Формирование национально-культурной идентичности школьников.
статья по изобразительному искусству (изо) на тему

Репина Елена Петровна

Формирование системы базовых национальных ценностей, национально-культурной идентичности подрастающего поколения, воспитание у него интереса и любви к народной культуре – всё это способствует решению целей и задач духовно-нравственного развития и воспитания личности.

В соответствии с этим направлением возрождение ценностей и традиций национальной культуры конкретного региона, формирование её ценностного потенциала становится более реальным и закономерным.

Особо значимы в этой деятельности уроки  изобразительного искусства, призванные помочь детям в приобретении системы ценностей, построенной на лучших духовных и культурных традициях народов нашего региона.

Наш регион многонационален. Межэтническое общение дает детям больше возможностей для приобретения знаний об особенностях своей и других национальностей, способствует развитию межэтнического понимания и формированию коммуникативных навыков. Несмотря на то, что дети получают образование на русском языке, изучают русскую культуру, в семье ещё культивируется и интерес к родному языку и культуре. Народная культура является частью национального достояния, которое мы обязаны сохранить, а по возможности и приумножить.

Поэтому на уроках мы изучаем культуру русского, чувашского, татарского и мордовского народов.  На своих уроках, где интегрируются изо и технология, я особое внимание уделяю народному творчеству, традициям, промыслам, поскольку именно культура разных национальностей, к которым приобщается подрастающее поколение, рассказывает о жизни наших предков, об их нравах и обычаях, не дает народу забыть свою историю.

Отсутствие жизненного опыта у подрастающего поколения не позволяет им отличить подлинные ценности от мнимых, в результате чего  ребёнок перестает испытывать потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями.

Для решения этой проблемы я организую с детьми теоретическую и практическую работу, построенную на принципах проблемности, когда перед учащимися или отдельным учеником ставится конкретная проблемная ситуация, требующая актуализации всех имеющихся у них знаний и исследовательских умений.

Самоопределение обучающихся формируется в различных видах и формах  проектной деятельности, которая успешно интегрируется в образовательном процессе.

Проект учащегося – это средство активизации его познавательной  деятельности, развития креативности и формирования определенных личностных качеств. Предполагается, что проект, сопровождающийся исследовательской деятельностью, станет источником положительных изменений в сознании подрастающего поколения, поможет обрести духовный стержень в обращении к истокам национального самосознания, будет способствовать формированию национально-культурной идентичности.

Проектная деятельность позволяет формировать исследовательские умения детей, раскрывать их индивидуальные способности, воспитывать самостоятельность, способствует саморазвитию и самореализации, социализации личности в современных условиях.

Такая позиция позволяет заменить традиционный урок уроком по созданию индивидуального или коллективного проекта. Один из видов проектной деятельности – изготовление национального костюма народов Поволжья.

 Главная цель занятия – формирование у ребенка способности самостоятельно, творчески осваивать и применять новые способы рукотворческой  деятельности, создавать вполне реальный продукт, оформленный по своему желанию и имеющий практическое применение.

Потеря связей с культурным наследием своего города, региона ведет к дефициту духовности. Сегодня региональная культура стала занимать особое место в системе образования. Возрастает значение активного изучения культурных традиций народа, являющихся неотъемлемой частью нашей жизни.

Мои ученики работают над проектами об историческом прошлом нашего города, о замечательных архитекторах, которые создавали облик Симбирска, изучают  памятные места, связанные с Н. Карамзиным, И. Гончаровым,  В.Ульяновым и др.  

 

Такая работа решает проблему исторической преемственности духовно-нравственных идеалов, воспитывает интерес к культурному наследию, исключает равнодушие к истории «малой Родины», к национальным формам культурного творчества и культурных традиций. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование национально-культурной идентичности школьников.

Формирование системы базовых национальных ценностей, национально-культурной идентичности подрастающего поколения, воспитание у него интереса и любви к народной культуре – всё это способствует решению целей и задач духовно-нравственного развития и воспитания личности.

В соответствии с этим направлением возрождение ценностей и традиций национальной культуры конкретного региона, формирование её ценностного потенциала становится более реальным и закономерным.

Особо значимы в этой деятельности уроки  изобразительного искусства, призванные помочь детям в приобретении системы ценностей, построенной на лучших духовных и культурных традициях народов нашего региона.

Наш регион многонационален. Межэтническое общение дает детям больше возможностей для приобретения знаний об особенностях своей и других национальностей, способствует развитию межэтнического понимания и формированию коммуникативных навыков. Несмотря на то, что дети получают образование на русском языке, изучают русскую культуру, в семье ещё культивируется и интерес к родному языку и культуре. Народная культура является частью национального достояния, которое мы обязаны сохранить, а по возможности и приумножить.

Поэтому на уроках мы изучаем культуру русского, чувашского, татарского и мордовского народов.  На своих уроках, где интегрируются изо и технология, я особое внимание уделяю народному творчеству, традициям, промыслам, поскольку именно культура разных национальностей, к которым приобщается подрастающее поколение, рассказывает о жизни наших предков, об их нравах и обычаях, не дает народу забыть свою историю.

Отсутствие жизненного опыта у подрастающего поколения не позволяет им отличить подлинные ценности от мнимых, в результате чего  ребёнок перестает испытывать потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями.

Для решения этой проблемы я организую с детьми теоретическую и практическую работу, построенную на принципах проблемности, когда перед учащимися или отдельным учеником ставится конкретная проблемная ситуация, требующая актуализации всех имеющихся у них знаний и исследовательских умений.

Самоопределение обучающихся формируется в различных видах и формах  проектной деятельности, которая успешно интегрируется в образовательном процессе.

Проект учащегося – это средство активизации его познавательной  деятельности, развития креативности и формирования определенных личностных качеств. Предполагается, что проект, сопровождающийся исследовательской деятельностью, станет источником положительных изменений в сознании подрастающего поколения, поможет обрести духовный стержень в обращении к истокам национального самосознания, будет способствовать формированию национально-культурной идентичности.

Проектная деятельность позволяет формировать исследовательские умения детей, раскрывать их индивидуальные способности, воспитывать самостоятельность, способствует саморазвитию и самореализации, социализации личности в современных условиях.

Такая позиция позволяет заменить традиционный урок уроком по созданию индивидуального или коллективного проекта. Один из видов проектной деятельности – изготовление национального костюма народов Поволжья.

 Главная цель занятия – формирование у ребенка способности самостоятельно, творчески осваивать и применять новые способы рукотворческой  деятельности, создавать вполне реальный продукт, оформленный по своему желанию и имеющий практическое применение.

Потеря связей с культурным наследием своего города, региона ведет к дефициту духовности. Сегодня региональная культура стала занимать особое место в системе образования. Возрастает значение активного изучения культурных традиций народа, являющихся неотъемлемой частью нашей жизни.

Мои ученики работают над проектами об историческом прошлом нашего города, о замечательных архитекторах, которые создавали облик Симбирска, изучают  памятные места, связанные с Н. Карамзиным, И. Гончаровым,  В.Ульяновым и др.  

Такая работа решает проблему исторической преемственности духовно-нравственных идеалов, воспитывает интерес к культурному наследию, исключает равнодушие к истории «малой Родины», к национальным формам культурного творчества и культурных традиций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Обучающие тренинги как активный метод по формированию гражданской идентичности школьников"

Одной из форм работы по формированию гражданской идентичности у подростков являются использование обучающих тренингов и их элементов. Тренинговая форма работы ориентирована на использование активных м...

Школьный музей в формировании гражданской идентичности школьников.

Выступление на областной научно - практической конференции "Актуальные проблемы преподавани историко - общественного и художественно - эстетического циклов в свете новой концепции историко - культурно...

Формирование гражданской идентичности школьников как механизма реализации ФГОС.

доклад о формировании гражданской идентичности на уроках и во внеурочное время...

Формирование гражданской идентичности школьников методом проектной деятельности

Важно предусмотреть участие школьников в социально-значимых проектах с использованием ресурсов сельского социума в урочной, внеурочной и внеклассной работе, направленных на формирование УУД, необходим...

Историко-краеведческое воспитание как средство формирования гражданской идентичности школьников.

Понимание  гражданской идентичности школьников через историко-краеведческое воспитание.Из опыта работы....

Педагогический опыт "Формирование гражданской идентичности школьников методом проектной деятельности на уроках изобразительного искусства в 5 классе"

Данный материал содержит описание педагогического опыта формирования гражданской идентичности школьников методом проектной деятельности на уроках изо в 5 классе по программе Б.М.Неменского...