Урок химии в 8 классе "Бинарные соединения в жизни человека" по учебнику Габриеляна О.С.
план-конспект урока (химия, 8 класс) по теме
В основу урока " Бинарные соединения в жизни человека" положены деятельностный подход и групповая работа. Он способствует развитию креативности и мышления учащихся, учит сотрудничеству и самостоятельности. При желании этот урок учитель может провести с помощью технологии позиционного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_8_klasse_binarnye_soedineniya.doc | 73 КБ |
prezentaciya_k_uroku_binarnye_soedineniya.pptx | 892.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок химии в 8 классе «Бинарные соединения в жизни человека»
Цели:
- Образовательные: знать: значение бинарных соединений (H2O, CO2, NH3, HCl, CaO) в жизни человека. Уметь: различать оксиды и гидриды, выделять их среди других веществ, определять степень окисления и называть их.
- Воспитательные: развитие умения работать в группе, с дополнительными источниками информации, умение сворачивать текстовую информацию в таблицу
- Развивающие: развитие мышления и химической речи учащихся
Ход урока
- Организационный момент
- Мотивация знаний
Вступительное слово учителя: Ребята! Сегодня у нас будет немного необычный, и я надеюсь, очень интересный урок. Каждый из вас сделал для этого всё возможное. Цель нашего урока узнать как можно больше о бинарных соединениях, их важности в нашей жизни, научиться их различать среди других веществ. А ещё мы будем учиться работать вместе, сообща, помогать и поддерживать друг друга. Я сейчас каждому из вас выдам карточки трёх цветов, а в конце урока вы мне сдадите карточку того цвета, который соответствует вашей оценке урока. (Приложение 1) Итак, мы начинаем…
III. Актуализация знаний
- Терминологическая разминка: в парах дети должны вспомнить основные понятия и проговорить их друг другу: оксид, гидрид, степень окисления, бинарное вещество, сложное вещество (устный опрос взаимооценка)
- Тренинговая игра «Соответствие движению» Учитель показывает карточки с формулами или выводит их по одной на экран. Если это оксид – дети поднимают одну руку, гидрид – поднимают две руки, не относится к данным классам - руки опущены ( FeO, FeS2, CaH2, Na3P, Mn2O7, H2S)
- Индивидуально - дифференцированное задание
1 вариант Найдите лишнее вещество В каждой строчке одно вещество лишнее, найдите его, выпишите в тетрадь? Объясните, почему оно лишнее и постарайтесь определить степени окисления каждого элемента: - SO3, Mn2O7, KClO3, N2O5 - HCl, NH3, H2S, CaO, - Na2O, Li2O, CO2, K2O, | 2 вариант Найдите формулы В тексте спрятались формулы оксидов, найдите их, подчеркните, выпишите в тетрадь, определите степени окисления каждого элемента и назовите их. OF2SiH4NO2SAl2O3N2ONH3FClPSO2 NLi2OCS2ZnOCl2KSO3SiPCOBaSKCl |
Взаимоконтроль и взаимооценка: С обратной стороны доски правильные ответы:
1вариант – КСlО3, СаО, СО2
2 вариант - NO2, Al2O3, N2O, SO2, Li2O, ZnO, SO3,СО.
4. По верхней половине формулы восстановите всю формулу и назовите её H2O, CO2, NH3, HCl, CaO
Я креплю формулы на доске в таблицу, которую дети должны заполнить в ходе презентации выступлений
IV. Изучение нового материала
Ребята, с ролью вот этих бинарных соединений в природе и жизни человека мы и должны познакомиться в ходе нашего урока. Вам к уроку были даны задания. Каждой группе нужно было подготовить презентацию одного бинарного соединения: H2O, CO2, NH3, HCl, CaO, воспользовавшись учебником, энциклопедией, интернетом и выступление. Выступление должно быть по плану:
1. Название и формула
2. Физические свойства
3. Практическое значение
4. Нахождение в природе
В процессе подготовки можно было проявить творчество: придумать сказку, басню или быль, подобрать загадку, нарисовать рисунок или провести репортаж, показать собственную презентацию или видео ролик о веществе. Уверена, что все вы очень постарались и нам не будет скучно. Ну что же, начнём. В ходе выступлений групп класс заполняет таблицу (её можно заранее начертить в тетради или раздать готовую).
Название и формула | Свойства | Применение | Нахождение в природе |
Вода H2O | Жидкость, может быть твердой и газообразной, бесцветная, безвкусная, температура кипения 100°С, температура плавления 0°С Большая теплоемкость | Выравнивание климата, растворитель, в промышленности, в с/х все реакции в организме | Моря, океаны, озера, реки, ледники |
Оксид углерода (4) Углекислый газ CO2, | Газ, бесцветный, без запаха, хорошо растворяется в воде | Тушение пожаров, шипучие напитки, хранение мороженого, растения используют для фотосинтеза | В воздухе, люди и животные выделяют при дыхании, выделяется при горении |
Аммиак NH3, | Газ, бесцветный, с резким запахом, хорошо растворяется в воде | В медицине, в быту для мытья загрязнений, производство удобрений | Выделяется при гниении веществ, содержащих азот |
Хлороводород НСl | Газ, бесцветный, с резким запахом, хорошо растворяется в воде | Для очистки металлов от ржавчины | В желудке у животных и человека |
Оксид кальция СаО | Твердое белое вещество, хорошо реагирует с водой | Используется в строительстве, для получения соды, хлорной извести | В чистом виде не встречается, в виде соединений |
V. Закрепление материала
1. Соотнесите содержимое всех колонок таблицы и запишите в виде последовательности цифр
Вещество | Свойство | Применение | Нахождение в природе |
| 1. Жидкость 2. Газ, с резким запахом 3. Твердое белое вещество 4. Газ без запаха | 1 Шипучие напитки. 2. В строительстве 3. В медицина 4. Растворитель 5. Очистка металлов | 1. В желудке 2. Выделяется при горении 3. Моря и океаны 4. При гниении 5. Встречается в соединениях |
2. Найдите в тексте 5 ошибок и исправьте их.
Бинарные соединения имеют огромное значение в жизни человека. Вода Н2О – это самое удивительное вещество на свете. Она имеет большую теплоемкость и поэтому выравнивает климат. Вода – хороший растворитель, поэтому широко используется в промышленности, сельском хозяйстве и быту. Организм на 80% состоит из воды и все реакции в организме протекают в растворах.
Оксид углерода (4) СО2 – это бесцветный газ, с резким запахом, хорошо растворяется в воде, поддерживает горение. Его используют для хранения мороженого, а растения используют углекислый газ для фотосинтеза.
Аммиак NH3 – бесцветная жидкость, которую используют в медицине, в промышленности для получения удобрений, в быту для получения шипучих напитков
Хлороводород НСl – бесцветный газ, с резким запахом, хорошо растворяется в воде. Раствор хлороводорода называется нашатырным спиртом, его используют для очистки металла от ржавчины.
Оксид кальция СаО – твердое вещество белого цвета, широко используется в строительстве.
VI. Домашнее задание
Ребята вы сегодня очень хорошо поработали, я довольна и рада за вас. Предлагаю вам самим придумать себе домашнее задание. Это может быть любое творческое задание: викторина, кроссворд, загадки, интересные вопросы, интеллект-карта. Кому скучно работать одному, можно объединиться и выполнить задание вдвоём. А для тех, кто ничего не сможет придумать §18 № 4,5 (письменно) по учебнику Габриеляна О.С.
VII. Итог урока, рефлексия
А теперь ребята сдайте мне пожалуйста карточки того цвета, который соответствует оценке урока, тем самым вы поставите оценку мне, себе и его величеству уроку!
Приложение №1
В конце каждого урока важно осуществить рефлексию состояния ребёнка, его отношения к происходящему, его переживаний на уроке в связи с тем содержанием и той деятельностью, которая либо коснулась его, либо захватила его, либо была для него полезна и интересна, либо он остался совершенно равнодушным и безразличным к происходящему. Для этого очень удобны карточки трёх цветов:
- Карточка красного цвета обозначает: «Я удовлетворён уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой и хорошо работал на уроке, я получил заслуженную оценку, я понимал всё, о чём говорилось и что делалось на уроке».
- Карточка жёлтого цвета обозначает: «Урок был интересен, и я принимал в нём активное участие, урок был в определённой степени полезен для меня, я отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно».
- Карточка зелёного цвета обозначает: «Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чём идёт речь, мне это не очень нужно, домашнее задание я не понял, к ответу на уроке я был не готов»
В конце урока каждый ученик сдаёт учителю карточку того цвета, который соответствует его внутреннему состоянию. Фамилии на карточках не указываются, поэтому у ребёнка нет повода для каких либо волнений.
Приложение №2
Если учитель не ограничен во времени и может позволить себе два урока на данную тему, то этот же урок можно провести с помощью технологии позиционного обучения (Автор технологии профессор, доктор психологических наук Н.Е.Вераксы). Она очень актуальна и даёт хороший результат: развивает творческие способности, самостоятельность в обучении, формирует активную жизненную позицию обучающихся.
Изучение нового материала по данной технологии включает три этапа:
- Первый этап – информационный. Я наглядно, доступно в зоне ближайшего развития учащихся класса объясняю материал. На это отводится 50% учебного времени. После объяснения бланки с названием всех групп раскладываю на столе. Учащиеся сами выбирают бланк, вписывают свои фамилии и на этом же бланке делают записи.
- Второй этап - смысловой. Он заключается в анализе всего материала с точки зрения одной из позиций и в выполнении задания, соответствующего выбранной позиции. Отводится 25% времени. Обучающимся предлагаются следующие группы: «Тезис», «Понятие», «Схема», «Апологет», «Оппозиция», «Практик», «Ассоциация», «Поэт», «Театр», «Вопрос», «Рефлексия», «Диалектик», «Эксперт», «Экспериментатор». Количество групп зависит от количества учащихся в классе. В каждой группе должно быть не менее двух учащихся.
- Третий этап - демонстрационно-дискуссионный. На этом этапе учащийся предъявляет наработанный материал аудитории. Отводится 25% учебного времени.
Каждая группа отражает одну из позиций, в контексте которой проводится анализ изучаемой темы.
Группа «Апологет» - выявить и сформулировать положительные, оригинальные, интересные, перспективные стороны материала.
Группа «Оппозиция». Задание: сформулировать все «недостатки», которые удалось найти при изучении темы.
Группа «Понятие» - указать базовые понятия, входящие в тему, и дать им определения.
Группа «Схема» - представить схему, отражающую смысловые связи между единицами изучаемого материала, и сделать пояснения к ней.
Группа «Тезис» - изложить содержание изучаемой темы в виде основных тезисов.
Группа «Вопрос» - сформулировать вопросы по содержанию учебного материала.
Работу данной группы можно организовать по принципу игры «Слабое звено»; после выступления всех групп вопросы задаются участникам каждой группы поочерёдно. При этом эксперты фиксируют, кто и на какое количество вопросов ответил
Группа «Рефлексия» - определить трудности, которые могут возникнуть у обучаемых при использовании материала. Обосновать свои предположения.
Группа «Практик» - определить возможности использования материала в практической деятельности. Обосновать свои предположения.
Группа «Эксперт» - сформулировать позитивные и негативные моменты в деятельности каждой группы. Выставить оценки каждой группе по результатам работы.
Группа «Ассоциация» - сделать рисунок, в котором отражены ассоциации (образы), возникшие при ознакомлении с темой занятия.
На третьем этапе каждая группа презентует изучаемый материал с разных позиций
«Эксперты» оценивают выступление каждой группы, которая может согласиться и не согласиться с оценкой. Однако деятельность группы, отраженная в бланке, дает объективную картину. Кроме того, в бланке поименно указывается состав группы, что позволяет контролировать посещаемость.
Третий этап является наиболее интересным для учащихся и преподавателей. Группы не повторяют выступления друг друга, что является следствием различия занимаемых позиций. В выступлении принимают участие все члены группы, излагая результаты работы, отвечая на вопросы, обсуждая. В процессе такой деятельности осуществляется осмысление материала с разных позиций, что очень важно для развития ребёнка.
Подобная организация позволяет решить ряд формальных вопросов, прежде всего контроль и оценку знаний учащихся. И что самое важное развивает – самостоятельность, активность, творчество. А это самое главное сегодня!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели урока Цели: Образовательные: знать: значение бинарных соединений ( H 2 O , CO 2 , NH 3 , HCl , CaO ) в жизни человека. Уметь: различать оксиды и гидриды, выделять их среди других веществ, определять степень окисления и называть их. Воспитательные: развитие умения работать в группе, с дополнительными источниками информации, умение сворачивать текстовую информацию в таблицу Развивающие: развитие творческих способностей, внимания, мышления и химической речи учащихся
Педагогическме приёмы Терминологическая разминка : в парах дети должны вспомнить основные понятия и проговорить их друг другу: оксид, гидрид, степень окисления, бинарное вещество, сложное вещество, простое вещество Тренинговая игра «Соответствие движению» Учитель показывает карточки с формулами или выводит их по одной на экран. Если это оксид – дети поднимают одну руку, гидрид – поднимают две руки, не относится к данным классам - руки опущены ( FeO , FeS 2 , CaH 2 , Na 3 P , Mn 2 O 7, H 2 S )
Индивидуальные дифференцированные задания 1 вариант Найдите лишнее вещество 2 вариант Найдите формулы В каждой строчке одно вещество лишнее, найдите его, выпишите в тетрадь? Объясните, почему оно лишнее и постарайтесь определить степени окисления каждого элемента: - SO 3 , Mn 2 O 7 , KClO 3 , N 2 O 5 - HH HCl , NH 3 , H 2 S, CaO , - Na 2 O, Li 2 O, CO 2 , K 2 O, В тексте спрятались формулы оксидов, найдите их, подчеркните, выпишите в тетрадь, определите степени окисления каждого элемента и назовите их. OF 2 SiH 4 NO 2 SAl 2 O 3 N 2 ONH 3 FClPSO 2 NLi 2 OCS 2 ZnOCl 2 KSO 3 SiPCOBaSKCl
Работа в группах Группам были даны опережающие задания: подготовить презентацию одного бинарного соединения с помощью любых источников информации - учебника, энциклопедии, интернета и выступление по плану: Название и формула Физические свойств Практическое значение Нахождение в природе В ходе подготовки нужно было проявить творчество: придумать сказку или басню, подобрать стихи или загадки, нарисовать рисунок или сделать фотографию, показать презентацию или сделать репортаж о веществе.
Индивидуальная работа Название и формула Свойства Применение Нахождение в природе Вода H 2 O Жидкость, может быть твердой и газообразной, бесцветная, безвкусная, температура кипения 100°С, температура плавления 0°С Большая теплоемкость Выравнивание климата, растворитель, в промышленности, в с/х все реакции в организме Моря, океаны, озера, реки, ледники Оксид углерода (4) Углекислый газ CO 2 , Газ, бесцветный, без запаха, хорошо растворяется в воде Тушение пожаров, шипучие напитки, хранение мороженого, растения используют для фотосинтеза В воздухе, люди и животные выделяют при дыхании, выделяется при горении Аммиак NH 3 , Газ, бесцветный, с резким запахом, хорошо растворяется в воде В медицине, в быту для мытья загрязнений, производство удобрений Выделяется при гниении веществ, содержащих азот Хлороводород НС l Газ, бесцветный, с резким запахом, хорошо растворяется в воде Для очистки металлов от ржавчины В желудке у животных и человека Оксид кальция СаО Твердое белое вещество, хорошо реагирует с водой Используется в строительстве, для получения соды, хлорной извести В чистом виде не встречается, в виде соединений
Закрепление изученного Вещество Свойство Применение Нахождение в природе СаО CO 2 НС l Аммиак Вода 1. Жидкость 2. Газ, с резким запахом 3. Твердое белое вещество 4. Газ без запаха 1 Шипучие напитки. 2. В строительстве 3. В медицина 4. Растворитель 5. Очистка металлов 1. В желудке 2. Выделяется при горении 3. Моря и океаны 4. При гниении 5. Встречается в соединениях
Закрепление изученного Найдите в тексте 5 ошибок и исправьте их. Бинарные соединения имеют огромное значение в жизни человека. Вода Н 2 О – это самое удивительное вещество на свете. Она имеет большую теплоемкость и поэтому выравнивает климат. Вода – хороший растворитель, поэтому широко используется в промышленности, сельском хозяйстве и быту. Организм на 80% состоит из воды и все реакции в организме протекают в растворах. Оксид углерода (4) СО 2 – это бесцветный газ, с резким запахом, хорошо растворяется в воде, поддерживает горение. Его используют для хранения мороженого, а растения используют углекислый газ для фотосинтеза. Аммиак NH 3 – бесцветная жидкость, которую используют в медицине, в промышленности для получения удобрений, в быту для получения шипучих напитков Хлороводород НС l – бесцветный газ, с резким запахом, хорошо растворяется в воде. Раствор хлороводорода называется нашатырным спиртом, его используют для очистки металла от ржавчины. Оксид кальция СаО – твердое вещество белого цвета, широко используется в строительстве.
Рефлексия и итоги урока Я удовлетворён уроком, урок был полезен для меня, я много и с пользой работал на уроке, я получил заслуженную оценку, я понимал всё, о чём говорилось и что делалось на уроке Урок был интересен, и я принимал в нём активное участие, урок был в определённой степени полезен для меня, я отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чём идёт речь, мне это не очень нужно, домашнее задание я не понял, к ответу на уроке я не был готов
Технология позиционного обучения
Другие Варианты групп Группа «Схема» Группа «Понятие» Группа «Тезис» Группа «Рефлексия» Группа «Актёр» Группа «Поэт» Группа «Уравнение» Группа «Эксперимент» Группа «Практик» Группа «Ассоциация»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок химии в 8 классе по программе О.С. Габриеляна для общеобразовательных школ "Степень окисления"
Урок разработан с использованием технологии мультимедиа. Презентация к уроку активизировать внимание учащихся, проверять прочность усвоения нового материала....
Урок химии в 8 классе по программе О.С.Габриеляна. Тема: "Металлы - простые вещества". Разработан с помощью технологии критического мышления.
Конспект урока "Металлы - простые вещества" с презентацией для 8 класса. Урок разработан с помощью технологии критического мышления....
Пояснительная записка и тематическое планирование уроков химии в 9 кл по программе О.С.Габриеляна
В пояснительной записке отражены требования к уровню подготовки учащихся - личностные,метапредметные, предметные. Перед каждой темой указаны ключевые компетенции, которые нужно сформироват...
Урок химии по теме "Соединения водорода, вода"
Урок химии в 11 классе, используется технология учебных проектов....
Тематическое планирование уроков химии в 8 классе по курсу О. С. Габриеляна
Тематическое планирование уроков химии по курсу О. С. Габриеляна. 8 класс Л.о.13. практические-2. автор программы Габриелян О.С. автор учеб. Габриелян О.С...
технологическая карта урока химии в 9 классе по программе О.С.Габриеляна. Тема урока "Решение задач"
Технологическая карта урока хими в 9 классе " соответствует программе Габриеляна О.С.. Урок решения задач по теме "Вычисление массы или объема продукта реакции, если одно из исходных в...
урок химии в 8 классе по программе О.С. Габриеляна с использованием ЭОР по теме "Физические и химические явления. Химические реакции"
конспект урока по теме "Физические и химические явления. Химические реакции" разработан с использованием ЭОР, в структуре урока полностью описаны деятельность учителя и ученика. Исполь...