Искусство витража
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Runar

Конспект урока 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iskusstvo_vitrazha.docx25.89 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет

Изобразительное искусство

Тема урока

Искусство витража

Класс

5

Применяемые в ходе урока технологии

Интерактивная имитационная технология

Цель урока

Познакомить учащихся с искусством витража

Задачи урока

Образовательные: 

  • формирование представления об истории развития витража.

Развивающие: 

  • развитие творческой фантазии, понимание поэтичности создания декоративной работы;
  • сформировать навыки работы над имитацией техники витража.

Воспитательные: 

  • создание условий для формирования эстетического вкуса у учащихся.

Оснащение урока

Оборудование: презентация «Витражи», мультимедийный проектор, компьютер, жёлтый кружок –заготовка по числу учащихся в классе.

Материалы и инструменты: картон, нож, клей, цветная пленка или цветная бумага.

Используемая литература

  1. Н.А. Горяева, О.В. Островская. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека Учебник для 5 класса под редакцией Б.М. Неменского, М.Просвещение 2003
  2. М.А. Порохневская. Поурочные планы по программе Б.М. Неменского Изобразительное искусство 5 класса, Волгоград 2003
  3. Т.Б.Сапжникова, О.А. Коблова. Методика проведения уроков изобразительного искусства по теме Декоративно-прикладное искусство в жизни человека, М. Педагогический университет «Первое сентября» 2009

Предварительный этап урока

Подготовка группой учащихся: выразительного чтения отрывка из произведения В.Гюго «Собор Парижской богоматери» (описание витражей); сообщения о технологии изготовления современных витражей; информации о сущности и функциях витража. Вся информация готовится под строгим контролем учителя!!!

СТРУКТУРА УРОКА

  1. Организационный этап.
  2. Погружение в тему урока.
  3. Этап усвоения новых знаний.
  4. Сопоставление и промежуточное закрепление полученных знаний.
  5. Практический этап (изготовление витража).
  6. Рефлексия. Закрепление полученных знаний.
  7. Самооценка деятельности на уроке.

ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Организа-ционный.

(1-2 мин.)

Приветствие учащихся. Проверка отсутствующих. Проверка готовности к уроку.

Приветствие учителя. Проверка готовности к уроку.

Личностные: развитие способности умения предвидеть последствия деятельности и  нести ответственность за результаты своей деятельности

2. Погружение в тему урока.

(4-5 мин.)

Ребята! Сегодня мы познакомимся с современным декоративным искусством. Слайд 1

Если декоративная работа имеет большие размеры и предназначена для украшения здания, то это произведение относится к монументальному искусству. Слайд 2

Монументальные произведения – это живописные произведения большого размера, которые украшают какое-нибудь архитектурное сооружение внутри или снаружи.

-Какие произведения живописи мы относим к монументальным видам искусства?

Правильно: фреску, витраж, мозаику, панно. Слайд 3

У меня в руках цветные стёклышки и кусочек витража.  А теперь я поверну свои стёклышки к окну и посмотрите - сквозь него падает свет, но не белый, а того цвета, в какое выкрашено стёклышко.

Видите, какое чудо получилось? Свет прошёл сквозь краски, и они заиграли, загорелись, засветились так сильно, так многоцветно! Весело, хорошо, нарядно! Сразу настроение стало улучшаться.

Такое счастливое, светлое настроение всегда приносит людям яркий, сияющий на свету витраж. Ведь витраж это и есть – живопись на стекле. 

- Как будет звучать тема нашего урока?

- Правильно: искусство витража.

Внимательно слушают учителя. Рассматривают материалы презентации, подготовленные учителем к уроку.

Отвечают на вопрос учителя: фреску, витраж, мозаику, панно.

Слушают учителя . Смотрят на отражения стекла. Делают выводы.

Отвечают: витражи.

Предметные: закрепление информации о видах монументального искусства; скульптурой, архитектурой и другими жанрами искусства; осознание взаимосвязи между цветом и настроением.

Метапредметные: знакомство с технологией  создания витража.

Личностные: развитие внимательности и аналитического мышления.

3.Этап усвоения новых знаний.

(15 мин.)

Витраж - это картина, выполненная из кусочков стекла посредством свинцовых узких полос. Слайд 4

Витраж (франц. vitrage? от лат. vitrum - стекло)- орнаментальная или сюжетная декоративная композиция в окне, двери, перегородке из стекла или другого материала, пропускающего свет.

Слайд 5

Во все времена самыми роскошными, нарядными окнами были окна в виде витражей. Когда сквозь высокие проемы окон проникают солнечные лучи, витражи-картины, витражи-узоры как будто вспыхивают, загораются ярким цветом, начинают светиться, преображая внутреннее пространство, наполняя его фантастической игрой цветного света. Витраж выглядит как стеклянная мозаика. Куски цветных стекол крепятся в металлических переплетах специальной сквозной рамы – каркаса, или так называемой арматуры, а иногда скрепляются цементом. Слайд 6

Именно в витражах удивительным образом соединились цвет и черная контурная линия, превратившись в диковинный узор.

- Как вы думаете, витраж – это современный вид искусства или у него есть своя история?

Действительно! Умные люди открыли это чудо цветного стекла давно – давно, в стародавние времена, в стране Египет. Окрашенные стёкла вставляли в окна домов, храмов.

Слайд 7-8

А сейчас ваши одноклассники подготовили небольшие сообщения к уроку.

Послушайте, как рассказывал Виктор Гюго о витраже: «... Собор Парижской богоматери является примечательным образцом подобной разновидности. Каждая сторона, каждый камень почтенного памятника – это не только страница истории Франции, но и история науки и искусства... Внутри собора было уже пусто и сумрачно. Боковые приделы заволокло тьмой, а лампады мерцали, как звезды, так глубок был мрак, окутывающий своды, лишь большая розетка фасада, разноцветные стекла которой купались в закатном луче, переливались во мраке, словно груда алмазов, отбрасывая свой спектр на другой конец неба» (отрывок выразительно читает один из учащихся).

Слайд 9-11

Пришло время послушать второго моего помощника (выступление 2 учащегося). Он расскажет о  современных технологиях изготовления витражей.

- Последнее время талантливые художники разработали новую технику: вместо тонких стекол берут толстые - от 5 до 25 см толщины. Такие стекла по формату и цвету, заданному художником, отливаются прямо на стекольном заводе и присылаются в мастерскую, где составляется витраж. Скрепляют их проволочной арматурой и пласцементом - новым, очень прочным материалом. Витражи из толстых стекол не вставляют в рамы окон. Они укрепляются на специальных конструкциях на полу или стене с электрическим подсветом сзади. Техника такой работы и материал не терпят мелочей, подсказывают темы величественные и глубокие, созвучные нашей эпохе. Слайд 12

Слайд 13-17. Ещё один ученик вашего класса подготовил для нас информацию об особенностях  и красоте витражей. Давайте его послушаем. Выступление 3 учащегося.

- Искусство витража приходит на помощь людям, помогая их постройкам стать более нарядными, праздничными, загадочными. Очень любили вставлять цветные стёкла в окна знаменитых соборов и храмов. По всей Европе можно встретить такие соборы, из окон которых льётся синий и красный, зелёный и золотой свет. Его потоки мягкими волнами попадают внутрь храма, в нём становится таинственно и волшебно. Лица людей, вещи, стены, даже пол делаются загадочными, словно прикрытые тонкой цветной дымкой, мягко сияют глаза, отблёскивая навстречу лучам цветного света…

Собор становится уютнее. А если на улице случится яркий – при яркий солнечный полдень и солнце хлынет ливнем, прорываясь во все окна, - то-то заиграет, засветится всё пространство собора, словно горячие цветные реки польются по нему, а уж окна-то играют, горят красками, словно цветные пожары!

И много-много в мире можно встретить таких цветных окон-картин. Делают их по-разному. Иногда красят само стекло имитация витража, или витраж собирают из кусочков цветных стёкол, которые вырезают по контуру рисунка и скрепляя между собой крепкими металлическими полосками. Слайд 18 -24

В мире существуют огромные, очень сложные стекла-картины. В них множество фигур и цветов.

Некоторые витражи – настоящие картины, на них изображаются даже лица людей, можно увидеть и лошадей, и собак, и дома, и поля, и реки. Вот какие большие возможности у витража! Оказалось, что цветное стекло хорошо подошло и к современным домам,

Внимательно слушают учителя. Рассматривают материалы презентации, подготовленные учителем к уроку.

Отвечают на вопрос учителя: есть своя история.

Выступают учащиеся, готовившие дополнительную информацию для урока.

Класс слушает отрывок из произведения В.Гюго «Собор Парижской богоматери».

Выступление второго учащегося о  современных технологиях изготовления витражей.

Класс слушает и запоминает информацию.

Выступление третьего учащегося об особенностях витражей.

Класс слушает и запоминает информацию.

Предметные: знакомство с витражами: технологий современного изготовления, особенностями, описанием витражей в литературе.

Метапредметные: знакомство с современной технологией  создания витража. Понимание того, что предмет ИЗО тесно связан с другими предметами: с историей, технологией и литературой.

Личностные: формирование потребности в красоте, эстетического вкуса.

4. Сопоставление и промежуточное закрепление полученных знаний.

(2 мин.)

Сегодня витражи также окружают нас в нашей повседневной жизни.

- Какие примеры вы можете привести?

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

- Какие примеры вы можете привести?

- Это: стеклянные автобусные остановки с рисунками на стекле; двери с цветными стёклами между комнатами в некоторых квартирах; разрисованные стеклянные витрины магазинов; цветные панно с подсветом в кафе, клубах, театрах, в парках  и т.д.

Предметные: знакомство с витражами в современной обыденной  жизни.

Метапредметные: перенос предметных знаний в реальную жизнь.

Личностные: развитие ассоциативного и пространственного мышления.

5. Практический этап.

(15 мин.)

А теперь пришло время каждому из вас создать свой витраж. Не забывайте, что в настоящем витраже мастер имеет дело со стеклом, которое надо вырезать по рисунку, поэтому линии его делайте простыми, четкими, лучше всего прямыми. Последовательность действий (продублирована на доске)

  • Выполнить эскиз композиции.
  • Переведите рисунок на картон.
  • Специальным ножом вырезать те части картона, где будут находиться цветные вставки.
  • Оставшийся каркас покрыть черной краской.
  • Разукрасить кусочек плёнки.
  • Положить разрисованную плёнку в образовавшиеся отверстия. Подклеить их аккуратно с обратной стороны к полоскам.

Прежде чем начать подклеивать - бумагу, хорошо подумайте, как распределить цвета, что нужно выделить. Если это не продумать, то работа может выглядеть настолько раздробленной, что нельзя будет понять, что же вы хотели изобразить.

Можно сделать витраж в определенной цветовой гамме, например, только в теплых тонах, как акцент, бросив кое-где холодный.

Учащиеся слушают учителя. В соответствии с технологией  начинают изготовление витража.

При необходимости, обращаются за помощью к учителю.

Предметные: приобретение навыков работы с клеящимися материалами и совершенствование навыков рисования при изготовлении витража.

Метапредметные: перенос полученных предметных знаний в практическую деятельность.

Личностные: развитие ассоциативного и пространственного мышления, аккуратности, мелкой моторики рук.

6. Рефлексия.

(2 мин.)

Итак, практическая часть работы завершена. Покажите мне и своему соседу по парте, какие витражи вы создали. Скажите друг другу только хорошее о витраже своего соседа.

А теперь давайте закрепим знания, которые мы сегодня получили:

- С каким видом монументальной живописи мы познакомились сегодня на уроке?

- Что мы называем витражом?

Завершают работу.

Демонстрируют витражи.

Учащиеся отмечают положительные стороны созданного соседом витража.

Учащиеся отвечают:

- Сегодня мы познакомились с таким видом монументального искусства, как витраж.

-  Витражом называется картина, выполненная из кусочков разноцветного стекла, или из раскрашенного стекла.

Предметные: закрепление знаний о  витражах.

Метапредметные: умение правильно строить ответ на поставленный вопрос.

Личностные: формирование  умения находить позитивные моменты в деятельности других людей, говорить комплименты; развитие памяти и грамотной речи.

7. Самооценка

(1 мин.)

Слайд 25. Перед вами символы нашего урока. Внимательно посмотрите на них, прочитайте комментарий к ним и оцените свою работу на уроке соответствующим смайликом на заготовке-кружочке, которую я разложила вам на партах.

Всем спасибо за урок, подпишите и разложите свои работы на подоконнике. Все работы будут оценены.

Домашнее задание: нарисовать витраж.

Знакомятся с критериями самооценки на слайде. Производят самооценку работы на уроке.

Предметные: развитие умения оценивать свою творческую работу.

Метапредметные: развитие умения давать оценку своим действиям.

Личностные: формирование  умения давать адекватную самооценку своим действиям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные виды декоративного искусства.Витраж

В данной работе представлены разработки уроков МХК в 9классе по теме "Современные виды декоративного искусства. Витраж". Здесь представлено подробное описание как можно сделать витраж своими рука...

Методическая разработка "Искусство витража и современность" (Презентация для урока или занятия кружка)

Формирование эстетической культуры - это процесс целенаправленного развития способности личности к восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности. У учащихся необходимо ...

Проект занятия творческого объединения «Новоозерские самоцветы» по теме «Искусство витража»

Проект занятия творческого объединения «Новоозерские самоцветы» по теме «Искусство витража» Пояснительная запискаВитраж – один из старинных видов декоративного искусства, переживающий ...

«Исторические сведения об искусстве витражей, их виды. Применение витражей в дизайне интерьера»

В настоящее время витраж обрел новую жизнь: он украшает общественные здания (окна, двери, интерьерные перегородки), изменяя их облик. Витражи в России все больше входят в моду. Декоративные возм...

Урок ИЗО в 7 классе по программе 8 вида "Изобразительное искусство. Декоративно- прикладное искусство. Витраж. Тест Люшера".

Данный комплект для проведения урока включает в себя тезисы, сценарий и структуру урока, презентацию "Витраж" и презентацию "Тест". Этот комплект позволит проводить качественный урок изобразитель...

Презентация к уроку изобразительного искусства «Искусство витража» 5 класс

Презентация к  уроку изобразительного искусства «Искусство витража» 5 класс...

Технологическая карта учебного занятия раздела «Декоративное искусство в современном мире» Тема: «Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства. Витраж» 5 класс

Учебник   «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» Н.А. Горяева 5 класс. Учебное занятие раздела «Декоративное искусство в современном мире». Тема: «Ты сам – мастер декоративно-пр...