Учебный проект по ИЗО "Солнечный конь"
проект по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Юровская Елена Борисовна

Данный творческий проект предназначен для осуществления учащимися 5 класса учебной деятельности на уроках ИЗО по программе Б.М. Неменского в четвёртой четверти под общей темой «Современное выставочное искусство» и предполагает изготовление детьми поделок из шпагата, появляется возможность прикоснуться к славянской народной кукле, кукле мотанке. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_izo_solnechnyy_kon_5_klass.docx372.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ластольская средняя школа»

Учебный проект

«Солнечный конь»

Выполнила: Юровская Елена Борисовна,

учитель начальных классов, ИЗО

2017 год

Пояснительная записка

Уроки по программе Б.М. Неменского, по которой я работаю, позволяют дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью, обогатить жизненный опыт детей.

Проектный метод даёт возможность отойти от авторитарности в обучении, всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся. С помощью этого метода ученики не только получают сумму тех или иных знаний, но и обучаются приобретать эти знания самостоятельно, пользоваться ими для решения познавательных и практических задач. Кроме того, он предусматривает самостоятельную деятельность учащихся в сочетании с групповой организацией этой деятельности, что позволяет приобретать коммуникативные навыки и умения (умение работать в группах в разнообразных качествах, использовать широкие человеческие контакты, разные точки зрения на одну проблему). Это становится тем актуальней, чем интенсивней развиваются средства информационных коммуникаций, деловое и культурное сотрудничество между людьми – носителями разных культур мирового сообщества.

Данный творческий проект предназначен для осуществления учащимися 5 класса учебной деятельности на уроках ИЗО по программе Б.М. Неменского в четвёртой четверти под общей темой «Современное выставочное искусство» и предполагает изготовление детьми поделок из шпагата, появляется возможность прикоснуться к славянской народной кукле, кукле мотанке.

 Солнечный конь - традиционная народная кукла, делалась из ткани, лыка, травы. Кукла могла быть и игровой, и обережной. Конь по славянским традициям – особо почитаемое животное. Незаменимый помощник в быту и верный спутник воина-богатыря, конь представлялся нашим предкам в облике золотого солнца, а пышная, развивающаяся на ветру грива, напоминала солнечные лучи. Солнечный конь у славян - символ плодородия и мощной власти, приносит в дом удачу и счастье, оберегает от злых напастей и лихих людей.

 Солнечный конь может быть прекрасным оберегом для мужчин, символизирует пожелания удачи, быть победителем, «всегда быть на коне».

Цель: Формирование у учащихся навыков изготовление куклы-мотанки из джутового или льняного шпагата, расширение теоретических знаний о народной кукле, Воспитание нравственно-эстетического отношения к миру, любовь к Родине, её истории и культуре, умения работать коллективно в группах.

Задачи:

  1. Приобщать к полезной деятельности.
  2. Развивать эстетический вкус, наблюдательность, образно-творческое мышление.
  3. Формировать навыки работы с художественными материалами.
  4. Развивать интерес к предмету.

Методическое представление.

        Учебно-методическое обеспечение предусматривает: джутовый или льняной шпагат, разноцветные хлопковые нитки (например, «Ирис» «Мулине»), тонкие нитки под цвет шпагата,  парчовая,  жаккардовая тесьма или кусочки цветной ткани (лучше натуральной), ножницы,  компьютер, магнитная доска, репродукции, открытки, фотографии с изображением коня, сборники с произведениями устного народного творчества (загадок, пословиц, песен и др.).

Методический паспорт учебного проекта.

Проект: «Солнечный конь»

Предмет: изобразительное искусство

Класс: 5

Время работы над проектом: 2 урока

Форма работы над проектом: урочно - внеурочная, индивидуально - коллективная работа в группах.

Тип проекта: творческий.

Развитие навыков:

  1. Владение определенными знаниями по изобразительному искусству.
  2. Умение работать с дополнительной литературой.
  3. Развивать навыки самостоятельного принятия решения.
  4. Умение использовать разные точки зрения на одну проблему.
  5. Умение демонстрировать публично результаты своей деятельности.

Планируемый результат: каждая группа учащихся должна найти информацию на определённую тему, учащиеся, работая в паре, изготовят куклу-мотанку.

 Работа над проектом.

  1. Исследовательский (подготовительный) этап.

Вначале класс делится на 4 поисковые группы, выбираются руководители групп, которые ведут записи в отдельной тетради.

Поисковые группы получили следующие задания:

  1. Найти материал по темам:

группа № 1 – История появления куклы - мотанки;

группа № 2 – Образ коня в русском фольклоре;

группа № 3 – Образ коня в изобразительном искусстве.

  1. Оформить сообщение (презентацию), указать источник информации и автора.
  2. Найти стихи, загадки, поговорки о коне.
  3. Найти иллюстрации, фотографии, открытки с изображением коня, а также изделия (игрушки, скульптуру малых форм).

        На 1 уроке  руководители групп делают короткий отчёт о проделанной поисковой работе: кто, какую работу проделал, какой материал удалось найти и где. Учитывается, что рассказать надо интересно и во время рассказа необходимо демонстрировать иллюстрации, фотографии, рисунки. Сообщение поисковых групп могут заслушиваться как на первом уроке по данной теме с целью ознакомления с данным промыслом, так и на втором по данной теме с целью расширения знаний по теме. Затем осуществляется анализ предстоящей деятельности и разрабатывается план выполнения проекта.

  1. Технологический этап.
  1. Оргмомент.
  2. Установочная беседа по теме урока.

Сегодня на уроке мы продолжим работу по теме кукла-мотанка "Солнечный конь". На предыдущем уроке вы познакомились с историей возникновения куклы-мотанки, с произведениями устного народного творчества, где встречается образ коня. Сегодня мы рассмотрим образец и, работая в парах вы изготовите коня из шпагата, вам предстоит определить этапы работы, действуя коллективно, создать коня.

Давайте повторим правила дружной работы и правила техники безопасности: 

1. Перед началом работы нужно надеть рабочую одежду (фартук и нарукавники). 2. Соблюдать осторожность с ножницами.3. Класть на стол ножницы, сомкнутыми концами (лезвиями) от себя.5. Ножницы передавать за сомкнутые лезвия.6. По окончании работы необходимо: убрать оставшиеся материалы в специальное место; протереть мокрой тряпкой рабочее место; хорошо вымыть руки; снять рабочую одежду.

III. Ход работы.

1. Приготовим два пучка шпагата примерно по 35 см длиной. Для этого наматываем на картонку или книгу шпагат и разрезаем. Я всегда делаю детали с запасом длины.

  1. Первый пучок перевязываем ниткой, чуть отступя от середины. Второй пучок пока откладываем.
  2. Расправляем более длинную сторону пучка в виде пальмы.
  3. Прижимаем к нижней части пучка и перевязываем ниткой.
  4. Делаем из короткого отрезка шпагата восьмерку и перевязываем посередине.
  5. Для гривы готовим семь пучков шпагата, примерно 15 см длиной.
  6. Первым пучком обхватываем шею коника и обматываем цветной ниткой.
  7. Накладываем второй пучок ниткой другого цвета, обматываем. Так формируется вся грива.
  8. Готовим пучок шпагата для задних ног коника. Количество ниток в нем, должно быть такое же, как и в первом большом пучке из которого формировали голову, шею и передние ноги коника. В моем случае, это 28 ниток. Перевязываем пучок посередине.
  9. Делим пучок-тело на две части. Нижняя часть должна быть немного тоньше верхней. Вкладываем между половинками  заготовку задних ног и перевязываем пучок-тело позади них.
  10. Делим оставшуюся часть самого первого пучка пополам и обматываем каждую половинку нитками, стараясь класть виток к витку, без перехлестов. Получились передние ноги коня. Также обматываем задние ноги. Подравниваем ноги, гриву и хвост.
  11. Попону можно сделать из куска широкой тесьмы, распустив ее края или кусочка ткани, украсив его вышивкой. Чтобы попона держалась на конике, можно прошить ее нитью и завязать под брюхом коня. Ни в коем случае не пришивайте попону непосредственно к конику! Обереговые куклы нельзя колоть иголками!
  12. Попону также можно приклеить с помощью универсального клея.
  13. Можно распушить гриву и хвост коня и начесать.

Литература:

  1. Барадулин В.А. Основы художественного ремесла. Москва «Просвещение» 1987
  2. Даль В. И. Дополнительный иллюстрированный том толкового словаря живого великорусского языка "Белый город" Москва 2005  
  3. Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. Санкт – Петербург «Паритет» 2003.Шапарова Н.С.
  4. "Краткая энциклопедия славянской мифологии" Издатнльства: "АСТ", "АСТРЕЛЬ", "РУССКИЕ СЛОВАРИ". Москва 2001
  5. Кульневич С.В. Не совсем обычный урок: Практическое пособие. Воронеж, 2006
  6. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. Москва «Аркти», 2008
  7. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петрова А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2004.
  8. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 класс под рук. Неменского Б.М. Москва «Просвещение», 2007
  9. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 класс под рук. Неменского Б.М. Москва «Просвещение», 2007
  10.  Сокольникова Н.М. Основы композиции 5 — 8 класс. Издательство «Титул» Обнинск, 2001

Ресурсы:

     http://ru.wikipedia.org

http://www.gogol.ru/izo/raboty_polzovatelei/_kuklaobereg - Изготовлен из лыка мочального

 http://kizhi.karelia.ru/culture/crafts/bast/ - «Липовое лыко заонежан: и гуж, и верёвка, и мочалка»

http://propets.4bb.ru/viewtopic.php?id=58 - Поговорки http://www.arhpress.ru/pinega/2005/3/10/15.shtml - Пинежье

Изображение коня в картинах русских художников

Приложение

E:\Солнечный конь\S2370002.jpg

C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\S2390001.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода учебного проекта в учебных предметах технико – технологического профиля

В нашей школе первый год преподавался предмет "Проектная деятельность".Надеюсь, что доклад "Использование метода учебного проекта в учебных предметах технико – технологического профиля", который сопро...

Учебный проект: «Формирование компетентности здоровьесбережения на уроках математики в средней школе» 1) Тема проекта: «Математика здоровья»

Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. В современном обществе оно становится еще и условием выживания. Одно из...

Учебный проект "Честь и совесть человека". Этот проект был выполнен совместно с учениками 10-11 классов и представлен на районный конкурс учебных презентаций.

Этот проект был выполнен совместно с учениками 10-11 классов и представлен на районный конкурс учебных презентаций. Мы попробовали провести грань между понятиями "честь" и "совесть"...

Планирования учебного исследования и учебного проекта для 5-9 классов (естественнонаучные дисциплины)

Предложенный кейс поможет спланировать учебное исследование и учебный проект для предметов естественнонаучного цикла. Представлены этапы, методы исследовательской деятельности. Для учебного проекта - ...

Учебный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6, 9 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Береза – душа России»

Учебный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6, 9 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Береза – душа России»...

«Педагогический учебный проект как одна из разновидностей учебных проектов»

Цель данного педагогического проекта: показать на примере занятия «Газетные иллюстрации» в курсе «Основы журналистики» возможности обучения обучающихся с помощью ИКТ (интеракти...

Учебно-методическое пособие "Учебный проект как средство формирования универсальных учебных действий обучающихся"

В методическом пособии представлен опыт учителя физики высшей категории МАОУ лицея № 11 им. В.В. Рассохина города Армавира Мкртычян Елены Георгиевны по формированию универсальных учебных действий в хо...