Презентация "Гидролиз солей"
презентация к уроку химии (11 класс) по теме

презентация используется на уроках химии в 11 классе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gidroliz_soley_11kl.pptx104.33 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МОУ «Гимназия №2» г. Кимры Тверской области урок химии 11 класс Гидролиз солей урок химии (11 класс) частный случай реакции ионного обмена одно из химических свойств солей Составил: учитель химии Мазов Сергей Борисович 2010 г.

Слайд 2

Электролитическая диссоциация (С. Аррениус, 1887 г.) - процесс распада электролита в водном растворе (или расплаве) на ионы Электролиты (М. Фарадей, первая половина XIX в.) - вещества, растворы или расплавы которых проводят электрический ток Степень диссоциации ( α ) - отношение концентрации распавшихся при диссоциации ионов к общей концентрации вещества (выражают в %) Соли (с точки зрения ТЭД) - электролиты, при диссоциации которых образуются катионы металла и анионы кислотного остатка рН раствора - отрицательный десятичный логарифм концентрации ионов водорода рН = - lg [H + ] рН < 7 – кислая среда; рН = 7 – нейтральная среда; рН > 7 – щелочная среда

Слайд 3

Сила кислот (по степени диссоциации) HCl H 2 SO 4 → HNO 3 → H 2 SO 3 → H 2 CO 3 → CH 3 COOH → H 2 S → H 2 SiO 3 H 3 PO 4 Сила оснований (по степени диссоциации) NaOH NH 4 OH Ca(OH) 2 → LiOH → → → Zn(OH) 2 → Al(OH) 3 KOH Ba (OH) 2 Mg(OH) 2 Сила солей (по степени диссоциации) определяется по таблице растворимости, чем меньше растворимость, тем меньше степень диссоциации. Чем правее, тем слабее !!!

Слайд 4

AlCl 3 = Al 3+ +3Cl - Al 3+ + - HO-H + → AlOH 2+ +H + ( рН <7 кислотная среда) AlCl 3 + H 2 O = AlOHCl 2 + HCl (гидролиз по катиону) Al(OH) 3 – слабый электролит (ион подвергается гидролизу) HCl – сильный электролит Na 2 CO 3 = 2Na + + CO 3 2- NaOH – сильный электролит H 2 CO 3 – слабый электролит (подвергается гидролизу) CO 3 2- + + H-OH - → HCO 3 - +OH - ( рН >7, щелочная среда) Na 2 CO 3 + H 2 O = NaHCO 3 + NaOH (по аниону) Na Cl = Na + + Cl - (рН=7, нейтральная среда) NaOH – сильный электролит; HCl – сильный электролит (гидролизу не подвергается)

Слайд 5

Алгоритм составления ионного и молекулярного уравнения гидролиза соли 1. Составляем уравнение электролитической диссоциации соли. 2. Определяем силу основания и кислоты, образующих соль. 3. Выбираем ион слабого электролита. 4. Составляем уравнение гидролиза выбранного иона 5. Определяем характер среды ( рН < 7 или рН > 7) 6. По ионному уравнению составляем молекулярное.

Слайд 6

ZnSO 4 = Zn 2+ + SO 4 2- Zn 2+ + - HO-H + → ZnOH + +H + ( рН <7 кислотная среда) 2ZnSO 4 + 2H 2 O ↔ ( ZnOH ) 2 SO 4 + H 2 SO 4 (гидролиз по катиону) Zn(OH) 2 – слабый электролит (ион подвергается гидролизу) H 2 SO 4 – сильный электролит Na 2 SiO 3 = 2Na + + SiO 3 2- NaOH – сильный электролит H 2 SiO 3 – слабый электролит (подвергается гидролизу) SiO 3 2- + + H-OH - → HSiO 3 - +OH - ( рН >7, щелочная среда) Na 2 SiO 3 + H 2 O ↔ NaHSiO 3 + NaOH (по аниону) K 2 SO 4 = 2 K + + SO 4 2- (рН=7, нейтральная среда) K OH – сильный электролит; H 2 SO 4 – сильный электролит (гидролизу не подвергается)

Слайд 7

Что происходит в водных растворах с солями, образованными и слабыми основаниями и слабыми кислотами? Они подвергаются гидролизу и по катиону и по аниону Реакция растворов может быть и нейтральной и слабокислотной и слабощелочной (это зависит от «силы» кислоты и основания, образующими соль) Некоторые соли подвергаются необратимому гидролизу, например сульфид алюминия: Al 2 S 3 + 6 H 2 O = 2 Al(OH) 3 ↓ + 3 H 2 S↑

Слайд 8

Взаимодействие хлорида железа (+3) с карбонатом натрия

Слайд 9

Взаимодействие хлорида железа (+3) с карбонатом натрия 2FeCl 3 + 3Na 2 CO 3 = Fe 2 (CO 3 ) 3 + 6NaCl Не правильно, продукт реакции Fe 2 (CO 3 ) 3 не существует! FeCl 3 + Na 2 CO 3 + H 2 O → Fe(OH) 3 ↓ + CO 2 + NaCl 2FeCl 3 + 3Na 2 CO 3 + 3H 2 O = 2Fe(OH) 3 ↓ + 3CO 2 ↑ + 6NaCl Подберём коэффициенты

Слайд 10

Значение гидролиза С древности – зола – моющее средство (в состав входит поташ – карбонат калия K 2 CO 3 , который гидролизуется по аниону и образует щелочную среду, что обусловливает его мылкость) Мыло- натриевые и калиевые соли высших карбоновых кислот ( стеарат натрия C 17 H 35 COONa , также гидролизуется по аниону – щелочная среда) Стиральные порошки – добавляют фосфаты и карбонаты для усиления щелочной среды Кислотные почвы известкуют ( Са (ОН) 2 или СаСО 3 ), а в щелочные добавляют удобрение – сульфат аммония (NH 4 ) 2 SO 4 В слюне содержатся гидрофосфат-ионы , поэтому в полости рта слабокислотная среда В составе крови содержатся соли – гидрокарбонат и гидрофосфат натрия, которые поддерживают определённую реакцию среды.

Слайд 11

Выводы: Гидролиз – процесс взаимодействия ионов соли с ионами воды с изменением рН среды. Обязательное условие гидролиза – образование слабого электролита Характер среды раствора соли зависит от иона , который подвергается гидролизу (по катиону или по аниону) В результате урока мы умеем: Определять характер среды раствора соли и объяснять результаты с помощью ионного и молекулярного уравнения гидролиза Делать логические выводы из наблюдений Более глубоко характеризовать свойства солей как электролитов В повседневной жизни использовать полученные знания по этой теме


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фрагмента урока по теме "Кислоты. Соли. Ознакомление с важнейшими кислотами и их солями"

Материал содержит подробный план-конспект фрагмента урока химии в 8 классе по теме "Кислоты. Соли. Ознакомление с важнейшими кислотами и их солями". Изучение состава кислот и солей проводится в форме ...

Методическая разработка модульного урока химии в 8 классе по теме: "Соли как производные кислот и оснований. Составление солей по степени окисления"

Разработка модульного урока химии в 8 классе по теме: "Соли как производные кислот и  оснований. Составление солей по степени окисления" содержит структуру, ход урока,  приложения к мод...

Открытый урок по химии в 8 классе «Соли: состав, классификация, номенклатура, способы получения солей.»

Цели урока:сформировать представление о солях;формировать умение определять  соли, их состав, названия некоторых солей;классифицировать соли по составу кислотного остатка и по растворимости в вод...

Применение некоторых солей. Способы распознавания солей.

Рассмотреть применение солей в быту и других отраслях народного хозяйства. Научиться определять карбонат ион, сульфат ион, хлорид ион в солях....

Соли. Классификация солей.

Дать понятие соли, классификацию солей, применение в быту....

Задачи на тему: "Соли. Химические свойства солей. Применение и получение солей"

Задачи на тему: "Соли. Химические свойства солей. Применение и получение солей" составлены из множества сборников и соответствуют программе Республики Беларусь (Беларусь)....