Методическая разработка урока в музее "Архитектурно-ландшафтный дизайн. 7 класс".
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 7 класс)

Соколова Ольга Владимировна

Материал для проведения урока в музее "Кусково"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Английский и французский ландшафты

Слайд 2

Английский и французский – в чем разница? Французский и английский парк представляют собой разные грани эстетики классицизма в применении к садово-парковому искусству. Парк версальского типа своими прямолинейными дорожками и фигурными формами тщательно обрезанных кустарников подчёркивал абсолютный контроль человека над природой. Английский сад шёл дальше, утверждая наивысшую ценность того искусства, которое неотличимо от природы.

Слайд 3

Английский ландшафт Самое главное правило ландшафтного дизайна в английском стиле – это максимально приблизить результат к естественному пейзажу, слегка «приукрасив» его яркими красками. Не нужно выравнивать склоны, кривой берег пруда, вырубать деревья и кустарники. Нужна грамотная корректировка уже существующего ландшафта.

Слайд 4

Примеры английского парка Царское село. Большой пруд Чугунный мостик и Храм Дружбы. Павловский парк

Слайд 5

Французский ландшафт Это парк , имеющий геометрически правильную планировку, обычно с выраженной симметричностью и регулярностью композиции. Характеризуется прямыми аллеями, являющимися осями симметрии, цветниками, партерами и бассейнами правильной формы, стрижкой деревьев и кустарников с приданием посадкам разнообразных геометрических форм.

Слайд 6

Примеры французского парка Петергоф. Вид на дворцово-парковый ансамбль с высоты Старый сад в Царском селе



Предварительный просмотр:

Рабочий лист группы № 1

Определи вид ландшафта (парка) …

(Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века»)

Основной вопрос урока: «Природа и архитектура. Русская усадебная культура XVIII. Кусково».

В ходе выполнения заданий учащимся, необходимо сформулировать правила по которым создавались регулярные парки.

Задание 1. Перед тобой Дворец в усадьбе Кусково, построенный московским архитектором К.И. Бланком в 1769-1775 г. г., его называли Большой дом и красили «в цвет утренней зари». Определи, к какому архитектурному стилю относится данное сооружение. Какие архитектурные элементы указывают на это. Ответ запиши.

__________________________________________________________________  

Задание 2. При дворцах создавались регулярные сады и парки. Они были неотъемлемой частью садово-паркового ансамбля.

Как расположен центральный дом усадьбы?

Как оформлен парадный въезд?

Какова взаимосвязь архитектурного комплекса с окружающей природой?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Представьте себя в гостях у русского помещика XVIII в., хозяина собственной усадьбы. Как вы думаете, какую роль играет размер участка и планировка в регулярном парке? Ответ запишите.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4. Личность хозяина определяла облик семейного гнезда: помещик был не только заказчиком, но подчас и архитектором, садоводом, строителем, вкусы которого сказывались на всей жизни усадьбы. Перечислите элементы регулярного парка. Ответ запишите.

________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5.  Дворянские имения - уникальные центры культуры. Пройдя по парку, сделайте зарисовки усадебных сооружений.

Грот

Голландский домик

Итальянский домик

Оранжерея

Швейцарский домик

Вольер

Задание 6. Украшением архитектурного ансамбля дворянской усадьбы и ее интерьеров является скульптура. Садовая скульптура в аллеях регулярного парка располагалась в определенном порядке, с учетом ее сюжета, тематики, мифологической или аллегорической символики.

Отметьте на карте расположение скульптур.

gkfy



Предварительный просмотр:

Рабочий лист группы № 2

Определи вид ландшафта (парка) ….

(Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века»)

Основной вопрос урока: «Природа и архитектура. Русская усадебная культура XVIII. Кусково».

В ходе выполнения заданий учащимся, необходимо сформулировать правила по которым создавались пейзажные парки.

Задание 1. Перед тобой Дворец в усадьбе Кусково, построенный московским архитектором К.И. Бланком в 1769-1775 г. г. В XVIII в. его называли Большой дом и красили «в цвет утренней зари». Определи, к какому архитектурному стилю относится данное сооружение. Какие архитектурные элементы указывают на это. Ответ запиши.

__________________________________________________________________

  Задание 2. 

Понятие пейзажный парк впервые сформулировал английский профессор Рептон (1752-1817). англия

Принципы построения пейзажного парка:

•Свободная планировка.

•Использование естественных природных условий.

•При создании пейзажных композиций придавать им иллюзию естественности.

•Все элементы сада подчинять целостности.

Пейзажный парк Стоурхед, Англия

 Исследуйте парк, найди пейзажные парки  в усадьбе Шереметьева, изобрази их. Определи, почему ландшафт называется АРХИТЕКТУРНО-ПАРКОВЫЙ?

Опишите ваши впечатления от увиденного: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какие архитектурные объекты расположены рядом:          

_______________________________________________________________________

Какая взаимосвязь прослеживается между архитектурным комплексом и окружающей средой?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

gkfy

Сделайте зарисовки с натуры природных ландшафтов парка.



Предварительный просмотр:

Практико-ориентированное задание.

Постановка художественной задачи.

Представьте себя в роли ландшафтного архитектора, которому поручено создание проекта усадьбы. Используя полученные знания - правила построения регулярного и пейзажного парка, выполните практическую работу по изображению усадебных сооружений, регулярного или пейзажного парка.

Для творческой работы лучше взять лист бумаги больших размеров. Архитектурные рисунки выполняются в различной технике, но основным служит линейный способ изображения. Для этого используются карандаш, перо, кисть, т. е. такие материалы, которые обеспечивают точность в работе.

При выполнении рисунка важно учитывать все стороны: конструкцию, движение, пропорции, перспективу, светотень, цвет и фактуру изображаемых на листе предметов. Выбрав объект для изображения, важно определить способы изображения (объемно-пространственная линейная зарисовка с применением приемов перспективы или черно-белая графика в плоскостном, силуэтном изображении с передачей особенностей орнамента и конструкции).



Предварительный просмотр:

Регулярный парк.

Из всех стилей садов регулярный по праву считается самым консервативным. Главным соперником регулярного или формального стиля сада является пейзажный или английский стиль, противопоставляющий строгости и геометричности регулярного сада естественность и единение с природой.

Из истории регулярного стиля.

Формальный или регулярный стиль сада еще называют французским. И это, объясняется тем, что данный стиль достиг своего расцвета именно во Франции, во время правления Людовика XIV, в эпоху апогея абсолютизма. Тогда регулярные, правильные сады воплощали идеи абсолютного торжества красоты, упорядоченности и гения архитектурной мысли над природой. Человек создавал четкий, продуманный, выверенный до каждой детали парк, демонстрируя превосходство и власть, покорение окружающего его мира.

Регулярный стиль ландшафтного дизайна связывают, прежде всего, с именем Андре Ленотра – архитектора, ландшафтного дизайнера и придворного садовника Людовика XIV, который стал автором потрясающих по красоте садово-парковых ансамблей. Андре Ленотр работал в парках Во-ле-Виконт, Фонтенбло, Шантийи; в парке Версальского дворца. Позже он был приглашен в Англию, где продолжил работу над проектами садовых ансамблей (он стал, в частности, автором Сент-Джеймсского и Гринвичского парков в Лондоне).

Регулярные сады и парки создавались при дворцах и замках и были неотъемлемой частью садово-паркового ансамбля. Регулярные сады были призваны подчеркнуть пышность и монументальность архитектуры дворца.

Регулярные сады распространились по многим странам, где они получали дальнейшее развитие и дополнялись новыми элементами.

Размер участка.

Прежде всего, свою роль играет размер участка. По исторически сложившейся традиции, регулярный парк представляет собой достаточно большую территорию; весь сад воспринимается как чередование живописных, поражающих своим величием картин. Регулярный сад создан для длительных прогулок, где в конце каждой аллеи, уводящей в перспективу, открывается новый вид. Кроме того, все элементы на дачном участке должны быть основательными, приземистыми, мощными, внушительных размеров, что часто бывает трудно сделать на участке меньших размеров.

Рельеф.

Также стоит отметить, что регулярный сад – это плоская территория с отсутствием перепадов рельефа. Поэтому нередко приходится проводить большое количество земляных работ, устанавливать подпорные стенки, экраны и другие специальные конструкции.

Планировка.

Что же касается самой планировки, то она должна быть строго геометрической, где дом является осью симметрии. Основной чертой регулярного сада является его обособление от окружающей природы, поэтому хаотичность и случайное расположение садовых элементов недопустимо.

Партер. Главным элементом в регулярном парке является партер – открытая часть сада с газонами, водоемами, цветниками, бордюрами, разделенная на участки правильной формы.

Партерный газон.

К посадке партерного газона предъявляются повышенные требования, в состав смеси семян входят, как правило, 1-2 вида трав. Трава партерного газона должна быть густой, однородной; за партерным газоном нужен тщательный уход. Линия газона должна быть ровной, четкой, не должна прерываться. Партерный газон – это фон для солитеров и для партерных цветников.

Партерный цветник.

Партерный (орнаментальный) цветник – это цветник со сложным узором. Партерные цветники сложны в оформлении, цветы для них подбираются по цвету и срокам цветения. Партерные цветники требуют большого ухода. Центром партерного цветника может стать небольшая скульптура, вазон или фонтан.

Водоем.

Ни один регулярный сад не обойдется без водоема. Зеркальная гладь воды прекрасно будет сочетаться с общей композицией. Водоем на участке делают в форме круга, овала, квадрата, прямоугольника. Береговая линия должна быть четкой; растения в прибрежной зоне высаживаются в строгом порядке, рядами. На больших по площади участках нередко создают каскады – многоступенчатые сооружения из камня или бетона, служащие для ниспадания струй воды. Также на участке устанавливают фонтаны, которые могут служить центром цветочных композиций, например.

Живые изгороди.

Непременным элементом регулярного сада являются живые изгороди и бордюры. Кроме декоративных функций, у них есть и практические цели (они служат для зонирования сада). Создание зеленых комнат и коридоров – еще один из приемов французского парка. Очень красиво смотрятся берсо – живые стены, устремленные ввысь. Создание зеленых комнат и лабиринтов потребует установки опорных конструкций; это могут быть арки, перголы, трельяжи.

Топиары.

Трудно представить регулярный сад и без топиарных фигур. Топиарной стрижке поддаются многие деревья и кустарники (как лиственные, так и хвойные); топиарам придают самые разные формы (шар, куб, пирамида, конус, спираль).

Растения для регулярного сада.

Из растений для регулярных садов выбирают вечнозеленые породы, которые остаются декоративными в течение всего года. Арки часто увивают лианы и вьющиеся растения, которые образуют зеленые своды. Сад в формальном стиле нередко украшают моносады – участки, на которых культивируют растения одного вида (розарии, сиренгарии, иридарии и т.п.). В клумбах часто используют мульчирование; посадки растений оттеняют белым или цветным гравием.

Материалы.

Материалы для регулярного сада выбирают дорогие, высокого качества – ценные породы дерева, мрамор, керамика, бронза. Аксессуары для регулярного сада также должны выглядеть богато, их не должно быть слишком много, но все они должны выгодно подчеркивать другие элементы сада, быть «к месту». При декорировании беседок обычно используют резьбу по дереву, художественную ковку. Ограждения в формальном саду – чугунные или литые с классическим рисунком решетки.

В регулярном саду предпочтение отдают спокойным тонам, классическим орнаментам, растительным мотивам.

Кому-то может показаться, что регулярные сады – это пережиток прошлого, все они скучны и лишены фантазии. Однако эти не так. Прямые дорожки и аллеи сочетаются с водными элементами, чарующими своими мелодичными переливами, вечнозеленые посадки контрастируют в ковровыми цветниками, в строгой, геометрической планировке есть место уютным беседкам, зонам отдыха. Грамотный подход к планировке сада и чувство меры – важные составляющие в создании садов, и, пожалуй, наиболее актуально это для регулярного сада.



Предварительный просмотр:

                                              Пейзажный парк.

Понятие пейзажный парк впервые сформулировал английский профессор Рептон (1752-1817). Он разработал четыре принципа построения пейзажного парка, которые мы применяем до настоящего времени. Согласно Рептону, следует подчеркивать естественную красоту ландшафта и скрывать его недостатки; планировка должна быть свободной, парковые пейзажи необходимо создавать таким образом, чтобы возникала иллюзия их естественного происхождения, а все элементы парка подчинять целому.

Из Англии пейзажное парковое искусство распространилось по всей Европе. Во Франции Морель построил романтический Эрменонвиль, принадлежавший Жирардену. В этом парке на острове размещена гробница Руссо. Парк Монсо (1773-1778) построил Кармонтель, Английский парк Малого Трианона в Версале (1774- 1786) - Жусье и Антуан Ришар. В Германии почти все регулярные парки были переделаны на пейзажные. К наиболее известным относятся парк Верлитц около Дессау (1769-1817), построенный Ф. Эрмансдорфом (1736-1800) и Д. Эйзербеком (1734-1817), и парк Мускау, созданный в первой четверти XIX в. Пюклером (1785-1871) -крупнейшим теоретиком садово-паркового искусства, труды которого не потеряли своего значения и в наши дни.

На середину XIX - начало XX вв. приходится развитие многочисленных архитектурных направлений (эклектика и стилизация, модерн, национальный романтизм, рационалистические течения и др.). Своеобразным архитектурным произведением стиля модерн в Испании является парк дворца Гуэль (1900-1914), созданный архитектором Антонио Гауди (1852 - 1926) в Барселоне. Неожиданные точки обзора, открывающиеся с причудливо извилистых лестниц, разнообразные по формам постройки, в отделке которых широко использована цветная майолика, покрытия, напоминающие кровли пагод,- все это придает парку необычную декоративность. Усложненная пространственно-планировочная композиция всего паркового комплекса резко отличала его от обычных для того времени регулярных придворных парков.

Французский и английский парк представляют собой разные грани эстетики классицизма в применении к садово-парковому искусству. Парк версальского типа своими прямолинейными дорожками и фигурными формами тщательно обрезанных кустарников подчёркивал абсолютный контроль человека над природой. Английский сад шёл дальше, утверждая наивысшую ценность того искусства, которое неотличимо от природы.

Первые мастера английского сада — палладианец Уильям Кент и садовод Чарльз Бриджмен — черпали вдохновение в пейзажах Пуссена и особенно Лоррена, представлявших идеализированные картины природной гармонии. Увлечение лорреновскими пейзажами привело к созданию ненавязчивых в своём разнообразии парков в Кларемонте и Стоурхеде. Трудами Кента самый грандиозный регулярный парк Англии, Стоу в Бакингемшире, был постепенно очищен от геометрических форм и переосмыслен как естественное продолжение окружающего пейзажа. Изначально система пейзажного парка воплощала руссоистскую идею преклонения перед природой, красотой её естественных пейзажей. Создатели таких парков стремились к постижению равновесия и гармонии, существующих в природе.

Мастера английского парка отводили большое место элементу непредсказуемости и сюрприза. Посетитель английского парка редко мог предсказать, что ждёт его за очередным поворотом аллеи. Как правило, пейзаж разнообразили живописные мостики и садовые павильоны в Палладиевом стиле, навеянные архитектурными набросками Палладио и его учеников. С пейзажным парком иногда сочетались и вкрапления восточной экзотики (как, например, шинуазри Уильяма Чемберса в садах Кью) либо готические мотивы (впервые использованные Г. Уолполом в Строберри-хилле).

Наиболее востребованными продолжателями школы английского парка во второй половине XVIII века выступили Ланселот Браун и Хамфри Рептон, которые «привели в гармонию» тысячи гектаров угодий по всей Британии. Для Брауна характерно упрощение структуры парка за счёт окончательного отказа от геометрических линий аллей и партеров. В его садах открытые пространства (полянки и лужайки) открывают захватывающие перспективы и зрительно расширяют пределы парка. В садах изобилуют искусственные каналы, замаскированные под заросшие тростником речушки.

Характеристики:

Рептон сформулировал следующие принципы построения пейзажного парка:

•        Свободная планировка.

•        Использование естественных природных условий.

•        При создании пейзажных композиций придавать им иллюзию естественности.

•        Все элементы сада подчинять целостности.

В построении пейзажного сада приветствуется неровный рельеф — возвышенности, склоны, овраги, природные водоёмы и даже болотца. Все природные недостатки местности сглаживаются, а достоинства обыгрываются. Плоский ландшафт требуется изменить искусственно, создать водоем, насыпи или впадины, затушевывая их рукотворность.

Архитектурные сооружения в пейзажном парке второстепенны, они должны быть вписаны в пейзаж. Например, с помощью растительного объёма значительно превышающего объём сооружений. Растительностью маскируют все острые углы и вспомогательные конструкции.

Эффект пейзажного сада — впечатление будто растения здесь уже росли, а человек нашел среди них свободное место, чтобы построить дом или вырубил в растительном массиве площадку для жилья. Несмотря на то, что пейзажный сад вроде бы просто воссоздаёт природный пейзаж, в нём существует свой порядок, иерархия, строгий подбор растений, следуя которым создается сад, одинаково великолепный во все времена года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока №1 в 8-м классе по УМК "Н.И. Сонина". УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ

Использование современных образовательных технологий. Методическая разработка урока №1  в 8-м классе по УМК "Н.И. Сонина". УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ  ПО БИОЛОГИИ  Тема «Расы человека, их пр...

Методическая разработка урока №1 в 8-м классе по УМК "Н.И. Сонина". УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ

Использование современных образовательных технологий. Методическая разработка урока №1  в 8-м классе по УМК "Н.И. Сонина". УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ  ПО БИОЛОГИИ  Тема «Расы человека, их пр...

Методическая разработка урока №1 в 8-м классе по УМК "Н.И. Сонина". УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ

Использование современных образовательных технологий. Методическая разработка урока №1  в 8-м классе по УМК "Н.И. Сонина". УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ  ПО БИОЛОГИИ  Тема «Расы человека, их пр...

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда"(урок-проект с мультимедийным приложением)

Данный урок открывает серию уроков внеклассного чтения в рамках проекта "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в произведениях отечественных и зарубежных писателей". Уроки направлены на обо...

Методическая разработка урока по химии в 8 классе Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».

Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений  обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре...

Методическая разработка урока английского языка в 7 классе Тема урока «Известные люди России и англоязычных стран». Форма проведения: урок - дискуссия.

Данная методическая разработка может быть использована при проведении уроков английского языка в 7 классе....