Открытый урок - конспект "Оксиды"
план-конспект урока по химии (8 класс) по теме

Истоменок Анна Борисовна

Ход открытого урока по теме "Оксиды"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_-_konspekt_oksidy.docx44.92 КБ

Предварительный просмотр:

Оксиды.

Цель урока:  

  1. обобщить    знание    учащихся    о    составе    оксидов;
  2. рассмотреть классификацию, получение и свойства основных и кислотных оксидов.

Задачи:

  1. Образовательная – продолжить формирование знаний учащихся об оксидах, их классификации, получении, свойствах основных и кислотных оксидов; научить учащихся работать с компьютерными тестами; выявить готовность учащихся  успешно применять полученные знания на практике при выполнении химического эксперимента;
  2. Развивающая – развитие логического мышления, самостоятельности и способности к рефлексии, обеспечение системности учения;
  3. Воспитывающая – воспитание положительной мотивации учения, правильной самооценки и чувства ответственности.

Оборудование и реактивы: прибор для получения СО2, мрамор, НСl, «известковая вода», МgО, индикаторы.

Ход урока.

1. Организация класса.

2. Индивидуальный опрос:

а) какие вещества мы называем сложными?

б) какие вещества мы называем оксидами?

в) назовите известные вам оксиды?

г)  напишите у доски оксид магния, оксид углерода (IV), оксид кремния (IV), оксид серы (VI).

д) где применяются оксид кремния, оксид углерода?

3. Объяснение с элементами закрепления и повторения изученных тем.

1) получение оксидов при сгорании простых веществ например,         ...  +  ...  = СО2       ...  + ... = МgО

Ученик   самостоятельно,   отвечая   у   доски,   вставляет   пропущенные элементы, уравнивает и говорит о типе химической реакции;

2) получение оксидов при сгорании сложных веществ на воздухе (учитель говорит о том, что при сгорании сложных веществ на воздухе образуются оксиды каждого элемента)

например,       СН4 + О2 = ...  +  ... Ученик самостоятельно продолжает реакцию и уравнивает её.

3) получение оксидов при разложении сложных веществ (учитель обращает внимание на нерастворимость и кислот, и оснований, и солей). При нагревании нерастворимые кислоты, основания, соли разлагаются на оксиды. Первую реакцию учитель записывает сам, а остальные ученики пишут самостоятельно.

нерастворимая кислота при нагревании разлагается:                 

                             t                                    

Н2 Si O3 = Н2O + SiO2 

нерастворимые основания разлагаются:

                   t

Сu (ОН)2 = ... + ...

нерастворимые соли разлагаются:

                     t

       СаСО3 = ... + ...

Прежде чем рассмотреть химические свойства, давайте выясним, какие оксиды соответствуют кислотам, а какие щелочам (основаниям)?

Н2СО3 → СО2; 

кислоты                    кислотные оксиды

Са(ОН)2 → СаО

основания            основные оксиды

Следовательно, кислотные – это оксиды, которым в качестве гидроксидов соответствуют кислоты.

Основные – это оксиды, которым в качестве гидроксидов соответствуют основания.

Основные оксиды взаимодействуют с кислотами (противоположности притягиваются), а кислотные – сo щелочами. Но есть оксиды, которые не взаимодействуют ни с кислотами, ни со щелочами и поэтому не образуют солей. Их так и называют несолеобразующие или безразличные. Следовательно, классификация оксидов может быть отражена схемой (см. таблицу 1).

4. Химические свойства (таблица 2)

Химические свойства

Основных оксидов

Кислотных оксидов

1. Взаимодействуют с образованием соли и воды (учитель  демонстрирует  опыты у доски)

с кислотами:

МgО + 2НСI = МgСI2 + Н2О МgО + + + 2СI= Мg+ + 2С1 + Н2О

МgО + + = Мg2+ + Н2О

со щелочами:

Са(ОH)2+СО2=СаСО3+H2О

Ca2++2OH+ СО2= СаСО3↓+H2О

2. Взаимодействуют с водой, если образуется растворимый гидроксид,

а именно:

растворимое основание:

Na2О +H2O = 2NаOH

SrO + H2O = Sr(OH)2

но СuО + H2О ≠ не образует Cu(ОН)2

растворимая кислота:

Р2О5+3Н2О = 2Н3РО4

SO3 + H2O = H2SO4

SiO2 + H2O ≠ H2SiO3

3. Взаимодействуют друг с другом, образуя соли:

N2O5 + BaO = Ba(NO3)2

SiO2 + CaO = CaSiO3 

5. Закрепление изученного материала.

а) как классифицируются оксиды?

б) какие оксиды мы называем несолеобразующими?

                   в) какие оксиды мы называем солеобразующими?

г) назовите способы получения оксидов?

д) проклассифицируйте предложенные оксиды:

N2O, К2O, СО2

− какой из предложенных оксидов реагирует с НNО3, а какой с NаОН? Напишите осуществимые реакции.

е) работа с карточками (при выполнении задания учащиеся проставляют знаки «+» или «-» по предложенным вопросам)

Вариант 1

Формулы оксидов

Кислотный

оксид

Оксид, который реагирует с водой

Оксид, который реагирует с основаниями

1

N2O

2

N2O5

+

+

+

3

CO2

+

+

+

4

CO

Вариант 2

Формулы оксидов

Основной

оксид

Оксид, который реагирует с водой

Оксид, который реагирует с кислотами

1

CaO

+

+

+

2

SO3

+

3

SiO

4

Na2O

+

+

+

Оцени работу по каждому варианту:

5 баллов – 11 – 12 правильных ответов,

4 балла – 8 – 10 правильных ответов,

3 балла – 6 – 7 правильных ответов.

Домашнее задание: § 45, 45.1, 45.2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)

Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения второго открытого у...