Поурочные индивидуальные маршруты по химии 8 класс.
методическая разработка по химии (8 класс) по теме

Царегородцева Наталия Владимировна

 

В школах все чаще появляются дети, которые не вписываются в рамки обучения со своими одноклассниками. К ним относятся дети со слабым здоровьем, низким уровнем мотивации к обучению и те, которые пропускают занятия по различным причинам.

Поурочные индивидуальные маршруты помогут таким учащимся освоить необходимый образовательный минимум по предмету, а так же являются необходимым дополнительным стимулом для повышения мотивации к учению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pourochnye_marshruty_.himiya_8.docx335.44 КБ

Предварительный просмотр:

В школах все чаще появляются дети, которые не вписываются в рамки обучения со своими одноклассниками. К ним относятся дети со слабым здоровьем, низким уровнем мотивации к обучению и те, которые пропускают занятия по различным причинам.

Поурочные индивидуальные маршруты помогут таким учащимся освоить необходимый образовательный минимум по предмету, а так же являются необходимым дополнительным стимулом для повышения мотивации к учению.

План поурочного индивидуального маршрута

Индивидуальный маршрут учащегося 8-го класса по химии.

  1. Тема:  
  2. Элементы содержания:
  3. Требования:
  4. Содержание маршрута

Сроки

Учебные действия

Результат

Задания для самоконтроля.

  1. Приложения (схемы, таблицы).

урок 1

Тема. предмет химии. вещества.

Элементы содержания: химия как часть естествознания; химия – наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях; химический элемент; простые и сложные вещества; атомы и молекулы.

Содержание маршрута:

Сроки

Учебные действия

Результат

Задания для самоконтроля.

  1. Изучить материал § 1, 2, 3.
  2. Ответить на вопросы:
  1. Какое место занимает химия среди других наук;
  2. Что изучает химия?
  3. Что такое вещество?
  4. Из чего состоят молекулы?
  5. Чем одно вещество отличается от другого;
  6. В чем причина этих отличий?
  7. Что такое химический элемент?
  8. Какие вы знаете физические явления?
  9. С чем происходят эти явления?
  10. Из чего стоят физические тела?
  11. Что такое химические реакции?

  1. Запишите в тетради вывод:

 Химия изучает вещества, их состав, строение, свойства и превращения.

 Вещество состоит из атомов и молекул.

 Вещество может быть простым (состоит из атомов одного химического элемента) и сложным (состоит из атомов нескольких химических элементов).

Физические явления – явления в результате которых изменяются размеры, форма тел.или агрегатное состояние веществ, но состав остается постоянным.

Химические явления – способность вещества взаимодействовать с другими веществами, превращаться в другие вещества.

Нарисуйте схему приведенную ниже.

знать понятия «вещество», «вещества простые и сложные», «химический элемент», «физические тела», «физические явления»,

«химические свойства»,

Выполните  упр. 3, 6, 8, 9. стр10

Описать физические свойства воды по пунктам на с. 8.

Ознакомиться с практической работой (с. 174),

 

 

урок 2

Периодическая система химичеких элементов Д.И.Менделеева.

химические знаки и формулы

Элементы содержания: язык химии, знаки химических элементов, химические формулы.

Требования: знать/понимать: химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ; называть химические элементы; определять состав веществ по их формулам.

Содержание маршрута:

Сроки

Учебные действия

Результат

Задания для самоконтроля.

  1. Ответьте на вопросы:
  1. Что такое период?
  2. Из какого числа элементов состоят периоды?
  3. Что такое группа?
  4. Какие бывают подгруппы?
  5. Из каких элементов состоят главные и побочные подгруппы?
  1. Изучите § 4, 5
  2. Запишите в тетради: 

Химический знак  условная запись химического элемента.

Заполните таблицу 1.

В таблицу внести данные:

H, O, C, N, S, P, F, Cl, Br, I, Si (неметаллы).

Na, K, Ca, Mg, Ba, Al, Fe, Cu, Ag, Zn (металлы).

Химические формулы – записи состава вещества с помощью химических знаков и индексов называются

Выполни упражнения №1, №2

Знать и уметь :

-Определять положение химического элемента в периодической системе.

- Знать знаки и уметь называть первые 20 элементов периодической системы.

-Понимать и записывать формулы веществ, определять состав вещества по химической формуле.

выучить знаки неметаллов,

§ 5 (с. 33) – учить, упр. 1, 2, 4.

(Таблица 1.)

Название химического элемента

Знак

Чтение

в формуле (произношение)

Ar

Неметаллы

Водород

Н

«аш»

Металлы

Медь

Cu

«купрум»

Упражнение 1. 

Учимся читать и расшифровывать химические формулы:

5Н – пять «аш» – 5 атомов водорода;

Н2 – «аш» два – молекула водорода;

2 – пять «аш» два – 5 молекул водорода;

Н2О – «аш» два «о» – молекула воды;

2О – три «аш» два «о» – три молекулы воды;

Н2SO4 – «аш» два «эс» «о» четыре – молекула состоит из 2 атомов водорода, 1 атома серы, 4 атомов кислорода и т. п.

Упражнение 2. 

Учимся зашифровывать состав вещества:

Молекула глюкозы состоит из 6 атомов углерода, 12 атомов водорода, 6 атомов кислорода. Запишите формулу.

урок 3

относительные атомная
и молекулярная массы

Элементы содержания: относительная атомная и молекулярная массы, атомная единица массы.

Требования: уметь вычислять относительную молекулярную массу веществ и массовую долю элемента в веществе по формуле соединения.

     Содержание маршрута:

Сроки

Учебные действия

Результат

Задания для самоконтроля.

  1. Ответь на вопросы для повторения. 
  1. Что такое химический знак?
  2. Химическая формула?
  3. Индекс?
  4. Коэффициент?
  1. Изучить: § 5 (до конца).
  2. Объясни следующие понятия:

Относительные атомные массы Ar. Относительные молекулярные массы Mr.(см приложение 1)

Массовая доля (см. приложение 2)

Знать и понимать следующие понятия: 

- относительные атомные массы,

- относительные молекулярные массы.

- массовая доля.

§ 5 (до конца),

упр. 3, 6, 7, 8 (письменно).

Приложение 1.

Mr (H2O) = Ar (H) · 2 + Ar (O) = 1 · 2 + 16 = 18;

Mr (H2SO4) = Ar (H) · 2 + Ar (S) + Ar (O) · 4 = 1 · 2 + 32+16 · 4 = 98;

Mr (Al2(SO4)3) = Ar (Al) · 2 + (Ar (S) + Ar (O) · 4) · 3 = 27 · 2 + (32 + 16 · 4) · 3 = 342.

Приложение 2

Массовая доля (ω – «омега») элемента рассчитывается в долях единицы или в процентах и показывает, какая часть массы вещества приходится на данный элемент.

,

где n – число атомов элемента в веществе.

Например:

в воде  ;

             ;

в H2SO4  ;

в Al2(SO4)3 56,14 %.

Урок 4 (тренинг).

Тема. Введение. Первоначальные химические понятия.

1. Работа с определениями.

2. Работа с химическими знаками и формулами.

Часть 1

1. Химия – это...

1. Вещество – это...

2. Простое вещество – ...

2. Сложное вещество – ...

  1. Приведите пример физического тела. Из какого вещества оно состоит?

  1. Приведите пример химического вещества. Какое тело может быть из него сделано?

5. Приведите пример химического явления.

5. Приведите пример физического явления.

6. Химический знак – это...

6. Химическая формула – это...

7. Коэффициент – это...

7. Индекс – это...

8. Приведите пример сложного вещества.

8. Приведите пример простого вещества.

9. Приведите пример химического вещества и соответствующего ему физического свойства.

10. Атом какого элемента в 12 раз тяжелее водорода?

10. Атом какого элемента в 32 раза тяжелее водорода?

Часть 2

  1. Дана формула:

MgSO4

NaNO3

Опишите состав вещества.

Рассчитайте его Mr и определите массовые доли каждого элемента в нем.

  1. Что обозначают записи:

N; 3N; N2; 3N2; 2H2O?

Br; 4Br; Br2; 4Br2; 2CO2?

  1. Запишите под диктовку:

FeSO4, CuCl2, Na2CO3, SiH4, K3PO4

AgNO3, CaSiO3, FeCl3, CF4, Na2SO4

урок 5

основные сведения о строении атома.
состав ядра

Элементы содержания: атомы, строение атома, ядро (протоны и нейтроны), электроны, изотопы.

Требования: знать понятия «атом», «химический элемент»; уметь объяснять физический смысл порядкового номера химического элемента.

     Содержание маршрута:

Сроки

Учебные действия

Задания для самоконтроля.

  1. Изучить § 6, § 7.

Запиши в тетрадь: 

- Атом – химически неделимая частица вещества.

- Запиши в тетрадь схему 1.

Z – атомный номер элемента

А – массовое число элемента.

Например:

Алюминий Z = 13, А = 27

Заряд ядра +13

Число ē 13

Протонов 13

Нейтронов 27 – 13 = 14

- Химический элемент это совокупност атомов с одинаковым зарядом ядра.

- Атомы одного химического элемента с разными массами называют изотопами.

Выполни следующие упражнения:

1) Определите заряд ядра, состав ядра и число электронов у следующих изотопов:

; ; ; .

2) Найдите в Периодической системе химические элементы, у которых в ядре число протонов равно числу нейтронов.

(Ответ: H, C, N, O, S, Ne, Mg, Ca, Si, Ar.)

3) По Ar предположите массовые числа изотопов калия, азота, углерода. Изотоп с каким массовым числом преобладает?

      4)§ 6, упр. 5, упр. 1, 2, 6.

Схема 1.

урок 6

электронное строение атомов

Элементы содержания: строение атома; строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов Периодической системы Д. И. Менделеева.

Требования: уметь объяснять физический смысл номеров группы и периода, к которым принадлежит элемент Периодической системы Д. И. Менделеева; уметь составлять схемы строения атомов первых 20 элементов Периодической системы Д. И. Менделеева.

Содержание маршрута:

Сроки

Учебные действия

Задания для самоконтроля.

  1. Вспомни и ответь на вопросы:
  1. Что такое атом?
  2. Каково строение атома?
  3. Каков состав ядра?
  1. Изучи § 8.
  2. Запиши в тетради:

- Электроны вращаются вокруг ядра беспорядочно, но в определенном пространстве нахождение электрона наиболее вероятно. Это пространство называется орбиталью.

- Орбитали бывают разной формы:

•  сферические – s-орбитали,

•  гантелеобразные – p-орбитали,

•  розетковидные – d-орбитали,

•  еще более сложные по форме – f-орбитали.

- Орбитали, близкие по размерам и одной формы, образуют подуровень.

- Орбитали, разные по форме, но близкие по размерам, образуют энергетический уровень, или электронный слой.

•  Число энергетических уровней в атоме равно номеру периода.

•  Число подуровней в уровне – номеру уровня.

•  Число электронов на внешнем уровне – номеру группы (для элементов главных подгрупп).

-  Оформи в тетради таблицу 1.

- Учись составлять схемы строения и электронные формулы атомов.

Для этого используем алгоритм составления электронных формул элементов главных подгрупп. (схема 2)

§ 8, упр. 1, 2, 3, 4.

Составить  электронные схемы и формулы первых 20 элементов, начиная с Н.

Таблица 1. Строение атома

Номер уровня

Подуровни

Число орбиталей

Максимальное

число ē

количество

вид

в под-

уровне

в уровне

в под-

уровне

в уровне

1

1

s

1

1

2

2

2

2

s

1

4

2

8

p

3

6

3

3

s

1

9

2

18

p

3

6

d

5

10

4

4

s

1

16

2

32

p

3

6

d

5

10

f

7

14

Схема 2.

Для объяснения поведения атомов в химических реакциях нам нужно научиться составлять схемы строения и электронные формулы атомов.

1. Запишем знак химического элемента, внизу слева от знака укажем порядковый номер.

2. По номеру периода определим число энергетических уровней, нарисуем рядом со знаком химического элемента столько же дуг.

3. Определим по номеру группы число электронов на внешнем уровне, запишем его под последней дугой.

4. На первом уровне максимально возможно 2 ē, на втором – 8, на третьем – 18. Ставим эти числа под соответствующими дугами.

5. Число электронов на предпоследнем уровне рассчитывается: из порядкового номера вычитается число уже проставленных электронов.

Схема строения атома готова.

6. Далее превращаем схему в формулу: каждая дуга – уровень, обозначается большой цифрой 1, 2, 3, 4; подуровни обозначаются буквами s, p, d, f; а число электронов на них – верхними индексами (см. таблицу).

Например, возьмем бром.

6. 1s2 2s22p6 3s23p63d10 4s24p54d0

Внешний уровень можно представить электронно-графической формулой, на которой каждая орбиталь показана клеткой, а электроны – стрелками:

Урок 7

ионная связь

Элементы содержания: ионная связь, ионы, катионы и анионы.

Требования: знать понятие «ион»; уметь определять ионный тип связи в соединениях.

Содержание маршрута:

Сроки

Учебные действия

Задания для самоконтроля.

  1. Вспомни и ответь на вопросы:

- Как изменяются строение и свойства атомов в периоде?

-Как изменяются строение и свойства атомов в главной подгруппе?

            2. Изучи материал § 9.

(см. схему 1.)

3. Запиши в тетрадь:

- Взаимодействие между атомами, приводящее к образованию устойчивых многоатомных структур (молекул, ионов, кристаллов), называются химической связью.

- Заряженные частицы, полученные из атомов путем присоединения или отдачи электронов, называются ионами. Положительные ионы называются катионами, отрицательные – анионами.

 - Ионная связь – связь между разноименно заряженными частицами.

- Перепиши в тетрадь и внимательно разбери упражнение 1.

На примере данного упражнения выполни задание 1.(для самоконтроля).

§ 9 (до конца),

упр. 2 (письменно).

Задание 1.

Покажи образование ионной связи между атомами: LiCl, CaBr2,

MgF2

Схема 1.

Металлы отдают электроны, неметаллы – принимают. Если атомы металла и неметалла окажутся рядом, между ними произойдет переход электронов.

Натрий переходит в устойчивое состояние за счет того, что у него оказывается внешним завершенный второй уровень, а у хлора – третий уровень. Натрий отдает электрон, поэтому заряжается положительно, хлор принимает электрон – заряжается отрицательно. Между разноименно заряженными частицами возникает притяжение, которое и называется ионной связью. Каждый ион имеет заряд, который равен разнице между зарядом ядра и числом электронов.

Упражнение 1.

Задание: Показать образование ионной связи между атомами:

1) кальция и фтора;

2) бария и кислорода;

3) лития и азота;

4) алюминия и фтора.

Урок 8

металлическая связь

Элементы содержания: металлическая связь.

Требования: уметь определять тип химической связи.

Содержание маршрута:

Сроки

Учебные действия

Задания для самоконтроля.

  1. Вспомни и ответь на вопросы: 

- напиши образование ковалентной полярной связи на примере HCl,

- объясни, что такое электроотрицательность, частичный заряд, степень окисления.

  1. Изучи материал § 12,

3. Запиши в тетрадь:

- Атомы металла, «потерявшие» электроны, превращаются в катионы: . Электроны в любой момент могут присоединиться к катионам, и они превращаются в атомы. Из-за динамического состояния эти частицы называют катион-атомами. Перемещающиеся частицы металла определяет такие общие свойства металлов, как пластичность, металлический блеск, электро- и теплопроводност.

§ 12, упр. 3.

 Повторить § 9–11.

Найди ответы на вопросы: 

– Что общего между всеми видами химической связи?

– Что общего между металлической и ионной связями?

- Между ковалентной и металлической связями?

– Между ковалентной полярной и ионной связями?

урок - тренинг

по теме «атомы химических элементов»

Цель: отработать до оптимального уровня усвоения:

– умения составлять схемы строения атомов первых 20 элементов, их химических формул;

– умения определять тип химической связи в соединениях;

– умения показывать в виде схем образование ионной, ковалентной связи.

Задание:

  1. Для элемента №… составьте схему строения атома, электронную формулу.

Для приведенных веществ определите тип связи, изобразите схемы образования связей. Для вещества с ионной связью определите заряды ионов, для веществ с ковалентной связью определите частичные заряды, степени окисления и валентность, укажите кратность связи. **13–15 – дополнительно

Вариант

Номер

химического

элемента

Формулы веществ

Часть 1.

0

№ 7

H2

LiCl

OF2

Ca

1

№ 4

Zn

Cl2

CaCl2

SCl2

2

№ 5

O2

Na

Na2O

Br2O

3

№ 6

CaBr2

H2O

Mg

N2

4

№ 8

Al

Br2

CaO

CH4

5

№ 9

AlF3

K

S2

NH3

Часть 2.

6

№ 12

Li

N2

K2O

CCl4

7

№ 13

I2

Be

BeF2

PCl3

8

№ 14

Li3N

Cl2

Rb

SiF4

9

№ 15

Sr

AlF3

O2

Cl2O

10

№ 16

Br2

K

MgF2

SF2

11

№ 17

CaO

S2

Ba

NF3

12

№ 19

Al

MgO

I2

CF4

**13

№ 33

H2O2

K2SiO3

CS2

HOCl

**14

№ 52

N2H4

Na2O2

CO2

HOF

**15

№ 34

H2S2

K2CO3

SiS2

HOBr

Урок 9.

простые вещества – металлы и неметаллы

Элементы содержания: простые вещества (металлы и неметаллы).

Содержание маршрута:

Сроки

Учебные действия

Результат

Задания для самоконтроля.

  1. Изучи материал § 13, 14.
  2. Запиши в тетрадь:

- Используя материал учебника заполни таблицу 1. Укажи в таблице свойства металлов и неметаллов.

- Аллотропия – способность атомов одного химического элемента образовывать несколько простых веществ.

(см приложение 1.)

Понимать и уметь:

- уметь показать, где в периодической системе находятся элементы соответствующие простым веществам металлам  и неметаллам.

 - объяснять, чем обусловлены свойства металлов и неметаллов.

 § 13, 14.

.

Таблица 1.Свойства металлов и неметаллов

Металлы

Неметаллы

Приложение 1.

О2

О3

1. Агрегатное состояние
(при обычных условиях)

газ

газ

2. Цвет

бесцветный

голубой

3. Запах

не имеет

резкий запах

4. Растворимость

плохо растворим

в воде

растворяется в 10 раз
лучше, чем О
2

5. Температура

кипения

– 182,9°С

– 111,9°С

6. Устойчивость
молекул

устойчива

не устойчива

Урок 10

количество вещества

Элементы содержания: количество вещества, моль, молярная масса.

Требования: знать важнейшие химические понятия «моль», «молярная масса»; уметь вычислять количество вещества по массе, массу по количеству вещества.

     Содержание маршрута:

Сроки

Учебные действия

Задания для самоконтроля.

  1. Ответь на вопросы для повторения. 

– Где в Периодической системе находятся элементы, соответствующие простым веществам металлам?

– Где в Периодической системе находятся неметаллы?

– Каковы общие физические свойства металлов?

– Что такое аллотропия?

– Приведите пример аллотропии.

– В чем причины аллотропии?

– Докажите, что между металлами и неметаллами нет резких границ.

  1. Изучить: § 15
  2. Обрати внимание!

Вопрос: как измерить определенное число атомов или молекул?

Масса самого легкого атома – водорода 1,66 · 10-24 г, эта масса принята за единицу относительной атомной массы: Ar (H) = 1. А теперь предположим, что мы взяли 1 г атомов водорода. Сколько в этой массе будет атомов? Для расчета нужно массу порции водорода разделить на массу 1 атома водорода: 1 г : 1,66 · 11-24 г ≈ 6,02 · 1023 атомов.

В массе (в граммах) любого элемента, численно равной относительной атомной массе, будет содержаться столько же атомов этого элемента.

В массе (в граммах) любого вещества, численно равной его относительной молекулярной массе, будет содержаться столько же молекул. Это величина постоянная, она называется числом Авогадро, обозначается NA.

  1. Запиши в тетради:

Количество вещества, содержащее 6,02 · 1023 структурных единиц вещества, называется молем.

Моль – единица измерения количества вещества.

Количество вещества – физическая величина, введенная для связи числа структурных единиц вещества и его массы или объема.

Количество вещества обозначается n (эн) или  (ню) (устаревшее), измеряется в молях.

n [моль]

1 моль любого вещества имеет массу, численно равную относительной молекулярной массе, но имеющую единицу измерения г/моль.

Эта масса называется молярной, обозначается М. Mr = M [г/моль]

Количество вещества и число структурных единиц N связаны следующим соотношением:

5.  Выполни упражнения:

1. Определите молярную массу воды.

2. Найдите количество вещества воды, соответствующее 36 г.

3. Найдите массу пяти молей воды.

4. Сколько молекул воды в одном моле воды?

5. Сколько молекул воды в двух молях воды?

§ 15,

упр.1–3 (письменно).

:

Урок 11

сложные вещества.
бинарные соединения

Элементы содержания: степень окисления, составление формул по валентности (степени окисления), сложные вещества.

Требования: уметь составлять формулы неорганических соединений изученных классов; определять валентность и степень окисления элемента в соединениях; называть соединения изученных классов.

Содержание маршрута:

Сроки

Учебные действия

Результат

Задания для самоконтроля.

  1. Изучи материал § 17
  2. Запиши в тетрадь:

- сложные вещества, состоящие из двух элементов, они называются бинарными соединениями.

- Валентность – число химических связей, которое атом может образовать с другими атомами. Валентность равна числу неспаренных электронов в атоме.

- Степень окисления – число электронов, смещенных к атому

 (–n) или от атома (+n).

Обрати внимание!

Степень окисления легко определить по формуле вещества и наоборот: зная степени окисления, можно составить формулу вещества. Для этого нужно знать следующие закономерности:

1. У атомов в составе простых веществ степень окисления равна нулю:

2. В соединениях степень окисления металлов главных подгрупп I, II, III групп равна номеру группы со знаком «+».

3. В соединениях степень окисления фтора всегда равна –1:

4. В соединениях с неметаллами степень окисления водорода +1:  В соединениях с металлами степень окисления водорода –1:

5. В соединениях степень окисления кислорода, как правило, равна –2:

В редких случаях +1; +2; –1:

6. Отрицательная степень окисления неметаллов определяется, как № группы – 8. Например, у азота: 5 – 8 = –3.

7. Положительная степень окисления у большинства элементов – величина переменная. Высшая степень окисления равна номеру подгруппы.

  1. Внимательно прочитай и разберись с приложением 1 , выполни упражнение 1.
  2. Внимательно прочитай и разберись с приложением 2 , выполни упражнение 2.
  3. Внимательно прочитай и разберись с приложением 3 , выполни упражнение 3,4.

Понимать и уметь:

 

 § 17, упр. 1–4.

Приложение 1.

Алгоритм (1) составления формул
бинарных соединений

1. Определить более электроотрицательный элемент по ряду электроотрицательности. Неметалл всегда электроотрицательнее металла.

2. Более электроотрицательный элемент пишется в формуле правее, менее электроотрицательный – левее.

3. Над более электроотрицательным элементом ставится его степень окисления, равная № группы – 8.

4. Над менее электроотрицательным элементом ставится его степень окисления, указанная в названии вещества, или равна + номер группы.

5. Модули степеней окисления сносятся крест-накрест.

6. Полученные индексы сокращаются, если это нужно.

Пример:

Даны Si и О.

1. О – более электроотрицателен.

2. SiO

3. Степень окисления кислорода равна 6 – 8 = –2  

4. Степень окисления кремния равна +4  

5.  (сокращаем индексы).

6. SiO2

Упражнение 1.  Составить формулы Mg с N; Al с S; Р с Cl.

Приложение 2.

Алгоритм (2) определения степени окисления
элементов в бинарных соединениях

1. Выбрать более электроотрицательный элемент и найти его степень окисления, как номер группы – 8. Написать над ним степень окисления.

2. Умножить степень окисления на индекс у этого элемента. Полученное число со знаком «минус» подписать под этим элементом.

3. Такое же число со знаком «+» подписать под другим элементом.

4. Разделить это число на индекс другого элемента. Полученную степень окисления написать над элементом.

Пример:

Дано SO3.

1. Более электроотрицателен кислород (О).

    Его степень окисления равна 6 – 8 = – 2.

Упражнение 2.  Определите степени окисления элементов: CS2; NO2; Cl2O7; CrO3.

Каждое вещество имеет название. Правила, по которым даются названия веществам, называются правила номенклатуры.

Номенклатура может быть:

1) тривиальной – это исторически сложившиеся названия, не отражающие состава веществ.

Например:         СО – угарный газ;

                        СО2 – углекислый газ.

2) систематической – международной, отражающей состав вещества.

Например:          – оксид углерода (II)

                         – оксид углерода (IV).

Приложение 3.

Правила систематической номенклатуры
бинарных соединений

1. Определить степень окисления элементов в соединении.

2. Взять латинский корень наиболее электроотрицательного элемента и добавить к нему суффикс

Элемент

Корень

Н

-гидр-

С

-карб-

N

-нитр-

О

-окс-

F

-фтор-

Si

-силиц-

Р

-фосф-

S

-сульф-

Cl

-хлор-

Br

-бром-

I

-йод-

3. После этого назвать в родительном падеже русское название менее электроотрицательного элемента, в скобках указать римской цифрой его степень окисления. У элементов с постоянной степенью окисления (главные подгруппы I–III групп) она не указывается.

Примеры:

 – сульфид железа (II);

 – хлорид хрома (III);

 – оксид фосфора (V).

Упражнение 3. Назвать P2S3; Cl2O; ClO2; Ca3N2.

Формулу вещества можно построить по названию (алгоритм 1).

Например:

Силицид магния.

1–2. Запишем MgSi.

3. У Si степень окисления 4 – 8 = – 4 MgSi-4.

4. У Mg +2

5. Mg4Si2

6. Mg2Si

Бромид железа (III).

1–2. FeBr

3. FeBr-1

4. У железа степень окисления +3, это указано в скобках в названии вещества:

5. FeBr3.

Упражнение 4. Постройте формулы по названиям: сульфид меди (I), хлорид меди (II), фосфид лития, оксид хлора (VII).

Урок 12

оксиды и гидриды

Элементы содержания: основные классы неорганических веществ.

Требования: уметь называть соединения изученных классов, составлять формулы соединений изученных классов.

Содержание маршрута:

Сроки

Учебные действия

Задания для самоконтроля.

  1. Вспомни и ответь на вопросы:

– Что такое «сложное вещество»?

– Что такое бинарное соединение?

– Что такое валентность?

– Что такое степень окисления?

1) Степени окисления элементов.

2) Алгоритм составления формул с примером.

3) Алгоритм определения степени окисления по формуле с примером.

4) Номенклатура бинарных соединений.

  1. Изучи материал § 18
  2. Запиши в тетрадь:

- Оксиды – бинарные соединения кислорода, в которых он проявляет степень окисления –2. Самый распространенный из них – вода Н2О. 

Обрати внимание! На Земле очень много оксидов. В состав горных пород и минералов входит он же кварц, горный хрусталь и обычный речной песок - кремнезем SiO2, В состав минералов входит оксид алюминия Al2O3, или глинозем. Он составляет основную массу белой глины, алюмосиликатов и других минералов:

СО2 – углекислый газ, его в воздухе 0,03 %.

СаО – негашеная или жженая известь, применяется в строительстве.

- Соединения водорода с металлами называются гидридами, в них водород проявляет степень окисления –1:

NaH – гидрид натрия;

CaH2 – гидрид кальция.

Обрати внимание! Широко используются человеком соединения неметаллов с водородом, они называются летучими водородными соединениями.

К ним относятся:

Аммиак NH3, раствор которого называется нашатырным спиртом.

Хлороводород HCl, раствор которого называется соляной кислотой.

Вода является летучим водородным соединением кислорода.

  1. Выполни упражнение.

Определите, какие из перечисленных соединений являются оксидами, расставив степени окисления:

H2O; H2O2; СО2; OF2; CaO; Al2O3; FeO; Na2O2; Fe2O3.

Дайте названия этим оксидам.

 § 18,

упр. 1, 3, 5, 6.

Урок 13

основания

Элементы содержания: основные классы неорганических веществ.

Требования: уметь называть соединения изученных классов, составлять формулы соединений изученных классов.

Содержание маршрута:

Сроки

Учебные действия

Задания для самоконтроля.

  1. Изучи материал § 19
  2. Запиши в тетрадь:

- Основания – сложные вещества, в составе которых катион металла соединен с гидроксид-анионами:

- Основаниям соответствуют оксиды металлов в той же степени окисления.

Названия основаниям даются с помощью слова гидроксид.

Гидроксид металла (n)

Например:          – гидроксид железа (III);

                         – гидроксид меди (II);

                         КОН – гидроксид калия.

- Основания делятся на растворимые и нерастворимые.

- Растворимые основания – щелочи (они способны изменить цвет специальных веществ – индикаторов).

- Индикаторы – вещества, изменяющие цвет в зависимости от среды.

- Нерастворимые основания в воде не растворяются и окраску индикаторов не изменяют.

 § 19, упр. 1–4.

.

урок 14

кислоты

Элементы содержания: основные классы неорганических веществ.

Требования: уметь называть соединения изученных классов, составлять формулы соединений изученных классов.

Содержание маршрута:

Сроки

Учебные действия

Задания для самоконтроля.

  1. Изучи материал § 20
  2. Запиши в тетрадь:

- Кислоты – это сложные вещества, состоящие из атомов водорода, соединенных с кислотными остатками.

Например: HCl, H2SO4.

Кислотный остаток может состоять из одного элемента (Cl) и быть более сложным

- Кислоты изменяют окраску индикаторов.

 - Оформи таблицу:

Формулы и названия кислот.

(Формулы и названия кислоты нужно знать наизусть.)

Формула
кислоты

Название кислоты

  HF

  фтороводородная (плавиковая)

  HCl

  хлороводородная (соляная)

  HBr

 

  HI

  H2S

  H2SO3

 

  H2SO4

  серная

  HNO2

  азотистая

  HNO3

 азотная

  H2CO3

 

  H2SiO2

 

  H3PO4

 

 - Кислоты классифицируются:

1) по происхождению: на органические (муравьиная, уксусная, щавелевая) и неорганические (HCl, H2SO4);

2) по составу кислотного остатка: на бескислородные (HCl, H2S) и кислородсодержащие (HNO3, H2SO4);

3) по числу атомов водорода:

– одноосновные (HCl, HNO3);

– двухосновные (H2S, H2SO4);

– трехосновные (H3PO4);

4) стабильные и неустойчивые (H2CO3, H2SO3).

Выучить 12 формул и названий кислот.

 § 20, упр. 1, 3.

Обрати внимание!

Степень окисления кислотного остатка равна числу атомов водорода:

Кислотам соответствуют оксиды неметаллов в той же степени окисления.

Как определить степень окисления неметалла в кислоте?

Для этого используется следующий алгоритм:

1. Отделить кислород вертикальной чертой, записать сверху его степень окисления – 2 и умножить на индекс. Полученное число написать под кислородом.

2. Такое же число с противоположным знаком записать под левой частью формулы.

3. Вычесть из него число атомов водорода, полученное число написать над знаком центрального элемента.

Пример: HClO4

Кислоте HClO4 будет соответствовать оксид Cl2O7.

урок 15

соли

Элементы содержания: основные классы неорганических веществ.

Требования: уметь называть соединения изученных классов, составлять формулы соединений изученных классов.

Содержание маршрута:

Сроки

Учебные действия

Задания для самоконтроля.

  1. Изучи материал § 21
  2. Запиши в тетрадь:

- Соли – сложные вещества, состоящие из ионов металлов и кислотных остатков.

- Оформи таблицу в тетради.(знать наизусть).

Номенклатура солей.

Обрати внимание!

- Названия солей образуются от латинских корней с добавлением суффиксов:

 если соль бескислородная;

 если центральный атом находится не в высшей степени окисления;

 если центральный атом находится в высшей степени окисления, равной номеру группы.

Обрати внимание!

 Нужно уметь называть соли по формулам и строить формулы по названиям. Рассмотри внимательно алгоритм 1 и 2. Выполни соответствующие упражнения.

§ 21,

 упр. 1–3.

Алгоритм (1) называния соли
по формуле

1. Определить степени окисления металла и кислотного остатка (по таблице растворимости, по формуле).

2. Определить по кислотному остатку, какой кислоте соответствует соль, каково название соли.

3. К названию соли добавить русское название металла в родительном падеже, указать в скобках римской цифрой степень окисления металла (если она непостоянна).

Пример: Fe2(SO4)3.

2. Сульфат – соль H2SO4 (серной кислоты).

3. Сульфат железа (III).

Упражнение. Назвать FeSO4; Cr(NO3)3; Cr(NO3)2; Cu2SO3; CuCl2.

Алгоритм (2) построения формул солей
по названию

1. Слева записать металл, указанный в названии, над ним – степень окисления (из названия, из таблицы растворимости).

2. По названию соли определить, какой кислоте она соответствует, кислотный остаток записать справа от металла, над ним написать степень окисления (из таблицы растворимости).

3. Снести степень окисления крест-накрест.

4. Если надо, индексы сократить.

! Если после кислотного остатка должен быть индекс, кислотный остаток берется в скобки.

Пример: нитрат меди (II).

2. Нитрат – соль азотной кислоты HNO3, ее кислотный остаток  

Упражнение. Построить сульфит магния, бромид хрома (III), ортофосфат бария, сульфат алюминия.

урок 16 (тренинг)

составление формул классов веществ
по названиям, номенклатура

Цель: довести умения классифицировать неорганические вещества, давать названия по формулам, строить формулы по названиям до оптимального уровня усвоения.

Вариант

Формулы, названия веществ

назвать

HNO2

MnO2

K2SO4

Fe(OH)2

построить

хлорид

железа (III)

гидроксид

калия

оксид

ртути (II)

азотная

кислота

1

NO

Fe(OH)3

H2S

CuSO4

оксид

хрома (III)

силикат

магния

угольная

кислота

гидроксид

калия

2

H2SO4

N2O

Cu(OH)2

Fe(NO3)3

оксид

хрома (II)

гидроксид

магния

карбонат

натрия

азотистая

кислота

3

CrCl3

Al(OH)3

N2O5

HCl

сульфат

лития

гидроксид

кальция

оксид фосфора (III)

сернистая кислота

4

Mg(OH)2

H2SO3

Ca(NO2)2

NO2

ортофосфорная кислота

гидроксид

натрия

нитрат

хрома (III)

оксид

фосфора (V)

. 5

Cl2O

HNO3

AlPO4

NaOH

оксид

углерода (II)

бромид

меди (I)

гидроксид

лития

кремниевая

кислота

6

H3PO4

Cl2O7

Cr(OH)3

Mn(NO3)2

соляная

кислота

оксид

серы (VI)

хлорид

меди (II)

гидроксид

натрия

7

Cr(OH)2

K2CO3

ClO2

HI

оксид

кремния (IV)

йодид

железа (II)

гидроксид

кальция

серная

кислота

8

KOH

H2CO3

Cu2SO4

ClO3

сероводородная кислота

оксид

углерода (IV)

нитрит

калия

гидроксид

железа (II)

9

FeO

CrCl2

H2SiO3

Mn(OH)2

оксид

брома (I)

нитрат

кальция

гидроксид

хрома (III)

фтороводородная

кислота

10

Ba(OH)2

Fe2O3

Cr2(SO4)3

HBr

серная

кислота

сульфид

хрома (II)

гидроксид

калия

оксид

йода (VII)

11

HF

Fe(NO3)2

K2O

Al(OH)3

оксид

брома (VI)

карбонат

бария

гидроксид

бария

азотная

кислота

12

LiOH

HNO2

Cu2SO4

SO2

фтороводородная кислота

оксид

меди (II)

силикат

калия

гидроксид

меди (II)

урок 17

химические реакции: признаки и условия протекания.

 Химические уравнения

Элементы содержания: химическая реакция; условия и признаки химических реакций; классификация реакций по поглощению и выделению энергии, уравнение и схема химической реакции; сохранение массы вещества при химических реакциях.

Требования: знать понятие «химическая реакция», уметь определять тип реакции по тепловому эффекту, понимать химическую символику: уравнения химических реакций, знать закон сохранения массы веществ, уметь составлять уравнения химических реакций.

Содержание маршрута:

Сроки

Учебные действия

Задания для самоконтроля.

  1. Изучи материал § 26

      2. Запиши в тетрадь:

- При химических явлениях образуются новые вещества. Химические явления по-другому называют химическими реакциями.

- Химические реакции – это явления, в ходе которых одни химические вещества превращаются в другие.

- Экзотермические – в ходе которых энергия выделяется (+ Q).

- Эндотермические – при которых энергия поглощается (– Q). Эти реакции требуют для своего протекания постоянного притока энергии: нагревания, действия электрического тока, освещения, механического растирания или удара.

Химическое уравнение – условная запись химической реакции с помощью химических формул и коэффициентов.

Обрати внимание!

Сущность химической реакции заключается в том, что продукты реакции образуются из тех же атомов, из которых состояли исходные вещества. Атомы никуда не исчезают и не появляются из ниоткуда.

Это значит: сколько атомов каждого элемента было в исходных веществах, столько же их должно оказаться в продуктах реакции.

Существует несколько приемов расставления коэффициентов:

1. Сравнение количества атомов каждого элемента в левой и правой части обычно начинают с самого сложного вещества.

2. Нахождение наименьшего общего кратного, если слева и справа у одного и того же элемента обнаруживаются разные индексы.

3. Удвоение, если получились дробные коэффициенты или в левой и правой части уравнения есть вещества одинакового качественного состава (удваивается формула того вещества, в котором больше атомов).

Например:

1.         Ca + H Cl → CaCl2 + H2

        Ca + 2 HCl = CaCl2 + H2

        4Al + 3O2 = 2Al2O3

3.         C2H6 + O2 → CO2 + H2O

        C2H6 + ?O2 → 2CO2 + 3H2O

        C2H6 + 3,5O2 = 2CO2 + 3H2O

или

        2C2H6 + 7O2 = 4CO2 + 6H2O

                удваиваем

        CrO3 → 2Cr2O3 + O2

        4CrO3 = 2Cr2O3 + 3O2

3.Выполни упражнения:

Расставь коэффициенты в уравнениях реакций..

  1. Cu + O2 → CuO        
  2. Fe(OH)3 → Fe2O3 + H2O.         
  3. Al + CuBr2 → AlBr3 + Cu
  4. Ca(OH)2 + Na3PO4 → Ca3(PO4)2 + NaOH
  5. K2O + H2O → KOH
  6. NO2 → NO + O2
  7. B2H6 + O2 → B2O3 + H2O
  8. C5H10 + O2 → CO2 +H2O

§ 26,

упр. 1, 2.

Урок 18 - 19

реакции разложения и соединения

реакции замещения и обмена

Элементы содержания: классификация реакций; понятие о скорости реакции; катализаторы.

Требования: знать классификацию реакций.

 Содержание маршрута:

Сроки

Учебные действия

Задания для самоконтроля.

  1. Изучи материал § 29 - 32
  2. Запиши в тетрадь:

Оформи таблицу:

Тип реакции

Пример реакции

Реакции разложения – это реакции, при которых из одного вещества образуется несколько других.

Реакции соединения – это реакции, при которых из нескольких веществ образуется одно.

4P + 5O2 → 2P2O5

P2O5 + 3H2O → H3PO4

Реакция замещения – это реакция между простым и сложным веществом, при которой атомы простого вещества, замещают атомы одного из элементов в сложном веществе:

Zn + 2HCl → ZnCl2 + H2

Zn + CuSO4 → ZnSO4 + Cu↓

Реакции обмена – это реакции, при которых два сложных вещества обмениваются своими составными частями:

CuSO4 + 2NaOH = Na2SO4 + Cu(OH)2

CuSO4 + BaCl2 = BaSO4↓ + CuCl2

- Вещества, изменяющие скорость реакции, но сами при этом не расходующиеся, называются катализаторами.

- Реакции, на скорость которых можно повлиять катализатором, называются каталитическими.

- Реакции, идущие без участия катализатора, называются некаталитическими.

- В живых организмах все химические процессы происходят под действием биологических катализаторов – ферментов.

- Необратимые реакции – это реакции, которые при данных условиях идут только в одном направлении.

- Обратимые реакции – реакции, которые при данных условиях протекают в двух противоположных направлениях

Обрати внимание:

Условиями необратимого протекания реакций обмена являются:

1) образование осадка (нерастворимого или малорастворимого вещества);

2) выделение газа;

3) образование воды.

3. Выполни задание: используя материал § 29–33, привести в таблице  примеры реакций

Признак классификации

Тип реакции

Примеры

I. Тепловой эффект

Экзотермическая.

Эндотермическая

II. Обратимость

Обратимые.

Необратимые

III. Участие катализатора

Каталитические.

Некаталитические

IV. Состав и количество веществ, участвующих

в реакции

Соединения.

Разложения.

Замещения.

Обмена

§ 29, упр. 1, 4;

§ 30, упр. 1, 2.

§ 31, упр. 2;

§ 32, упр. 3, 4.

Урок 20

электролитическая диссоциация

Элементы содержания: электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей в водных растворах; ионы, анионы и катионы.

Требования: знать понятия «электролитическая диссоциация», «ион»; уметь составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей.

Содержание маршрута:

Сроки

Учебные действия

Задания для самоконтроля.

  1. Вспомни и ответь на вопросы:

– Что такое растворение; раствор?

– От чего зависит растворимость?

– Как доказать, что растворении

– физико-химический процесс?

– Какие растворы называют насыщенными, ненасыщенными и пересыщенными?

–Какие вещества называют хорошо растворимыми, малорастворимыми, практически нерастворимыми? По таблице растворимости приведите примеры таких веществ.

– Что такое электролиты?

– Какие классы веществ к ним относятся?

– Что такое неэлектролиты? Приведите примеры неэлектролитов.

  1. Изучи материал § 35, 36 (до стр. 201)
  2. Запиши в тетрадь:

- Процесс распада кристалла электролита на ионы называется электролитической диссоциацией (этот процесс в 1887 г. открыл известный ученый Сванте Аррениус).

- Вещества ионного строения (соли, щелочи) диссоциируют на ионы в одну стадию. Это записывают с помощью уравнений (используем таблицу растворимости).

- Вещества с ковалентной полярной связью (кислоты) под действием диполей воды ионизируются.

- Вещества с ковалентной связью диссоциируют ступенчато:

Диссоциация – обратимый процесс.

Степень распада на ионы – степень диссоциации определяет силу электролита.

Сильные электролиты диссоциируют почти полностью (к ним относятся щелочи, растворимые соли, кислоты: HCl, HBr, HI, HNO3, H2SO4).

Слабые электролиты диссоциируют менее чем на 10 %, к ним относится аммиак (NH4OH), слабые кислоты: H2CO3, H2S, HNO2.

Степень диссоциации (α) – это отношение числа продиссоциировавших частиц (nд) к общему числу растворенных частиц (np).

Положения
теории электролитической диссоциации

1. При растворении в воде электролиты диссоциируют на положительные ионы (катионы) и отрицательные ионы (анионы).

2. Под действием электрического тока катионы движутся к катоду (отрицательному полюсу), анионы – к аноду (положительному полюсу).

3. Диссоциация – обратимый процесс.

4. Не все электролиты диссоциируют в равной мере.

5. Химические свойства электролитов определяются свойствами тех ионов, которые они образуют при диссоциации.

4. Выполни упражнение: записать уравнения диссоциации:

Вариант I

Вариант II

Вариант III

Вариант IV

K3PO4

Na2CO3

Ca(NO3)2

FeCl3

KOH

Ca(OH)2

LiOH

Ba(OH)2

H2SO3

H2CO3

H2S

H3PO4

§ 35, 36

 (до с. 201),

 упр. 4, 5.

уроки 21 -22

кислоты, щелочи и основания, соли
как электролиты. реакции ионного обмена

Элементы содержания: реакции ионного обмена; основные классы неорганических веществ.

Требования: уметь составлять уравнения реакций ионного обмена, определять возможность протекания реакций ионного обмена, объяснять сущность реакций ионного обмена.

Содержание маршрута:

Сроки

Учебные действия

Задания для самоконтроля.

  1. Изучи материал § 36, 37,
  2. Запиши в тетрадь:

Определение

Реакция

Кислоты – это электролиты, при диссоциации которых образуются катионы водорода и анионы кислотного остатка.

Щелочи – это электролиты, при диссоциации которых образуются катионы металла и гидроксид-анионы.

Соли– это электролиты, при диссоциации которых образуются катионы металла и анионы кислотного остатка.

Схема вещества

В ходе этих реакций электролиты обмениваются своими составными частями – ионами, поэтому такие реакции называются реакциями ионного обмена.

  1. Разбери алгоритм составления реакций ионного обмена.

§ 36, 37,

упр. 1–3, 5.

 

.

Алгоритм
составления реакций ионного обмена

1. Записать исходные вещества. Подписать классы веществ.

2. Проверить, являются ли они электролитами (растворимыми) по таблице растворимости. По схеме определить, возможна ли такая реакция.

3. Если возможно, над ионами в исходных веществах проставить заряды (из таблицы растворимости).

4. Поменять первые части формул местами и записать таким образом продукты реакции.

5. Правильно составить формулы продуктов. Для этого поставить заряды ионов, снести их крест-накрест и сократить, если нужно.

6. Расставить коэффициенты в уравнении.

На этом заканчивается составление молекулярного уравнения.

7. Под формулами продуктов реакции подписать, являются ли они электролитами или неэлектролитами.

8. Записать электролиты в виде ионов с учетом индексов и коэффициентов; неэлектролиты оставить в молекулярном виде.

На этом заканчивается составление полного ионного уравнения.

9. В левой и правой части уравнения сократить одинаковые частицы.

10. Записать оставшиеся после сокращения ионы и молекулы.

Должно получиться сокращенное ионное уравнение.

Для каждого случая составляются уравнения.

Например:

2. Электролит + электролит  реакция возможна.

5. – молекулярное уравнение.

6. CuSO4  + 2NaOH  → Cu(OH)2  +  Na2SO4.

7. Электролит + электролит → неэлектролит + электролит.

8. – полное ионное уравнение.

10. Cu2+ + 2OH- → Cu(OH)2 – сокращенное ионное равнение.

урок 23 - 26

химические свойства кислот, оснований, оксидов, солей.

Элементы содержания: основные классы неорганических веществ.

Требования: уметь характеризовать свойства основных классов неорганических веществ.

Содержание маршрута:

Сроки

Учебные действия

Задания для самоконтроля.

Изучи материал § 38, § 39,

Оформи в тетради следующие схемы:

 «Химические свойства кислот».

«Химические свойства оснований»

«Химические свойства оксидов»

«Схема взаимодействия солей»

 § 38, упр. 1–5; схему выучить наизусть.

§ 39,

упр. 1, 2, 3.6.

§ 40, упр. 1–3;

§ 41, упр. 1, 2, 5.

Урок 62

окислительно-восстановительные
реакции

Элементы содержания: окислительно-восстановительные реакции; окислитель и восстановитель.

Требования: знать понятия «окислитель» и «восстановитель», «окисление» и «восстановление»; уметь составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций.

Содержание маршрута:

Сроки

Учебные действия

Задания для самоконтроля.

  1. Изучи материал § 43
  2. Запиши в тетрадь:

- Реакции, в ходе которых меняются степени окисления элементов называются  окислительно-восстановительными.

- Элемент, отдающий электроны, называется восстановителем, а принимающий электроны – окислителем.

- Процесс отдачи электронов называется окислением, а принятия – восстановлением.

- В процессе окисления степень окисления повышается, в процессе восстановления – понижается.

- Эти процессы неразрывно связаны между собой, число принятых окислителем электронов должно быть равно числу отданных восстановителем электронов.

- На этом основании составляется электронный баланс и расставляются коэффициенты.

           3. Рассмотри внимательно приложение 1. Оформи его в тетради.

§ 43,

упр. 1, 3, 7

выписать типичные окислители и восстановители (с. 234–235).

Приложение 1.

1. Взаимодействие металлов с неметаллами.

Учитель демонстрирует горение магния, записывает уравнение и электронный баланс.

2. Взаимодействие неметаллов между собой.

3. Взаимодействие металлов с водой.

4. Взаимодействие металлов с кислотой.

5. Взаимодействие металлов с солью.

6. Горение и окисление сложных веществ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный модуль индивидуального маршрута для учеников 9 класса по учебнику "L\'oiseau bleu"

Разработано для учеников 9 класса, обучающихся по индивидуальному маршруту/частоболеющих по учебнику "L\'oiseau bleu"...

Учебный модуль индивидуального маршрута для учеников 10 класса по учебнику "Objectif"

Разработано для учеников 10 класса, обучающихся по индивидуальному маршруту/частоболеющих по учебнику "Objectif"...

Индивидуальный маршрут по теме «Степень с рациональным показателем» для 9 класса.

Индивидуальный маршрут по теме «Степень с рациональным показателем» для 9 класса....

"Проектирование индивидуального маршрута учащегося 8 класса с девиантным поведением по формированию социально-правовой компетенции"

Представлена разработка индивидуального образовательного маршрута учащегося 8 класса с девиантным поведением....

Мастер-класс "Формирование и развитие исследовательской деятельности учащихся при проектировании и реализации индивидуального образовательного маршрута учащихся 9 классов при изучении химии и биологии"

Внастоящее время ценность приобретает не количество получаемых знаний (хотя это, безусловно, тоже важно), а умение справляться с потоком информации способность добывать необходимые сведения обрабатыва...

Индивидуальный образовательный маршрут учителя химии

На основе выявленных педагогических затруднений учителя химии при организации практической деятельности учащихся составлен ИОМ....