Сценарий театрализованного представления «Путешествие в страну Неметаллов»
методическая разработка по химии (9 класс) по теме

Ильина Любовь Васильевна

Урок- обобщения в 9 классе. Цель данного представления: в театрализованной форме закрепить знания учащихся 9 класса по теме "Неметаллы", обобщить знания об основных неметаллах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий театрализованного представления

« Путешествие в страну Неметаллов»

Ведущий:

Известно: химия – наука

О веществах, о веществах.

Прощай, губительная скука,

Займемся химией в стихах.

Цвет, запах, твердость, растворимость,

Все вместе – свойства вещества.

Но есть еще необходимость

Знать суть веществ и их родства.

Химические элементы…

Они основа вещества.

Весь мир их них, на сто процентов,

Вплоть до живого существа.

Все состоит из элементов,

Все то, что окружает нас:

Вода, духи, стекло, пигменты,

И воздух, и угарный газ.

А сколько этих элементов?

Немного их, чуть больше ста.

Их список, сверху вниз, как лента,

Займет примерно два листа.

Слайд «Путешествие в страну Неметаллов»

 Ведущий:

     Сегодня, уважаемые гости мы хотим вас пригласить в небольшое путешествие в страну Неметаллов. Почему неметаллов спросите вы? Да потому, что если рассказывать об истории открытия всех химических элементов, о тех веществах, которые они образуют, о том, где используются и какое значение имеют, то, пожалуй, не хватит и десятка часов. Мы встретимся с теми, кого объединяют общие свойства: отсутствие блеска, отсутствие проводимости электрического тока и тепла, взаимодействие с металлами. Но в то же время каждый из них (а их к вашему сведению 22) является личностью, индивидом, у каждого своя биография, история. Есть среди них и Т, Ж, Г, желтые, красные, фиолетовые, зеленые, хрупкие и твердые, растворимые и нерастворимые, полезные и вредные.

Вот мы и отправимся в гости к некоторым из них. А начнем мы путешествие с элемента который вы сами мне сейчас назовете, разгадав ребус.

Слайд «Отгадай ребус»

Зайдем мы в гости к водороду,

Поскольку первый элемент.

Он образует, кстати, воду –

Весьма существенный момент.

(выходит водород, с шарами)

Водород:

Я – газ, легчайший и бесцветный,

Не ядовитый и безвредный.

Объединяясь с кислородом,

Я для питья даю вам воду.

О свойствах рассказать уместно:

Не растворяюсь я в воде

И поджигать меня опасно,

Я вмиг взорвусь, и быть беде!

Наполни шарик водородом(раздает шарики присутствующим)

Держи за ниточку пока.

Ну, отпускай его! И с ходу

Он улетит за облака.

А на прощание я хочу вам спеть песенку о себе (поет песню на мотив «Земля в иллюминаторе»

В космическом пространстве я

Скитальцем вечным странствую,

Вселенная исследована мной.

Я знал вулканы грозные

И все скопленья звездные,

А недра Солнца мне как дом родной.

Там превращаюсь в гелий я,

И нужен в этом деле я,

Чтоб солнце всем дарило яркий свет.

Моря и реки быстрые,

Туманы, росы чистые

Содержат водород как элемент.

Припев:

Везде пути открыты водороду,

Горючим стать имею все права.

Не гибла бы от дыма вся природа,

Зеленая, зеленая трава.

Я из кислот полученный.

И «воздухом горючим я

Был прежде почему-то наречен.

Взорвался от обиды я,

Да где же это видано?

Ну пусть горючий, воздух-то причем?

И лорд Кавендиш тщательно

Он был вообще внимательный

Мои проверил свойства много раз

Работал с увлечением

И сделал заключение:

Я новый, легкий, неизвестный газ.

Слайд «Водород»

Ведущий:

А какой неметалл находится по соседству с водородом в одном периоде?

В честь солнца назван легкий гелий

Особый благородный газ.

Пригоден для различных целей

Он легче воздуха в  семь раз!

2.Гелий:

Рад приветствовать я вас!

Самый я красивый газ.

Даю я красное свеченье

Людям всем на удивленье.

На рекламах, в магазинах

Освещаю все ветрины.

Ведущий:

Я слышала, что ты не одинок. У тебя целое семейство есть. Ребята как оно называется?

А вот и они. Поприветствуем их: неон, аргон, криптон, ксенон, радон.

Мы с зевотой и дремотой

Жили в лени много лет,

Нас заставили работать,

Потому что разгадали

Нашей лености секрет.

(поют песня на мотив  «Летка-енка»)

Раз, два – сбросьте электроны,

Как не стыдно вам дремать,

Химики знают, что ионы

Могут ленивые отдавать!

С фтором нас соединили,

Громко плакал бедненький ксенон,

Нас покорили, нас совсем разбили,

Даже неон теперь не он.

Раз, два, наш покой нарушен

Нас, ленивых, больше нет,

И от семьи инертных, но дружных

Шлем юным химикам привет!

Слайд «благородное семейство»

Ведущий:

Ребята! А какое знаменитое семейство живет по соседству с благородными газами в седьмой группе, главной подгруппе?

Вы себя хорошо чувствуете? У меня, что-то сухость в горле, резь в глазах, дышать трудно! С чего бы это? Все ясно на пути к нам галогены. Чтоб не отравиться газом, можно я воспользуюсь противогазом?(пытается надеть противогаз)

Выходят на сцену галогены:

Бром:

Не настолько мы противны

Будьте люди объективны.

Вам можем пользу приносить,

И нас возможно полюбить!

Да! Бываем ядовиты!

Особенно я – зловонный бром.

Коль нюхнешь, то непременно

 Будет жаль себя потом.

Фтор:

Я – фтор, еще намного злее,

Я свободно съем стекло

Но, признаюсь, вовсе не жалею

В применении мне всегда везло

(обращается к зрителям)

 Вы знаете, какое заболевание может у вас развиться, если меня не хватает в питьевой воде? (кариес)

Но помните! Повышенное содержание меня в воде – это более 1,2 мл/г на 1 литр ведет к флюорозу, которое выражается в появлении на зубах коричневых пятен, а в дальнейшем и к разрушению зубов. Так, что не злоупотребляйте фторсодержащими зубными пастами!

Ведущий:

Фтор, не обижайтесь, но вы действительно, химический «агрессор».

Фтор:

Да я и не обижаюсь. Я действительно самый активный галоген. Первые исследователи, которые пытались меня выделить, жестоко поплатились за неумение оградить себя от моего агрессивного действия. Так погибли член Ирландской академии наук Томас Нокс и профессор Лайет.

Иод:

А я – иод!

Я – вездесущий элемент,

Мной пахнут водоросли летом

При нагревании даю пар

Фиолетового цвета.

Похож я очень на графит,

Ион - же мой зовут иодид.

Хлор:

Я – хлор!

В солях бесцветен, безопасен,

Полезен безусловно всем.

А становлюсь весьма опасен,

Когда свободен я совсем.

Тогда я ядовит, окрашен,

Могу я стлаться по земле,

Удушливым кажусь я, страшным,

Как первый газ из всех.

Слайд «Семейство галогенов»

Ведущий:

Ну что ж, полезный вы народ! А на пороге углерод!

Из элемента углерода

 В таблице он шестым стоит

И были созданы природой

Алмаз и уголь, и графит.

Кто это к нам во всю спешит.

Встречайте алмаз и графит!

Алмаз:

Я – самый твердый по шкале

Тверже не бывает,

И твердость всех других веществ

По той шкале сверяют.

На вид я гладкий и прозрачный

А ты – жирный, мягкий, мрачный.

Ты весь черный и слоистый

А я в огранке ювелира

Изысканно лучистый!

Графит:

То, что мы разные с тобой –

Не фантастика и не утопия,

А объясняет это явление аллотропия!

Мы вещества одной природы

И формула у нас одна

Мы состоим из углерода

И все – простые вещества.

Слайд «Углерод»

Ведущий:

Спасибо вам за представленье.

Теперь мы твердо знаем

Что вы вместе, в одном роде,

В одном элементе – углероде.

А вот и сосед на пороге. Поприветствуем кремний!

Кремний:

Я в белом песке и кварце,

В составе стела и в сплавах,

А если в резину войду,

К жаре и морозу стойкость придаю!

Ведущий:

     Ребята, а представляете, что будет, если этот элемент исчезнет? Вы встаете с постели утром, подходите к зеркалу, а вместо него – пустая рамка, ищете очки, а от них лишь одна оправа, вдруг вы ощущаете порывы ветра, так как в доме нет ни одного окна, от ужаса вы хотите выпить воды, но не можете найти ни одной чашки, стакана – вообще всей посуды. И это только начало. Далее треск, грохот – рушатся стены, потолок. И самое страшное, исчезнет земная кора. Как видите важность кремния для жизни на планете велика.

Слайд «Кремний»

     А сейчас мы отправляемся в гости к элементу, который в переводе означает «светоносный», «светящийся». Еще его называли «холодный огонь», которым одурачивали верующих, демонстрируя самовоспламеняющиеся свечи, возникающие на стенах надписи. Это фосфор!

     Сейчас открыты разные аллотропные модификации фосфора: белый, красный, черный, фиолетовый, коричневый. Какие из них самые известные? Красный и белый.

А вот и он!

Фосфор:

Я – светоносный элемент.

Я спички вам зажгу в момент(зажигает спичку)

Сожгут меня – и под водой

Оксид мой станет – кислотой.

Я нужен цветкам для цветенья

А плодам для размноженья.

Я важен для роста, развития

И для благополучного жития. (опыт возгонка красного фосфора)

Слайд «Фосфор»

Ведущий:

Меня беспокоит твой сосед,

На его лице улыбки никогда нет!

А вот и он, собственной персоной.

В гости к нам теперь идет

Разобиженный азот!

Азот:

Вот не везет, зовусь я азот

И мне обидно и досадно,

Что так называет меня народ,

С этим именем что-то не ладно.

В безжизненные я попал

Кто меня оклеветал?

Ведущий:

Да Резерфорд тебя открыл и дал ошибочно названье, что в переводе означает «безжизненный». Но мы то сейчас знаем, что ты «рождающий»!

Слайд «Азот»

Дорогой ты наш азот

Все тебя ценят, любят, знают.

Большая часть твоя воздух дает

А соли твои ростки удобряют.

Входишь ты в состав белка,

Жизнь лишь с тобой хороша и легка.

Вот про мышьяк скажу я так:

Им легко отравиться можно

Крыс да мышей морить он мастак

Общайтесь с ним осторожно!

Слайд «мышьяк»

Мышьяк:

Хочу несколько слов сказать в свою защиту. Я являюсь микроэлементом и содержусь во всех продуктах растительного и животного происхождения. Я препятствую потере фосфора, регулирую фосфорный обмен. Ученые полагают, что некоторые формы аллергии могут быть вызваны дефицитом меня в организме.

Ведущий:

Кроме мышьяка к микроэлементам относятся иод, хлор, сера, фосфор, кремний. К макроэлементам относятся четыре элемента-неметалла: углерод, азот, водород, кислород, которые имеют огромное значение в организме человека. (Слайд показ диаграммы)

Чувствуете, свежестью пахнуло вроде!

Мы ж совсем забыли о кислороде!

Кислород:

Хоть шестое место мне досталось

Но по праву выйду я вперед

Как бы вам жилось, работалось, дышалось

Если бы не я? Не верный кислород?

Нахожусь друзья везде:

В минералах и в воде.

Я и в утренней росе

И небес голубизне.

Без меня вы как без рук

Нет меня – огонь потух!

Слайд  «Кислород»

Ведущий:

Из элемента кислорода

Обозначают знаком О

Еще придумала природа

Одно простое вещество,

Которое зовут озоном

И в этом есть большой резон

В грозу запахнет над газоном –

От слова «пахнущий» - кто он? (озон)

Как по составу различают

Два аллотропных вещества?

О3 – озон обозначают,

А кислород всего О2.

Я знаю соседка у тебя есть старенькая.

Еще в древней магии присутствовала при рождении огня.

Октаэдрична, призматична и применялась еще встарь. (опыт превращение кристаллической серы в пластическую)

Кислород. 

Да. Сера ее зовут.

Слайд «Сера»

Ведущий:

Ну что же пора нам завершать свое путешествие. Вы видите, что  у некоторых неметаллов мы не успели побывать в гостях, но я думаю, что этот визит вы совершите самостоятельно. У кого вам предстоит побывать? (бор, астат)

Викторина о неметаллах

  1. Самый легкий газ. (водород)
  2. Наиболее активный неметалл. (фтор)
  3. Вещество, поддерживающее горение и дыхание. (кислород)
  4. Вещество, которое дезинфицируя воду не оставляет привкуса. (озон)
  5. Газ, который применяется в производстве световых рекламных трубок. (гелий)
  6. Вещество, которое применяется для исследования головного мозга. (ксенон)
  7. Вещество, которое составляет 30% веса земной коры и после кислорода наиболее распространенный элемент на Земле. (кремний)
  8. Названия каких элементов-неметаллов состоят из трех букв? (бор, иод)
  9. Название какого неметалла начинается и заканчивается одной и той же буквой? (неон)
  10. Название какого неметалла говорит о радостном состоянии человека? (радон)
  11. Какой химический элемент в виде простых веществ может быть и очень твердым, и очень мягким? (углерод)
  12. Какие элементы в научно-популярной литературе называют элементами жизни и смерти? (азот и фосфор)
  13. Какое вещество светится в темноте? (белый фосфор)
  14. Какой неметалл не имеет постоянной прописки в ПСХЭ? (водород)
  15. Какой неметалл является лесом? (бор)
  16. Какой неметалл состоит из двух животных? (мышьяк)
  17. Какие неметаллы говорят, что могут рождать другие вещества? (кислород, углерод, водород)
  18. Галоген, который входит в состав морских водорослей. (иод)
  19. Неметалл, который находится в жидком состоянии. (бром)
  20. Какие элементы наиболее распространены в космосе? (водород, гелий)
  21.  Ребусы.

А теперь я приглашаю все неметаллы на сцену!

Поют гимн неметаллов

Вы сегодня услыхали наш отчет, точней рассказ

Но не всех с собой мы взяли, слишком много стало нас.

Благородных всех плеяда, галогенов всех семья

Их представить вам мы рады, забывать о них нельзя.

22 нас неметалла, вместе дружно мы живем

Клеток стало маловато, надо увеличить дом.

Ничего продлят таблицу, клетки новые дадут

Все сумеют разместиться, все желанны будут тут.

Будем грызть гранит науки, крепко химию любить,

Чтоб Отечеству родному славу добрую добыть.

Уж давным-давно пора нам крикнуть дружное «Ура!»

Хоть кого ты не возьмешь, любой хорош, любой хорош!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий театрализованного представления ко Дню Учителя.

В данном материале представлен сценарий театрализованного представления ко Дню Учителя по мотивам к/ф «Чародеи». Данная разработка поможет сэкономить время  классного руководителя, учащихся или ...

Сценарий театрализованного праздника 8 марта. (подготовительная к школе группа с театрализованным уклоном)."Новые приключения Золушки или Похождения кота Базиля"

Яркий, эмоциональный, в современной обработке, (что не мало важно для наших детей) сценарий праздника к 8 марта. "Новые приключения Золушки или Похождения кота Базиля" Все роли исполняли исключительно...

Конспект театрализованного интегрированного занятия «Волшебная страна музыкальных красок» (подготовительная группа)

Цель: Привлечь внимание детей к красоте весенних звуков природы. Развивать тембровый слух, чувство ритма, воображение, ассоциативное мышление. Приобщать к слушанию и восприятию классической музык...

Сценарий театрализованного представления "Путешествие в Галактику знаний", посвященный Дню знаний

Начало учебного года невозможно без проведения торжественной линейки. Важным моментом является создание интересного праздника, как для первоклассников, которые оказались в школе впервые и, так и для в...

СЦЕНАРИЙ НОВОГОДНЕГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ «ПУТЕШЕСТВИЕ В НОВОГОДНЮЮ СКАЗКУ»

СЦЕНАРИЙ НОВОГОДНЕГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ «ПУТЕШЕСТВИЕ В НОВОГОДНЮЮ СКАЗКУ»...

Театрализованное представление "Путешествие сказочных героев по тундре"

Детство немыслимо без сказок, они способны даже взрослого перенести на время в свою чудесную страну. Подготовка к такому празднику – это большое и важное дело, коллективное и непременно творческое, т...