урок химии
методическая разработка по химии (10 класс) по теме

ГИДРОКСИДЫ:ОСНОВАНИЯ (КЛАССИФИКАЦИЯ,СПОСОБЫ ПОЛУЧЕНИЯ,СВОЙСТВА).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_himii.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА  УРОКА:  ГИДРОКСИДЫ:ОСНОВАНИЯ (КЛАССИФИКАЦИЯ,СПОСОБЫ ПОЛУЧЕНИЯ,СВОЙСТВА).

ЦЕЛИ УРОКА : 1. Образовательная : изучить основания, их классификацию, способы получения и свойства.

2. Развивающая : способствовать  закреплению знаний о классах неорганических соединений, развить  и углубить представление о гидроксидах.

3. Воспитательная: привить интерес к предмету химии, соблюдать правила ТБ при обращении. с основаниями ( щелочами).

Оборудование:  мультимедиа, компьютер, карточки, ПСХЭ.

Ход урока

  1. ОПРОС

У доски 3-е учащихся   описывают свойства предложенных оксидов:       K 2O         P2O5           ZnO    

4-й  описывает свойства оксидов хрома.

Устно беседа о классификации оксидов, их физических свойствах.

- Проверяем дом.задание №1,2 стр.101

На рабочем месте 4 учащихся работают по тестам(КДР прошлого года)

Задание  учащимся класса:

Дайте характеристику кремниевой кислоты по всем изученным признакам.

Напишите уравнения реакций:

  1. Азотная кислота + оксид кальция;
  2. Соляная кислота + силикат натрия;
  3. Фосфорная кислота + гидроксид калия;
  4. Бромоводородная кислота + нитрат серебра;
  5. Железо + соляная кислота.

Почему следующие реакции не идут?

  1. Сульфат меди + соляная кислота;
  2. Хлорид цинка + азотная кислота.

 2. ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ:(  презентация)

1 . Гидроксиды- соединения, состоящие из атомов металлов и  гидроксид-ионов.

Основания с точки зрения ТЭД – это электролиты, которые в водных растворах диссоциируют на катионы металла и гидроксид - анионы.

NaOH ↔ Na+ + OH-

Ba(OH)2 ↔ Ba+2 + 2OH-

(слайд)

2 Классификация оснований: По растворимости в воде: (слайд)

                                       По кислотности:  (слайд)

растворимые и нерастворимые

  1. Физические свойства: Все основания, кроме NH3·H2O – твёрдые вещества, имеющие различную окраску. Мягкие и мылкие  на ощупь, изменяют окраску индикаторов.ОПЫТ

Фенолфталеин (бесцв.) + щёлочь → малиновая окраска

                                                                   

Лакмус (фиолет.) + щёлочь → синяя окраска ТБ при обращении с основаниями: NaOH и КОН  - сильные щелочи, при обращении с которыми необходимо соблюдать ТБ.

  1. Способы получения оснований

А) Активный металл и вода

Б) основной оксид и вода

(Самостоятельно написать уравнения химических реакций)

Один ученик пишет  эти уравнения на доске, недоступной для учащихся класса.

5.. Химические свойства

А) с кислотами

Б) с кислотными оксидами

В)с амфотерными оксидами

Г) с растворимыми солями

Д) изменяют цвет индикаторов. (Дем. опыт)

А). Основание + кислота → соль + вода

                                                (реакция обмена)

2NaOH + H2SO4 → Na2SO4 + 2H2O

           OH- + H+ → H2O

Cu(OH)2 + 2HCl → CuCl2 + 2H2O

   Cu(OH)2 + 2H+ → Cu+2 + 2H2O

Б)Основание + кислотный оксид →

       → соль + вода (реакция обмена)

Р2О5 + 6КОН → 2К3РО4 + 3Н2О

 Р2О5 + 6OH- → 2РО43- + 3Н2О

2NaOH + N2O5 → 2NaNO3 + Н2О

 2OH- + N2O5 → 2NO3- + Н2О

В). Щёлочь + соль → новое основание +

        + новая соль (реакция обмена)

2КОН + FeSO4 → Fe(OH)2↓ + K2SO4

       2OH- + Fe+2 → Fe(OH)2

NH4Cl + NaOH → NaCl + NH3↑ + H2O

    NH4+ + OH- → NH3↑ + H2O

Г). Нерастворимое основание →

        → оксид металла + вода (при t°С)

                             (реакция разложения)

Fe(OH)2 → FeO + H2O

Cu(OH)2 → CuO + H2O

Д) Изменяют цвет индикаторов

Фенолфталеин (бесцв.) + щёлочь → малиновая окраска

                                                                   

Лакмус (фиолет.) + щёлочь → синяя окраска

6. ОСОБЫЕ СВОЙСТВА ОСНОВАНИЙ

1. Качественная реакция на Са(ОН)2 – помутнение известковой воды:

      Са(ОН)2 + СО2 → СаСО3↓ + Н2О

2. Качественные реакции на ион Ва+2:

    SO42- + Ва+2 → BaSO4

    2F- + Ва+2 → BaF2 ↓

 3  . Закрепление :

1. Составьте молекулярные уравнения реакций:

     Аl+3 + 3OH- → Al(OH)3

2. Напишите уравнения реакций, характеризующие химические свойства гидроксида калия. 

 ТЕСТЫ , РАБОТА С УЧЕБНИКОМ стр. 107 № 1,2

Д.З g -23 № 3 СТР. 107

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 11

урок   химии  в 10 классе

по теме

ГИДРОКСИДЫ: ОСНОВАНИЯ (КЛАССИФИКАЦИЯ,СПОСОБЫ

ПОЛУЧЕНИЯ,СВОЙСТВА).

учитель:  Колесникова Наталья Дмитриевна

2011 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку химии "Обобщающий урок по теме «Теоретические основы химии»"11 класс

Обобщение, систематизация и коррекция знаний, умений и навыков, полученных при изучении строении атомов химических элементов, изменении их свойств по группе и периоду....

Использование современных образовательных технологий на уроках химии: личностно- ориентированные технологии и современный урок химии

Использование современных педагогических технологий во многом определяет уровень творческого подхода учителя к уроку иэффективность достигнутых результатов...

урок химии 9 класс Подготовка к ОГЭ по химии. Презентация к уроку.

Презентация к уроку. Она сделает его более ярким и интересным....

Конспект урока по химии в 9 классе "Эпос Джангар на уроке химии"

Девиз урока: «Все познается в сравнении»Цель урока:Установление межпредметной связи между калмыцкой литературой и химией.Активизация познавательной деятельности учащихся.Воспитание любви к...

Разработка урока химии в 8 классе Предмет и задачи химии. О понятиях и теориях химии.

В разработке урока представлена технологическая карта урока №1 "Предмет и задачи химии. О понятиях и теориях химии."( химия 8 класс УМК Н.Е.Кузнецовой) , презентация к уроку и тест на закреп...

Технологическая карта урока химии «Возникновение и развитие органической химии - химии соединений углерода. Классификация и номенклатура углеводородов».

Технологическая карта урока химии в 9 классе УМК Н.Е.Кузнецова, И.М.Титова, Н.Н.Гара по теме «Возникновение и развитие органической химии - химии соединений углерода. Классификация и номенк...


 

Комментарии