Урок изобразительного искусства в 5 классе. Тема "Особенности декоративно-прикладного искусства Древнего Египта"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Шухтина Лариса Валентиновна

 

              Урок изобразительного искусства в 5 классе.

Тема урока: «Особенности декоративно-прикладного искусства  Древнего Египта».

Название технологии для организации урока с позиции системно-деятельностного подхода: технология фасилитации

Используемые методы: World cafe (Мировое кафе)-метод сфокусированного неформального обсуждения. Авторы метода: Х. Браун и Д. Исаакс
Используемые приемы: викторина, ассоциации, вычленение смысловых единиц из текста, соотнесение объектов,  приём исключения, практическая работа 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                              Урок изобразительного искусства в 5 классе.

Тема урока: «Особенности декоративно-прикладного искусства                          

     Древнего Египта».

Цель: познакомиться с особенностями декоративно-прикладного искусства Древнего Египта.                                                                      Задачи:                                                                                        

    Обучающая:                                                                                                          

      - закрепить умение  соотносить образный строй одежды с положением её владельца в обществе;

  Развивающая:                                                                                                   

    - развивать наблюдательность, зрительную память, ассоциативно-образное   мышление, творческую фантазию;

Воспитательная:                                                                                                   

      - способствовать воспитанию эстетического вкуса.

Оборудование: 

- учебник «Изобразительное искусство», авторы Н. А. Горяева, О.В.Островская (под редакцией Б.М. Неменского);

- карточки и листы с заданиями для работы в группе, куклы – фараоны, набор бумажной одежды, листы плотной бумаги, гуашь, пастель, кисти, карандаши, ластики, ручки, презентация.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Форма организации деятельности учащихся: групповая работа.

Место и роль урока в изучаемой теме: второй урок по теме «Декор-человек, общество, время»

Этапы урока

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся

1.Организаци-онный момент.

На столах разложены папки с заданием, материалы для рисования, учебники по изоискусству.               - Дорогие, ребята! Пусть этот урок принесет вам приятные минуты общения и наполнит души радостью от совершённых открытий.

Дети рассаживаются по желанию

за 4 стола

по 4-5 человек.

2.Повторение пройденного материала.

Организация беседы:                                    

     Учитель держит в руках шкатулку с украшениями и читает стихотворение:

Бусы, серьги, диадемы,

Перстни, кольца, пектораль,

 Золотые нити, жемчуг,

 Позумент, парча, эмаль

 Парики, бриллианты, яшма,

Изумруд, помада, тени…

Всё прекрасно без сомнения!

Служит всё для … (украшения)

-Каждая эпоха славна своими украшениями и костюмами. Рассмотрите картинки на слайдах и скажите, для чего люди с древних времён украшали себя?

 

Отгадывают загадку.

Отвечают на вопросы по Д/З:

(1.Ожерелье из клыков -демонстрация силы и ловкости.

2.Пышный головной убор из перьев  вождя племени - желание выделить себя среди соплеменников и т.д.

3.Пышное  платье царя всея Руси - олицетворение силы, достоинства и могущества Русского государства.

3.Введение в тему урока.

Поэтапное знакомство с дополнительным материалом:                                                                Предлагаю перенестись в древний мир, а в какую страну, определите по описанию:                                

   - Голубым лотосом пересекает безжизненную пустыню могучая африканская река, в долине которой была сосредоточена жизнь людей.                                                 

   -Яркое солнце, тёплый климат создали прекрасные условия для жизни.

 - Откровенная мечта жителей этой страны о продолжении жизни после смерти нашла воплощение в особой культуре. Это культ мёртвых.

 - Фараон – полновластный правитель этой страны - почитался, как сын Бога на Земле.

-Наш путь лежит в Древний Египет - удивительную, полную загадок страну.(Слайд №5)

Высказывают свои предположения

(Правильный ответ: Египет Слайд №4)

 (Если отгадают с первой или второй попытки, оставшаяся информация просто озвучивается.)

4. Целеполага-ние.

Организация викторины с использованием презентации (ситуация незнания)                                              

  1)Определите, на какой картинке изображён фараон. Поднимите карточку с номером. (Детям выдан набор карточек с цифрами 1, 2, 3, 4,5)  Слайд № 6

  2)   Определите символы власти фараон. Слайд №7

3) Какой из этих украшений лишний? Слайд № 8

4) Какая картинка ассоциируется с Древним Египтом? Слайд № 9

-Мнения разделились.

Хотели бы вы узнать ответы на эти вопросы?

 -На эти  и другие вопросы постараемся ответить сегодня на уроке, в процессе игры «Мировое кафе». Правила игры вам известны.                 (Приложение №1).

 -Сегодня вы будете в роли исследователей Древнего Египта.

Рассматривают картинки на слайдах. Выбирают ответ при помощи карточек.

Осознают цель урока, отвечая на вопросы викторины о Древнем Египте.

5.Знакомство с новым материалом.

Организация групповой работы – Мировое кафе.    - Группе за первым столом предстоит ответить на вопрос о символах власти фараона и его костюме. Задание:                                                                        - прочитайте текст в учебнике на стр.108-109 и определите, каковы символы власти фараона и отличительные черты его костюма;                           - «оденьте фараона»                                                      

Группа за вторым столом определит, как флора и фауна «подсказала» египетским ювелирам и ремесленникам создать свои знаменитые изделия. Задание. (Приложение №3)                                            

3 столик - вы сами побудете в роли ювелиров.

 (На столе приготовлены учебники, карандаши, гуашь, пастель, палитра, баночка с водой, салфетка, бумага.)

 Задание: прочитайте материал учебника на стр.115-116. Рассмотрите иллюстрации. Выполните эскиз одного из украшений в стиле древнеегипетского искусства: солнечного ожерелья, подвески, нагрудного украшения- пекторали, браслета и др.                                           4 столик -  попробуете решить одну из проблем археологии.                                                       Задание:                                                                              

    - на карточках вы видите предметы, которые были найдены в гробницах египтян. Приложение № 4                                      

    Ответьте на вопросы:                                                    

      - как египтяне использовали эти предметы?          

   - предположите, какой вывод сделали археологи, изучив данные предметы?                                    

     Ответить на эти вопросы вам помогут фрагменты наскальных рисунков. Свои ответы запишите.

1 столик. Одевают бумажную куклу в костюм фара-она после анализа текста. (Для каждой команды -отдельная кукла). (Приложение №2)    2 столик

Соотносят предмет декоративного творчества с объектом флоры или фауны             3 столик. Выполняют эскиз ювелирного украшения.

4 столик                  Сообща решают проблему, высказывают свою точку зрения, находят решение. Записывают ответы.  

Обмен информацией - презентация  работы групп. - Прошу выйти хозяина первого столика и продемонстрировать результаты своей работы.

- Я вам предлагаю  вернуться  к викторине, которую мы проводили в начале урока – сейчас, надеюсь,  вы точно определите, где изображён  фараон. Как вы определили фараона?

Оценка деятельности участников группы

Дети демонстрируют бумажных кукол в нарядах фараонов. (Приложение №5) Правильный ответ викторины: фараон под №5

-Приглашаю хозяина второго столика, он нас познакомит с тем, как флора и фауна помогла египетским ремесленникам и ювелирам создавать уникальные украшения, которыми мир восторгается и сейчас.

-И снова возвращаемся к вопросу викторины.                                                                                             Сейчас вы сможете ответить на вопрос, какое украшение лишнее?

            Оценка деятельности участников группы

Учащиеся соотносят картинки с изображением украшений и природных объектов. Приложение №6

Ответы детей.

Правильный ответ: лишнее украшение-подвеска с двуглавым коньком под №3. Среди древнеегипетских символов коня нет.

-Приглашаю хозяина третьего столика. Продемонстрируйте, какие украшения у вас получились.                                                      

           Оценка деятельности участников группы

Демонстрация работ учащимися Приложение №7

-Приглашаю хозяина четвёртого столика. Какие открытия вы сделали, поработав в роли археологов и выполнив задания? (Хозяин столика при ответе использует дополнительный материал, предоставленный ему на карточке ранее) (Приложение №8)

-И снова вопрос из викторины. Какая картинка ассоциируется с Древним Египтом?

Оценка деятельности участников группы

Ответы детей:

-предметы, найденные при раскопках, служили для косметических средств.

Дети отвечают на вопрос викто-рины: карт. №1

Рефлексия

Ребята, сегодня вы были в роли исследователей. Оцените свою работу. Перед вами пирамида.

Она состоит из ярусов. Нижний ярус – работал мало, второй - работал удовлетворительно, третий- работал достаточно активно и самый верхний яру - работал очень активно. Где находитесь вы? Выложите магнит на выбранный ярус.

- Спасибо, что каждый из вас стремился как можно больше узнать нового об искусстве Древнего Египта. Слайд №10

Оценивают свою работу. Выкладывают магниты.

Домашнее задание.

Прочитать страницы учебника 108-116.

Ответить устно на вопросы на стр.117.

Записывают домашнее задание в дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок изобразительного искусства 5 класс "Древние образы в орнаментах русской вышивки"

Представлен сценарий  урока для 5 класса по теме "Древние образы в орнаментах русской вышивки".Учащиеся знакомятся с значением вышивки, цветом ....

Открытый урок изобразительного искусства Ты сам – мастер декоративно прикладного искусства. «Открытка. 9 мая – День Победы!»

·        Познакомить с особенностями создания открытки. Научить выполнять открытку, используя различные материалы....

Мастер-класс по декоративно-прикладному искусству "Зимняя сказка"

Мастер-класс по изготовлению сувенира "Ёлочка"...

Презентация к уроку "Основы композиции при создании предметов декоративно-прикладного искусства"

Презентация "Основы композиции при создании предметов декоративно-прикладного искусства" для урока по технологии в 5 классе "Основы композиции и законы восприятия цвета при создании изд...

Презентация к уроку ИЗО в 6 классе "Растительный орнамент в искусстве Древнего Египта" по программе Т.Шпикаловой

Тема урока: Растительный орнамент в искусстве Древнего Египта Цель урока: Знакомство с древнеегипетским орнаментом, с символическим значением растительных мотивов. Дети учатся выражать свое личное пон...

Авторская программа для обучающихся 6-7 классов «Татарское декоративно-прикладное искусство как средство развития татарской речи у русскоязычных учащихся»

Образовательная программа «Татарское декоративно-прикладное искусство как средство развития татарской речи у русскоязычных учащихся» относится к гуманитарной направленности. В условиях бил...