Методическая разработка по изобразительному искусству (ИЗО):
Методические разработки

Тарасенко Елена Вячеславовна

Предварительный просмотр:

Разработка урока «Афиша и плакат»

Об авторе

Фамилия, имя, отчество

Тарасенко Елена Вячеславовна

Город

г. Саров

Место работы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Школа № 16» города Сарова

Должность

Учитель изобразительного искусства и черчения.

Общие сведения

Предмет

Изобразительное искусство

УМК

Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс. Авторы: Н.А. Горяева, Л.А. Неменская. Изд-во: «Просвещение» 2016 год. и книга для учителя  Уроки  изобразительного  искусства.  Поурочные  разработки.  1—4  классы: учебное  пособие  для  общеобразовательных  организаций /Б. М. Неменский,  Л. А. Неменская, И. Коротеева и др.; под ред. Б. М. Неменского.— М.: Просвещение, 2016.

Тема урока

Афиша и плакат.

Место темы  урока в разделе

Данный урок является девятый в разделе «Художник и зрелище». На этом уроке учащиеся знакомятся с искусством театральной афиши и плаката как рекламой и приглашением в театр.  

ОпорныеЗУНы  учащихся

Знают о деятельности художника в театре: конструкторской, изобразительной и декоративной. Умеют выполнять из подручных материалов декорации, главных персонажей спектакля с передачей их характерных особенностей, маски главных героев.

Тип урока

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Цель, задачи

Цель: Знакомство с искусством театральной афиши и плаката как рекламой и приглашением в театр.

Задачи:

В предметной области:        иметь представление о театральной афише, уметь определять в афише изображение, украшение и постройку, осваивать навыки  лаконичного декоративно-обобщенного изображения, добиваться образного единства изображения и текста, выполнить афишу к спектаклю, провести защиту групповых творческих работ.

В метапредметной области: умение принимать учебную задачу, выполнять практические задания в нужном темпе.

В сфере личностного развития учащихся: сформировать потребность в знаниях, развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, творческие способности;  научить вести диалог, обсуждать вопросы, слушать товарища, формировать умения вступать в сотрудничество.

В области формирвания УУД:

  • познавательные - умение  выделять существенную информацию из различных источников, самостоятельно вести поиск решения творческой проблемы;
  • регулятивные – в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать ее в процессе всего урока; понимать цель выполняемых действий;
  • коммуникативные – выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью, участвовать в коллективном обсуждении.

Необходимое оборудование и материалы для учителя

Для обучающихся

Мультимедийный проектор, белая маркерная  доска прямой проекции, презентация «Афиша», 1/4 листа цветного ватмана, заготовки с текстом афиш, заготовки белых прямоугольников и кругов  из бумаги, мел, учебная доска.

 Учебник, ножницы, клей, цветная бумага, гуашь, кисти, палитра, баночка-непроливайка

Дидактическое  обеспечение

Задание на поиск композиции.

Метод обучения

Кейс-метод, интерактивные методы, при которых ученики взаимодействуют не только с учителем, но и друг с другом, наглядные.

Формы работы

Групповая, фронтальная.

Планируемые результаты урока

Личностные

Умеют видеть эстетическое своеобразие афиши, исходя из ее предназначения, и грамотно рассказывать об этом на языке изобразительного искусства. Следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Адекватно понимают причины успеха или затруднений в практической учебной деятельности

Предметные

Имеют представление об афише, как рекламной продукции, умеют определять в ней изображение, украшение и постройку, создавать афишу по собственному замыслу, следуя правилу единства изображения и текста.

Метапредметные

  • Оценивают искусство афиши, как рекламную продукцию, связанную с традицией приглашать в театр.
  • Получат  первоначальные навыки извлечения существенной  информации из различных источников.
  • Получат первоначальные навыки постановки учебной задачи и поиска решений.
  • Участвуют в коллективном обсуждении  вопросов урока и совместном творчестве.

Формы контроля и диагностики достижения результатов

1. Фронтальный опрос по вопросам предметного содержания урока.

2. Наблюдения за деятельностью учащихся в практической части урока.

3. Выставка и анализ работ.

План проведения урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Обоснование

  1. Оргмомент

Слайд 1

Приветствует детей, отмечает отсутствующих, проверяет готовность к уроку.

Готовятся к уроку, приветствуют учителя, контролируют готовность рабочего места, садятся за сдвинутые парты группами.

Данный этап играет очень серьёзную воспитательную роль. Здесь формируется умение себя мобилизовать, внутренне организоваться. На этом этапе начинает закладываться характер взаимоотношений учителя и класса.

2. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала:

а) совместное формулирование темы урока;

б) определение главной проблемы урока.

Слайд 2

Зачитывается стихотворение:

Мы идём по улице, вертим головами.

Вот и объявление у нас перед глазами.

Броское и яркое тут и там красуется,

Всякий из прохожих им интересуется.

В нём художник сообщил о спектакле главное,

Сделал и рисунки очень даже славные.

И название его много раз ты слышал:

О представлении расскажет нам ПЛАКАТ-АФИША.

По вашему мнению, как может называться тема нашего урока?

Слайд 3

Вы совершенно правы. Тема нашего урока «Афиша и плакат».

Мы с вами готовимся к спектаклю: выполнили декорации, создали главных героев, изготовили маски.

Но никто ничего не знает о нашем представлении, которое будет проходить. Значит, театр будет пуст без зрителей? Что делать? Как всем рассказать о спектакле?

Правильно, сможет это выполнить театральный художник!

Плакат-афиша.

Надо нарисовать афишу.

В сотрудничестве с учителем дети определяют тему урока.  Это укрепляет коммуникативные связи.

Постановка проблемы урока.

3. Сообщение первой дозы новых знаний.

а) создание эмоционального настроя

б) совместное формулирование рекламных особенностей афиши.

Слайд 4

  Афиша – это объявление о спектакле, концерте, лекции и т. п.                              Афиша – графический рекламоноситель, печатается на плотной бумаге или картоне.                                                                                             Название происходит от франц. аffiche - объявление, прибитое к стене.    

Слайд 5

И действительно, в Римской Империи для этой цели отводились целые стены, выбеленные так, что любая надпись на них очень хорошо читалась. Называлась такая стена «альбум». Знакомое слово?

  В XV веке впервые на афишах появились картинки, дополняющие текст.

А как вы думаете для чего их стали рисовать?

  Во Франции XVIII века афиши у каждого театра имели  свой фирменный цвет. По мнению французских мастеров – самая эмоциональная комбинация цветов на афише такова:

Красный на светло-голубом

Красный на сером

Красный на желто-зеленом

Слайд 6

Афиши расклеивают на улицах города.

А где их можно увидеть?

А в чем их преимущества?

Слайд 7

Какая афиша нравится вам больше? Почему?

Какой, на ваш взгляд, должна быть афиша?

-Да

Во время ответов учащиеся поддерживают одноклассников, дополняют.

-Чтобы лучше привлечь внимание.

-Чтобы лучше запомнить.

Отвечают:

На рекламных щитах, на остановках, на дверях магазинов, в автобусах и т.д.

1. Быстро информируют жителей города о предстоящем событии.

2. Возможность размещения большого количества в разных частях города.

Отвечают, аргументируют.

- Яркая, красивая, красочная и т.п.

Эмоциональный настрой необходим для успешного  восприятия нового материала.

Положительное эмоциональное состояние учащихся важно в двух аспектах:

•   оно активизирует высшие отделы мозга, способствует высокой их возбудимости, улучшает память и тем самым повышает работоспособность;

• способствует психическому здоровью.

Обучение должно проходить на фоне хорошего настроения учащихся давать ощущение радости. 

На этом этапе  формируются:

Познавательные УУД – извлечение необходимой информации из услышанного, попытка анализа;

личностные УУД – самооценка на основе критерия успешности;

коммуникативные УУД – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Получают  навыки извлечения существенной  информации из сообщения учителя.

4. Формулирование задач урока с помощью кейс-метода.

Слайд 8

  Формулирует для учащихся кейс:

«Перед нами – театральными художниками возникла проблема создания рекламной продукции – афиши к будущему спектаклю. Она должна быть яркой, привлекать внимание, запоминаться. Должна содержать текст и изображение. Что нужно сделать, чтобы по этапам решить эту задачу? А работать мы будем в группах»

Формулируют вместе с учителем задачи урока:

1. Узнать, как выполняется афиша.

2.  Нарисовать эскизы, договориться в группе, как будем работать.

3. Распределить обязанности.

4. Выполнить афишу.

5. Представить ее.

Обучающиеся в сотрудничестве с учителем ставят учебные задачи. Это способствует мотивации учащихся к освоению нового материала.

Кейс-метод используется тогда, когда нужно решить задачу, не имеющую одного единственного правильного решения.

Вводные кейса погружают в реальную жизненную ситуацию, сталкивают с проблемой. Решение кейсов состоит из нескольких шагов:

1) исследования предложенной ситуации (кейса);

2) сбора и анализа недостающей информации;

3) обсуждения возможных вариантов решения проблемы;

4) выработки наилучшего решения.

В кейсе эффективных решений всегда несколько.

5. Физкультурная минутка.

Предлагает детям немного размяться. Проводит физкультминутку

Слайд 9

Мы по улице гуляем,                                                

Сами вывески читаем.                

Вот четыре буквы: «Воды».              

Вот еще четыре: «Моды».                      

«Воды» — «Моды» — «Лимонад»!                          

Мы читаем все подряд.          

Вот блестит, белее снега,                      

Слово горькое: аптека.                          

Рядом сладкие слова;                                        

Фрукты. Пряники. Халва.                                    

Хорошо чуть-чуть размяться.

Снова сядем заниматься.                                

Выполняют несложные физические упражнения

Шаги на месте.

Наклоны головы влево - вправо.

4 хлопка в ладоши спереди.

4хлопка в ладоши сзади.

Приседания.

Хлопки руками спереди - сзади. Наклоны влево - вправо.

Повороты влево - вправо.

Прыжки на месте.

Шаги на месте.

Садимся за парты.

Физкультминутка как форма активного отдыха во время малоподвижного занятия помогает повысить или удержать умственную работоспособность обучающихся. Снимает нагрузку с мышц спины, находящейся в статическом состоянии.

6. Сообщение второй дозы  новых знаний.

Закрепление второй дозы новых знаний.

Слайд 10

Афиша несет информацию о спектакле и включает в себя:

1. Название спектакля

2. Дату

3. Время

4. Название театра

5. Изображение главного героя

  А что из перечисленного должно выделяться по размеру на афише?

  Вы правы, именно это должно привлекать внимание проходящих мимо людей, заинтриговать их.

  В любой афише есть текст и картинки. Как их скомпоновать в плоскости листа? В этом нам поможет мастер постройки.

  Учитель на доске при помощи схем из кругов (героев) и прямоугольников (текста) демонстрирует варианты композиции в афише. Затем предлагает детям на листах цветного ватмана подвигать белые фигуры кругов и прямоугольников.

Мастер изображения поможет нам нарисовать главных героев.

Слайд 11

  В афише есть еще и надпись. Она выполняется шрифтом. Шрифт может быть толстым, приземистым и основательным, а может быть тонким, ажурным и даже легкомысленным. Он бывает прямым и наклонным (курсив), строгим, рубленым.

Мастер украшения помогает обычные буквы превратить в шрифтовые композиции, может заставить их «лететь», «плясать» или украсить «завитушками».

  Давайте посмотрим в учебнике на стр. 99 каким разным может быть шрифт.

Слайд 12

Шрифт и изображение в афише должны составлять единое, оригинальное по форме пятно, издали привлекающее внимание.

Помните, что художник - график использует в афише 3-4 цвета и лаконичный рисунок без мелких подробностей.

  Какую задачу урока мы уже выполнили?

Что нам еще предстоит сделать?

Внимательно слушают учителя, просматривают слайды презентации.  

Название спектакля и изображение главного героя.

Выполняют упражнение на поиск возможной композиции. Работают группой. Вместе с учителем анализируют результат.

Открывают учебники на стр. 99. Рассматривают и анализируют иллюстрации.

Узнали, как выполняется афиша.

Нарисовать эскизы, договориться в группе, как будем работать.

Распределить обязанности.

Выполнить афишу.

Представить ее.

Идет осмысление и усвоение новых  знаний.

На этом этапе  формируются:

Познавательные УУД – осознанное и произвольное

 построение речевого  высказывания;

регулятивные УУД – познавательная инициатива;

коммуникативные УУД – учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Активизация мыслительной деятельности. В ходе закрепления повышается уровень осмысления изученного материала.

Идет извлечение информации из разных источников.

Идет формирование регулятивных УУД – планирование, организация самоконтроля.

7. Практическая работа.

Слайд 13

Организует творческую деятельность, консультирует. По ходу работы проводит индивидуальный и фронтальный инструктаж по устранению ошибок. Оказывает помощь.

В конце просмотр работ.

Слушают инструктаж к практической работе. Планируют сотрудничество, анализируют, составляют алгоритм действий.

Используют в работе заготовленные заранее на партах листы цветного ватмана формата А3 и распечатанные заголовки к афише.

В области формирования УУД:

•        познавательные - умение  выделять существенную информацию, самостоятельно вести поиск решения творческой проблемы;

•        регулятивные – в сотрудничестве с учителем и удерживать учебную задачу в процессе всего урока; понимать цель выполняемых действий;

•        коммуникативные – умение слушать товарища, вступать в сотрудничество.

  1. Рефлексия учебной деятельности.

Из выполненных работ оформляем выставку, анализируем их.

Если вам понравился урок, если каждый из вас в конце урока может сказать: «Я многое узнал, понял и смог, то хлопаем в ладоши.

Успехов вам и спасибо за внимание!

Сравнивают свою работу с другими, анализируют. Адекватно понимают причины успеха или затруднений в практической учебной деятельности.

Регулятивные УУД – идет  контроль и оценка результатов деятельности.

Коммуникативные УУД – выражают свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью, участвуют в коллективном обсуждении, учитывают мнение других.

Личностные УУД – самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха, неуспеха в учебной деятельности

  1. Информация о домашнем задании.
  1. Продумать, как можно украсить класс к театральному празднику.
  2. Принести к следующему уроку папки по технологии.

Записывают домашнее задание в дневник.

Обратная связь.



Предварительный просмотр:

Об авторе

Фамилия, имя, отчество

Тарасенко Елена Вячеславовна

Город

г. Саров

Место работы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Школа № 16» города Сарова

Должность

Учитель изобразительного искусства и черчения.

Общие сведения

Предмет

Изобразительное искусство

УМК

Учебник «Изобразительное искусство», 8 класс и поурочные разработки для учителя  «Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении», 8 класс под редакцией Б.М. Неменского. Изд. «Просвещение»

Тема урока

«На фоне Пушкина снимается семейство». Искусство фотопейзажа и фотоинтерьера»

Место темы  урока в разделе

Данный урок является четвертым в разделе «Эстафета искусств: от рисунка к фотографии»

Тип урока

Урок обретения новых знаний.

Цель, задачи

Цель: Раскрытие специфики фото-пейзажа и его роли как визуального дневника человека.

В предметной области: 

1) осознавать художественную выразительность и визуально-эмоциональную неповторимость фотопейзажа;

2) уметь применять в своей практике элементы операторского мастерства при выборе момента съёмки природного или архитектурного пейзажа с учётом его световыразительного состояния;

3) анализировать и сопоставлять художественную ценность чёрно-белой и цветной фотографии;

4) различать выразительные средства и возможности фото-пейзажа и пейзажа в живописи;

5) понимать, почему световое состояние природы может быть изобразительно интересной темой для фотографа;

6) учиться грамоте композиции при съёмке человека на фоне натуры.

7) сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний.

В метапредметной области уметь:

  1. 1)самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  2. 2)осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности самостоятельно и с помощью учителя;
  3. 3) формировать и развивать компетентности в области использования ИКТ-компетенции;
  4. 4) анализировать объекты и явления окружающего мира, выделяя отличительные признаки;

проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении практических заданий,

и презентаций.

В сфере личностного развития учащихся: 

1) сформировать потребность в знаниях, развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности;  

2) научить вести диалог, обсуждать вопросы, слушать товарища;

3) формировать положительное отношение к результатам выполняемых практических работ.

В области формирвания УУД: 

  • познавательные - умение  выделять существенную информацию из различных источников, самостоятельно вести поиск решения творческой проблемы;
  • регулятивные – в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать ее в процессе всего урока; понимать цель выполняемых действий
  • коммуникативные – выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью, участвовать в коллективном обсуждении.

Необходимое оборудование и материалы для учителя

Для обучающихся

Мультимедийный проектор, белая маркерная  доска прямой проекции, презентация «Искусство фотопейзажа и фотоинтерьера», музыка Булата Окуджавы «На фоне Пушкина снимается семейство»,

обычная доска.

 

Учебник. Рабочая тетрадь для записей по ИЗО

Дидактическое  обеспечение

Конверты с заданиями, памятки начинающего фотографа.

Метод обучения

Проблемный.

Формы работы

Индивидуальная, фронтальная, групповая.

Планируемые результаты урока

Личностные

Умеют видеть эстетическое своеобразие фото-пейзажа и грамотно рассказывать об этом на языке изобразительного искусства. Следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Адекватно понимают причины успеха или затруднений в практической учебной деятельности.

Предметные

Анализируют и сопоставляют художественную ценность чёрно-белой и цветной фотографии,  различают выразительные средства и возможности фото-пейзажа и пейзажа в живописи,  рассматривают световое состояние природы с точки зрения фотографа, постигают азы композиции при съёмке человека на фоне натуры.

Метапредметные

Ставят цели обучения, контролируют и оценивают результаты своей деятельности, анализируют, проявляют творческие способности.

Формы контроля и диагностики достижения результатов

1. Фронтальный опрос по вопросам предметного содержания урока.

2. Наблюдения за деятельностью учащихся в практическо-аналитической части урока.

3. Рефлексия.

План проведения урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Обоснование

1. Мотивационно-ориентировочный этап урока

Приветствует детей.

Ребята, минуту.., (делаю селфи с детьми) и перебрасываю фото на слайд.

Слайд 1

- Ребята, как вы думаете, о чем пойдет разговор сегодня на уроке?

 

Слайд 2

- Фотографируя, мы документируем свою жизнь. Запечатлеваем самые важные, самые значимые ее моменты. Мы фотографируем в далеких городах и странах местные пейзажи или достопримечательности. Все это имеет для нас огромное значение. Эти снимки – наш визуальный дневник.

Слайд 3

Предлагает послушать отрывок из песни Булата Окуджавы «На фоне Пушкина снимается семейство» и рассмотреть снимок.

Приветствуют учителя, садятся за парты. Участвуют в фотосессии.

Ответы детей, формулирование темы урока

Слушают. Рассматривают.

Данный этап играет очень серьёзную воспитательную роль. Здесь формируется умение себя мобилизовать, внутренне организоваться. На этом этапе возникают первые вопросы и мотивация к работе.

2. Постановка проблемы.

Слайд 4

  1. Какую проблему будем решать сегодня на уроке?

Корректирует идеи учащихся в нужном направлении.

Предлагают варианты. Записывают их в тетрадь. Сопоставляют с вариантом соседа (взаимопроверка).

Определяют цель; проблему в учебной деятельности.

 

Обучающиеся в сотрудничестве с учителем ставят учебные задачи. Это способствует мотивации учащихся к освоению нового материала.

Во время ответов учащиеся поддерживают одноклассников, дополняют.

На этом этапе  формируются:

Регулятивные  УУД – определение проблемы, личностные УУД – самооценка на основе критерия успешности;

коммуникативные УУД – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

3. Активное и сознательное усвоение нового материала:

а) специфика цветной и чёрно-белой фотографии;

б) световые эффекты и атмосферные состояния природы;

в) цвет в живописи и фотографии.

Какие бывают фотографии по цветовой гамме?

Слайд 5

В каких случаях правильнее делать ч/б фото, а когда цветное?

Слайд 6

В природе цвета предназначены для того, чтобы привлекать наше внимание. Когда вы убираете цвет с изображения, остается только разница в тоне; свет и тень. Использование черно-белых тонов – это хороший способ выразить настроение в фотографии.

ЧБ фото предпочитают  при контрасте света и тени, при мрачной дождливой погоде, в портретах, где персонаж должен быть серьезным и вдумчивым или где надо подчеркнуть текстуру.

Слайд 7

Закат, отблески солнца в воде, дождь, туманы и дымы, раскаты молнии и другие подобные эффекты природы помогают создать интересный пейзажный снимок в цвете. В нём освещение, композиция становятся средствами образно-эмоциональной выразительности.

Слайд 8

Художник в пейзаже дает нам сумму авторских впечатлений и размышлений о природе. Это мы видим и в картине И.И. Шишкина «На севере диком», выразившей с наибольшей глубиной суровость Севера, одиночество дерева, живущего наперекор лютым морозам, мрачное ущелье, безбрежные дали.

Зачитывается стихотворение М.Ю. Лермонтова 

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она.

Рассматривая фото-пейзаж в соотношении «объект — субъект», отметим бесспорно большую объективность фотографии, чем живописи, в передаче точности натуры.

В картине художник выражает себя больше, чем в фотографии. Ценность фотографии в ином — в документальности пейзажа, изобразительном дублировании натуры на снимке. В этом её основное значение и отличие от живописи.

Сравним выразительные средства и возможности фото пейзажа и пейзажа в живописи.

Предлагаю вам самим в парах распределить выразительные средства по группам – живопись – фотография. На выполнение работы 2 минуты. Конверты с заданиями.

Слайд 9

Ответы учащихся.

Ответы учащихся. Вносят ответы в таблицу.

Ч/б фото

Цветное фото

Работа с таблицей.

Находят различия в фотоизображении и живописном изображении. Фиксируют в тетради.

Учащиеся работают в парах. Проверка правильности заполнения производится с помощью презентации.

1-2 ошибки – «5»

3-4 ошибки – «4»

Более 5 ошибок – «3»

Получают  навыки извлечения существенной  информации из сообщения учителя.

Эмоциональный настрой необходим для успешного  восприятия нового материала.

Положительное эмоциональное состояние учащихся важно в двух аспектах:

•   оно активизирует высшие отделы мозга, способствует высокой их возбудимости, улучшает память и тем самым повышает работоспособность;

• способствует психическому здоровью.

  1. Практико-аналитическая часть урока:

а) работы мастеров  фото пейзажа;

б) коллективный анализ художественно-

изобразительной специфики фотопортрета

Слайд 10

Рассмотрим примеры работ мастеров фотопейзажа (В. Ахломова, Д. Баль-

терманца, В. Гиппенрейтера0

- Что вас привлекло в каждой из этих фотографий?

Слайд 11

  1. Кто перед нами?
  2. В каком возрасте  он?
  3. Статичен или динамичен портрет героя?
  4. Внешний облик героя: глаза, губы, нос, одежда, его положение.
  5. Отражение в его портрете  состояния, внутреннего мира, черт характера.
  6. Как автор выделяет героя на снимке?
  7. Это постановочная фотография?
  8. Определите точку и место съемки.

Все произошло 14 марта 1951 года, когда Альберт Эйнштейн отмечал свое 72 летие. Он вышел из Пристонского университета с Доктором Эйделотом и его женой. Они втроем сели в машину после празднования дня рождения гения физики в университете. Все время им досаждали фотографы и репортеры. Но один из них стоял в стороне, дожидаясь, когда основная толпа журналистов рассосется. Дождавшись, Артур Сас подошел к сидящим в машине и попросил профессора улыбнуться для фотокарточки в день рождения. В ответ Эйнштейн – ПОКАЗАЛ ЯЗЫК!

Этот кадр стал легендарным символом оригинальности гениального человека.

Увидев себя с высунутым языком на первой странице газеты, Альберт Эйнштейн влюбился в снимок. За год до своей смерти, он написал одному из друзей, что этот жест адресован всему человечеству!

Рассматривают и анализируют фотографии в парах  на основе плана на доске:

1. Объекты изображения.

2. Композиция.

3. Цветовое и световое решение.

4. Динамика/статика.

5. Планы.

6. Перспектива.

Опрос 3-х пар. Оценивание.

Фронтальная работа

Коллективный анализ художественно-

изобразительной специфики фотопортрета как объективного

фиксатора характера, состояния человека и проявления его

внутреннего мира.

Обучающиеся самостоятельно распознают, сопоставляют.

Идет формирование: познавательных УУД -  анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация;

личностных УУД – эстетическое оценивание  усваимового содержания, воспитание уверенности в себе;

регулятивных УУД – выполнение пробного учебного действия, организация самоконтроля;

коммуникативных УУД – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

В ходе закрепления повышается уровень осмысления изученного материала.

Вырабатываются устойчивые навыки и умения анализировать.

  1. Информация о творческом домашнем задании.

Слайд 12

Задание для малых групп. Проектно-съемочный практикум.

Слайд 13

Слайд 14

Фронтальный инструктаж по выполнению домашнего задания.

Записывают домашнее задание в дневник.

Каждому раздается памятка Начинающего фотографа.

Съемочный практикум даёт импульс для творчества, вызывает интерес к предмету. В ходе этой работы активизируется внимание к искусству фотосъемки. 

Формируются познавательные УУД – самостоятельное создание способов решения проблем творчества и поиск.

Формируется адекватная самооценка.

  1. Рефлексия учебной деятельности.

1. Обращает внимание учащихся на вопросы, поставленные ими в начале урока, предлагает соотнести задачи урока с его результатами: все ли задачи были выполнены; остались ли  неразрешенные моменты.

2.  Предлагает каждому оценить своё участие в уроке и удовлетворенность своей деятельностью.

3. Что понравилось больше всего на уроке?

4. Что вызывало трудности?    

  1. Пригодится ли в жизни то, чему вы сегодня научились?

Слайд 15

Синквейн по теме.

1. Сопоставляют результаты изучения темы с задачами, делают вывод о достижении цели урока.

2. Оценивают своё участие в уроке.

3.Анализируют результаты работы.

Учащиеся составляют синквейн.

Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешенных затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания. Осуществляется обратная связь.

Личностные УУД – самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха, неуспеха в учебной деятельности;

регулятивные УУД – контроль, оценка;

коммуникативные – аргументация своего мнения и позиции, учет разных мнений.

  1. Итоги урока.

Подведение итогов и оценивание.



Предварительный просмотр:

Советы по съёмке человека на фоне пейзажа

  • Фотографировать человека в полный рост лучше всего с уровня груди или даже пояса модели.
  • Съемка в три четверти или чуть сбоку скрадывает асимметрию лица, зрительно уменьшает щеки.
  • Не снимать по стойке смирно ровно посреди кадра, подбирать непринужденные позы.
  • Следите, чтобы у модели не «торчали из головы» фонарные столбы, деревья или другие люди.
  • Фотографируя человека на фоне достопримечательности, выделяйте модель, а не здание или памятник.
  • Яркое полуденное солнце заставляет человека щуриться и оставляет на лице глубокие резкие тени. Так что съемку лучше проводить во время мягкого рассеянного света: утром или ближе к вечеру.
  • Снимать против солнца – это значит получить на снимке невнятную темную фигуру. А когда солнечный свет падает модели в глаза, то модель будет сильно щуриться. Значит яркий свет должен падать сбоку или фотографировать в тени от здания.
  • Не заставляйте модель специально улыбаться, лучше рассмешите.

Напоследок несколько общих советов (резюмируем):

  • Не снимайте человека в лоб.
  • Следите за тем, чтобы в кадре не было ничего постороннего.
  • Правильное освещение – залог хорошей фотографии.
  • Не бойтесь экспериментировать: снимите человека, когда он лежит и смотрит на Вас или в прыжке.

Советы по съёмке человека на фоне пейзажа

  • Фотографировать человека в полный рост лучше всего с уровня груди или даже пояса модели.
  • Съемка в три четверти или чуть сбоку скрадывает асимметрию лица, зрительно уменьшает щеки.
  • Не снимать по стойке смирно ровно посреди кадра, подбирать непринужденные позы.
  • Следите, чтобы у модели не «торчали из головы» фонарные столбы, деревья или другие люди.
  • Фотографируя человека на фоне достопримечательности, выделяйте модель, а не здание или памятник.
  • Яркое полуденное солнце заставляет человека щуриться и оставляет на лице глубокие резкие тени. Так что съемку лучше проводить во время мягкого рассеянного света: утром или ближе к вечеру.
  • Снимать против солнца – это значит получить на снимке невнятную темную фигуру. А когда солнечный свет падает модели в глаза, то модель будет сильно щуриться. Значит яркий свет должен падать сбоку или фотографировать в тени от здания.
  • Не заставляйте модель специально улыбаться, лучше рассмешите.

Напоследок несколько общих советов (резюмируем):

  • Не снимайте человека в лоб.
  • Следите за тем, чтобы в кадре не было ничего постороннего.
  • Правильное освещение – залог хорошей фотографии.
  • Не бойтесь экспериментировать: снимите человека, когда он лежит и смотрит на Вас или в прыжке.



Предварительный просмотр:

Выразительные средства живописи  

Выразительные средства фотографии

Разрезать!

цвет

композиция

ритм

цвет

контрасты

линия

тон

светотень

перспектива

пятно

фактура

композиция

планы и ракурс

тон в ч/б фотографии

цветовой и световой контраст

форма

сюжетно-тематический центр

точка и момент съемки

оптические средства


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Предварительный просмотр:

УРОК Современное повседневное декоративное искусство.

 Основные цели и задачи урока
В предметной области: научить выделять средства выразительности, которые использует народный мастер; развивать умение  видеть особенности современного ДПИ, принадлежащего различным художественным промыслам, распознавать традиционное и современное ДПИ, сопоставлять,  анализировать, обнаруживать общее и особенное; формировать умение выполнять группой эскизы чайного сервиза  с передачей единства в росписи.

В сфере личностного развития учащихся: сформировать потребность в знаниях, развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности;  научить вести диалог, обсуждать вопросы, слушать товарища.

В метапредметной области: сформировать умение  оценивать искусство мастеров декоративно-прикладногоискусства как части культуры народа,  прививать навыки осознанных действий в соответствии с планируемыми результатами, контроля своих действий в процессе достижения  результата, оценивания своей деятельности.

В области формирвания УУД: 

  • познавательные - умение  поставить и сформулировать  проблему, найти способы ее решения, создать алгоритм деятельности;
  • регулятивные – умение самостоятельно контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность;
  • коммуникативные – умение выражать своё мнение с соответствующими возрасту полнотой и точностью, аргументировать его, учитывать разные мнения. 

Примерный ход урока
1.
 Оргмомент.

Приветствует обучающихся, отмечает отсутствующих, сообщает тему урока, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует их к работе.

Проверяет готовность детей к уроку, загадывая загадку.

У меня есть карандаш,
Разноцветная гуашь,
Акварель, палитра, кисть
И бумаги плотный лист,
А еще – мольберт-треножник,
Потому что я …

Слайд 2

А у вас, юные художники, все принадлежности на месте?

  1. Этап актуализации знаний.

Слайд 3

Предлагаю вместе сочинить сказку-подсказку.

Стремление к красоте всегда жило в душе человека. В старину на Руси в избе бедного крестьянина подрастал мальчик Андрейка. Его окружало большое количество предметов домашней утвари -  посуда, прялки и веретёна были украшены росписями и резьбой, а занавески, полотенца и скатерти – причудливой вышивкой. Все эти предметы можно объединить общим понятием …. А что такое ДПИ? Вы совершенно правы «декоративное» означает «служащее для украшения», а «прикладное» - «имеющее применение в быту».

Слайд 4

Зимними вечерами при свете лучины мама ….. (напомните как звали мальчика?) пряла, ткала, шила и вышивала, а папа резал по дереву и  кости, плел лапти и корзины, пояса и туески. Свои изделия они продавали в больших селах и городах на ..... Секреты мастерства передавались из поколения в поколение от дедов к сыновьям и внукам. Так появились народные промыслы. А какие народные промыслы знаете вы?

А в наше время в современной квартире в городе Саров  живет мальчик Андрей. В его доме тоже есть предметы декоративно-прикладного искусства.

 

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
    Слайд 5

Давайте сформулируем наши цель и задачи сегодня на уроке.

Цель: Знакомство …… (с современным декоративно-прикладным творчеством)

1 . Узнать ….. (какие предметы  ДПИ можно встретить в современных квартирах)

2.  Научиться …. (создавать эскизы предметов современного ДПИ)

  1. Сообщение новых знаний.

Сегодня у нас заключительный урок в четверти, и мне хотелось бы подвести итоги и поговорить о том, какое место в жизни людей всегда занимало и занимает декоративно-прикладное искусство. В этой четверти мы познакомились с декоративным искусством наших предков, древних славян, предметами крестьянского быта и труда

Все предметы, окружающие человека, должны быть не только удобными, практичными, но и красивыми. И сегодня мы посетим мастерскую художника  и познакомимся с предметами современного ДПИ.

Работы художников, с которыми мы познакомились сегодня - это современные произведения декоративно прикладного искусства, которые можно увидеть на выставках, в художественных галереях.
Ценность таких работ в том, что они будоражат воображение зрителя, заставляют его активно мыслить и побуждают его самого к творчеству

Слайд 6

Декоративное искусство можно разделить на современное и традиционное.

Народный мастер работает в традиции, сохраняет в своем творчестве проверенные временем и передаваемые из поколения в поколение правила и навыки

Современный художник-прикладник   свободен в осуществлении творческих замыслов.

Слайд 7

Керамика – это изделия из обожжённой глины.  В зависимости от строения различают тонкую керамику и грубую. Основные виды тонкой керамики — фарфор, полуфарфор, фаянс. Основной вид грубой керамики — гончарная керамика.

В современном декоративном искусстве керамику применяют в оформлении помещений.

Слайд 8

Гутное стекло – выдувное стекло, получаемое ручным способом. В горячем состоянии его тянут, мнут, лепят, режут, присоединяют лепные детали. Роспись по стеклу – вазы. Изделия из стекла очень живо реагируют на свет, высвечивая глубину, отражая все цвета радуги. Работа художника – стекольщика необычайно сложна. Она требует высокого мастерства, чувства материала. 

Слайд 9

Современные художники создают произведения из такого трудного в обработке материала,  как металл. Работа с ним требует «железного» характера и твердой руки. Ковать из железа нужно точно и быстро, пока металл не остыл. В народе говорят: «Куй железо, пока горячо».

Литьё – это заливка в специальные формы расплавленного металла, где он постепенно остывает, приобретая форму будущего изделия.

Слайд 10

Художественно исполненный тканый ковер для украшения стены, выполненный из шерсти, льна, синтетических волокон, шнуров, веревок и, даже, из конского волоса. Создается гобелен за ткацким станком. Это очень длительная и трудоёмкая работа.

Слайд 11

Батик - техника росписи тканей, рисунок на которую наносится ручным способом.
Холодный батик - рисунок выполняется по ткани специальным составом (резервом) при помощи стеклянных трубочек.  Резерв создаёт перегородку, через которую не растекается краска, поэтому контур должен быть замкнутым.  Краски анилиновые, специально для ткани. Горячий батик – растопленный  воск наносится на ткань точно по рисунку, и постепенно им покрывают все цвета в соответствии с рисунком (от светлого к темному).

Слайд 12

Мозаика – это картина, выполненная из смальты, природного камня, керамики и др. материалов.

Современная мозаика служит для украшения интерьеров.

Слайд 13

Определение понятия Витраж (лат. Vitrum – стекло) – разновидность декоративного искусства, основным материалом является стекло или иной прозрачный материал. Витраж – картина, мозаика, выполненная из кусочков стекла соединенных свинцовыми узкими полосками. Его краски никогда не меркнут, не тускнеют. 

  1. Этап проверки усвоения  знаний.

Слайд 14

  1. Чем отличается современное декоративное искусство от традиционного?
  2. О каких видах современного декоративного искусства вы узнали из презентации?
  3. Какую задачу урока мы уже выполнили?

  1. Сообщения учащихся.

Слайд 15

У каждого из вас дома есть предметы декоративно-прикладного искусства. Давайте ознакомимся с этими предметами.

  1. Физкультурная минутка.

Слайд 16

Вы, наверно, уже чуть–чуть устали, и я предлагаю вам немного подвигаться, а поможет нам в этом один из  предметов интерьера – часы. (На экране - слайд с часами в интерьере).                                                                                                                                              Тик-так, тик-так – все часы идут вот так: Тик-так. (Наклоны головы то к одному, то к другому плечу).                                    

Смотри скорей, который час: Тик-так, тик-так, тик-так. (Раскачивание в такт маятника).                                              Налево - раз, направо – раз, мы тоже можем так. Тик-так, тик-так. (Ноги вместе, руки на поясе. На счет «раз» - голову наклонить к правому плечу, потом – к левому).                                                                                                                                            Чтоб совсем проснуться, чтоб совсем проснуться – Нужно потянуться! (Руки опустить вниз перед туловищем, пальцы сцеплены, положить руки на затылок, локти отвести, туловище выпрямить).                                                              Распрямились, потянулись, а теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд – назад).                                                                                Спину тоже разминаем, взад – вперёд её сгибаем. (Наклоны вперёд – назад).                                                               Поворот за поворотом, то к окну, а то к стене.                                                                                                                Выполняем упражненья, чтобы отдых дать спине. (Повороты корпуса влево – вправо).                                             Отдохнули мы чудесно, и пора на место сесть нам. (Дети садятся).

  1. Практическая работа.

Слайд 17

Задание для группы:    Создать эскизы современного чайного сервиза

Обрати внимание!

1. Соблюдение единого стиля.

2. Композиция в форме.
3. Аккуратность.

4. Выразительность.

  1. Рефлексия.
  1. Вы удовлетворены работой своей группы?
  2. Какую вторую задачу урока мы решили?
  3. Что вам понравилось  больше всего на  уроке?
  4. Что вызвало трудности?        
  5. Как вы сними справились?

  1. Составим синквейн. (если будет свободное время)

Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

Планирование уроков

№ п/п урока

Тема и содержание

3 класс

Урок № 1, 2

«Художник в цирке»

Цель: расширение представлений детей о круге синтетических зрелищных искусств и о роли в них трёх Братьев-Мастеров.

Задачи:

  • понимать и объяснять роль художника в цирке;
  • учиться изображать яркое, веселое, подвижное.

Тип урока: Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Формы работы: индивидуальная, в паре, фронтальная.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Основное содержание темы, понятия, термины: Цирк – образ яркого, радостного, волшебного, развлекательного зрелища. Элементы циркового оформления: занавес, ковер арены, веревочные лестницы, костюмы артистов и животных, реквизит (цветные тумбы, булавы, мячи, кольца), спецэффекты освещения (круги света, выхватывающие из темноты артистов). Композиционный центр, цветовые контрасты, выделение главного с помощью тонового контраста.

Образовательные ресурсы: учебник Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс. Авторы: Н.А.Горяева, Л.А. Неменская. Изд-во: «Просвещение»2016 год, Стихотворение С.В. Михалкова о цирке «Медведи», Исаак Дунаевский — Цирковой марш (ОСТ из мультфильма "Ну, погоди!")

Наглядно-демонстрационный материал: презентация, зрительный ряд с примерами, таблица «Цвета цирка», «Цветовой круг».

Задание: изображение отдельного циркового номера, где главный актер – медведь.

Материалы: белая бумага, гуашь.

Урок № 3, 4

«Художник в театре»

Цель: Расширение представления учащихся о связях деятельности художника с театром, актерской игрой.

Задачи:

  • ознакомиться с производственной структурой театра (труппа актеров, театральный художник-постановщик, цеха: столярный, малярно-художественный, мебельный, гримерный и др.)
  • объяснять, для чего нужно художественно-декоративное оформление спектакля;
  • анализировать из каких элементов оно состоит.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Формы работы: индивидуальная, в паре, фронтальная.

Методы обучения: эвристический, проблемный.

Основное содержание темы, понятия, термины: Истоки театрального искусства (карнавалы, народные празднества). Спектакль: вымысел и правда, мир условности. Связь театра с изобразительным искусством. Участие трех Братьев-Мастеров в создании спектакля. Погружение в сказку. Выбор сказки под руководством учителя. Деление спектакля на сцены. Работа цехов.

Режиссер, художник-постановщик, художники-декораторы, художники-мебельщики.

Образовательные ресурсы: учебник Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс. Авторы: Н.А.Горяева, Л.А. Неменская. Изд-во: «Просвещение»2016 год.

Наглядно-демонстрационный материал: видео подборка двух сказок: русской народной «Машенька и медведь», С. Михалкова «Как медведь трубку нашел».  Зрительный ряд к двум сказкам, презентация «В театре».

Задание: Создание задников и декораций к спектаклю.

Материалы: цветная бумага, картон,  коробочки из-под зубной пасты и кремов, клей, ножницы, ватман, гуашь.

Урок № 5, 6

«Театр кукол»

Цель: Углубление представления  о роли художника в  зрелищных искусствах.

Задачи:

  • иметь представление о разных видах кукол;
  • придумать и создать выразительную куклу;
  • применять в работе разные материалы.

Тип урока: комбинированный, творческая мастерская.

Формы работы: работа в паре, фронтальная.

Методы обучения: словесные (рассказ); наглядные (наблюдение, демонстрация иллюстраций); практические (создание игрушки на основе картонной коробки)

Основное содержание темы, понятия, термины: истоки развития кукольного театра: обрядовые куклы, куклы-обереги, игровые, кукольный театр на ярмарках, народных гуляньях. Анализ и сравнение театральных кукол русского Петрушки и английского Панча. Разновидности кукол: перчаточные, тростевые, куклы-марионетки. Работа художника над куклой. Разработка эскиза. Образ куклы, ее конструкция. Олицетворение животных в образе куклы. Стилизация – упрощение, обобщение, подчеркивание характерных деталей.

Образовательные ресурсы: учебник Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс. Авторы: Н.А.Горяева, Л.А. Неменская. Изд-во: «Просвещение»2016 год, загадки про Петрушку

Наглядно-демонстрационный материал: презентация «Театр кукол», иллюстрации художников к сказке, авторское пособие – приемы стилизации образа театрального персонажа, образцы кукол.

Задание: создание куклы к кукольному спектаклю (работа в парах и малых группах).

Материалы: цветная бумага, картонные коробочки, клей, ножницы и пр.

Урок № 7, 8

«Маски»

Цель: Ознакомление с деятельностью художника в зрелищных видах искусства, усвоение навыков и умений и творческое применение их на практике.

Задачи:

  • объяснять роль маски в театре и на празднике;
  • научиться отмечать характер, настроение, выраженные в ней;
  • конструировать и декорировать выразительную маску для театрального представления.

Тип урока: комбинированный, творческая мастерская.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная.

Методы обучения: словесные (рассказ); наглядные (наблюдение, презентация); практические (создание выразительной маски)

Основное содержание темы, понятия, термины: Лицедейство и маска. Маски пещерных людей, нарисованные на лицах для удачной охоты, африканские ритуальные, маски разных народов, карнавальные, маски ряженых на Масленицу. Античные маски смеха и печали. Передача эмоционального состояния (сощуренные глаза и приподнятые уголки рта – смех, опущенные уголки глаз и рта, приподнятые брови – грусть, сморщенный лоб - злость). Условность языка масок и их декоративная выразительность.

Образовательные ресурсы: учебник Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс. Авторы: Н.А.Горяева, Л.А. Неменская. Изд-во: «Просвещение»2016 год.

Наглядно-демонстрационный материал: мультимедийный ряд: презентация по теме, маски античные, народов Востока, Африки, рисунки лиц (в виде схем), выражающие эмоциональное состояние, характер персонажа; различные образцы изделия, работы учащихся.

Задание: конструирование маски из плотной бумаги с использованием бросовых материалов.

Материалы: плотная бумага, гуашь, мех, перья, верёвки, бусинки, пуговицы, ленты и блёстки.

Урок № 9

«Афиша и плакат»

Цель: Знакомство с искусством театральной афиши и плаката как рекламой и приглашением в театр.

Задачи:

  • иметь представление о театральной афише;
  • уметь определять в афише изображение, украшение и постройку;
  • выполнить афишу к спектаклю;
  • провести защиту групповых творческих работ.

Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Формы работы: групповая, фронтальная.

Методы обучения: кейс-метод, интерактивные методы, при которых ученики взаимодействуют не только с учителем, но и друг с другом, наглядные.

Основное содержание темы, понятия, термины: Значение театральной афиши и плаката. Выражение в афише образа спектакля. Особенности: броскость, яркость, ясность, условность, лаконизм. Композиционное единство текста и изображения.

Образовательные ресурсы: учебник Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс. Авторы: Н.А.Горяева, Л.А. Неменская. Изд-во: «Просвещение»2016 год.

Наглядно-демонстрационный материал:

Задание: создание афиши к спектаклю.

Материалы: цветная бумага и ватман, гуашь, заготовки со шрифтом, ножницы, клей.

        Урок № 10

«Праздник в школе»

Цель: Создание праздничного облика помещения (класса).

Задачи:

  • понимать и объяснять какими средствами художник передает атмосферу праздника в своих произведениях;
  • фантазировать о том, как можно украсить класс к театральному празднику;
  • придумать и создать элементы праздничного украшения.

Тип урока: урок –творческая мастерская.

Формы работы: групповая, фронтальная.

Методы обучения: проблемный.

Основное содержание темы, понятия, термины: Роль художника в создании праздничного облика школы. Элементы праздничного украшения: флаги, фонари, шары, гирлянды и др. Роль контрастов и звонких цветов в создании яркого образа праздника.

Образовательные ресурсы:учебник Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс. Авторы: Н.А.Горяева, Л.А. Неменская. Изд-во: «Просвещение»2016 год.

Наглядно-демонстрационный материал: Репродукции художника Б.М. Кустодиева, зрительный ряд по теме, плакат «Цветовой круг».

Задание: Создание элементов украшения класса.

Материалы: цветная бумага, ножницы, клей.

Урок № 11

«Школьный карнавал»

Цель: Организация кукольного спектакля с использованием сделанных на уроках масок, кукол, афиш, рисунков, декораций.

Задачи:

  • празднично оформить класс;
  • участвовать в спектакле в роли актера или зрителя;
  • овладевать навыками коллективного художественного творчества.

Тип урока: Урок рефлексии по ФГОС (форма – урок-фантазия: сказка, спектакль).

Формы работы: фронтальная.

Методы обучения: ирговые

Основное содержание темы, понятия, термины: Организация праздника. Школьный кукольный спектакль.

Образовательные ресурсы: учебник Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс. Авторы: Н.А.Горяева, Л.А. Неменская. Изд-во: «Просвещение»2016 год.

Наглядно-демонстрационный материал: Работы с предыдущих уроков.

8 класс

        Урок № 1

«Искусство зримых образов. Изображение в театре и кино»

Цель: расширение представлений учащихся о культуре современного мира искусства зримых образов, об изображении в театре и кино.

Задачи:

  • понимать специфику изображения и визуально-пластической образности в театре и на киноэкране;
  • получить представление о синтетической природе и коллективности творчества в театре;
  • узнать о жанровом многообразии театрального искусства;
  • получить представление о классификации видов искусства.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная.

Методы обучения: словесный, наглядный, частично-поисковый, аналитический.

Основное содержание темы, понятия, термины: Историческое развитие искусства зримых образов. Специфика  изображения в театре и кино. Визуально-пластический облик и игровой характер спектакля. Его жанровое разнообразие. Роль художника в содружестве с драматургом, режиссером, актерами в спектакле. Коллективность творчества. Классификация видов искусств. Образовательные ресурсы: учебник Изобразительное искусство. Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении. Автор: А.С. Питерских. Изд-во: «Просвещение»2017 год.

Наглядно-демонстрационный материал: презентация, учебная таблица «Виды искусства».

Задание: на уроке: упражнения на воплощение в статичной позе образно-пластической выразительности «Живая скульптура» на темы «Прощание», «Раздумье», «Свободу!», «Мечта» и  выполнение набросков с целью создания облика спектакля на тему «Как это изобразить на сцене»; на дом: учебно-исследовательская работа на тему «Что сближает и что различает спектакль и фильм?» в форме сообщения.

Материалы: бумага, карандаш, компьютер.

Урок № 2

«Правда и магия театра»

Цель: формирование понятия, что актер – это основа театрального искусства, носитель его специфики  и         получение представления об истории развития искусства театра.

Задачи:

  • понимать соотнесение правды и условности в актерской игре и сценографии спектакля;
  • представлять значение актера в создании визуального  облика спектакля;
  • получить представление об истории развития  искусства театра, устройстве сцены.

Тип урока: Комбинированный.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические, частично-поисковый, аналитический.

Основное содержание темы, понятия, термины: Анализ домашних учебно-исследовательских работ на тему «Что сближает и что различает спектакль и фильм?». Актёр — основа театрального искусства. Сценография — визуально важный, но лишь один из элементов единого образа спектакля. Оформление живёт только через актёра, благодаря его игре. Устройство сцены и принципы театрального макетирования.

Образовательные ресурсы: учебник Изобразительное искусство. Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении. Автор: А.С. Питерских. Изд-во: «Просвещение» 2017 год. Наглядно-демонстрационный материал: презентация, зрительный ряд с примерами разных видов подмакетников.

Задание: на уроке: разработка подмакетника, фантазирование на темы возможных театральных постановок. Эскизы по планировке сцены; на дом: учебно-исследовательская работа на тему «Эволюция театральной сцены», «Знаменитые театры мира» (презентация из 6 слайдов).

Материалы: белая бумага, карандаш, картон или коробка из под обуви, ножницы, клей, компьютер.

Урок № 3

«Безграничное пространство сцены. Сценография — особый вид художественного творчества»

Цель: формирование понятия, что сценография – это особый вид художественного творчества, технология и производство.

Задачи:

  • понимать и объяснять различия в творчестве  между сценографом и художником-живописцем;
  • приобретать представление о типах декорационного оформления;
  • оформить задник подмакетника для выбранной сцены из спектакля.

Тип урока: комбинированный, творческая мастерская.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические, частично-поисковый, аналитический.

Основное содержание темы, понятия, термины: выборочный просмотр и анализ учебно-исследовательских презентаций на тему «Эволюция театральной сцены», «Знаменитые театры мира». Отличия работы театрального художника от работы живописца или графика. Отличие бытовой среды от сценической. Типы декорационного оформления  спектакля: живописно-декорационное, конструктивное, натуралистически-бытовое, условно-метафорическое, проекционное и др. Создание игровой среды при помощи мягких и жёстких декораций, способы их изменений при помощи сценического круга, штанкетов.

Образовательные ресурсы: учебник Изобразительное искусство. Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении. Автор: А.С. Питерских. Изд-во: «Просвещение»2017 год. Наглядно-демонстрационный материал: презентация, зрительный ряд с примерами оформления сцены к спектаклю.

Задание: оформление задника подмакетника для выбранной сцены из спектакля.

Материалы: белая бумага, любые художественные материалы.

Урок № 4

«Сценография  —  искусство  и  производство»

Цель: формирование представлений о этапах и формах  работы театрального художника..

Задачи:

  • получать представление об основных формах работы сценографа (эскизы, макет, чертежи и др.);
  • расширять знания о театральных службах и цехах;
  • уметь применять полученные знания о типах оформления сцены при создании конструктивных декораций в подмакетнике.

Тип урока: Урок закрепления знаний и способов действий.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Основное содержание темы, понятия, термины: Этапы и формы работы театрального художника от эскиза и макета до их сценического воплощения. Театральные службы и цеха.

Образовательные ресурсы: учебник Изобразительное искусство. Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении. Автор: А.С. Питерских. Изд-во: «Просвещение» 2017 год. Наглядно-демонстрационный материал: презентация.

Задание: пространственно-образное решение сцены спектакля – создание игровой среды с помощью конструктивных декораций в подмакетнике.

Материалы: по выбору учащихся.

Урок № 5

«Тайны актёрского перевоплощения. Костюм, грим и маска, или Магическое «если бы»

Цель: формирование умений в эскизах передавать образность и условность театрального костюма.

Задачи:

  • представлять значение  костюма в создании образа персонажа;
  • объяснять отличия бытового и театрального костюма;
  • понимать роль детали в создании образа;
  • в эскизах добиваться наибольшей выразительности костюма и его стилевого единства со сценографией спектакля.

Тип урока: Комбинированный урок.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, в парах.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические, аналитический, частично-поисковый.

Основное содержание темы, понятия, термины:  Внешнее и внутреннее перевоплощение актера. Костюм, грим и маска, как средства внешнего перевоплощения. Средства, характеризующие персонажа. Отличие бытового костюма от театрального. Роль детали в создании образа. Технологические особенности создания театрального костюма. Грим, парик, накладки (усы, бороды, бакенбарды) – еще одно активное средство внешней выразительности.

Образовательные ресурсы: учебник Изобразительное искусство. Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении. Автор: А.С. Питерских. Изд-во: «Просвещение» 2017 год. Наглядно-демонстрационный материал: зрительный ряд по теме, таблица «Пропорции человека», карточки с заданиями.

Задание: на урокев парах: карточки с заданием – с помощью 3-4 деталей воплотить образ конкретного героя (мушкетер, Кармен, Кот в сапогах, Дон Кихот, Мэри Поппинс и др.); на уроке индивидуально: эскиз театрального костюма персонажа из сцены спектакля, воплощаемой в макете; на дом: учебно-исследовательское заданиена тему «Сценический костюм в реалистическом спектакле и на эстраде» или «Театральный костюм вчера и сегодня»

Материалы: по выбору учащихся, компьютер.

Урок № 6-7

«Привет от Карабаса-Барабаса! Художник в театре кукол»

Цель: осознание роли художника в кукольном театре.

Задачи:

  • углубить знания о театральном искусстве и кукольном театре;
  • систематизация знаний о видах кукол;
  • развитие творческих способностей учащихся, эстетического вкуса и творческой активности при создании куклы.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические, аналитический.

Основное содержание темы, понятия, термины: выборочные выступления с домашним заданием. Художник кукольного театра – соавтор режиссера и актера в создании образа персонажа. Разнообразие кукол (тростевые, марионетки, перчаточные, пальчиковые, куклы театра теней, ростовые) и способы работы с ними.

Образовательные ресурсы: учебник Изобразительное искусство. Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении. Автор: А.С. Питерских. Изд-во: «Просвещение» 2017 год. Наглядно-демонстрационный материал: презентация, театральные куклы, выполненные учениками прошлых лет.

Задание: на уроке: создание театральной куклы для сцены спектакля, воплощаемой в макете (от эскиза до воплощения); на дом на 6 уроке  аналитическое задание – найти самую простую технологию изготовления кукол; на дом на 7 уроке продумать и отрепетировать диалог или монолог куклы из данной сцены спектакля.

Материалы: по выбору учащихся, компьютер.

Урок № 8

«Третий звонок. Спектакль: от замысла к воплощению»

Цель: анализ этапов создания театральной постановки и презентация своего труда.

Задачи:

  • осознавать специфику спектакля как неповторимого действа, происходящего здесь и сейчас;
  • уметь анализировать этапы создания театральной постановки: от читки пьесы и макета до генеральной репетиции и премьеры;
  • представить продукт своего труда в театрализованно-выставочной форме;
  • совместно проанализировать работы.

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная.

Методы обучения: словесные, наглядные, аналитические.

Основное содержание темы, понятия, термины: Итоговый просмотр.

Образовательные ресурсы: учебник Изобразительное искусство. Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении. Автор: А.С. Питерских. Изд-во: «Просвещение» 2017 год. Наглядно-демонстрационный материал: работы учащихся.

Задание: представить свое визуально-пластическое решение сцены спектакля с помощью изготовленного подмакетника и театральной куклы. Разыграть возможный диалог или монолог куклы из представленной сцены.

Материалы: свои работы.