Уроки изобразительного искусства с использованием краеведческого материала
методическая разработка по изобразительному искусству (изо)

Оксузян Юлия Витальевна

Наши дети живут в условиях все возрастающего потока информации, несущей преимущественно западные идеалы: философские, нравственные, эстетические. Они предпочитают смотреть западные фильмы, играют в иностранные игры, стараются приобретать заграничные предметы быта, одежду, другие вещи. Нарушена связь поколений, дети не знают своих предков, теряют свои корни. У молодых людей меняются идеалы, страдает их нравственность. В связи с этим тема приобщения учащихся к культуре своего народа, своего родного края становится чрезвычайно актуальной в педагогической практике. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izo_i_kraeved.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1Любовь к малой Родине – это нечто отвлечённое,
это - и любовь к своему народу,
к своей местности, к памятникам её культуры,
гордость своей историей…
Д.С. Лихачев

  Слайд2  Не для кого не секрет, что наши дети живут в условиях все возрастающего потока информации, несущей преимущественно западные идеалы: философские, нравственные, эстетические. Они предпочитают смотреть западные фильмы, играют в иностранные игры, стараются приобретать заграничные предметы быта, одежду, другие вещи. Нарушена связь поколений, дети не знают своих предков, теряют свои корни. У молодых людей меняются идеалы, страдает их нравственность. В связи с этим тема приобщения учащихся к культуре своего народа, своего родного края становится чрезвычайно актуальной в педагогической практике. Возрастает проблема формирования у детей подлинной любви и уважения к своему Отечеству, к его историческому прошлому, к русской самобытной культуре, к народному творчеству и искусству.

   Слайз3   Один из путей активизации учебно-воспитательной работы по изобразительному искусству и совершенствованию средств эстетического воспитания видится в использовании краеведческого принципа. В школьном краеведении заключены огромные возможности для реализации комплексного подхода к воспитанию. Краеведению принадлежит важное место в укреплении связи обучения с жизнью.

   Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье - сегодня является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования.
  Программа Б.М. Неменского «Изобразительное искусство» уделяет особое внимание краеведческому подходу. Эстетическое краеведение, является одним из эффективных средств и составной частью общей системы учебно-воспитательной работы общеобразовательной школы, играет большую роль в повышении качества обучения и воспитания учащихся.

    Н. Н. Баранский, рассматривая роль краеведения в учебно-воспитательной работе, отмечал, что краеведческая работа имеет особое, очень большое научное, практическое и образовательное значение.
  Школьный урок изобразительного искусства, построенный в соответствии с требованиями современного уровня науки и задачами дальнейшего укрепления связи обучения и воспитания с жизнью, должен быть пронизан элементами краеведения.

   Слайд 4  В начальной школе, учитель уделяет внимание изучению родного края на уроках ИЗО. На данных уроках дети изучают особенности искусства Руси и Нижегородского края, искусство на улицах города Дзержинска: памятники архитектуры, парки и скверы, музеи, театр. Включение элементов краеведения на уроках - лучшая пища для детского ума и воображения, средство развития памяти, интереса, внимания и воли. На этих уроках создаются благоприятные условия для развития логического мышления детей. Ученик, опираясь на конкретно-образное мышление, возникающее в процессе наблюдения, приходит к умозаключениям, обобщениям, применяя доступные для его возраста логические операции: сравнения и аналогии, анализ и синтез, обобщение и конкретизацию. Задача учителя умело направлять мыслительную деятельность детей.
Всё это способствует всестороннему развитию школьников, развивает их познавательные способности и интерес к изучению родного края, формирует устойчивые качества личности, развивает разум и чувства. Использование краеведческого материала, несомненно, играет большую роль и в формировании исторического сознания детей.

  Слайд 5 В средних классах школьники знакомятся более подробно с особенностями местной народной вышивки, деталями народного костюма и излюбленными цветовыми сочетаниями на тематических уроках: Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус.
 Слайд6  Например, рассмотрев тему 5-го класса «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» можно увидеть, что на уроках по данной теме возможно использование в беседе сведений об особенностях народных игрушек или изделий из кости, их значение в жизни, способах их изготовления и материалах, используемых для их изготовления в традициях нашей местности. Также можно поговорить об особенностях и технологии изготовления посуды, об украшении и национальных орнаментах в народном костюме и вышивке, о чем рассказывают гербы Нижегородского края.

Слайд 7  В 6 классе конечно гораздо меньше тем, где можно использовать краеведческий материал, т.к. весь год посвящён знакомству с видами и жанрами изобразительного искусства. Но, тем не менее, и здесь можно найти связывающую нить. В 6 классе проводятся уроки по теме «Великие темы жизни». В качестве задания детям можно дать иллюстрирование сказаний и былин,  связанных с нашей местностью или  различных народов, которые являются коренными в нашем крае. С целью повышения их эффективности учителю необходимо интегрировать в учебный процесс разные виды народного искусства  (прикладное искусство, музыку, танец, поэзию), применяя для этого современные мультимедийные технологии обучения.

Слайд 8Также в курсе данной программы автором предложена большая тема под названием «Изобразительное искусство в жизни человека». Уроки по данной теме предполагают рассказ о памятниках архитектуры родного края, города, их истории, демонстрации фотографий старых и современных памятников архитектуры, рассказ об истории парков и скверов родного края, их значении, беседа об истории транспорта, сравнение средств передвижения в прошлом и настоящем. Краеведческий материал можно использовать не только на уроках декоративно – прикладного искусства, но и при изучении пейзажа, натюрморта, портрета, исторического и бытового жанров. При изучении темы «Натюрморт», можно использовать предметы и  атрибуты быта Нижегородского края, так как, анализируя каждый предмет, дети рассматривают не только форму и цвет, но и знакомятся с его предназначением, его историей.

    Слайд 9Процесс написания пейзажа родных земель приносит учащимся радость, душевное равновесие. Дети рисуют свободно, не боясь красок и размера листа, выражая в рисунке свои впечатления, свой внутренний мир.
При знакомстве с творчеством современных художников, особое внимание нужно уделять работам своих земляков. Используя краеведческий материал на уроке, дети в интересной форме узнают не только о месте рождения художника, но и его юности, необычных случаях, способствующих написанию картин.

  На уроке по теме «Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре» педагог может рассказать учащимся о музеях родного города, можно провести предварительную экскурсию в музей, рассказать об особенностях жизни людей на территории нашего города. Также, при прохождении этой темы можно уделить  большое внимание природе родного края, заповедных местах.

Слайд 10  Изучая в 7 классе тему «Дизайн и архитектура в жизни человека» большое внимание уделяем практическим работам и теоретическому материалу из истории развития г. Дзержинска. В ходе бесед о мировой практике дизайна определяется постепенное осознание того, что современный человек живет в среде полностью спроектированной и постоянно обновляемой путем проектирования. Дизайн понимается как глобальный метод проектирования мира, включая решение и социальных проблем. Первые практические работы ребят несложные. Учащиеся проектируют эмблему школы, детского школьного движения, герб родного края. Постепенно задания усложняются, некоторые из них выполняются с использованием компьютерной графики. На занятиях по ландшафтному дизайну ребята проектируют оформление школьной площадки, школьного кабинета,  клумбы, горки, игровой площадки с применением краеведческого материала. Некоторые задания связаны с развитием промышленности нашего края, города: проектирование фирменных знаков предприятий, оберточной упаковки для продукции, визитных карточек, проектов оформления парка, сквера около стелы Памяти на территории нашей школы, школьного музея и т.д.

При прохождении темы «Изобразительное искусство в театре, кино, на телевиденье» педагог также может очень широко использовать краеведческий материал( реализация проекта «Кукольный театр», создание видеороликов о своем городе, его улицах и знаменитых горожанах).

    Таким образом, рассмотрев основные программы обучения изобразительному искусству в  школе, можно сделать вывод, что каждый раздел программы предполагает использование педагогом краеведческого материала.

  Слайд 11 Кабинет изобразительного искусства в нашей школе содержит краеведческий материал: это фото и видеоматериалы, репродукции картин, произведения художественных промыслов; разнообразный натюрмортный фонд (кринки, утюги, чугунки, полотенца, ткачество, тряпичные куклы и т. д.); предметы творчества наших земляков (вышивка, плетение из лозы, лыка, резьба по дереву, макеты); книги о городах и памятниках культуры г. Дзержинска и Нижегородского края, периодическая печать по искусству, материал для познавательных игр, работы учащихся и педагога, дидактический материал. Для ребят интересны коллекции буклетов, цирковых и театральных программ, виды промышленной графики (этикетки, рекламы, упаковки и т. д.), коллекции марок, конвертов. В кабинете имеются работы, выполненные руками учащихся нашей школы.

При прохождении темы «Изобразительное искусство в театре, кино, на телевиденье» педагог также может очень широко использовать краеведческий материал( реализация проекта «Кукольный театр», создание видеороликов о своем городе, его улицах и знаменитых горожанах).

    Таким образом, рассмотрев программу обучения изобразительному искусству в  школе, можно сделать вывод, что каждый раздел программы предполагает использование педагогом краеведческого материала.

Слайд 12 Уроки изобразительного искусства по данным программам связанные с применением краеведческого материала призваны решать следующие задачи , представленные на слайде:

1. Повышение уровня знаний о родном крае – знакомство с его историей, традициями, культурой;

2. Воспитание патриотизма;

3. Формирование чувства ответственности за сохранение природы и традиций родного края;

4. Развитие творческого потенциала учащихся и их познавательной активности;

5. Формирование эмоционального опыта детей.

Использование педагогом краеведческого материала при изучении каждого раздела сделает обучение не только интересным, но и активизирует деятельность детей. В осуществлении краеведческого подхода на уроках изобразительной деятельности, принципиальное значение имеет учет возрастных и психологических особенностей учащихся.

Слайд 13  Методика использования краеведческого материала на уроках изобразительного искусства

    Краеведческий материал, используемый в зависимости от дидактических целей и воспитательных задач урока, выступает как источник теоретических знаний и подтверждения их истинности, как средство познания и как объект решения учебно-познавательных задач в процессе обучения Краеведческие материалы, использующиеся на уроках изобразительной деятельности, можно разделить на несколько групп, которые представлены на слайде:

1) Информация о природе родного нашего края (описания животных и растений, статьи, фотографии и т.д.);

2) Картины местных художников, архитекторов, поэтов и т.д., а также сведения об их творчестве;

3) Предметы быта, созданные мастерами местных народных промыслов и информация об этих промыслах;

4) Исторические сведения о регионе;

5) Материалы об истории, традициях, особенностях быта и т.д.

  Эффективным средством является предварительная экскурсия в природу, музей, в процессе чего дети не просто вспоминают особенности тех или иных предметов, могут понаблюдать, рассмотреть их, что даст положительные результаты, дети смогут правильно и четко передать все особенности рассматриваемых предметов. Использование данного средства не только активизирует деятельность учащихся, но и придаст уроку эмоциональную окрашенность. Такая предварительная работа вызывает у учеников потребность высказаться, посредством рисования – воспитание и обучение в данном случае взаимодействуют.

Использование краеведческого материала на уроках изобразительного искусства в школе – это целая система, выстраиваемая педагогом совместно с обучающимися и даже с их родителями, которая способна привести к новому видению преподавания предмета, к повышению его значимости. Каждый педагог будет выстраивать эту систему согласно своим способностям, возможностям и потребностям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краеведческий принцип на уроках изобразительного искусства

Один из путей активизации учебно-воспитательной работы по изобразительному искусству это использование краеведческого принципа.Краеведческий принцип – необходимо рассматривать не только как деятельнос...

Урок изобразительного искусства с использованием художественно-творческих технологий 6 класс, IVчетверть "Городской пейзаж"

На этом уроке  школьники познакомятся с изображением образа города в живописи и графике, с особенностями изображения  городского пейзажа в истории искусств, будут выполнять городской п...

Статья по изобразительному искусству «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках изобразительного искусства ».

 Уроки изобразительного искусства не могут быть скучными, неинтересными для детей, а применение компьютерной техники еще больше развивает познавательный интерес детей к такому уроку....

Урок изобразительного искусства с использованием художественно-творческих технологий

Целью урока является знакомство учащихся с образом города в живописи и графике....

Методическая разработка для преподавателей изобразительного искусства ДШИ на тему: "Использование НРК на уроках изобразительного искусства"

Методическая разработка для преподавателей изобразительного искусства ДШИ на тему: "Использование НРК на уроках изобразительного искусства"...

Проектирование урока изобразительного искусства с использованием арт-педагогических приемов для раскрытия творческих способностей учащихся.

Уважаемые коллеги, предлагаю к использованию презентацию к урокам 6 класса по темам "Линия и ее выразительные возможности и пятно как средство выражения" .В творческих заданиях для учащихся ...