Тема урока : "Зимний закат."
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Никифорова Ирина Петровна

Приобщение детей к миру искусства через познание окружающего предметного мира, его художественного смысла;

Расширение знаний учащихся о жанре пейзажа, установление последовательности выполнения рисунка;

Ознакомление детей со способами смешивания красок для получения разнообразных оттенков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon "Зимний закат."42 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока : "Зимний закат."

Вид занятия: рисование на тему .

Цель урока:

Приобщение детей к миру искусства через познание окружающего предметного мира, его художественного смысла;

Расширение знаний учащихся о жанре пейзажа, установление последовательности выполнения рисунка;

Ознакомление детей со способами смешивания красок для получения разнообразных оттенков.

 Задачи урока:

Образовательные:

 Активизировать познавательный интерес к искусству и природе;

 Учить осознанно выполнять линейное построение рисунка, используя линию горизонта и известные правила перспективы;

Формировать умения самостоятельно находить решение художественных задач.

Развивающие:

Развивать память, внимание и кругозор учащихся;

Развивать творческое и художественное мышление, воображение и фантазию;

 Развивать умения, связанные с передачей перспективы, размера и пропорций, зрительное восприятие и пространственное мышление как основу овладения рисунком;

Воспитательные:

Способствовать эстетическому восприятию учебного материала;

Формировать эмоциональную отзывчивость на красоту природы, умение замечать ее удивительные особенности;

Воспитывать бережное отношение к природе.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Методы: репродуктивный, информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный), частично-поисковый.

Оборудование, необходимое для урока:

аудиозаписи с музыкальными произведениями ( Звон колокольчиков;

В. Крайнов « Печальная любовь»;  Поль Мариа «Первый снег»;  Ф. Шопен «Хрустальная грусть»;   Волшебная композиция»; П.И. Чайковский « Вальс снежинок»; Г. Свиридов « Вальс снежинок»; Вивальди « Зима»; Клод Дебюсси «Небо, свет, нежность»).

 Проектор, ноутбук, магнитофон.

Для учащихся:

 бумага для рисования; гуашь; кисти; баночка с водой; палитра.

Ход урока:

1.Организационный момент:

Проверяется готовность к уроку.

Вступление. Звучит перезвон колокольчиков.

- Волшебный звон колокольчиков пригласил нас на урок.

- Скажите, какое сегодня число? (30 ноября)

-Что это за день? (последний день осени)

-А  кто едет к нам на тройке белых лошадей вы узнаете разгадав загадки.

2. Сообщение темы и цели урока.

Демонстрация презентации " Зимние загадки".

Слайд 2- В белом инее березы

Спят ежи, медведи спят

Но хотя пришли морозы,

Снегири зарей горят.

Будет Новый год и светлый

чудный праздник Рождества.

В шубу теплую одета

Белоснежная ...( Зима).

Слайд 3 - Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в тои тройке белы,

А в санях сидит царица

Белокоса, белолица

Как махнула рукавом-

Все покрыла серебром. ( Зимние месяцы).

Слайд 4 - Назовите - ка,  ребятки,

Месяц в этой вот загадке:

Дни его - всех дней короче,

 Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдет,

Мы встречаем Новый год (Декабрь)

Слайд 5 - Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду - упадет

Не вода уже, а лед.

Даже птице не летится

От мороза стынет птица.

Повернуло солнце к лету

Что, скажи, за месяц это? ( Январь)

Слайд 6 - Снег мешками валит с неба,

С дом стоят сугробы снега.

То бураны и метели

На деревню налетели.

По ночам мороз силен,

Днем капели слышен звон.

День прибавился заметно

Ну, так что за месяц это? ( Февраль)

- Что же мы будем рисовать сегодня уроке? ( Зиму)

-  Как называется картина на которой художник изобразил природу? (Пейзаж).

- Сказочная и величественная зима во все времена вдохновляла поэтов и художников. Недаром  художники любили и любят рисовать зимнюю сказку.

3. Введение в тему урока.

Слайд 7-  Русская зима глазами художников.

Слайд 8- " Первый снег" А. А. Пластов, звучит музыка В. Крайнова

 « Печальная любовь».

Белый снег пушистый,

В воздухе кружится.

И на землю тихо,

Падает  ложится.

Картина Аркадия  Пластова " Первый снег", он любил писать картины про красавицу зиму. Посмотрите, как удивительно нежно, правдиво она написана. Дети выбежали на крылечко, девочка радуется густым хлопьям снега, а мальчик немного удивлен. Как быстро замело снегом улицы, и на крышах домов уже лежат толстым слоем снежные шапки. Вспомните,  какие чувства испытывали вы, когда увидели первый снег? Очарованию первого снега, нежного, робкого, посвящена картина Аркадия Пластова.

 Слайд 9 "Хрустальный ручей" Г. Аванезов, звучит музыка Поля Мариа

« Первый снег».

Первый снег

Валерий Брюсов

 

Серебро, огни и блестки,-
Целый мир из серебра!
В жемчугах горят березки,
Черно-голые вчера.

Это - область чьей-то грезы,
Это - призраки и сны!
Все предметы старой прозы
Волшебством озарены.

Воплощение мечтаний,
Жизни с грезою игра,
Этот мир очарований,
Этот мир из серебра!

 - Прислушайтесь, какая тишина в лесу зимой. Редко можно услышать стук дятла или стрекотание сороки.

- Скажите, страшно в таком лесу?

- Конечно, нет. Вьюга немало потрудилась, намела сугробы. Посмотрите, какие красивые деревья, завороженные тишиной, окутаны снегом, переливаются разноцветными красками в лучах зимнего солнца.

 Современный художник, Григорий  Аванезов, родился в Узбекистане, жил и работал в Москве, в настоящее время живет в Канаде.

 Слайд 10 -" Зимняя сказка" М. Сатаров, звучит музыка Ф. Шопена «Хрустальная грусть»

- Вслушайтесь в звенящую морозную тишину. Величие природы, красота мира – все это отображено в картинах выдающегося мастера современной отечественной живописи Михаила Сатарова.

Первозданная чистота,

Обрамленная краской заката.

Словно в сказку вхожу я сюда,

Отступает реальность куда-то.

Рассыпает зима аметист.

И лежит он, повсюду мерцая.

Ах, как короток сказочный миг.

Гаснет солнечный круг, догорая.

 Слайд 11 " Зимний пейзаж" Ю. Ю. Клевер, звучит музыка « Волшебная композиция»

И. Бунин

 

Зимним холодом пахнуло

На поля и на леса.

Ярким пурпуром зажглися

Пред закатом небеса.

Юлий Юльевич Клевер русский художник немецкого происхождения. Учился и работал в России , годы жизни 1850 - 1924гг. Произведения Ю. Клевера знала и любила вся Россия. А он очень любил сказки и рисовал таинственные пейзажи. Сучковатые деревья, причудливо переплетенные корни. Пурпурное закатное солнце, которое садится за дремучим лесом. Еще мгновение и наступит ночь. И тогда начнется сказка.

- Ребята, что значит пурпур, пурпурный цвет?

- Пурпур - это ярко красный цвет.

 -Тема нашего урока: " Зимний закат".

Слайд 12 - сообщающий тему урока.

- Я предлагаю вам побывать в зимнем лесу , а потом приступим к работе.

4. Физкультминитка. Слайд-13

Дети встают возле столов.

- А в лесу у нас мороз  ( Дети хлопают себя по плечам и топают ногами)

Чтобы носик не замерз,

Надо ножками потопать

И ладошками похлопать

С неба падают снежинки, (Дети поднимают руки)

Как на сказочной картинке.

А вокруг лежат сугробы,( Разводят руки в стороны)

Снегом замело дороги.

Не завязнуть в поле чтобы

Поднимаем выше ноги.(Ходьба на месте)

Мы идем, идем, идем

И к себе приходим в дом.( Дети садятся)

Слайд 13

5. Самостоятельная работа учащихся.

Во время самостоятельной работы звучит тихая музыка Вивальди, К.Дебюсси

 Дети садятся за столы.

Слайд 14 - проверяем принадлежности.

Поэтапное рисование пейзажа.

- Напоминаю, что рисовать сегодня мы будем зимний закат. Положите лист вертикально, рисовать мы будем в перспективе, перспектива-это вид, видимая даль. То, что ближе к нам, рисуем крупнее и ниже на листе.  То, что находится дальше, рисовать надо выше на листе и меньшего размера.

- Рисовать будем сразу кистью большого размера.

Слайд 15 -Начнем с нескольких простых линий, наметим солнце  в центре листа и круговыми движениями закрашиваем фон: белый, жёлтый, малиновый, фиолетовый, добиваясь красивых оттенков на бумаги.

Сайд 16-Проведём линию горизонта фиолетовой краской.

-Что  такое линия горизонта?

Граница видимого пространства, где кажется, что небо сходится с землей.

Слайд 17 - Рисуем на линии горизонта полоску леса фиолетовой краской.

Слайд 18-Добавляем белый цвет в верхушки елей.

Слайд 19 - Кончиком кисточки дорисовываем стволы деревьев.

Слайд 20 - На первом плане рисуем стволы елок фиолетовым цветом.

Слайд 21 - Горизонтальными штрихами рисуем ветки ели темно-синим цветом.

 

Слайд 22- Добавляем тени под ёлки и белый снег на ветки.

Слайд 23- Тоненькой кисточкой тёмно-синим цветом прорисовать мелкие

детали: кустики, птиц.

Слайд 24 - Работы художников.

- Выполнение работы детьми,
Индивидуальная помощь каждому ученику.

6. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Закончите фразу:

- Я знаю…

- Я понимаю…

-У меня получилось…

- Мне понравилось…

Дети осуществляют самооценку деятельности.  Вместе с учителем анализируют лучшие работы, выставляют оценки за работу на уроке.

 - Что мы сегодня научились рисовать?

- Какое время года на ваших работах?

- Какое время дня?

7. Завершение урока.

Организация выставки работ учащихся.

Учитель благодарит учащихся за урок и просит убрать рабочие места.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока изобразительного искусства в 6 классе по теме: «Рисование пейзажа «Закат».

    Разбудить художника в душе, возродить уверенность в своих возможностях и окунуться в мир красок позволяет методика правополушарного рисования.         ...

Тема урока: Уход за плодоносящим садом поздней осенью. Сбор зимних гнезд вредителей.

План -конспект занятия по сельскохозяйственному труду,раздел "Осенний уход за плодоносящим садом" , 8 класс школы 8 вида.Цель урока:                   ...

Тема урока «Н.М. Рубцов. Стихотворение «Зимняя песня».

Цели:Образовательная: познакомить обучающихся со стихотворением Н.М.Рубцова «Зимняя песня», отработать выразительное осознанное чтение.Развивающая: развивать речь, интерес к поэз...

Тема урока «Ю.Нагибин «Зимний дуб»

Тема урока «Ю.Нагибин «Зимний дуб»...

Исследовательская работа НОУ " Академия"тема: «География зимних олимпийских игр. Жаркие. Зимние. Твои». Ученица МБОУ ЕСОШ №1Казарьян Тамара

Данная исследовательская работа была выполнена ученицей 11 класса и представлена на заседании НОУ "Академия"...

Тема урока: Пейзаж. Закат

Этапы изображения :- Вы как художники знаете с чего начинается работа? С наброска.1.  Тонкими линиями намечаем линию горизонта, дальний план, деревья, кусты.2.  Смачиваем кистью и водой...