Рабочая программа по "Изобразительному искусству" в 9классе
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 9 класс) на тему

Потемкина Елена Леонидовна

Рабочая программа по "Изобразительному искусству" в 9классе, расчитана на одно полугодие.Включает  3 раздела: 1.Синтез искусств. Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах - 5часов; 2. Эстафета искусств: от рисунка к полиграфии и фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий. - 8часов; Фильм - творец и зритель.Синтетическая природа экранных искусств - 4 часов. Составитель учитель ИЗО Iквалификационной категории Потемкина Елена Леонидовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл https://cloud.mail.ru/public/8kGe/6PfeEJLoN 78.73 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено

Руководитель МО

_________/Камалова З.Г./

Протокол №   ____

от «28» августа 2015 г.

Согласовано

Заместитель директора по ВР

МБОУ «СОШ №27» НМР РТ

_________/Бадрутдинова Р.К. /

от «28» августа 2015 г.

Утверждаю

Директор МБОУ «СОШ № 27» НМР РТ

___________________/Л.В.Ярцева /

Приказ №  _______________

от «28» августа2015г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

             

по ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

для 8А, 8Б, 8В, классов

Потемкиной  Елены Леонидовны,

учителя   первой   квалификационной  категории

МБОУ «СОШ № 27»

г. Нижнекамск, 2015 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. . Рабочая программа «Изобразительное искусство» для 9 класса среднего (полного)  общего образования составлена на основании  следующих нормативно- правовых документов:
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования ФГОС ООО
  • Образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ№27» на 2015/2016 учебный год.
  • Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство, 5-7 классы. Искусство, 8-9 классы: М.: Просвещение, 2010. -176 с. – (Стандарты второго поколения).
  • Программа общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и     художественный труд 1 – 9 классы» под редакцией Б. М. Неменского.. / сост. Б. М. Неменский, Н. А. Горяева, Л. А. Неменская и др. – М.: Просвещение, 2011. – 140 с.
  • Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 5—9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / [Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских]. — М.: Просвещение, 2011.- 129 с.

ЦЕЛЬ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, дающего возможность самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры. 

Цель программы 9 класса – помочь учащимся получить представление:

-       о роли в культуре современного мира визуальных синтетических искусств, возникающих на базе изобразительного искусства, в следствии  технической эволюции изобразительных средств;

     -     о сложности современного творческого процесса в синтетических искусствах;

       -     о принципах художественной образности и специфике изображения в фотографиях и экранных искусствах;

 -     о постоянном взаимовлиянии пространственных и временных искусств:

      -    формировать представления о составляющих видах искусства в современном мире и распространенных  в нем технологиях;

      -    приобретать практический опыт познания и самообразования, основанного на приобретенных знаниях, умениях и способах практико-      ориенитированной  и исследовательской  деятельности;

  • подготовка учащихся к осознанному профессиональному самоопределению, к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики.

ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

  • развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
  • воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
  • освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
  • овладение умениями и навыками художественной деятельности; разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
  • формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

В процессе преподавания учебного предмета «Изобразительное искусство»  решены следующие задачи:

а) формировать политехнические знания и технологической культуры учащихся;

б) прививать элементарные знания и умения по эргономике;

в) знакомить с основами современного производства и сферы услуг в области дизайна и полиграфических услуг;

г) развивать самостоятельность и способность решать творческие, исследовательские и изобретательские задачи;

д) обеспечивать изучения мира профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального самоопределения;

е) воспитывать трудолюбие, предприимчивость, коллективизм, человечность и милосердие, обязательность, честность, ответственность и порядочность, патриотизм, культуру поведения и бесконфликтное общение;

ж) овладевать основными понятиями рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и уметь применять их при реализации собственной продукции и услуг;

з) развивать эстетическое чувство и художественную инициативу, оформлять потребительские изделия с учётом требований дизайна и декоративно-прикладного творчества для повышения конкурентоспособности при реализации.

     Изучение любого модуля рабочей программы учебного  предмета «Изобразительное искусство»  включает:

  • культуру труда, организацию рабочего места, правила безопасной работы;
  •  компьютерную поддержку каждого модуля;
  • графику и черчение;
  • технические средства обучения
  • основы дизайна и материаловедения;
  • прикладную экономику и предпринимательство;
  • историю, перспективы и социальные последствия развития кино, фото  искусства и дизайна;
  • экологию — влияние преобразующей деятельности общества на окружающую среду и здоровье человека;
  • профинформацию и профориентацию;
  • нравственное воспитание, в том числе культуру поведения и бесконфликтного общения;
  • эстетическое, в том числе дизайнерское воспитание;
  • творческое, художественное и этнохудожественное развитие.

         Наряду с традиционными репродуктивными методами обучения применяю метод проектов и кооперированную деятельность учащихся.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

              Программа составлена на основе федеральных государственных стандартов общего образования, предназначена для основной школы общеобразовательных учреждений.  

              Данная программа учитывает логику изучения предметов «Изобразительное искусство» и «Музыка» в начальной и основной школе, отражает специфику духовного, нравственно-эстетического опыта человечества, содержательно обобщает представления школьников о различных видах искусства  в целом и их роли в жизни человека и общества.

Из каждой примерной программы взят раздел, указанный для изучения интегрированного курса «Искусство» в 8-9 классах. Из предмета «Изобразительное искусство» раздел «Синтез искусств» а из предмета «Музыка» раздел «Музыка в формировании духовной культуры личности». Методологической основой программы являются современные концепции в области эстетики (Ю. Б. Борев, Н. И. Киященко, Л. Н. Столович, Б. А. Эренгросс и др.), культурологии (А И. Арнольдов, М. М. Бахтин, В. С. Библер, Ю. М. Лотман, А. Ф. Лосев и др.), психологии художественного творчества (Л. С. Выготский, Д. К. Кирнарская, А. А. Мелик-Пашаев, В. Г. Ражников, С. Л. Рубинштейн и др.), развивающего обучения (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.), художественного образования (Д. Б. Кабалевский, Б. М. Неменский, Л. М. Предтеченская, Б. П. Юсов и др.).

Составление этой программы вызвано актуальностью интеграции школьного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка в современное информационное, социокультурное пространство. Содержание программы обеспечит понимание школьниками значения искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентаций.

 «Изобразительное искусство и художественный труд» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства, живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно-прикладное искусства, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Систематизирующим методом является выделение трёх основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивного, изобразительного и декоративного.

Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств  на следующие виды: изобразительные искусства - живопись, графика,  скульптура; конструктивные искусства – архитектура, дизайн; различные декоративно–прикладные искусства. Одновременно каждый из трёх видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.

        Тематический блок  9 класса представляет собой расширение курса визуально-пластических искусств и осознание их прочной связи с синтетическими искусствами (кино, телевидение, театр и др.) Именно синтетические искусства, непосредственно происходящие от изобразительных, являются сегодня господствующими во всей системе видеокультуры. Экран – это движущаяся картина. Экранное изображение является прямым развитием мира изобразительных искусств на уровне современных технологий (телевизор, видео, компьютер). В основе развития синтетических искусств лежат все основные виды изобразительных, декоративных, конструктивных искусств. Именно поэтому данный блок в программе даётся лишь после прохождения «первоискусств».  Сегодняшний человек существует в насыщенном и постоянно изменяющемся пространстве визуальных искусств. Знакомство людей с любыми видами культуры и искусства происходит большей частью не в музеях, а на экранах. Традиционные образы, основанные на современной технике видеоискусств, обступают человека со всех сторон и строят его миропонимание. Эти искусства несут как позитивную, нравственную, эстетическую, так и негативную информацию.

         Школа должна обеспечить подростку способность относительно свободно, грамотно ориентироваться во всей этой сложнейшей информации. Иначе он не приобретает способность противостоять этому потоку, отделяя в нём позитивное от негативного.

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» строится на основе отечественных традиций гуманной педагогики. Этот фундамент позволяет ставить новые, современные задачи, соответствующие потребностям сегодняшнего образования и культуры в целом.

Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно – нравственное развитие школьника, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Эта задача ни в коей мере не ограничивает связи с мировыми процессами, напротив, в основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого школьника – главный смысловой стрежень программы. Программа построена так. Чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического  переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Одной из главных целей преподавания искусства становится задача развития у школьника интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску  истины. На последнем этапе обучения изобразительного искусства школьники знакомятся с эволюцией развития кинематографа, с выдающимися произведениями экранных искусств, театра и современных форм массового искусства. Архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно – прикладного искусство являются неотъемлемой частью современного визуального пространства.

Основные принципы программы:

Программа разработана как целостная система введения в художественную культуру

Принцип «от жизни через искусство к жизни»

Принцип целостности и неспешности освоения материала каждой темы.

Принцип единства восприятия и созидания.

Проживание как форма обучения и форма освоения художественного опыта условие постижения искусства.

Развитие художественно – образного мышления, художественного  переживания.

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе – формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанной поколениями.

Программа является интегрированным курсом, включающим в себя в единстве изобразительное искусство и художественный труд,  и оптимальный вариант её реализации происходит за 1 час в неделю. В данной школе программа реализуется 1 час в неделю, в течение двух учебных четвертей. При этом количество и последовательность учебных тем остаются такими же – без сокращений, но снижается уровень практических навыков и навыков художественного восприятия. Однако, обучение по программе остаётся в целом результативным.

Формой проведения занятий по программе является урок.

На уроках изобразительного искусства важно стремиться к созданию атмосферы увлечённости и творческой активности. Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов и средств обучения, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формированием личности школьника.

Рабочая программа 9класса посвящена на приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр, фотография  и кино);

приобретение опыта работы различными техническими средствами и электротехнического оборудования, в разных техниках, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);

Содержание и язык двух видов конструктивных искусств — дизайна и архитектуры,  связаны   многими   общими  формами   выразительных  средств и жизненных функций. Между ними нет непроходимых границ, но возникли они в разное время и связаны с разными сторонами жизни общества.

Архитектура как искусство возникла с зарождением городов, когда строения стали отвечать не только элементарным требованиям защиты от внешнего мира, но и требованиям красоты. Архитектура любого века, любого народа является памятником человеческих отношений, закрепленных как в бытовых, так и в религиозных постройках. Архитектура организует эти отношения, создавая для их реализации определенную среду. С изменением отношений в обществе меняется архитектура. Язык этого вида искусства всегда строился и строится на организации пространства (здания, города, села, парка) и проживании в нем человека. В основе образно-выразительного языка архитектуры — используемые по-разному одни и те же элементы формы (вертикаль, горизонталь, объем, пространство, фактура, цвет и т. д.).

Дизайн как искусство возник в XX веке. Его предшественниками можно считать первобытные орудия труда (топор и т. п.), но возникновение этого вида искусства прочно связано с промышленностью, с расцветом индустриального производства. Дизайн имеет отношение к созданию всего окружающего нас предметного мира: от одежды, мебели, посуды до машин, станков и т. д. Ныне трудно определить, к архитектуре или дизайну среды относится, например, организация парков, выставок, павильонов и т. д. Связи архитектуры и дизайна обусловлены едиными основами образного языка (объем, форма, пространство, фактура, цвет и т. д.).

Основой, позволяющей объединить дизайн и архитектуру в один образовательный блок, является рассмотрение их как конструктивных видов композиционного творчества. Принципы пространственно-объемной композиции одинаковы и для архитектуры, и для дизайна. При таком подходе объекты дизайна и архитектуры являются темой, содержанием композиции: плоскостной или объемно-пространственной.

Каждый современный человек живет в среде «второй природы», созданной фактически архитектурой и дизайном. Для того чтобы быть квалифицированным пользователем всем этим сложным миром построек, конструкций, предметов, материалов, он должен быть элементарно грамотен, знаком как с языком этих искусств, так и с основами их бытования. Познавать эти виды искусств возможно только в единстве языка (образного строя) и жизненных функций. Оптимально эти знания можно получить только в соединении теоретического изучения и практической работы по моделированию основополагающих элементов этих искусств.

Изучение конструктивных искусств в IX классе прочно опирается на большой материал предыдущих лет обучения по архитектуре и дизайну, который освоен учащимися (работавшими по этой программе) в начальной школе (три вида художественной деятельности — изобразительный, декоративный, конструктивный).

Для каждой темы учителю предлагаются варианты заданий для разного уровня оснащения урока и подготовки учащихся.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ И ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

 УЧАЩИХСЯ 8-х  КЛАССОВ

Изучение изобразительного искусства в основной школе обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования  должны отражать:

1)  воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся, к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и  общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности  здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической  деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,  творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1)  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования.

Изучение предметной области «Искусство» должно обеспечить: 

-осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

-развитие эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся, способности воспринимать эстетику природных объектов, сопереживать им, чувственно-эмоционально оценивать гармоничность взаимоотношений человека с природой и выражать свое отношение художественными средствами;

-развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности;

-формирование интереса  и уважительного отношения к культурному наследию и ценностям народов России,  сокровищам мировой цивилизации, их сохранению и приумножению.

Предметные результаты изучения предметной области «Искусство» в 9кл: должны отражать:

-воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в  архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

-приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), в архитектуре и дизайне.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала

Содержание

Кол-во часов

«Синтез искусств. Художник и искусство театра. Роль изображения  в синтетических искусствах»

5

«Эстафета искусств: от рисунка к полиграфии и фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий».

8

«Фильм – творец и зритель. Синтетическая природа экранных искусств»

4

ИТОГО:

17

        Программа рассчитана на 17 ч. первого полугодия (1 час в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Синтез искусств. Художник и искусство театра. Роль изображения  в синтетических искусствах (5 часов) - Общность жизненных истоков, художественных идей, образного строя произведений различных видов искусств. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества. Общие выразительные средства визуальных искусств: тон, цвет, объем. Общность и специфика восприятия художественного образа в разных видах искусства. Синтез искусств в театре Общие законы восприятия композиции картины и сцены. Сценография. Художники театра (В.М. Васнецов, А.Н. Бенуа, Л.С. Бакст, В.Ф. Рындин, Ф.Ф. Федоровский и др.).

Опыт творческой деятельности. Создание эскиза и макета оформления сцены. Эскизы костюмов.

Эстафета искусств: от рисунка к полиграфии и фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий. (7 часов) -Изображение в полиграфии, множественность, массовость и общедоступность полиграфического изображения. Формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши, буклеты, открытки и др. Образ – символ – знак. Стилевое единство изображения и текста. Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, фотографическое, компьютерное). Художники книги (Г.Доре, И.Я. Билибин, В.В. Лебедев, В.А. Фаворский, Т.А. Маврина и др.).

Опыт творческой деятельности: проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки, экслибриса, товарного знака, разворота журнала, сайта. Иллюстрирование литературных и музыкальных произведений.

 Изображение в фотографии и изобразительном искусстве. Особенности художественной фотографии. Выразительные средства (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.). Художественного образа в фотоискусстве. Фотохудожники (мастера российской, английской, польской, чешской и американской школы и др.).

Опыт творческой деятельности. Создание художественной фотографии, фотоколлажа.

         Фильм – творец и зритель. Синтетическая природа экранных искусств (5 часов) - Становление мировой киноиндустрии, изобретения братьев Люмьер. Основоположники немого кино. Мастера отечественного кино (С.М. Эйзенштейн, А.П. Довженко, Г.М. Козинцев, А.А. Тарковский и др.). Специфика киноизображения: кадр и монтаж. Средства эмоциональной выразительности в фильме: (композиция, ритм, свет, цвет, музыка, звук). Виды и жанры киноиндустрии: анимация и мультипликация (Уолт Дисней, Союз мультфильм), документальный и игровой,  и художественный и научно популярный  фильм. Фрагменты фильмов (по выбору). Компьютерная графика и ее использование в полиграфии, дизайне, архитектурных проектах. Телевизионное изображение, его особенности и возможности.

Опыт творческой деятельности. Создание мультфильма, видеофильма, раскадровки по теме. Выражение в творческой деятельности своего отношения к изображаемому.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГООВКИ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА

Учащиеся должны знать:

•        как анализировать произведения театра, кино и фото искусства; каково место зрелищных и визуальных искусств, в ряду пластических искусств, их общие начала и специфика;

•        особенности образного языка дизайнерского и полиграфического  видов искусства, единство функционального и художественно-образных начал и их социальную роль;

•        основные этапы развития и истории театра, кино и телевидения, тенденции современного театра и киноискусства.

Учащиеся должны уметь:

•        конструировать объёмно-пространственные композиции, создавать коллажи, полигафическую и дизайнерскую продукцию (в графике и методами программного обеспечения);

•        моделировать в своём творчестве основные этапы художественно-производственного процесса фотографии, презентации и видеоролика;

•        работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных объектов или сюжетов внешней среды;

•        конструировать основные объёмно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объёмную и глубинно-пространственную композицию;

•        использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объёмов, статику и динамику тектоники и фактур;

•        владеть навыками формообразования, использования объёмов в тетрально - декорационном искусстве и мультипликации (макеты из бумаги, картона, пластилина);

•        создавать фото объектов, композиционных макетов на предметной плоскости и в пространстве;

•        создавать с натуры и по воображению архитектурные образы при помощи графического редактора;

•        работать над сценарием произведения социально-значимых тематических мероприятий;

•        использовать выразительный язык при моделировании и киносъемке;

•        использовать разнообразные художественные материалы: бумага разноструктурная и цветная, плёнки; краски: акриловые на водной основе; графические материалы: фломастеры, карандаш, мелки;, пеноплэкст, текстиль,деревянные и другие заготовки. Техническое оборудование: ПК, фото и кино камера, принтер, сканер, экран. Устные проверки знаний проводятся в форме собеседования, защиты рефератов. Письменные проверки знаний проводятся в форме практических работ. Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю. Программа рассчитана на 35 часов.

КРИТЕРИИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Проверка и оценка знаний, умений и навыков  учащихся

Важной и необходимой частью учебно-воспитательного процесса  является учет успеваемости школьников. Проверка и оценка знаний имеет следующие функции: контролирующую, обучающую, воспитывающую, развивающую.

При устной проверке знаний оценка «5» ставится, если ученик:

а) овладел программным материалом, ясно представляет форму предметов по их изображениям и твёрдо знает правила и условности изображений;

б) даёт чёткий и правильный ответ, выявляющий понимание учебного материала и характеризующий прочные знания; излагает материал в логической последовательности с использованием принятой в курсе ИЗО терминологии;

в) ошибок не делает, но допускает оговорки по невнимательности при выполнении рисунка, которые легко исправляет по требованию учителя.

Оценка «4» ставится, если ученик:

а) овладел программным материалом, но знает правила изображений и условные обозначения;

б) даёт правильный ответ в определённой логической последовательности;

в) при выполнении рисунка допускает некоторую неполноту ответа и незначительные ошибки, которые исправляет с помощью учителя.

Оценка «3» ставится, если ученик:

а) основной программный материал знает нетвёрдо;

б) ответ даёт неполный, построенный несвязно, но выявивший общее понимание вопросов;

в) рисунки выполняет неуверенно, требует постоянной помощи учителя (наводящих вопросов) и частичного применения средств наглядности.

Оценка «2» ставится, если  ученик:

а) обнаруживает незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала;

б) ответ строит несвязно, допускает существенные ошибки, которые не может исправить даже с помощью учителя.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание и непонимание учебного материала.

При выполнении графических и практических работ оценка «5» ставится, если ученик:

а) самостоятельно, тщательно и своевременно выполняет графические и практические работы и аккуратно ведёт тетрадь рисунков;

б) при необходимости умело пользуется справочным материалом;

 в) ошибок в изображениях не делает, но допускает незначительные неточности и описки.

Оценка «4» ставится, если ученик:

а) самостоятельно, но с небольшими затруднениями выполняет рисунок;

б) справочным материалом пользуется, но ориентируется в нём с трудом;

в) при выполнении рисунков допускает незначительные ошибки, которые исправляет после замечаний учителя и устраняет самостоятельно без дополнительных объяснений.

Оценка «3» ставится, если ученик:

а) рисунки выполняет неуверенно, но основные правила оформления соблюдает; обязательные работы, предусмотренные программой, выполняет несвоевременно;

б) в процессе графической деятельности допускает существенные ошибки, которые исправляет с помощью учителя.

Оценка «2» ставится, если ученик:

а) не выполняет  обязательные графические и практические работы;

б) выполняет только с помощью учителя и систематически допускает существенные ошибки.

Оценка «1» ставится, если ученик не подготовлен к работе, совершенно не владеет умениями и навыками, предусмотренными программой.

ДИДАКТИЧЕСКОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

Дидактическое обеспечение

Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися для подготовки уроков, сообщений, докладов, рефератов и мультимедийных презентаций:

http://ru.wikipedia.org/wiki

http://www.artsait.ru

www.eremont.ru/design/art

http://www.alta-d.ru/encyclopedia/design/f5-04-00078.htm

Библиотека учебной литературы для учащихся:

Учебник - «Изобразительное искусство 8 класс». «Дизайн и архитектура в жизни человека» (М.: Просвещение, 2012). Авторы Н.А. Горяева,           О.В. Островская.

Библиотека методической литературы для учителя:

1. О.В.Свиридова,  Изобразительное искусство: 8 класс. Поурочные планы по программе Б.М.Неменского – Волгоград: Учитель, 2010г.;

2.коллектив авторов под руководством Б.М.Неменского, Программа ИЗО и художественный труд. 1–9 классы. – М.: Просвещение, 2010;

3.Е.С. Туманова и др.,  Изобразительное искусство: 4-8 классы. В мире красок народного творчества – Волгоград: Учитель, 2009г.;

4. О.В.Свиридова,  Изобразительное искусство: 5-8 классы. Проверочные и контрольные тесты– Волгоград: Учитель, 2009г.;

5. Кирцер, Ю. М. Рисунок, живопись. – М.: Высшая школа, 1992.

16. Кузин, В. С. ИЗО и методика его преподавания в школе. – М.: Агар, 1988.

7. Неменский, Б. М. Искусство вокруг нас. – М.: Просвещение, 2003.

8. Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд: 1–8 классы. – М.: Просвещение, 2003.

9. Половников, А. О. Русь деревянная. – М.: Просвещение, 1998.

10. Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания ИЗО в школе. М.: Агар, 1998.

11. Ростовцев, Н. Н. Академический рисунок. – М.: Просвещение, 1995.

12. Сокольникова, Н. М. Краткий словарь художественных терминов. – Обнинск: Титул, 1998.

13. Сокольникова, Н. М. Основы рисунка. Ч. 1. – Обнинск: Титул, 1998.

14. Сокольникова, Н. М. Основы композиции. Ч. 2. – Обнинск: Титул, 1998.

15. Сокольникова, Н. М. Основы живописи. Ч. 3. – Обнинск: Титул, 1998.

16.Рабочая тетрадь «Твоя мастерская» – М.: Просвещение, 2008 

КАЛЕНДАРНО_ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

9 класс

п/п

№ урока

Тема урока

Кол-во час

Характеристика  деятельности учащихся или виды учебной деятельности

Планируемые результаты усвоения материала

Дата проведения

План

Факт

Синтез искусств. Художник и искусство театра. Роль изображения  в синтетических искусствах (5часов)

1

1

Синтез искусств - в театре. Совместные действия сценариста, режиссера, художника, актеров в создании художественного образа спектакля.

1

Индивидуальная работа  Выполнение  эскизов  маски к Московскому или Венецианскому фестивалю.

Познакомить  с истоками происхождения рисунка на лице и теле;

-определить понятие театральный грим;

-познакомить с современным искусством  боди- АРТ

и аквагрм

-  знание сути и задач образной интерпретации в визуально-зрелищных искусствах;

-  умение самостоятельно определять изобразительный строй сценической интерпретации, и её образное решение;

-  навык самостоятельного выполнения творческих заданий и художественных поделок, используя систему основ изобразительной грамоты и добиваясь художественно-образной выразительности;

2

2

Выражение  места  действия  через  деталь

Групповая  работа.  Выполнение  макета  сценической среды  -  места  действия через  деталь

1

Групповая  работа.  Выполнение  макета  сценической среды.  

Познакомить с понятием композиция сценического пространства,

-познакомить с понятиями  

 декорационная живопись,

декорация,  бутафория, светографика;

-знать понятие линия, ритм.

-уметь создавать  композиции из произвольного количества простейших геометрических фигур в теплой и холодной цветовых гаммах.

-  умение самостоятельно определять изобразительный строй сценической интерпретации, и её образное решение

-уметь  располагать на формате геометрические фигуры;

-знать типы композиций: симметричная  и асимметричная,  фронтальная и глубинная.

-уметь передавать в композиции центр, гармонию, контраст.

3

3

Русская школа театрального декорационного искусства.

Общие законы восприятия композиции картины и сцены.

Сценический образ, костюм и  выразительные средства передачи  образа  литературных персонажей.

1

Беседа о русской школе театрального декорационного искусства.

Знакомство с творчеством художников театра (В.М.Васнецов, А.Н.Бенуа, Л.С.Бакст, В.Ф.Рындин, Ф.Ф.Федоровский и др.)

Индивидуальная  работа.  Создание  эскизов  костюмов литературных персонажей для  спектакля.

-умение аргументировать собственный поход к художественному  решению сценических образов.

--  умение выражать свое личное понимание значения костюма различных сценических образов для спектакля;

-  навык проявления наблюдательности, эрудиции и фантазии при разработке проектов одежды и украшений для определенного образа

4

4

Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне.

Текст и изображение как элементы композиции.

1

Познакомить с историей развития плаката, показать важность агитационной деятельности.

Выполнение макета плаката.

Работа в альбомах.

-знать историю развития плаката.

-уметь использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объёмов, статику и динамику тектоники и фактур.

5

5

Многообразие форм полиграфического дизайна.

1

Познакомить с разнообразием полиграфического дизайна, элементами составляющие конструкцию и  художественное оформление книги.

-знать о полиграфическом дизайне;

-знать конструкцию книги.

-уметь выполнять композицию книжной обложки

Эстафета искусств: от рисунка к полиграфии и фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий (8часов)

6

1

Многообразие  полиграфического  дизайна.  Образ  -  символ  -  знак. Формы полиграфической продукции: книги, журналы, афиши, плакаты ,буклеты ,открытки и др.

1

Беседа. Индивидуальная  групповая работа.   Выполнение  коллажно-графических  работ  с  разными  видами  композиций  (замкнутой,  раскрытой, центровой,  свободной

-  знание композиционных законов, по которым  строится любое  изображение

-  умение  анализа работ  художников, композиции,  пластического и образного  содержания произведения

7

2

Композиция  -  как основа  построения  изображения. Специфика изображения в полиграфии.

Множественность,  массовость  и  общедоступность  полиграфического  изображения

1

Беседа

Индивидуальная  работа.   Выполнение   эскиза полиграфического  дизайна тематической открытки; пригласительного; коллажно - графические  работы  с  разными  видами  композиций  

- знание  особенностей полиграфического дизайна;

-  умение  моделирования дизайна различных видов полиграфической продукции;

-  умение выполнения принципиального композиционного построения (макетирования) того или иного вида печатной продукции        

8

3

Типы  изображения  в  полиграфии (графическое,  живописное,  фотографическое,  компьютерное)

Индивидуальная  работа.

Создание  серии  комиксов  

1

Полиграфическая индустрия комиксов и аниме продукции в полиграфическом и компьютерном дизайне.

Индивидуальная  работа.

Создание  серии  комиксов с  использованием  вариативных методов и приемов исполнения от графики до фотошопа 

знание этапов получения полиграфического изображения как многостадийного технического процесса;

-  умение построения образа и композиции в полиграфических изданиях

9

4

Стилевое  единство  изображения  и  текста

Множественность,  массовость  и  общедоступность  полиграфического  изображения

1

Индивидуальная  работа.

Выполнение  эскиза  на  композиционное  построение  полиграфического  дизайна   афиши, плаката, листовки, календаря.

Дать понятие реклама, визитка, буклет, фирменный стиль

-  знание особенностей полиграфического дизайна;

-  умение моделирования дизайна различных видов полиграфической продукции

-знание цветовой и графической композиции

10

5

Искусство  книги.  Изобразительное  понимание  конфликта,  сюжета,  содержания.

Роль  цветового и тонового  пятна  для  передачи  эмоциональной  содержательности  изображения.

2

Знакомство с художниками книги(Г. Доре, И.Я.Билибин, В.В.Лебедев, В.А.Фаворский,Т.А. Маврина и др.)

Дать определение совам: иллюстротор, иллюстрация, фронтиспис, титул и др.

 Индивидуальная  работа.

Выполнение  конструктивного  построения  иллюстрации  к  любимой  книге

-  умение выразить свою изобразительную мысль через построение и гармонизацию цветовых пятен, линий, объемов, контрастов;

-  умение выполнения собственных творческих работ

11

6

Искусство фотографии. Изображение  в  фотографии  и  живописи. Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии.

Фронтальная  работа.

Беседа,  создание поисковых групп.

Познакомить с техническими возможностями и особенностями фото.

Ознакомление с особенностями съемки фотаппаратов с черно-белым изображением «Смена», «Зенит».

Съемочный  практикум; создание художественного образа, отдельных предметов и объектов:  

-умение анализировать фотопроизведение, исходя из принципов художественности;

-  умение проведения сравнительного  анализа живописного произведения и фотографии исходя из принципов художественности;  понимать

12

7

Особенности художественной фотографии. Создание художественного образа в фотоискусстве.

Беседа.-дать понятие жанрам фотоискусства.

-ознакомить с приемами фотосъемки:

 -учить методам формирования образа, с учетом освещения, декораций и др.Съемочный  практикум; создание художественного образа фотоизображений:  портрет,  натюрморт, пейзаж

-  знание роли и значения света в создании фотоизображения;

-  знание значения плана изображения, ракурса как художественно-выразительных средств

13

8

Особенности художественной фотографии. Создание художественного образа в фотоискусстве. Фотохудожники-мастера российской и зарубежной школы.

Индивидуальная  работа.

Анализ  работ  фотожурналистов

Беседа. Дать понимание о роли профессии журналиста.

-ознакомить с современными фото

Направлениями и развитием жанров.

 Съемочный  практикум; создание презентации или ролика на социальную тему

-  умение создания собственных композиционных работ;

-  умение передавать в работе информацию и неподдельность факта

Фильм – творец и зритель. Синтетическая природа экранных искусств (4 часа)

14

1

Мастера кино.(С.М. Эйзенштейн, А.П.Довженко,Г.М.Козинцев,А.А.Тарковский и др.) Фрагменты фильмов(С.М.Эйзенштейн «Броненосец «Потемкин»»,С.П.Урусевский «Летят журавли» и др.)

Специфика  киноизображения.  Коллективный процесс творчества в кино(сценарист,режиссер,оператор,художник,актер).

Создание  сценария,  изготовление  декораций, подготовка образов и персонажей.

Процесс подготовки  отдельных  кадров  единого  фильма

1

 -ознакомить с хронологией развития отечественного кино;

-ознакомить с хронологией развития западноевропейсгкого киноискусства;

-создать презентацию о творчестве известного режиссера,сценариста.

Коллективная  работа.

- создание  сценария,  изготовление  декораций  и  образов  персонажей  для  короткометражного  анимационного  фильма

-изображение  отдельных  кадров  единого  фильма

. - знание мастеров кино прошлого, стоявших у истоков зарождения экранного искусства

-  знание истинной ценности художественного наследия

15

2

Изобразительная  природа  экранных искусств.

Индивидуальная  работа.

Изготовление  динамической игрушки, состоящей  из  двух кадров имитирующей киноизображение.

Специфика  киноизображения:  кадр  и  монтаж. Документальный, игровой и анимационный фильмы.

1

Индивидуальная  работа.

Изготовление  динамической игрушки, состоящей  из  двух кадров имитирующей киноизображение;

 -ознакомить с хронологией развития мировой мультипликации;

- ознакомить с методами организации роли кадра применительно к киноизображению.

Изготовление  короткометражного  анимационного  фильма в стилистике Уолта Диснея

-  знание роли синтетических визуальных искусств;

-  знание о кинозрелище, как о творческом процессе

-знание роли кадра применительно к киноизображению;

-  знание принципов построения изображения в пространственно-временном развитии;

-  умение построения видеоряда – «раскадровки»

16

3

Телевизионное  изображение,  его особенности  и  возможности  Виды телевизионных программ.

Кинокомпозиция  и  средства  эмоциональной  выразительности  в  фильме,телепередаче,репортаже  (ритм,  свет,  цвет,  звук)

1

Групповая  работа.

Создание  короткометражного   фильма на социальную тему.

-ознакомить с методами работы в прямом эфире.

Создание  проекта  диалога в  прямом  эфире

-  знание понятия кинокомпозиции, в основе которого лежат те же общие законы композиции, что и в рисунке и фотографии: гармонии и контраста, светотонального баланса масс и объемов, но уже в изобразительно-монтажном построении трехмерного пространства и в динамике временного развития.

-  знание о своеобразии изображения на телеэкране и специфических свойств телевизионного зрелища.

17

4

 Компьютерная  графика  и  её  использование  в  полиграфии  и  дизайне, архитектурных проектах. Программное обеспечение в компьютерном дизайне, его возможности. Общность и специфика восприятия художественного образа в разных видах искусства. Художник – творец-гражданин-выразитель ценностей эпохи.

1

 Групповая и индивидуальная работа  работа с графическим редактором.

Создание 3D проекта любого наглядного изображения, на выбор

-  знание роли изображения в информационном и эстетическом пространстве, в формировании визуальной среды


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по литературе 9класс по учебнику В.Я.Коровиной

полная рабочая программа по литературе 9класс...

Рабочая программа по литературе 9класс

Рабочая программа по литературе составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы под редакцией Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А. ...

Рабочая программа "Русский язык" 9класс

Программа представляет собой пояснительную записку, список литературы и календарно-тематическое планирование...

рабочая программа платные курсы 9класс

Дополнительные платные занятия «Задачи повышенного уровня сложности» предназначены для обучающихся IХ классов, собирающихся после окончания основной школы продолжить обучение в 10 классе с углубленным...

рабочая программа по геометрии 9класс

Рабочая программа по геометрии разработана по учебнику Геометрия 9класс автора Атанасяна...

рабочая программа по химии . 9класс , Габриелян О.С.

Рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С.Габриеляна , к учебнику химии 9 кл. О.С.Габриеляна(2 часа в неделю)...

рабочая программа по математике-9класс

Рабочая  программа по математике для 9 класса составлена на основе следующих документов:1. Программы  общеобразовательных учреждений по алгебре 7–9...