«Участие в конкурсе, как один из аспектов мотивации детей к самореализации через творчество в условиях дополнительного образования»
статья по изобразительному искусству (изо)

Ершова Людмила Николаевна

«Участие в конкурсе, как один из аспектов мотивации детей к самореализации через творчество в условиях дополнительного образования»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

           Дячкинская средняя общеобразовательная школа

 «Мотивации учащихся на участие в конкурсах различного уровня, как фактор социализации личности»

                                     Учитель ИЗО: Ершова Л.Н.

                                                       


 Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной, активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личностные запросы, решать и проблемы общества.   Данный социальный заказ усиливает внимание к проблеме развития творческой активности учащихся, которая способствует становлению индивидуальности человека, его самовыражению, самореализации и успешной социализации.   

В соответствии с общественными потребностями, которые на сегодняшний день определены: обществу необходим Человек – Творец, интеллектуальная личность, человек одарённый, объектом пристального внимания является развивающаяся личность с её внутренним миром, интересами, потребностями, творческими возможностями.

С учетом требований ФГОС сегодня творческое развитие детей должно быть направлено на их самореализацию, особенно в младшем школьном возрасте, когда ребенок еще только вступает на первую образовательную ступень и не знает, что для него важно, какова цель его обучения, что может и умеет делать лично он. Поэтому на сегодняшний день творческое развитие школьников становится актуальным в качестве условия для их самореализации. А это значит, что основной упор должен быть не просто на развитии творческих способностей детей, но на развитии личности, способной к саморазвитию, познанию себя и своих возможностей. Именно поэтому конкурсная деятельность является значимым результатом образовательного процесса и важной частью целостного развития каждого ребенка. Развитие конкурсной деятельности является серьезной поддержкой для творчески одаренных детей. В результате опытным путем определяются пути развития заложенных в учащихся возможностей и раскрываются инновационные формы и подходы к организации учебного процесса, направленного на творческое развитие личности обучающегося.

Конкурсная деятельность оказывает огромное влияние на творчество юных талантов. Организация конкурсного движения и привлечение обучающихся к активной конкурсной деятельности являются одной из составляющих системы образовательного процесса. Создаются условия для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность на данный момент еще не проявилась, а также просто способных детей, в отношении которых есть надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. Это является одним из главных направлений работы преподавателя.

Возможность участия в конкурсах является сильнейшим стимулом для упорной работы учащихся. Организованная конкурсная деятельность стимулирует учащихся продолжать обучение, рождает интерес к публичным выступлениям. Участие в конкурсах ставит перед детьми конкретную цель, близкую их пониманию: померяться силами с другими детьми в соревновательной форме. Победы и участие детей в конкурсах являются яркими показателями качества образования. Любой, даже скромный по масштабам конкурс, просто проект, мероприятие, проведение которого диктуется традицией и потребностями школ – это культурное событие, акция, позволяющая осуществить «смотр» наличного состава учащихся с выявлением одаренных детей, и оценку профессиональных педагогических сил, помогающее налаживать творческую коммуникацию преподавателей, обмен опытом, проводить необходимый пересмотр и обновление целей, задач, методов обучения, оценочных критериев.

Конкурсная деятельность является неотъемлемой частью обучения и воспитания учащихся, оказывает благотворное влияние на развитие эстетических вкусов, способствует развитию гармоничной личности. Приоритетное направление конкурсной деятельности – развитие культуры, укрепление традиций, поиск новых возможностей в искусстве.

Очень важно вовлечение в этот процесс родителей, которые непременно должны включиться в этот процесс. И здесь становится уже не так просто.  Можно выявить три ситуации. Рассмотрим первую из них: и родители и ребенок одинаково высоко заинтересованы в развитии творческого потенциала последнего. Казалось бы, что может быть лучше? Однако тут существуют нюансы, например, у родителей изначально поставлены высокие цели, такие, как призовые места, начиная с первого участия в конкурсе, а ребенок, в силу недостаточности опыта просто на данный момент этим требованиям не соответствует. Здесь важна работа именно с родителями, необходимо также, как и ребенку, донести, что сразу ничего не бывает, и что именно регулярная работа ВОЗМОЖНО(!) может принести какие-то плоды. У меня в практике было такое, что родители, после неудачного выступления ребенка сказали ему, что в таком случае смысла продолжать конкурсную деятельность нет. Этого допустить никак нельзя. Провести беседы, в качестве примера привести истории тех учеников, которые благодаря долгому, упорному труду, через ряд поражений, таки вышли на достаточно высокий уровень.

Возможна и такая ситуация: ребенок хочет и готов прикладывать усилия, пытаться, проигрывать, извлекать из всего из этого свою пользу, а родители зациклены на учебе. Здесь понять родителей можно, ведь все мы знаем какая нагрузка сейчас у детей в основной школе и какие высокие требования. В этом случае можно провести работу с самим ребенком. Нужно постараться помочь ему правильно и грамотно распределить свое время, чтобы успевать подготовиться и к школьным занятиям, и к конкурсам.

И, третья ситуация: родители очень хотят участия в конкурсах и каких-то результатов, а ребенок не проявляет абсолютно никакого стремления и интереса в эту сторону. В этом случае можно попробовать объединить усилия с родителями вместе пытаться пробудить этот интерес различными способами. Это, например, на один маленький конкурс объединить старших конкурсантов с учениками младших классов. Дети смотрят, у них появляется желание научиться выполнять работы так же, как старшие, появляются какие-то зачатки интереса.

Возможность участия в конкурсах является сильнейшим стимулом для серьезной работы.

Организованная конкурсная деятельность стимулирует учащихся продолжать профессиональное обучение, рождает интерес к публичным выступлениям. Участие в конкурсах ставит перед детьми конкретную цель, близкую их пониманию: померяться силами с другими в соревновательной форме. Победы и участие в конкурсах и фестивалях являются яркими показателями качества образования в школе.Конкурсы можно разделить на: внутри школьные и внешние.Школьные конкурсы — это мероприятия, проведение которых диктуется потребностями жизни школы - это культурное событие, позволяющее осуществлять «срез» уровня владения художественными материалами наших учащихся с выявлением одаренных детей. Именно эти очные школьные конкурсы дают возможность учащимся реально оценить свой уровень подготовки и определить дальнейшие действия на пути к мастерству.Школьные конкурсы – выставки в рамках реализации проектов социально значимого опыта в различных видах деятельности по формированию художественного вкуса, творческого потенциала, через выполнение творческих заданий, выставочную деятельность в рамках проектов. А также представления творческих работ учащихся большому количеству зрителей.Внешние конкурсы – это Муниципальные. Участие в этих конкурсах способствует развитию творческого потенциала учащихся, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, дает основание для формирования их внутренней культуры, укрепление социальных навыков, поиск новых возможностей личностного роста. Анализируя результаты участия в конкурсах можно сказать, что увеличилось количество желающих участвовать в этих конкурсах, учащиеся с разным уровнем способностей проявляют всё большую активность, имеют успешные результаты;

  • ускорились временные рамки освоения навыков работы с художественными материалами,
  • появилась дополнительная мотивация для участия в конкурсах и выставках,
  • повысилась результативность учащихся на выставках, фестивалях и конкурсах различного уровня.

Конкурсная деятельность является одним из направлений личностно-ориентированного обучения. Она позволяет создать условия, в которых каждый школьник может проявить свои таланты, реализовать творческий потенциал. Таким образом, конкурсная деятельность: положительная мотивация, процесс работы над конкурсными заданиями, безусловно, помогла детям не только стать духовно богаче, но и приобрести навыки общения, умения планировать, работать с информацией, что является обязательными условиями успешной социализации человека в обществе.

Ситуация успеха формирует успешных людей. Таким образом, конкурсы становятся сильными стимулами развития социализации учащихся, катализатором активности всех участников и является определенной ступенью в творческом развитии личности ребенка.

Участие в конкурсах дает учащимся возможность проверить свою компетентность и конкурентоспособность, приобретая бесценный опыт.  Поражение тоже может стимулировать к личностному росту. Это во многом зависит от взрослых, руководителей участников. Необходимо найти нужные слова, оптимистично рассмотреть все минусы и помочь приобрести ребенку позитивный опыт. В первую очередь нужно дать понять ребенку, что конкурс – это в первую очередь не способ выигрыша, а возможность научиться чему-то новому на наглядном примере других участников. Часто бывает, что успех приходит не сразу, и у ребенка появляется страх перед поражением. Тут важно научить его извлекать выгоду из своей неудачи, научить получать опыт из этого.  Если учитель сможет правильно настроить ученика, у последнего возникает так называемый спортивный интерес. Ребенок начинает задаваться вопросом: почему его соперники равны ему по возрасту, но у них получается получать призовые места, а у него нет. Ученик на конкурсах в первую очередь должен слушать других участников, смотреть на них, перенимать их опыт. Что-то он возьмет, что-то пригодится, конечно же не все. Здесь важно чувство меры, чтобы не стать копией кого-то, ведь каждый ребенок уникален, а простое копирование может напрочь перекрыть именно творческую составляющую, что конечно никому не нужно. Таким образом, накапливается определенный багаж из собственного опыта и личного впечатления от восприятия работ других детей. Начинать лучше всего с небольших конкурсов, например, школьных, районных, потом областных. Но планку всегда следует повышать, чтобы не оставаться на одном уровне. Спустя какое-то время, этот багаж начинает давать свои плоды, появляются первые успехи. Начинается вторая стадия самообразования и самореализации. Любому человеку нравится, когда у него после каких-то трудностей начинает что-то получаться. Здесь опять же важно не понижать уровень, занятия становятся более интенсивными, но приносят больше удовольствия, а отсюда и пользы. У ребенка появляется стимул к дальнейшей самореализации, он начинает искать все новые возможности для улучшения своего уровня. Например, если на начальном этапе достаточно было просмотреть новое произведение в одном варианте, то теперь, опять же исходя из опыта своих учеников, они начинают рассматривать не просто несколько вариантов. Дети самостоятельно работают над композицией, подбирают технику выполнения, материалы, разрабатывают несколько вариантов, выбирают наиболее актуальный. Это является ярким проявлением стимула к своей реализации. Возникает так называемое «здоровое» соперничество, кто лучше выполнит то или иное задание.

Участие в конкурсах дает стимул также и для самообразования. Ученики, просматривая работы других участников, узнают новые художественные материалы и техники, приёмы выполнения работ, и у них возникает желание самостоятельно ознакомиться с ними.  Ученики обращаются с просьбой помочь разобраться со сложностями в освоении нового.

Так ученики начинают свой путь к самореализации. Все это происходит не сразу, после одного-двух конкурсов, все нарабатывается постепенно, азарт приходит со временем. Наша с вами задача вовремя заметить потенциал и желание, и направить его в нужное русло. И в заключении, хотелось бы сказать о том, что конкурсы и фестивали в первую очередь должны быть в радость, особенно начинающим, а те, кто постарше, уже почувствовав вкус победы, получат новую сильную мотивацию к самореализации к продолжению занятий. Творческое развитие учащихся, в процессе выступления на конкурсах, становится итогом определенного этапа совместной работы ученика и преподавателя.

«В каждом ребенке есть солнце, только дайте ему светить».

                                                                                                Сократ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого мышления детей в условиях дополнительного образования детей

Понятие «творческое мышление»охватываетмыслительныепроцессы, приводящиек получению решений, созданию необычныхи оригинальных идей, обобщений, теорий, а такжехудожественных форм.У многих из нас творчес...

«Учебная мотивация учащихся как показатель результативности в условиях дополнительного образования».

Цель: ознакомить педагогов с понятием мотивация, её разновидностями, сформировать навыки взаимодействия с детьми, придать педагогам мотивационный заряд и положительные эмоции....

Развитие научно-технического творчества в условиях дополнительного образования по Саратовской области

На сегодняшний день важными приоритетами государственной политики в сфере образования становится поддержка и развитие детского технического творчества, привлечение молодежи в научно-техническую сферу ...

Практикум «Способы повышения мотивации обучающихся в условиях дополнительного образования»

В презентации рассматриваются способы повышения мотивации обучающихся.Известно, что проблема мотивации обучения десятилетиями сохраняет свою актуальность. И ее недостаток – одна из главных причи...

Выступление на городском методическом объединении по теме "Мотивация обучающихся к творческой деятельности в условиях дополнительного образования"

Мотивация обучающихся к творческой деятельности как показатель результативности в условиях дополнительного образования...

Формирование практических и коммуникативных навыков у детей с РАС через обучение швейному делу и декоративно-прикладному творчеству в системе дополнительного образования.

Статья о возможности обучения детей с РАС в коллективе декоративно-прикладного творчества. Методы и приемы работы с особенными учащимися....

РМО "«Исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста в изобразительном творчестве в условиях дополнительного образования»

РАЙОННОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕПЕДАГОГОВ ДООТема заседания:«Дополнительноеобразование детей - навигатор успеха каждого ребенка»Представлениеопыта работы по теме:«Исследовательская ...