Урок химии в 8 классе "Бинарные соединения в жизни человека" по учебнику Габриеляна О.С.
план-конспект урока (химия, 8 класс) по теме

Леденёва Галина Викторовна

В основу  урока " Бинарные соединения в жизни человека" положены  деятельностный  подход и  групповая  работа. Он способствует развитию креативности и мышления  учащихся, учит  сотрудничеству и самостоятельности. При желании этот урок учитель может провести с помощью технологии позиционного обучения.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок  химии в 8 классе  «Бинарные соединения в жизни человека»

Цели: 

  1. Образовательные:  знать:  значение бинарных соединений (H2O, CO2, NH3,  HCl, CaO) в жизни человека. Уметь: различать оксиды и гидриды, выделять их среди других веществ, определять        степень окисления  и называть их.
  2. Воспитательные: развитие умения работать в группе, с дополнительными источниками информации, умение сворачивать текстовую информацию в таблицу
  3. Развивающие: развитие мышления и химической речи учащихся

Ход урока  

  1. Организационный момент
  2. Мотивация знаний

Вступительное слово учителя:   Ребята! Сегодня у нас будет немного необычный, и я надеюсь, очень интересный урок. Каждый из вас сделал для этого всё возможное. Цель нашего урока узнать как можно больше о бинарных соединениях, их важности в нашей жизни, научиться  их различать среди других веществ. А ещё мы будем учиться работать вместе, сообща, помогать и поддерживать друг друга. Я сейчас каждому из вас выдам карточки трёх цветов, а  в конце урока вы мне сдадите  карточку того цвета, который соответствует вашей оценке урока. (Приложение 1)  Итак, мы начинаем…

   

  III. Актуализация знаний

  1. Терминологическая разминка: в парах дети должны вспомнить  основные понятия и проговорить их друг другу: оксид, гидрид, степень окисления, бинарное вещество, сложное вещество  (устный опрос взаимооценка)
  2. Тренинговая игра «Соответствие движению» Учитель показывает карточки с формулами или выводит их по одной на экран. Если это оксид – дети поднимают одну руку, гидрид – поднимают две руки, не относится к данным классам - руки опущены  ( FeO, FeS2, CaH2, Na3P, Mn2O7,  H2S)
  3. Индивидуально - дифференцированное задание

               1 вариант

Найдите лишнее вещество

В каждой строчке одно вещество лишнее, найдите его, выпишите в тетрадь? Объясните,  почему  оно лишнее и постарайтесь определить степени окисления каждого элемента:


- SO3,  Mn2O7,  KClO3,  N2O5

- HCl,    NH3,  H2S,  CaO,

- Na2O,  Li2O,  CO2,  K2O,

           2 вариант

Найдите формулы

В тексте спрятались формулы оксидов, найдите их, подчеркните, выпишите в тетрадь, определите степени окисления каждого элемента и назовите их.


OF2SiH4NO2SAl2O3N2ONH3FClPSO2


NLi2OCS2ZnOCl2KSO3SiPCOBaSKCl

Взаимоконтроль и взаимооценка:  С обратной стороны доски правильные ответы:

              1вариант  – КСlО3, СаО, СО2

        2 вариант - NO2, Al2O3, N2O,  SO2, Li2O, ZnO,  SO3,СО.

4. По верхней половине формулы восстановите всю формулу и назовите её   H2O, CO2, NH3,  HCl, CaO      

 

Я креплю формулы на доске в таблицу, которую дети должны заполнить в ходе презентации выступлений

IV. Изучение нового материала

Ребята, с ролью  вот этих бинарных соединений в природе и  жизни человека мы и должны познакомиться в ходе нашего урока.  Вам к уроку были даны задания. Каждой группе нужно было подготовить презентацию одного бинарного соединения:  H2O, CO2, NH3,  HCl, CaO, воспользовавшись учебником, энциклопедией,  интернетом и выступление. Выступление  должно быть по плану:

                                               1. Название и формула

                                               2. Физические свойства

                                               3. Практическое значение

                                               4. Нахождение в природе

В процессе подготовки можно  было проявить творчество: придумать сказку, басню или быль,  подобрать загадку, нарисовать рисунок или провести репортаж, показать собственную презентацию или видео ролик  о веществе. Уверена, что все вы очень постарались и нам не будет скучно. Ну что же, начнём.  В ходе выступлений  групп класс заполняет  таблицу (её можно  заранее начертить в тетради или раздать готовую).

 

Название и формула

Свойства

Применение

Нахождение в природе

Вода  H2O

Жидкость, может быть твердой и газообразной, бесцветная, безвкусная, температура кипения 100°С, температура плавления 0°С

Большая теплоемкость

Выравнивание климата, растворитель, в промышленности, в с/х все реакции в организме

Моря, океаны, озера, реки, ледники

Оксид углерода (4)

Углекислый газ  

CO2,

Газ, бесцветный, без запаха, хорошо растворяется в воде

Тушение пожаров, шипучие напитки, хранение мороженого, растения используют для фотосинтеза

В воздухе, люди и животные выделяют при дыхании, выделяется при горении

Аммиак  NH3,

Газ, бесцветный, с резким  запахом, хорошо растворяется в воде

В медицине, в быту для мытья загрязнений, производство удобрений

Выделяется при гниении веществ, содержащих азот

Хлороводород

НСl

Газ, бесцветный, с резким  запахом, хорошо растворяется в воде

Для очистки металлов от ржавчины

В желудке у животных и человека

Оксид кальция

СаО

Твердое белое вещество, хорошо реагирует с водой

Используется в строительстве, для получения соды, хлорной извести

В чистом виде не встречается, в виде соединений

V. Закрепление материала

1. Соотнесите содержимое всех колонок таблицы и  запишите в виде последовательности цифр

Вещество

Свойство

Применение

Нахождение в природе

  1. СаО
  2. CO2
  3. НСl
  4. Аммиак
  5. Вода

1. Жидкость

2. Газ, с резким запахом

3. Твердое белое вещество

4. Газ без запаха

1 Шипучие напитки.

2. В строительстве

3. В медицина

4. Растворитель

5. Очистка металлов

1. В желудке

2. Выделяется при горении

3. Моря и океаны

4. При гниении

5. Встречается в соединениях

2. Найдите в тексте 5 ошибок  и исправьте их.

Бинарные соединения имеют огромное значение в жизни человека. Вода  Н2О – это самое удивительное вещество на свете. Она имеет большую теплоемкость  и поэтому выравнивает климат. Вода – хороший растворитель, поэтому широко используется в промышленности, сельском хозяйстве и быту.  Организм на 80% состоит из воды и все реакции в организме протекают в растворах.

Оксид углерода (4)  СО2 – это бесцветный газ, с резким запахом, хорошо растворяется в воде, поддерживает горение. Его используют для хранения мороженого, а растения используют углекислый газ для фотосинтеза.

     Аммиак  NH3 – бесцветная жидкость, которую используют в медицине, в    промышленности для получения     удобрений, в быту для получения шипучих напитков

      Хлороводород НСl – бесцветный газ, с резким запахом, хорошо растворяется в воде. Раствор хлороводорода называется нашатырным спиртом, его используют для очистки металла от ржавчины.

      Оксид кальция СаО – твердое вещество белого цвета, широко используется в строительстве.

VI. Домашнее задание

Ребята вы сегодня очень хорошо поработали,  я  довольна и рада за вас. Предлагаю вам самим придумать  себе домашнее задание. Это может быть любое творческое задание: викторина, кроссворд, загадки, интересные вопросы, интеллект-карта. Кому скучно работать одному, можно объединиться  и выполнить задание вдвоём. А для тех, кто ничего не сможет придумать §18 № 4,5 (письменно) по учебнику Габриеляна О.С.

VII. Итог урока, рефлексия

А теперь ребята сдайте мне пожалуйста карточки того цвета, который соответствует оценке урока, тем самым вы  поставите оценку мне, себе и его величеству уроку!

Приложение №1

В конце каждого урока важно осуществить рефлексию состояния ребёнка, его отношения к происходящему, его переживаний на уроке в связи с тем  содержанием и той деятельностью, которая либо коснулась его, либо захватила его, либо была для него полезна и интересна, либо он остался совершенно равнодушным и безразличным к  происходящему. Для этого очень удобны карточки трёх цветов:

  1. Карточка красного цвета обозначает: «Я удовлетворён уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой и хорошо работал на уроке, я получил заслуженную оценку, я понимал всё, о чём говорилось и что делалось на уроке».
  2. Карточка жёлтого цвета обозначает: «Урок был интересен,  и я принимал в нём активное участие, урок был в определённой степени полезен для меня, я отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно».
  3. Карточка зелёного цвета обозначает: «Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чём идёт речь, мне это не очень нужно, домашнее задание я не понял, к ответу на уроке я был не готов»

В конце урока каждый ученик сдаёт учителю карточку  того цвета, который  соответствует его внутреннему состоянию. Фамилии на карточках не указываются, поэтому у ребёнка нет повода для каких либо волнений.

                                                                             

                                                                                       Приложение №2

Если учитель не ограничен во времени и может позволить себе два урока на данную тему, то этот же урок можно провести с помощью технологии позиционного обучения (Автор технологии профессор, доктор психологических наук Н.Е.Вераксы).  Она очень актуальна  и даёт хороший результат:    развивает  творческие способности, самостоятельность в обучении, формирует активную жизненную позицию обучающихся. 

Изучение нового материала по данной технологии включает три этапа:

  1. Первый этап – информационный. Я  наглядно, доступно в зоне ближайшего развития учащихся класса объясняю  материал. На это отводится 50% учебного времени. После объяснения бланки с названием всех групп раскладываю на столе. Учащиеся сами выбирают бланк, вписывают свои фамилии и на этом же бланке делают записи.
  2. Второй этап - смысловой. Он заключается в анализе всего материала с точки зрения одной из позиций и в выполнении задания, соответствующего выбранной позиции.  Отводится 25% времени. Обучающимся предлагаются следующие группы: «Тезис», «Понятие», «Схема», «Апологет», «Оппозиция», «Практик», «Ассоциация», «Поэт», «Театр», «Вопрос», «Рефлексия», «Диалектик», «Эксперт», «Экспериментатор». Количество групп зависит от количества учащихся в классе. В каждой группе должно быть не менее двух учащихся.
  3. Третий этап - демонстрационно-дискуссионный. На этом  этапе учащийся предъявляет наработанный материал аудитории. Отводится 25% учебного времени.

Каждая группа отражает одну из позиций, в контексте которой проводится анализ изучаемой темы.

Группа «Апологет» - выявить и сформулировать положительные, оригинальные, интересные, перспективные стороны материала.

Группа «Оппозиция». Задание: сформулировать все «недостатки», которые удалось найти при изучении темы.

Группа «Понятие»  - указать базовые понятия, входящие в тему, и дать им определения.

Группа «Схема» - представить схему, отражающую смысловые связи между единицами изучаемого материала, и сделать пояснения к ней.

Группа «Тезис»  - изложить содержание изучаемой темы в виде  основных тезисов.

Группа   «Вопрос»   - сформулировать   вопросы   по   содержанию учебного материала.

 Работу данной группы можно организовать по принципу игры «Слабое звено»; после выступления всех групп вопросы задаются участникам каждой группы поочерёдно. При этом эксперты фиксируют, кто и на какое количество вопросов ответил

Группа  «Рефлексия» -   определить  трудности,  которые  могут возникнуть  у  обучаемых  при  использовании   материала.  Обосновать  свои  предположения.

Группа   «Практик» -    определить   возможности   использования материала в практической деятельности. Обосновать свои предположения.

Группа «Эксперт» - сформулировать позитивные и негативные моменты в деятельности каждой группы. Выставить оценки каждой группе по результатам работы.

 Группа «Ассоциация» - сделать рисунок, в котором отражены ассоциации (образы), возникшие при ознакомлении с темой занятия.

На третьем этапе каждая группа презентует изучаемый материал  с разных позиций

 «Эксперты» оценивают выступление каждой группы, которая может согласиться и не согласиться с оценкой. Однако деятельность группы, отраженная в бланке, дает объективную картину. Кроме того, в бланке поименно указывается состав группы, что позволяет контролировать посещаемость.

Третий этап является наиболее интересным для учащихся и преподавателей. Группы не повторяют выступления друг друга, что является следствием различия занимаемых позиций. В выступлении принимают участие все члены группы, излагая результаты работы, отвечая на вопросы, обсуждая. В процессе такой деятельности осуществляется осмысление материала с разных позиций, что очень важно для развития ребёнка.

Подобная организация позволяет решить ряд формальных вопросов, прежде всего контроль и оценку знаний учащихся. И что самое важное развивает – самостоятельность, активность, творчество. А это самое главное сегодня!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

бинарные соединения в жизни человека Леденёва Галина Викторовна 2010

Слайд 2

Цели урока Цели: Образовательные: знать: значение бинарных соединений ( H 2 O , CO 2 , NH 3 , HCl , CaO ) в жизни человека. Уметь: различать оксиды и гидриды, выделять их среди других веществ, определять степень окисления и называть их. Воспитательные: развитие умения работать в группе, с дополнительными источниками информации, умение сворачивать текстовую информацию в таблицу Развивающие: развитие творческих способностей, внимания, мышления и химической речи учащихся

Слайд 3

Педагогическме приёмы Терминологическая разминка : в парах дети должны вспомнить основные понятия и проговорить их друг другу: оксид, гидрид, степень окисления, бинарное вещество, сложное вещество, простое вещество Тренинговая игра «Соответствие движению» Учитель показывает карточки с формулами или выводит их по одной на экран. Если это оксид – дети поднимают одну руку, гидрид – поднимают две руки, не относится к данным классам - руки опущены ( FeO , FeS 2 , CaH 2 , Na 3 P , Mn 2 O 7, H 2 S )

Слайд 4

Индивидуальные дифференцированные задания 1 вариант Найдите лишнее вещество 2 вариант Найдите формулы В каждой строчке одно вещество лишнее, найдите его, выпишите в тетрадь? Объясните, почему оно лишнее и постарайтесь определить степени окисления каждого элемента: - SO 3 , Mn 2 O 7 , KClO 3 , N 2 O 5 - HH HCl , NH 3 , H 2 S, CaO , - Na 2 O, Li 2 O, CO 2 , K 2 O, В тексте спрятались формулы оксидов, найдите их, подчеркните, выпишите в тетрадь, определите степени окисления каждого элемента и назовите их. OF 2 SiH 4 NO 2 SAl 2 O 3 N 2 ONH 3 FClPSO 2 NLi 2 OCS 2 ZnOCl 2 KSO 3 SiPCOBaSKCl

Слайд 5

Работа в группах Группам были даны опережающие задания: подготовить презентацию одного бинарного соединения с помощью любых источников информации - учебника, энциклопедии, интернета и выступление по плану: Название и формула Физические свойств Практическое значение Нахождение в природе В ходе подготовки нужно было проявить творчество: придумать сказку или басню, подобрать стихи или загадки, нарисовать рисунок или сделать фотографию, показать презентацию или сделать репортаж о веществе.

Слайд 6

Индивидуальная работа Название и формула Свойства Применение Нахождение в природе Вода H 2 O Жидкость, может быть твердой и газообразной, бесцветная, безвкусная, температура кипения 100°С, температура плавления 0°С Большая теплоемкость Выравнивание климата, растворитель, в промышленности, в с/х все реакции в организме Моря, океаны, озера, реки, ледники Оксид углерода (4) Углекислый газ CO 2 , Газ, бесцветный, без запаха, хорошо растворяется в воде Тушение пожаров, шипучие напитки, хранение мороженого, растения используют для фотосинтеза В воздухе, люди и животные выделяют при дыхании, выделяется при горении Аммиак NH 3 , Газ, бесцветный, с резким запахом, хорошо растворяется в воде В медицине, в быту для мытья загрязнений, производство удобрений Выделяется при гниении веществ, содержащих азот Хлороводород НС l Газ, бесцветный, с резким запахом, хорошо растворяется в воде Для очистки металлов от ржавчины В желудке у животных и человека Оксид кальция СаО Твердое белое вещество, хорошо реагирует с водой Используется в строительстве, для получения соды, хлорной извести В чистом виде не встречается, в виде соединений

Слайд 7

Закрепление изученного Вещество Свойство Применение Нахождение в природе СаО CO 2 НС l Аммиак Вода 1. Жидкость 2. Газ, с резким запахом 3. Твердое белое вещество 4. Газ без запаха 1 Шипучие напитки. 2. В строительстве 3. В медицина 4. Растворитель 5. Очистка металлов 1. В желудке 2. Выделяется при горении 3. Моря и океаны 4. При гниении 5. Встречается в соединениях

Слайд 8

Закрепление изученного Найдите в тексте 5 ошибок и исправьте их. Бинарные соединения имеют огромное значение в жизни человека. Вода Н 2 О – это самое удивительное вещество на свете. Она имеет большую теплоемкость и поэтому выравнивает климат. Вода – хороший растворитель, поэтому широко используется в промышленности, сельском хозяйстве и быту. Организм на 80% состоит из воды и все реакции в организме протекают в растворах. Оксид углерода (4) СО 2 – это бесцветный газ, с резким запахом, хорошо растворяется в воде, поддерживает горение. Его используют для хранения мороженого, а растения используют углекислый газ для фотосинтеза. Аммиак NH 3 – бесцветная жидкость, которую используют в медицине, в промышленности для получения удобрений, в быту для получения шипучих напитков Хлороводород НС l – бесцветный газ, с резким запахом, хорошо растворяется в воде. Раствор хлороводорода называется нашатырным спиртом, его используют для очистки металла от ржавчины. Оксид кальция СаО – твердое вещество белого цвета, широко используется в строительстве.

Слайд 9

Рефлексия и итоги урока Я удовлетворён уроком, урок был полезен для меня, я много и с пользой работал на уроке, я получил заслуженную оценку, я понимал всё, о чём говорилось и что делалось на уроке Урок был интересен, и я принимал в нём активное участие, урок был в определённой степени полезен для меня, я отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чём идёт речь, мне это не очень нужно, домашнее задание я не понял, к ответу на уроке я не был готов

Слайд 10

Технология позиционного обучения

Слайд 11

Другие Варианты групп Группа «Схема» Группа «Понятие» Группа «Тезис» Группа «Рефлексия» Группа «Актёр» Группа «Поэт» Группа «Уравнение» Группа «Эксперимент» Группа «Практик» Группа «Ассоциация»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок химии в 8 классе по программе О.С. Габриеляна для общеобразовательных школ "Степень окисления"

Урок разработан с использованием технологии мультимедиа. Презентация к уроку активизировать внимание учащихся, проверять прочность усвоения нового материала....

Урок химии в 8 классе по программе О.С.Габриеляна. Тема: "Металлы - простые вещества". Разработан с помощью технологии критического мышления.

Конспект урока "Металлы - простые вещества" с презентацией для 8 класса. Урок разработан с помощью технологии критического мышления....

Пояснительная записка и тематическое планирование уроков химии в 9 кл по программе О.С.Габриеляна

В пояснительной записке отражены требования к уровню подготовки учащихся - личностные,метапредметные, предметные.  Перед каждой темой указаны ключевые компетенции, которые нужно сформироват...

Урок химии по теме "Соединения водорода, вода"

Урок химии в 11 классе, используется технология учебных проектов....

Тематическое планирование уроков химии в 8 классе по курсу О. С. Габриеляна

Тематическое планирование уроков химии по курсу О. С. Габриеляна. 8 класс Л.о.13. практические-2. автор программы Габриелян О.С. автор учеб. Габриелян О.С...

технологическая карта урока химии в 9 классе по программе О.С.Габриеляна. Тема урока "Решение задач"

Технологическая карта урока хими в 9 классе " соответствует программе Габриеляна О.С.. Урок  решения задач по теме "Вычисление массы или объема продукта реакции, если одно из исходных в...

урок химии в 8 классе по программе О.С. Габриеляна с использованием ЭОР по теме "Физические и химические явления. Химические реакции"

конспект урока  по теме "Физические и химические явления. Химические реакции" разработан с использованием ЭОР, в структуре урока полностью описаны деятельность учителя и ученика. Исполь...