Урок-обобщение " Классы неорганических веществ"
методическая разработка по химии (8 класс) по теме

Макаркина Марина Александровна

Методическая разработка урока для 8-го класса по теме "Классы неорганических веществ и их свойства" (обобщающий  урок).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassy_neorg._veshchestv_8_klass.docx22.12 КБ

Предварительный просмотр:

УЧИТЕЛЬ ХИМИИ: МАКАРКИНА М.А.

КЛАССЫ НЕОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ

 ( обобщающий урок )

Цели: Обобщить и систематизировать знания учащихся о составе, строении и          

            свойствах классов неорганических соединений.

Задачи: -  развивать умения устанавливать связь между строением и

свойствами веществ;

 -  развивать навыки сравнительного анализа,  познавательный    интерес к предмету;

  -   развивать  коммуникабельность.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

                                                Х О Д        У Р О К А

Организационный момент.

Обобщение знаний.

Сегодня мы побываем в удивительной стране -  «Стране  ВЕЩЕСТВ». Много в ней  тайн и загадок. Открыли эту страну давным-давно, но от этого таинственность ее не исчезает.  Эту страну населяют множество маленьких существ. Каждый химический народ имеет свой состав, особенности и обычаи. В этой стране живут вещества простые и сложные, спокойные и беспокойные, а иногда просто очень буйные; но  все живущие по общим химическим законам в мире, согласии и взаимном уважении.

     Жители этой страны прислали нам приглашение, под которыми они поставили свои автографы. Отгадав каждый из них , мы сможем познакомиться с ними поближе, а может быть даже подружиться.

ЗАДАНИЕ    № 1

«Классы   неорганических соединений»

На доске  прикреплены формулы веществ  -   распределите их  по классам.

Поместите их визитные карточки в отдельные столбики:

H2O ,  CaSO4 , HNO3 , HCI , CaO , NO2 , CuO ,  CaO , Pb(OH)2 ,  PbO, NaOH, NaCI

   ОКСИДЫ                

   КИСЛОТЫ

    ОСНОВАНИЯ

    СОЛИ

ВОПРОСЫ:  1) По какому признаку вы  распределили вещества по классам?

                           ( по составу    -     определения классов веществ)

                       2) Назовите эти семейные кланы  (  оксиды, кислоты, соли,    

                            основания)

                       3) с какой химической семьей мы встречаемся чаще всего?  

                           (  оксиды)

     Вы знаете, чтобы познакомиться с кем-то поближе и стать друзьями необходимо сделать что-то приятное своему знакомому.  Например, показать свою заинтересованность в его делах. Так давайте постараемся это сделать.    

ЗАДАНИЕ   № 2.

«ФОРМУЛЫ        ОКСИДОВ»

   Составьте формулы всех оксидов, которые необходимо собрать из представленных карточек  ( 7 формул оксидов )

   ВОПРОСЫ:  1)  Что необходимо знать, чтобы правильно составить формулу  

                               вещества?   (валентность)

                          2)  Каким справочным материалом можно воспользоваться для  

                               составления формул веществ?  ( периодическая система  

                              химических  элементов  Д.И.Менделеева).  

 S  ,   O ,  Mg ,   C ,  Na ,  O2   ,  O3  ,  Al2 ,  Fe , Ag  ,  N

Составьте формулы оксидов, но сначала отгадайте элемент, который входит в оксид.

В первом русском алфавите                          Вместе будет элемент

Ты найдешь мой первый слог.                      Кто найдет меня в момент?

А    второй    -  это предлог                                 (Азот)        

  Мой первый слог найдете в сере,         4.  Он и легок и пластичен,

А два других есть в Вашем теле.                   С блеском серебристым.        

А в целом я  в  кольце , в сережках               Но снаружи никогда

Цепочке, вилках, даже в ложках.                   Не бывает чистым.

( серебро)                                                          Мы найдет его на кухне

                                                                             И на стройке, и в полете

                                                                             И если чуть подумаете

                                                                                        Его вы назовете. (алюминий)    

Я  -  самый главный элемент                      Я и графит, я и алмаз,

И нет других тут мнений                            Вхожу в состав  растений.    

Очень уж велик процент                             Я есть и в воздухе, и в Вас.

Моих  соединений.                                       Земля  -  мои владенья.

                                            ( углерод)

 

ЗАДАНИЕ   № 3

   Из предыдущего задания  :    давайте познакомимся поближе с жителями города  ОКСИДЫ и назовем их  полными именами.  ( Ученик произносит формулу оксида и дает его название).

       Очень большая  это семья  -  ОКСИДЫ. А как нам разобраться, где же

более  близкие по свойствам?

                                                   ЗАДАНИЕ   № 4

Чтобы  объединить оксиды более близкими семейными узами отгадайте загадки. Речь  идет о любимых друзьях оксидов,   с кем они  чаще встречаются.

          1.Известно ли Вам   дети                                2. А эти спешат к основаниям,

Какие есть оксиды на планете?                     Растворимые, очень желан-

У оксидов пристрастия разные:                     ные.

То кислоты им нравятся праздные,               Но с водой дружбу водят не  

То к воде их душа склоняется                         все,  уж  поверь.

Скажите, как они называются?                    Назовите оксиды теперь!

            (Основные оксиды)                                         ( Кислотные оксиды)

Допишите уравнения реакций:

  Na2 O  +   H2SO4 =                                                        CO2    +   Na OH =

  K2O     +   H2O     =                                                        SO2   +    H2O  =

  Ca O   +    SO3      =                                                                                                                           

        Ребята , что мы знаем о стране  «ОСНОВАНИЯ»?

Изучим свойства оснований поскорей

Начнем эксперимент со щелочей.

Сольем сначала щелочь с кислотой,

Из них получим только соль с водой.

А если с  солью щелочь взять,

Получится другая соль и основание опять.  

      В это время ученик показывает реакции, соответствующие стихотворению.

                                      ЗАДАНИЕ   № 5.

Допишите уравнения реакций:

K OH    +    H2SO4    =  

K OH    +    СuSO4   =

          В  большом семействе  соединений есть  и  другие важные  члены,  например     кислоты   и   соли.

Кислота, кроме  азотной,                             Кислота и основанье

И металл до водорода,                                Образуют соль и воду.

Образуют соль охотно                                  Именно вот это свойство

И, конечно водород.                                     Взяли все кислоты в моду.

                                     

                                       В кислоту внесешь оксид ты

                                       Настоящего металла,

                                       Без сомненья, соль и воду

                                       Ты получишь, если надо.

( Во время проведения  учеником опытов и зачитываются стихи).

                                       

                                             ЗАДАНИЕ № 6.

       Допишите уравнения реакций:

                   Mg   +    HCI     =

               HCI   +   Na OH   =

               MgO  +   H2SO4   =                

                      

Соли  -  это  важный класс,

Реакции идут подчас:

С солями  - соль и получается,

А кислота в другую превращается,

С основанием соль встречается,

И в новое основание превращается

                                            ЗАДАНИЕ № 7.

Допишите уравнения реакций:

Na2 SO4    +   BaCI2   =

Na2CO3    +   HCI      =

 СuCI2       +   Na OH   =

3.  ИТОГИ   УРОКА:

Сегодня на уроке мы обобщили знания о составе, строении и свойствах классов неорганических соединений. Ответьте,  пожалуйста  на вопросы:

Что называют оксидами и как  они классифицируются?

Что такое кислоты?

Какие вещества относят к основаниям?

Какие вещества относят к солям?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа «Основные классы неорганических веществ» химия 8 класс по программе О.С. Габриеляна ( 16 вариантов)

Контрольная работа  по теме «Основные классы неорганических веществ» для учащихся 8 класса обучающихся по программе О.С. Габриеляна. Работа содержит 16 вариантов. Задания каждого варианта одинако...

Мини-пособие по теме: «Классы неорганических веществ. Схемы реакций» (8 класс)

Мини - пособие по теме: «Классы неорганических веществ. Схемы реакций» предназначено для организации самостоятельной работы учащихся 8 класса на уроке, а также для индивидуальной работы с «отстающими»...

Урок-обобщение по теме "Основные классы неорганических веществ"

Урок-обобщение с использованием ИКТ по теме "Основные классы неорганических веществ" предназначен для 8 класса. Материал содержит конспект и мультимедийную презентацию....

Урок-обобщение 8 класс по теме"Классы неорганических соединений"

Данную разработку урока можно использовать при закреплении материала по теме "Классы нерганических соединений" 8 класс...

Методическая разработка урока Обобщение и систематизация знаний по теме: «Классы неорганических веществ. Типы химических реакций»

В методической разработке урока представлены материалы для ученического и демонстрационного экспериментов, тестовые задания, вопросы для актуализации знаний и закрепления их по теме "Классы неорганиче...

Презентация подготовка к ЕГЭ №37 (С2) "Реакции, подтверждающие взаимосвязь различных классов неорганических веществ" "Мысленный эксперимент" Занятие №2 "Названия веществ"

Презентация подготовка к ЕГЭ №37 (С2)  "Реакции, подтверждающие взаимосвязь различных классов неорганических веществ" "Мысленный эксперимент" Занятие №2 "Названия веществ"Выполнение задания «мысл...

Химические свойства простых и сложных веществ. Взаимосвязь различных классов неорганических веществ.

собрать всю теорию по взаимодействию веществ в одну работу; определить многообразие типов заданий, проверяемых в ходе ОГЭ по данной теме и научиться их решать....