Методическая разработка урока «Многофигурная композиция на тему «Бал XIX века. Силуэты» по произведениям А.С. Пушкина»
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 7 класс) на тему

Кратюк Марина Валерьевна

Разрабатывая урок иногда сложно найти подходящий материал, раскрывающий цель и задачи урока.  В данной методической разработке предложен теоретический материал, методическая часть урока, план  и конспект урока, что облегчит работу учителя в поиске нужной информации и в построении урока.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока

«Многофигурная композиция на тему «Бал XIX века. Силуэты» по произведениям А.С. Пушкина»

Выполнила: Кратюк М.В.

Содержание:

  1. Теоретический материал для подготовки к уроку………………….3
  2. Методическая часть урока…………………………………………...12
  3. Вопросы по теме урока………………………………………………17
  4. Список использованной литературы………………………………..18

1. Теоретический материал для подготовки к уроку:

 Силуэт — ограниченное контуром отображение чего-либо, одноцветное контурное изображение чего-либо на фоне другого цвета, смутные очертания чего-либо в темноте, контур, очерк фигуры без деталей. Термин употребляется и как синоним «профиля», однако, в отличие от профиля может изображать человека с любого ракурса.

Изначально это искусство в Великобритании называли “тени” или “профили”, позже “искусство теней” во Франции, но очень быстро с 1770-ых во Франции и Германии и с 1790-ых в Англии стали применять название “силуэты”. История возникновения силуэта связывают с именем Этьен де Силуэт.

Жил во Франции в 18 веке знатный вельможа Этьен де Силует. Служил он при дворе короля Людовика XV и занимал пост министра финансов. Силуэт был знатен и богат, но мало кто любил его из-за скупости и расчетливости. Сам господин  Силуэт увлекался врезанием профилей из темной бумаги, был коллекционером “искусства теней”. Однажды на господина Силуэта нарисовали необычную карикатуру (шарж) в виде тени. Художник изобразил его голову в профиль в виде тени. У министра и так-то был длинный нос, но художник решил пошутить и нарисовал его еще длиннее. Это изображение попало в тираж утренней газеты. Люди, покупавшие газету, сразу узнали своего министра финансов и весело смеялись.

С тех пор "силуэтом" стали называть все контурные плоские изображения, словно тени повторяющие очертания предметов. А со временем искусство силуэта стало самостоятельным видом графики.

В силуэте фигуры или предметы рисуются одним черным пятном. В таком рисунке невозможно показать черты лица или какие-нибудь детали, поэтому внешние очертания каждой фигуры должны быть очень выразительны.

Силуэты можно не только рисовать, но и вырезать ножницами из черной бумаги. Искусством силуэта особенно увлекались в 19 веке. В России искусством силуэта особенно увлекались известные художники Ф.Толстой, М.Добужинский, А.Ильин, Н.Рерберг, Г.Нарбут, Е.Кругликова.

Известный живописец и рисовальщик Федор Толстой сделал очень много силуэтных изображений, связанных с Отечественной войной 1812 года.

В начале ХХ века в России художница Елизавета Сергеевна Кругликова после революции выполнила серию силуэтных портретов советских писателей и художников.

Силуэты были известны в Древнем Китае, Японии и других странах Азии. Необыкновенно изящные силуэты с прорезанными тончайшими деталями использовались в теневом театре народов Древнего Востока.

 Бал – происходит от греческого  слова «баллери»,  старофранцузского  bаller,  латинского  bаllarе,  что означает танцевать, прыгать. Большую роль в распространении танцев играли средневековые бродячие актеры, танцы которых включали в себя и элементы народных танцев, и акробатику, и сложные движения рук.

О танцах раннего Средневековья, которые танцевал простой народ на городских и сельских площадях, рассказывают в своих картинах Питер Брейгель Старший и Питер Брейгель Младший. Танцы раннего средневековья исполнялись под пение самих танцующих, под рожок или оркестр и были  в основном хороводные, когда исполнители образовывали закрытый круг, держались за руки, или выстраивались в цепочку. Хороводы могли быть мужскими, женскими или смешанными, а танцевальные движения были примитивны и состояли из шагов и прыжков.  Руки танцующие держали на бедрах или подавали друг другу, а женщины свободной рукой придерживали юбку.

В позднее Средневековье появляется парный танец, танцевальные движения усложнились, прыжки стали более высокие и добавлялось движение рук. Приобретают свою популярность бытовые танцы, без которых не обходятся ни пышные  уличные празднества, ни балы. Театрализованные представления с песнями и танцами устраиваются во дворцовых залах. Много новых танцев возникает в Италии, Франции, Англии и Испании. У различных слоев общества существуют свои танцы, манеры их исполнения и правила поведения во время балов и празднеств.

Танцы эпохи Возрождения более сложны, чем танцы средневековья, поэтому при дворе появились учителя танцев — преподаватели изящных манер. Источником всех танцевальных движений, а часто и всей танцевальной композиции, были народные танцы, переработанные и видоизмененные согласно правилам этикета.  Женщина должна была танцевать скромно, легко, нежно, опустив глаза, только склонившись в реверансе, дама смотрит на того, кому делался реверанс.  Лишь небольшое количество танцев возникло непосредственно в дворцовой среде, а композиция большинства из них была построена на поклонах, приближениях и удалениях друг от друга.

 В России балы появились во времена правления  Пётра I. Первые русские балы назывались  ассамблеями.  Балы-ассамблеи, представляли собой собрания-балы в домах российской знати. Их стали проводить в Петербурге и Москве еще в 1717 году. Ассамблеи служили не только средством увеселения - "для забавы", но также местом "для рассуждения и разговоров дружеских".

Сезон балов длился с Рождества до последнего дня Масленицы и возобновлялся уже после Великого поста. Царские ассамблеи зачастую проводились в Летнем саду, который был тогда средоточием аристократических забав. На балах звучала духовая музыка, танцевали менуэт, контрдансы, русские потешные пляски, польские и английские танцы.

Балы проходили в огромных и великолепных залах, окруженных с трех сторон колоннами. Зал освещался множеством восковых свечей в хрустальных люстрах и медных стенных подсвечниках,  залах горели тысячи свечей. Лестницы были устланы дорогими коврами, теснились тропические растения в кадках, а из специально устроенных фонтанов струилась душистая вода. К ужину обыкновенно подавали редкие тогда в России ананасы, экзотические персики, виноград, свежую клубнику, огромных рыб и дорогие вина со всего света.

Балы проводились по определенной четко утвержденной в дворянском обществе традиционной программе. Поскольку тон балу задавали танцы, то они и были стержнем программы вечера. В XVIII веке было принято открывать бал польским танцем или полонезом, этот танец заменил менуэт, вторым танцем на балу был вальс. Кульминацией бала была мазурка, и завершал балы котильон. Кавалеры на балах заранее записывались, приглашая дам на разные танцы. Во второй половине XVIII—XIX веке дворяне на балы ездили с удовольствием.

Танцы осваивали с раннего детства — с 5—6 лет. Обучение танцам напоминало тренировку спортсмена, которая в нужный момент придавала танцорам ловкость, уверенность, привычность в движениях, непринужденность. Ножки танцующих независимо от их волнения "делали свое дело". Танцы придавали манерам дворянина величавость, грацию, изящество. Это было, как говорят, "в крови" и воспитывалось с детства.

 «Во дни веселий и желаний я был от балов без ума,»- читаем мы в воспоминаниях А.С.Пушкина.

Первая встреча Пушкина и Натали Гончаровой состоялась зимой в 1828 году на балу у знаменитого московского танцмейстера Йогеля, где поэт увидел шестнадцатилетнюю необычайно красивую девушку, Наташу Гончарову. Она только что начала выезжать в свет, но о ней уже заговорили как об одной из первых московских красавиц. Все восхищались ее «романтической прелестью. В белом воздушном платье, с золотым обручем на голове, Натали поразила Пушкина своей царственной, одухотворенной красотой.

Бал был элементом культуры 19 века. Но его можно рассматривать и как явление социальной жизни общества.  Воспоминания, дневниковые записи Пушкина и его современников, помогают правильно понять художественные произведения, восстановить сложную систему отношений эпохи, в которой жил поэт.

…Бал – настоящая находка

Для юных франтов и для дам;

Его с восторгом ждет красотка,

Он праздник пасмурным отцам.

Чтоб дочка куколкой оделась,

Хлопочет опытная мать,

А чтоб она не засиделась,

Везет ее потанцевать. (Ф.Кони)

Одежда для бала.

   Бальный внешний вид строго регламентировался. Платья дам всегда были открытыми, дополнялись бутоном живых или искусственных цветов. 
- Для девиц рекомендовались платья светлых тонов, незамысловатая причёска, простые украшения. 
- Замужние дамы имели более богатый выбор в расцветке, фасоне платьев и ношении ювелирных изделий. 

Прическа – завитые локоны располагали по обе стороны головки, открывая затылок и тонкую шею, поверх прически диадема.
Бальная обувь представляла собой мягкие туфли, чаще без каблука. Использование косметики сводилось к минимуму, не возбранялось пользоваться лишь пудрой, и то в умеренном количестве.
- Для кавалеров существовали свои каноны бального костюма: фрачная пара, белый жилет, белый (1830-е годы) или чёрный (вторая половина XIX века) галстук.  Во времена правления Николая I на придворные балы гражданские служащие надевали мундир, полагающийся их должности. Прическа: не совеем короткие волосы, приподнятый чуб, бакенбарды.
- Военные являлись в соответствующем их полкам торжественном обмундировании, и все в бальных башмаках, лишь уланам дозволялось бывать в сапогах. Наличие шпор не одобрялось, но некоторые нарушали это правило ради щегольства.
- Важнейшим атрибутом было наличие безукоризненно чистых и белоснежных лайковых перчаток. У дам они часто были выше локтя. Кавалеры в штатском носили лайковые, а военные – замшевые перчатки. Перчатки никогда не снимались, даже если они лопнули – в этом случае рекомендовалось иметь с собой запасную пару.
- Важной составляющей дамского бального костюма являлся веер, служивший не только для создания свежего дуновения, но и в качестве языка общения.

Виды танца в 19 веке.
  Полонез, которым открывался бал, вошел в моду при Екатерине II. Длился он 30 минут. Все присутствующие должны были принять в нем участие. Его можно было назвать торжественным шествием, во время которого дамы встречали кавалеров.
Иностранцы называли этот танец «ходячий разговор». Промах в танцах на балу мог стоить карьеры. Было очень постыдным на балу потерять такт.

Вторым танцем на балах был вальс, о котором А. С. Пушкин писал: 
Однообразный и безумный,
Как  вихорь жизни молодой, 
Кружится вальса вихор шумный,
Чета мелькает за четой.
Этот танец возмущал многих, его осуждали, запрещали, считали непристойным… Но романтичный и страстный вальс стал символом XIX века, одурманивающим «танцем любви»: на балах из него разрешалось выйти до окончания музыки – настолько он опьянял.
Название танца происходит от немецкого слова, означающего «кружить, вращать», однако родину вальса установить невозможно. Салонный вальс произошел, вероятно, от смешения разных европейских народных танцевс одновременным их упрощением (отказом от прыжков, замедлением темпа).
В деревнях тоже танцевали вальс, даже тогда, когда он уже покорил бальные залы всего мира. В сцене бала из оперы «Дон Жуан» Моцарта Донна Анна и Октавио танцуют менуэт, Дон Жупн и Церлина – контрданс, а вальс остается на долю слуги Лепорелло и крестьянина Мазетто.
Однако одновременно с невероятным успехом вальс приобрел и яростных противников. В Вене в начале XIX века было запрещено танцевать вальс более 10 минут. При дворе немецких кайзеров вальс был вообще запрещен – запрет отменили лишь в 1888 году. В пуританской Англии вальс осуждали за безнравственность.

В России вальс появился при Екатерине Великой, однако императрица не одобряла новомодный танец. А император Павел I вообще запретил вальс.
Вальс нарушил всю эстетику салонного танца прошлых веков, но главное, за что его осуждали моралисты, был близкий телесный контакт дамы и кавалера. Обхватить даму за талию и кружить ее по зале – это казалось невозможным и безнравственным. Долгое, стремительное вращение тоже считалось непристойным. Танцевальный этикет тех времен требовал неторопливых величавых движений, поклонов и реверансов на изрядном расстоянии друг от друга.
Ю.М. Лотман приводит суждение французской писательницы-моралистки Фелиситэ Жанлис: «Молодая особа, легко одетая, бросается в руки молодого человека, который ее увлекает с такой стремительностью, что сердце ее невольно начинает стучать, а голова идет кругом! Вот что такое этот вальс!…»

Вальс дурманил головы не только впечатлительным дамам, но и кавалерам: «Разыгралось вольное воображение юноши, когда в позволительных объятиях держал он соблазнительный стан графини, когда так близко от его взоров трепетала ускоренным дыханием весенняя грудь ее. Ах! Зачем выдуман вальс, зачем случается нам кружиться с красавицей, которой мы должны любоваться бескорыстно?» (Н.Ф. Павлов. Московский бал).
Вальс считался настолько «опьяняющим» танцем, что из него разрешалось выйти до окончания музыки. Иногда пара исполняла всего 2-3 тура танца. Когда дама хотела прекратить вальс, она говорила кавалеру «Merci» и слегка наклоняла голову – и кавалер, не переставая кружиться в танце, провожал даму к ее месту.
Весь XIX век прошел под знаком вальса. Появлялись новые танцы, которые на время становились более популярными (например, была мода на мазурку и целая «эпидемия» польки), но любовь к вальсу оставалась неизменной. Он пережил всех конкурентов, его красоту и чарующую чувственность не смог потеснить даже свирепый эротизм латиноамериканских танцев, хлынувших в Европу в XX веке. Вальс продолжает свое торжественное шествие, и в XXI веке все еще остается главным бальным танцем.

Мазурка — это середина бала. Она «приехала» в Россию из Парижа в 1810 году. Дама в мазурке идет плавно, грациозно, изящно, скользит и бегает по паркету. Партнер в этом танце проявляет активность, делает прыжки «антраша», во время которых в воздухе он должен ударить нога об ногу три раза. Умелое пристукивание каблуками придает мазурке неповторимость и шик. В 20-е гг. XIX века мазурку стали танцевать спокойнее, и не только потому, что от нее страдал паркет.
Мазурку танцевали в четыре пары. При ее  исполнении допускались разговоры. Каждый  новый танец на балу содержал меньше форм
торжественного балета и больше танцевальной игры, свободы движений.
В конце бала исполняли французский танец котильон. Он представлял собой танец-игру, шаловливый и непринужденный. Кавалеры в этом
танце становятся на колени перед дамой, сажают ее, обманывают, отскакивают от нее, перепрыгивают через платок или карту.  

Интерьер дворянских балов.

Конец XVIII – начало XIX вв. – время господства классицизма, который предполагает четкий ритм и единый стиль размещения предметов мебели и искусства. Мебель обычно изготавливалась из красного дерева и украшалась накладками из чеканной золоченой бронзы или полос латуни. Из Франции и других европейских стран в Россию проник интерес к античности. Поэтому в интерьере этого времени мы увидим античные статуи и соответствующий декор. Под влиянием Наполеона в моду входит ампир, созданный архитекторами Ш.Персье и П.Фонтеном, с его духом роскошных императорских резиденций времен Римской империи. Мебель в стиле ампир делалась из карельской березы и тополя, часто окрашивалась в зеленый цвет – под старую бронзу, с позолоченными резными деталями. Часы, светильники делались из позолоченной бронзы. Стены комнат часто окрашивались в чистые цвета – зеленый, серый, синий, лиловый. Иногда они оклеивались бумажными обоями или имитировали бумажные обои, гладкие или полосатые, с орнаментом.

Балы проходили в огромных и великолепных залах, окруженных с трех сторон колоннами. Зал освещался множеством восковых свечей в хрустальных люстрах и медных стенных подсвечниках. В середине зала непрерывно танцевали, а на возвышенных площадках по двум сторонам залы у стены стояло множество раскрытых ломберных столов, на которых лежали колоды нераспечатанных карт. Здесь играли, сплетничали и философствовали. Бал для дворян был местом отдыха и общения. Музыканты размещались у передней стены на длинных, установленных амфитеатром, скамейках.

2.        Методическая часть урока

В 7 классе  во второй четверти  изучая тему «Поэзия повседневности», где человек  является центром жанрового, исторического или мифологического произведения, на последнем  занятии данной темы можно провести урок «Бал XIX века. Силуэты» по произведениям А.С. Пушкина. В ходе, которого учащиеся должны применить полученные знания: умение раскрывать тему, компоновать рисунок на листе, изображать фигуру человека в движении соблюдая его пропорции, изображать фигуры силуэтами, изображать мелкие детали, завершать работу.

Занятие выстраивается  в виде урока-образа, для создания ярких эмоциональных образов используется  музыкальный фон и репродукции картин художников, раскрывающих эпоху XIX века. Окунутся в эпоху XIX века, помогает ранее  изученные на уроках литературы произведения А.С. Пушкина. Ученик лучше представляет образ жизни человека в XIX веке, стиль интерьера, стиль костюма. Для лучшего восприятия можно зачитать фрагменты из произведения «Евгений Онегин» сопровождая просмотром иллюстраций, раздачей наглядного материала: интерьеры, костюмы, прически, украшения и т.п.  Для эмоционального фона во время практической работы использовать музыку: «Полонез» М. Огинский, «Вальс» П.И.Чайковский,  «Вальс» Иоганн  Штраус,  «Мазурка» Ф.Ф.Шопен, «Менуэт» В. А. Моцарт.

Рассказывая о силуэтном рисунке можно опираться на работы мастеров графики Г. Нарбута, Н. Ильина, Ф. Толстого, И. Рерберга,М. Добужинского , иллюстрации к «Евгению Онегину»  В. В. Гельмерсена, Л. Тимошенко и др. художники , графический портрет А. Пушкина.

В начале четверти учащиеся работают поисковых группах,2-3 человека работают над произведением А. С. Пушкина «Евгений Онегин», 2-3 человека выполняют работу по поиску информации видов бальных танцев XIX века.

Урок – образ «Бал XIX века. Силуэты» по произведениям А.С. Пушкина

Цель урока: Познакомить учащихся с историей балов XIX века на примере литературного произведения А.С.Пушкина «Евгений Онегин», закрепление знаний о пропорции фигуры человека в движениях, познакомится силуэтной техникой.

Воспитательная: Прививать любовь  и почтительное отношение учащихся к истории русской культуры; формирование художественно – творческой активности учащихся.

Обучающая: Познакомить учащихся с эпохой культуры XIX века в России, историей возникновения бальных танцев, отражение русского балла в произведении  А. С. Пушкина. Изображать фигуру человека в движении.

Развивающая:  Развить творческую фантазию, воображение, интерес к искусству, культуре, умение работать в коллективе, формирование художественной грамотности и вкуса в работе над силуэтной композицией.

Оборудование и материалы:

Зрительный ряд: Презентация, иллюстрации к роману А. С. Пушкина ''Евгений Онегин'', рисунки костюмов XIX века, работы художников выполненные в графической технике силуэта (распечатанные на А4-А5)  и детские работы.

Музыкальный ряд;  «Полонез» М. Огинский, «Вальс» П.И.Чайковский,  «Вальс» Иоганн Штраус,  «Мазурка» Ф.Ф.Шопен, «Менуэт» В. А. Моцарт. 

Литературный ряд: произведение А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

Материалы и инструменты: формат А1, формат А4 черной бумаги, альбом, карандаши, раздаточный материал, клей, ножницы.

Примерный план урока – образа

  1. Идея: силуэт, коллективный коллаж.
  2. Замысел. Создание образа танца XIX века в России, передача движения.
  3. Завязка. На доске размещен ватман с интерьером зала, шторы закрыты, под музыку «полонеза»  шторы раскрываются, действие начинается.
  4. Конфликт. После просмотра презентации, выступления поисковых групп учащиеся вместе с учителем рассуждают и сравнивают силуэтные рисунки, движения во время танца 19 века, этикет на балах с этикетом повседневной жизни. Учащиеся выполняют силуэтные фигурки для будущей композиции бала под музыку.
  5. Кульминация. Складывается замысел будущей работы: силуэты танцующих дам и кавалеров, вырезанные из бумаги, композиционно располагаются на ранее приготовленном плакате с интерьером зала.
  6. Развязка: Да будет бал!  Звучит музыка вальса Иоганна Штрауса. Работа готова к обсуждению.
  7. Концовка: обсуждение проделанной работы.

План урока:

Этап урока

Время

Ход урока

Планируемые действия ученика

1

Организационный момент

2

Создание атмосферы взаимопонимания, проверка готовности к занятию

2

Подготовка учащихся к работе

3

Учитель в водит учащихся в тему урока, читает отрывок произведения Ф.Кони, с демонстрацией иллюстраций бала к произведению А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Учащиеся определяют цель урока.

3

Беседа по теме урока

15

1.Учитель рассказывает историю возникновения бала.

2. Рассказывает о выразительных средствах силуэтного рисунка, демонстрируя примеры силуэтных рисунков человека в движении.

Акцентируется внимание  на плакат с интерьером, с занавесками. Рассказ о стиле интерьера во время бала.

 Погружение в тему: Поисковые группы учащихся  зачитывают отрывки на тему бала произведения А. С. Пушкина «Евгений Онегин» обращая внимание на моду 19 века.

Учащиеся внимательно слушают и рассматривают иллюстрации в раздаточном материале и слайды презентации.

4

Физминутка

1

Гимнастика для глаз

5

Практическая работа

15

Изобразить на формате А4 черной бумаге, фигуры в движении (мужской и женский образ), исполняющий бальный танец. Во время работы звучит музыка.

В завершении работы фигуры наклеиваются на ватмане.

На помощь в  выборе образа одежды и движениях  в танце учащимся помогает раздаточный материал (вид танца, фасоны одежды мужской и женский).

6

Подведение итогов

3

Учащиеся рассказывают о своей работе, что получилось, что было задумано.

Демонстрация своих работ в коллективной работе.

7

Домашнее задание

1

На уроке чувствовалась нехватка времени, многие аспекты хотелось рассмотреть подробнее: наглядно просмотреть движения в танцах. Распечатанный материал содержал элементы определенных танцев, что позволяло учащимся копировать движение, что было ошибкой. Конечно, одного формата на класс мало, поэтому работу лучше сделать по группам. Каждой группе можно сделать работу на А3, с распределением обязанностей, работа над выбором: интерьера, фигурами, исполняющими определенный вид танца, составления своего стихотворения по теме группы. Работа с силуэтами очень нравится учащимся, работа с которой справляются все. Работа позволяющая фантазировать, искать новое, вызывает восторг у детей, настоящий праздник.

3. Вопросы к учащимся:

  1. Какая атмосфера присутствовала на балах XIX века?
  2. В какое время в России  появился первый бал?
  3. Какую одежду носили  на бал во времена А. С. Пушкина?
  4. Какие танцы были популярны в России XIX века?
  5. Как называют одноцветное изображение ограниченное контуром?
  6. Почему в силуэте головы людей лучше изображать в профиль, а не в фас?
  7. Что удалось в работе? Чувствуете ли радость своего труда?

4. Литература:

  1. 1.     Б.М. Неменский, И.Б. Полякова, Т.Б. Сапожникова  Особенности обучения по программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» Лекции 1-8 М., «Первое сентября».
  2. А.С. Пушкин  «Евгений Онегин».- М. - Л.: Гослитиздат, 1957, 278стр.
  3. http://malena33.livejournal.com/12818.html А.С. Пушкин "Евгений Онегин" илл. Тимошенко 1958 год.
  4. http://gr.neftegaz.ru/en/blog/view/165/ История балов в России / Танцевальная культура России в XIX веке.
  5. http://trendsezona.com/istoriya-siluetov/ статья: История силуэтов.
  6. https://ru.wikipedia.org/wiki/ История возникновения бала.
  7. http://trendsezona.com/istoriya-siluetov/ Статья: История силуэтов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока истории в 8 классе "Загадки "золотого века" русской культуры"

Тема урока: Загадки «Золотого века» русской культуры.      Цель: развитие социально – адаптивной и когнитивной (познавательной) компетентности через овладение учащимися знания...

Методическая разработка урока по истории 9 класс "Культура Серебряного века"

Разработка урока с использование информационно-коммуникационных технологий....

методическая разработка урока по истории "Крупнейшие войны России 19 века"

конспект конкурсного открытого урока по истории для 8 класса "Повторительно-обобщающий по крупнейшим войнам России 19 века", показанный на городском (муниципальном) этапе конкурса "Педа...

Методическая разработка урока истории России "Русская культура XIV-XVI"веков (по учебнику "История России с древнейших времен до конца XVI века" под ред. А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной).

Представлена методическая разработка урока "Русская культура XIV-XVI веков" для 6 класса . Тема рассчитана на 2 часа и состоит из двух частей "Просвещение, устное народное творчество, литература XIV-X...

Методическая разработка урока литература в 7 классе "Культурный контекст "Сказки о золотом петушке" А. С. Пушкина"

Меня давно привлекает идея создания культурологических комментариев к литературным произведениям. Я считаю этот методический прием актуальным, познавательно развивающим.Предложенный Вашему вниманию ма...

Методическая разработка урока литературы для 6 класса "Н.Заболоцкий "Журавли". Особенности лирического произведения".

В своей работе руководствуюсь филологическим принципом сближения преподавания языка и литературы. В связи с этим ведущую роль на уроках играет такой прием, как наблюдение над языком, позволяющий выяви...

Методическая разработка урока по предмету Литература. Тема урока: «Тема любви в творчестве А.С. Пушкина».

При разработке открытого урока по литературе я определила его тип как работу над лирическими произведениями. Изо всех видов литературных произведений лирика отличается наиболее сильным эмоциональным в...