Статья "Виртуальная экскурсия как интерактивный метод проведения уроков изобразительного искусства".
статья по изобразительному искусству (изо)

Остова Тамара Анатольевна

ФГОС требует поиска  внедрений новых подходов к воспитанию и обучению учащихся. Одним из таких подходов является информация образования. Одной из эффективных форм интерактивного обучения и повышения мотивации учащихся является виртуальная экскурсия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_virtualnaya_ekskursiya_na_urokah_izo.docx18.56 КБ

Предварительный просмотр:

Виртуальная экскурсия как интерактивный метод проведения уроков изобразительного искусства

Федеральный государственный стандарт начального общего образования требует поиска и внедрения новых подходов к воспитанию и обучению детей. Одним из таких подходов является информатизация образования, т.е. переход на качественно новый уровень использования компьютерной техники и информационных технологий во всех областях деятельности школы. Основой современного образовательного процесса становится грамотное  активное  интерактивное взаимодействие человека и компьютера.

Одной из эффективных форм интерактивного обучения и повышения мотивации учащихся к учебной деятельности являются виртуальные экскурсии.  Что такое виртуальная экскурсия?

Виртуальная экскурсия – это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов (музеи, парки, улицы городов, пр.) с целью создания условий для самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов. Они позволяют разнообразить и сделать интересным, а значит и более эффективным образовательный процесс, помогают реализовать принципы наглядности и научности обучения, способствуют развитию наблюдательности, навыков самостоятельной работы учащихся.         

Это мультимедийная фотопанорама, которая, в отличие от видео или обычной серии фотографий, обладает интерактивностью. Так, в ходе интерактивной экскурсии можно приблизить или отдалить какой-либо объект, посмотреть вверх-вниз, оглядеться по сторонам, подробно рассмотреть всю панораму изучаемого объекта или отдельные детали его интерьера, через активные зоны переместиться из одной панорамы в другую, например, погулять по залам музея и т.п. Таким образом, не покидая класса, в нужном темпе и заданной последовательности можно, обойти весь объект изнутри и даже осмотреть его снаружи.

Основными преимуществами виртуальной экскурсии являются:

1. Доступность — возможность осмотра достопримечательностей всего мира без больших материальных и временных затрат;

2. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»;

3. Возможность осмотра в любое время;

4. Возможность многоразового просмотра экскурсии и прилагаемой информации.

Дети в восторге от подобных экскурсий, который позволяют в деталях рассмотреть экспонаты и получить ощущение полного погружения в мир искусства.

         Виртуальная экскурсия представляет собой наглядный процесс познания учеником окружающего мира, построенный на заранее подобранных объектах, находящихся в естественных условиях или расположенных в помещениях музеев, выставок, храмов и т.д.

Являясь специфической формой познания, виртуальная экскурсия дает возможность учащимся получить значительный объем информации; формирует способы мыслительной деятельности: всестороннее восприятие объекта, наблюдение, изучение, исследование; вызывает повышенный интерес к работе и на основе этого более углубленное и прочное усвоение материала.

Виртуальные экскурсии можно условно разделить на несколько видов:

−        естественнонаучные  - экскурсии  в музей; на природу: в поле, лес, на луг, к речке, озеру; в зоопарк и др.

−        краеведческие – это экскурсии с целью изучения природы и истории родного края;

−        историко-культурные – экскурсии по историческим местам, в музеи, картинные галереи, выставочные залы, раскрывающие определённые периоды истории развития государства и русской национальной культуры;

−        биографические – это экскурсии по местам, которые связаны с жизнью и творчеством знаменитых людей, хранят память о них.

        В основе подготовки виртуальной экскурсии лежит определенный алгоритм действий, позволяющий учителю добиться успешного результата:

−        определение цели и задач экскурсии;

−        выбор темы;

−        отбор литературы и составление библиографии;

−        определение источников экскурсионного материала;

−        отбор и изучение экскурсионных объектов;

−        сканирование фотографий или других иллюстраций, необходимых для представления проекта;

−        составление маршрута экскурсии на основе видеоряда;

−        подготовка текста экскурсии;

−        определение техники ведения виртуальной экскурсии;

−        показ экскурсии;

−        подведение итогов экскурсии.

        Виртуальная экскурсия имеет ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями. Правильно  организованные  виртуальные  экскурсии  способствуют  пониманию  и  раскрытию  причинно-следственных  связей,  пониманию  логических  отношений  между  понятиями,  что  в  целом  обеспечивает  прочное  и  глубокое  усвоение  основ  наук.  Но  есть  и  недостатки:  отсутствие возможности увидеть  то,  что  не  включено  в  экскурсию;  ограниченность  впечатлений.

Использование интерактивных средств обучения на уроках позволяет сделать урок более интересным, повышают наглядность обучения, усиливают эмоциональность восприятия учебного материала. Это усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся, способствует осознанному усвоению знаний.

        В результате использования виртуальной экскурсии рисунки  обучающихся  получаются более содержательными. Разнообразным становится  выбор  предметов, а также место их расположения. Увлекательнее становится сам процесс восприятия нового материала.

Не следует отказываться и от реальных экскурсий. Необходимо найти оптимальное сочетание реальности и виртуальности, исходя из интересов учащихся и задач обучения.         Экскурсионная работа в различных ее формах: очная, заочная и виртуальная предоставляет уникальную  возможность учащимся глубже  узнать  и  наглядно  ознакомиться  с  окружающим миром, историческим  и  культурным  наследием  своей  страны, родного края.

Список используемой литературы:

1.        Александрова Е.В. Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроке литературы [Текст]/Е.В. Александрова Литература в школе. – 2010.

2.        Пономарёва, А.А. Виртуальная экскурсия как форма обучения младших школьников [Текст] / А.А. Пономарёва // Научный поиск. – 2011. – № 2 (3).

3.        Райков Б. Е. Методика и техника экскурсий. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.; Л. : ГИЗ, 1930. — 114, [2] с. – Библиогр.: с. 107-114. – (Экскурсионная библиотека).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок изобразительного искусства в 6 классе "Изображение предметного мира – натюрморт. ( с применением интерактивной доски INTERWRITE)

Этот урок познакомит школьников с многообразием форм изображения мира вещей в истории искусства, расширит знания о жанре натюрморта. Дети будут учиться  понимать, чувствовать и воспринимать...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ

В статье  рассказывается об использовании интерактивных методов обучения на уроках ИЗО....

Виртуальная экскурсия как интерактивный метод проведения занятий по литературе в условиях реализации новых образовательных стандартов.

Виртуальная экскурсия как интерактивный метод проведения занятий по литературе в условиях реализации новых образовательных стандартов....

статья Интегрированный урок-экскурсия как интерактивный метод проведения занятий по немецкому языку в условиях реализации новых образовательных стандартов.

Интегрированный урок немцкого языка может рассматриваться как один из возможных путей освоения культурного наследия города Санкт-Петербурга учащимися, что является фактором расширения культурного прос...

Статья " Использование интерактивной доски на уроках изобразительного искусства"

Каждый ребёнок – это личность, и его способности развиваются в той деятельности, в которой он занимается по собственному желанию и с интересом.Следовательно, необходимо выбирать такие технологии...

Интерактивные методы обучения на уроках изобразительного искусства

Данный материал предназначен для учителей изобразительного искусства в помощь при формировании урока с использованием интекрактивных методов. Материал дан с примером урока.....