Программа по изобразительному искусству для 5-8 классов
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5, 6, 7, 8 класс)

Быкова Вера Владимировна

Программа изобразительное искусство разработана с учетом НРЭО Челябинской обасти в рамках ФГОСдля учащихся 5-8 классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Планируемые результаты освоения учебного предмета

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

        Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:

        - воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

- формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

- освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

- приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);

- приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);

- развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

- осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

Специфика предметных образовательных результатов отражается в изучении национальных, региональных и этнокультурных особенностей Челябинской области в курсе «Изобразительное искусство», которое направлено на достижение следующих задач:

– воспитание у детей уважения к историко-культурному наследию Южного Урала, любви к родному городу (селу), позитивного отношения к среде поселения; социально-ответственному поведению в ней;

– освоение учащимися знаний об основных этапах формирования многонационального населения Челябинской области, о культурных достижениях региона и родного города (села);

– освоение гуманистических традиций и ценностей современного российского общества, понимание культурного многообразия региона, толерантность;

– овладение обучающимися умениями самостоятельно работать с источниками краеведческой информации; сочетать панорамный взгляд на регион с выделением отдельных деталей повседневного бытия;

– развитие у школьников познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, приобщения к решению местных проблем, самостоятельного приобретения новых знаний;

– готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;

– формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни, к сохранению, возрождению и развитию культуры родного края.

В результате прохождения курса выпускник научится:

-  разбираться в основных видах декоративно-прикладного искусства и народного творчества, мирового и отечественного изобразительного искусства;

- ориентироваться в истории русского и мирового прикладного и изобразительного искусства, узнавать изученные народные промыслы и ремесла, виды и жанры изобразительного искусства;

- понимать значение прикладных и изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни человека;

- понимать изобразительную метафору и целостную картину мира, присущую произведениям искусства;

- определять взаимосвязи реальной действительности и её художественного изображения в искусстве, её претворении в художественный образ;

- воспринимать произведения искусства и аргументированного анализировать разные уровни своего восприятия;

- анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и направлений искусства и определять средства художественной выразительности (композиция, декор, орнамент, светотень, цвет, штрих, пятно и т.д. );

- применять основные средства выразительности декоративно-прикладного искусства, изобразительного искусства при выполнении творческих работ;

- работать с художественными материалами (гуашь, акварель, тушь, бумага, природные и подручные материалы) прикладных и изобразительных (пластических)  искусств;

- использовать приобретенный опыт художественной деятельности в творчестве и повседневной жизни для самостоятельной творческой работы в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).

Кроме этого ученик получит возможность научится:

- характеризовать особенности уникального искусства народов Южного Урала;

- определять специфику образного языка декоративно- прикладного искусства народов Южного Урала, создавать декоративные изображения и эскизы народного праздничного костюма на основе традиционных образов народов, проживающих на территории Челябинской области;

- различать и характеризовать художественные промыслы Южного Урала;

- рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве как выражении различных мировоззренческих смыслов в творчестве художников Южного Урала;

- различать и характеризовать понятия: эпический пейзаж, романтический пейзаж, пейзаж настроения, пленэр, импрессионизм на примере работ художников Южного Урала;

- называть имена выдающихся русских художников-портретистов и определять их произведения, посвященные выдающимся личностям в истории Урала;

- навыкам передачи в плоскостном изображении простых движений фигуры человека на примере уральских писаниц;

- рассуждать об изменчивости образа человека в истории искусства на примере деревянной скульптуры Урала и памятников Челябинска;

– характеризовать сюжетно-тематическую картину как обобщенный и целостный образ, как результат наблюдений и размышлений художника Южного Урала над жизнью;

- характеризовать исторический жанр как идейное и образное выражение значительных событий в истории Урала, как воплощение его мировоззренческих позиций и идеалов; – рассуждать о значении творчества великих русских художников в создании образов народов Южного Урала;

- рассуждать об особенностях художественного образа советского народа в годы Великой Отечественной войны на примере монументального искусства Челябинской области;

- описывать и характеризовать выдающиеся монументальные памятники и ансамбли, посвященные Великой Отечественной войне и установленные на территории Челябинской области;

- систематизировать и характеризовать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна на примере памятников архитектуры Челябинской области;

- понимать тенденции и перспективы развития современного искусства  Челябинской области.


Содержание учебного предмета

Общая тема программы 5 класса – «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» (34 ч).

№ п/п

Наименование раздела

Количество часов

1

Древние корни народного искусства

6

2

Связь времен в народном искусстве

15

3

Декор – человек, общество, время

5

4

Декоративное искусство в современном мире

8

Итого:

34

1. Древние корни народного искусства: знакомство  с традиционными образами в народном искусстве (мать-земля, древо жизни, конь-лось-олень, птица, солнечные знаки), крестьянским домом, рассматривается как художественный образ, отражающий взаимосвязь большого космоса (макрокосма) и мира человека, жизненно важные участки крестьянского интерьера, освоении языка орнамента на материале русской народной вышивки, знакомство с народно-праздничными обрядами.

Древние образы в народном искусстве. Солярные знаки древних жителей Южного Урала

Древняя Южно-Уральская архитектура. Традиционные жилища народов Южного Урала

Убранство русской избы

Конструкция и декор предметов народного быта.

Народная вышивка. Народный праздничный костюм. Праздничные костюмы народов Южного Урала

Народные праздники, обряды в искусстве и в современной жизни Южного Урала.

2. Связь времен в народном искусстве: включение детей  в поисковые группы по изучению  традиционных народных художественных промыслов России (Жостово, Хохломы, Гжели), Южного Урала (Урало-сибирская роспись, Каслинское литье, гравюра, резьба по камню). При знакомстве учащихся с филимоновской, дымковской, каргопольской народными глиняными игрушками, следует обратить внимание на живучесть в них древнейших образов: коня, птицы, бабы. Направить усилия учащихся на восприятие и создание художественного образа игрушки.  

Древние образы в современных народных игрушках.

Искусство Гжели.

Городецкая роспись.

Хохлома.

Жостово. Роспись по металлу.

Щепа. Роспись по лубу и дереву. Урало-сибирская роспись

Тиснение и резьба по бересте.

Роль народных художественных промыслов в современной жизни.

3. Декор — человек, общество, время: проявление эмоционального отклика, интереса к многообразию форм и декора в классическом декоративно-прикладном искусстве разных народов, стран, времен. Акцентирование внимание на социальной функции этого искусства, представление его роли в организации жизни общества, в формировании и регулировании человеческих отношений, в различении людей по социальной и профессиональной принадлежности. Разговор о социальной роли декоративного искусства следует замкнуть на современности, чтобы показать учащимся, что костюм, его декор и сегодня сообщает информацию, закрепленную в форме знаков-отличий. Эти знаки имеют общественно-символическое значение. При знакомстве с образом художественной культуры древних египтян, древних греков, Востока на примере Японии, Западной Европы периода Средневековья основной акцент переносится на декоративно-знаковую, социальную роль костюма и, кроме того, закрепляется эмоциональный интерес учащихся к образному, стилевому единству декора одежды, предметов быта, интерьера, относящихся к определенной эпохе. Ознакомление с гербами и эмблемами Саратовской области происходит при определении символического характера языка герба как отличительного знака, его составных частей, символического значения изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики.

Зачем людям украшения.

Одежда «говорит» о человеке.

Южно-Уральский эпос в произведениях русских художников.

О чем рассказывают нам гербы и эмблемы.

Образ-символ в декоративно-прикладном искусстве народов Южного Урала

4. Декоративное искусство в современном мире: знакомство на уроках с богатством разновидностей керамики, художественного стекла, металла и т. д., определение образного строя произведений, восприятие их с точки зрения единства формы, способствует выявлению средств, используемых художником в процессе воплощения замысла.

Роль народных художественных промыслов в современной жизни.

Современное выставочное искусство.

Ты сам — мастер. Пространственные искусства на улицах нашего города

Общая тема программы 6 класса – «Искусство  в жизни человека» (34 ч).

№ п/п

Наименование раздела

Количество часов

1

Виды изобразительного искусства и основы их образного языка

8

2

Мир наших вещей. Натюрморт

8

3

Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве

10

4

Человек и пространство в изобразительном искусстве

8

Итого:

34

1. Виды изобразительного искусства и основы их образного языка: проводятся беседы о жанрах и видах изобразительного искусства. Ещё шире происходит знакомство с графическими и живописными материалами, освоение разнообразных графических и живописных техник. Графика, живопись и скульптура - основные виды изобразительного искусства. Рисунок лежит в основе мастерства художника. Знакомство с выразительными свойствами книжной графики в творчестве художников. В основе живописи лежат цветовые отношения, свойства цвета (основные и дополнительные цвета, теплые - холодные, цветовой контраст, насыщенность и светлота цвета). Дать понятие «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета». Освоение фактуры мазка, выражение в живописи эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность.

Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств,  художественные материалы,

Рисунок-основа изобразительного творчества. Уральские узоры: Орнаменты Южного Урала

Линия и ее выразительные возможности

Пятно как средство выражения. Ритм пятен

Основы цветоведения

Цвет в произведениях живописи

Объемные изображения в скульптуре. Анимализм древних эпох 

Основы языка изображения

2. Мир наших вещей. Натюрморт : изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Многообразие форм изображения мира вещей. Знакомства с жанром натюрморт. Выполнение натюрморта в живописи и графике. Выразительные возможности натюрморта.

        Реальность и фантазия в творчестве художника

Изображение предметного мира в различных культурах России

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира

Изображение объема на плоскости и линейная перспектива

Освещение. Свет и тень

Натюрморт в графике

Цвет в натюрморте

Выразительные возможности натюрморта

3. Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве: изображение человека в искусстве разных эпох. Закономерности в конструкции головы человека. Образ человека в графике живописи, скульптуре. Работа над созданием портретов. Великие портретисты и их творческая индивидуальность.

        Образ человека – главная тема искусства

Конструкция головы человека и ее основные пропорции

Изображение головы человека в пространстве

Портрет в скульптуре. Образ человека в деревянной скульптуре Урала

Графический портретный рисунок

Сатирические образы человека

Образные возможности освещения в портрете

Роль цвета в портрете

Великие портретисты прошлого: Д.Г. Левицкий, Ф.С. Рокотов, К.П. Брюллов – создатели портретной галереи династии Демидовых

Портрет в изобразительном искусстве 20 века. Народный костюм в культуре Южного Урала

4. Человек и пространство в изобразительном искусстве: предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве в разные эпохи. Виды перспективы в изобразительном искусстве. Изображение пейзажа, организация изображаемого пространства. Знакомство с колоритом в пейзаже. Образы города в истории искусства. Работа над графической пейзажной композицией.

Жанры в изобразительном искусстве, изображение пространства

Правила построения перспективы. Воздушная перспектива

Пейзаж – большой мир. Виды природы и городов Южного Урала в картинах художников

Природа и художник. Пейзаж настроения в живописи художников Южного Урала

Пейзаж в русской живописи. Графический пейзаж

Городской пейзаж. Челябинск – надежная крепость России

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.

Общая тема программы 7 классов – «Изобразительное искусство в жизни человека» (34 ч).

№ п/п

Наименование раздела

Количество часов

1

Изображение фигуры человека и образ человека

7

2

Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов

7

3

Великие темы жизни

11

4

Реальность жизни и художественный образ

9

Итого:

34

1. Изображение фигуры человека и образ человека: образ человека стоит в центре искусства, но есть разница между изображением человека и задачей изображения его фигуры. Представления о красоте человека, о наиболее существенном в его облике и в его действиях менялись в истории искусства. Овладение даже первичными навыками изображения фигуры и передачи движений человека несомненно представляет трудность для ученика, однако представления о разных подходах и способах изображения облегчает эту задачу. Последовательность заданий позволяет постепенно наращивать этот навык. Материал четверти включает  работу во всех основных видах изобразительной деятельности: рисунок, лепка, живопись. Художественно- практическая работа учащихся связана содержательно с изучением истории искусства и развитием навыков восприятия.

Образ человека в истории искусств

Изображение фигуры человека

Пропорции и строение фигуры человека

Лепка фигуры человека

Наброски фигуры человека с натуры

Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве

2. Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов:  Материал посвящен бытовому жанру в изобразительном искусстве. Понятие жанра формируется в европейском искусстве Нового времени, однако изображение  бытовых занятий  присутствует в искусстве на всех этапах его истории и создает для нас возможность представить жизнь разных народов в их культурах. Учащиеся должны осознать, что в произведениях бытового жанра при изображении самых простых, обычных действий людей художник способствует раскрыть глубину и поэзию понимания мира и себя в этом мире.

Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры

Сюжет и содержание в картине

Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве

Жизнь в моем городе в прошлые века. Урал в исторической живописи русских художников. Исторические картины из жизни города Челябинска

Праздник и карнавал (тема праздника в бытовом жанре)

3. Великие темы жизни:  Живопись- монументальная и станковая. Монументальные росписи- фрески. Фрески в эпоху Возрождения. Мозаика. Появление станкового искусства. Обращенность монументального искусства к массе людей, обращенность станкового искусства к индивидуальному  восприятию. Темперная и масляная живопись. Исторический и мифологический  жанры в искусстве.

Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох

Батальный жанр в изобразительном искусстве

Тематическая картина в русском искусстве XIX века

Процесс работы над тематической картиной

Библейские темы в изобразительном искусстве. Уральские лики: Строгановская школа иконописи

Монументальная скульптура и образ истории народа. Скульптуры Челябинска и Челябинской области

Место и роль картины в искусстве XX века

Художественно-творческие проекты.  Лицо современного города: Архитектурный образ как отражение истории

4. Реальность жизни и художественный образ: материал в большей степени посвящен итоговым теоретическим знаниям об искусстве, но главной задачей  изучения искусства является обучение ребенка живому восприятию ради нового понимания и богатого переживания жизни. Итоговые обобщения материла на уроках проходят в форме беседы, дискуссии, в игровых и театрализованных формах. В течение всей четверти ведется художественно- практическая деятельность. Это работа над графическими иллюстрациями к выбранному литературному произведению и создание индивидуальных, коллективных творческих проектов. Работа над иллюстрациями помогает учащимся острее увидеть соотношение и ее выражения в искусстве, т. е. проблему художественного образа и его пластического смысла.

Искусство иллюстрации. Слово и изображение: художник-график детских книг Южно-Уральского книжного издательства А.В. Гилёв

Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве. Каслинское  и Кусинское литье- гордость Урала

Зрительские умения и их значение для современного человека

История искусств и история человечества

Стиль и направление в изобразительном искусстве разных эпох

Личность художника и мир его времени в произведениях искусства Художники Южного Урала

        Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре

Общая тема программы 8 классов – «Дизайн и архитектура в жизни человека» (34 ч).

№ п/п

Наименование раздела

Количество часов

1

Архитектура и дизайн

8

2

В мире вещей

8

3

Город и человек

9

4

Человек в зеркале дизайна и архитектуры

9

Итого:

34

1. Архитектура и дизайн – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Мир, который создает человек. Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры. Основы композиции в конструктивных искусствах. Сочетание текста с изображением. Возникновение архитектуры развития. Дизайн и архитектура как создатели «второй природы», рукотворной среды нашего обитания. Единство целесообразности и красоты, функционального и художественного. Композиция как основа реализации замысла в любой творческой деятельности. Плоскостная композиция в дизайне. Элементы композиции в графическом дизайне: пятно, линия, цвет, буква, текст и изображение. Основные композиционные приемы: поиск уравновешенности (симметрия и асимметрия, динамическое равновесие), динамика и статика, ритм, цветовая гармония. Разнообразные формы графического дизайна, его художественно-композиционные, визуально-психологические и социальные аспекты.

Гармония, контраст и выразительность плоской композиции, или «Внесем порядок в хаос!»

Прямые линии и организация пространства

Цвет – элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и тоновые пятна

Буква – строка – текст

Искусство шрифта

Когда текст и изображение вместе. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне

В бесконечном мире книг и журналов. Многообразие форм графического дизайна

2. В мире вещей и зданий:  художественный язык конструктивных искусств.  От плоского изображения – к макетированию объемно-пространственных композиций. Прочтение плоскостной композиции как «чертежа» пространства. Здание – объем в пространстве и объект в градостроительстве. Основы формообразования. Композиция объемов в структуре зданий. Структура дома и его основные элементы.  Развитие строительных технологий и историческое видоизменение основных элементов здания. Дизайн как эстетизация машинного тиражирования вещей. Геометрическая структура вещей. Несущая конструкция – каркас дома и корпус вещи. Отражение времени и вещи. Взаимосвязь материала и формы в дизайне. Роль цвета в архитектурной композиции и в дизайнерском проекте. Формообразующее и эстетическое значение цвета в архитектуре и дизайне.

Объект и пространство. От плоского изображения к объемному макету

Взаимосвязь объекта в архитектурном макете

Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемов. Понятие модуля

Важнейшие архитектурные элементы здания. На улицах нашего города

Красота и целесообразность. Вещь как сочетание объемов и образ времени

Форма и материал

Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в формообразовании.

3. Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека. Исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств. От шалаша, менгиров и дольменов до индустриального града строительства. История архитектуры  и дизайна как развитие образно-стилевого языка конструктивных  искусств  и технических возможностей эпохи. Массово-промышленное производство вещей и зданий, их влияние на образ жизни и сознания людей. Организация городской среды. Проживание пространства – основа образной выразительности архитектуры. Взаимосвязь дизайн и архитектуры. Природа в городе или город в природе. Ландшафтно-парковая архитектура и ландшафтный дизайн. Использование природных и имитационных материалов макете.

Город сквозь времена и страны. Образы культуры прошлого России и Челябинской области

Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна. Современные дизайнеры и архитекторы Южного Урала

Живое пространство города. Город, микрорайон, улица – это моя малая Родина.

Вещь в городе и дома. Городской дизайн.

Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещевой среды интерьера

Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства

4. Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ человека и индивидуальное проектирование. Организация пространства жилой среды как отражение социального заказа, индивидуальности человека, его вкуса, потребностей и возможностей. Живая природа в доме. Социопсихология, мода и культура как параметры создания собственного костюма. Грим, прическа, одежда и аксессуары  в дизайнерском проекте по конструированию имиджа персонажа или общественной персоны. Моделируя свой облик и среду, человек моделирует современный мир.

Мой дом – мой образ жизни. Скажи мне, как ты живешь, и я скажу, какой у тебя дом

Интерьер, который мы создаем

            Пугало огородное в дизайне приусадебного участка. Дизайн проект приусадебного  участка

            Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды. Современные модельеры России и Челябинской области

            Встречают по одежке

            Автопортрет на каждый день

            Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна

            Моделируя себя – моделируешь мир (обобщение темы)

         


Тематическое планирование с указанием часов,

отводимых на изучение каждой темы

 

5 класс

№ п/п

Тема раздела

Тема урока

Кол-во часов

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид контроля

1

Древние корни народного искусства

Древние образы в народном искусстве. Солярные знаки древних жителей Южного Урала

1

Знание традиционных образов декоративно-прикладного творчества: солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни. Понимать декоративные изображения как обозначение жизненно важных для человека символов, их условный характер.

Вводный тест

2

Древняя Южно-Уральская архитектура. Традиционные жилища народов Южного Урала

1

Знание элементов избы (фронтон дома, наличники, причелина, лобовая доска), умение создавать образ русской избы, с орнаментальными элементами резьбы и росписи, навык работы цветными карандашами

Рисунок

3

Убранство русской избы

1

Знание элементов избы (фронтон дома, наличники, причелина, лобовая доска), умение создавать образ русской избы, с орнаментальными элементами резьбы и росписи, навык работы цветными карандашами

Рисунок

4

Конструкция и декор предметов народного

быта.

1

Особенности конструкции и декора предметов труда и быта, посуды; работа цветными карандашами по шаблону и самостоятельно, передача основных форм предметов крестьянского быта

Рисунок

5

Народная вышивка. Народный праздничный костюм. Праздничные костюмы народов Южного Урала

1

Отличие русской народной вышивки, цветовая гамма, основные элементы; умение работать с цветной бумагой, создание композиции в технике аппликации Умение отличать народные костюмы разных национальностей, создавать образ русского праздничного национального костюма

КТП

6

Народные праздники, обряды в искусстве и в современной жизни Южного Урала.

1

Знание основных народных русских праздников, праздники башкир и татар, народов севера, создание по мотивам праздничных гуляний композицию праздника

Рисунок

7-8

Связь времен в народном искусстве

Древние образы в современных народных игрушках.

2

Знание основных видов народных игрушек (из глины, дерева, ткани), умение различать их, создавать эскиз народной игрушки, навык работы цветными карандашами

Рисунок

9-10

Искусство Гжели.

2

Знание особенностей гжельской росписи, выполнение основных элементов, умение составлять композицию в технике гжельской росписи, навык работы гуашью

Рисунок

11-12

Городецкая роспись.

2

Знание особенностей городецкой росписи, выполнение основных элементов (купавка, розан, бутон, травка, птицы и лошадки), умение составлять композицию в технике городецкой росписи, навык работы гуашью

Рисунок

13-14

Хохлома.

2

Знание особенностей хохломской росписи, выполнение основных элементов (завиток, Кудрина, ягодки, цветы), умение составлять композицию (под фон) в технике золотой хохломы, навык работы гуашью

Рисунок

15-16

Жостово. Роспись по металлу.

2

Знание основных способов обработки металла, создание образа жостовского традиционного подноса, умение работать гуашью

Рисунок

17-19

Щепа. Роспись по лубу и дереву. Урало-сибирская роспись

3

Знание основных способов обработки древесины, создание образа изделия из щепы, умение работать гуашью

Рисунок

20

Тиснение и резьба по бересте.

1

Знание основных способов обработки древесины, создание образа берестяного изделия из бумаги, умение работать с бумагой

Творческий проект

21

Роль народных художественных промыслов в современной жизни

1

Знание понятия «промысел», основных ДПТ Южного Урала, умение выявлять отличительные особенности промыслов родного края

Рисунок

22

Декор — человек, общество, время

Зачем людям украшения.

1

Выполнение эскиза ювелирного украшения в стиле древнеегипетского искусства: солнечного  ожерелья, подвески, браслета, нагрудного украшения – пекторали; использование характерных знаков-символов

Рисунок

23

Одежда «говорит» о человеке.

1

Особенности развития моды, значение декора в определении сословия или класса, профессиональной деятельности людей; умение создавать образ человека различных эпох через особенности костюма.

Рисунок

24

Южно-Уральский эпос в произведениях русских художников.

1

Особенности Уральского народного фольклора и его отражении в изобразительном искусстве, работа с иллюстрациями к сказам Бажова. Умение создавать сюжетную композицию, иллюстрацию к произведению литературы

Рисунок

25

О чем рассказывают нам гербы и эмблемы.

1

Значение узоров, орнаментальных композиций и декоративных элементов в жизни человека. Роль и значение промыслов в современной жизни, применение основ НДПТ в дизайне

Творческий проект

26

Образ-символ в декоративно-прикладном

искусстве народов Южного Урала

1

Знание традиционных образов декоративно-прикладного творчества: солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни. Понимать декоративные изображения как обозначение жизненно важных для человека символов, их условный характер.

Рисунок

27

Декоративное искусство в современном мире

Роль народных художественных промыслов в современной жизни.

1

Знание материалов и техник ДПИ, пластический язык материала, его роль в создании художественного образа, умение создавать авторский продукт на основе НДИТ и современного ДПИ

Рисунок

28-31

Современное выставочное искусство.

4

Знание особенностей современного ДПИ, приемы выполнения витража(роспись по стеклу), батика (роспись по ткани), умение работать  по стеклу и ткани Знание основ работы дизайнера, умение применять знания НДПИ в создании авторской работы

Рисунок

32-34

Ты сам — мастер. Пространственные искусства на улицах нашего города

3

Знание особенностей современного ДПИ, приемы выполнения витража(роспись по стеклу), батика (роспись по ткани), умение работать  по стеклу и ткани Знание основ работы дизайнера, умение применять знания НДПИ в создании авторской работы. Умение создавать творческий проект, обобщать знания и навыки в ДПИ

Творческий проект, итоговый тест


6 класс

№ п/п

Тема раздела

Тема урока

Кол-во часов

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид контроля

1

Виды изобразительного искусства и основы их образного языка

Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств, художественные материалы

1

Разбираться в вида искусства, различать изобразительное, ДП и конструктивное, творческий подход к решению поставленной задачи

Вводный тест

2

Рисунок-основа изобразительного творчества

Уральские узоры: Орнаменты Южного Урала

1

Знание особенностей графики, применение различных графических материалов, навык выполнения зарисовки с натуры и по памяти или представлению отдельных травянистых растений или веточек(колоски, колючки, ковыль, зонтичные и другие виды)

Рисунок

3

Линия и ее выразительные возможности

1

Выразительные особенности линейного рисунка, различные типы линий; применение линейного рисунка в создании портрета-настроения (грусть, радость)

Рисунок

4

Пятно как средство выражения. Ритм пятен

1

Умение создавать ритмичную композицию, применять закономерности тоновых отношений  при отражении состояния природы, работа тушью и пером (возможно заменить на гелиевые ручки)

Рисунок

5

Основы цветоведения

1

Знание основных и дополнительных цветов, холодные и теплые цвета, умение создавать живописную композицию на основе смешения цветов, умение изображать пейзаж акварельными красками

Рисунок

6

Цвет в произведениях живописи

1

Знание основных и дополнительных цветов, холодные и теплые цвета, умение создавать живописную композицию на основе смешения цветов, умение изображать пейзаж акварельными красками

Рисунок

7

Объемные изображения в скульптуре. Анимализм древних эпох 

1

Знание основ построения скульптуры, объемная скульптура, барельеф, горельеф, рельеф, история развития жанра, умение создавать эскиз готовой работы в графических материалах

Рисунок

8

Основы языка изображения

1

Знание основ изображения: художественные приемы, композиция, сюжет, тема, умение применять  знания на практике для создания  авторской работы

Рисунок

9

Мир наших вещей. Натюрморт

Реальность и фантазия в творчестве художника

1

Знание различных жанров, особенностей реалистичной картины, ее отличие от декоративного рисунка, понятие стилизация, фантазия в картинах художника, умение анализировать произведения

Художественный анализ картины

10

Изображение предметного мира – натюрморт

в различных культурах России.

1

Знание понятия «Натюрморт», особенности развития жанра, натюрморт с натуры, декоративный натюрморт, умение строить предметы на плоскости с применением правил и законов линейной перспективы

Сообщение

11

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира

1

Знание законов линейной перспективы, умение применять закономерности построения на плоскости при передаче формы

Рисунок

12

Изображение объема на плоскости и линейная

Перспектива

1

Знание законов линейной перспективы, умение применять закономерности построения на плоскости при передаче формы кухонной утвари

Рисунок

13

Освещение. Свет и тень

1

Знание законов перспективы, умение использовать теоретические навыки в работе с натуры, навык работы  над изображением. Умение применять законы перспективы

Рисунок

14

Натюрморт в графике.

1

Умение использовать теоретические навыки в работе с натуры, навык работы  над изображением натюрморта в заданном эмоциональном состоянии: праздничный натюрморт, грустный, таинственный и т. д., работа карандашами различной твердости

Рисунок

15

Цвет в натюрморте

1

Умение использовать теоретические навыки в работе с натуры, навык работы  над изображением натюрморта в заданном эмоциональном состоянии: праздничный натюрморт, грустный, таинственный и т. д., работа акварельными красками

Рисунок

16

Выразительные возможности натюрморта

1

Умение использовать теоретические навыки в работе с натуры, навык работы  над изображением натюрморта в заданном эмоциональном состоянии: праздничный натюрморт, грустный, таинственный и т. д., работа карандашами различной твердости, работа акварельными красками

Рисунок

17

Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве

Образ человека – главная тема искусства

1

Знание  истории развития портрета, крупнейших портретистов, умение строить портрет, применяя знание пропорциональной конструкции головы человека

Рисунок

18

Конструкция головы человека и ее основные пропорции

1

Знание  истории развития портрета, крупнейших портретистов, умение строить портрет, применяя знание пропорциональной конструкции головы человека

Рисунок

19

Изображение головы человека в пространстве

1

Знание  истории развития портрета, крупнейших портретистов, умение строить портрет, применяя знание пропорциональной конструкции головы человека

Рисунок

20

Портрет в скульптуре. Образ человека в деревянной скульптуре Урала

1

Знание  истории развития портрета, крупнейших портретистов, умение строить портрет, применяя знание пропорциональной конструкции головы человека

Рисунок

21

Графический портретный рисунок

1

Знание  истории развития портрета, крупнейших портретистов, умение строить портрет, применяя знание пропорциональной конструкции головы человека

Рисунок

22

Сатирические образы человека

1

Изображение сатирических образов литературных героев и использование

приемов карикатуры

Рисунок

23

Образные возможности освещения в портрете

1

Умение понимать образ человека, его настроение, эмоции через освещения, знание основных типов освещения, плана анализа живописного или графического портрета

Художественный анализ картины

24

Роль цвета в портрете

1

Знание особенностей жив описного портрета, умение передавать образ человека с помощью цвета (акварель)

Рисунок

25

Великие портретисты прошлого: Д.Г. Левицкий, Ф.С. Рокотов, К.П. Брюллов – создатели портретной галереи династии Демидовых

1

Знание великих портретистов нового времени (ХХ век), современных портретистов. Навык работы с литературой, написание доклада

Сообщение

26

Портрет в изобразительном искусстве 20 века.

Народный костюм в культуре Южного Урала

1

Знание  истории развития портрета, крупнейших портретистов, портрет в искусстве Южного Урала, ДПИ как неотъемлемая часть создания образа народа в портрете. Умение применять знание ДПИ и ДПТ в создании портрета-образа

Рисунок

27

Человек и пространство в изобразительном искусстве

Жанры в изобразительном искусстве

1

Знание жанров в изобразительном искусстве. Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тематическая картина: бытовой и тематический жанр,

творческий подход к решению поставленной задачи

Тест

28

Изображение пространства

1

Знание особенностей  жанра пейзаж, умение передавать пространство на бумаге, лирический пейзаж

Рисунок

29

Правила построения перспективы. Воздушная

перспектива

1

Знание особенностей  жанра пейзаж, умение передавать пространство на бумаге, лирический пейзаж. Умение применять правила перспективы

Рисунок

30

Пейзаж – большой мир. Виды природы и городов Южного Урала в картинах художников

1

Знание особенностей  жанра пейзаж, умение передавать пространство на бумаге, навык рисования цветными карандашами родной природы

Рисунок

31

Природа и художник. Пейзаж настроения в живописи художников Южного Урала

1

Знание особенностей  жанра пейзаж, знание истории становления жанра, русские пейзажисты, пейзаж в искусстве Западной Европы и Южного Урала (сравнение)

Рисунок

32

Пейзаж в русской живописи. Графический пейзаж

1

Знание особенностей  жанра пейзаж, особенностей графического пейзажа, средств его выразительности. Умение работать  над графической композицией

Рисунок

33

Городской пейзаж. Челябинск – надежная крепость России

1

Знание линейной и световоздушной перспективы, умение создавать композицию по описанию

Рисунок

34

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл

1

Знание основ анализа художественного произведения, поиск скрытого смысла в картинах. Умение обобщать знания, грамотно оперировать понятиями изобразительного и ДП искусства

Итоговый тест


7 класс

№ п/п

Тема раздела

Тема урока

Кол-во часов

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид контроля

1

Изображение фигуры человека и образ человека

Образ человека в истории искусств

1

Знание основных канонов изображения человека в Древнем Египте, Древней Греции, средние века, эпоха Возрождения, новое время

Вводный тест

2

Пропорции и строение фигуры человека

1

Знание пропорций, умение с помощью схем изображать фигуру человека, навык работы простым карандашом

Рисунок

3-4

Изображение фигуры человека

2

Знание пропорций, умение пропорционально изображать фигуру человека в различных позах, навык работы простым карандашом

Рисунок

5

Фигуры человека  в движении

1

Знание пропорций, умение пропорционально изображать фигуру человека в различных позах, навык работы простым карандашом

Рисунок

6

Наброски фигуры человека с натуры

1

Знание особенностей рисования с натуры фигуры человека, умение применять правила пропорционального построения фигуры на практике

Рисунок

7

Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве

1

Знание основных канонов изображения человека в разных эпохах особенности русской реалистической портретной школы. Умение анализировать художественные произведения

Сообщение

8-9

Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов

Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры

2

Отличительные особенности бытового жанра, русские и зарубежные мастера бытовой картины; умение разрабатывать композицию, навык компоновки и выполнения работы гуашью Знание особенностей построения бытовой картины, основ пропорционального изображения фигуры человека, автопортрета, умение творчески решать поставленную задачу

Рисунок

10

Сюжет и содержание в картине

1

Знание понятий сюжет и содержание, тема картины, умение через сюжет и содержание воплощать предложенную тему произведения «Зимняя сказка», навык ведения работы от эскиза к законченному рисунку

Рисунок

11

Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве

1

Знание отечественных мастеров бытовой картины. Общество передвижных выставок (XIX век), умение  писать сочинение рассуждение, обобщать полученные знания и делать собственные выводы

ЭССЕ

12

Жизнь в моем городе в прошлые века. Урал в исторической живописи русских художников.

1

Знание особенностей интерпретации исторической темы в бытовом жанре, отражение истории через быт людей прошлого

Рисунок

13

Исторические картины из жизни города Челябинска

1

Умение различать жанры в изобразительном искусстве, определять исторический и мифологический жанр, навык работы над созданием исторической картины

14

Праздник и карнавал (тема праздника в бытовом жанре)

1

Знание примеров известных отечественных и зарубежных работ мастеров бытовой картины, писавших праздники и гуляния, значение цвета в передачи ощущения праздника. Навык работы по памяти и воображению

Рисунок

15

Великие темы жизни

Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох

1

Знание примеров исторических полотен выдающихся мастеров этого жанра, основных сюжетов мифологии, Русская историческая школа живописи, мифологические сюжеты, умение анализировать картины

Игра

16-17

Батальный жанр в изобразительном искусстве

2

Знание основ построения композиции в батальном жанре, выдающихся мастеров батальной картины, роли и места батального жанра в русской исторической живописи, умение создавать продуманную композицию битв и сражений с использованием различных художественных приемов

Рисунок

18

Тематическая картина в русском искусстве XIX века

1

Основные направления в тематической русской картине XIX века, великие представители этого направления в живописи зарубежной и отечественной, умение применять основы построения композиции и раскрытие основной идеи сюжета

Рисунок

19-20

Процесс работы над тематической картиной

2

Применение знаний основ построения тематической картины при создании своей творческой работы, соблюдение этап работы от компоновки до выполнения в цвете, раскрытие сюжета

Рисунок

21

Библейские темы в изобразительном искусстве. Уральские лики: Строгановская школа иконописи

1

Знание мастеров библейской темы в изобразительном искусстве, великие темы в искусстве (бытовой жанр, исторический, сказочно-былинный жанры), умение решать тест с элементами творческих задач (дорисовать рисунок, составить композицию, разработать эскиз и т.д.)

Художественный анализ

22

Монументальная скульптура и образ истории народа. Скульптуры Челябинска и Челябинской области

1

Понимание основ создания монументальной скульптуры, знание крупнейших российских и местных скульпторов-монументалистов и их произведения, современных скульпторов, умение представлять на этапе эскизирования готовую работу в материале

Рисунок

23

Место и роль картины в искусстве XX века

1

Знание жанров, направлений в искусстве ХХ века и современности, умение разбираться в современном искусстве, навык создания работы в технике граффити

Рисунок

24-25

Художественно-творческие проекты.  Лицо современного города: Архитектурный образ как отражение истории

2

Знание особенностей архитектуры как вида искусства, умение работать в команде, умение создавать совместный проект

КТП

26-27

Реальность жизни и художественный

образ

Искусство иллюстрации. Слово и изображение: художник-график детских книг Южно-Уральского книжного издательства А.В. Гилёв

2

Синтез слова, мысли и рисунка, значение иллюстрации в искусстве, правила и приемы оформления книги, умение работать в коллективе, создание авторского проекта оформления книги

Рисунок

28

Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве. Каслинское  и Кусинское литье- гордость Урала

1

Знание связи архитектуры с ДПИ. Особенности архитектуры Южного Урала. Умение применять ранее полученные знания для решения новой творческой задачи

Рисунок

29

Зрительские умения и их значение для современного человека

1

Знание особенностей восприятия картин мастеров изобразительного искусства, умение анализировать полотна, понимать их скрытый смысл

Художественный анализ картины

30

История искусств и история человечества

1

Знание выразительных особенностей исторической картины, мастера исторического жанра, умение создавать эскиз, работать с историческими материалами

Рисунок

31-32

Стиль и направление в изобразительном искусстве разных эпох

2

Знание жанров, направлений в искусстве ХХ века и современности, умение разбираться в современном искусстве, навык создания работы в технике граффити

Рисунок

33

Личность художника и мир его времени в произведениях искусства

1

Знание особенностей восприятия картин мастеров, восприятие мира художника через его картины, умение анализировать полотна, понимать их скрытый смысл

Художественный анализ картины

34

Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре

1

Знание основных крупнейших музеев мира, музеев изобразительного искусства РФ, Челябинской области и их значение для культуры в целом. Умение обобщать знания, грамотно оперировать понятиями изобразительного и ДП искусства

Итоговый тест


8 класс

№ п/п

Тема раздела

Тема урока

Кол-во часов

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид контроля

1

Архитектура и дизайн

Гармония, контраст и выразительность плоской композиции, или «Внесем порядок в хаос!»

1

Знание и умение находить в окружающем мире примеры плоскостных и объемно-пространственных композиций, выбор различных композиций с эмоциональной выразительностью, понимание передачи в работах движения, статики и композиционного ритма

Вводный тест

2

Прямые линии и организация пространства

1

Понимание и объяснение роли прямых линий в организации пространства, использование прямых линий для связывания отдельных элементов в единое композиционное пространство при помощи линий

Рисунок

3-4

Цвет – элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и тоновые пятна

2

Понимание роли цвета в конструктивных искусствах, различие технологии использования цвета в живописи и в конструктивных искусствах, применение цвета в графических композициях как акцента или доминанту

Рисунок

5-6

Буква – строка – текст

Искусство шрифта

2

Понимание букв как исторически сложившееся обозначение звука, различать «архитектуру» шрифта и особенности шрифтовых гарнитур, применение печатного слова, типографскую строку в качестве элементов графической композиции

Рисунок

7

Когда текст и изображение вместе. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне

1

Знание, понимание и объяснение образно-информационной цельности синтеза слова и изображения в плакате и рекламе, умение создавать творческую работу в материале

Плакат

8

В бесконечном мире книг и журналов. Многообразие форм графического дизайна

1

Знание элементы, составляющие конструкцию и художественное оформление книги, журнала, умение выбирать и использовать различные способы компоновки книжного и журнального разворота, умение создавать практическую творческую работу в материале

Коллаж

9

В мире вещей и зданий

Объект и пространство. От плоского изображения к объемному макету

1

Знание основ плоскостных композиций как возможного схематического изображения объемов при взгляде на них сверху, умение создавать чертеж как плоскостное изображение объемов, когда точка – вертикаль, круг – шар или цилиндр и т.д., умение применять в композиции доминантный и вспомогательный соединительный элемент

Чертеж

10-11

Взаимосвязь объектов в архитектурном макете

2

Анализ композиции объемов, составление общего облика, образа современной постройки, осознание взаимного влияния объемов и их сочетаний, понимание и объяснение взаимосвязи выразительности и целесообразности конструкции, использование в макете фактуры плоскостей фасадов для поиска композиционной выразительности

Макет

12

Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемов. Понятие модуля

1

Понимание и объяснение структуры различных типов зданий, выявление горизонтальных, вертикальных, наклонных элементов входящих в них, умение применять знания для анализа архитектуры прошлого и современности

Анализ произведений архитектуры

13

Важнейшие архитектурные элементы здания. На улицах нашего города

1

Представление о главных архитектурных элементах здания, их изменениях в процессе исторического развития, умение находить их в конструкции зданий, умение создавать разнообразные творческие работы

Коллаж

14

Красота и целесообразность. Вещь как сочетание объемов и образ времени

1

Понимание общего и различного во внешнем облике вещи и здания, умение выявлять сочетания объемов, образующих форму вещи, осознание дизайна вещи одновременно и как искусство, и как социальное проектирование, умение объяснять это, определение вещи как объекта, несущего отпечаток дня сегодняшнего и вчерашнего, создание графической конструктивной работы

Рисунок

15-16

Форма и материал.

Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в формообразовании.

2

Знание особенностей взаимосвязи формы и материала, получение представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна, а так же о том, какое значение имеет расположение цвета в пространстве архитектурно-дизайнерского объектов, развитие творческого воображения, создание новой фантазийной или утилитарной функции для старых вещей

Рисунок

17

Город и человек

Город сквозь времена и страны. Образы культуры прошлого России и Челябинской области

1

Наличие общего представления об особенностях архитектурно-художественных стилей разных эпох, понимание значения архитектурно-пространственной композиционной доминанты во внешнем облике города, создание образа материальной культуры прошлого

Игра

18-19

Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна. Современные дизайнеры и архитекторы Южного Урала

2

Знание современных технологий и материалов, используемых в строительстве, понимание значения преемственности в искусстве архитектуры и поиска собственного способа «применения» прошлого и настоящего в процессе реконструкции, выполнение в материале разнохарактерных практических творческих работ

Коллаж

20

Живое пространство города. Город, микрорайон, улица – это моя малая Родина.

1

Рассмотрение и объяснение планировки города как способа оптимальной организации образа жизни людей, развитие чувства композиции через выполнение творческого сообщения «Улицы моей Аши…»

Сообщение

21

Вещь в городе и дома. Городской дизайн.

1

Осознание и объяснение роли малой архитектуры и архитектурного дизайна в установке связи между человеком и архитектурой, в «проживании» городского пространства, проявление творческой фантазии, выдумки, находчивости и умения адекватно оценивать ситуацию в процессе работы

Рисунок

22

Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещевой среды интерьера

1

Умение понимать роль цвета, фактур и вещевого наполнения интерьерного пространства общественных мест (театр, кафе, вокзал, офис, школа и прочее), создание практической творческой работы с опорой на собственное чувство композиции и стиля, а также на умение владеть различными художественными материалами

Рисунок

23-24

Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства

2

Понимание эстетического и экологического взаимного сосуществования природы и архитектуры, приобретение общего представления о традициях ландшафтно-парковой архитектуры, умение макетировать из бумаги и работать в группе

Макет

25-27

Человек в зеркале дизайна и архитектуры

Мой дом – мой образ жизни. Скажи мне, как ты живешь, и я скажу, какой у тебя дом

Интерьер, который мы создаем

3

Осуществление в собственном архитектурно-дизайнерском проекте как реальных, так и фантазийных представлений о будущем жилище, учет в проекте инженерно-бытовых и санитарно-технических задач, проявление знаний композиции и умение владеть художественными материалами

Рисунок

28-29

Пугало огородное в дизайне приусадебного участка. Дизайн проект приусадебного  участка

2

Знание различных вариантов планировки дачной территории, совершенствование приемов работы с различными материалами в процессе создания проекта садового участка, применение навыка сочинения объемно-пространственной композиции в формировании  букета по принципам  икэбаны.

КТП

30

Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды. Современные модельеры России и Челябинской области

1

Знание общего представления о технологии создания одежды, современных дизайнерах России и Челябинской области,  понимание как применять законы композиции в процессе создания одежды (силуэт, линия, фасон), использование эти законы на практике, осознание двуединой природы моды как нового эстетического направления и как способа манипулировать массовых сознанием

Коллаж

31

Встречают по одежке

1

Использование графические навыки и технологии выполнения коллажа в процессе  создания эскизов молодежных комплектов одежды, создание творческих работ, проявлять фантазию, воображение, чувство композиции, умение выбирать материалы

Рисунок

32

Автопортрет на каждый день

1

Понимание разницы между творческими задачами, стоящими перед гримером и визажистом, умение воспринимать и понимать макияж и прическу как единое композиционное целое, выработка четкого ощущения эстетических и этических границ применения макияжа и стилистики прически в повседневном быту

Рисунок

33

Имидж: лик или личина? Сфера  имидж дизайна

1

Понимание имидж-дизайна как сферы деятельности, объединяющую различные аспекты моды, визажистику, парикмахерское дело, ювелирную пластику, фирменный стиль, объяснять связи имиджа с публичностью, технологией социального поведения, рекламой, общественной деятельностью и политикой, создание творческой работы в материале, активное проявление себя в коллективной деятельности

КТП

34

Моделируя себя – моделируешь мир (обобщение темы)

1

Знание основ современного дизайна и архитектуры, истории развития, понимать необходимость и важное значение современного пространственного искусства, умение видеть искусство вокруг себя, умение анализировать работы и делать выводы, обобщать накопленные знания в области ДПИ, изобразительного искусства, архитектуры и дизайна

Итоговый тест


Оценочные материалы

№ п/п

Класс

Автор

Источник

Вид контроля

1

5

Неменский, Б. М., Горяева Н. А., Неменская Л. А.

Изобразительное искусство. Учебник для 5 класса. М.: Просвещение, 2012

Опрос, творческие задания (рисунок), КТП, тесты

2

6

Неменский, Б. М., Горяева Н. А., Неменская Л. А.

Изобразительное искусство. Учебник для 6 класса. М.: Просвещение, 2012

Опрос, творческие задания (рисунок), КТП, тесты

3

7

Неменский, Б. М., Горяева Н. А., Неменская Л. А.

Изобразительное искусство. Учебник для 7 класса. М.: Просвещение, 2014

Опрос, творческие задания (рисунок), КТП, тесты

4

8

Неменский, Б. М., Горяева Н. А., Неменская Л. А.

Изобразительное искусство. Учебник для 7-8 класса. М.: Просвещение, 2012

Опрос, творческие задания (рисунок), КТП, тесты

        Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания в соответствии с учебными планами и учебниками. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатов обучения – умения, навыки и результатов воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности.

1.  Стартовый контроль в начале года. Он определяет исходный уровень обученности. Практическая работа или тест.

2.  Текущий контроль в форме практической работы. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах.

3. Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть после прохождения тем четвертей в форме выставки или теста.

4. Заключительный контроль. Методы диагностики -  конкурс рисунков, итоговая выставка рисунков, проект, викторина, тест.

        Предпочтительные формы текущего и промежуточного контроля освоения рабочей программы.

        Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов:

  1. активность участия;
  2. умение собеседника прочувствовать суть вопроса;
  3. искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность;
  4. самостоятельность;
  5. оригинальность суждений.

        Критерии и система оценки творческой работы. Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание). Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления  работы. Аккуратность всей работы.

        Формы контроля уровня обученности:

  1. викторины;
  2. кроссворды;
  3. отчетные выставки творческих  (индивидуальных и коллективных) работ;
  4. тестирование;

        В связи с тем что практическая часть урока составляет 15-20 минут критерии оценивания детских работ по Изобразительному искусству следующие:

        "отлично" -  работа выполнена в соответствии вышеназванным требованиям, в ней раскрыта  поставленная проблема, сформулированы выводы, имеющие теоретическую  и, – или практическую направленность для современного общества.                

        "хорошо"  - работа выполнена в соответствии вышеназванным требованиям, в ней раскрыта  поставленная проблема, однако, выводы сформулированы не четко, не достаточно раскрыто  теоретическое  и, – или практическое значение выполненной работы.

        "удовлетворительно"- работа выполнена в соответствии вышеназванным требованиям, в ней не достаточно четко сформулирована проблема,  выводы сформулированы не четко, не достаточно раскрыто ее теоретическое  и, – или практическое значение.

"неудовлетворительно"- работа не выполнена в соответствии с вышеназванными требованиями.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционное обучение.Рабочая программа по изобразительному искусству (8 вид) 6 класс

Настоящая программа по изобразительному искусству  для VIкласса создана на основе Программы специальных( коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида для 5-9 кл...

Рабочая программа по Изобразительному искусству . "Школа России". 4 класс.

Планирование по ИЗО на основе авторской программы Неменского Б.М....

рабочая программа по изобразительному искусству для 5-8х классов

подробная рабочая программа по изобразительному искусству по программе Б. М. Неменскому для 5-8х классов...

Рабочая программа По «Изобразительному искусству» для 1 - 7 класса

Содержит развёрнутое тематическое планирование...

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1- 4 классов

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1- 4 классов...

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-8 классов по программе Б.М. Неменского

Рабочая программа составлена с учетом регионального компонента  Республики Марий Эл. адаптирована для  проведения уроков  в сельской школе....

Рабочая программа по изобразительному искусству для V-VII классов .составлена на основе авторской программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы. М «Просвещение» 2011 год.

Составлена на основеавторской программы Б.М. Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд" 1-9 классы. М. "Просвещение" 2011год...