НАРОДНАЯ ПРАЗДНИЧНАЯ ОДЕЖДА.
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Олейник Алсу

Урок знакомит учащихся 5 класса с русским народным костюмом. Учит видеть различия в одежде южных и северных губерний. Элементы украшения одежды в женском и мужском костюме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_narodnyy_kostyum.pptx2.34 МБ
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русский народный костюм

Слайд 2

День был теплый и ясный; чинно выступали из церкви одна за другою нарядные девушки и парами медленно приближались в нашу сторону.

Слайд 4

Рубаха Рубахи были разные. Праздничные - для воскресных дней и престольных праздников, будничные -для работы дома и в поле; обрядовые делились на свадебные, предсвадебные и погребальные - «горемычные». Форма рукавов была различной: прямые или суживающиеся к кисти, свободные или сборчатые. Порой их собирали под кружевой манжет. В свадебной и праздничной одежде встречались рубахи- долгорукавки с рукавами до двух метров длиной, с клиньями, без сбор. При ношении такой рукав собирался горизонтальными складками, либо имел специальные прорези- окошки для продевания рук. Длинным рукавам приписывалась в старину колдовская сила. Вспомни Василису Прекрасную, у которой после каждого взмаха появлялись озера, лебеди.

Слайд 5

Самую красивую рубашку невеста надевала в день свадьбы. Изготавливалась она в особое время: «в первую ноченьку христовую (пасхальную), во другую во ивановскую, в третью ноченьку петровскую. Нарядные рубашки надевали в день первой борозды, в день выгона скота, в день начала сенокоса и жатвы. Верхнюю часть рубашки шили из лучшего « кужельного » полотна и называли «станом», « станушкой ». Ниже талии надставляли подставу из грубой конопляной ткани, при надобности ее сменяли другой

Слайд 6

Орнамент Преобладало двустороннее шитье металлическими блестками. Узоры, тканые и вышитые, выполнялись льняными, конопляными, шелковыми и шерстяными нитками. Гамма цветов: белый, красный, синий, черный, коричневый, желтый, зеленый Элементы орнамента: ромбы, косые кресты, восьмиугольные звезды, розетки, елочки, кустики, стилизованные фигуры женщины, птицы, коня, оленя.

Слайд 7

Одежда Южных губерний В южнорусских губерниях поверх рубахи носили древнюю поясную одежду- поневу - домотканую клетчатую юбку из шерсти, в которую обворачивались, укрепляя по талии поясом. Термин « понява » («понева», « понька ») - обозначал кусок ткани, пелену, покрывало. Поневу впервые одевали девушке в ее совершеннолетие. Первую поневу шила сестра, а надевал ее брат на Пасху или на Троицу, она символизировала замужество и надевалась только перед свадьбой. Совершеннолетие девушек отмечалось в народе обрядом - «загонять в поньку ». Окончательно поневу надевали во время свадьбы. Сверх поневы носили передник.

Слайд 8

Головной убор Завершал наряд девушки и женщины головной убор . По нему можно было определить возраст его владелицы. В состав сложного головного убора входило до 12 предметов, общим весом до 5 килограммов. Девушки по обычаю заплетали волосы в одну косу, макушку оставляли открытой. Поэтому их головной убор - это всевозможные венцы, обручи, « коруны », повязки, « почёлки » охватывали голову обручем, и украшались речным жемчугом, бисером. Девушки ходили с распущенными волосами, не покрывая целиком, оставляя возможность жениху оценить цвет, присмотреться к блеску волос встреченной им незнакомки.

Слайд 9

Русский сарафан В северных и центральных губерниях поверх рубахи девушки и женщины носили САРАФАНЫ . Само слово восточного происхождения, означало «одетый с головы до ног». По своему покрою сарафаны были разнообразны. Самым древним является косоклинный . Второй тип сарафана- косоклинный распашной . И называли их по разному, связанные с покроем или материалом- космыч , сукмач , косталан , дольник, клиник, штофник , кумачник . Шили простые сарафаны из льняной холстины с набивными узорами, из клетчатой пестряди. Праздничные же- из многоцветного красочного ситца, узорного атласа, а побогаче люди шили из парчи с золотым узором.

Слайд 11

На праздники сверху надевали еще и нарядную пышную на лямках распашную одежду без рукавов - епанечку , которая сзади собиралась крупными складками и в народе ее назвали перо или перышко, коротеня , душегрея. В холодную погоду на сарафан надевали душегрею с длинными рукавами.

Слайд 12

Пояс и крест были обязательны для каждого. Пояс, как и крест, давали при крещении и не только ходить без него, но даже спать без него считалось неприличным. Надевалась на рубаху или на простой сарафан. Использовались узкие полоски шелковой ткани, расшитой золотыми нитями. Концы поясов украшались разнообразными кистями, подвесками, декоративными полосками с шитьем, вставками разноцветной фольги.

Слайд 13

кокошник Самым распространенным видом праздничного головного убора был КОКОШНИК - род твердой плотной шапочки, которую носили с сарафаном. Формы кокошников разнообразны: «двурогие, высокие с рогом, островерхие с «шишками», низкие маленькие плотные шапочки с «ушками». Шили их из дорогих шелковых, парчовых, бархатных тканей. Украшался жемчугом, самоцветами, золотым шитьем.

Слайд 14

Косник ( накосник ) Чаще всего мягко заплетенную косу девушки венчал косник (или накосник ). На равном расстоянии друг от друга к шнурку пришивались бусины, жемчуг, ленточки, иногда — кружево (чтобы оптически увеличить толщину косы). У каждой девушки косник был свой. Для удобства косник часто соединяли с налобной повязкой, которая звалась «чёлкой». «Челка» придерживала распущенные волосы во время праздничных веселий — святочных и масленичных игр, прыжков через костер в летние дни.

Слайд 15

Платок Девичьи и женские головные уборы покрывали платками-убрусы : их свободно набрасывали поверх головного убора, или повязывали под подбородком.

Слайд 16

Украшения В большом количестве надевались на шею ожерелки из жемчуга и бисера, цветной шерсти, гайтаны - низанные из бисера, к которым привешивались кресты, образки, янтарные бусы, бусы из дутого стекла, ленты. Большой любовью пользовались крупные серьги, подвески, иногда они достигали плеч.

Слайд 17

Мужская одежда Комплекс мужской будничной одежды состоял из рубахи-косоворотки с разрезом по левой стороне груди — вышивалась по низу изделия, низу рукавов, горловине и нешироких штанов из холста или крашенины (портов). Были косоворотки с прямым высоким воротником и низким воротником, разной длины и различного назначения (повседневные, горничные, праздничные и др.). Рубахи носили навыпуск и подпоясывали узким пояском, к которому по мере надобности прикрепляли гребень, дорожный нож или другие мелкие предметы.

Слайд 18

На рубаху и штаны надевались три одежды: одна на другую. Исподняя была домашняя, в которой сидели дома; если нужно было идти в гости или принимать гостей, надевали на нее другую. Третья была накидная для выхода. Исподняя одежда называлась зипун . Это платье было узкое, длиной до колен или иногда до икр. На зипун надевали вторую одежду, которая называлась кафтан . Рукава его были чрезвычайно длинны, достигали до земли и собирались в складки или брыжи, так что ладонь можно было по желанию закрывать или оставлять открытою.

Слайд 19

Верхняя одежда Верхние, или накидные одежды у бедных были: шубы и полушубки овчинные, или тулупы. Верхнюю одежду подпоясывали обычно широким шерстяным домоткаными ремнем или длинным шерстяным кушаком. Голову покрывали шапкой из серого войлока. Зимой носили ушанку или треух из сукна с оторочкой из овчины.

Слайд 20

Обувь Обувь простого народа была лапти из древесной коры. Лапти лаптям были рознь- их называли пятериками, шестериками, семериками. Вязаные чулки носили обычно до колен. И "модницы" натягивали на себя по шесть пар шерстяных чулок, для шика их еще собирали на ногах гармошкой. Для дома или работы в поле в жаркую, сухую погоду надевали веревочные лапти - чуни, в разных деревнях их называли по-разному - « чоботы », « чоботки », «тапки», но крестьянские девушки из зажиточных семей носили сапоги «на колечках» (гармошкой). В зимнее время носили валенки .



Предварительный просмотр:

III четверть

ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Урок 2

Тема: НАРОДНАЯ ПРАЗДНИЧНАЯ ОДЕЖДА.

Цели:

  1. Познакомить учащихся с русским народным костюмом, понятием «Ансамбль», значение колорита в одежде.
  2. Формировать умения и навыки учащихся при использовании различных видов техники в работе.
  3. Продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления учащихся.
  4. Прививать интерес к народному творчеству.

Оборудование и материалы:

  1. Таблицы с изображением русского народного костюма.
  2. Видеоряд исторических картин русских художников, в которых показаны изображения русского народного костюма.
  3. Музыкальный ряд: русские народные песни.
  4. Комплект художественных материалов.
  5. Цветная бумага, клей, ножницы для аппликации.

ПЛАН УРОКА

  1. Беседа о народном костюме, повторение ее элементов. Связь композиции костюма с народной архитектурой и орнаментом в народном искусстве.
  2. Постановка художественной задачи: Выбор формы и орнамента, художественного материала.
  3. Исполнение под указанием учителя этапности работы с бумагой для получения силуэта фигуры в одежде.
  4. Начало работы над окончательным вариантом.
  5. Завершение работы.
  6. Выставка и обсуждение работ.

Ход урока.

Повторение пройденного материала.

Учитель. Давайте с вами вспомним, что мы проходили, и что  рисовали на прошлом уроке (русский народный костюм).

Учитель. Из каких деталей состоит русская народная одежда? (рубаха, сарафан, головной убор, юбка, передник).

Учитель. Чем отличается народная одежда Южных губерний от Северных губерний? (В Южных губерниях одежда состоит из рубахи, юбки-поневы, передника. В Северных костюмах состоит из рубахи, сарафана, кокошника).

Беседа.

Учитель. День был теплый и ясный; чинно выступали из церкви одна за другою нарядные девушки и парами медленно приближались в нашу сторону. С какою- то негою, медленно вился хоровод девушек в жемчужных головных уборах, в парчовых и шелковых платьях, там виднелись толпы парней с девушками в более простых нарядах, они медленно прохаживались, взявшись за руки, вперед и назад, разливаясь в своих громких песнях.

 Учитель. Из чего же шили народную одежду? Ее шили из тонкого серебристо- белого домотканого льняного или конопляного полотна. Шила их сама хозяйка.

Учитель. Давайте посмотрим, какие инструменты использовались для изготовления ткани? (Ткацкий станок, прялка, веретено, гребень и щетка, тесло, трепало и др.).

Учитель. Основой женского и девичьего народного костюма как мы уже сказали, была РУБАХА.

Рубахи были разные. Праздничные - для воскресных дней и престольных праздников, будничные -для работы дома и в поле; обрядовые делились на свадебные, предсвадебные и погребальные - «горемычные». Шилась она из прямых полотнищ. В рубахах верхняя часть рукава делалась из тонкого холста и более дорогих тканей, а нижняя- подстава- из домотканого грубого холста. На многих рубахах видим полики- вставки, расширяющие верхнюю часть.

Форма рукавов была различной: прямые или суживающиеся к кисти, свободные или сборчатые. Порой их собирали под узкую обшивку или под широкий, украшенный кружевом манжет.

В свадебной и праздничной одежде встречались рубахи- долгорукавки с рукавами до двух метров длиной, с клиньями, без сбор. При ношении такой рукав собирался горизонтальными складками, либо имел специальные прорези- окошки для продевания рук. Длинным рукавам приписывалась в старину колдовская сила. Вспомни Василису Прекрасную, у которой после каждого взмаха появлялись озера, лебеди.

Таким образом, в женской одежде бытовало два вида рубах: одна с широким сборчатыми  рукавами, связанная с Новгородской культурой, и с суживающимися книзу рукавами под названием «московской». В народе верили, что свою рубаху нельзя было продавать, иначе распрощаешься со счастьем.

В сундуке для приданого невеста обычно хранила 5-6, а то и дюжину рубашек.

Самую красивую рубашку невеста надевала в день свадьбы. Изготавливалась она в особое время: «в первую ноченьку христовую (пасхальную), во другую во ивановскую, в третью ноченьку петровскую. Шилась она из лучшего домотканого полотна.

Нарядные рубашки надевали в день первой борозды, в день выгона скота, в день начала сенокоса и жатвы. Полотно, из которого они изготовлялись, экономили, поэтому рубашку шили из нескольких сортов ткани, различающихся толщиной и плотностью.

Верхнюю часть рубашки шили из лучшего «кужельного» полотна и называли «станом», «станушкой». Ниже талии надставляли подставу из грубой конопляной ткани, при надобности ее сменяли другой. Были рубашки и без подставы, так называемые «цельные» или «скрозные» (додольные).

Учитель. Чем украшалась  рубаха? (вышивкой).

Учитель. Какую роль играла вышивка в украшении рубахи?

Вышивка играла роль оберега , она не только украшала, но должна была оберегать, защищать женщину, поэтому были четко определены места ее расположения: ошивки ворота и запястий, плечо, грудь и низ рубахи, поле рукавов. Интенсивно расшитые, эти места как бы защищали человека от злых сил.         

        

 В обрядовых рубахах- покосницах и в рубахах-сенокосицах ширина вышивки подола достигала 30-60 см. Вышивалась даже будничная одежда. Украшались даже «горемычные» рубахи и здесь соблюдались каноны в использовании узоров и цвета. Траурная одежда была белая. При трауре по родителям носили белые рубахи с белой вышивкой, а по детям - с черной. Без всяких украс были рубахи только у женщин-вдов.

Считалось, что чем богаче украшена рубаха, тем счастливее будет ее владелица и это непременно скажется на ее потомстве.

Прикасаясь к земле и травам изукрашенным подолом, женщина надеялась, что передает земле силу плодородия, скрытую в орнаментах вышивки, и сама получает взамен жизненные силы.

Учитель. Обратите внимание на цвета взятых ниток. Какие цвета преобладают?

Преобладало двустороннее шитье металическими блестками. Узоры, тканые и вышитые, выполнялись льняными, конопляными, шелковыми и шерстяными нитками, окрашенными растительными красителями, дающими приглушенные оттенки. Гамма цветов многокрасочна: белый, красный, синий, черный, коричневый, желтый, зеленый

Учитель. Какие орнаментальные мотивы мы можем увидеть в вышивках?

Наиболее распространенные элементы орнамента: ромбы, косые кресты, восьмиугольные звезды, розетки, елочки, кустики, стилизованные фигуры женщины, птицы, коня, оленя. Узоры вышивки были священными, божественными изображениями или знаками - символами, обладающими магической и оберегающей силой.

Учитель. Рассмотрим более подробно народный костюм южных губерний.

Что одевали поверх рубахи?

В южнорусских губерниях поверх рубахи носили древнюю поясную одежду- поневу- домотканую клетчатую юбку из шерсти, в которую обворачивались, укрепляя по талии поясом. Поневу впервые одевали девушке в ее совершеннолетие и носили в основном замужние женщины, и в памяти народа она осталась как «вечный хомут и бабья кабала».

Первую поневу шила сестра, а надевал ее брат на Пасху или на Троицу, она символизировала замужество и надевалась только перед свадьбой. Совершеннолетие девушек отмечалось в народе обрядом - «загонять в поньку», когда в праздник на девушку при всех родных подруги надевали поневу. Выглядел обряд следующим образом: девушка бегала по лавкам расположенных вдоль стен избы, мать ходила вслед за ней и уговаривала. Если девушка, соскочив с лавки, попадала прямо ногами в поневу, ее можно было сватать. Окончательно поневу надевали во время свадьбы.

Понева - это юбка, состоящая из трех полотнищ шерстяной или полушерстяной ткани, стянутых на талии плетеным узким пояском - гашником; ее носили только замужние женщины.

Термин «понява» («понева», «понька») - общеславянский, поначалу обозначал кусок ткани, пелену, покрывало.        

Ткани для понев брали домашнего изготовления: шерстяные (пряжа преимущественно из овечьей шерсти) и из растительного волокна - конопли. Техника изготовления ткани была простейшая - полотняное переплетение. Чередование шерстяных и растительных нитей создавало на ткани узор из клеток. Полосатые и клетчатые узоры разнообразны по форме и колориту.

Поневы так же, как и рубахи, делились на праздничные, расхожие и будничные. Будничные отделывались по низу узкой полоской домотканой тесьмы. В праздничных же поневах большое внимание уделялось «клаже» - это нашивки по подолу, в которых максимально использовалось все богатство отделки.

Во многих селах рубаху носили «с пазухой» - рубаху выдергивали из-под пояса и спускали ниже на поневу, фигуру женщины такой напуск делал дородной и округлой, полностью скрывая талию.

Фигура женщины в этой одежде казалась более приземистой, чем в сарафане. Деревенская одежда соответствовала укладу крестьянской жизни, и полнота женщины означала для крестьянки здоровье, а здоровье - это и дети, и работа без устали, «до седьмого пота».

Поневы, которые носила молодая жена до рождения первого ребенка, были самыми красивыми. Молодая после венца надевала поневу с «хвостом» из красного сукна, шелка, бахромы и даже с бубенцами.

Сверх поневы носили передник, повязывая его по талии, или длинную, богато украшенную занавеску, надеваемую через голову и держащуюся на плечах. Существовал еще и навершник, или шушпан, напоминавший короткую широкую рубаху из домотканой  шерсти, разукрашенную тканым и вышитым узорочьем.

 Учитель. Мы рассмотрели с вами одежду южных губерний. А теперь

Русский Север был тогда заповедником нашей родной старины, которая продолжала жить и в народной одежде.

 В северных и центральных губерниях поверх рубахи девушки и женщины носили САРАФАНЫ. Само слово восточного происхождения, означало «одетый с головы до ног». 

По своему покрою сарафаны были разнообразны. Самым древним является косоклинный.  Второй тип сарафана- косоклинный распашной. Перед которого кроился из двух полотнищ ткани и застегивался на медные, оловянные или серебряные пуговицы. Позднее появился прямой или круглый сарафан на лямках. Его шили из сложенного пополам полотнища ткани, а по бокам вставляли клинья. И называли их по разному, связанные с покроем или материалом- космыч, сукмач, косталан, дольник, клиник, штофник, кумачник.

Шили простые сарафаны из льняной холстины с набивными узорами, из клетчатой пестряди. Праздничные же- из многоцветного красочного ситца, узорного атласа, а побогаче люди шили из парчи с золотым узором.

Пояс и крест были обязательны для каждого. Пояс, как и крест, давали при крещении и не только ходить без него, но даже спать без него считалось неприличным. Надевалась на рубаху или на простой сарафан. Использовались узкие полоски шелковой ткани, расшитой золотыми нитями. Концы поясов украшались разнообразными кистями, подвесками, декоративными полосками с шитьем, вставками разноцветной фольги. Цветные пояса, узкие плетеные опояски и широкие радужные тканые кушаки дополняли и украшали костюм, завершая цельность всего ансамбля.

Праздничные сарафаны и рубахи высоко ценились, их тщательно берегли, передавали по наследству и надевали по самым большим праздникам. У девушки в приданном было до 10 рубах, столько же разнообразных сарафанов.

Учитель. О чем мы еще не говорили? Что одевали на голову?

Завершал наряд девушки и женщины головной убор. По нему можно было определить возраст его владелицы, ее семейное положение: девушка на выданье, молодая женщина, женщина в возрасте, старушка. Основу всех русских женских головных уборов, несмотря на их разнообразие, составляла твердая налобная часть, в зависимости от формы (плоская, лопатообразная, с рогами) называвшаяся поразному. Сверху она обтягивалась кумачом, ситцем или бархатом. Затылок прикрывала прямоугольная полоса ткани - позатылень. В состав сложного головного убора входило до 12 предметов, общим весом до 5 килограммов.

Девушки по обычаю заплетали волосы в одну косу, макушку оставляли открытой. Поэтому их головной убор - это всевозможные венцы, повязки, обручи, «коруны», повязки, «почёлки» охватывали голову обручем, и  украшались речным жемчугом, бисером. «Повязка», или, как часто ее называли, «красота», «волюшка», в каждом селе имела свою форму и орнамент. В основе ее - полоса ткани, часто из мелкоузорного ситца, с твердой налобной частью из простеганного в несколько слоев холста (бумаги), украшенная позументом или вышивкой, с прочными завязками на концах. Она охватывает голову в виде обруча или перевязки. Девичий головной убор дополнялся «пушками» - шариками из белого гусиного или лебяжьего пуха, а также «кудрями» - яркими Селезневыми перышками. В древности славянские девушки ходили с распущенными волосами, не покрывая целиком, оставляя возможность потенциальному жениху оценить цвет, присмотреться к блеску волос встреченной им незнакомки.

Чаще всего мягко заплетенную косу девушки венчал косник (или накосник): прочно сплетенный золотой шнурок, который крепился к треугольному основанию, приходившемуся на начало косы, у самой головы. На равном расстоянии друг от друга к шнурку пришивались бусины, жемчуг, ленточки, иногда — кружево (чтобы оптически увеличить толщину косы). Треугольное основание косника обычно делалось из прочного, но гнущегося материала типа бересты и обтягивалось дорогой тканью: шелком или бархатом. У каждой девушки косник был свой, вышитый и «зело изукрашенный» в соответствии со вкусами его хозяйки. Для удобства косник часто соединяли с налобной повязкой, которая звалась «чёлкой» (от древнерусского слова чело — лоб). «Челка» придерживала распущенные волосы во время праздничных веселий — святочных и масленичных игр, прыжков через костер в летние дни, на Ивана Купалу. С любовью и тщательностью вышитые девичьи «челки» и «накосники» хранились в семейных сундуках десятилетиями.  Позднее этот обычай сохранился только в свадебных обрядах и с момента замужества ходить с непокрытой  головой запрещалось.

Самым распространенным видом праздничного головного убора был КОКОШНИК- род твердой плотной шапочки, которую носили с сарафаном. Формы кокошников разнообразны: «двурогие, высокие с рогом, островерхние с «шишками, низкие маленькие плотные шапочки с «ушками».

Шили их из дорогих шелковых, парчовых, бархатных тканей. Украшался жемчугом, самоцветами, золотым шитьем. В узорах, существовала определенная символика в вышивках головных уборов. Так, например, «шишки» символизировали плодородие. Рогатые кички были главным образом у населения южных регионов, где преобладала понева (в Рязанской, Тульской, Калужской, Орловской и других губерниях). Только по форме различают кички рогатые, копытообразные, лопатообразные, котелкообразные, в виде обруча, овала, полуовала и т.п.

Учитель. Чем еще женщины украшают себя и свой костюм?

Важное место в костюме занимали различные украшения. В большом количестве надевались на шею ожерелки из жемчуга и бисера, цветной шерсти, гайтаны - низанные из бисера, к которым привешивались кресты, образки, янтарные бусы, бусы из дутого стекла, ленты. Большой любовью пользовались крупные серьги, подвески, иногда они достигали плеч.

Девичьи и женские головные уборы покрывали платками: их свободно набрасывали поверх головного убора, или повязывали под подбородком.

Учитель. Поговорим о мужском костюме, так ли она нарядна?

Мужская крестьянская одежда шилась в основном, как и женская, из домотканых материалов: холста, пестряди, сукна, кумача, ситец, сатин, дешевые шерстяные ткани.

Комплекс мужской будничной одежды состоял из рубахи-косоворотки с разрезом по левой стороне груди — вышивалась по низу изделия, низу рукавов, горловине и нешироких штанов из холста или крашенины (портов). Вышивка красно-черными нитями "настилом" либо "крестом" ворота или разреза на груди, манжетою рукавов и подола, часто сочеталась со вставками из ткани другого цвета, расположение которых подчеркивало конструкцию рубахи. Были косоворотки с прямым высоким воротником и низким воротником, разной длины и различного назначения (повседневные, горничные, праздничные и др.). Мужская русская народная одежда была заметно скромнее женской. Северная и южная мужская одежда различались лишь в незначительных деталях и отделке.

Рубахи носили навыпуск и подпоясывали узким пояском, к которому по мере надобности прикрепляли гребень, дорожный нож или другие мелкие предметы.

На рубаху и штаны надевались три одежды: одна на другую. Исподняя была домашняя, в которой сидели дома; если нужно было идти в гости или принимать гостей, надевали  на нее другую; Третья была накидная для выхода.

Исподняя одежда называлась зипун. Это платье  было узкое,  длиной до колен или иногда до икр,  но чаще всего  не доходившее даже и до колен.

На зипун надевали вторую одежду, которая имела несколько названий. Самый обыкновенный и повсеместный вид этого рода одежды был кафтан. Рукава его были чрезвычайно длинны, достигали до земли и собирались в складки или брыжи, так что ладонь можно было  по желанию закрывать или оставлять открытою, и таким образом концы рукавов заменяли перчатки. В зимнее время эти рукава служили защитою от стужи, а рабочие люди могли с их помощью брать горячие предметы. Разрезанный спереди кафтан застегивался с помощью завязок или пуговиц, крепившихся к нашивкам из другой материи   и другого цвета. Воротники на кафтанах были маленькие, из-под них высовывались обнизь зипуна или ожерелье рубахи. У кафтана была подкладка, зимние кафтаны шились и на  легких мехах.

Верхние, или накидные одежды у бедных были: шубы и полушубки овчинные, или тулупы. Верхнюю одежду подпоясывали обычно широким шерстяным домоткаными ремнем или длинным шерстяным кушаком.

 Голову покрывали шапкой из серого войлока, позднее был широко распространен картуз. Зимой носили ушанку или треух из сукна с оторочкой из овчины.

Обувь простого народа была лапти из древесной коры. Лапти лаптям были рознь: в зависимости от числа полос лыка, применявшихся для плетения лаптя, их называли пятериками, шестериками, семериками. Бедные крестьянки ходили в лаптях, как и их мужья. Чтобы укрепить и утеплить лапти, крестьяне «подковыривали» их подошвы конопляной веревкой. Ноги в таких лаптях не замерзали и не промокали. Вязаные чулки носили обычно до колен. И "модницы" натягивали на себя по шесть пар шерстяных чулок, для шика их еще собирали на ногах гармошкой. Для дома или работы в поле в жаркую, сухую погоду надевали веревочные лапти - чуни, в разных деревнях их называли по-разному - «чоботы», «чоботки», «тапки», но крестьянские девушки из зажиточных семей носили сапоги «на колечках» (гармошкой). В зимнее время носили валенки.

 Постановка художественной задачи.

Учитель. На основе увиденного материала мы будем выполнять конструирование русского костюма.

Практическая работа.

Альбомный лист сложить вчетверо. Положить его перед собой так, чтобы вверху оказались два сгиба и слева один. Контурной линией наметить руки и стан будущей куклы, вырезать. Заготовку развернуть полностью и сложить пополам по вертикали. Горизонтальный сгиб обозначает линию плеч.

От вертикального сгиба контуром нужно обозначить половину изображения головы куклы. На заключительном этапе куклу необходимо развернуть, сложить переднюю половинку с задней и выправить голову вверх. Далее для получившейся куклы выполняют костюм (сарафан, рубаху и другие детали), который можно украсить аппликацией и дорисовать художественными материалами.

Проводится индивидуальная работа, уточняется линейный рисунок, проработка основных частей в композиции костюма, крашение элементами костюма, орнаментированная разработка фрагментов украшений.

Подведение итогов.

Просмотр и выставка готовых кукол, обсуждение и оценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Русский народный праздничный костюм"

Материал по изучению русского костюма на уроках изобразительного искусства в 4 - 5 классах. Программа Б.М. Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд".  Можно использовать на уро...

УМК Праздничная одежда

Обобщающий урок изо в 5 классе по теме Праздничная одежда. Групповая работа....

Урок изобразительного искусства в 6 классе «Художественный образ крестьянки в праздничной одежде периода до XX века. Изображение крестьянки в праздничной одежде»

Целью урока является ознакомление учащихся с историческим прошлым русского народного костюма, изучение условно-символический языка  крестьянского прикладного искусства на основе женского народног...

Урок изобразительного искусства в 5 классе "Народная праздничная одежда"

ТЕМА: Народная праздничная одежда.      ЦЕЛЬ: Познакомить учащихся с основными видами орнамента в русском народной праздничной одежде, его символами и принципами композиционно...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Народная праздничная одежда"

В ходе введения ФГОС каждый учитель столкнется с важностью и необходимостью достижения обучающимися трех групп планируемых образовательных результатов, сформулированных не в виде перечня знаний, умени...

Технологическая карта урок 7 Народная праздничная одежда. 5 класс

Тема раздела Древние корни народного искусстваТема урока, номер урока  «Народная праздничная одежда»-  урок 7...

Урок по изобразительному искусству "Народная праздничная одежда"; 5 класс

Урок по изобразительному искусству "Народная праздничная одежда"; 5 классТип урока:Объяснение нового материала (сообщение новых знаний)Цели и задачи:Образовательные:– Познакомить учащи...