Образовательная программа по химии, 9 класс
календарно-тематическое планирование по химии (9 класс) на тему

Яцыкова Ольга Михайловна

Это образовательная программа с календарно-тематическим планированием по химии 9 класса (автор учебника О.С.Габриелян) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obrazovatelnaya_programma_po_himii_9_klass.doc151 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации города Чебоксары


Муниципальное бюджетное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение

«Центр образования №2» города Чебоксары Чувашской Республики





Рассмотрено                                                                                           «Утверждаю»

на заседании ТО                                                                                    Директор МБВ(С)ОУ                  

Протокол №__                                                                                       «ЦО №2» г. Чебоксары

от «__» _________ 2012 г.                                                                    _____________Е.М. Надеждина

                                                                                                                    «____»___________ 2012 г.

                                         







Рабочая   учебная  программа



ХИМИЯ

9 заочная группа


на 2012/2013  учебный год












Рабочая учебная программа составлена на основании программы:

Программа по химии для общеобразовательных учреждений (автор О.С. Габриелян), допущенная Министерством образования РФ, опубликованная издательским центром «Дрофа» в 2009 году.







Учитель:  Яцыкова Ольга Михайловна




Пояснительная записка


За основу рабочей программы взята программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений (автор  О.С. Габриелян), рекомендованная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ, опубликованная издательством «Дрофа» в 2010 году.

Цель программы состоит в том, чтобы сделать обучение максимально развивающим. Это достигается путём вычисления укрупнённой дидактической единицы, в ранг которой вступает основополагающее понятие «химический элемент и формы его существования (свободные атомы, простые и сложные вещества)».

Программа построена с учётом реализации межпредметных связей с курсом физики 7 класса, где изучаются основные сведения о строении атомов, и биологии 9 класса, где даётся знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ.

Ведущими идеями курса являются:

- материальное единство веществ природы, их генетическая связь;

- причинно-следственные связи между составом, строением, свойствами и применением веществ;

- познаваемость веществ и закономерностей протекания химических реакций;

- объясняющая и прогнозирующая роль теоретических знаний для фактологического материала химии элементов - конкретное химическое соединение представляет собой звено в непрерывной цепи превращений веществ, оно участвует в круговороте химических элементов и в химической эволюции;

- законы природы объективны и познавательны; знание законов химии даёт возможность управлять химическими превращениями веществ, находить экологические безопасные способы производства и охраны окружающей среды от загрязнения;

- наука и практика взаимосвязаны; требования практики - движущая сила развития науки, успехи практики обусловлены достижениями науки;

- развитие химической науки и химизация народного хозяйства служат интересам человека и общества в целом, имеют гуманистический характер и призваны способствовать решению глобальных проблем современности.

Согласно программе по химии (автор О.С. Габриелян) на изучение предмета предлагается 68 часов; календарно-тематическое планирование данного курса составлено на 54 часа, так как по учебному плану центра на химию в 9 классе отводится 1,5 часа в неделю.

Учебно-тематический план


п/п

Тема


Кол-во

часов

1

Общая характеристика химических элементов

5



Металлы

14

4

Неметаллы

20

6

О
ганические вещества

10

7

Повторение и обобщение изученного материала

5

Итого 

54

Календарно-тематическое планирование

уроков химии 9 класса

(1,5 ч/нед, 54 ч/год)



Тема урока

Кол. часов

Д/з

Дата

Примечание

1. Общая характеристика химических элементов (5)

1

1. Характеристика химического элемента по его положению в периодической системе Д. И. Менделеева

1

§ 1

(с.3-5)



2

2. Характеристика химического элемента по кислотно-основным свойствам образуемых им соединений.

1

§ 2



3

3. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева

1

§ 3

(с.12-16)



4

4. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева

1

§ 3



5

5. Контрольная работа №1 «Общая характеристика химических элементов»

1




2. Металлы (14)

6

1. Положение металлов в периодической системе Д. И.    Менделеева и строение их атомов

1

§§ 4, 5



7

2. Физические свойства металлов


1

§ 6



8

3. Сплавы.

Лабораторная работа 1 «Знакомство с образцами металлов и сплавов (по коллекциям)»

1

§ 7



9

4. Химические свойства металлов. Лабораторная работа 2 «Растворение железа и цинка в соляной кислоте. Вытеснение одного металла другим из раствора соли»

1

§ 8



10

5. Общие способы получения металлов. Металлы в природе.

1

§ 9



11

6.Общие понятия о коррозии металлов


1

§ 10



12

7. Щелочные и щелочноземельные металлы. Лабораторная работа №3 «Распознавание натрия и калия по окраске пламени» 

1

§ 11

(с.52-54)



13

8. Алюминий

1

§ 13

(с.68-71)



14

9. Железо


1

§ 14 (с.76-78)



15

10. Реш
ние задач и выполнение упражнений

1

Повторить изученный материал



16

11. Контрольная работа № 2 по теме «Металлы»

1




17

12. Практическая работа №1 "Осуществление цепочки химических превращений"

1

стр. 84



18

13. Практическая работа №2 "Получение и свойства соединений металлов"

1

стр.

84-85



19

14. Практическая работа №3 "Экспериментальные задачи по распознаванию и получению веществ"


1

стр. 86



3. Неметаллы (20)

20

1. Общая характеристика неметаллов. Кислород. Водород. Лабораторная работа №4 «Знакомство с образцами неметаллов»

1

§ 15



21

2. Химические элементы в клетках живых организмов.


1

§ 16



22

3. Галогены и их соединения


1

§ 18



23

4. Получение и значение галогенов и их соединений.


1

§ 20



24

5. Кислород


1

§ 21



25

6. Сера и ее соединения


1

§ 22



26

7. Серная кислота и ее соли.


1

§ 23



27

8. Зачет №2

1




28

9. Азот и его свойства.  Круговорот азота в природе.


1

§ 24



29

10. Аммиак и его свойства.


1

§ 25



30

11. Соли аммония

1

§ 26



31

12. Азотная кислота и ее соли    

   

1

§ 27



32

13. Фосфор и его соединения. Круговорот фосфора в природе.

1

§ 28



33

14. Углерод


1

§ 29



34

15. Оксид углерода (II)  и (IV). Карбонаты. Круговорот углерода в природе.

1

§ 30



35

16. Кремний и его соединения


1

§ 31



36

17. Контрольная работа № 3 по теме «Неметаллы»


1




37

18. Практическая работа № 4

«Экспериментальные задачи по теме «Подгруппа кислорода»»

1

стр.

186-187



38

19. Практическая работа №5 «Экспериментальные задачи по теме «Подгруппы азота и углерода»»



стр.

187-189



39

20. Практическая работа №6 «Получение, собирание и распознавание газов»

1

стр.

189-192



4. Органические вещества (10)

40

1. Предмет органической химии. Строение атома.

1

§ 32

(с.193-195)



41

2. Предельные углеводороды.

1

§ 33



42

3. Непредельные углеводороды. Этилен.

1

§ 34



43

4. Спирты

1

§ 35



44

5. Альдегиды и карбоновые кислоты

1




45

6. Сложные эфиры. Жиры

1

§ 37



46

7. Аминокислоты. Белки

1

§ 38



47

8. Углеводы.

1

§ 39



48

9. Полимеры.

1

§ 40



49

10. Контрольная работа №4 по теме «Органические вещества»

1

Повторить тему



5. Повторение и обобщение знаний (5)

50

1. Периодический закон и Периодическая система элементов Д. И. Менделеева

1




51

2. Металлы и неметаллы

1

Повторить тему



52

3. Решение задач и выполнение упра
нений

1




53

4. Обобщение и систематизация знаний

1

Повторить изученный мат
риал



54

5. Итоговая контрольная работа

1






Требования к уровню подготовки учащихся


В результате изучения химии ученик должен


знать:


  1. химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
  2. важнейшие химические понятия: атом, молекула, химическая связь, вещество и его агрегатные состояния, классификация веществ, химические реакции и их классификация, электролитическая диссоциация;
  3. основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;


уметь:


  1. называть: знаки химических элементов, соединения изученных классов, типы химических реакций;
  2. объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым он принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; причины многообразия веществ; сущность реакций ионного обмена;
  3. характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; общие свойства неорганических и органических веществ;
  4. определять: состав веществ по их формулам; принадлежность веществ к определенному классу соединений; валентность и степень окисления элементов в соединениях;
  5. составлять: формулы оксидов, водородных соединений неметаллов, гидроксидов, солей; схемы строения атомов первых двадцати элементов периодической системы; уравнения химических реакций;
  6. обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
  7. распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы, ионы аммония;
  8. вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю растворенного вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:


  1. безопасного обращения с веществами и материалами;
  2. экологически грамотного поведения в окружающей среде, школьной лаборатории и в быту.







Содержание тем учебного курса химии 9 класса



Тема 1. Общая характеристика химических элементов (5 ч)


Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления – восстановления. Генетические ряды металла и неметалла. Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома. Их значение.



Тема 2. Металлы (14 часа)


Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов.  Сплавы, их свойства и значение. Химические свойства металлов как восстановителей. Электрохимический ряд напряжения металлов. Металлы в природе. Способы получения металлов: пиро-, гидро- и электрометаллургия. Коррозия металлов и способы борьбы с ней. Щелочные и щелочноземельные металлы и их соединения. Алюминий. Амфотерность оксида и гидроксида. Железо. Оксиды, гидроксиды и соли железа.


Лабораторная работа 1 «Знакомство с образцами металлов и сплавов (по коллекциям)»

Лабораторная работа 2 «Растворение железа и цинка в соляной кислоте. Вытеснение одного металла другим из раствора соли»

Лабораторная работа 3 «Распознавание натрия и калия по окраске пламени»


Практическая работа №1 "Осуществление цепочки химических превращений"

Практическая работа №2 "Получение и свойства соединений металлов"

Практическая работа №3 "Экспериментальные задачи по распознаванию и получению веществ"



Тема 3. Неметаллы (20 часов)


Положение элементов неметаллов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Строение атомов. Аллотропия. Кислород. Озон. Воздух. Водород. Водородные соединения неметаллов. Галогены. Галогеноводородные кислоты и их соли. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве. Сера. Оксиды серы. Серная, сернистая и сероводородная  кислоты и их соли. Азот. Аммиак. Соли аммония. Оксиды азота . Азотная кислота и ее соли. Фосфор. Оксид фосфора . Ортофосфорная кислота и ее соли. Углерод. Аллотропия углерода. Угарный и углекислый газы. Угольная кислота и ее соли. Кремний. Оксид кремния. Кремниевая кислота. Силикаты.


Лабораторная работа №4 «Знакомство с образцами неметаллов»


Практическая работа № 4 «Экспериментальные задачи по теме «Подгруппа кислорода»»

Практическая работа №5 «Экспериментальные задачи по теме «Подгруппы азота и углерода»»

Практическая работа №6 «Получение, собирание и распознавание газов»





Тема 4. Органические соединения (10 часов)


Основные сведения о химическом строении органических веществ. Углеводороды: предельные (метан) и непредельные (этен). Природные источники углеводородов: нефть, уголь и природный газ. Применение их как топлива и сырья.

Спирты (метанол, этанол, глицерин) и карбоновые кислоты (уксусная, стеариновая) как представители кислородосодержащих органических соединений.

Биологически важные вещества: жиры, углеводы, белки. Полимеры.

Химия и здоровье. Человек в мире веществ: материалы и химические роцессы. Химическая картина мира. Химия и пища. Калорийность жиров, белков и углеводов. Консерванты пищевых продуктов (поваренная соль, уксусная кислота (столовый уксус ). Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Бытовая химическая грамотность: умение читать маркировку изделий пищевой, фармацевтической и легкой промышленности, соблюдение инструкций по применению приобретенных товаров.


Тема 5. Повторение и обобщение знаний (5 часов)

Учебно-методический комплект:

Учебник Методическая

литература

О. С. Габриелян.

Химия. 9 класс: учебник для общеобразоват. Учреждений. М.: Дрофа, 2010

О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов. Химия. 9 класс. Настольная книга учителя. - М.: Дрофа, 2006-2007

 

ЦОРы

1. CD: "Химия элементов», «Неорганическая химия», «Органическая химия»  

2. Презентации: «Металлы», «Неметаллы», «Коррозия металлов», «Углеводороды», «Углеводы», «Полимеры»

3. CD: "Виртуальная лаборатория»

4. Полезные ссылки и сайты для учителя химии:

http://catalog.iot.ru – Каталог полезных сайтов

http://rushim.ru/books/books.htm - Электронная библиотека по химии и технике

http://maratakm.narod.ru - Виртуальная химическая школа

http://him.1september.ru -  Газета "Химия" и сайт для учителя "Я иду на урок химии"

http://webelements.narod.ru - Онлайн-справочник химических элементов

http://all-met.narod.ru - Занимательная химия: все о металлах

http://chem.km.ru - Мир химии

http://www.104.webstolica.ru - Кабинет химии: сайт Л.В. Рахмановой

http://experiment.edu.ru - Коллекция "Естественно-научные эксперименты": химия

http://www.chemistry.ssu.samara.ru - Органическая химия: электронный учебник для средней школы

http://school-sector.relarn.ru/nsm - Химия для всех: иллюстрированные материалы по общей, органической и неорганической химии

http://chemistry.r2.ru - Химия для школьников: сайт Дмитрия Болотова

http://schoolchemistry.by.ru - Школьная химия

Для учащихся

http://www.alhimikov.net/ - Полезная информация по химии (Электронный учебник, справочник по химии, информация о ЕГЭ)

http://ege.edu.ru/ - Официальный информационный портал ЕГЭ

http://www.chemi.nsu.ru - Основы химии: образовательный сайт для школьников и студентов

http://webelements.narod.ru - Онлайн-справочник химических элементов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская образовательная программа кружка "химия вокруг нас"

дополнительное образование детей, кружок по химии...

Дополнительная образовательная программа по химии в 9 классе "Решение усложнённых и комбинированных задач по химии"

пояснительная записка , содержание и тематическое планирование дополнительной образовательной программы по химии в 9 классе "Решение усложнённых и комбинированных задач по химии"...

Методическая разработка раздела образовательной программы "письмо" подготовительный класс специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида. Развитие мелкой моторики руки (подготовка к письму)

Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья через систему корреционно-развивающих упражнений  МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА  РАЗДЕЛА ...

образовательные программы по химии и биологии

программа с 4каторой работаем ежедневно...

Образовательная программа ДО "Химия вокруг нас"

Базовый курс школьной программы предусматривает практические работы, но их явно недостаточно, чтобы заинтересовать учащихся в самостоятельном приобретении теоретических знаний и практических умений и ...

Индивидуальная образовательная программа по химии

Программа предназначена для учащихся, проявляющих высокий уровень способностей и повышенный интерес к изучению предметов естественнонаучного цикла....

Рабочая программа «Платные групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по химии».

Цель: углубление знаний по курсу по химии.Задачи:ü  Расширить знания учащихся по всем основным разделам курса химии.ü  Формировать навыки аналитической деятельности, прогнозирования результа...