Статья"Работа с одарёнными детьми"
статья по изобразительному искусству (изо) на тему

Матурина Г.Р.

Статья"Работа с одарёнными детьми"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_odaryonnymi.docx25.79 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с одарёнными на уроках изобразительного искусства

Особенно трудно увидеть творческую одаренность,

еще труднее её развивать.

В.С.Юркевич

Сегодня многие дети занимаются творчеством, интересуются изобразительным искусством, любят рисовать. Ими движет страстное желание познать окружающий мир и передать его красоту в своих рисунках. Умение рисовать - это такая способность, которую трудно переоценить.

Цель: Обучение и развитие личности с неординарным, творческим мышлением, широким кругозором, умеющей ставить и решать неординарные задачи, что является насущной потребностью сегодняшнего дня, социальным заказом современности.

Задачи:

Относится ко всем детям , как  к одарённым на начальном этапе, выявление одарённых детей;

Создание условий для работы со всеми детьми;

Создание системы работы с одарёнными детьми

B своей педагогической практике опираюсь на мнение А.Мелик-Пашаева. Он считает, что недостаточно работать так: выявить специально одаренных детей, а потом создавать для них особые оптимальные условия развития. Остальным довольно того, что входит, в так называемый образовательный минимум. Считаю, что нужно другое: создавать максимально благоприятные условия художественного развития для всех. А в этих условиях тот, кто, образно говоря, “рождён для искусства”, непременно выделится сам, быстрее найдёт себя. И начнёт искать источники развития уже за рамками общеобразовательных программ. Но и все остальные получат не “минимум”, а скорее “максимум”: соприкоснуться с тем изначальным и главным в искусстве, в художественном творчестве, что поможет им в дальнейшей жизни ценить настоящее искусство, самостоятельно разбираться в нём, искать общее с ним, чувствовать себя полноправными наследниками художественной культуры человечества.

Известно, что в преподавании изобразительного искусства существуют два основных подхода, которые издавна соперничают друг с другом. Как говорит Н.С. Лейтес: “академическое обучение и свободное воспитание. В первом, детей учат изображать объекты в соответствии с требованиями профессионального реалистического искусства. При такой системе дети могут приобрести некоторые изобразительные навыки (в массовой школе это удается редко), полезные во многих специальностях и житейских ситуациях. Но они не получат опыта решения художественных задач, не приобщаясь к искусству. Это - обучение без творчества”. Существует другой “подход, при котором детям создают благоприятную среду и условия для творчества, но не оказывают целенаправленного педагогического воздействия. В этом случае имеет место творчество без обучения. Оно поднимается на волне "возрастной талантливости" и вместе с ней сходит на нет”. Соглашаюсь с мнением Н.С. Лейтеса, что необходим третий путь целенаправленного руководства творческим развитием детей.  Дело как учителя - вести занятия так, чтобы перед ребенком всегда стояла творческая задача и видеть в каждом ученике потенциального художника.

Принципы:

Систематичность и последовательность

Доступность

Индивидуальный подход к детям

Игровая подача материала

Учет уровня развития детей, индивидуальных характеристик развивающего обучения

   Наглядности

  Средствами достижения поставленной цели являются:

      Произведения искусства (картины, репродукции)

      Художественное слово

       Нестандартные техники рисования

       Природа          

Работа ведется по направлениям:

        Развитие творческой активности

      Развитие  технических умений в изобразительной деятельности

        Развитие познавательных процессов

       Совершенствование навыков коллективного общения 

Формы организации детей: совместная деятельность,самостоятельная деятельность детей

В урочной деятельности применяются  

  проблемно-развивающее обучение,

проектно-исследовательские технологии,

игровые технологии (деловые игры и путешествия),

ИК технологии для удовлетворения познавательной мотивации         развития способностей (разноуровневые тесты, презентации)

Использование компьютерных технологий позволяет погрузить детей в мир познания связи искусства с жизнью, развивать их творческие способности. Как важно сейчас поддержать, пробудить в детях стремление к творчеству. Ведь творчество – это всегда инициатива, которая сейчас очень важна, чтобы приносить пользу людям, привлечь к деятельности, к созидательности. Развить вкус, расширить круг любителей его всегда входило в мои задачи на уроке. Одним из очевидных достоинств мультимедийного урока является усиление творческого поиска каждого ребенка, повышение интереса к уроку, происходит это в первую очередь за счет усиления наглядности. Использование наглядности тем более актуально, что в школах, как правило, отсутствует необходимый набор таблиц, схем, репродукций, иллюстраций. В таком случае проектор может оказать неоценимую помощь. Примеры тем уроков с мультимедиа: «Народный праздничный костюм», «Искусство Гжели», «Городецкая роспись», «Хохлома», «Жостово», «Русская изба», «Интерьер крестьянского дома», «Китай», «Япония», «Древний Египет», «Древние образы в народных игрушках», «Жанры изобразительного искусства»– портрет, пейзаж, анималистический жанр и другие, «Рисунок – основа  изобразительного творчества», «Цвет в произведениях живописи», «Великие портретисты прошлого, «Крупнейшие музеи изобразительного искусства», «Красота движений человека», «Обычная жизнь каждого дня», «Картины на темы истории» и др. Использование мультимедиа презентаций целесообразно на любом этапе изучения новой темы и на любом этапе урока, как с помощью компьютера, так и с помощью мультимедийного проекционного экрана. Использование графического редактора «Paint» в качестве инструмента художественной деятельности, оправдывается повышением познавательного интереса учащихся к предмету. В основе системы проектного обучения лежит творческое усвоение школьниками знаний в процессе самостоятельной поисковой деятельности, то есть проектирования. Важно, что проектное обучение, по своей сути, является личностно ориентированным, а значит, позволяет школьникам учиться на собственном опыте и опыте других. Это стимулирует познавательные интересы учащихся, дает возможность получить удовлетворение от результатов своего труда, осознать ситуацию успеха в обучении. Главным направлением в работе с детьми является индивидуальный подход. Творческие начала в человеке проявляются независимо от воспитания и образования, однако, можно создать условия для их развития, поэтому в своей работе я пытаюсь найти нестандартные методы работы: Одним из них является работа учеников под любимую музыку. Учащимся разрешается слушать музыку в наушниках во время самостоятельной, творческой работы. Многим детям это позволяет создать для себя собственное пространство и атмосферу для творчества.

Согласно Дж. Рензули, одарённость детей есть стечение трёх характеристик: интеллектуальных способностей, креативности (беглость, гибкость, оригинальность, разработанность) и творческой мотивации (ориентирование на задачу). Многие исследователи считают, что только деятельность по потребности, а не в результате долга содействует развитию творческих способностей. Одаренность конкретного ребенка в значительной степени является характеристикой условной и может быть проявлением возрастной особенности, это значит, что она может проявиться на новых этапах развития ребенка. В этом большая заслуга отводится учителю.

• Одарённые дети очень любопытны, активно исследуют окружающий их мир и не терпят каких-либо ограничений своих исследований.

• Они способны прослеживать причинно- следственные связи, делать правильные выводы, а также строить альтернативные модели и системы происходящих событий.

• одарённые дети легко справляются с познавательной неопределенностью, с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ.

• Одаренный ребенок способен длительное время (до нескольких часов) концентрировать свое внимание на одном деле, он буквально погружается в свое занятие, если оно ему интересно.

Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока еще "недоступны", и в решении некоторых из них добиваются успеха

Ежегодно учащиеся занимают призовые места и становятся победителями творческих городских конкурсов и олимпиад по ИЗО.

 Хотелось бы добавить, что для достижения высоких результатов должны быть созданы условия не только со стороны учителя-предметника, но и школы в целом

 • работа должна носить систематический характер на протяжении всего процесса обучения,

• работа с одаренными учащимися должна проводиться как на уроке, так и во внеурочное время; • целесообразно проводить занятия, как с группой учащихся, так и индивидуально;

• ученикам должна быть предоставлена возможность реализации собственных идей.

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен самореализоваться. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки, техники, искусством. Помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Уверена, что увлеченность не рождается у детей сама по себе, а создается, программируется учителем.

Для того чтобы работать с талантливой молодежью, необходимо много работать над собой, то есть постоянно самосовершенствоваться, через курсы повышения квалификации, методические объединения города и научно-практические конференции.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Работа с одарёнными детьми"

В статье описываются приёмы и методы работы с одарёнными детьми на уроках обществоведческого цикла и во внеурочное время....

Статья "Организация работы с одарёнными детьми в современной школе"

Одарённость по-прежнему остается загадкой для большинства учителей  и многих родителей. Одаренность в педагогике понимается как совокупность природных задатков, как одно из условий формиров...

Статья "ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ".

"ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ"...

Статья Работа с одарёнными детьми

    Ключевые слова: одаренные дети, задатки способностей и их развитие, стремление к лидерству, совершенству, саморегуляция, метапредметные умения и навыки, социальный опыт, творчески...

Работа с одарёнными детьми: опыт, методики, достижения. "Городской математический праздник "Математическая перестрелка" в рамках городской системы работы с одарёнными детьми"

Выступление на 1 съезде учителей математики Самарской области "Реализация концепции развития Российского математического образования", 20.04.2016Выступление на окружной конференции педагогов "Реализац...

Презентация к статье "Работа с одарёнными детьми на уроках английского языка"

Презентация содержит 13 слайдов и является дополнением к статье....

Статья: "Работа с одарёнными детьми"

Одаренность-одна из основных составляющих внутреннего мира человека.Понимание "Одаренности" как только интеллектуальной стороне не соответствует подлинному представлении  высоком развит...