Соединения щелочных металлов. Химия 9 класс.
план-конспект урока по химии (9 класс) по теме

Янучковская Людмила Анатольевна

Урок с обучающей лабораторной работой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soedineniya_shchelochnykh_metallov_9_klass_khimiya.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Соединения щелочных металлов.

Цели:

  • Обеспечить в ходе урока усвоение химических свойств соединений щелочных металлов, их применение в быту и производстве, значение в жизнедеятельности организмов. Продолжить формирование общеучебных умений и навыков работы с химическими реактивами и лабораторной посудой, а так же  навыки самоконтроля.
  • Содействовать в ходе урока формированию основных мировоззренческих идей причинно-следственных связей между явлениями строение атома щелочного металла – свойства простого вещества – свойства соединений щелочных металлов.
  • Развивать у школьников умение сравнивать, обобщать изучаемые факты, логически излагать свои мысли при ответе. Развивать у школьников самостоятельность, умение преодолевать трудности в учении, используя для этого  творческие задания. Развивать эмоции учащихся, создавая на уроках эмоциональные ситуации удивления, радости, используя  яркие примеры, демонстрации. Развивать познавательный интерес школьников, используя данные о применении изучаемых явлений в окружающей жизни.

Тип урока: комбинированный - изучение нового материала с использованием ИКТ.

Оборудование: учебник, мел, доска, компьютер, медиапроектор, экран, презентация темы урока, сообщение ученицы, технологические карты урока для учащихся, химические реактивы (растворы: гидроксид натрия, соляная кислота, сульфат меди гидроксид цинка, фенолфталеин) и лабораторная посуда (штатив с пробирками).

  1. Структура урока: I. Организационный момент. Объявление ученикам темы: Соединения щелочных металлов, цели урока: обобщить и систематизировать знания о щелочных металлах и их соединениях; познакомиться с применением этих соединений в быту и производстве, значением их в жизнедеятельности организмов; продолжить развитие умения характеризовать элементы по их положению в периодической таблице, составлять уравнения реакций и плана урока:
    1. Оксиды щелочных металлов.
    а) физические свойства; б) химические свойства;
  2. Гидроксиды щелочных металлов.
    а) физические свойства;
    б) химические свойства;

           в) применение.

  1. Соли щелочных металлов

      а) физические свойства;
     б) применение.

4. Значение в жизнедеятельности организмов.

                               II. Проверка домашней работы.

Для проверки домашней работы выполним тест – презентация первый слайд.
Тест по теме: Щелочные металлы.

  1. К щелочным металлам не относится:
    а) рубидий;                            в) калий;
    б) цезий;                                 г) медь.
  2. Электронная формула 1s2 2s2 2p6 3s2 3p6 4s1 соответствует элементу:
    а) литию;                              в) калию;
    б) натрию;                            г) меди.
  3. Радиус атома у элементов I группы главной подгруппы с увеличением заряда ядра: а) изменяется периодически;                   в) не изменяется;                                             б) увеличивается;                                      г) уменьшается.
  4. Щелочные металлы проявляют очень сильные:
    а) окислительные свойства;                 в) восстановительные свойства;
    б) амфотерные свойства;                      г) нейтральные свойства.
  5. Во всех своих соединениях щелочные металлы проявляют степень окисления:
    а)  +1;                                    в) +2;
    б) +3;                                     г) +4.
  6. К физическим свойствам щелочных металлов не относится:
    а) серебристо-белые;                в) хорошие электропроводники;
    б) мягкие и легкие;                    г) тугоплавкие.
  7. При взаимодействии элементов I группы главной подгруппы с водой образуется:     а) кислота;                                          в) оксид и выделяется водород;
    б) щелочь и выделяется водород;    г) соль .
  8. При взаимодействии кислорода со  щелочными металлами оксид образуется только с:     а) литием;                                в) калием;
           б) натрием;                              г) рубидием.
  9.  Щелочные металлы не взаимодействуют с:
    а)  неметаллами;                            в) водой;
    б) растворами кислот;                  г) концентрированными кислотами.
  10.  Натрий и калий хранят в керосине или в минеральном масле, потому что они:
    а) имеют резкий запах;               в) легко окисляются на воздухе;
    б) очень легкие;                           г) сильные окислители.

На тест отводится 8 минут.
Один ученик выполняет тест за доской. Учитель предлагает ученикам самостоятельно проверить свою работу. Ученик у доски также самостоятельно проверяет свою работу и оценивает ее.
Ответы: 1- г  2 - в  3 - б  4 - в  5 - а  6 - г  7 - б 8 - а  9 - б  10 - в.  
Самоконтроль: нет ошибок – «5», 1,2 ошибки – «4», 3,4 ошибки – «3», более – «2»
Один ученик в начале урока записывает выполненное домашнее упражнение на доске.

                               III. Домашнее задание: § 11, упр. 1 (б) стр.48.

                               IV. Изучение нового материала.
По ходу объяснения материала и просмотров слайдов учащиеся ведут записи по плану, раскрывая свойства и применение.

  1. Оксиды щелочных металлов – слад № 2.
    а) физические свойства; Учащиеся записывают в тетрадь свойства: твердые, белые, легкорастворимые.
    б) химические свойства; Учащиеся записывают в тетрадь: оксиды щелочных металлов – это типичные основные оксиды. Как все основные оксиды, оксиды щелочных металлов реагируют с водой, с кислотными оксидами, с кислотами.
    Ребята на доске и в тетради записывают уравнения химических реакций на примере оксида натрия:
    Na
    2O + H2O → 2NaOH; Na2O + CO2 → Na2CO3; Na2O + H2SO4 → Na2SO4 + H2O
  2. Гидроксиды щелочных металлов  – слайд № 3.
    а) физические свойства; Учащиеся записывают в тетрадь свойства: твердые, белые, хорошо растворимые, термически устойчивые, разъедают ткани и бумагу.
    б) химические свойства
    Инструктаж по техника безопасности при выполнении лабораторной работы.

Лабораторная работа (групповая работа) – слайд № 4
Химические свойства гидроксида натрия.
Цель: экспериментально доказать химические свойства щелочных металлов на примере гидроксида натрия.
Инструкция

  1. Налейте в чистую пробирку гидроксид натрия, добавьте несколько капель фенолфталеина. Что наблюдаете?
  2. Добавьте в эту же пробирку раствор соляной кислоты. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции.
    NaOH + HCl
    → NaCl + H2O Ребята на доске и в тетради записывают уравнения химической реакции в ионном виде.
  3. Налейте в чистую пробирку гидроксид натрия и добавьте раствор сульфата меди. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции.
    2NaOH +CuSO
    4  → Na2SO4 + Cu(OH)2 Ребята на доске и в тетради записывают уравнения химической реакции в ионном виде.
  4. В пробирку с гидроксидом цинка осторожно добавьте гидроксид натрия. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции.
    2NaOH +Zn(OH)
    2  → Na2ZnO2 + H2O Ребята на доске и в тетради записывают уравнения химической реакции в ионном виде.

Сделайте вывод о химических свойствах гидроксидов щелочных металлов.
Гидроксиды щелочных металлов реагируют с кислотами, солями, амфотерными гидроксидами, с кислотными оксидами, т.е.проявляют характерные основные свойства.
в) применение – слайд № 5. Гидроксид натрия – NaOH – едкий натр, каустическая сода, каустик. Гидроксид калия – КОН – едкое кали. NaOH и КОН – едкие щелочи, разъедают ткани и бумагу. Учащиеся записывают в тетрадь примение: для получения искусственного шелка, в производстве мыла и СМС, косметики, лекарств и т.д.

  1. Соли щелочных металлов – слайд № 5
    а) физические свойства. Учащиеся записывают в тетрадь свойства твердые кристаллические вещества, почти все растворимые в воде.
    б) применение: заполнение таблицы с слайда № 5. Работа с учебнику стр. 46 – 47 выписать применение:

Формула соли

название

применение

NaHCO3

Гидрокарбонат натрия, питьевая или пищевая сода

K2CO3

Карбонат калия, поташ

NaCl

Хлорид натрия, поваренная соль

Na2SO4 ∙ 10 H2O

Кристаллогидрат сульфата натрия, глауберова соль

Na2CO3 ∙ 10 H2O

Кристаллогидрат карбоната натрия, кристаллическая сода

  1. Значение в жизнедеятельности организмов - слайд № 6. Сообщение ученика по теме: «Значение соединений щелочных металлов в жизнедеятельности организмов».
    Ионы натрия и калия играют большую биологическую роль: Na
    + - главный внеклеточный ион, содержится в крови и лимфе, а К+ - основной внутриклеточный ион. «Работают» вместе. Соотношение концентрации этих ионов регулирует давление крови в живом организме и обеспечивает перемещение растворов солей из корней в листья растений. Ионы калия  - поддерживают  работу сердечной мышцы, помогают при ревматизме, улучшают работу кишечника.  Соединения калия – устраняют отеки.

V. Закрепление – слайд № 7. Входе закрепления нового материала решаем задачу.
Взрослый человек должен в сутки потреблять с пищей 3,5г ионов калия.

Задача.

В 100г кураги содержится 2,034г калия. Сколько граммов кураги нужно съесть, чтобы получить суточную норму калия?

Дано:                                            Решение:
m
сут (К+) = 3,5г                         100г(кураги) – 2, 034г(К+)
m
1 (кураги) = 100г                    х г(кураги) – 3,5г
m (К
+) = 2,034г                      х г = 100 ∙ 3,5/2,034 = 172г
Найти:
m(кураги) = ?г        
Ответ: чтобы получить суточную норму калия человеку нужно съедать 172г кураги в день.      

                               VI. Итог урока. Выставление отметок.
Итог урока:

  1. Какие физические и химические свойства характерны для оксидов, гидроксидов щелочных металлов.
  2. Где применяются гидроксиды и соли щелочных металлов

                                     

Технологическая карта для учащихся к уроку

Тема: Соединения щелочных металлов.

Тест по теме: Щелочные металлы.

1. К щелочным металлам не относится:
а) рубидий;                            в) калий;
б) цезий;                                 г) медь.

2. Электронная формула 1s2 2s2 2p6 3s2 3p6 4s1 соответствует элементу:
а) литию;                              в) калию;
б) натрию;                            г) меди.

3. Радиус атома у элементов I группы главной подгруппы с увеличением заряда ядра: а) изменяется периодически;                   в) не изменяется;                                             б) увеличивается;                                      г) уменьшается.

4. Щелочные металлы проявляют очень сильные:
а) окислительные свойства;                 в) восстановительные свойства;
б) амфотерные свойства;                      г) нейтральные свойства.

  1. Во всех своих соединениях щелочные металлы проявляют степень окисления:
    а)  +1;                                    в) +2;
    б) +3;                                     г) +4.
  2. К физическим свойствам щелочных металлов не относится:
    а) серебристо-белые ;                в) хорошие электропроводники;
    б) мягкие и легкие;                    г) тугоплавкие.
  3. При взаимодействии элементов I группы главной подгруппы с водой образуется:     а) кислота;                                          в) оксид и выделяется водород;
    б) щелочь и выделяется водород;    г) соль .
  4. При взаимодействии кислорода со  щелочными металлами оксид образуется только с:     а) литием;                                в) калием;
           б) натрием;                              г) рубидием.
  5.  Щелочные металлы не взаимодействуют с:
    а)  неметаллами;                            в) водой;
    б) растворами кислот;                  г) концентрированными кислотами.
  6.  Натрий и калий хранят в керосине или в минеральном масле, потому что они:
    а) имеют резкий запах;               в) легко окисляются на воздухе;
    б) очень легкие;                           г) сильные окислители.

План урока.

  1. Оксиды щелочных металлов.
    а) физические свойства; б) химические свойства;
  2. Гидроксиды щелочных металлов.
    а) физические свойства;
    б) химические свойства;

     Сделайте вывод о химических свойствах гидроксидов щелочных металлов.

          в) применение.

  1. Соли щелочных металлов

      а) физические свойства;
     б) применение. Работа с учебнику стр. 46 – 47 выписать применение:

Формула соли

название

применение

  1. Значение в жизнедеятельности организмов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Соединения щелочных металлов".

Урок химии в 9 классе с применением технологии развития критического мышления через чтение и письмо....

Презентация к уроку: Соединения щелочных металлов. Химия 9 класс.

1.      Цель использования презентации «Соединения щелочных металлов» на уроке - это повышение мотивации учеников к изучению свойств соединений щелочных металлов и активизация...

открытый урок в 9 классе "Соединения щелочных металлов"

Урок проводился в 9 классе. Тема данного урока является шестой в разделе «Металлы». Ей предшествовало изучение щелочных металлов. Ранее также были изучены темы: положение металлов в ПСХЭ Д.И.Менд...

Презентация "Щелочные металлы. Химические свойства. Важнейшие соединения щелочных металлов"

Презентация "Щелочные металлы. Химические свойства. Важнейшие соединения щелочных металлов" ...

Урок по химии "Щелочные металлы" 8 класс.

Урок № 8 в теме «Металлы», по учебнику О.С. Габриеляна «Химия», 9 класс.Тип урока: урок изучения нового материала.Основной метод обучения: проблемный.Основные формы обучения: эвристическая беседа, сам...

Конспект открытого урока химии по теме: «Щелочные металлы» (9 класс)

Разработка   открытого урока химиии в 9 классе по теме"Щелочные металлы" с использованием технологии  критического мышления....

Разработка урока.9 класс "Соединения щелочных металлов"

Тема урока: Соединения щелочных металлов. 9 класс Цели урока: * ознакомление обучающихся с наиболее распространенными соединениями щелочных металлов и их применением; * выявле...