторических, современных).

Попробуйте угадать сюжет  палехской  шкатулки. Слайд 12.

Слушание: «Тройка» П. И. Чайковский.(5)

Учитель:

Что же изображено на палехской миниатюре?

Дети: тройка, так как мы прослушали пьесу «Ноябрь. Тройка» П. И. Чайковского из цикла «Времена года». Слайд 13.

Учитель:

Ноябрь в России - это хотя и осенний месяц, но зима уже предстает в своем полном обличье. “Стоят морозы, но солнце еще немного греет. Деревья покрыты белой пеленой, и этот зимний пейзаж до того прекрасен, что трудно выразить словами”, - писал Чайковский. 
Как П. И. Чайковский изображает тройку?

Дети:

 Пьеса начинается широкой мелодией, напоминающей привольную русскую народную песню. Но затем все ближе и ближе начинают звучать колокольчики, прикрепленные на тройке лошадей. Веселый перезвон на время как бы заглушает грустное настроение. Но потом вновь возвращается первая мелодия - песнь ямщика. Ей аккомпанируют колокольчики. Сначала затихают, а затем совсем тают вдали их тихие звуки.

Слайд 14. Учитель:

Тройкой  в России называют коней, запряжённых вместе, под одной дугой. Музыка Чайковского изображает быструю езду и передаёт игру колокольчиков, переливы их серебряного звучания.

Тройка запечатлена  на многих шкатулках.
Вот и подошел к концу наш ярмарочный день. Давайте еще раз вспомним, что мы сегодня  видели и слышали. Звучат ли народные промыслы? Смогли  мы найти созвучные музыкальные произведения народным промыслам России?

Рефлексия:

Проверка знаний:

1. Слайд 15.

Назовите  промысел? (хохлома)

2. Слайд 16.

Назовите  промысел? (гжель)

Распустились синие цветы,

Развернулись синие листочки,

Не в саду, не в лесочке, не в поле.

А на белоснежном фарфоре.

Подарило небушко ей свою акварель.

Что за роспись? Это   - …

3. Слайд 17.

Назови промысел и созвучное ему произведение? (дымковская игрушка)

4. Слайд 18.

Назови промысел и созвучное ему произведение? (палех)

Итог урока:

Как богаче и глубже становится наше восприятие народных промыслов, слушая музыку.

Вывод:

Красота народных промыслов России воздействует на наши чувства, которые не всегда можно выразить словами. И в музыке, и в изделиях народных промыслов отразилась любовь мастеров к родной земле.

Давайте  и мы выразим свое отношение к родной земле песней «Моя Россия». (6)

  1. Н. А. Римский – Корсаков «Пляска скоморохов»  из оперы «Снегурочка»
  2. Родион Щедрин «Озорные частушки»

       Музыкальная палитра: оживлённый темп, громкая динамика, повторяющиеся     шуточные и жизнерадостные интонации.

Частушки – весёлые, озорные куплеты, сатирического характера.

  1. П. И. Чайковский. Пьеса «Ноябрь. Тройка» из цикла «Времена года»

      Пьеса начинается широкой мелодией, напоминающей привольную русскую народную песню. Но затем все ближе и ближе начинают звучать колокольчики, прикрепленные на тройке лошадей. Веселый перезвон на время как бы заглушает грустное настроение. Но потом вновь возвращается первая мелодия - песнь ямщика. Ей аккомпанируют колокольчики. Сначала затихают, а затем совсем тают вдали их тихие звуки.

  1. Н. А. Римский – Корсаков «Пляска скоморохов»  из оперы «Снегурочка»
  2. Родион Щедрин «Озорные частушки»

       Музыкальная палитра: оживлённый темп, громкая динамика, повторяющиеся     шуточные и жизнерадостные интонации.

Частушки – весёлые, озорные куплеты, сатирического характера.

  1. П. И. Чайковский. Пьеса «Ноябрь. Тройка» из цикла «Времена года»

      Пьеса начинается широкой мелодией, напоминающей привольную русскую народную песню. Но затем все ближе и ближе начинают звучать колокольчики, прикрепленные на тройке лошадей. Веселый перезвон на время как бы заглушает грустное настроение. Но потом вновь возвращается первая мелодия - песнь ямщика. Ей аккомпанируют колокольчики. Сначала затихают, а затем совсем тают вдали их тихие звуки.

1.Н. А. Римский – Корсаков «Пляска скоморохов»  из оперы «Снегурочка»

  1. Родион Щедрин «Озорные частушки»

       Музыкальная палитра: оживлённый темп, громкая динамика, повторяющиеся     шуточные и жизнерадостные интонации.

Частушки – весёлые, озорные куплеты, сатирического характера.

  1. П. И. Чайковский. Пьеса «Ноябрь. Тройка» из цикла «Времена года»

      Пьеса начинается широкой мелодией, напоминающей привольную русскую народную песню. Но затем все ближе и ближе начинают звучать колокольчики, прикрепленные на тройке лошадей. Веселый перезвон на время как бы заглушает грустное настроение. Но потом вновь возвращается первая мелодия - песнь ямщика. Ей аккомпанируют колокольчики. Сначала затихают, а затем совсем тают вдали их тихие звуки.





Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Музыкальность народных промыслов России.

Слайд 2

1.Назовите автора пьесы «Ноябрь. Тройка» из цикла «Времена года»? 2 . В какой опере Н. А. Римского – Корсакова звучит «Пляска скоморохов»: в опере «Сказка о царе Салтане », «Садко», «Снегурочка»?

Слайд 3

3. Родион Щедрин «…………… частушки». 4.Весёлые, озорные куплеты, сатирического характера - это …. 5. Какому музыкальному произведению адресованы стихи Оленина? Запрет на миг, и снова льётся Живая звонкая струя. И солнце ласково смеётся, И дышит ласково земля. Завидуя самозабвенью Неутомимого певца, Я у него учусь уменью И петь, и радовать сердца….

Слайд 6

Все листочки – как листочки, Здесь же каждый – золотой. Красоту такую люди Называют Хохломой. ХОХЛОМА

Слайд 7

Существует легенда: будто давным давно жил весёлый мужичок – умелец: избу поставил, стол да ложку сладил, посуду деревян - ную вырезал. Варил себе кашу, да птицам не забывал пшено сыпать. Прилетела как – то к его порогу Жар – птица. Он и её угостил. Вдруг Птица – жар прикоснулась своим крылом к чашке и стала чаша золотой.

Слайд 8

Тут поют свои частушки Знаменитые игрушки. Расписные индюшата, Кони, птицы и утята, Расписные даже хрюшки В царстве дымковской игрушки! ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА

Слайд 10

Гжель – это колыбель русской керамики. Своё название деревня получила от слова « жгель », т.е. «жечь» или «обжечь». Здесь располагаются богатейшие залежи глин и издавна жили гончары. ГЖЕЛЬ

Слайд 11

При царе Алексее Михайловиче выполнялась разноцветная майолика (конец 18 века). После Петра Первого стали делать сине – белую керамику .

Слайд 14

Палехская миниатюра - вид русской народной живописи на лаковых изделиях (главным образом из папье-маше), возникший в 1923 году в Палехе Ивановской области. ПАЛЕХСКАЯ РОСПИСЬ

Слайд 17

«Ноябрь. Тройка» П. И. Чайковский из цикла «Времена года»

Слайд 19

Проверка знаний: Назовите промысел ?

Слайд 20

2. Назовите промысел? Распустились синие цветы, Развернулись синие листочки, Не в саду, не в лесочке, не в поле. А на белоснежном фарфоре. Подарило небушко ей свою акварель. Что за роспись? Это - …

Слайд 21

3. Назовите промысел и созвучное ему музыкальное произведение?

Слайд 22

МОЯ РОССИЯ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народные промыслы России.

Презентация подготовлена для учеников 9 класса. Познакомить с географией народных промыслов России, с историей их создания и художественной  ценностью....

Народные промыслы России

Нестандартный урок - конференция в 9 классе. Хотелось бы, чтобы учащиеся больше узнали о творчестве народов России....

Народные промыслы России

Народные промыслы России...

«Народные художники (народные промыслы России)» конспект урока 1 класс

Конспект урока по изобразительному искусству в 1 классе (школа 2100) "Народные художники"...

«Народные художники (народные промыслы России)» конспект урока 1 класс

Конспект урока по изобразительному искусству в 1 классе (школа 2100) "Народные художники"...

Методическая разработка урока географии «Народные промыслы России», социальная и экономическая география России, 9 класс.

Методичекая разработка  включает 3 этапа: подготовка к уроку учащихся (работа группы по сбору материала),  презентация ( сообщение и представление продукции промысла), оформление выставки....

Музыкальность народных промыслов

Интегрированный урок изобразительного искусства и музыки...