Самореализация подростков через творческую и культурно-досуговую деятельность
статья по изобразительному искусству (изо)

Григорьева Наталья Анатольевна

Творческая деятельность это самодеятельность, охватывающая изменение действительности и само - реализацию личности в процессе создания материальных и духовных ценностей, которая способствует расширению пределов человеческих возможностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самореализация подростков через творческую и культурно-досуговую деятельность

Современное динамично развивающееся общество предъявляет все больше требований к личности специалиста какой-либо области. Он должен не только быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей действительности, но и преобразовывать эту действительность для достижения поставленных целей. Поскольку человек в большей степени является социальным существом и много времени проводит в окружении других людей, ему необходимо обладать навыками, помогающими быстро и легко адаптироваться в новом коллективе, находить и поддерживать полезные и дружеские контакты. Для того чтобы быть конкурентоспособным, специалист должен постоянно развиваться, самореализовываться, нестандартно подходить к решению поставленных задач. Ему должно быть присуще стремление к творческой самореализации как максимально полному воплощению своих возможностей и способностей.

Известно, что каждый человек способен к творчеству. Творческой может быть любая деятельность, если она увлекает, вбирает в себя лучшие душевные силы и способности человека. К творчеству относятся декоративно-прикладное, художественное и технические виды досугового творчества. К первому относят рукоделие, выпиливание, выжигание, чеканку, разведение домашних цветов, кулинарное творчество. Художественный вид творчества заключает в себе занятия литературной деятельностью, фольклором, живописью, сочинением музыки, песен, участие в художественной самодеятельности (сценическое творчество). Техническое творчество предполагает изобретательство, конструирование, рационализаторство.

Р.Г. Салахутдинов отмечает, что социально-культурное творчество - это сознательная, целенаправленная, активная деятельность человека или группы людей, направленная на познание, совершенствование и преобразование окружающей действительности, создание самобытных, оригинальных по замыслу духовных и материальных ценностей, полезных и необходимых человеку в его повседневной жизни и воспитании подрастающего поколения. Социально-культурное творчество - это комплексное понятие, в нем объединены уже известные виды творчества и сравнительно недавно выделенное в отдельную категорию досуговой деятельности социальное творчество. Социально-культурное творчество направлено на самообразование, освоение социально-культурного опыта предшествующих поколений, на формирование культурной среды обитания, а также на совершенствование и создание новых форм общественных отношений. [1]

Исследователь Ф.И. Минюшев отмечает, что социокультурное творчество - это творение общих образцов действий, принципов, выбора цели и соотношения цели и средств, ценностей, верований, а также символических средств, обеспечивающих коммуникацию этих смыслов и норм (мимика, жестикуляция, язык, образцы). В процессе и результате социокультурного творчества происходят изменение и развитие элементов культуры, регулирующих поведение и деятельность миллионов людей, изменение тех элементов, которыми культура оснащает социальные процессы, и результаты их действий приходят неизбежно [2].

Творчество в социокультурной сфере также побуждается потребностью, но не отдельной личности, а социальной группы, общности, класса, народа. Представителей определенных слоев общества не удовлетворяют существующие знания, ценности, нормы, образцы, традиции, верования, и появляется потребность изменить их на новые. Этот процесс в нашей стране в определенных кругах начался еще в 70-е годы. В среде интеллигенции и молодежи появились люди, которых не удовлетворяли нормы и ценности, регулирующие социальную деятельность человека. У них назрела потребность изменить идеалы, образцы жизнедеятельности. В обществе начался процесс культурного оснащения новой потребности отдельных социальных групп, смена идеалов социализма на идеалы капитализма.

В диссертационном исследовании Е.В. Великановой отмечается, что социально-культурное творчество как культурно-творческая деятельность имеет различные формы проявления. Наслаждение, получаемое от досуговых занятий, расширяет художественный кругозор личности, а также способствует реализации социальных функций культуры (просветительской, профориентационной, рекреационной, гедонистической, прокреативной, самореализационной, творческой). Одной из активных форм культурно-творческого аспекта деятельности является неорганизованное любительское исполнительство (бытовая хореография, песенное исполнительство и музицирование), которое является благоприятной почвой для удовлетворения творческих потенций, запросов и интересов в досуговой деятельности. Автор пишет: «При постижении социально-культурной динамики самодеятельного художественного творчества, мы вправе говорить о процессе социализации, касающемся ряда особенностей, которые влияют на организационные формы воздействия на личность. Это неоднородность коллектива, изолированность системы которого в результате наличия общего увлечения приводит к достижению равновесия-однородности коллектива. Творческая любительская деятельность в рамках такого коллектива помогает его членам реализовывать свои духовные потребности, выразить свое «Я» [3].

В диссертационном исследовании И.М.Верещагиной выдвинута интересная гипотеза, основанная на том, что социально-культурная поддержка хобби как личностной любительской инициативы, т.е. целенаправленная деятельность социально-культурных учреждений по организационно-методическому сопровождению и ресурсному обеспечению индивидуального любительства в сфере досуга, может способствовать развитию социальной активности личности и трансформации любительской деятельности энтузиастов досуга в активное социально-культурное творчество[4].

Важно отметить, что социально-культурное творчество - это область творческой самореализации личности, а потому ей присущи культурные инициативы и соответствующие условия для культурной деятельности.

Настоятельная потребность формирования творческой самореализации обусловлена тем, что в подростковом возрасте дети с особой остротой начинают ощущать потребность в утверждении себя среди сверстников, в оценке их личности, стремятся к самовыражению и самореализации, испытывают чувство неудовлетворенности от отсутствия понимания своей личности, от не востребованности и нереализованности своих возможностей. С этой точки зрения формирование творческой самореализации подростков вполне закономерно, так как самореализация является внутренним условием и движущей силой, мотивом осуществления деятельности.

Идея самореализации возникла в недрах философской антропологии. Впервые явление, получившее впоследствии название «самореализация», разрабатывал Аристотель. Он считал, что цели, к которым человек стремится, бывают двух видов: в одном случае - это само действие человека, а в другом - его результат, источником являются потребности человека [5]. Однако Аристотель в своих работах намечает только основные подходы к решению проблемы самореализации личности, не останавливаясь подробно на анализе этого процесса.

Идею самореализации личности разрабатывал Гегель. Он считал, что самореализация - это основная потребность личности, а все другие потребности вытекают из стремления человека «осознать внутренний и внешний мир, представив его как предмет, в котором он узнает свое собственное Я». [6]

Н.Л. Кулик, опираясь на общие положения Аристотеля, Гегеля, Фейербаха, рассматривает соотношение понятий «самореализация», «реализация» и «самоутверждение». [7]

Очень близок Н.Л. Кулику в своих взглядах в понимании самореализации В.И. Муляр. [8] Он также определяет самореализацию как «индивидуальный процесс деятельного опредмечивания сущностных сил личности», но более глубоко рассматривает взаимосвязь между самореализацией и самопознанием.

Несколько иные аспекты самореализации личности раскрывает в своих исследованиях Н.И. Полубабкина. [9] Она считает, что самореализация - одновременно и цель, и результат, и процесс жизни человека. Материалы философов, изучавших проблемы самореализации, легли в основу психолого-педагогического подхода к изучению проблемы реализации подростков.

В 50-х гг. XX в. проблема самореализации начинает разрабатываться в рамках гуманистической психологии и представляется необходимым фактором полноценного развития человека, его самореализации.

Н.Н. Михайлов [10] считает, что данная потребность занимает особое место в системе потребностей личности и, обогащаясь конкретным содержанием, превращается в принцип.

Между процессом творчества и реализацией способностей человека в общественно значимой деятельности, приобретающей характер самореализации, существует прямая связь.

Характерным является то, что к рассмотрению самореализации исследователи подходили не к самостоятельному явлению, а как составной

части более сложных явлений, прежде всего - самоопределения.

В современных социальных условиях интерес к проблеме самореализации личности в педагогике и психологии значительно возрос. Это объясняется тем, что в новых социально-экономических условиях приоритетной стала задача формирования активного, деятельного начала в личности.

Многие педагоги отмечают, что если прежняя парадигма образования в основном ориентировалась на обучение, то современная - на развитие творческих способностей и формирование культуры личности. Например, И.Г. Шендрик, рассматривая педагогический аспект проблемы самореализации личности, считает, что данный аспект предполагает разработку средств и условий, стимулирующих процессы самопознания, целеполагания, проектирования перспектив индивидуальной жизнедеятельности. [11]

На современном этапе предпринимаются попытки дальнейшего исследования проблемы самореализации личности в контексте самоопределения, самообразования, самосовершенствования.

В последнее время появилось немало содержательных диссертационных исследований, в которых проблема творческой самореализации рассматривается в аспекте подготовки учителя, в аспекте развития творческой личности в образовательном процессе. Так, А.А. Солдатова рассматривает творческое самовыражение как одну из форм творческой самореализации личности, выступающей доминирующим фактором профессиональной подготовки. [12]

В исследованиях В.А. Сластенина подчеркивается, что творческая самореализация выступает как направленность, система устойчиво доминирующих мотивов, определяющих отношение личности к обществу, людям, самому себе. [13]

В современном научном знании можно выделить три уровня анализа проблемы самореализации личности: философский, психологический, педагогический.

На философском уровне решаются вопросы о сущности человека, о сути процесса самореализации. На психологическом уровне анализируются личностные качества и конкретные внешние условия, позволяющие личности продуктивно самореализоваться, исследуются мотивационная основа самореализации и обратное влияние объективной и субъективной эффективности самореализации на личность и деятельность субъекта (его самооценку, уровень притязаний). На педагогическом уровне самореализация определяется как одна из целей педагогического процесса и заключается в помощи личности осуществлять свои позитивные возможности, раскрывать задатки и способности. Самореализация является результатом воспитания личности.

Самореализация подростка как самостоятельное педагогическое исследование возникло в науке сравнительно недавно. Самореализация подростка - это осознанный и субъективно значимый процесс раскрытия личностью своих способностей и возможностей в деятельности и отношениях. Самореализация подростка как процесс предполагает: идентификацию себя с другими, открытость опыту и его принятие, разнообразное восприятие чувственно заданных ситуаций, творческий характер активности. В оценке творческой самореализации подростков предлагаются критерии, позволяющие судить об уровне эффективности компонентов.

Критерий положительной мотивации к творческой деятельности предполагает осознанность цели деятельности, интерес к процессу творческой деятельности, стремление к успеху при решении творческих задач, стремление к лидерству в творческой деятельности, познавательные потребности, стремление к самосовершенствованию. Критерием самореализации в творческой деятельности подростков выделяется умение выделять цели и приоритеты, способность к планированию, самоконтролю, самооценке, самоанализу, рефлексии и коррекции; умения преодолевать трудности в учении. [14]

В качестве наиболее существенных признаков творческой самореализации подростка выступают следующие:

- творческая самореализация подростка является специфической областью педагогической деятельности, в которой педагог, стимулирующий подростка на творческую самореализацию, должен учитывать воздействие экосистемы на личность, создавать такие условия, в которых подросток сам ощущает потребность и необходимость в творческой самореализации как необходимом способе актуального жизнетворчества;

- в характеристики творческой самореализации входят внутренняя свобода, воля, интенсивность, направленность реализуемой деятельности, целеполагание, целесозидание, культура творческой рефлексивности;

- самореализация подростка заключается в распредмечивании формообразования социального опыта;

- к творческой самореализации ведут предпосылки субъективного характера (потребности, направленность, потенциальные когнитивные и психофизиологические способности, ментальные характеристики);

- понятие творческой самореализации включает такие образования, как самопознание, самоосмысление, самоотношение, самоорганизация, самооценка, самоконтроль, самовоспитание, самоопределение, саморегуляция;

- творческая самореализация подростка обусловлена процессами интенсивного созревания личности, создающими предпосылки для начала культурной самоидентификации, вхождения в мир духовной культуры;

- в процессе формирования творческой самореализации необходимо управление включением подростка в ситуации выбора ценностей, их осмыслением, формированием общенаучных критериев, через самооценку деятельности поступка, культуры межличностных отношений. [15]

Создание благоприятных условий для наиболее полного самоутверждения и самовыражения подростков в условиях социально-культурных и культурно-досуговых учреждений напрямую зависит от ряда условий:

• Богатства, разнообразия и доступности видов культурно-досуговой деятельности, позволяющих и побуждающих подростка делать выбор, т.е. формировать мотивационную структуру личности.

• Вовлечения подростков в реализацию общественно - значимой деятельности. Участие подростка должно осуществляться наравне со взрослыми, как в выборе форм и средств, так и в практическом использовании приобретённых знаний и умений. Участие подростков в выработке форм и правил, содержания, и направленности досуговой деятельности способствует самореализации, самовыражению и самоутверждению.

• Неформального, неструктурированного характера деятельности досуговой среды. Принципа добровольности и самоконтроля, наиболее привлекательных для подростков.

• Организация деятельности коллектива должна носить побудительный, а не запрещающий характер. Для подростков важна установка на успех, определение перспективы и конкретного результата деятельности.

• Включения подростков в процесс освоения новых видов общественных отношений. Создание условий для здорового соперничества, уважение педагога к личности воспитанника, объективная оценка, стимулирование успехов, и как следствие, формирование позитивной самооценки.

• Создания благоприятной нравственно-психологической атмосферы в коллективе.

В систему культурно-досуговой деятельности входит сеть учреждений культуры разных типов: клубные учреждения, парки культуры и отдыха, музеи, библиотеки, центры досуга, культурные комплексы, кафе, ночные клубы, интернет-залы, система дополнительного образования и т.д. Каждое из этих учреждений способно создать благоприятные условия для самоутверждения и самовыражения подростков в соответствии с основной функцией учреждения[16], причем дать возможность самоутвердиться не за счёт других людей, а за счёт самовыражения себя в художественно-творческой, общественно-политической, и др. видах активности.

Необходимо помочь подростку с определением видов деятельности, т.к. для оптимального самоутверждения она должна соответствовать силам и творческим возможностям подростка. Следствием неадекватного выбора форм может быть фрустрация, душевный и физический надрыв, уход от реальности, апатия, социальная и культурная реактивность. Всё это тормозит процессы развития личности подростка. Речь не идёт о заниженности притязаний, а о соответствии уровня притязаний возможностям. В данном случае, огромную роль играет помощь старших (педагогов, родителей, организаторов). При всей самостоятельности подростка, в некоторых случаях, он остро нуждается в поддержке со стороны старших.

Таким образом, под социально значимым самоутверждением понимается процесс выявления и закрепления в общественном сознании лучших, наиболее достойных качеств личности подростка и творческого самовыражения как процесса раскрытия творческого потенциала, проявления интересов и склонностей подростков, получения удовлетворения от своей деятельности.

Литература:

  1. Пигров К.С. Научно - техническое творчество. - Л., 1979.
  2. Полубабкина Н.И. Самореализация личности (социально-философский аспект): Дис. ...канд. филос. наук. М., 1995. 174 с.
  3. Пономарев Я. А. Психология творчества. - М.: Наука, 1990.
  4. Прихожан А.М. «Диагностика личностного развития детей подросткового возраста»// АНО «Пэб». - М, 2007.
  5. Райс Ф. «Психология подросткового и юношеского возраста» // СПб: Питер, 2000.
  6. Рубинштейн С. Л. «Основы общей психологии». М.: Учпедгиз, 1946.
  7. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии, М.: Просвещение, 1976, 796 с.
  8. Салахутдинов Р. Г. Социально-культурное творчество как эффективное средство формирования культурной среды / Салахутдинов Р. Г.Казань, РИЦ "Школа", 2002. - 216с.
  9. Сластенин В.А. Формирование личности учителя в процессе его профессиональной подготовки. М., 1976. 160 с.
  10. Солдатова А.А. Творческое самовыражение как педагогическое средство подготовки будущего учителя к инновационной деятельности: Авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. Улан-Удэ, 2000. 22 с.
  11. Социальная активность как основа социально-культурного творчества [Электронный ресурс]/ научная статья Book-Science Научная энциклопедия» Общественные науки» Социально- культурная деятельность /Режим доступа: http://book-science.ru/social/skd/ socia
  12. Талызина Н.Н. «Психология подросткового и юношеского возраста». // СПб.: Питер, 2010.
  13. Титов Б.А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга, СПб., 2003 г.
  14. Цалок В. А. Творчество: Философский аспект проблемы. - Кишинев, 1989.
  15. Шевандрин Н.И. «Социальная психология в образовании» Владос, 1995. -544 с.
  16. Шендрик И.Г. Самореализация личности в контексте проектирования образования // Педагогика, 2004. № 4. С. 36-42


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Формирование гражданской зрелости подростка через совместно-творческую деятельность «Социальный театр»

Аннотация.       Воспитание личности в процессе обучения – ведущий принцип отечественной педагогики. Российская школа, пройдя сложный процесс преобразований, возвращается...

Развитие творческой индивидуальности подростков через проектную деятельность на уроке музыки

Это моя дипломная работа.О развитии творческой индивидуальности материала очень не много... Может быть кому-то пригодиться мой труд....

Педагогический проект «Формирование активной гражданской позиции подростков через включение их в проектную деятельность»

Актуальность проекта обусловлена тем, что в последние годы приоритетным направлением современной российской школы является воспитание патриотизма у школьников. Гражданско-нравственное направление план...

Социализация, самореализация, самоопределение детей и подростков через арт-терапевтические техники на уроках, дополнительных занятиях и во внеурочной деятельности

Статья, посвященная работе с учениками 8-10 классов в группе психологического тренинга. Об использовании арт-трапии (мандалы руками подростков)....

ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Развитие коммуникативных способностей через творческую самореализацию обучающихся на уроках английского языка».

Работа посвящена проблеме повышения эффективности обучения и воспитания обучающихся средней общеобразовательной школы. В ней автор анализирует мотивации учеников к изучению иностранных языков и формир...