Рисование с натуры в средней школе
статья по изобразительному искусству (изо) на тему

Титова Оксана Олеговна

Актуальность рисования с натуры в средней школе

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рисование с натуры является методом наглядного обучения и дает прекрасные результаты не только в деле обучения рисунку, но и в деле общего развития ребенка. Рисование с натуры учит мыслить и целенаправленно вести наблюдения, пробуждает к анализу натуры и тем самым подготавливает школьника к дальнейшей учебной работе.

При обучении рисования учитель должен иметь ввиду, что целью изучения формы предмета является не только знакомство с его внешней формой, но и знакомство с понятиями, выраженными это формой, что крайне необходимо для усвоения других учебных предметов: математики, физики итд.

Процесс познания во многом зависит от степени развития зрительного аппарата, от способности человека анализировать и синтезировать получаемые зрительные впечатления. Рисование с натуры располагает большими возможностями для развития это способности.

В учебном рисунке процесс познания натуры является переходом от единичных и неполных понятия о предмете к полному и обобщенному представлению о нем. Рисуя с натуры, ученик внимательно рассматривает натуру, старается отметить ее характерные особенности, понять структуру предмета. В результате такого рисования понятия , суждения и умозаключения о предмете становятся все более конкретными и ясными, т.к. находящаяся перед глазами натура доступна зрению, осязанию, измерению и сравнению. 

Например, ученик рисуя гипсовый орнамент, видит на выпуклой форме предмета темное пятно,-ему кажется что это впадина, но подойдя к предмету и потрогав форму пальцем, он убеждается, что там не впадина, а выпуклость. Поэтому в начальной школе ученики строят предметы по двум направлениям- изучение формы путем зрения(с натуры) и путем осязания лепка. такой метод изучения формы дает прекрасные результаты им пользовались именитые художники такие как Крамской.( желая яснее представить выразительность пластики головы, был вынужден вылепить ее из глины).

Или  например, дети в первом классе, рисуя с натуры лист тополя, часто плохо улавливают характер формы, когда им для сравнения показывают листья с других деревьев, они начинает быстро подмечать характерные особенности формы листа тополя.

Ни один учебный предмет не обеспечивает такого активного внимания учащихся к предмету, к анализу его строения, как рисование с натуры. Недаром великий Микельанжело Буанаротти говорил:" Рисунок-  источник и корень всякой науки".

Приняв за основу, что обучение рисованию с натуры в школе ведет к развитию умственных способностей, необходимо на занятиях приучать детей к правильному суждению о форме предметов на основе научных данных о явлениях перспективы, теории теней, цветоведению, анатомии. Научить детей внимательно рассматривать и анализировать форму легко. Они порой поражают своей способностью аккуратностью прорисовывать мельчайшие детали и подробности предмета. Это дает нам возможность без труда перевести внимание детей на самые характерные особенности строения формы предмета, научить его правильно видеть, понимать и изображать форму предмета.

Еще великие итальянские художники указывали, что рисование с натуры является лучшим методом обучения. Это положение верно не только для профессионального обучения, но и для элементарного обучения в общеобразовательной школе. Здесь важно не столько приобретение умения рисовать согласно законам и требованиям этого искусства, сколько приобретение более точного глазомера, верной руки, настоящих отношений к величине и виду разнообразных предметов, более быстрого понимания действий перспективы.

Большое значение рисование с натуры, особенно перспективное рисование, имеет для развития пространственного мышления и воображения. Сложность передачи трехмерности объемного предмета при изображении на плоскости листа бумаги заставляем ученика развивать пространственное мышление и воображение. Всякое графическое выражение мысли основывается на умении зрительно представлять изображаемые предметы. Рисовальщику необходимо ясно представить конструкцию предмета, взаимосвязь его частей, характер формы положение предмета в пространстве.

Развивая у учащихся способность к ясным образным представлениям, рисование с натуры влияет и на развитие памяти( двигательной, эмоциональной, словеснологической). В жизни человека роль образной памяти огромна. 

На основе ясных представлений о предметах, образной памяти у ученика развивается способность воображения.

Во время рисования с натуры развивается абстрактное мышление. Дать конструктивный анализ формы предмета, невозможно, не прибегая к абстрактному мышлению,, которое развивается с помощью рисования с натуры.

Рисование с натуры в общеобразовательной школе предусматривает не только изображение предметов средствами светотеневого рисунка (рисунок карандашом), но и обучение элементам живописи.

Знакомясь с элементами живописи, учащиеся овладевают техническими приемами работы цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками. В первых классах акварелью предметы природы( листья, насекомых) без смешения красок.

С третьего они учатся подбирать сходный с натурой цвет путем смешения красок. в четвертом рисуем акварелью предметы объемной формы, на светлом фоне. в пятом-шестом упор делается на правильную передачу соотношений цвета в группе предметов и на передачу объемности. (по сырому, слияние цветов, слоями)

Задача педагога не убивая радостного чувства восприятия детьми этого мира, методически умело подвести к правильным представлениям о мире. Поэтому так необходимо знакомить учащихся с основными положениями в цветоведения, научить правильно пользоваться цветом и тоном для передачи своих зрительных впечатлений от натуры( теплый, холодный тон) передавать игру цвета и света на предметах, не отходя от зрительной достоверности изображаемого.

Рисование с натуры является прекрасным средством эстетического воспитания детей. Рисуя с натуры пейзаж, дерево, цветок, изучая характер формы предметов, ребенок проявляет интерес к красотам природы, к богатству и разнообразие ее форм и красок. Он видит пропорциональное отношение частей и целого, улавливает ритм и гармонию форм природы, цветовых оттенков. Развивая у детей наблюдательность, чутье, мы тем самым решаем и задачи эстетического воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок ИЗО по Теме: "Рисование с натуры.Портрет Папы".

Урок рисование для 5 класса по теме: "Рисование с натуры. Портрет папы"....

Рисование с натуры в средней школе.

Если не развивать  творческие способности, заложенные в ребёнке от рождения,  если вовремя не давать детям соответствующие знания, не вооружать их необходимыми навыками, то в подростко...

Конспект урока ИЗО в специальной коррекционной (общеобразовательной) школе VIII вида на теме: "Рисование с натуры"

Конспект по изобразительному искусству направлен на закрепление умения рисовать объемные предметы расположенные выше уровня зрения; выполнение рисунков в определенной последовательности - от общего к ...

урок во 2 классе коррекционной школы 8 вида на тему:Рисование елочной игрушки – рисование с натуры

Цель: формировать графические навыки; дать представление о блике на объемной поверхности, развивать наблюдательность, эстетическую восприимчивость,Оборудование: краски, кисти, палитра, салфетки, репро...

урок в 3 классе в коррекционной школе по изобразительному искусству на тему : "Рисование с натуры будильника круглой формы"

Тема: Рисование с натуры будильника круглой формы.Цели: Учить изображать круглые предметы, передавая в рисунке характерные особенности и формы, развитие глазомера, развитие художественного в...