Программа дополнительного образования для детей 4-6 лет «Акварель»
рабочая программа по изобразительному искусству (изо)

Патрикеева Валентина Анатольевна

Программа дополнительного образования для детей 4-6 лет по изобразительной деятельности «Акварель». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл akvarel_patrikeeva_v.a.docx38.35 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка.

Художественное творчество помогает ребенку познавать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать формы предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мышлению. Оно учит точности расчета, учит познавать красоту природы, мыслить и чувствовать, воспитывает чувство доброты, сопереживания и сочувствия к окружающим.

Занятия по изобразительному искусству предоставляют неиссякаемые возможности для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Встреча с искусством на каждом уровне, обучение детей видению прекрасного в жизни и искусстве, активная творческая деятельность каждого ребенка, радость от сознания красоты – все это воздействует на ум, душу, волю растущего человека, обогащает его духовный мир.

Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом мире.

Целостность любого произведения изобразительного искусства заключается в отражении художником своего внутреннего мира, отношению к окружающей среде, в эмоциональности и экспрессивности. Чем раньше мы будем развивать эмоциональный и чувственный мир ребенка, тем ярче будет он сам и продукты его творчества. А поскольку творческий человек талантлив во многих областях, возникает необходимость пробовать и проявлять себя в различных видах творчества.

Данная программа опирается на возрастные особенности детей, особенности их восприятия цвета, форы, объема. Ее актуальность заключается в том, что в истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из главных. Во все времена нужны были творческие личности, так как именно они определяют процесс человечества. Наше время тоже требует творческих, нестандартно мыслящих и действующих людей во благо развития личности и общества. Потенциал творческих способностей, заложенных в человеке, не имеет границ. Важно создать все необходимые условия для того, чтобы с раннего детства человек имел возможность воспользоваться своим богатством, мог свободно ориентироваться в любой ситуации.

В системе работы данной программы используются нетрадиционные методы рисования и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые материалы. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, само выражаться.

Данная программа разработана на основе:

  1. Федерального Закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. № 1155.
  3. СанПиНа 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26 зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г. № 28564).
  4. «Конвенции о правах ребенка» - принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеей от 20 ноября 1989г., вступила в силу 2 сентября 1990 г.

Цель программы: создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.

Задачи программы:

  • развивать творческие способности детей;
  • развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, ритма, формы, объема в процессе работы с различными материалами;
  • стимулировать и поощрять желание выполнять задание по-своему, дополняя выразительными деталями;
  • формировать умение оценивать созданные изображения;
  • воспитывать аккуратность в работе и бережное отношение к материалам, используемым в работе;
  • обучать детей различным видами изобразительной деятельности, нетрадиционным техникам рисования, многообразию художественных материалов и приёмам работы с ними.

Ожидаемый результат на конец обучения: раскрытие творческих способностей, развитие образного мышления, воображения, зрительной памяти и самостоятельности. Дети научатся новым техникам и приёмам изображения.

Основные принципы, заложенные в основу творческой работы:

  • принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей);
  • принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.);
  • принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);
  • принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий);
  • принцип динамичности (от самого простого до сложного);
  • принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала);
  • принцип выбора (решений по теме, материалов и способов без ограничений);
  • принцип преемственности (учет задач и новообразований следующего возрастного периода);
  • принцип сотрудничества (совместная работа со специалистами детского сада, родителями, выпускниками);
  • принцип интегративности (синтез искусств).

  1. Особенности проведения занятий.

Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий в средней группе 20 - 25 минут, в старшей группе 25 –30 минут. Занятия проводятся в форме совместной партнёрской работы, в группе создаётся обстановка мастерской. Пособия и оборудование находятся на видном месте. В процессе работы дети свободно передвигаются по группе, берут тот или иной материал, тихо общаются между собой и с любым вопросом обращаются к педагогу.

Содержание программы дополнительного образования.

Программа рассчитана на 2 года обучения и состоит из двух этапов. Содержание этапов составлено с учетом возрастных особенностей детей. Первый этап рассчитан на детей 4-5 лет (средняя группа), второй – на детей 5-6 лет (старшая группа).

В качестве основных тем выступают времена года, на основе которых осуществляется календарное планирование. Разбивка перспективного плана по тематическим блокам позволяет проследить динамику в развитии изобразительных навыков и умений, в усвоении техники рисования. Содержание тематики строится на обучении детей основам изобразительного искусства (цветоведении, композиции, формообразовании, изобразительным навыкам и умениям), обучению нетрадиционным способам рисования.

Методы и приемы успешной реализации программы.

Выбор методов и приемов осуществляется с учётом возрастных, психофизических возможностей детей:

  • словесные (беседа, объяснение, познавательный рассказ, художественное слово, педагогическая драматизация, пояснение, педоценка);
  • наглядные (картины, схемы, образцы, рисунки);
  • метод наблюдения (рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др.);
  • игровые (дидактические, развивающие, подвижные);
  • метод проблемного обучения (самостоятельный поиск решения на поставленное задание);
  • практические (упражнения, эксперименты и др).

Учебный план.

Возраст

Продолжительность занятия

Объем недельной нагрузки

Объем нагрузки в год

4-5 лет

20-25 мин.

1 занятие

36 занятий

5-6 лет

25-30 мин.

1 занятие

36 занятий

Контроль за реализацией программы:

  • ведение документации;
  • оснащение предметно-пространственной среды;
  • организация и проведение занятий.

  1. Тематическое планирование работы.

1 год обучения

Тема занятия

Программные задачи

Материалы

Кол-во занятий

Сентябрь. «Воспоминания о лете».

Арбуз (аппликация, лепка)

Содействовать наиболее выразительному отражению впечатлений о лете.

Бумага, гуашь, цветная бумага, клей, пластилин.

1

Мороженное (аппликация)

Способствовать формированию представлений у детей, о рисовании непосредственно пеной для бритья и получения рисунка при её помощи.

Картон, цветная бумага, клей, пена для бритья.

1

Подсолнух (лепка, аппликация)

Учить правильно держать ножницы. Изобразить подсолнух, передавая его характерные особенности. Знакомство с соленым тестом.

Картон, соленое тесто, цветная бумага, семечки.

1

Компот из яблок

(печать, рисование)

Познакомить с техникой «печатание яблоком». Показать прием получения отпечатка. По желанию можно использовать рисование пальчиками.

Бумага, гуашь, яблоки, салфетки, ленточки, клей.

1

Октябрь. «Осенняя пора».

Осенние сапожки (лепка, рисование)

Научить украшать простые по форме предметы, нанося рисунок равномерно по всей поверхности бумаги.

Бумага, пластилин, цветные карандаши.

1

Веселые мухоморы (монотипия, аппликация)

Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «монотипия». Научить технике наклеивания готовых форм на основу. Научить ритмично наносить точки на шляпку гриба.

Бумага, гуашь, цветная бумага, клей, пластилин

1

Ежик (аппликация, рисование вилкой)

Познакомить с новым способом изображения – рисование вилкой. Развивать воображение.

Бумага, гуашь, цветная бумага, клей.

1

Осеннее дерево (рисование, аппликация)

Показать детям прием изображения дерева, передавая его характерные особенности. Познакомить с работой сыпучими материалами.

Картон, акварель, цветной рис, клей.

1

Ноябрь. «Питомцы».

Котенок (аппликация, рисование)

Используя сухую щетинную кисть нарисовать котенка, передавая его характерные особенности .

Картон, цветная бумага, клей, гуашь.

1

Черепаха (моделирование)

Совершенствовать умение в выполнении объёмной работы. Развивать чувство ритма, композиции

Картон, цветная бумага, клей.

1

Мой пёс (рисование)

Учить отображать в рисунке облик животных. Развивать чувство композиции.

Бумага, акварель, цветные карандаши.

1

Попугай (моделирование)

Совершенствовать умение в выполнении объёмной работы.

Картон, цветная бумага, клей.

1

Декабрь. «Новый год».

Снеговик (лепка, аппликация)

Учить изображению круглых форм в различных сочетаниях.

Картон, соленое тесто, черный перец, цветная бумага, клей.

1

Дед Мороз (рисование, аппликация)

Помочь детям в создании выразительного образа. Воспитание эмоциональной отзывчивости.

Картон, гуашь, цветная бумага, клей.

1

Елка (рисование, лепка)

Учить отрывать от большого куска теста маленькие кусочки, катать из них между пальцами  маленькие шарики.

Картон, гуашь, соленое тесто.

1

Елочная игрушка (рисование, аппликация)

Совершенствовать умение украшать шаблон или подходящим рисунком.

Картон, цветная бумага, клей, цветные карандаши.

1

Январь. «Зимушка-зима».

Зимний лес (рисование, аппликация)

Закреплять умение рисовать большие и маленькие деревья. Развивать чувство композиции.

Картон, гуашь, клей, манная крупа.

1

Медведь в берлоге (рисование, аппликация)

Учить отображать в рисунке облик животных наиболее выразительно. Развивать чувство композиции.

Картон, цветные карандаши, цветная бумага, клей.

1

Белый медведь (штампование, аппликация)

Учить изображать белого медведя используя трафарет и печать поролоном.

Картон, гуашь, салфетки, клей.

1

Пингвины на льдине (монотипия, аппликация)

Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Учить отображать в рисунке облик животных наиболее выразительно. Развивать чувство композиции.

Картон, гуашь, цветная бумага, салфетки,  клей.

1

Февраль.  «Животные Африки»

Жираф (лепка, аппликация)

Учить равномерно, распределять пятна на предмете  краской, развивать аккуратность, четкость.

Картон, соленое тесто.

1

Зебра (аппликация)

Учить аккуратно отрывать кусочки бумаги, придавать нужную форму.

Бумажная тарелка, цветная бумага, клей.

1

Лев (рисование, аппликация)

 Формировать навык разрезания прямоугольника на длинные полосы. Дорисовывать мелкие детали для выразительности образа. Развивать воображение.

Бумага, гуашь, цветная бумага, клей.

1

Бегемот (аппликация)

Учить составлять изображение по частям. Побуждать детей к самостоятельности.

Бумага, цветная бумага, клей.

1

Март. «Домашние животные»

Корова (аппликация, рисование)

Закрепить технику наклеивания готовых форм на основу. Дорисовывать мелкие детали для выразительности образа.

Бумага, гуашь, цветная бумага, клей.

1

Цыплята (монотипия, аппликация)

Закрепить знания о технике «монотипия». Учить детей аккуратно наклеивать и раскрашивать ватные диски.

Картон, гуашь, ватные диски, клей.

1

Барашек (аппликация)

Учить скатывать ватные шарики и наклеивать на основу рисунка.

Картон, бумага, клей.

1

Лошадка (лепка, аппликация)

Учить наносить пластилин на поверхность. Развивать творческие способности, мелкую моторику и чувство цвета.

Картон, пластилин, нитки.

1

Апрель. «Весна»

Весеннее солнышко (лепка, рисование)

Развивать воображение, наблюдательность. Закрепить навыки работы с соленым тестом.

Картон, гуашь, цветные карандаши, соленое тесто.

1

Птица в гнезде (рисование, аппликация)

Воспитывать гуманное отношение к миру животных и птиц.

Бумага, цветная бумага, цветные карандаши, клей.

1

Березовая роща (аппликация)

Закрепить умение работать ножницами. Упражнять в вырезывании простых предметов из бумаги, сложенной вдвое. Развивать умение красиво подбирать цвета. Развивать чувство цвета, композиции.

Картон, цветная бумага, клей.

1

Бабочка (ниткография)

Познакомить с техникой «ниткография». Развивать ассоциативное мышление.

Бумага, акварель, клей.

1

Май. «Весеннее цветение»

Сирень (рисование, аппликация)

Учить отображать облик сирени наиболее выразительно.

Бумага, цветные карандаши, цветная бумага, клей.

1

Ландыши

(рисование, лепка)

Закрепить умение рисовать необычные цветы. Развивать воображение, чувство ритма, цветовосприятие.

Картон, гуашь, соленое тесто.

1

Одуванчик (рисование, аппликация)

Познакомить с техникой выполнения аппликации из ниток.

Картон, цветные карандаши, нитки.

1

Итоговая работа. Весенний букет (рисование, аппликация, лепка)

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

Картон, цветная бумага, клей, пластилин.

1

Итого:

36

2 год обучения

Тема занятия

Программные задачи

Материалы

Кол-во занятий

Сентябрь. «Урожай».

Ваза с фруктами (аппликация, лепка)

Учить технике наклеивания готовых форм на основу, закрепить знание фруктов.

Картон, цветная бумага, пластилин, клей.

1

Зимние заготовки. Овощи(аппликация)

Учить работе с ножницами и технике наклеивания, закрепить знание овощей.

Бумага, цветная бумага, клей.

1

Улей (штампование, рисование)

Совершенствовать умение в художественных техниках печатания и рисования пальчиками. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма.

Бумага, гуашь, пузырчатая пленка.

1

Грибное лукошко (аппликация)

Закрепить умение составлять натюрморт. Развивать чувство композиции.

Бумага, цветная бумага, клей.

1

Октябрь. «Осень».

Осенний лес (монотипия, печать)

Познакомить с техниками: «монотипия» и «печатание листьями». Учить смешивать краски прямо на листьях. Развивать чувство композиции.

Бумага, гуашь, осенние листья.

1

Рябинка (лепка, аппликация)

Учить рисовать веточки, наносить равномерно рисунок ягод.

Бумага, цветная бумага, клей, пластилин.

1

Веселые лужицы (рисование, аппликация)

Совершенствовать умение в нетрадиционной изобразительной технике «восковые мелки  и акварель».

Бумага, воск, цветная бумага, клей.

1

Осеннее дерево (рисование, пуантилизм)

Упражнять детей работе в технике «пуантилизм». Развивать чувство композиции.

Бумага, гуашь.

1

Ноябрь. «По мотивам сказок»

Колобок (аппликация, лепка, рисование)

Учить передавать с помощью лепки характерные признаки предметов.

Картон, гуашь, цветная бумага, соленое тесто.

1

Три поросенка (аппликация, лепка, рисование)

Закрепить приемы лепки: скатывание шариков, раскатывание столбиков, сплющивание, прощипывание, вытягивание, соединение деталей.

Картон, гуашь, цветная бумага, соленое тесто.

1

Царевна лягушка (монотипия, аппликация)

Закрепить приемы работы в технике «монотипия».

Бумага, акварель, цветная бумага, клей.

1

Крош (лепка)

Учить самостоятельно намечать содержание лепки; тщательно отделывать форму фигуры, детали, использовать известные способы лепки.

Картон, соленое тесто, фольга, зубочистки.

1

Декабрь. «Здравствуй, Новый год!»

Шапка и шарф (рисование, аппликация»

Закрепить умение украшать предмет, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность.

Бумага, цветная бумага, клей.

1

Дед Мороз (лепка)

Помочь в создании выразительного образа. Воспитание эмоциональной отзывчивости.

Картон, соленое тесто.

1

Символ нового года (лепка)

Учить лепить фигуру из целого куска. Закрепить умение прочно устанавливать фигуру на подставке.

Картон, соленое тесто.

1

Снеговик (рисование, аппликация)

Закрепить приёмы изображения круглых форм в различных сочетаниях, совершенствовать технику рисования тычком.

Бумага, гуашь, цветная бумага, клей.

1

Январь.  «На льдине»

Пингвин (рисование)

Развивать воображение, чувство ритма, цветовосприятие.

Бумага, гуашь.

1

Белый медведь (аппликация)

Учить  обводить контуры по шаблону, вырезать одинаковые силуэты из бумаги, сложенной гармошкой.

Картон, бумага, клей, цветные карандаши.

1

Олень (аппликация)

Продолжать учить  обводить контуры по шаблону, вырезать одинаковые силуэты из бумаги, сложенной гармошкой.

Картон, цветная бумага, клей, салфетки.

1

Морж (аппликация)

Закрепить умение вырезать круги разного размера и наклеивать их в определенном порядке.

Бумага, цветная бумага, клей.

1

Февраль. «Транспорт»

Воздушный шар (рисование, аппликация)

Учить передавать образ, продолжать работу по смешению цветов.

Бумага, акварель, пластилин.

1

Корабль (рисование, аппликация)

Учить детей составлять кораблик из знакомых форм. Познакомить с техникой рисования «оттиск скомканной бумагой».

Бумага, гуашь, клей.

1

Папа за рулем (рисование, аппликация)

Дать знания о портрете как жанре изобразительного искусства. Закрепить умение рисовать портрет человека.

Бумага, гуашь, цветная бумага, клей.

1

Веселые вертолеты (лепка)

Учить лепить из разных по размеру и форме деталей. Закрепить знания о способах крепления (примазывание, использование зубочисток)

Соленое тесто.

1

Март. «У мамы на кухне»

Мамин сервиз (рисование, аппликация)

Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок равномерно по всей поверхности бумаги

Бумага, цветная бумага, клей, цветные карандаши.

1

Праздничный пирог (аппликация)

Закрепить умение рисованием пеной для бритья.

Картон, цветная бумага, пена для бритья, клей.

1

Печем блины (рисование)

Учить изображать не сложную композицию.

Бумага, акварель.

1

Чаепитие (аппликация, моделирование)

Продолжать учить составлять натюрморт  определять форму, величину, цвет и расположение различных частей.

Цветная бумага, клей

1.

Апрель.  «Мой уютный дом»

Скворечник (аппликация)

Развивать наблюдательность, художественный вкус, умение находить средства выразительности.

Картон, цветная бумага, клей.

1

Аквариум (печать, аппликация)

Закрепить умения использовать в рисунке технику отпечатывания. Развивать воображение, чувство композиции.

Бумаг, цветная бумага, пузырчатая пленка, гуашь, клей.

1

Кактус на окне (аппликация)

Продолжать учить анализировать натуру и форму.

Картон, цветная бумага, клей.

1

Лоскутное одеяло для котика (рисование, аппликация)

Совершенствовать умение в художественных техниках печатания и рисования. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма. Закрепить умение составлять простые узоры (полоска, клетка)

Бумага, акварель, пластилин.

1

Май. «Весна»

Божья коровка на листочке (моделирование)

Упражнять  в технике моделирования, закрепить умение равномерно наносить точки  на всю поверхность предмета.

Картон, цветная бумага, клей, пластилин.

1

Ветка сирени (аппликация)

Продолжать учить анализировать натуру, определять и передавать в рисунке форму и величину вазы, веточки.

Картон, цветная бумага, цветной рис, клей.

1

Праздничный салют (штампование)

Совершенствование навыка работы штампованием.

Бумага, гуашь, картон.

1

Итоговая работа. Весенняя полянка (рисование, аппликация, лепка)

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

Картон, цветная бумага, клей, пластилин.

1

Итого:

36

  1. Мониторинг освоения программного материала.

Требования к уровню подготовки воспитанников.

Педагогический анализ освоения детьми программного материала проводится 2 раза в год: первичный – в сентябре, итоговый – в мае.

Уровень подготовки знаний детей воспитанников можно определить, воспользовавшись разработкой доктора педагогических наук профессора Т.С. Комаровой “Критерии оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества”.

Анализ продукта деятельности.

Форма: 3 балла – передана точно, части предмета расположены верно, пропорции соблюдаются, четко передано движение; 2 балла – есть незначительные искажения, движение передано неопределенно; 1 балл – искажения значительные, форма не удалась, части предмета расположены неверно, пропорции переданы неверно, изображение статическое.

Композиция: 3 балла – расположение по всему листу, соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов; 2 балла – на полосе листа; в соотношении по величине есть незначительные искажения; 1 балл – композиция не продумана, носит случайный характер; пропорциональность предметов передана неверно.

Цвет: 3 балла – передан реальный цвет предмета; цветовая гамма разнообразна; 2 балла – есть отступления от реальной окраски; преобладание нескольких цветов или оттенков; 1 балл – цвет передан неверно, безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете.

Ассоциативное восприятие пятна; 3 балла – самостоятельно перерабатывает пятно, линию в реальные и фантастические образы; 2 балла – справляется при помощи взрослого; 1 балл – не видит образов в пятне и линиях.

Анализ процесса деятельности.

Изобразительные навыки: 3 балла – легко усваивает новые техники, владеет навыками действия изобразительными материалами; 2 балла – испытывает затруднения при действиях с изобразительными материалами; 1 балл – рисует однотипно, материал использует неосознанно.

Регуляция деятельности: 3 балла – адекватно реагирует на замечания взрослого и критично оценивает свою работу; заинтересован предложенным заданием; 2 балла – эмоционально реагирует на оценку взрослого, неадекватен при самооценке (завышена, занижена), заинтересован процессом деятельности; 1 балл – безразличен к оценке взрослого, самооценка отсутствует; заинтересован (равнодушен) продуктом собственной деятельности.

Уровень самостоятельности, творчества: 3 балла – выполняет задания самостоятельно, в случае необходимости обращается с вопросами, самостоятельность замысла, оригинальность изображения; 2 балла – требуется незначительная помощь, с вопросами обращается редко, оригинальность изображения, стремление к наиболее полному раскрытию замысла; 1 балл – необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается, не инициативен, не стремиться к полному раскрытию замысла.

Шкала уровней: 0-8 – низкий уровень; 9-16 – средний уровень; 17-21 – высокий уровень.

  1. Методическое и программное обеспечение.
  1. Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду: Планы занятий. Практическое пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика- Синтез, 2014. – 96с., илл.
  2. Доронова Т.Н. Развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности. Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов и групп кратковременного пребывания. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. – 96 с.
  3. Комарова Т.С. Обучение дошкольников технике рисования. Изд. 3-е, переработанное и дополненное. Учебное пособие – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 176 с., илл.
  4. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика – Синтез, 2009. – 208 с.
  5. Ремезова Л.А. Играем с цветом. Формирование представлений о цвете у дошкольников 4-5 лет: методика. – М.: Школьная Пресса, 2014. -96 с.
  6. Сажина С.Д. Составление рабочих учебных программ для ДОУ. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2007.- 112с. (Библиотека руководителя ДОУ)
  7. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Пособие для педагогов дошк. Учреждений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012. – 160 с.:ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Искусство квилинга» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н.

В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Искусство квилинга» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, программы, цели и задачи, особенности возрастной группы детей, режим за...

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж"

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж" ( Косметология, визаж)...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Образовательная программа дополнительного образования детей «Русские узоры » Программа ориентирована на детей от 10 до 13 лет. Срок реализации – 3 года.

Программа имеет художественно-эстетическую направленность. В ходе ее освоения дети приобщаются к искусству, познают культуру своей и других стран, приобретают практические навыки изобразительного твор...

Образовательная программа дополнительного образования детей «Цвета радуги» Программа ориентирована на детей от 10до 11 лет.

Направленность программы  «Цвета радуги» является программой художественно-эстетической направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному п...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...

Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет

В основу данной  методической разработки положен собственный  практический  опыт  применения  различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...