Тема урока "Углерод". 9 класс.
план-конспект урока по химии (9 класс) по теме

Карабаева Людмила Валентиновна

Урок разработан в соответствии с программой О.С. Габриеляна. Конспект сопровождается мультимедийной презентацией, в которой отражается строение атома углерода, аллотропия , химические свойства и применение простых веществ, образованных атомами элемента углерода.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

IV А группа Углерод

Слайд 2

Химический элемент с 12 6

Слайд 3

Простое вещество

Слайд 4

Алмаз

Слайд 5

Графит

Слайд 6

Графит

Слайд 7

Фуллерен

Слайд 8

запомни Аллотропные видоизменения- Э то простые вещества, состоящие из атомов одного элемента Аллотропия – это явление существования аллотропных веществ.

Слайд 9

адсорбция Активированный уголь

Слайд 10

Химические свойства О 2 н 2 Al Fe 2 O 3 со 2 со сн 4 Al 4 C 3 F e C О 2

Слайд 11

Домашнее задание П.29, упр. 4-6

Слайд 12

Проверь себя В атоме изотопа углерода – 12 число электронов. Число протонов и число нейтронов соответственно равно: 12, 12. 12 6, 6, 6 6, 6, 12 6, 12, 6

Слайд 13

Проверь себя Кристаллическая решетка алмаза: Атомная Молекулярная Ионная Металлическая

Слайд 14

Проверь себя Углерод реагирует со всеми веществами ряда: AL , O 2 , Na 2 O AL, O 2, CuO H 2, O 2, BaO AL, H 2, Li 2 O

Слайд 15

Проверь себя В цепочке превращений С Х Y CaCO 3 Х и Y соответственно: CO и CO 2 AL 4 C 3 , CH 4 3. CO 2 и CO 4. CO 2 и Na 2 CO 3

Слайд 16

Проверь себя Сколько атомов углерода содержится в 1 карате алмаза? (1 карат = 200мг) 6 * 10 23 10 22 10 23 12 * 10 23

Слайд 17

Спасибо за работу.



Предварительный просмотр:

Тема урока:   Углерод.

Цель урока:  Рассмотреть строение атома и аллотропию углерода. Ознакомиться с явлением адсорбции. Изучить химические свойства углерода.

Оборудование:  Модели кристаллических решеток алмаза и графита, активированный уголь, раствор бриллиантовой зелени, ноутбук, проектор. Интерактивная доска.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2. Объявление темы и цели урока (Слайд 1).

3. Общая характеристика углерода (Слайд 2).

        Характеристика положения углерода в ПСХЭ. Учащиеся определяют его порядковый номер и составляют электронную формулу атома.

        Сообщение учителя. На внешнем электронном уровне углерод содержит 4 электрона и до его завершения не хватает 4 электрона. Поэтому тенденция к отдаче и принятию электрона у него выражена одинаково. Углерод склонен  к образованию слабо полярных ковалентных связей.

4. Углерод простое вещество. (Слайд 3).  В ввиде простого вещества углерод существует в трех формах – алмаз, графит, фуллерен. Причина многообразия – различное строение кристаллических решеток этих веществ.

        Сообщение об алмазе и демонстрация его кристаллической решетки – гипперсылка «Алмаз» , нажать на границу фигуры, а затем на изображение кристаллической решетки.

        Вернуться к слайду №3.

        Сообщение о графите и демонстрация его кристаллической решетки – гипперсылка «Графит» , нажать на границу фигуры, а затем на изображение кристаллической решетки.

        Вернуться к слайду №3

        Сообщение о фуллерене  и демонстрация его кристаллической решетки – гипперсылка «Фуллерен» , нажать на границу фигуры, а затем на изображение кристаллической решетки.

        Вернуться к слайду №3

 Во время и после просмотра ребята заполняют таблицу. Используют также учебник п.29.

Таблица 1.

Строение простых веществ, образованных атомами углерода.

Название вещества

Особенности кристаллической решетки

Свойства

Применение.

Алмаз

Графит

Фуллерен

        Учитель. Алмаз,  графит  и фуллерен являются аллотропными видоизменениями. На основе полученных на этом уроке знаний,  дайте определение этому понятию. Учащиеся озвучивают свои варианты. После чего учитель дает правильный вариант ответа. (Слайд 8).  Записывают в тетрадь.

(Слайд 9).           Учитель обращает внимание, что существует еще одна модификация углерода- аморфный углерод. Учащимся она известна в виде сажи, кокса, древесного угля. Предполагается, что это мелкодисперсный графит. Аморфный углерод, у которого искусственно увеличена поверхность, называется активированным углем. Внутренняя поверхность активированного угля увеличивается в 10 раз.

        Активированный уголь обладает таким свойством, как адсорбция.

Учащиеся выполняют практическое задание:

- в раствор с бриллиантовой зеленью добавляют 4-5 таблеток активированного угля и встряхивают.

Результат: зеленая окраска исчезла, раствор стал прозрачным.

Вывод: активированный уголь адсорбировал красящие вещества.

Задание:  составить логическую цепочку из рисунков слайда (активированный уголь,  противогаз,  механизм поглощения газообразного вещества поверхностью адсорбента).

5. Химические свойства углерода. (Слайд 10).  

Учитель предлагает проанализировать схему и ответить на вопрос : « Почему часть схемы изображена  синим цветом, а часть – черным». Учитель выбирает ученика. Он выслушивает все варианты ответа и дает правильный на свое усмотрение.(Ответ может быть его собственный, не обязательно из тех, что формулировали ученики).

Правильный ответ:

- синим изображены вещества, в которых углерод имеет «+» степень окисления, черным цветом изображены вещества, в которых углерод имеет «-»  степень окисления.

        Далее учащиеся согласно схеме представленной на слайде составляют уравнения химических реакций.

        6. (Слайд 11).  Домашнее задание. П.29, упр. 4-6. Учитель комментирует задания.

7. Закрепление  изученного материала.

Слайды 12-16 – тестовые задание. Правильный ответ выделяется по щелчку подчеркиванием.

8.Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Псевдоним" (8 класс, химия, обобщение по теме "Основные классы неорганических веществ"

Урок - виртуальное путешествие в лабораторию химика. В процессе исследования ученики определяют химические вещества, к какому классу они относятся и делают  выводы о принадлежности веществ к тому...

разработка урока русского языка по теме "Ведение дискуссии на заданную тему" 11 класс

урок русского языка по теме "Ведение дискуссии на заданную тему" (11 класс) и презентационный материал к уроку...

Разработка урока по теме «Решение задач с помощью рациональных уравнений, применяя метод подобия. ( первый урок по теме)» (8 класс)

На уроке показано, как для решения задачи можно применять подобие треугольников.Данная разработка урока содержит технологическую карту....

Конспект урока по теме Обобщение и систематизация знаний по теме «Основные классы неорганических соединений»

Урок обобщения знаний учащихся об основных классах неорганических соединений. Урок - игра. Составлена презентация к уроку....

Урок развития речи на тему: "Подготовка к сочинению-рассуждению на дискуссионную тему." 6 класс.

Урок развития речи содержит подготовку к сочинению - рассуждению на дискуссионную тему обучающихся 6 класса....