Технологическая карта урока ИЗО 6 класс
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс)
Тема: «Изображение предметного мира - натюрморт».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_izobrazhenie_predmetnogo_mira_-_natyurmort._6_klass.docx | 303.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Тюменская область
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Нижневартовский район
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Излучинская общеобразовательная средняя школа №2
с углубленным изучением отдельных предметов»
Методическая разработка урока по изобразительному искусству
Мубаракшиной Раушании Халиловны, учителя ИЗО
Тема: «Изображение предметного мира - натюрморт».
Класс: 6
Цель: формировать представление о многообразии форм изображения мира вещей в истории искусства, научить понимать роль натюрморта и его появление в истории искусства; познакомить с различными художественными материалами, художественными техниками и их значением в создании художественного образа.
Педагогические задачи:
Формирование:
Личностные УУД
- мотивация учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях;
- чувство гармоничного, цельного, художественного видения красоты обыкновенных предметов, уважительное отношение к художественному материалу, аккуратность в работе;
- понимание значения знаний для человека, выбрать свой образ и отвечать за свой выбор;
- осознание многообразия взглядов, своей позиции.
Регулятивные УУД
- определять цель, проблему в учебной деятельности, работать по плану, сверяясь с целью;
- планировать деятельность, излагать свое мнение в диалоге о достижении эмоциональной образности;
- различают художественные средства и их возможности;
- оценивают свою работу и работы своих товарищей;
- осознают правила контроля.
Познавательные УУД
- научатся устанавливать аналогии, создавать модели объектов;
- сравнивать объекты по заданным критериям;
- строить логически обоснованные рассуждения;
- познакомятся с жанром натюрморта, его местом в истории искусства;
- узнают имена выдающихся художников, работавших в жанре натюрморта;
- получат навыки составления композиции натюрморта.
Коммуникативные УУД
- излагают свое мнение;
- выдвигают контраргументы в дискуссии;
- делают выводы;
- объективно выражают и контролируют свои эмоции;
- строят понятные для партнера речевые высказывания.
Ключевые понятия темы урока. Предметный мир, натюрморт, аппликация, композиция.
Методы и формы: беседа, практический, творческий поиск, частично-поисковый, индивидуальная, фронтальная.
Современные образовательные технологии и методики:
- Проблемное обучение.
- Личностно-ориентированное обучение.
- Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ).
- Технология проектной деятельности. Технология групповой деятельности.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Материалы: цветная бумага и картон, карандаш, ножницы, клей.
Наглядно-демонстрационный материал: репродукции картин: А. Матисс «Красные рыбки»; М. Караваджо «Ваза с фруктами»; натюрморт – наглядная композиция; предметы быта; карточки: контуры предметов быта.
Тип урока: комбинированный.
Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода к обучению
№ п/п | Этап и цель урока | Действия учителя | Действия ученика | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) УУД | |||
Познавательные | Регулятивные: | Коммуникативные | Личностные | ||||
1. | Организационный момент. Целевая установка: организация обучающихся, включение в деятельность на личностном уровне. | -Перед вами на столе ваза с цветами, около вазы - чашечка чая, лимон и раскрытая книга, как будто кто-то только что читал ее. Все вдруг замерло. Французы сказали бы - nature morte (мертвая природа) англичане - still life (тихая жизнь). Как назовем мы эту композицию? -Найдите ответ в этом стихотворении! Нейлоновые розы в хрустале, А рядом пышно-белая сирень. Тончайший флер, божественная тень, Ютится скромно в баночном стекле, Роняя цвет в Июньский теплый день. Малиновая скатерть, чай, лимон, Открыта книга, а читать мне лень, Роскошный запах - мил для всех времен. Твои мгновенья вечности, Сирень! - Натюрморт. Взяв вдохновения аккорд, Художник пишет натюрморт. Он в мир предметов знает ход И нас с собою проведет… Л. Н. Чернова | Слушают учителя. Отвечают на вопрос, составляя название жанра из начальных букв каждой строчки стихотворения. Осмысливают цель урока. | определяют цель, проблему в учебной деятельности; принимают учебную задачу.
| проявляют интерес к поставленной задаче; осознают свои эмоции. | ||
2. | Изучение нового материала. | - Окружающие вещи, предметы обихода изображались во все времена. Во фрагменте настенной росписи Древнего Египта «Яства» мы видим сосуды и чаши, богов и героев, ритуальные предметы и т. д. В Древнем Риме большую популярность приобрело украшением стен. Стены вилл, жилых домов и общественных зданий покрывали росписями и мозаиками, достигая большой достоверности в изображении. Каждая эпоха, каждый народ имели свои излюбленные предметы свои поводы и причины для их изображения. Искусство Средневековья было сосредоточено на сюжетах религиозного характера, его мастеров не интересовала материальность вещей. Но в эпоху Возрождения появляется интерес к материальному миру. Как самостоятельный жанр натюрморт появляется в западноевропейском искусстве в конце XVI - начале XVII веков постепенно натюрморт превратился в картину, на которой изображены только вещи. Сегодня мы можем любоваться натюрмортами великих художников: А. Матисс «Красные рыбки», А. ван Бейерен «Натюрморт с омарами», М. С. Сарьян «Натюрморт», Караваджо «Ваза с фруктами». - Перед вами знакомый всем предмет быта (чайник), но дизайнер превратил его в живое существо - слоника. Каждое утро мы встреча емся со знакомыми нам предметами: чашкой, блюдцем, кувшином, ложкой…. Контуры этих предметов перед вами, добавьте к ним элементы, чтобы они стали более интересными и радовали глаз. - Перед вами композиции из двух предметов - кувшин и лимон (лимон находится перед кувшином, сбоку и сзади, в изображениях допущены ошибки). На какой из трех композиций предметы расположены правильно, а на каких - нет? Объясните почему. Какими основными приемами композиции пользуется художник для достижения образной выразительности (выделение композиционного центра, передача симметрии или асимметрии, передача равновесия) | Учащиеся получают исторические знания. Занимаются творческим поиском для решения практикотеоретической задачи. Работают над формой предмета. Под руководством педагога вспоминают основы композиции | устанавливают аналогии. Создают модель объектов; сравнивают объекты по заданным критериям; строят логически обоснованные рассуждения. | Коммуникативные: излагают свое мнение; выдвигают контраргументы в дискуссии; делают выводы. | Осознают многообразие взглядов, свою позицию. | |
3. | Творческая практическая деятельность. | Аппликация - знакомая вам техника создания картины (лат. application - прикладывание, присоединение) - способ получения изображения, техника декоративно-прикладного искусства. Аппликация - вырезание и наклеивание (нашивание) фигурок, узоров или целых картин из кусочков бумаги, ткани, природных материалов и т. и. Сегодня на уроке вы будете создавать натюрморт из силуэтов бытовых предметов в технике аппликации. Прочитайте задание (с. 61) в учебнике и приступайте к выполнению работы. В помощь предлагаю план работы (Приложение 1) | Ребята готовят рабочее место, размещают художественные материалы. Работают над картиной по предложенному описанию | различают художественные средства и их возможности; планируют деятельность в учебной ситуации; определяют способы достижения цели. | адекватно выражают и контролируют свои эмоции. | ||
4. | Итоги урока. Рефлексия | Что нового узнали на уроке? Как менялась суть натюрморта в мировой истории (этапы развития натюрморта)? Какие натюрморты произвели на вас особое впечатление, назовите имена художников. Выставка составленных композиций. Приглашает к обсуждению и оценивает результаты. Благодарю за работу. Творческих вам успехов! | Отвечают на поставленные вопросы, анализируют свои работы и работы одноклассников. Обобщают полученные на уроке сведения. Оценивают результаты работы | оценивают свою работу и работы своих товарищей; осознают правила контроля | излагают свое мнение в диалоге; строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания; аргументированно оценивают свою работу; корректируют свое мнение. |
Интернет-ресурсы
1.Википедия. Свободная энциклопедия. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/
2. Режим доступа: http://www.artsait.ru
Литература
- Технологичсекие карты уроков по учебнику Л.А. Неменской, автор-составитель И.Н. Клочкова.
- УМК по «Изобразительному искусству. Искусство в жизни человека. 6класс: / Л.А. Неменская; под ред. Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 2016.;
- Энциклопедический словарь юного художника./ Н.И. Платонова, В.Д. Синюков. – М.: Педагогика, 1983.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
План работы
1. Подберите по цвету бумагу для изображения силуэтов предметов, определи, каким будет фон.
2. Вырежьте несколько силуэтов простых домашних предметов, фруктов, овощей.
3. Составьте из них натюрморт, разложив на плоскости листа.
4. Подклейте все силуэты предметов за уголки не передвигая.
Техника натюрморта
- Композиция натюрморта должна состоять из предметов, тематически связанных между собой.
- В состав натюрморта должны входить предметы разнообразные по форме, величине, фактуре и цвету.
- Предметы должны гармонично сочетаться друг с другом, соприкасаться, составляя единое целое, но не загораживать друг друга. (Два или несколько одинаковых предмета по размерам и форме не могут произвести впечатления единого целого).
- Размещение предметов в натюрморте должно быть подчинено единому смыслу.
- В натюрморте должен быть композиционный центр, во всей группе необходим основной предмет. Который по своему смысловому значению, вершине, форме, цвету был бы главным, центральным.
- В композиции должен быть композиционный центр. Его лучше располагать на втором плане и обязательно выделить расположением, цветом, контрастом.
- Композиция натюрморта может быть вписана в любую геометрическую форму: треугольник, прямоугольник, квадрат, круг, овал.
- Композицию можно развернуть по горизонтали, вертикали и диагонали.
- Натюрморт лучше смотрится по возрастающей слева на право – как мы привыкли читать.
Примеры композиционного расположения предметов в натюрморте
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока истории Отечества "Русь под монголо-татарским игом" (технологическая карта урока), 7 класс коррекционная школа VIII вида
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщения...
Технологическая карта урока 5 класс ФГОС. Урок по теме" Прибор - открывающий невидимое"
Технологическая карта -это трудность для начинающих учителей ,работающих во ФГОС ООО...
Методическая разработка. Технологическая карта урока, 8 класс. Тема урока "Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы".
Проект урока Предмет : биология;Класс : 8;Тема: Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы....
Технологическая карта урока. 1 класс .Тема урока: Метание малого мяча в вертикальную цель и на дальность.
Технологическая карта урока физической культуры, 1 класс, Тема урока: "Метание малого мяча в вертикальную цель и на дальность". Данный материал будет интересен учителям физической ку...
Технологическая карта урока 7 класс. География. Тема урока «Географическое положение и история исследования Антарктиды».
технологическая карта урока по истории исследования и особенностям географического положения Антарктиды. Урок предусматривает различные виды работы, использование презентации, видеофрагментов в ходе у...
Конспект урока по ФГОС второго поколения. Технология. Технологическая карта урока 5 класс. Приготовление блюд из варёных овощей. Тепловая обработка овощей..
Ознакомление учащихся с видами тепловой обработки овощей; формирование важных правил тепловой обработки; требования к качеству и оформлению готовых блюд....
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА 4 класс Тема урока: «There is no better place than home»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА №6Предмет: английский языкБазовый УМК: “Enjoy English” М.З. Биболетовой. 4 классТема урока: «There is no better place than home» (Нет лу...