Презентация и конспект Комоедица-Масленица
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5, 6, 7, 8 класс) по теме

Презентация и сценарий для интегрированного уроука Технологии и ИЗО

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кустодиев «Широкая Масленица»

Слайд 2

20 - 21 марта День весеннего равноденствия Начало астрономической весны Начало празднеств славянского Нового года в дохристианские времен а

Слайд 3

Пробуждение хозяина леса

Слайд 4

Зверь ведающий мёд «Ком» – так древние славяне называли медведя

Слайд 5

Блин – главный атрибут праздника Истинное значение древней поговорки «Первый блин – ком О м »: «Первый блин – Ком А м », т. е. - медведя м

Слайд 6

«Ком» « Комоедица »

Слайд 7

Отличия КОМОЕДИЦЫ от МАСЛЕНИЦЫ Комоедица : символизировала не только проводы зимы и встречу весны, но и начало нового года проводилась всегда в марте - в дни весеннего равноденствия. п раздновалась 2 недели - семь дней до дня весеннего равноденствия и семь дней после. Масленица: символическое прощание с зимой не имеет постоянной даты празднуется в течение 1 недели.

Слайд 9

Кулинарные секреты: рецепты блинов

Слайд 11

« Мартинички »

Слайд 13

З ачин – возжигание Огня, заводили хоровод Посолонь (по часовой стрелке)

Слайд 14

Древние ритуалы праздника Комоедицы Величали молодых Всем наливали сурью (ритуальный напиток) Прыгали через костры, умывались снегом и талой водой Славили Ярилу , скатывали горящие колёса с горы Совершали ритуал пробуждения медведя Проводили игрища: городок, кулачки, коняшки , качели, лазание на столб, ручеёк… Водили хороводы Угощали и угощались Совершали ритуальные поклонения богам и духам предков В конце празднования люди дарили друг другу круглые пряники и просили прощения

Слайд 16

От Комоедицы до Масленницы В.И. Суриков «Взятие снежного городка»

Слайд 17

Дни масленичной недели Понедельник – «встреча» - начинали печь блины, причем первый из них отдавался неимущим и беднякам. Вторник— « заигрыш » - в этот день все празднование сводилось к сватовству невест. Во вторник начинались безудержные, веселые и разудалые игры, катания, забавы. На заигрыши с утра девицы и молодцы ходили в гости — покататься на горах, поесть блинов. С реда— «лакомка» - в этот день празднования зять отправлялся к матери своей супруги, чтобы отведать ее угощений. Четверг— «разгул» – в четверг неделя масленицы переживала свой перелом, и именно в этот день начинались самые глобальные и пышные празднества. Пятница— «тещины вечерки» - т еща отправлялась в гости к своему зятю и к собственной дочери, где устраивались основные торжества. Суббота— « золовкины посиделки» - день считался одним из самых скромных за всю масленичную неделю. Традиционно в этот день молодая невестка приглашала в дом мужа своих золовок. Воскресенье – «проводы, Прощёное воскресенье» - Именно в этот день проходило сжигания чучела Масленицы. Также в воскресенье было принято просить у всех окружающих прощения.

Слайд 18

Сохраняя древние традиции своего народа



Предварительный просмотр:

Методическая разработка внеклассного мероприятия

«От Комоедицы до Масленицы»

E:\масленица\открыт. урок\медведь.jpg

Для педагогов – предметников (ИЗО, МХК).

педагогов–организаторов, педагогов дополнительного образования.

Автор: Резвицкая Галина Николаевна 

Год разработки -2018.

1 Аннотация.

Данная работа составлена на основе сценария интегрированного урока по предметам  ИЗО и Технологии для учащихся школ, учреждений дополнительного образования. Тематика мероприятия посвящена  истории возникновения и развития традиций празднования Масленицы. Содержание разработки включает в себя как теоретическую, так и практическую часть, имеет познавательно-развлекательный характер. Для реализации предлагаемого мероприятия рекомендуется использование дидактического материала представленного в  «Приложении».

2 Пояснительная записка.

  Методическая разработка внеклассного мероприятия в форме презентации с элементами познавательно - досуговой деятельности «От Комоедицы до Масленицы» предназначена для организации внеурочной  деятельности школьников среднего, старшего возраста и разновозрастных групп детей, занимающихся в различных творческих объединениях. Данная методическая разработка имеет культурологическую направленность, отражает тесную интеграцию таких сфер  знаний как история, культура, декоративно-прикладное искусство, народные традиции. В содержании тематического мероприятия «От Комоедицы до Масленицы» раскрываются малоизвестные исторические факты о таком, казалось-бы, знакомом  празднике нашего народа как Масленица, отражаются  его древние смыслы и символы. Сценарий адаптирован к условиям небольшого зала, класса, поэтому может быть реализован в  малокомплектной сельской школе с небольшим количеством участников. Его полностью или фрагментарно могут  использовать в своей  работе учителя – предметники (ИЗО, Технология, МХК), классные руководители общеобразовательных школ, педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования. Отличительными чертами данной разработки являются:

  • использование различных видов деятельности
  • сочетание элементов образовательного процесса и организации досуга школьников
  • возможность вовлечения  учащихся в процесс подготовки и проведения мероприятия
  • вариативность форм проведения данного мероприятия (праздник, урок, костюмированное представление, презентация и т.д.)

  Рекомендуется привлечение родителей ко всем этапам мероприятия (подготовка, проведение). Актуальность предлагаемой методической продукции обусловлена тем, что она предусматривает вовлечение всех участников в активную практическую деятельность, направлена на формирование социокультурных навыков, воспитание  чувства сопричастности к историческим и культурным традициям своей Родины. Автором предполагается, что  данная разработка поможет педагогам организовать интересное познавательное досуговое мероприятие для детей, привлечь их к творческой деятельности, создать условия для совместного активного отдыха со своими родителями.

3 Цель, задачи, участники, форма проведения.

  Цель: привлечение учащихся к культурной досуговой деятельности через знакомство с историей  масленичных традиций.

  Задачи:

  • знакомство с истоками древних культурных  традиций  празднования Масленицы
  • проведение подготовительных работ - изготовление  атрибутов  праздника своими руками (приготовления блинов, нахождение старинных кулинарных рецептов, макет чучела Масленицы, модели ритуального пряника «жаворонка»)
  • создание атмосферы праздника путём исполнения прибауток, песен, хороводов, изготовление и вручения символических подарков (мартенички)
  • проведение конкурсной и игровой программы
  • привлечение школьников и их родителей к подготовке и проведению мероприятия

  Участники:

  • Ведущий и его помощники - Историк, Фольклорист, Балагур
  • Школьники и их родители

  Форма проведения: электронная презентации с элементами познавательно - досуговой деятельности

4 Краткий план.

1. Приветствие.

2. Древние корни  праздника, славянский новый год. 1 часть презентации  - исторические сведения о Комоедице (смысловое значение праздника, символика, время проведения, ритуалы, обычаи, праздничные действия)

3. Традиции празднования Масленицы. 2 часть презентации (масленичные дни, обычаи)

4. Заключение.

5 Содержание.

    В зале сидят ребята и их родители, среди них 3 помощника Ведущего (Историк, Фольклорист, Балагур). На стене висит экран для демонстрации слайдов.

  Под весёлую  народную музыку перед гостями появляется Ведущий.

  Ведущий: - Здравствуйте  дорогие друзья! Вот и закончилась долгая зима! Всё ярче светит солнышко, дни становятся длиннее и теплее, и от этого у нас в душе  светло и радостно, мы ждём прихода весны, ждём прихода праздника….

  • На экране - 1 слайд  

- Вот такое же ощущение радости, весны и  разудалого праздничного народного гулянья возникает у нас при виде картины замечательного русского художника  Кустодиева – «Широкая Масленица». Художник написал её в 19 веке, но до сих пор для русского человека Масленица – один из самых любимых и ожидаемых праздников. Внимательно рассматривая картину, мы можем узнать - как в России праздновали Масленицу современники  Кустодиева в 19 веке…. Ну а каким был этот праздник в 17, 15 или скажем в 13 веке?  И вообще когда он зародился, чему был посвящён, какими изначально были его ритуалы и обряды? Разобраться в  истории, казалось бы,  такого известного праздника нам помогут мои верные помощники – Историк, Фольклорист и Балагур (представление помощников). И вначале  я даю слово своему первому помощнику – Историку.

К экрану выходит «Историк»

  • На экране - 2 слайд  

  Историк: - В  дохристианские времена у  славян этот праздник назывался  совсем по-другому, и посвящён он был не проводам зимы, а встрече нового календарного года. Ребята, как вы думаете, всегда ли  на Руси  встречали приход нового года как мы с вами – 1 января? (варианты ответов). 1 января Новый год в России  стали отмечать лишь в 1700 году  по указу царя Петра 1. А в глубокой древности наши предки, занимавшиеся в основном земледелием,  началом  года считали время пробуждения природы, дни весеннего равноденствия.

  • На экране - 3 слайд:

 - А ещё считалось, что примерно  в это же время просыпается от зимней спячки хозяин леса – медведь. А что означает слово «медведь»? (варианты ответов). Правильно – это зверь, который мёд ведает, потому мы его так и называем.

  • На экране - 4 слайд: 

 

- В стародавние времена на Руси медведя часто почитали за своего предка и называли «КОМ» за то, что он похож на большой ком шерсти.  

Вы спросите: какая связь между праздником и медведями – комами?  Об этом вам поведает мой друг – Фольклорист, он знает всё о древних народных обычаях.

К экрану выходит «Фольклорист»

  • На экране – 5 слайд: 

 

  Фольклорист: - Всё дело в том, что для встречи нового года  в древние времена старшие в семье женщины пекли обрядовые блины, сделанные из нескольких мучных замесов: овса, гороха и ячменя. Блины были самым главным атрибутом этого праздника, но наши предки первый блин не съедали сами, а несли его в лес медведям  – КОМАМ, которых считали своими предками. Вспомните поговорку: «Первый блин – комОм». А когда-то говорили -  «Первый блин – комАм» , т.е. медведям, предкам.  

  • На экране –  6 слайд: 

 

- В течение столетий буква «А» подменилась на букву «О» и истинное значение этого выражение исказилось. Вот так от слова «КОМ» и произошло название праздника «КОМОЕДИЦА».

   Ведущий: - Как интересно! Значит КОМОЕДИЦА – это древнеславянский новый год  и праздновалась она весной.  Уважаемый Фольклорист, но в наше время никто не носит медведям блины, да и новый год  мы встречаем не в марте,  а в январе, почему же считают, что Древний праздник КОМОЕДИЦЫ связан с нашей любимой Масленицей?

  • На экране - 7 слайд

  Фольклорист: - Конечно, КОМОЕДИЦА и МАСЛЕНИЦА имеют отличия:   Масленица - это символическое прощание с зимой,  она не имеет постоянной даты, празднуют её в течение 1 недели.

Древняя  Комоедица – это не только проводы зимы и встреча весны, но и начало нового года у древних славян. Комоедица праздновалась всегда в марте в дни весеннего равноденствия и отличалась он от нашей Масленицы  продолжительностью - семь дней до дня весеннего равноденствия и семь дней после.  Этим отличаются древний и современный весенний праздники нашего народа. А вот обряды, ритуалы, игры и другие праздничные действия во многом очень похожи. И сейчас мы празднуем МАСЛЕНИЦУ почти так же, как наши далёкие предки праздновали КОМОЕДИЦУ.

   Ведущий: - Дорогие мои помощники, а давайте вместе с ребятами представим, как это всё происходило, и сравним древнюю КОМОЕДИЦУ с нашей МАСЛЕНИЦЕЙ. А чтобы наше путешествие в прошлое было не скучным, мы пригласим весельчака и затейника Балагура. Он развеселит вас шутками да прибаутками, а может и научит чему-то.

К экрану выходит «Балагур», в руках у него тарелка с блинами

  Балагур:- Скажите, ребята, а какое самое главное блюдо  сейчас на МАСЛЕНИЦЕ?... Правильно блины!

  • На экране - 8 слайд

   Фольклорист:  И на КОМОЕДИЦУ на столы ставили угощенье:  горячие блины и пироги, овсяный кисель, меды, квасы и закуски. Начинали угощать друг друга блинами.

- Первый блин – комам.

 Под весёлую  народную музыку Балагур, Историк, Фольклорист угощают гостей блинами, рассказывают прибаутки: 

Балагур: - Блин второй – знакомым!

Историк: - Третий – дальней родне,

Фольклорист: - А четвёртый – мне! 

Балагур: - У кума была сестрица, печь блины-то мастерица

Напекла их кучек шесть, семерым их не поесть.

Историк: - А сели четверо за стол, дали душеньке простор,

Фольклорист: - Друг на друга поглядели и блины-то все поели! 

Балагур: - Ох и вкусные были блинки! А рецептиком не поделитесь?....

  • На экране  - 9 слайд

   Ведущий: - Дорогие ребята, сейчас самое  время  вам обменяться семейными кулинарными секретами

 Гости   обмениваются рецептами приготовления блинов (написаны заранее на красиво оформленных круглых листах бумаги)

  • На экране  - 10 слайд:  

  Фольклорист: - Кроме блинов пекли особой формы специальное печенье - «жаворонки» в виде птиц и солярных знаков. Их готовили для  ритуала закликания весны, во время которого печенье подбрасывали как можно выше.

  Балагур: (раздаёт  изготовленные заранее модели ритуальных пряников в виде силуэтов  птиц).

                    - Жаворонки,  жавороночки! Прилетите к нам.
                      - Принесите нам лето теплое, унесите от нас зиму холодную.

- Ну, кто из вас самый смелый, голосистый, да ловкий? Кто выше всех подбросит своего жаворонка, да громче всех позовёт Весну- красну, тот и гостинчик от меня получит!  

 Конкурс  закликания   весны - ребята подбрасывают  жаворонков вверх, произносят «заклички»:

- Зимушка, уходи, весна красна, приходи!
- Солнышко, появись, красное, покажись!
- Весна, весна красная!
- Приди весна с радостью.
- С великою милостью,
- Со льном высоким.
- С корнем глубоким,
- С хлебом обильным.

Балагур награждает  участников  сладостями

  • На экране  - 11 слайд:  

  Фольклорист: - А сейчас мы познакомимся с ещё одним символическим обрядом закликания весны. Он заключался в изготовлении так называемых «мартиничек», которых вы видите на слайде. Мартинички это парные обережные  куколки из красных и белых нитей. Белый – цвет уходящей зимы, красный – цвет жаркого весеннего солнца. Кукол развешивали на ветвях деревьев для скорейшего прихода весны и тепла. «Мартинички» символизировали семью, поэтому юноши и девушки их дарили друг другу в марте в знак любви и доброго отношения. Такой оберег хранили долгие годы.

  Ритуал дарения: ребята создают  «мартинички» - нитяные куколки красного и белого цвета, соединяя их нитью; готовыми мартеничками украшают класс, обмениваются

  • На экране  - 12 слайд:  

  Историк: - После закликания весны  к капищу везли на соломенной "кобыле" чучело Марены - богини смерти, которую вязали из соломы и обряжали только женщины.

  Ведущий: - И в наше время  на МАСЛЕНИЦУ тоже делают соломенное чучело в виде женской фигуры. И этот главный персонаж праздника мы с вами сделали заранее.

  Ребята вместе с Фольклористом и Балагуром  устанавливают  макет чучела, исполняют величальные стишки  

- Приезжай ты к нам на широк двор на горах покататься,
  В блинах поваляться, сердцем потешиться.
- Масленица - красная краса, русая коса.
- Тридцати братьев сестра, сорока бабушек внучка,
- Трёх матерей дочка, кветочка, ягодка, перепёлочка".

  • На экране  - 13 слайд:

  Фольклорист: - После проводили зачин - возжигание Огня. Славили богов и предков, весь славянский РОД. Смельчаки прыгали через костёр, остальные надевали  личины – маски и заводили хоровод - Посолонь (то есть по Солнцу, по часовой стрелке). Затем торжественно сжигали чучело Марены. Во время сжигания чучела заводили хоровод противосолонь (против Солнца, против часовой стрелки)

  Под весёлую народную музыку Балагур заводит хоровод Посолонь, затем Противосолонь вокруг чучела. Фольклорист и Историк вовлекают в хоровод  гостей.

  Балагур: - Марена загорела, всему миру надоела! 

  • На экране  - 14 слайд

  Историк: - После сжигания чучела празднование КОМОЕДИЦЫ в древности проходило на протяжении ещё целой недели. И в эти дни  взрослые и дети веселились от души: прыгали через небольшой костёр, сложенный "шалашиком", обращаясь к солнцу, чтобы он зажёг снега, а после обязательно умывались снегом или талой водой. Считалось, что талая вода придаёт лицу красоту.

  Балагур: - Затем прославляли Ярилу, скатывая горящие колёса с горы и приговаривали "С горы катись, с весной воротись!" А после этого все шли «будить медведя». Самый крепкий парень в деревне изображал спящего медведя. Он не просыпался до тех пор, пока самая смелая девушка не сядет на него сверху и не попрыгает. Тогда «медведь» просыпался, что означало начало весны.

  Фольклорист: - После ритуала пробуждения  медведя начинались игрища. Первая игра - городок. Девушки становились на высокое огороженное место (городок), отбивали нападение парней. Парни пытались ворваться в городок, взять его приступом. Тот, кто первый прорывался в городок, получал право перецеловать всех девушек-защитниц. После взятия городка начинался пир горой, а затем остальные забавы: кулачки, коняшки, качели.

  • На экране  - 15 слайд

  Историк: - В конце всего празднования люди дарили друг другу круглые пряники и говорили: «Прости меня буде в чём виноват перед тобой». Оставив всё плохое позади, люди начинали новый год.…Так, провожая зиму и встречая весну, на Руси отмечали Новый год вплоть до 1492 года.

  • На экране  - 16 слайд

  Ведущий: - Удивительно, какие глубокие исторические корни имеют наши  народные традиции. Ещё в 15 веке наши предки так  встречали новый год и назывался праздник – Комоедица. А теперь эти дни всеобщего разудалого веселья, радости, игр, забав мы называем проводами зимы. Посмотрите ребята, перед вами картины посвящённые проводам зимы и встрече весны. На них мы видим и соломенное чучело и качели и хоровод. А на известной картине В.И. Сурикова – момент взятия снежного городка... Всё те же обряды и обычаи, что и сотни лет назад, только теперь эти дни стали называться ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА, и празднуются они во второй половине недели начиная с четверга.

  Балагур:   

Широкая Масленица,
Мы тобою хвалимся,
На горах катаемся,
Блинами объедаемся! 
Веселись, народ – в гости Масленка идет!
С пирогами и блинами, весну под руку ведет!
Будем петь-гулять, весну-матушку встречать!
На санях кататься, блинками баловаться!

  • На экране  - 17 слайд   

  Ведущий: А знаете ли вы, как и почему называется каждый день масленичной недели? (варианты ответов…..) Давайте попробуем объяснить эти названия,  а заодно и вспомним традиции и обычаи нашего народа принятые во время МАСЛЕНИЦЫ.

Под весёлую народную музыку Балагур, Фольклорист и Историк   озвучивают 17 слайд

  • На экране  - 18 слайд - заключение

  Ведущий: - Вот и подошло к концу наше путешествие в удивительный мир  народных традиционных праздников. Сегодня мы с вами что-то вспомнили, а что-то узнали впервые о масленичных традициях, их истории, символическом значении древних обычаев и ритуалов. Я надеюсь, что вам было интересно. Давайте скажем спасибо моим юным помощникам. Они очень старались! Молодцы! А самое главное мы с вами узнали, что на протяжении многих столетий наш народ сумел сберечь многие свои традиции. Давайте же и мы будем изучать и бережно сохранять наше культурное наследие.

Приложение

Подготовительный этап мероприятия

1 Домашние индивидуальные задания

  • Приготовление  блинов
  • «Кулинарные рецепты блинов»

Материалы: бумага, ножницы, карандаши, фломастеры.

Вырезать из белой или цветной бумаги круг, 1 сторону украсить солярным знаком, на 2 стороне написать или напечатать текст выбранного рецепта

2  Коллективная внеурочная  работа в классе

  • Изготовление «жаворонков»

Материалы: бумага, ножницы, карандаш, пластилин.

I:\Комоедица или масленица - на конкурс\приложение 2 - поделки\SAM_2671.JPGI:\Комоедица или масленица - на конкурс\приложение 2 - поделки\SAM_2675.JPG

  • Изготовлению нитяных куколок - мартиничек -

Материалы: пряжа красного и белого цвета, ножницы

I:\Комоедица или масленица - на конкурс\приложение 2 - поделки\SAM_2662.JPGI:\Комоедица или масленица - на конкурс\приложение 2 - поделки\SAM_2666.JPG

  • Изготовление макета чучела МАСЛЕНИЦЫ –

Материалы  произвольные: ножницы, клей, нитки, ткань, тесьма, бумага, солома и т. п.

C:\Users\Lamer\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\SAM_2670.jpg

Атрибуты праздника своими руками

C:\Users\Lamer\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\SAM_2676.jpg

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация и конспект урока для 5 класса "Употребление глагола "to be".

Презентация и конспект к уроку"Употребление глагола "to be", личных и притяжательных местоимений" по УМК О.В.Афанасьевой для 5 класса...

Презентация и конспект урока 6_2.3.2 «Как образуются понятия» (Босова Л.Л)

Урок предназначен для учеников 6-го класса, обучающихся по учебнику Л. Л. Босовой.Цель работы: познакомить с основными логическими приёмами формирования понятия.Объяснение нового материала и его закре...

Презентация и конспект урока 7_2.4 «Математические модели» (Босова Л. Л.)

Урок предназначен для учеников 7-го класса, обучающихся по учебнику Л. Л. Босовой. Цель работы:расширить  представления  учащихся  о  знаковых  информационных модел...

Презентация и конспект урока 5_1.7 «Способы кодирования информации» Л. Л. Босова

Урок предназначен для учеников 5-го класса, обучающихся по учебнику Л. Л. Босовой.Цель работы:наглядно объяснить, почему выбирается та или иная форма кодирования.Во время урока рассматриваются многооб...

Презентация и конспект урока 5_1.9 «Текст как форма представления информации» Л. Л. Босова

Урок предназначен для учеников 5-го класса, обучающихся по учебнику Л. Л. Босовой.Цель работы: углубить представления учащихся о формах представления информации;  акцентировать внимание учащихся ...

Презентация и конспект урока 7_2.3 «Словесные информационные модели» Босова Л.Л.

Данная разработка предназначена для учеников 7-го класса, обучающихся по учебнику Л. Л. Босовой.Цель работы:сформировать представления учащихся о словесных информационных моделях.В презентации рассмат...

Презентация и конспект урока 7_2.5.1 «Табличные информационные модели» Босова Л.Л.

Урок предназначен для учеников 7-го класса, обучающихся по учебнику Л. Л. Босовой. Цель работы: упорядочить  имеющиеся  представления  учащихся  о  табличных информационн...