СООБЩЕНИЕ «Стандарты второго поколения: перспективы, направления»
статья по химии по теме

Новикова Наталья Федоровна

 

СООБЩЕНИЕ НА ЗАСЕДАНИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ ХИМИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДОМОДЕДОВО по теме: «Стандарты второго поколения: перспективы, направления»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon standarty_vtorogo_pokoleniya.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования городского округа Домодедово

МАОУ Чурилковская средняя общеобразовательная школа

СООБЩЕНИЕ

«Стандарты второго поколения: перспективы, направления»

Учитель химии

Новикова Н.Ф.

2012 год

Образование - по законодательству РФ - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся гражданином установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Уровень общего и специального образования обуславливается требованиями производства, состоянием науки, техники и культуры, а также общественными отношениями.

Впервые объектом модернизации становится не сфера образования, не образовательная среда, а образовательное пространство как совокупность институтов социализации, определяющих социально-экономическое развитие государства. В них нашли свое отражение и провозглашенные, но не реализованные ранее продуктивные идеи, которые имеют немалый потенциал для развития российского образования. Вместе с тем в образовательных стандартах второго поколения сформулирован ряд принципиальных инновационных идей, связанных со стратегической трактовкой стандарта как важнейшего ресурса социокультурной модернизации российского общества, направленной на формирование новой системы ценностей и ценностных ориентиров, обеспечение инновационного, социально ориентированного развития России.

Инновационность стандартов заключается в том, что образование рассматривается в качестве важнейшей социальной деятельности общества, направленной на формирование российской идентичности как неотъемлемого условия укрепления российской государственности. Ключевая особенность проекта — переход от предметоцентрированной модели к модели вариативного личностно-центрированного образования, к партнерским отношениям основных институтов социализации в достижении целей образования.

Это обусловило и формулировку стратегических целей образования:

1. Обеспечение социальной и духовной консолидации общества.

2. Обеспечение конкурентоспособности личности, общества и государства.

3. Обеспечение безопасности личности, общества и государства.

Исходя из этого в качестве объекта модернизации рассматривается образовательное пространство как совокупность институтов социализации, определяющих социально-экономическое развитие государства (семья, СМИ, культура, конфессии и др.).

Теоретические и методологические разработки образовательных стандартов второго поколения

Инновацией в структуре Базисного образовательного плана выступает то, что в нем выделяется три раздела: инвариантная часть, вариативная часть, а также предусмотрена внеурочная деятельность учащихся, осуществляемая во второй половине дня.

Инвариантная часть. Содержание образования, обеспечивающее приобщение учащихся к общекультурным и национально значимым ценностям, формирует систему предметных навыков и личностных качеств, создает основу для непрерывного образования на протяжении всей жизни.

Вариативная часть. Формируется участниками образовательного процесса, обеспечивает этнические, культурные и региональные особенности содержания образования и индивидуальные потребности учащихся.

Внеучебная деятельность. Образовательные учреждения предоставляют учащимся возможность широкого выбора спектра занятий, направленных на развитие школьника (экскурсии, кружки, секции, «круглые столы», конференции, диспуты, КВНы, олимпиады, школьные научные общества, соревнования, исследования и пр.).

Инновационность состоит в том, что деятельностный подход в образовательных стандартах позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах «ключевых задач развития учащихся» и «формирования универсальных способов учебных и познавательных действий», которые должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования.

Деятельностный подход обусловливает изменение общей парадигмы образования, где основными новообразованиями выступают: определение цели как формирование умения учиться как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями; включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач (то есть от ориентации на учебно-предметное содержание школьных предметов к пониманию учения как процесса образования и порождения смыслов); целенаправленная организация образовательной деятельности ученика и планомерное формирование, создание индивидуальных образовательных траекторий; признание решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.

Обеспечение перехода на образовательные стандарты второго поколения предполагает, что основным направлением деятельности учителя химии станет изучение требований стандартов второго поколения (ФГОС) и использование системно-деятельностного (компетентностного) подхода в своей деятельности.

        Учителю химии необходимо обратить внимание, прежде всего, на обновленные цели и результаты образования.

«Целями изучения химии в основной школе являются:

формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, значимость химического знания для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности; умения различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;

формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли химии в создании современной естественнонаучной картины мира; умения объяснять факты и процессы окружающей действительности – природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого химические знания;

приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания; ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности: решения проблем, принятия решения, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни».

Основным механизмом совершенствования содержания и технологий образования как ресурса обеспечения перехода на новые образовательные стандарты является введение новой группы образовательных результатов – компетентностей:

личностные результаты

        1) в ценностно-смысловой сфере: чувство гордости за российскую химическую промышленность, гуманизм, отношение к труду, целеустремленность;

        2) в трудовой сфере: готовность к осознанному выбору образовательной траектории;

        3) в познавательной сфере: умение управлять своей познавательной деятельностью;

метапредметные результаты

        1) использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности,  применение основных методов познания;

        2) использование основных интеллектуальных операций;

        3) умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

        4) умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;

        5) использование различных источников  для получения химической информации;

предметные результаты

        в познавательной сфере:

•        давать определения изученных понятий;

•        описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты;

•        описывать и различать изученные классы неорганических веществ, простые и сложные вещества, химические реакции;

•        классифицировать изученные объекты и явления;

•        наблюдать демонстрационные и самостоятельно проводимые опыты, химические реакции, протекающие в природе и в быту;

•        делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;

•        структурировать изученный материал и химическую информацию;

•        моделировать строение атомов элементов 1-3 периодов, строение простейших молекул;

в ценностно-ориентационной сфере: анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ;

в трудовой сфере: производить химический эксперимент;

в сфере безопасности жизнедеятельности: оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.

Современная дидактика предлагает веер технологий, способствующий формированию новой группы образовательных результатов.  К ним относятся проблемное обучение, проектное обучение, исследовательское обучение, развивающее обучение, личностно-ориентированное обучение, рефлексивное обучение, коммуникативные технологии; информационно-коммуникационные технологии, технология компетентностно-ориентированных заданий, технология формирующей оценки и др.

Значительную помощь учителю химии в организации деятельности учащихся в  контексте системно-деятельностного (компетентностного) подхода призвано оказать примерное тематическое планирование, предлагаемое в примерной программе основного общего образования по химии. Ведь в варианты тематического планирования впервые предметные цели и планируемые результаты обучения конкретизированы до уровня учебных действий.

Важным условием обеспечения перехода на новые образовательные стандарты является выбор учебника, реализующего требования стандартов второго поколения.

Ещё одним из направлений деятельности учителя химии является организация внеурочной деятельности школьников. В рамках внеурочной деятельности рекомендуем обратить особое внимание на развитие творческой среды, способствующей  выявлению и методической поддержки одаренных детей. В связи с чем рекомендуем использовать во внеурочной деятельности технологии развития интеллектуальных и  креативных способностей учащихся.

Таким образом, на основе знакомства с современными образовательными технологиями, инновационным теоретическим, практическим опытом и рефлексии собственной педагогической практики обеспечение готовности самообразования, ориентированного на повышение уровня профессиональной компетентности, является  одним из направлений деятельности учителя химии.

Литература

Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008. – 39 с. – (Стандарты второго поколения).

Краевский В.В., Хуторской А.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах // Педагогика. - 2003. - № 3. - С.3-10.

Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА».

Образовательная система нового поколения. Теория и практика [Монография] / Р.Н. Бунеев. – М.: Баласс, 2009. – 208 с.

Об особенностях реализации содержания химико-биологического образования школьников Хабаровского края в условиях развивающейся системы образования: методические рекомендации к началу 2009/2010 учебного года/ сост.: Р.Ф. Бухарова, Е.Г. Пак. – Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2009. – 42 с.

Примерные программы основного общего образования. Химия. – М.: Просвещение, 2010. – 48 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09020551-1.

Современные технологии в процессе преподавания химии: Развивающее обучение, проблемное обучение, проектное обучение, кооперация в обучении, компьютерные технологии / Авт.-сост. С.В. Дендебер, О.В. Ключникова. – 2-е изд.  – М.: 5 за знания, 2008. – 112 с. – (Методическая библиотека).

Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли: система заданий: пособие для учителя/ под ред.                 А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010. – 159 с. - (Стандарты второго поколения).

Фундаментальное ядро содержания общего образования: проект / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — М.: Просвещение, 2009. — 59 с. – (Стандарты второго поколения).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на РМО учителей биологии и химии "СИстемно-деятельностный подход в обучении химии и биологии в условиях реализации стандартов второго поколения"

Сообщение содержит материал о внедрении ФГОС основного общего образования , теоретические основы данного вопроса и конкретные примеры из опыта работы. Сообщение сопровождается презентацией. Сообщение ...

Сравнительный анализ государственного стандарта второго поколения для начальной школы со стандартами основной школы по русскому языку

Важной частью основной общеобразовательной программы является Базисный учебный (или образовательный) план. Главное отличие нового плана – появление в нем в качестве обязательного компонента внеу...

Урок ИЗО для 4 классов по теме "Перспектива". Разработан на основе стандартов второго поколения.

В уроке изобразительного искусства по теме "Перспектива" учитываются психологические особенности формирования УУД, у школьников при реализации ФГОС второго поколения. Задача преподователя на   ур...

Формирование универсальных познавательных учебных действий по музыке во втором классе государственных стандартах второго поколения.

Образовательный стандарт нового поколения ставит перед учителем новые цели .Учитель привить ученикам новые умения. Во – первых , это универсальные учебные действия, которые составляют основу умения уч...

Формирование универсальных познавательных учебных действий по музыке во втором классе государственных стандартах второго поколения.

Образовательный стандарт нового поколения ставит перед учителем новые цели .Учитель привить ученикам новые умения. Во – первых , это универсальные учебные действия, которые составляют основу умения уч...

Сравнительный анализ ФГОС по татарской литературе (стандарт первого поколения) и примерной программы (стандарт второго поколения)

Сравнительный анализ ФГОС по татарской литературе (стандарт первого поколения) и примерной программы (стандарт второго поколения)...