Методическая разработка урока в 5 классе "Золотая хохлома"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Разработка выполнена с в соответствии со всеми требованиями ФГОС.  Методическая разработка позволит провести урок , знакомящий учащихся с народным промыслом "Хохлома", познакомит с особенностями росписи, с элементами и видом мазка. Поспособствует росписи разделочный доски в стиле хохломской росписи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya-razrabotka-uroka-izo.doc765.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Исполнитель: Ольховская Елена Всеволодовна

Должность : учитель изо

Образовательное учреждение : ГБОУ СОШ № 96 Калининского района Санкт-Петербурга

Технологическая карта урока.

    Предмет: изобразительное искусство

    Класс:    5

    Базовый учебник: С.П. Ломов, С.Е. Игнатьев, М.В. Кармазина «Искусство. Изобразительное искусство»

    Тема урока : Золотые узоры. Роспись разделочной доски хохломской росписью.  

Цель урока:

    Образовательный аспект

    -Научиться выполнять роспись в технике мазкового письма и печаткой-тычком .

    Развивающий аспект

   -Закрепить знания о растительном орнаменте и особенностях композиционного построения на данном народном         промысле.

  Воспитательный аспект

  -Способствовать эстетическому и нравственному воспитанию школьников средствами народной художественной   культуры

 

    Задачи урока:

  • Познакомить с историей происхождения техники хохломской росписи.
  • Создать условия для воспитания у детей чувства гордости за свой народ, традиции.
  • Научить самостоятельно, составлять композицию, использовав при этом изученные элементы хохломской росписи.
  • Развивать умение подбирать цвет.

        Тип урока: Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями.

          Необходимое оборудование:

  • мультимедиа проектор, экран, 2 ноутбука с подключением Wi-Fi.
  • предметы хохломской росписи
  • таблицы элементов росписи
  • предметы для рисования – кисти, краски, вода, палочки для выполнения «тычка», шаблоны разделочных досок разной формы.
  • Раздаточный материал на столы- фото изделий и элементов.
  • мультимедийная презентация « В гостях у Хохломы»
  • электронное приложение к учебнику В.С.Кузина, Э.И.Кубышкиной «Изобразительное искусство» 4 класс.
  • С.П. Ломов, С.Е. Игнатьев, М.В. Кармазина «Искусство. Изобразительное искусство» 5 класс 2 ч.

Материалы и инструменты: шаблоны изделий, кисти, палитра, гуашь, баночка для воды

     Музыкальный ряд: народная музыка, частушки по теме.

     Литературный ряд: стихи о хохломской росписи.

Цель для учителя

Цель для учащихся

Планируемый результат

Создание условий для творческого выполнения рисунка по теме «Хохломская роспись».

Выполнение орнамента на разделочной доске с учётом особенностей данного промысла.

Орнаментальный рисунок на разделочной доске с учётом особенностей хохломской росписи (элементы и цветовые нюансы) и композиционного построения.

Задачи

Задачи

1.Организовать знакомство с промыслом, с  особенностями изготовления и росписи изделий.

2.Формировать умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности.

3.Способствовать развитию образного мышления.

4.Сохранять и поддерживать индивидуальность учащихся.

5.Содействовать развитию эстетического вкуса, способности воспринимать эстетику народного творчества, выражать своё отношение художественными средствами.

6.Создавать эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств.

7.Расширять кругозор обучающихся, обогащать их словарный запас.

8.Воспитывать интерес к предмету.

1.Познакомиться с изделиями промысла на слайдах, предметах выставки и  раздаточного материала.

2.Познакомиться с особенностями кистевой росписи, колористикой и символикой.

3.Определить последовательность рисования орнамента.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1

Организа-ционный момент.

(Проверка готовности к занятию)

(1 мин.)

Цель: Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространст-во деятель-ности на уроке.

-Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?                                                     Всё ли на месте, всё ль в порядке:
Альбомы, кисти, краски!
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!

Проверка готовности к уроку

Л: самоорганизация

Р: способность регулировать свои действия

2

Этап мотивации и актуализации знаний.

(1 мин)

Цель: Повто-рение изученного материала, необходимо-го для «открытия нового знания» .

- Здравствуйте ребята! Сегодня на урок я принесла вам необычный сундучок. Судя по его виду, как вы думаете, что в нём?

Давайте вместе с вами откроем и посмотрим, что там находится и кто был прав.

- Посмотрите, какая красивая деревянная ложка, а какая она красочная и яркая.

Что же придаёт ей такую красоту?

- Что такое орнамент?

-На этой ложке особый орнамент. Он не похож на другие.

-Что изображено?

 Учитель активизирует знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию на уроке.

- Мастера изготовляли не только ложки, но и многое другое необходимое в хозяйстве.(слайды без надписи промысла)

-Пытаются понять по внешности сундучка, что в нём. (сундучок в стиле народной резьбы и росписи.)

- Вспоминают о различных видах орнаментов.

-Работа с элементами.

Л: развитие эмоционально-нравственной отзывчивости; нравственно- мотивация к изучению нового учебного материала, умение применить его в жизни.

Р: контролируют правильность ответов учащихся;

П: умение структуировать знания, находить информацию в разных источниках, умение осознанно строить речевое высказывание. принятие цели и постановка задач урока.

К: выражение своих мыслей, формулирование и аргументация своего мнения.

3

Постановка цели и задач урока

3 мин

Цель: Моти-вация к  учебному действию в индивидуаль-ной деятель-ности.

 -Поднимите руку, кому захотелось узнать побольше об этих красивых изделиях.

-Тогда сформулируйте цель нашего урока.

- А что именно можно узнать?

Т.е. давайте сформулируем задачи урока.

Слайд 5

-А где мы можем достать такую информацию?

- Где мы можем применить полученные знания?

Предлагает детям совместно с ним составить план урока.

Слайд 6

-Дети поднимают руку.

- Узнать о данном орнаменте и его уникальных особенностях и научится самим их изображать.

- место образования

- история

- элементы, цвета

-технологии изготовления и росписи.

- Называют источники – учебник, презентация, примеры изделий на разд.материале и выставке, Интернет, книги на выставке.

-Называют области жизненного применения знаний и умений (украсить предмет, кто-то поступит учиться по данному направлению, будет находиться в данной местности, знание культурного наследия и.т.д.)

- Дети вместе с учителем обсуждают учебные действия и принимают план.

К: выражение своих мыслей, формулирование и аргументация своего мнения

П: умение структуировать знания, находить информацию в разных источниках, умение осознанно строить речевое высказывание;

принятие цели и постановка задач урока.

Р:  планирование учебных действий.

4

Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала

   (7мин)

Цель: Организация коммуникативного взаимодей-ствия для усвоения нового материала.

1.Читает стихотворение о Хохломе. (см прил.№1)

2. Рассказывает легенду об образовании промысла. (см прил.№1)  Цель- вызвать познавательный интерес к работе.

Слайд 7.

3.Предлагает работу в группах.( 5 минут)

 (если наполняемость класса небольшая- можно дать индивидуальную работу)

Дополнительно: Подумать и ответить на вопрос :  Какую роль играет декор в крестьянском прикладном искусстве?

Слайды 8-14.

Организует выступление групп. Просит внимательно выслушать ответы. Дополняет ответы 3 группы краткими сведениями о символике Просит внимательно выслушать ответы. Дополняет ответы 3 группы краткими сведениями о символике элементов.

Обсуждение ответа на доп.вопрос.

Слушают рассказ учителя, просматривают слайды презентации.

Работа в группах. Выбор выступающего, распределение материала.

1гр. Выясняет место основания промысла и готовится рассказать другим. (источник-учебник стр.12)

2 гр. Отвечает на вопрос «Почему хохломскую роспись называют «Золотая Хохлома»? (источник учебник стр.11)

3 гр. Изучает элементы росписи (презентация из Интернета  с определённым адресом, рабочая тетрадь) Стилизация.

4 гр. Узнать и рассказать о 2 традиционных способах письма – верховое и фоновое (источник- учебник стр.13, набор иллюстраций, слайды презентации на компьютере)

Один ученик из группы отвечает на вопросы, остальные контролируют правильность ответа,  если есть  ошибки исправляют и дополняют.

П: построение логической цепи рассуждения;

анализ, сравнение, обобщение; находят решение поставленных задач.

Л: нравственно- эстетическое оценивание

К: планирование способов взаимодействия,

выражение своих мыслей, формулирование и аргументация своего мнения; осуществление

сотрудничества с учителем и одноклассниками

Р: контролируют правильность ответов обучающихся и своих.

5

Обобщение и система-тизация знаний.

(5 мин)

Цель: Построение нового способа действия.

Определить последовательность

рисования орнамента. Показ на доске.

Слайд 15-19.

Выполнение упражнений кистевого письма (мазок, тычок)

Р: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

П: создание алгоритмов деятельности.

6

Динамическая пауза

(1 мин)

Выполнение упражнений для отдыха под народную музыку.

Выполнение упражнений в соответствии с предложенным.

Л: личностное переживание

7

Самосто-ятельное творческое использо-вание сформированных умений и навыков

(17 мин)

Цель: Зафик-сировать в практичес-кой работе новые учебные действия.

Учитель организует деятельность  по применению новых знаний. В очередной раз обращает внимание на цель и задачи урока (целеполагание)

Слайд 20.

-Ваша задача: выполнение орнамента на разделочной доске по мотивам хохломской росписи с соблюдением законов композиции и кистевого письма.

- звучит песня «Хохлома» в исп. М.Пахоменко, далее частушки о Хохломе, затем записи народных песен.

Контроль правильности и последовательности выполнения.

Индивидуальный подход- коррекция и отметка удачного в работах.

Нацеленное прослушивание задания.

Выполняют творческое задание.

Л:самоопределение

Р:  осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения.

П:самостоятельное создание алгоритмов деятельности, использование знаково- символических  средств.

8

Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов и УУД

(5 мин)

Цель: Контроль усвоения, обсуждения допущенных ошибок и их коррекция.

Выставка удачных работ.

Слайд 21.

Анализ рисунков:

-Общее впечатление

-Аккуратность

-Правильность выбора элементов и их размещения

-В чём проявилось творчество автора?

- Какую оценку поставите и почему?

(оценочная деятельность)

- (к автору) – Согласен ли ты с оценкой ?

(если нет) - Как бы сам оценил свою работу?

Анализируют работы  одноклассников, отвечая на вопросы учителя, высказывают своё мнение.

Взаимооценка.

Самооценка.

П: анализ работы товарища и самоанализ

К: выражение своих мыслей, формулирование и аргументация своего мнения.

Р: контроль.

Л: нравственно- эстетическая оценка.

9

Рефлексия деятельности

(3 мин)

Цель: Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности

Предлагает вернуться к цели и задачам урока.

-Справились ли мы с поставленными целями и задачами? (полностью или частично)

 Слайд 22

Закончи фразу:

-Я узнал …

-Я понял…

-У меня получилось…

-Мне было трудно…

-Для меня было открытием…

-Мне понравилось…

Заключительное слово учителя

Вспоминают цель и задачи.

Ответы детей.

Осуществляют самооценку

Р: удержание целей и задач урока

Л:смыло-образование

П: рефлексия

К: умение выражать свои мысли.

Л: нравственно-эстетическое оценивание, самоопределение

10

Контроль за процессом и результатом учебной деятельности школьников

(2 мин.)

Даёт  инструкцию по выполнению домашнего задания. ( Слайд 23)

Оформить материал в тетради по искусству.  Подобрать иллюстративный материал.

- Если есть желание узнать больше о хохломской росписи, зайдите на сайт «Декоративно – прикладное искусство» и узнаете ещё много нового и интересного о технологии «золотой Хохломы».(задание повышенной сложности)

Благодарит за работу.

Записывают и задают вопросы, если есть.

Р.самоконтроль

Приложение №1.

Стихотворение о Хохломе.

Хохлома, Хохлома!

Весь народ свела с ума!

Яркая, лучистая, узоры золотистые

Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши.

Там травка вьется и цветы

Растут нездешней красоты.

Блестят они как золотые,

          А может, солнцем залитые.

Легенда об образовании хохломского промысла.

Говорят в давние времена в Москве жил талантливый мастер – иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за его труды. Любил свое ремесло, но еще больше любил он свободу. Но однажды покинул он царские  палаты и поселился в глухих керженских лесах. Избу поставил и занялся своим ремеслом. Хотел мастер, чтобы его искусство стало родным, как простая русская песня, и чтобы в нем отразилась красота русской природы. И стал он рисовать пышные яркие цветы и тоненькие веточки.

Вскоре слава о мастере разнеслась по всей земле. Стали люди приезжать да красотой любоваться. Избы рубили и селились рядом. Слава о мастере донеслась до государя. Приказал он отряду стрельцов найти беглеца и вернуть в Москву. Но народная молва летела быстрее стрелецких сапог. Узнав о беде мастер, собрал своих односельчан и раскрыл секреты своего мастерства. А утром, когда царские посланцы вошли в село, они увидели, как ярким пламенем горела изба чудо-художника. А самого художника, как ни искали. Нигде не нашли. Но остались от художника краски, вобравшие в себя жар пламени и чернь пепелища. Исчез мастер. Но осталось его удивительное искусство, в котором отразилась и горячая любовь к людям, и жажда красоты.

Значит , кисть художника была необычной – она была из солнечных лучей.

       

Сколько здесь прекрасных чаш- это Вам подарок наш!

Семеновская хохлома

Вся золотиста, краснолика!

А вот поднос.

В нем алых ягод россыпь

Отголоска лета

В зелени травы,

Шелковые всплески

Золотой листвы.

Вот ладья: цветущий хвост –корма.

Нос –петушиная головка

Плывет по лесу хохлома.

 Расписанная очень ловко


Наши ложки хохломские-

Самый лучший сувенир.

С позолотой – не простые

Прогремели на весь мир.

           

Все листочки как листочки.

Здесь же каждый золотой.

Красоту такую люди называют ХОХЛОМОЙ!

Частушки о Хохломе.

Все листочки – как листочки,
Здесь же каждый – золотой.
Красоту такую люди
Называют хохломой.

Бабка деда не встречает
Бранью или лаской –
Целый день горшки рисует
Золотистой краской.

Хохлома, да хохлома,
Разукрашу все дома,
А потом всю улицу,
Петуха и курицу.

Бабка деда до обеда
Заставляет рисовать:
Ведь в красивую посуду
Щи приятно наливать!

Я все небо разрисую,
Разрисую хохломой:
Пусть все летчики летают
Под такою красотой.

Я вчера такое видела –
Не расскажешь никому:
Сидит заяц на березе
И рисует хохлому!

Я бегу, устали ноги.
Чем бы можно дух поднять?
Хорошо бы вдоль дороги
Хохлому нарисовать!

Литература.

1.Горяева Н.А. Уроки изобразительного искусства.  Поурочные разработки.

2. Рабочая программа по ИЗО  5-9 класс «Дрофа» 2013 г. В.С.Кузин

3. С.П. Ломов, С.Е. Игнатьев, М.В. Кармазина «Искусство. Изобразительное искусство» 5 класс 2 ч. («Дрофа» 2013г)

4. С.П. Ломов, С.Е. Игнатьев, М.В. Кармазина «Искусство. Изобразительное искусство» 5 класс Рабочая тетрадь. («Дрофа» 2013г)

Электронно-образовательные ресурсы.

1. Декоративно-прикладное искусство (http://school-collection.edu.ru)

2. http://www.fcior.edu.ru

3. http://www.school-collection.edu.ru.

4.Электронное приложение к учебнику В.С.Кузина, Э.И.Кубышкиной «Изобразительное искусство» 4 класс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока ИЗО « ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА» Для учащихся 5 класса

Золотая Хохлома- яркое, самобытное явление русского народного декоративно-прикладного искусства. Этот традиционный художественный промысел имеет более чем трехсотлетнюю историю. Мир, в котором мы живе...

методическая разработка урока "Золотая хохлома"

методическая разработка урока  "Золотая хохлома" содержит конспект урока и презентацию....

Методическая разработка урока в 5 классе: Интегрированный урок «Золотая Хохлома»: описание предмета (русский язык, литература, изобразительное искусство)

Цели занятия: 1.Образовательные:- учиться ху­дожественному видению окружающего ми­ра; расширять кругозор; закрепить знания, полученные на уроках изобразительного искусства;2.  Воспитательные...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка урока "В зоопарке" методическая разработка по английскому языку (5 класс)

Данный урок основан на учебнике Spotlight 5. Тема урока: В зоопарке . УМК: «Английский в фокусе» (Spotlight- 5) Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс. Тип урока: урок актуализ...