ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА В КАБИНЕТЕ ХИМИИ
материал по химии по теме

ИНСТРУКЦИЯ  ПО  ОХРАНЕ ТРУДА

 В  КАБИНЕТЕ  ХИМИИ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iot_v_kab._himii.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

        

ИНСТРУКЦИЯ  ПО  ОХРАНЕ ТРУДА

                                                           В  КАБИНЕТЕ  ХИМИИ

1. ОБЩИЕ  ТРЕБОВАНИЯ  БЕЗОПАСНОСТИ

Действие настоящей инструкции распространяется на всех работников образовательного учреждения, которые проводят занятия с учащимися в кабинете химии (учителей, педагогов дополнительного образования и т.д.).

К самостоятельной работе в кабинете химии допускаются лица:

- не моложе 18 лет, прошедшие обязательный периодический медицинский осмотр и не имеющие медицинских противопоказаний для работы в кабинете химии;

- имеющие, как правило, специальное образование или соответствующий опыт работы;

- прошедшие вводный инструктаж по электробезопасности с присвоением II группы  допуска;

- ознакомленные с инструкциями по эксплуатации средств вычислительной и оргтехники (принтеры, сканеры, источники бесперебойного питания и т.п.).

Работающий в кабинете химии обязан соблюдать Правила внутреннего трудового распорядка и режим работы школы. График работы в кабинете определяется расписанием занятий, утвержденным директором школы.

Опасными факторами при работе в кабинете химии  являются:

  1. физические (низкочастотные электрические и магнитные поля; статическое электричество; лазерное и ультрафиолетовое излучение; повышенная температура; ионизация воздуха; опасное напряжение в электрической сети; технические средства обучения (ТСО); система вентиляции; лабораторное оборудование);
  2. химические (пыль; вредные и едкие химические вещества, используемые при проведении демонстрационных опытов, лабораторных и практических работ);
  1. психофизиологические (напряжение внимания; интеллектуальные и эмоциональные нагрузки).

При работе в кабинете химии должна использоваться следующая спецодежда и индивидуальные средства защиты: халат хлопчатобумажный, косынка или колпак, респиратор или противогаз, перчатки резиновые.

Обо всех неисправностях электропроводки, лабораторного оборудования, технических средств обучения, средств вычислительной и оргтехники, сантехнического оборудования, мебели и целостности оконных стекол, работающий в кабинете химии обязан немедленно проинформировать инженера по охране труда и заместителя директора по АХР, а в случае их отсутствия - дежурного администратора и главного инженера, сделать запись в тетради заявок.

Запрещается пребывание учащихся в лаборантской.

Запрещается использование самодельных приборов и нагревательных приборов с открытой спиралью.

Не допускается совместное хранение реактивов, отличающихся по химической природе.

Запрещается хранить растворы и реактивы в таре без этикеток, растворы щелочей - в склянках с притертыми пробками, а легковоспламеняющиеся и горючие жидкости - в сосудах из полимерных материалов.

Не допускается выбрасывать в канализацию реактивы, сливать растворы, легковоспламеняющиеся и горючие жидкости. Их необходимо собирать для последующего обезвреживания в стеклянные емкости с крышками емкостью не менее 3 литров.

Запрещается хранить любое оборудование на шкафах и в непосредственной близости от реактивов и растворов.  

Проведение любых опытов и демонстрационных экспериментов с использованием летучих веществ осуществлять только в вытяжном шкафу с включенной вентиляцией.

Приготовление растворов из твердых щелочей, концентрированных кислот и водного раствора аммиака разрешается только с использованием средств индивидуальной защиты в вытяжном шкафу с включенной вентиляцией в фарфоровой лабораторной посуде.

Твердые сыпучие реактивы разрешается брать из склянок только с помощью совочков, ложечек, шпателей, пробирок.

Для обеспечения пожаробезопасности в легкодоступном месте должен находиться исправный огнетушитель, ящик с песком, совок, кошма (одеяло), пропитанное огнезащитным составом

Для оказания доврачебной помощи в легкодоступном месте должна находиться аптечка.

В кабинете на видном месте должна быть вывешена инструкция по технике безопасности для учащихся.

В начале каждого учебного года необходимо провести с учащимися инструктаж (отдельный урок по плану) по технике безопасности  с записью в соответствующем журнале.

Перед проведением каждой лабораторной и практической работы необходимо провести с учащимися инструктаж по технике безопасности с записью в соответствующем журнале.

В случае травмирования учащихся работающий в кабинете химии обязан немедленно проинформировать о случившемся дежурного администратора и школьную медицинскую сестру. При необходимости - оказать доврачебную помощь.

В случае нарушения кем-либо из учащихся техники безопасности со всеми учащимися необходимо провести внеплановый инструктаж по технике безопасности, с его регистрацией в соответствующем журнале.

Все окна кабинета либо должны быть не зарешечены, либо иметь распашные решетки, ключи от которых хранятся в легкодоступном месте.

За виновное нарушение данной инструкции работающий в кабинете химии несет персональную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

2. ТРЕБОВАНИЯ  БЕЗОПАСНОСТИ  ПЕРЕД  НАЧАЛОМ  РАБОТЫ

При работе с токсичными и (или агрессивными) веществами необходимо надеть соответствующую спецодежду и приготовить к использованию средства индивидуальной защиты.

Проверить (визуально) исправность электропроводки, лабораторного и сантехнического оборудования, системы вентиляции, мебели, ТСО; целостность оконных стекол и сохранность реактивов. Особое внимание следует обратить на исправность электропроводки, подключенной к рабочим столам учащихся.

Путем  кратковременного включения проверить работоспособность вытяжного шкафа.

Проверить правильность оборудования рабочих мест учащихся и своего собственного рабочего места (установку стола, стула) и, при необходимости, произвести  необходимые изменения в целях исключения неудобных поз и длительных напряжений тела.

В случае обнаружения неисправности приборов и оборудования работающий в кабинете химии обязан немедленно поставить в известность инженера по охране труда, заместителя директора по АХР, а при его отсутствии - главного инженера и дежурного администратора и сделать соответствующую запись в тетради заявок.

Запретить учащимся приступать к работе в случае обнаружения несоответствия их рабочих мест установленным в данном разделе требованиям, а также при невозможности выполнить указанные в данном разделе подготовительные к работе действия.

3. ТРЕБОВАНИЯ  БЕЗОПАСНОСТИ  ВО  ВРЕМЯ  РАБОТЫ

Во время работы необходимо соблюдать настоящую инструкцию, правила эксплуатации оборудования, оргтехники, ТСО и приспособлений, правила работы с химическими реактивами.

Работающий в кабинете химии обязан обеспечить:

  1. проведение демонстрационных опытов с опасными, едкими и ядовитыми веществами, а также с веществами, способствующими загрязнению помещения только в вытяжном шкафу при включенной вентиляции;
  2. использование пластмассовой или фарфоровой ложечки для взятия твердой щелочи при проведении демонстрационных опытов;
  3. использование для нагревания жидкостей только тонкостенных сосудов, наполненных не более чем на треть;
  4. демонстрирование взаимодействия щелочных металлов и кальция с водой в химических стаканах типа ВН-600, наполненных не более чем на 5% объема;
  5. расположение тары с химическими реактивами этикетками вверх при наливании растворов;
  6. снятие капли жидкости, оставшейся на горлышке, краем той посуды, куда жидкость наливается;
  7. поддержание порядка и чистоты  на своем рабочем месте и рабочих местах учащихся;
  8. проведение инструктажа учащихся по технике безопасности с записью в соответствующем журнале перед началом лабораторных и практических работ с использованием учащимися лабораторного оборудования;
  9. соблюдение учащимися требований соответствующих инструкций по технике безопасности при занятиях в кабинете химии, при проведении лабораторных и практических работ;
  10. соблюдение учащимися правил сборки и разборки лабораторных стендов;
  11. соблюдение требований (СанПиН 2.4.2.1178-02) на рабочих местах учащихся;
  12. соблюдение установленных режимом рабочего времени регламентированных перерывов в работе, выполнение рекомендованных физических упражнений с учетом возрастных особенностей учащихся (СанПиН 2.4.2.1178-02).

Во время работы запрещается:

  1. переключать электрические разъемы при включенном питании;
  2. работать с химическими реактивами при отключенном вытяжном шкафе;
  3. привлекать к приготовлению растворов из твердых щелочей и кислот лаборанта и учащихся;
  4. привлекать к проведению демонстрационных опытов учащихся;
  5. при использовании пипетки засасывать жидкость ртом;
  6. использовать для взятия твердой щелочи металлическую ложечку или насыпать щелочь из склянок через край;
  7. перед нагреванием наполнять пробирки жидкостью более чем на треть;
  8. закрывать оборудование бумагами и посторонними предметами;
  9. допускать скапливание бумаг на рабочих местах;
  10. допускать попадание влаги на поверхности устройств и оборудования;
  11. производить самостоятельно вскрытие и ремонт оборудования;
  12. оставлять без присмотра химические реактивы, включенное оборудование, приспособления, вычислительную и оргтехнику, ТСО;
  13. оставлять открытыми краны, емкости с вредными и опасными веществами;
  14. оставлять учащихся без присмотра.

Использование ионизаторов допускается только во время перерывов в работе и при отсутствии людей в помещении.

При открывании окон необходимо проследить за отсутствием сквозняков, могущих повлечь разбитие стекол.

4. ТРЕБОВАНИЯ  БЕЗОПАСНОСТИ  В  АВАРИЙНЫХ  СИТУАЦИЯХ

В случае возникновения аварийных ситуаций (замыкание электропроводки, прорыв водопроводных труб, задымление, появление посторонних запахов и т.п.), могущих повлечь за собой травмирование и (или) отравление учащихся, работающий в кабинете химии обязан, при возможности, отключить неисправное оборудование, немедленно вывести из кабинета учащихся, руководствуясь схемой эвакуации и соблюдая при этом порядок; сообщить об этом инженеру по охране труда и заместителю директора по АХР, а в случае их отсутствия - дежурному администратору и главному инженеру.

При обнаружении обрыва проводов питания или нарушения целостности их изоляции, неисправности заземления и других повреждений электрооборудования, появления запаха гари, посторонних звуков в работе оборудования и тестовых сигналов, индицирующих о его неисправности, немедленно прекратить работу, обеспечить прекращение работы учащимися и отключить питание.

При поражении учащихся электрическим током принять меры по их освобождению от действия тока путем отключения электропитания, обратиться к медицинской сестре и, при необходимости, оказать потерпевшим доврачебную помощь.

Разлитый водный раствор кислоты, щелочи засыпать сухим песком, совком переместить адсорбент от краев пятна к середине, собрать в полиэтиленовый пакет и плотно завязать. Место разлива обработать нейтрализующим раствором, а затем промыть водой.

При разливе легковоспламеняющихся жидкостей или органических веществ объемом до 100 мл погасить открытый огонь спиртовки, если он имеется, и проветрить помещение. Если разлито более 100 мл, погасить открытый огонь спиртовки, если он имеется, вывести учащихся из кабинета и отключить систему электроснабжения с помощью внешнего устройства. Разлитую жидкость засыпать сухим песком или опилками, адсорбент собрать деревянным совком в закрытую тару и проветрить помещение до полного исчезновения запаха.

В случае наличия пострадавших среди учащихся работающий в кабинете химии обязан обратиться к школьной медицинской сестре, а при необходимости оказать доврачебную помощь.

В случае разлива легковоспламеняющейся жидкости и ее загорания немедленно сообщить в пожарную охрану и непосредственному руководителю, после чего приступить к тушению пожара имеющимися средствами.

В случае возгорания оборудования отключить питание, сообщить в пожарную охрану и непосредственному руководителю, после чего приступить к тушению пожара имеющимися средствами.

5. ТРЕБОВАНИЯ  БЕЗОПАСНОСТИ  ПО  ОКОНЧАНИИ  РАБОТЫ

После окончания работы работающий в кабинете химии обязан:

  1. отключить электропитание в последовательности, установленной инструкциями по эксплуатации на оборудование и ТСО с учетом характера выполняемых работ;
  2. проконтролировать приведение в порядок рабочих мест учащихся;
  3. обеспечить организованный выход учащихся из кабинета;
  4. произвести демонтаж установок и лабораторных стендов, использованных на уроке;
  5. убрать используемые реактивы в специальные места, предназначенные для их хранения (лаборантскую) и запереть их;
  6. отработанные растворы реактивов слить в стеклянную тару с крышкой емкостью не менее 3 л для последующего уничтожения;
  7. тщательно вымыть руки.

Отключить освещение, перекрыть краны, закрыть окна.

Отключить вытяжной шкаф.

При обнаружении неисправности мебели, оборудования, нарушения целостности окон  проинформировать об этом заместителя директора по АХР, а при его отсутствии - дежурного администратора и сделать запись в тетради заявок.

6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Проверка и пересмотр настоящей инструкции осуществляются не реже одного раза в 5 лет.

Инструкция должна быть досрочно пересмотрена в следующих случаях:

  1. при пересмотре межотраслевых и отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда;
  2. при изменении условий труда в конкретном кабинете;
  3. при внедрении новой техники и (или) технологий;
  4. по результатам анализа материалов расследования аварий, несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
  5. по требованию представителей органов по труду субъектов Российской Федерации или органов федеральной инспекции труда.

Если в течение 5 лет со дня утверждения (введения в действие) настоящей инструкции условия труда не изменяются, то ее действие продлевается на следующие 5 лет.

Ответственность за своевременное внесение изменений и дополнений, а также пересмотр настоящей инструкции возлагается на инженера по охране труда.

               С  инструкцией ознакомлен (а)

«____»________________200__г.                        ________________(________________)

                                                                подпись                   расшифровка подпись  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час «Труд человека в век технологий: труд души? Труд ума? Труд рук?»

Умственный труд объединяетработы, связанные с приёмом и передачей информации, требующие активизации процессов мышления, внимания, памяти.       Труд души– передает чувства, э...

Итоговое обобщение по теме «Рынок труда. Человек на рынке труда».

В связи с ограниченным преподаванием экономики в непрофильных школах преподаватели испытывают затруднение в подборе проверочного материала. Предлагаю ряд тестов для основной школы 7-8 класс, которые м...

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ВЯЗАНИЯ КРЮЧКОМ. ИНСТРУКТАЖ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ВЯЗАНИЯ КРЮЧКОМ. ИНСТРУКТАЖ ПО ОХРАНЕ ТРУДА Основные элементы вязания крючком.

Урок по технологии для 9 класса с применением метода интеллект – карт для  активизации  и развития информационно-познавательной и мыслительной деятельности обучающихся  по техноло...

УЧЕТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ НА УРОКАХ ТРУДА УЧЕТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ НА УРОКАХ ТРУДА

Актуальность темы:         Знание психики, возрастных, физиологических особенностей и клинического диагноза позволяет организовать более оптимальную корре...

Воспитательский час на тему: «Что такое труд? Зачем человек должен трудиться?»

Цели воспитательского часа:            1.Привить уважение и любовь к труду и людям труда.           2.Показать необ...

Труд. Разделение труда и специализация. Производительность труда.

Разработка урока  «Труд. Разделение труда и специализация. Производительность труда.» Урок включён в раздел программы « Труд»курса экономики 5 класс...